УДК 374.1
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ МАРКЕТИНГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
© 2014
И.А. Донина, кандидат педагогических наук, 1оцент кафедры «Профессионального педагогического
образования и социального управления»
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Великий Новгород (Россия)
Аннотация: В статье обоснована информационно-аналитическая составляющая маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций, связанная с получением и анализом информации о рынке образовательных услуг и обеспечением эффективных коммуникаций с потребителями.
Ключевые слова: маркетинговая компетентность, информационно-аналитический компонент, руководитель образовательной организации, маркетинговая информационная система.
В последние десятилетия, происходящие в Российском обществе экономические, политические, технологические и социальные изменения, прочно связаны с возрастающими потребностями населения в постоянном усовершенствовании знаний, повышении квалификации, овладении новыми видами деятельности. Это расширяет требования к образовательным организациям и, следовательно, к их руководителям, актуализирует анализ содержания их профессиональной деятельности и существенно определяет качество профессиональной подготовки руководителей образовательных организаций.
В то же время, новая парадигма управления предполагает, что на смену управленческим иерархиям, жестким схемам, графикам и правилам приходит работа в командах, непосредственное взаимодействие, непрерывное обучение и самосовершенствование. Руководители становятся помощниками и партнерами для членов педагогического коллектива, что позволяет коллективу выступать в роли единой команды, проявлять инициативу, творческое участие, быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Кроме того, поскольку образовательные организации становятся все более открытыми социальными системами, их успешность во многом зависит от способности руководителя к организации эффективного взаимодействия с внешней средой и потребителями образовательных услуг.
Анализ профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных организаций представлен в работах Е.А. Ганаевой, А.М. Моисеева, А.А. Орлова, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, А.П. Тряпицыной, К.М. Ушакова, Т.Н. Шамовой. Одной из проблем, выделяемых авторами, является стремительное расширение функций руководителей. Это связано с различными факторами, ведущими из которых, на наш взгляд, являются следующие.
Во-первых: изменения потребительских предпочтений актуализировали необходимость поиска активного взаимодействия образовательной организации с внешней средой и как следствие, поиск путей успешного управления образовательной организацией в этих условиях.
В качестве второго фактора хочется отметить - усиление конкуренции на рынке образовательных услуг (особенно в части предоставления дополнительных образовательных услуг), что требует нового качества преподавания и сервиса и обуславливает необходимость создания такой клиенто-ориентированной среды, основу которой составляет учет ожиданий и предпочтений потребителей образовательных услуг.
Третьим фактором является массовое внедрение новых, в том числе информационных, технологий. Специфика технологии разработки и реализации образовательных услуг требует таких маркетинговых информационных систем, которые в кратчайшие сроки предоставляли бы сведения о клиенте, о возможностях услуг, о доступности к перечню услуг в электронном виде, а также автоматизацию решения вспомогательных задач
при предоставлении услуг и формирование информационных коммуникационных каналов с учащимися, родителями, общественностью, а также управление этими каналами.
Целью статьи является обоснование актуальности маркетинговой компетентности руководителей образовательных организаций и выявление сущности ее информационно-аналитического компонента.
Нарастание конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, несоответствие их качества требованиям государства и ожиданиям потребителей актуализирует применение маркетинговых технологий в сфере образования. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации обеспечивает его готовность и способность к разработке и реализации стратегии развития образовательной организации в условиях рыночной экономики. Маркетинговая компетентность руководителя общеобразовательной организации рассматривается нами как профессионально-личностное качество, определяющее возможность обеспечения успешной деятельности возглавляемой общеобразовательной организацией в конкурентной среде, за счет принятия принципов маркетинга в качестве основы управленческих действий. При этом предполагается активное использование маркетинговых технологий в деятельности общеобразовательной организации и принятие концепции маркетинг - менеджмента в качестве ведущей концепции управления.
В современном информационном обществе меняются также и технологии маркетинга. В частности, происходит изменение каналов коммуникаций: возрастание роли сети Интернет, возникновение нового программного обеспечения, позволяющего обобщать большие массивы данных и выстраивать прогнозы развития организации [2-8]. Таким образом, современный руководитель должен быть не только отличным организатором, специалистом по управлению сотрудниками, но и грамотным пользователем современных технологий (в том числе и информационных), способным заменить традиционную технологию работы на автоматизированную, основанную на использовании технических средств управления и соответствующего программного обеспечения для более эффективного анализа ситуации и уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.
На основе анализа существующих в литературе определений «компетентности» рассмотрим информационно-аналитический компонент маркетинговой компетентности менеджера образования как способность и готовность к эффективной реализации маркетингового подхода к управлению образовательной организацией с помощью информационных технологий. Информационно-аналитическая составляющая обеспечивает способность руководителя образовательной организации как ориентироваться в динамично растущей и существенно изменяющейся информации о рынке образовательных услуг с одной стороны, так и формировать внешние и внутренние информационные потоки, обеспечивающие взаимодействие с потребителями образовательных услуг с другой стороны. Основу ин-
формационно-аналитического компонента составляют профессионально значимые и личностные качества будущего руководителя, а также ценностные ориентиры и полученный управленческий опыт.
Подтверждение сказанного мы видим и в современных нормативно-правовых документах. Так, например, проект профессионального стандарта руководителя образовательной организации (управление в сфере образования) предусматривает четыре квалификационных уровня (4-7 уровни).
На 7 квалификационном уровне предусматривается компетенция руководителя, обеспечивающая жизнеспособность и эффективное развитие образовательной организации, включающая следующие обобщенные трудовые функции: разрабатывать стратегию организации, руководить реализацией стратегии организации, побуждать команды руководителей высшего звена управления, демонстрировать лидерские компетенции, руководить изменениями в организации.
На 6 квалификационном уровне обеспечивается управление видами (направлениями) деятельности образовательной организации для достижения стратегических целей. Руководитель этого уровня должен определять приоритеты и очередность задач, функциональных стратегий; проектировать бизнес-процессы, разрабатывать требования для их выполнения; управлять проектами/процессами в организации; руководить кадровым потенциалом и карьерой ключевого персонала; развивать собственные лидерские умения; руководить изменениями в схемах взаимодействия в рамках проекта/процесса.
На 5 квалификационном уровне предусматривается управление деятельностью структурного подразделения для достижения функциональных целей образовательной организации: планирование деятельности подразделения; управление деятельностью подразделения; управление сбором, систематизацией, трансляцией функциональной информации, знаниями, технологиями; развитие собственных управленческих умений; инициирование изменений и развития технологий.
На 4 квалификационном уровне предполагается управление оперативной деятельностью структурного подразделения образовательной организации для эффективного выполнения текущих задач, включающее планирование работы в соответствии с существующими требованиями; управление работами; осуществление развития персонала; осуществление саморазвития, руководство изменениями технологии, рационализаторством [1].
Однако не все руководители образовательных организаций готовы к работе в новых условиях, так как подготовка таких профессионалов иногда может отставать от запросов современного общества. Необходимо качественное изменение профессиональной подготовки будущих менеджеров образования, направленное на применение информационных знаний, умение актуализировать их в процессе решения конкретных профессиональных задач и в управлении своим профессиональным развитием. Одним из решений является подготовка будущих руководителей в рамках магистратуры.
В основной образовательной программе высшего профессионального образования направление подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» (Квалификация (степень) - магистр) профиль «Образовательный менеджмент» представлена ком-петентностная модель современного будущего руководителя, предполагающая наличие различных групп компетенций. Данная модель предполагает, что в области управленческой деятельности выпускник профиля «Образовательный менеджмент» должен обладать готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10); готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управ-
ленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12); готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13) [9].
Анализ опроса руководителей более 196 образовательных организаций Великого Новгорода, проводимого при поддержке Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области 2013 г., позволяет констатировать, что, многие из них испытывают трудности в управлении большой потоком поступающей и исходящей информации (28%) и в, частности в генерировании информационных потоков, направленных на повышение имиджа образовательного учреждения (20%); проведении маркетинговых исследований и обработке их результатов (23%), организации взаимодействия с социальными партнерами, включением родителей в образовательный процесс (34%), использование компьютерных технологий в управлении образовательным учреждением (32%).
В рамках данного исследования также респондентами было отмечено, что в области образовательного маркетинга и менеджмента для них актуальны знания и умения по следующим аспектам: организация маркетинговых коммуникаций (47%), организация и проведение маркетинговых исследований (54%), использование информационных и дистанционных технологий в самообразовании и саморазвитии (58%), использование информационных технологий в управлении образовательной организацией (73%). Полученные эмпирические данные также подчеркивают актуальность и значимость для руководителей современных школ и детских садов, как маркетинговой составляющей, так и ее компонента, связанного с эффективным использованием современных информационных технологий.
Однако, проведенный нами опрос руководителей образовательных организаций, позволил выделить среди востребованных директорами компетенций еще такие, как: способность и готовность к самосовершенствованию, расширению границ своих научных и профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня; готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа; способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта; умение разрабатывать образовательные программы и учебно-методические материалы для проведения обучения персонала в соответствии со стратегией развития организации; владение методиками анализа рынков, конкурентов и потребностей клиентов; владение теорией и практикой маркетинга услуг, методологией организации сервиса для клиентов; владение системой знаний об основах конкурентной политики и направлениях ее реализации; владение методами обеспечения привлекательности образовательной организации для членов педагогического коллектива и потенциальных будущих педагогов; владение комплексом знаний и практических навыков о методах разработки коммуникационной политики организации в условиях рынка; владение стратегиями рыночной деятельности организации, основами организации маркетинговой деятельности.
Обобщение полученных результатов исследования
позволило зафиксировать, с одной стороны, тенденцию усиления маркетинговой составляющей в профессиональной компетентности менеджеров в сфере образования (как ориентация на внешнюю среду и на активную маркетинговую политику, как в отношении социума, так и в отношении педагогического коллектива (внутренний маркетинг)), с другой - большую значимость использования информационных технологий в управлении образовательными организациями в условиях конкуренции.
Все вышесказанное, ведет к необходимости выделения составляющих подготовки образовательных менеджеров, связанной с активным использованием информационных технологий в реализации маркетингового подхода к управлению и как следствие, формированию таких компетенций, которые позволят обеспечить успешность возглавляемой организации в будущей управленческой деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)» (предварительный проект от 17.07.2013) - [Электронный ресурс]: rudn.ru>file.php?id=3091- дата обращения: 01.12.2013.
2. Донина И.А. Продуктивность взаимодействия образовательного учреждения и общественности как показатель маркетинговой компетентности его руководителя // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 3 (14). С. 102-105.
уровни готовности учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2012. № 1. С. 48-50.
4. Журавлева Т.А. Влияние маркетинговых коммуникаций и конкуренции на покупку услуг // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2012. № 21. С. 124-127.
5. Панченко О.В., Коновалова Е.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности // Самарский научный вестник. 2012. № 1 (1). С. 32-34.
6. Фирсова И.А. Влияние маркетинговых услуг на устойчивое развитие организации // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013.№ 1 (27). С. 101-104.
7. Панченко О.В. Использование системного подхода в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности в общеобразовательной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 2 (24). С. 421-422.
8. Панченко О.В. Подготовка учителя к управлению инновационно-маркетинговой деятельностью учащихся при помощи использования четырехэтапного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 61-62.
9. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» Квалификация « магистр « - [Электронный ресурс]: http://www.mgpu.ru/materials/21/21633.pdf - дата обращения: 01.12.2013.
3. Панченко О.В. Сущность понятия «готовность» и
INFORMATIVE AND ANALITICAL COMPONENT OF MARKETING COMPETENCE OF LEADERS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS
© 2014
I.A. Donina, candidate of pedagogical sciences, associate рrofessor, associate professor of the chair «Professional pedagogical education and social management»
Novgorod State University by the name of Yaroslav the Wise, Velikiy Novgorod (Russia)
Annotation: This article analyzes the informative and analitical component of marketing competence of leaders of educational institutions. The component is linked with analyzing data about educational service market and provides the effective communications with consumers.
Keywords: marketing competence of informative and analitical component, leader of educational institution, marketing informative system.
УДК 331.108.26
ОЦЕНКА СОТРУДНИКОВ МЕТОДОМ «ТАЙНЫЙ ПОКУПАТЕЛЬ» КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
© 2014
Н.Г. Климанова, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой «Психология труда и предпринимательства» Т.А. Трифонова, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология труда и предпринимательства» Институт экономики, управления и права, Казань (Россия)
Аннотация: В данной статье авторами рассматривается проблема оценки персонала методом «тайный покупатель». Работа написана на стыке психологии управления, управления персоналом, психологии труда, менеджмента. Опыт исследования будет интересен специалистам в области управления персоналом.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, метод «Тайный покупатель», управление персоналом, экспертная оценка, аттестация персонала, трудовая мотивация, оргдиагностика, анкетирование.
В современном менеджменте особую остроту приобретает проблема подбора, расстановки, оценки и мотивирования персонала. Традиционный лозунг «Кадры решают все!» приобретает все большую актуальность. В условиях конкуренции, высокой притязательности клиентов экономическое процветание организации определяется многими факторами, в том числе и особенностями непосредственного взаимодействия рядовых сотрудников организации и клиентов. Когда множество организаций предоставляют практически идентичные по цене, качеству, срокам, сервису товары и услуги, на первый план выходит «человеческий фактор» или «человеческий ресурс», предлагающий эти товары и услуги. Под
«человеческим ресурсом» Е.В. Румянцева подразумевает совокупный потенциал знаний, умений и навыков, трудовую мотивацию, лояльность по отношению к компании-работодателю, личностные качества, которыми обладают сотрудники организации [1]. Быть внимательным, вежливым и пунктуальным с каждым потенциальным клиентом - это одна из главных заповедей бизнеса. От того, насколько качественно работают сотрудники с клиентами, напрямую зависит будущее бизнеса. Таким образом, изучение и оценка «человеческого ресурса» позволяет выявить как возможности персонала компании, так и сильные и слабые стороны кадровой политики организации. В дальнейшем учет результатов оценки пер-