Научная статья на тему 'Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе'

Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МОТИВАЦИЯ / АКТУАЛИЗАЦИЯ / УМЕНИЕ / ИННОВАТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УСЛОВИЯ / УРОВЕНЬ / READINESS / SELF-MOTIVATION / ACTUALIZATION / SKILL / INNOVATIONS / TRAINING / PROFESSIONALISM / CONDITIONS / LEVELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Оксана Валериевна

Профессиональное самообразование учителя общеобразовательной школы является важной характеристикой его профессионализма и помогает успешно осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность с учетом интересов всех участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF READINESS TO TEACHERS AND IMPLEMENTATION OF SELF-EDUCATION INNOVATIVE MARKETING ACTIVITY IN SECONDARY SCHOOLS

Professional self-education of secondary school teachers is an important characteristic of his professionalism and help to successfully implement innovative marketing activities, taking into account the interests of all participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Формирование условий готовности учителя к самообразованию и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе»

О.В. Панченко

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ ...

УДК 378.046.4

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ

И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2012

О.В. Панченко, преподаватель маркетинга

Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения, Тольятти (Россия)

Аннотация: профессиональное самообразование учителя общеобразовательной школы является важной характеристикой его профессионализма и помогает успешно осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность с учетом интересов всех участников образовательного процесса.

Ключевые слова: готовность, самообразование, мотивация, актуализация, умение, инноватика, обучение, профессионализм, условия, уровень.

Профессиональное самообразование для учителя общеобразовательной школы составляет значимую самостоятельную деятельность, которая является важнейшей характеристикой его профессионализма. Сочетание организованного обучения и самообразования, является одним из условий готовности педагога к осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе.

Самообразование, как и другие формы профессионального обучения (обучение по месту работы, переподготовка, повышение квалификации, стажировка), обеспечивает постоянное профессиональное совершенствование учителя.

Именно целенаправленное образование, являясь психолого-педагогическим процессом, для которого характерно преобразование внешнего во внутреннее, позволяет сделать процесс подготовки результативным, интенсивным, оптимальным. Начало его и залог успеха в превращении внешних целей во внутренние - мотивация и актуализация [6].

Наличие мотивации определяет потребность учителя в осуществлении процесса самообразования, а затем впоследствии внедрения инновационно-маркетинговой деятельности в школе. Это является одним из условий готовности к осуществлению этой деятельности, так как мотив является толчком, внутренней побудительной силой и источником активности личности педагога.

Цель формирования умений профессионального самообразования у учителей состоит в содействии их профессиональному саморазвитию и подготовке к самостоятельному решению проблем возникающих в процессе осуществления инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе. Умение представляет собой функциональную, приобретенную психолого-физиологическую систему, обеспечивающую осуществление конкретной деятельности на том или ином уровне. Умение также можно представить как совокупность личностных качеств человека, обеспечивающих успешное сознательное достижение им конкретной частной цели деятельности. Умения включаются вместе со знаниями и навыками в подготовленность личности к деятельности [2].

Рассматривая «умение» как одно из свойств личности, имеем в виду высшую стадию развития умений, которая переходит в умелость, и затем, соответственно в готовность.

Умелость - это свойство личности, обладающей умениями. Но существует и такая стадия развития умений, когда они еще не перешли в умелость как свойство личности. Тогда, правильнее бы было при анализе способностей рассматривать качества и особенности человека, выполняющего ту или иную деятельность, а при анализе умений и навыков - качества и особенности деятельности, которую осуществляет человек [2].

В основе процесса формирования умений лежит работа мышления, она носит обобщенный характер и позволяет применять умения в любых изменяющихся условиях, успешно осуществлять процесс самообразования и внедрять инновационно-маркетинговую деятель-

ность в общеобразовательной школе.

Самообразование может осуществляться через изучение специальной литературы и ознакомление с передовым педагогическим опытом других учителей, специализирующихся в области инноватики и маркетинговой деятельности. Отсюда возникает желание перейти от одиночных решений проблем к массово-творческому поиску, от частного поиска к комплексному, от разрозненных усилий к их объединению в оценке и использовании, от закрытости к гласному обмену информацией и взаимовыгодному инициативному сотрудничеству.

Готовность учителя общеобразовательной школы заниматься самообразованием и впоследствии осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность, может зависеть от таких факторов, как сила развивающегося инновационного процесса и характера его отношений со средой [1]. С одной стороны - это обоснованность выбора или разработки новшества, его реализация, с другой - заинтересованность в нем всех компонентов учебно-воспитательного процесса: учителей, учащихся и их родителей.

Сказанное позволяет выделить факторы, которые способствуют интенсификации самообразования учителей и осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в школе:

а) творческий потенциал учителей, сюда же можно отнести способности к изменению ценностных ориен-таций и конструированию новых образцов личного поведения; разработку новых технологий и обучения инновационно-маркетинговой деятельности участников процесса; организация интенсивного взаимодействия и коммуникации;

б) разработанные комплексные проекты (программы, планы) самообразования, которые включают параметры не только самой инновационно-маркетинговой деятельности, но и среды, на которую она воздействует. Суть этого фактора в том, что любое изменение, новшество должны быть взаимосвязаны и иметь логическое продолжение;

в) консультирование проектов (программ, планов) самообразования и инновационно-маркетинговой деятельности, которые обеспечивают возможность создания альтернативных вариантов, своевременную коррекцию. Роль этих факторов важна, поскольку любое нововведение всегда связано с риском. В условиях школы это не столько экономический, сколько добровольный профессиональный, практический и морально-психологический риск. Отсюда возникает необходимость поиска антипода - гарантий, позволяющих избежать негативных последствий, определить и обосновать условия достижения определенных результатов в ходе самообразования и осуществления инновационно-маркетинговой деятельности и возможность компенсирующих действий в результате неудачи;

г) социально-экономическая среда, которая вступает как гарант инновационно-маркетинговой деятельности с позиций психолого-педагогического, научно-методического и материально-технического ее обеспечения;

д) ролевые позиции участников самообразования и

O^. Панченко

ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К САМООБРАЗОВАНИЮ .

осуществления инновационно-маркетинговой деятельности. Их можно охарактеризовать как инициативные, содействующие, противодействующие и бездействующие. Вполне понятно, что приоритет тех или других будет сказываться на инновационном потенциале школы в целом, т.е. на способности создавать и реализовывать нововведения, освобождаться от уже утративших свою роль, распространять те новшества, которые значительно влияют на деятельность общеобразовательной школы.

В современных условиях все больший акцент делается на процессе реализации инновационно-маркетинговой деятельности, а также анализе и оценке различных ситуаций в деятельности всех структурных подразделений общеобразовательной школы. Особое внимание уделяется соответствию сформулированных общих целей ценностным ориентациям всех членов школьного коллектива [3-5].

При создании условий для самооценки учителями своего уровня самообразования и осуществления инновационно-маркетинговой деятельности, повышается творческая инициатива всего педагогического коллектива. Педагоги включаются в исследовательскую деятельность, в которой каждый выбирает себе направление и имеет возможность критической оценки своего исследования и полученного результата. С этой целью учителям, для самоанализа, предлагаются разного рода анкеты, проводятся собеседования, консультирование, организовываются обсуждения на научно-практических конференциях, педагогических советах. Все это позволяет создать творческий коллектив, самообразование и инновационно-маркетинговая деятельность которого обеспечивается личной заинтересованностью, интересами общеобразовательной школы и учитывает интересы потребителей этих услуг, а именно детей и их родителей.

Сторонники, появившиеся на самых ранних этапах жизненного цикла нововведения, как правило, знакомы с предметом инновационного процесса. Убеждения и положительные установки развиваются у учителей в результате получения информации в процессе социальных интеракций, чтения аналитических обзоров и т. д. Важное значение имеет наблюдение за поведением других педагогов, поддержка и одобрение с их стороны, достаточная степень творческой свободы в совместной деятельности учеников и учителей, а также грамотное управление со стороны администрации и руководства общеобразовательной школы.

Таким образом, формируется определенный инновационный климат, где учитель чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе. Его можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента в педагогической деятельности:

- стимулированием чувства ответственности и решимости в достижении намеченной цели;

- внесением полной ясности относительно постав-

ленных перед педагогическим коллективом задач;

- формулированием задачи коллективу и отдельным его членам в полном объеме, объясняя, что они должны делать и к чему стремиться;

- обеспечением условий для творческого труда;

- созданием оптимальных условий для успешного выполнения поставленной задачи;

- поддержанием коллектива при решении возникающих проблем.

Восприимчивость общеобразовательной школы к новым достижениям научно-технической мысли зависит во многом от организационного климата, который в наибольшей степени благоприятствовал бы инициативному поиску нетрадиционных, новаторских решений, самостоятельной подготовкой педагогов и выбору средств и путей их достижения.

Таким образом, можно сделать вывод, что к необходимым условиям готовности учителя к самообразованию и успешному осуществлению инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе относятся следующие: сочетание организованного обучения и самообучения педагога, наличие у него мотивации, создание благоприятного организационного климата, которые в дальнейшем помогают учителю, обеспечить собственное качественное самообразование и продвижение инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внутришкольное управление: теория и опыт педагогических и управленческих инноваций / Под ред. Н.В. Горбуновой. - М.: Новая школа, 1995.

2. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: 1979.

3. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.

4. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.

5. Панченко О.В. Подготовка учителя к управлению инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся при помощи использования четырехэтапного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 61-62.

6. Шингирей Т.А., Шинкаренко В.А. Диагностика умений самообразования у слушателей курсов повышения квалификации педагогических кадров // Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник материалов и тезисов докладов VI международной научно-практической конференции 16-17 октября 2008 г. в 2-х томах. Т.1 / Сост. и ответ. ред. Н.В. Цицилина, Л.Н. Разина - Самара: Изд-во ГОУ СИПКРО, 2008. -500 с.

FORMATION OF READINESS TO TEACHERS AND IMPLEMENTATION OF SELF-EDUCATION INNOVATIVE MARKETING ACTIVITY IN SECONDARY SCHOOLS

© 2012

O.V. Panchenko, lecturer marketinq

Togliatti Institute of Technical Creativity and Patents, Togliatti (Russia)

Annotation: professional self-education of secondary school teachers is an important characteristic of his professionalism and help to successfully implement innovative marketing activities, taking into account the interests of all participants in the educational process.

Keywords: readiness, self-motivation, actualization, skill, Innovations, training, professionalism, conditions, levels.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.