Научная статья на тему 'Подготовка учителя к формированию ИКТ-компетентности у детей с трудностями в обучении'

Подготовка учителя к формированию ИКТ-компетентности у детей с трудностями в обучении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ДЕТИ "ГРУППЫ РИСКА" / ФГОС НОО / ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Долженков А. Ю.

В статье автором представлена многоуровневая программа повышения квалификации учителей «Формирование ИКТ-компетентности у школьников с трудностями в обучении в условиях реализации требований ФГОС НОО». Исследовано использование ИКТ как средства профилактики и коррекции трудностей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долженков А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка учителя к формированию ИКТ-компетентности у детей с трудностями в обучении»

УДК 370

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ

© 2013 А. Ю. Долженков

аспирант каф. педагогики e-mail: au. dolgenkov@kinpo. org

Курский государственный университет

В статье автором представлена многоуровневая программа повышения квалификации учителей «Формирование ИКТ-компетентности у школьников с трудностями в обучении в условиях реализации требований ФГОС НОО». Исследовано использование ИКТ как средства профилактики и коррекции трудностей обучения.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, дети «группы риска», ФГОС НОО, программа повышения квалификации учителей.

Процесс модернизации современного начального образования ориентирован на принципиальное изменение в понимании его целей. Сегодня на первый план в начальном образовании выдвигается его развивающая функция, нацеленная прежде всего на становление и развитие личности школьника. Сформировать у школьников потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию — одна из стратегических задач современной российской школы, которую ставит новый федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО). Ее решение невозможно без формирования у каждого учащегося стойких познавательных мотивов учения, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть не только успехи подрастающего поколения в годы школьного обучения, но и возможности реализовать свой внутренний потенциал в дальнейшем профессиональном образовании.

Поиск путей и средств повышения эффективности формирования познавательной активности у младших школьников показывает, что одним из приоритетных направлений на этом пути, наряду с традиционными, признается использование средств информационнокоммуникационных технологий [Ефимов 2009: 43]. Особую актуальность информационные технологии приобретают при формировании познавательной активности младших школьников, испытывающих затруднения в обучении, или так называемых детей «группы риска». Как показывают исследования И.А. Коробейникова и Н.Г. Лускановой, количество таких детей неуклонно растет. В начальных классах число школьников, испытывающих затруднения в обучении, составляет от 15 до 40 % [Лусканова, Коробейников 2004: 127-129]. В современных условиях к школьникам, испытывающим затруднения в обучении, принято относить детей, проявляющих в силу различных психофизиологических причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений в развитии, которые при своевременной психолого-педагогической поддержке успешно осваивают программу индивидуального саморазвития [Гонеев 2002: 47-49]. Использование компьютерных технологий в обучении таких детей позволяет изменить традиционное преподавание школьных дисциплин, оптимизировать процессы понимания, запоминания и усвоения учебного материала, повысив тем самым мотивацию обучения и познавательную активность.

Именно поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогами задачу внедрения ИКТ во все сферы жизни. Это означает пересмотр традиционного обучения в начальной школе, и ИКТ из инновационной технологии превращается в одно из требований к реализации образовательного процесса. В связи с этим мы видим два направления деятельности современной службы повышения квалификации учителей: формирование и развитие их собственной ИКТ-компетентности, использование ИКТ как средства профилактики и коррекции трудностей обучения.

Сложность организации повышения квалификации учителей в обозначенном направлении заключается в отсутствии предварительной информации об уровне готовности педагогов к формированию ИКТ-компетентности у младших школьников с трудностями в обучении, об образовательных потребностях учителей. В связи с этим мы определили принципы реализации программы повышения квалификации учителей «Формирование ИКТ-компетентности у школьников с трудностями в обучении в условиях реализации требований ФГОС НОО» (далее Программа):

• вариативность;

• индивидуализация и дифференциация;

• непрерывность;

• принцип деятельности.

Принцип вариативности в нашей программе реализуется через часть, формируемую обучающимися на основе первичного анкетирования и индивидуальных консультаций. Предварительно учителя знакомятся с инвариантной частью программы, затем педагогам предлагается модуль по выбору, а также выражается просьба внести личные предложения по тематике занятий.

Педагогическая диагностика в начале курсового обучения позволяет внутри группы выделить подгруппы: «учитель-мастер», «учитель-студент», «дилетант».

Подгруппы выделяются неформально, предполагается в такой дифференциации быстрое наступление миграции, по которой можно судить о качестве образовательного процесса. Индивидуализация обучения обеспечивается такими формами работы, как индивидуальные консультации, стажировочная практика.

Опрометчиво было бы утверждать, что обучение по Программе обеспечило достижение планируемого результата. Обучение на курсах должно дать толчок для самообразования и распространения опыта. Например, учителя, достигнувшие результатов, запланированных для группы «мастера», становятся модераторми стажировочных площадок.

Методологической основой Программы является системно-деятельностный подход. 70% занятий составляют занятия практические, стажировочная практика, индивидуальные консультации.

Особенностью программы является интегрированный подход, позволяющий педагогам увидеть новый аспект проблемы: преодоление школьных трудностей через формирование и развитие ИКТ-компетености. Многоуровневость программы дает возможность в относительно короткий срок обучить педагогов с разным уровнем подготовки, педагогическим стажем работы, осуществляющих профессиональную деятельность в разных материально-технических условиях в соответствии с их образовательными потребностями и индивидуальными возможностями.

Подготовка учителей к формированию ИКТ-компетентности младших школьников, испытывающих трудности в обучении, проходит последовательно 4 этапа.

1 этап - подготовительный. На подготовительном этапе проводится педагогическая диагностика уровня готовности учителей к работе по обозначенной проблеме при помощи анкетирования, методики «Педагогическая ситуация», также

Долженков А. Ю. Подготовка учителя к формированию ИКТ-компетентности

у детей с трудностями в обучении

проводятся индивидуальные консультации по выявлению образовательных

потребностей.

2 этап - деятельностный. Здесь происходит реализация программы: лекции, практические занятия, стажировочная практика.

3 этап - рефлексивный. На этом этапе проводится диагностика достижения планируемых результатов каждой подгруппы.

4 этап - проектировочный. Каждый обучающийся совместно с модератором

намечает индивидуальный образовательный маршрут для дальнейшего

совершенствования в межкурсовой период.

Программа «Формирование ИКТ-компетентности у школьников с трудностями в обучении в условиях реализации требований ФГОС НОО» содержит 4 модуля с четко обозначенными планируемыми результатами, представленными в таблице.

Название модуля Планируемый результат

«Учитель-мастер» «Учитель- студент» «Дилетант» Форма контроля

Нормативно-правовые аспекты формирования ИКТ -компетентности у младших школьников Строит профессиональную деятельность в соответствии с нормативноправовыми документами, умеет их анализировать, интерпретировать Знает основные нормативно-правовые документы, в основном руководствуется ими в профессиональной деятельности, но иногда действует интуитивно Имеет представления о нормативноправовых документах 1. Составление презентации с примерами из практики 2. Анализ педагогических ситуаций на уроке и во внеурочной деятельности с целью поиска ошибок 3. Составление картотеки

Психолого- педагогические условия формирования ИКТ-компетености у младших школьников с трудностями в обучении Владеет на высоком методическом уровне приемами формирования ИКТ -компетентности младших школьников, использует ИКТ для преодоления трудностей обучения Имеет оптимальный уровень собственной ИКТ-компетености, владеет на достаточном уровне методами и приемами формирования ИКТ-компетентности у школьников с трудностями обучения Формирование собственной ИКТ-компетентности, первоначальных навыков использования ИКТ для преодоления школьных трудностей 1. Мастер-класс. 2. Открытый урок. 3. Разработка конспекта урока и внеурочного занятия

Вариативный модуль 1. Использование электронных образовательных ресурсов в целях преодоления школьных трудностей. 2. Работа с информацией (использованиеИКТ и коррекциронно -развивающей технологии) Выявление профессиональных затруднений Обозначение проблемы Составление плана самообразования в сочетании с дистанционном обучении Освоение выбранного спецкурса в режиме дистанционного обучения Индивидуальные консультации по выбранному спецкурсу, дистанционное обучение Выполнение заданий в тестовой форме

Стажировочная практика Выполнение функции модератора по принципу «Обучая -обучаюсь» Проведение мастер-классов «Пробные уроки», индивидуальные занятия с детьми в присутствии модератора

Защита педагогического проекта Защита реализованного проекта. Защита проекта на основе педагогического опыта Защита проекта на основе опыта стажировочной практики Проект

Подводя итог, отметим, что организация учебного процесса младших школьников, испытывающих затруднения в обучении, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и стабильному психическому развитию ребенка [Роберт и соавт. 2008: 162163]. Именно поэтому федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед педагогами задачу пересмотра традиционного обучения в начальной школе, и ИКТ из инновационной технологии превращается в одно из требований к реализации образовательного процесса. В этой связи существует только два направления деятельности современной службы повышения квалификации учителей: 1) формирование и развитие их собственной ИКТ-компетентности; 2) использование ИКТ как средства профилактики и коррекции трудностей обучения. Оба указанные направления успешно могут быть реализованы в рамках представленной нами многоуровневой программы повышения квалификации учителей под названием «Формирование ИКТ-компетентности у школьников с трудностями в обучении в условиях реализации требований ФГОС НОО».

Библиографический список

Гонеев А. Д. и др. Основы коррекционной педагогики / под. ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 315 с.

Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников // Начальная школа. 2009. № 2. С. 39-47.

Лусканова Н. Г., Коробейников И. А. Диагностика школьной дезадаптации. М.: Феникс, 2004. 221 с.

Роберт И. В., Панюкова С. В.,. Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. М.: Дрофа, 2008. 241с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М.: Просвещение, 2013. 43 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.