Научная статья на тему 'Подготовка учителя к реализации современных образовательных технологий'

Подготовка учителя к реализации современных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМБИНАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMBINATION OF INNOVATIVE METHODS EDUCATIONAL TECHNOLOGY / DESIGN / SELF-REALIZATION / THE COMPETENCE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кабанова В. С.

В статье поднимается проблема подготовки будущего учителя к овладению современными образовательными технологиями. Данная статья будет полезна и педагогам-практикам.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article has been risen the problem of preparing future teachers in order to take knowledge about modern educational experiences.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к реализации современных образовательных технологий»

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.С.Кабанова

В статье поднимается проблема подготовки будущего учителя к овладению современными образовательными технологиями. Данная статья будет полезна и педагогам-практикам.

Ключевые слова: комбинация инновационных методов, образовательные технологии, проектирование, самореализация, компетентностный подход.

Preparation of the teacher for realization of modern educational technologies. In the article has been risen the problem of preparing future teachers in order to take knowledge about modern educational experiences.

Key words: combination of innovative methods educational technology, design, self-realization, the competence approach.

Современные реалии таковы, что в обществе на сегодняшний день востребована конкурентоспособная личность. Изменившееся качество жизни требует от выпускника школы не столько умения выполнять указания, сколько решать жизненные проблемы самостоятельно. Поэтому создание условий для саморазвития и самореализации личности является одним из главных направлений в учебно-воспитательной работе.

В изменившихся условиях становится очевидным несоответствие уровня методологической, теоретической, технологической, дидактической и методической подготовленности учителя к масштабным переменам в жизни школы, общества, государства. Обновляющаяся, инновационная школа востребовала учителя нового типа - учителя-исследователя, способного создавать, осваивать и использовать педагогические новшества, проектировать свою деятельность сообразно меняющимся условиям.

Сегодня во многих педагогических вузах введен спецкурс «Современные образовательные технологии». Данный курс способствует формированию у будущих учителей таких интеллектуальных, личностных и поведенческих качеств, которые позволят им (учителям) не только адаптироваться к существующим условиям жизни школы и осуществлять нормативную деятельность, но главным образом, с учетом складывающейся ситуации, с учетом тенденций развития образования прогнозировать и проектировать свою деятельность и деятельность учащихся. Также спецкурс «Современные образовательные технологии» способствует повышению творческого потенциала будущих преподавателей, формированию (самовоспитанию) у них креативности как личностной характеристики.

Как показывают наблюдения, традиционная система обучения в школе культивирует, прежде всего, исполнительскую позицию, то есть как можно более успешное воспроизведение образцов и алгоритмов, заданных учителем в готовом виде. Естественно, при таком положении

дел динамики развития личности не происходит. Обновляющаяся экономика и другие сферы жизни на сегодняшний день востребовали компетентных специалистов, способных самостоятельно принимать решения и нести личную ответственность за порученное дело, имеющих проективный тип мышления и умеющих проектировать свою жизнедеятельность, готовых к постоянному творческому поиску. В новой социально-педагогической ситуации целью профессионального и педагогического образования провозглашается создание максимально благоприятных условий для личностного и профессионального становления и самоопределения будущего специалиста, педагога, в совершенстве владеющего технологией применения современных методов обучения.

Изучение и проектирование образовательной среды, максимально благоприятствующей становлению самостоятельности мышления школьников вообще и их учебной самостоятельности в частности - одна из важнейших задач, выясняющих соотношение обучения и развития.

Основной способ решения этой задачи - генетико-моделирующий эксперимент, который является одновременно:

• методом исследования возрастных возможностей детей и подростков;

• способом преобразования сложившихся представлений о возрастных нормах развития;

• местом создания и апробации новых образовательных систем.

Наиболее последовательно генетико-моделирующий эксперимент применяется в психолого-педагогической школе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Эта система способствует развитию личности гораздо лучше, чем доминирующая традиционная система образования.

Несмотря на то, что система Эльконина-Давыдова обладает неоспоримыми достоинствами, ее применение следует рассматривать в свете инновационных процессов, происходящих в современном образовании. Система Эльконина-Давыдова расширяет рефлексивные возможности человека, обеспечивает становление его мыслительной самостоятельности. Умением учиться, по Эльконину-Давыдову, называется способность человека (1) обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения данной задачи и (2) самостоятельно находить недостающие знания и умения. Это определение включает как эмпирический, так и теоретический тип знаний, которые ищет учащийся для решения новой задачи.

В условиях модернизации образования для полноценного развития личности уже недостаточно расширения ее рефлексивных возможностей. Самостоятельность мышления на сегодняшний день обеспечивается еще и за счет освоения дополнительных компетенций, что крайне важно для выпускника школы, которому жить и работать в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Человек, умеющий учиться самостоятельно, столкнувшись с новым типом заданий, способен преобразовывать известные ему способы действия и искать новые, используя при этом ресурсы, предоставляемые человеческой культурой (в частности, учебники, справочники, словари и т.д.). Задача педагога - постоянно поддерживать у ученика интерес к процессу применения знаний на практике. Самостоятельность повышает самооценку человека. Это позволяет

впоследствии стать более инициативным, научит принимать правильные решения, брать ответственность на себя, быть компетентным в различных областях знаний.

Самостоятельная учебная деятельность, как видим, развивает не только рефлексивное мышления, являющееся одним из компонентов умения учиться, - развивается самостоятельность личности. Уровень мыслительной самостоятельности личности повышается за счет освоения компетенций.

Использование современных методов обучения является основой при организации учебной деятельности учащихся. Одним из таких методов является проблемно-исследовательский метод обучения. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерностях развития этой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях. При реализации проблемной ситуации у ученика, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, поэтому проявить самостоятельность мышления, творческий поиск ему в данный момент просто необходимо. Степень новизны заключается еще и в том, что при проблемном подходе в обучении возможна комбинация инновационных методов (элементов проблемно-модульного, разноуровневого обучения; метода проектной деятельности, исследовательского подхода в обучении, использование метода информационно-коммуникативных технологий и т.д.). Все эти методы и технологии обучения обязательно предполагают активное участие обучаемых в учебном процессе на всех его этапах, а также предусматривают самостоятельность учащихся в обучении. Данные методы являются личностно ориентированными методами обучения.

На использовании в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий следует остановиться особо. Умение учителя использовать в своей работе современные средства коммуникации на сегодняшний день является важнейшим показателем профессионализма педагога. Применение компьютера на уроке разнообразит урок, расширяет рамки предмета и познавательные возможности детей, развивает мыслительную деятельность учащихся, быстроту реакций и т.д.

Как показывает практика, современные школьники в совершенстве владеют компьютером. «Компьютеризация» сознания наших учеников, хотим мы этого или нет, - реальный факт. В этих условиях педагогам вместо разглагольствований о вреде компьютерных игр следует направить энергию повального увлечения школьников современными информационными технологиями в нужное русло. Домашнее задание современного школьника (практически по любому предмету) должно обязательно включать работу на компьютере: отыскать ответы на конкретные вопросы, дать определение понятиям, составить таблицу и т.п. Так пусть он «гуляет по интернету» не бесцельно, а целенаправленно, выполняя задания педагога.

Говоря о совершенствовании содержания образования, нельзя не сказать о компетентностном подходе в обучении. На современном этапе развития образования начата

работа по поэтапному введению Стандартов общего образования нового поколения в образовательную практику школ.

Компетентностный подход как инновационная методика преподавания наиболее соответствует требованиям сегодняшнего дня, способствует развитию самостоятельности мышления будущего конкурентоспособного специалиста, которому жить и работать в условиях глобальной модернизации. Но чрезмерное увлечение методикой компетентностного подхода может отодвинуть на задний план «знаниевую» парадигму. Этого нельзя допускать, потому что роль и значение фундаментального ядра знаний были и остаются важным для развития личности.

Компетентностный подход в обучении предъявляет определенные требования и к профессиональному становлению педагога. Профессиональное становление педагога включает в себя компоненты: профессиональная компетентность, самореализация, самоактуализация, социальная активность, творческий подход к делу, умелое сочетание современных методов обучения в своей профессиональной деятельности, устойчивая гражданская позиция. Чтобы оставаться конкурентоспособным, учитель должен выполнять многообразные функции: целеполагающую, диагностическую, прогностическую, проектную, информационную, организационную, контрольную, коррекционную, аналитическую. Поэтому проблема «от конкурентоспособного педагога - к успешному ученику» будет актуальна всегда.

Изменение содержания образования неизбежно требует новых форм и методов его организации, перестройки традиционной системы учебного взаимодействия между школьником и учителем. На сегодняшний день социальный заказ школе - удовлетворение потребности общества в повышении качества образовательного процесса - может быть выполнен при овладении педагогами современными образовательными технологиями. (Табл.1)

Необходимо, чтобы теория предмета в большей мере способствовала развитию позитивных познавательных способностей школьников и их практической подготовке к жизни; необходимо использовать все возможности изучаемого предмета, его содержания.

Это достигается целым комплексом средств:

• совершенствование содержания образования;

• улучшение качества разнообразных средств обучения;

• развитие эвристической деятельности школьников в процессе обучения на основе проблемности;

• совершенствование методики урока за счет внедрения форм и методов активного обучения

• повышение методического мастерства учителей;

• преодоление трафаретности в организации учебно-воспитательного процесса;

• более широкое применение новых образовательных технологий;

• развитие различных форм, методов и средств организации самостоятельной (творческой) деятельности учащихся.

Успешность обучения и, прежде всего, качество знаний школьников, их желание и стремление проявлять себя творчески, зависят от условий, которые обеспечивают способность учащихся учиться активно и самостоятельно. Следовательно, должны быть созданы такие условия, при которых была бы возможна активная роль детей в процессе обучения, обеспечивалась бы возможность систематических упражнений в самостоятельном получении знаний, чтобы учащиеся видели перспективу дальнейшего применения своих знаний в жизни. Только в этом случае можно будет говорить о мотивации в обучении.

Все вышеназванные современные образовательные технологии, которыми в совершенстве должны владеть и педагоги-практики, и будущие учителя, в огромной степени активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают творческую активность, побуждают ребенка свободно, самостоятельно мыслить. От заинтересованности ребенок переходит к ступени самостоятельного поиска, творчества. Из урока в урок начинает решаться самая важная на сегодняшний день общепедагогическая проблема - изменившийся социальный заказ общества школе: от человека знающего - к человеку умеющему. Задача педагогической науки - планомерно внедрять в школьную практику методы обучения, обеспечивающие целенаправленное развитие личности.

Эффективность обучения, как показывает практика, зависит как от степени интереса к познавательной деятельности самого ученика, так и от качества организации процесса обучения. Прослеживая динамику учебных установок школьников на разных этапах обучения, автор делает вывод: установка на познавательную активность зависит от качества образовательной среды и поддается целенаправленному формированию со стороны педагога. Повышение качества образовательной среды будет содействовать появлению новой типологии школьников -инициативных, творчески мыслящих, успешных в будущем.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш.А. Амонашвили. М.: Изд. Дом Шалвы Амреашвили. 2001. 463с.

2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/ В.В. Давыдов. М.: ИМТОР. 1996. 542 с.

3. Кабанова В.С. Модель конкурентоспособного учителя в инновационной системе развития образования/ В.С. Кабанова// Акмеология. 2011. №4 (40). С. 134-140.

4. Кабанова В.С. Развитие самостоятельности мышления современных школьников// Русский язык в национальной школе. 2010. №2. «Современное образование». С. 32-39.

5. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года// Министерство образования Российской Федерации. Март. 2002. С. 44-45.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М. Магистр, 1997. 224с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.