Научная статья на тему 'Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности'

Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ УЧИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МОДЕЛИ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / СТРУКТУРА / БАЗА ДАННЫХ / ИНТЕРАКТИВ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / COMPETITIVE TEACHER PERFORMANCE / MULTIMEDIA AND INTERACTIVE MODEL OF INTELLIGENT TECHNOLOGY / CONCEPT / STRUCTURE / DATABASE / INTERACTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Оксана Валериевна, Коновалова Елена Юрьевна

Использование информационных и коммуникационных технологий открывает широкие возможности выбора способов обучения и реализации инновационного подхода к обучению, позволяет раскрыть учителю свой творческий потенциал, повысить эффективность уроков и успешно осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность в общеобразовательной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панченко Оксана Валериевна, Коновалова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING TEACHERS TO INNOVATIVE MARKETING ACTIVITY

The use of information and communication technologies offer a wide choice of ways to learn and implement innovative approaches to learning, the teacher can reveal your creativity, improve lessons and successfully implement innovative marketing activities in secondary school.

Текст научной работы на тему «Применение информационных и коммуникационных технологий в подготовке учителя к инновационно-маркетинговой деятельности»

Е.Д. Макеева

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ..

блемы глобального экологического кризиса, будущего науки, дальнейшей эволюции человека и человеческой цивилизации и т.д.);

- творческой - создание и размещение в сети какого-либо электронного продукта (страницы в «Википедии», web-сайта, разработки мероприятия для школьников и т.д.).

В целом наш опыт показывает, что использование инновационных технологий в учебном процессе вуза, в том числе в преподавании дисциплины «Концепции современного естествознания», позволяет изменить характер учебно-познавательной деятельности студентов в лучшую сторону и, в конечном счете, способствует совершенствованию качества подготовки компетентного специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие. Самара: СамГТУ, 2004. 90с.

2. Большакова Е.А. Десмоэкологический подход к формированию экологоцентрического мышления студентов при изучении курса «Концепции современного естествознания»: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Самара, 2004.

3. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образова-

ния для устойчивого развития. Ульяновск: Издательство «Симбирская книга», 2003. 216 с.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование. 1998. -256 с

5. Снисар Е.А. Эффективное сотрудничество преподавателя и студента как одно из условий внедрения проблемного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 1. С. 190-193.

6. Чумак Н.Ф. Анализ современных технологий обучения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2009. № 2. С. 112-118.

7. Тарасова Е.О. Проектная деятельность как технология развития ключевых компетенций будущих специалистов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психологопедагогические науки. 2009. № 1. С. 99-106.

8. Ткачук И.А. Проектный метод в преподавании иностранных языков // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 305-308.

Монахов В.М.. Ярыгин А.Н.. Коростелев А.А.. Васекин С.В., Зелик О.Н., Власов Д.А., Никулина Е.В.. Грачев О.Б. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. Know how технологии / учебное пособие / Тольятти. 2004.

FEATURES INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN TEACHING “CONCEPT OF MODERN SCIENCE” ARTS STUDENTS TECHNICALITIES

© 2012 E.D. Makeeva, candidate of historical sciences, assistant professor, associate professor of the department of “Physics and Methods of Teaching “

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: The article describes the use of innovative technologies in the teaching of the course “Concepts of modern science” based on desmoekologicheskom approach. From this perspective, the discipline of the “Concept of modern science” - a system of trans-disciplinary natural science ideas, models and results describe the relationship of nature, man and society. Transdisciplinary idea that the “red thread” runs through the entire course, is the idea of forming ekologotsentrich-eskogo thinking of students.

Keywords: innovative technology, the discipline of the “Concept of modern science,” desmoekologichesky approach.

УДК 378.046.4

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2012 О.В. Панченко, преподаватель маркетинга

Тольяттинский институт технического творчества и патентоведения, Тольятти (Россия) Е.Ю. Коновалова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)

Аннотация: использование информационных и коммуникационных технологий открывает широкие возможности выбора способов обучения и реализации инновационного подхода к обучению, позволяет раскрыть учителю свой творческий потенциал, повысить эффективность уроков и успешно осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, конкурентоспособный учитель, эффективность, мультимедийные и интерактивные модели, интеллектуальная технология, концепция, структура, база данных, интерактив.

В настоящее время стремительное развитие компью- го учителя.

терных технологий обусловило их внедрение в обра- Важным фактором, влияющим на направленность

зовательный процесс школы и выявило новые аспекты и содержание подготовки учителей в области иннова-

проблемы организации самостоятельной работы учите- ционно-маркетинговой деятельности с использованием

ля - новатора. ИКТ, являются современные тенденции развития обще-

Одной из особенностей является то, что внедрение образовательной школы, отражающиеся в структуре и

информационных и коммуникационных технологий в наполнении базисного учебного плана школы.

учебный процесс происходит такими бурными темпами, Концептуальный анализ модернизации системы об-

что педагогическая наука не успевает полностью учиты- разования показал [2], что основные проблемы в настоя-

вать эффективность и педагогические условия их при- щее время следующие:

менения [1]. - отсутствует система непрерывной подготовки и по-

Эффективность модернизации образования зависит вышения квалификации в области ИКТ;

от многих факторов и условий, ориентированных на вы- - инновационно-маркетинговая деятельность в обще-

явление резервных возможностей качества подготовки образовательной школе с использованием ИКТ недоста-

профессионально-компетентного, конкурентоспособно- точно включена в методическую подготовку/переподго-

товку учителей; слаба материально-техническая база и недостаточно программное и научно-методическое обеспечение педагогических кадров;

- практически отсутствует опыт работы с учителями по трансформации школы на базе ИКТ;

- недостаточно используется в системе повышения квалификации внутренний потенциал системы образования в лице наиболее продвинутых учителей - новаторов;

- практически отсутствуют учебные курсы нового поколения, ориентированные на использование ИКТ в инновационно-маркетинговой деятельности общеобразовательной школы.

Поскольку современное общество и школа испытывают потребность в инициативных и грамотных учителях - новаторах, а возросший поток информации, которую необходимо перерабатывать и использовать, в сочетании с быстрым развитием техники, требуют постоянного самообразования, это неизбежно приводит к увеличению удельного веса времени отводимого на организацию самостоятельной работы учителя. А повышение эффективности самостоятельной работы учителя

- новатора, будет существенно влиять и на качество его профессиональной подготовки.

Одним из путей повышения уровня профессиональной подготовленности учителя - новатора является знакомство с последними достижениями науки.

В настоящее время основной вид технологии обучения - это интеллектуальная технология, которая приходит на смену традиционным формам обучения. И именно она лежит в основе концепции непрерывного образования, в рамках которой происходит переход «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь». Поэтому задача современного учителя - новатора уметь не только рационально организовать свою самостоятельную работу, но и научить учеников самостоятельно добывать знания, что в наш информационный век делать необходимо, то есть привить ученикам навыки самообразования.

Педагогическое взаимодействие учителя с учеником в процессе самостоятельной работы может быть описана как сложная структура взаимосвязей таких видов деятельности ученика, как информационно-ориентационная, проектировочная, познавательная, рефлексивная; а также таких видов деятельности учителя, как информационно-ориентационная, моделирующая, консультирующая, контрольно-оценочная, аналитическая.

Это взаимодействие должно осуществляться с учетом таких принципов, как принцип критического осмысления педагогической информации; принцип учета недетерминированности содержания образования; принцип субъект-субъектного взаимодействия; принцип рефлексивной направленности самостоятельной работы; принцип развития ответственности ученика за результат обучения.

Современный учитель - новатор общеобразовательной школы должен быть профессионально мобильным, обладать самостоятельностью мышления, гибким менталитетом в решении образовательных задач, связанных с поиском и внедрением новых инновационных и информационных технологий. Поэтому большое значение придается самостоятельной работе учителя - новатора, с научно-практическим и практико-профессиональным уклоном. При этом наибольший эффект достигается тогда, когда имеет место систематичность и равномерная интенсивность работы.

Однако, в процессе организации самостоятельной работы учителя - новатора основное направление должно состоять не только в создании для него благоприятных психолого-педагогических условий, но и техническое оснащение его рабочего места.

Сегодня трудно представить себе рабочее место учителя - новатора без персонального компьютера. Современный компьютер, благодаря своим функцио-

нальным особенностям, находит применение в обучении разнообразным дисциплинам и служит базой для создания новых информационных технологий.

Компьютерная технология обучения - это совокупность методов, форм и средств представления и усвоения различных видов знаний с помощью компьютерной техники [3].

В процессе обучения с применением компьютерной поддержки, реализуется комплекс педагогических функций. Это, прежде всего:

- информационно-выбирающая, с помощью, которой для каждого обучающегося индивидуализируется содержание обучения;

- информационно-предъявляющая, нацеленная на представление информации обучающемуся;

- информационно-иллюстрирующая, реализуемая через иллюстративный материал;

- тренажерная, направленная на формирование и развитие у обучающихся умений и навыков практической деятельности.

Остановимся более подробно на первых двух.

Компьютер диалоговым характером своей работы стимулирует обучающегося к деятельности и контролирует его результаты. Каждый обучающийся сам может выбирать темп обучения, делать в работе паузы и т.д., что приводит к индивидуализации обучения.

При недостаточном уровне подготовки учащихся, изложение теоретических сведений максимально упрощено, вопросы и задачи облегчены, обучение ведется на базовом уровне. Подготовленным учащимся теория излагается углубленно с предложением творческих задач, требующих изобретательности и интуиции. Между этими крайними случаями может быть промежуточная более тонкая градация, учитывающая разный уровень подготовленности учащихся.

Информационно-предъявляющая функция компьютерной технологии обучения, ведется через информационные системы и выражается в представлении и обработке данных с помощью компьютера. Общая функция информационных систем - сбор, хранение, обработка информации и выдача в той или иной форме.

Важнейшими подсистемами информационных систем являются банки информации, в которых хранится универсальная информация, необходимая для решения разнообразных задач. При этом сами данные образуют базу данных, а банк, наряду с базой, содержит программные средства обработки данных и реализации запросов, т. е. систему управления базой данных. Как правило, банки данных являются системами коллективного пользования.

Современные графические и звуковые возможности компьютера обусловили появления средств гипер- и мультимедиа, при этом технология мультимедиа в последнее время широко применяется для создания электронных учебников.

Персональная революция 80-х гг. принесла в сферу обучения не только новые технические, но и дидактические возможности, это доступность ПЭВМ, простота диалогового общения и, конечно же, графика [4].

Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет не только увеличить скорость передачи информации обучаемому и повысить уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных качеств, как интуиция и образное мышление.

На рынке компьютерных технологий появляются все более перспективные для целей профессиональной подготовки технические и программные новинки, термин «компьютерные технологии» постепенно вытесняется термином «информационные технологии». Под ним понимают процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств.

Информатизация образования предусматривает соз-

дание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в энциклопедиях, электронных архивах, справочниках, базах данных. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на более высокий уровень, потому что при использовании компьютера информация представляется не статичной таблицей или схемой, а динамичным рядом. Ученикам намного интереснее воспринимать информацию в форме интерактива, нежели при помощи устаревших таблиц.

Интерактивные модели позволяют перейти от пассивного усвоения знаний к активному, так как учащиеся получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию с возвратом к какому-либо фрагменту, что существенно повышает эффективность усвоения материала.

Информационные технологии обучения можно определить как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. Они могут применяться в учебной практике как универсальное педагогическое средство, обладающее возможностями, которые не способны реализовать в полной мере традиционные технические средства обучения [5, 6, 7 и др.].

Поэтому использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые широкие возможности выбора способов обучения и реализации инновационного подхода к обучению, позволяет раскрыть учителю свой творческий потенциал, повысить эффективность уроков и успешно осуществлять инновационно-маркетинговую деятельность в общеобразовательной школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информационные и коммуникационные технологии в образовании, науке, медицине и промышленно-

сти как объекты охраны и коммерциализации интеллектуальной собственности в формате четвертой части ГК РФ: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) / науч. ред. З.Ф. Мазур - Тольятти: нОу «ТИТТиП»; ТВТИ,

2008. - 287 с.

2. Богданова С.В. Анализ основных направлений информатизации педагогического образования // Академия информатизации образования. Сборник научно-методических трудов. Пермский выпуск. - Москва-Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2003. - 92 с.

3. Лятецкая В.И. Методологические основы использования компьютерных технологий обучения в преподавании дисциплины «Инженерная графика» // Методологии управления инновационными процессами в науке и образовании: Сборник науч. трудов/ Тольятти: МОУ ДПОС - ЦИТ; ОАО ПП «Современник». - 2001.

- 176 с.

4. Кушев В.О., Аляев Ю.А. Дидактические аспекты применения информационных технологий в образовании // Академия информатизации образования. Сборник научно-методических трудов. Пермский выпуск. - Москва-Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2003. - 92 с.

5. Логвиненко Ю.В. Дидактические преимущества применения новых информационных технологий в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 106-109.

6. Денисова Е.С. Информационные технологии при обучении математике студентов среднего профессионального образования // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 4. С. 317-320.

7. Никифорова Е.В., Бабошина Э.С. Информационные технологии - инструмент активизации потенциала работников и организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета.

2009. № 7. С. 159-165.

USE OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN TRAINING TEACHERS TO INNOVATIVE MARKETING ACTIVITY

© 2012

O.V. Panchenko, lecturer marketinq, Togliatti Institute of Technical Art and patenting

Togliatti Institute of Technical Creativity and patents, Toqliatti (Russia)

E.Y. Konovalova, candidate of pedagogical sciences, associate professor of russian and foreign languages

Volga State University of Service, Togliatti (Russia)

Annotation: the use of information and communication technologies offer a wide choice of ways to learn and implement innovative approaches to learning, the teacher can reveal your creativity, improve lessons and successfully implement innovative marketing activities in secondary school.

Keywords: information and communication technologies, competitive teacher performance, multimedia and interactive model of intelligent technology, concept, structure, database, interactive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.