его проведения, так как имеет заданные параметры действий, где процесс описывается в пошаговой, поэтапной последовательности действий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коростелев А.А. Особенности регламентации аналитической деятельности в управлении образовательным учреждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 1. С. 192-195.
2. Коваль Н.Н. Повышение уровня аналитической деятельности руководителей в системе последипломного педагогического образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 29-32.
3. Ярыгин А.Н. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности внутришкольного управления // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 1.1. С. 128-132.
4. Коновалова Е.Ю. Особенности проявления языковой компетентности руководителей образовательных учреждений в аналитической деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3. С. 114-117.
5. Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. - М.: Педагогическое общество России, 1999.
6. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой (для директоров и заместителей директоров школ). - М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1997.
7. Коростелев А.А., Полторецкий Д.А. Автоматизированные информационно-аналитические
системы в аналитической деятельности управления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2012. № 1. С. 38-41.
8. Дмитриев Д.А. Особенности применения информационных технологий в аналитической деятельности образовательного учреждения // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 19-21.
9. Дмитриев Д.А. Современные информационно-аналитические системы в управлении образовательным учреждением // Вектор науки ТГУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 3. С. 24-29.
10. Коростелев А.А., Деобальд Н.В. Стратиграфическое построение информационного обеспечения аналитической деятельности внутришколь-ного управления // Сборник научных трудов ^огШ по материалам международной научно-практической конференции. 2009. Т. 14. № 2. С. 66-69.
11. Коростелев А.А. Технология обучения педагогических кадров аналитической деятельности: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольятти, 2003.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.
13. Пудовкина Н.Г., Коростелев А.А., Ярыгин О.Н. Аналитическая компетентность и уровни реализации аналитической функции управления. Монография / Тольятти, 2011.
14. Акчурина Т.Г. Концептуальная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных казначейских услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 43-49.
15. Коростелев А.А., Ярыгин А.Н. Технологизация аналитической деятельности руководителей образовательных учреждений. Монография / Тольятти, 2009.
INFORMATION FLOW CONTROL IN ANALYTICAL WORK
© 2012
A.A. Korostelev, doctor of pedagogical sciences, professor of «Economic and Management Training»
Togliatti State University, Togliatti (Russia) T.V. Komar, candidate of economic sciences, dean Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: With the increased flow of information education system raises the question of the need to order them to raise the level of analytical activity management.
Keywords: information flows, information, analytical work, analysis, technology analysis of the results of the educational system (TARES) «Landrail», management activities.
УДК 351.338.481.32
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ В ПРЕДЕЛАХ КЛАСТЕРОВ ТУРИЗМА И РЕКРЕАЦИИ
© 2012
Е.А. Маслиган, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и рекреации
Мукачевский государственный университет, Мукачево (Украина)
Аннотация: В статье рассматриваются организационные основы интегративного управления предприятиями в пределах кластеров туризма и рекреации. Актуальность исследования связана с тем, что сегодня наблюдается активное распространение опыта кластеризации, как базиса, который формирует условия для появления качественно новой организационной специфики управления предприятиями - интегративной.
Ключевые слова: кластер, сетевая организационная структура, предприятия туризма и рекреации.
С начала 2000-х г в Украине наблюдается активное распространение опыта кластеризации сферы рекреации и туризма. Именно кластеризация экономики считается базисом, который обеспечил условия для появления качественно новой организационной специфики управления предприятиями - интегративной. Она основана на разных организационных типах сетей и, соответственно, инновационном подходе к организационному развитию не одного, а группы предприятий и направлена на отказ от детерминизма или жесткой детерминированной иерархии систем управления.
Так, можно справедливо заметить, что кластеры запустили процесс эволюции общепринятого структурно-функционального подхода (от организационного
развития ориентированного на локальное развитие отдельных предприятий туризма и рекреации) к экспли-цированому в индетерминизм (основанного на применении гибких сетей иерархических систем управления группами предприятий в пределах кластера). Это особенно актуально для отечественной сферы туризма, в пределах которой уже функционируют кластеры [3]: агротуризма «Оберег» (в с. Грицев, Хмельницкой области); познавательного туризма "Южное туристическое кольцо" (в городах Вознесенск, Первомайск, Новая Одесса, Голая Пристань, Цюрупинск, Южное, Белгород - Днестровский, Измаил, Ильичевск и г. Алупка АР Крым); сельского туризма «Живописная Бережанщина» (села Бережанского района Тернопольской области) и
ряд др.
Специфика функционирования кластеров не нашла достаточного отражения в научной литературе. Вместе с тем, некоторые аспекты относительно формирования принципов интегративного управления кластерами рассмотрены Асаул А.Н. и Граховым В.П. в фундаментальной работе «Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере» (2007 г.) [1]. Специфика самого сетевого подхода на примере развития городов изучалась Метелевой Е.Р. [4]. Вместе с тем, именно организационные основы интегративного управления кластерами в сфере туризма и рекреации не получили достаточного освещения как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
Целью статьи является исследование организационных основ интегративного управления предприятиями в пределах кластеров туризма и рекреации.
В соответствии с научными работами Кальченко О.М., Тучи М.П. и других экономистов, нами установлено, что кластеры целесообразно рассматривать как искусственные объединения, сформированные при участии независимых партнеров. Такими партнерами могут быть предприятия или взаимосвязанные комплексы предприятий, ведущие общую работу или обслуживающие отдельные сегменты рынка, а также связанные с ними организации, учреждения [3]. При этом в сфере туризма и рекреации кластеры привязаны к источникам туристско-рекреационных ресурсов, которые используются для удовлетворения нужд населения в отдыхе и оздоровлении. В любом случае фактором, который обуславливает успех кластеров сферы рекреации и туризма, является их свойство оказывать содействие системному развитию участников искусственного объединения, на основе интегративного управления. Логическим доказательством такого суждения является интеграция разных аспектов деятельности независимых участников кластера в единую совокупность (или систему). Выделенные выше положения можно проиллюстрировать на примере кластера агротуризму «Оберег», который обладает следующими признаками [1, с. 100-240; 4]:
1) целостности - поскольку все участники кластера имеют общую цель стратегического развития, которое выступает системообразующих фактором (так, деятельность участников направлена на развитие аграрного туризма и предусматривает простое и доступное проживание в уютных усадьбах со всеми удобствами);
2) наличия элементов внутренней организационной структуры, каждому из которых присуща своя функции (так, в рамках кластера находиться участники, которые предоставляют услуги по размещению туриста, общественному питанию, организации активного отдыха (в лесу, на речке). Также,
- на корпоративном уровне, обеспечиваются мероприятия по организации программ отдыха: а) образовательные (а именно: проведение тренингов и семинаров, предоставление консультаций и подготовку к проведению образовательных мероприятий); б) информационные (маркетинг сельского туризма и РR деятельность); в) организационные (координация работы местных предпринимателей по обслуживанию туристов; организация взаимодействия с органами местной власти и общественными организациями; обеспечение соблюдения стандартов обслуживания туристов);
- на уровне инвесторов обеспечение доступа к источникам свободной ликвидности для участников кластера и т.д.
3) внутренняя устойчивость объединения, которое проявляется в стремлении к самосохранению, т.е. кластер, в условиях конкуренции стремиться сохранить себя (избежать серьезных потрясений, благодаря своевременному разрешению конфликтов между участниками, усовершенствованию организации, рациональному использованию ресурсов и повышении качества туристического продукта);
4) автономность (стремление к внутренней благоустроенности и независимости элементов кластера). Автономность в кластере «Оберег» проявляется в том, что его участники (владельцы «зеленых домов», магазинов, работников образовательных учреждений, местной власти и общественных организаций) внедряют высококачественный конкурентоспособный продукт - «Отдых в селе» и сегодня самостоятельно вырабатывают и продвигают его на рынок. При этом системные кризисные явления в развитии туризма Хмельницкой области не влияют на развитие кластера «Оберег» [1; 3; 10].
В соответствии с выделенными нами положениями, констатируем, что системные свойства кластера туризма и рекреации обеспечивает эффект синергии и является основой для интеграции его элементов (в т.ч. базовых элементов - предприятий и организаций, которые размещены на низшем иерархическом уровне кластера и организаций, которые выступают в роли координаторов и инвесторов). Такое организационное единство обеспечивается определенной системой сетей, которые представляют собой специфические наборы формальных или неформальных договоренностей, обеспечивающих осуществление определенных действий или общее использование ресурсов и компетенций участников кластера (в рамках одной или нескольких туристических аттракций, с целью достижения общей цели) [1].
Так, сетевая организационная структура кластера представлена на рис. 1. Сама сеть, как явление не ново в экономической науке и появилась достаточно давно. Характерным примером является глобальная финансовая сеть ордена Тамплиеров, инфраструктура которой с 1096 г. содержала элементы, которые использует современная банковская система. Кроме того, сегодня действуют: сети оффшорных юрисдикций; сети международных религиозных и благотворительных организаций; сети учебных учреждений и т.д. Вместе с тем, сети кластера туризма и рекреации присущий жесткая привязка к параметрам туристической аттракции (или к источникам туристско-рекреационных ресурсов), именно поэтому они имеют локальный характер (т.е. такому кластеру не присуще наличие организационной сети с территориальной неограниченностью) и мобильность предпринимательской деятельности (за счет автономности каждого из участников кластеру).
Рис. 1. Сетевая организационная структура кластера туризма и рекреации (разработано на основе [2; 4])
Примечание
* (в) - производство или участники кластера, которые непосредственно предоставляют услуги: 1) лечения и размещения туристов, а именно: пансионаты, санатории, туристические базы, отели, мотели, кемпинги; частные дома и квартиры; дома отдыха, другие средства размещения; 2) производства и реализации туристического продукта (туристические бюро и агентства; экскурсионные бюро; бюро реализации путевок); (о) обслуживания или участники кластера (предприятия и физический лица), которые предоставляют услуги по общественному питанию туристов (рестораны, столовые; бары; кафе и пи церии, фабрики-кухни и прочие); (с) сервисные или участники кластера, которые предоставляют услуги: 1) транспортных перевозок в т.ч. на туристических марш-
рутах; 2) досуга и самодеятельного туризма (киноконцертные залы; ночные клубы, туристические клубы; альпинистские и спелеологические клубы; конные, велосипедные и другие клубы); 3) торговли (магазины реализации туристического снаряжения и сувениров; пункты проката); 4) по разработке инноваций (высшие и средние специальные учебные туристические организации; институты повышения квалификации и переподготовки кадров; научно-исследовательские и проектные институты); К - корпоративное управление в т.ч. туризмом и рекламно-информационные туристические учреждения; В - органы управления туризма (в т.ч. общественные туристические организации и объединения); И- инвесторы (банки и кредитные союзы);
На основе выделенных нами свойств сетевая организационная структура кластера туризма и рекреации повышает возможности его участников за счет эффекта синергии и интеграции его элементов, вместе с тем это не является гарантией автоматического повышения гибкости очерченной организационной структуры и формирования способности быстро адаптироваться к изменениям внешней среды [5-9]. Данные качества образовываются исключительно как следствие:
- быстрого доступа к многочисленным ресурсам участников сети - на основе многообразия внутренних методов соединения, таких как «узлы» (методы соединения линейного типа) и «хабы» (как методы соединения однотипных участников сети);
- обеспечения рациональной структуры расходов (на основе эффективного корпоративного управления и формирования системы защиты от сбоев).
При этом констатируем, что, такую модель организационного развития не целесообразно отождествлять с промышленно-финансовыми группами, ассоциациями, консорциумами, корпорациями, холдингами и т.п. Систематизация расхождений в организационном развитии в пределах очерченных моделей приведена в табл. 1.
Таблица 1 - Систематизация базовых расхождений в организационном развитии в пределах кластеру и других объединений
Элементы сопоставления Организационное развитие, которое основывается на модели:
применение гибких сетей иерархичных систем управления в пределах кластера участие предприятия в промышленно-финансовых группах, ассоциациях и т.п.
1 2 3
Цель существ ов ания Создание возможностей для получения выгод в семи участниками сферы туризма и рекреации Развитие в пользу нескольких доминирующих участников или главного предприятия (при условии участия в финансово-промышленной группе или консорциуме) или материнской компании (в пределах холдинга)
Ключевые участники Предприятия. взаим освяз янньте комплексы предприятий, которые ведут общую работу шш обслуживают отдельные сегменты рынка и связанные с ними организ ации, учреждения и других сферах деятельности Состав участников зависит от формы объединения *
Участие в структуру (каждый участник предлагает уникальные компетенции, а условия участия могут пересматриваться). Добровольная (а в некоторых случаях ограниченная во времени1) Каждый участник предлагает уникальные или стандартные компетенции. Тем не менее, его
условия участия просмотреть сложно (они з акреплены договорами)
Средство обеспечения безопасности Система защиты от сбоев. которая обеспечивает взаимозависимость и взаимосвязь с другими участниками Взаимозависимость и взаимосвязь с другими участниками основана на разных методах координации*
Привязка к определенной территории и ресурсам Привязка к параметрам туристической аттракции, что обуславливает развитие кластера. Это приводит к формированию его моноцентрической пространственной организации. Расположение не имеет значения (при условии обеспечения транспортной и коммуникационной доступности, а также связности участников). Наличие туристско-рекреапионных ресурсов является одним из факторов развития, однако, не главной его предпосылкой. Это приводит к формированию его мегапентрической пространственной организации.
Движущая сила развития Инновапионность и эффективность Исключительно эффективность
Примечание.
Например, финансово-промышленные группы создается по решению правительства Украины, лишь на определенный срок и с целью реализации государственных программ развития приоритетных областей производства и структурной перестройки экономики, в частности программы, согласно межгосударственным договорам, а также производства конечной продукции.
Например, в вертикальных концернах ключевые участники это объединение фирм, которые охватывают весь цикл от закупки материалов и сырья к произ-
водству и продаже одного вида туристических услуг. Горизонтальные концерны объединяют похожие фирмы с разной клиентурой. В холдингах круг ключевых участников ограниченно материнской компанией и подконтрольными ею дочерними компаниями.
Например, для холдингов, средством повышения безопасности является разработка единой тактики и стратегии деятельности в глобальном масштабе, предоставления внутренних консультационных и технических услуг и финансирования капиталовложений в новые услуги; для концернов это координация действий участников со стороны доминирующих финансовых структур; для финансово-промышленных групп это единые программы развития приоритетных областей производства и структурной перестройки экономики Украины.
Следует отметить, что очерченные расхождения в организационном развитии в пределах кластеру и других объединений (промышленно-финансовых групп, ассоциаций и др.) являются базовыми, однако не едиными. По нашему мнению, важен непосредственный результат развития, который в кластерах проявляется в неравномерном, разнонаправленном развитии всех его участников. Это не свойственно другим объединением, которым характерно преимущественно наличие нескольких лидеров и значительного количества субъектов бизнеса, которые зависят от них, являются аутсайдерами или хотят походить на лидеров и подражают им.
Сетевая организационная структура кластера туризма и рекреации повышает возможности его участников за счет эффекта синергии и интеграции его элементов. Вместе с тем это не является гарантией автоматического повышения гибкости данной организационной структуры и способности быстро адаптироваться к изменениям внешней среды.
Выделенные качества формируются исключительно вследствие возможности: быстрого доступа к численным ресурсам участников сети (на основе многообразия внутренних методов соединения); обеспечения рациональной структуры расходов.
Непосредственный результат развития кластеров проявляется в неравномерном, разнонаправленном развитии всех его участников (что может быть использовано для повышения их конкурентоспособности). Это не свойственно другим объединением - где характерно наличие нескольких лидеров и значительного количества субъектов бизнеса, которые зависят от них, являются аутсайдерами или хотят походить на лидеров и подражают их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асаул А.Н., Грахов В.П. Интегративное управление в инвестиционно-строительной сфере./ под ред. д. э. н., профессора, Заслуженного строителя РФ А.Н. Асаула.- СПб.: «Гуманистика», 2007. - 248 с.
2. Кифяк В.Ф. Оргашза^ туристично! дiяльностi в УкраЫ Чершвщ / В.Ф. Кифяк: Книги-ХХ1, 2003. - 300 с.
3. Маслиган О.О. Практика кластеризаци сфери ре-креацп та рекреаци в Укра!ни. / О.О. Маслиган // Сталий розвиток економши. -№ 4, 2013.- С. 181-190.
4. Метелева Е.Р. Сетевой поход к управлению развитием городов: базовые понятия, ключевые положения, направления использования / Метелева Е.Р. // Вопросы управления - Вип. №2(15) - С. 85-95.
5. Клименко А.П. Актуальные проблемы формирования туристско-рекреационного комплекса черкасской области // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 83-85.
6. Фролова М.В. Особенности формирования регионального рынка туристских услуг // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 230-234.
7. Федорец Л.Н. Оценка эффективности деятельности туристического кластера // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия:
Экономика и управление. 2011. № 1. С. 42-46.
8. Кабиров И.С. К вопросу о государственном регулировании сферы туризма // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 2. С. 61-65.
9. Стойка С.А. Направления формирования и разработки стратегии управления туристической отрасли
украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2011. № 1. С. 36-40.
10. Сайт державно! служби статистики Хмельницько! обласл [Електронний ресурс] - иг1: http://www. km.ukrstat.gov.ua/Ukr/index.htm
THE ORGANIZATION BASIS OF INTEGRATIVE MANAGEMENT OF ENTERPRISES WITHIN THE CLUSTERS OF TOURISM AND RECREATION
© 2012
E.A. Masligan, candidate of economic sciences, associate professor, department of truism and recreations
Mukachevо State University, Mukachevо (Ukraine)
Annotation: The article examines the organizational integrative management of enterprises within the clusters of tourism and recreation. The research is actual because of today's active distribution of experience of clusterization, which creates conditions for emerging of new high-quality organizational specific of management enterprises - integrative.
Keywords: cluster, network organizational structure, enterprises of tourism and recreation.
УДК 378.046.4
СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ» И УРОВНИ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2012
О.В. Панченко, преподаватель маркетинга
Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения, Тольятти (Россия)
Аннотация: Ученые дают разные определения понятия «готовности», но из этих определений можно сделать обобщенный вывод о том, что «готовность» должна определяться сформированными качествами личности, необходимыми для достижения конечных целей. На основе методических принципов и компонентов готовности может быть построено содержание четырехэтапного обучения учителя инновационно-маркетинговой деятельности и управление процессом создания учащимися объектов интеллектуальной собственности.
Ключевые слова: готовность, структура, установка, компонент, интеграция, аспект, изобретательская грамотность, творчество, правовая культура, патентоспособные технические решения, объекты интеллектуальной собственности, «четырехэтапная система».
Современный учитель общеобразовательной школы характеризуется, прежде всего, своей подготовленностью, т. е. степенью соответствия накопленного опыта требованиям, предъявляемым к нему.
Поскольку профессиональная готовность - это предстартовое состояние к той или иной деятельности, то структуру самой деятельности можно определить как внутреннее строение, связь, соотношение и последовательность развертывания различных ее компонентов (цель, мотивы, способы, познавательные процессы, свойства личности). Структура является одним из важнейших показателей любой системы, опосредствующей целостность и взаимообусловленность составляющих элементов [1]. Цель обычно представляется как прогнозируемый результат деятельности. В аспекте рассматриваемой нами проблемы цель заключается в выявлении и создании условий для успешной подготовки учителя общеобразовательной школы к инновационно-маркетинговой деятельности.
Эффективная подготовка учителя возможна только с позиций личностно-деятельностного подхода, который предусматривает одновременно с изменением содержания образования и совершенствования организации процесса обучения формирование нового стиля мышления современного специалиста [1, 2]. В этих условиях учитель общеобразовательной школы становится субъектом своей деятельности и в процессе обучения самого себя формирует и развивает. Такой подход позволяет эффективно выявлять профессиональные проблемы, формировать новые умения и личностные качества учителя, который стремится стать профессионалом.
С.Л. Рубинштейн [3] говорил о том, что подготовка учителя возможна только с позиции личностного подхода, ибо «личность выступает как воедино связанная совокупность побудительной и исполнительной регуляции».
Опираясь на это положение, В.А. Сластенин [4] утверждает о возможности удовлетворения требований личностного подхода. При этом достаточно взять в качестве объекта анализа какую-то важную и универсаль-
ную характеристику личности учителя, которая будет, определять успешность или не успешность педагогической деятельности и отражать ее целостность.
Такой интегральной педагогической дефиницией, дающей достаточно полный состав личностных качеств учителя, является категория «готовность». Она выступает как условие и регулятор деятельности, как психологическое состояние, признак установки, как наличие субъекта определенных способностей, как синтез свойств личности, ее целенаправленное выражение.
В.И. Щеголь [1] говоря о готовности учителя к выполнению своей профессионально-педагогической функции, рассматривает готовность не только как специфическую «установку» личности к совершению конкретной деятельности, направленную на удовлетворение ее актуальной потребности, но и как интегративное качество, формирующееся в системе общественно полезной деятельности. Как компонент воспитательного процесса, она заключается в функционировании взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и включает в себя следующие элементы: цель, задачи, направленность, принципы, формы, методы, требования и условия.
Эти элементы находятся в строгой иерархии, предполагающей последовательный переход от одного элемента к другому. Основное требование системного подхода - определение цели. Цель содержит несколько частных задач, которые и определяют содержание взаимосвязанной деятельности учителей и учеников. Далее устанавливается связь между направленностью и педагогическими принципами, содержанием и методом. Методы органически вытекают из целей и содержания педагогической системы.
Следующий этап - выбор форм взаимосвязанной деятельности учителей и учеников. Связь содержания, форм и методов - обязательное условие системного подхода, сущность которого состоит в том, что все изучаемые явления не изолируются друг от друга, а находятся во взаимодействии друг с другом.
Основываясь на концепции о функциональной структуре личности, разработанной отечественными психоло-