ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК 37 (091)
ЕА. Аксентьева
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В ЗАУРАЛЬЕ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
В статье рассматривается одна из ключевых проблем образования в России и Зауралье в пореформенный период XIX в. - проблема подготовки учительских кадров. Проанализированы предпосылки становления педагогического образования.
Ключевые слова: социально-экономические, социально-политические предпосылки, экономическое развитие, рост населения, школьные реформы.
E.A. Aksentieva
TEACHER’S TRAINING IN ZAURALIE:
SOCIAL-ECONOMIC, SOCIAL-POLITICAL AND PEDAGOGICAL PRECONDITIONS
The article is devoted to one of the key problems of education in Russia and Zauralie teachers training. Preconditions of formation of pedagogical education are analysed.
Key words: social-economic, social-political preconditions, economic development, population growth, school reforms.
Важнейшим аспектом проблемы образования в целом современной России является состояние педагогического образования. Педагоги являются важной профессиональной группой, оказывающей влияние не только на культуру общества, но и на социально-политические и экономические процессы. В современной России, когда в жизни общества, а также в системе образования происходят существенные изменения, обращение к историческому прошлому общества приобретает особое значение. По динамике развития современное общество перекликается с пореформенной Россией. Во второй половине XIX - начале XX вв. в России произошли социальноэкономические, политические преобразования, охватившие все стороны общественной жизни, в том числе народное образование. Правительство стремилось обеспечить страну высококвалифицированными кадрами, но это было невозможно без организации системы педагогического образования на местах. Каждый регион России отличался и отличается своими тенденциями и особенностями развития. Учитывая возрастающий интерес к истории регионального образования, исследование подготовки учительских кадров в Зауралье становится все более актуальным.
Профессионально-педагогическое образование учителя во второй половине XIX - начале XX вв. развивалось под влиянием внешних - политических, социально-экономических, научнотехнических и внутренних - общепедагогических условий, включающих педагогику как науку и педагогическую практику. К социально-экономическим условиям относится характер экономических отношений в обществе, характер управления производствами и другими сферами общественной жизни, существующие в обществе формы собственности, структура народного хозяйства. Политические условия определяют характер общественного развития и опосредованно влияют на все институты общества, в том числе и на образование [1].
В результате проведения реформ в 60-х гг. XIX в. экономика страны поднялась на новый уровень. Промышленный облик страны определяла легкая промышленность, ведущую роль в которой играла текстильная, сосредоточенная главным образом в Московском, Петербургском
и Прибалтийском промышленных регионах. Наиболее быстро росла горнодобывающая промышленность. Значительные успехи были достигнуты в отечественном машиностроении.
Историческое развитие Зауралья, которое являлось в историческом, географическом, экономическом и культурно-демографическом аспектах органической частью России, определялось закономерностями, едиными для России в целом. Помимо общих черт с экономикой страны в Зауралье сложились факторы, определившие особенности в развитии регионов. Во второй половине XIX в. Зауралье было окраиной, заселяемым районом, экономически слабо развитым и имело признаки экономической колонии, что определялось наличием незанятых земель, доступных для переселенцев, несовершенного разделения труда, близости промышленного Урала [2, с.50].
Что касается крестьянской промышленности, то близость источников сырья, обилие лесов, а также разветвленная сеть водных и сухопутных путей сообщения обусловила развитие на территории Зауралья кустарных промыслов. Кроме этого, в Шадринском уезде (кроме г. Шад-ринск) находились более или менее крупные заведения, называемые «заводами». В 1856 г. их насчитывалось: 138 кожевенных, 2 паточных, 3 салотопенных, 3 мыловаренных, 1 колокольный. Большинство этих заводов находилось в 3 волостях: Иванищевской, Батуринской и Кар-гапольской. Итогом их деятельности за год была выделка кож на 32 400 р. серебром, вытоплено сала на 7 650 р. серебром, выварено мыла на 400 р. серебром, патоки на 24 700 р. серебром, вылито колоколов на 10 000 р. серебром. Этот факт свидетельствует о наличии промышленности и в сельской местности.
Кроме мануфактуры как формы организации производства в Зауралье во второй половине XIX - начале XX вв. все шире развивается фабрично-заводская промышленность. Если в 1895 г. в Курганском уезде (без г. Курган) насчитывалось 302 предприятия с числом рабочих 755 человек и общей стоимостью произведенной продукции в 261 тыс., то в 1913 г. работало уже 759 фабрик с 1 730 рабочими и стоимостью продукции в 7,9 млн. Самой большой была группа фабрично-заводских заведений по переработке продуктов полеводства. [6, с. 87]
Несмотря на отсталость Зауральского края, торговля играла здесь большую роль. Развитие торговли в период капитализма связано с некоторыми особенностями исторического развития и географического положения края. С одной стороны, Зауралье представляло одну из отдаленных окраин, расположенную вдали от центров экономической жизни страны и не связанную с ними до конца XIX в. железными дорогами. Это тормозило процесс включения Зауралья во всероссийский рынок и во внешнюю торговлю России. Оно находилось в узловом пункте, на пересечении путей с Урала, Сибири и Киргизской степи.
В Зауральском крае сочетались самые низшие формы торговли - простая мена товара на товар и новейшие, появившиеся в связи с появлением в крае капиталистических отношений. К последним относятся коммивояжеры, распространявшие среди заинтересованных лиц прейскуранты и рекламную продукцию своих фирм, торговые агенты, объезжавшие деревни и села с целью заключения контрактов и т.д.
В конце XIX - начале XX вв. два основных и крупнейших историко-культурных и административных района Южного Зауралья - Шадринский и Курганский уезды - начинают взаимно связываться друг с другом крепкими торгово-экономическими нитями. Проведение через Курганский уезд Сибирской железнодорожной магистрали оживило его хозяйственную жизнь и способствовало бурному развитию скотоводства, на переработке продуктов которого стал специализироваться Курганский уезд. С другой стороны, в Шадринском уезде вплоть до 1913 г. не было других транспортных артерий, кроме гужевых дорог. Эта часть Зауралья специализировалась на производстве хлеба и хлебопродуктов, поступавших на уральские заводы, а также на станцию Мишкино Сибирской железной дороги. Именно начавшаяся специализация районов стала экономическим стимулом для зарождения хозяйственного единства нашего края, которая позднее воплотилась в создание единого территориально-административного образования -Курганской области.
Неравномерность промышленного развития отдельных районов страны и социальноэкономические противоречия определенным образом были обусловлены различиями образовательного уровня и грамотности населения отдельных районов России, социальных групп и сословий. Уровень грамотности в промышленных районах был гораздо выше, чем в сельской местности. Около 67 % рабочих были грамотными.
2010/1
Создалось резкое несоответствие между образовательным уровнем населения и потребностями промышленного, социально-экономического развития страны. В связи с этим за более широкое распространение первоначальных знаний как основы профессионального образования, подготовки технического персонала и служащих выступали буржуазные деятели. К этим выступлениям привело осознание существующей связи между уровнем умственного развития работника и возможностями интенсификации его труда. Опыт капиталистической организации труда в России и в других странах приводил экономистов к мнению, что важнейшим условием решения капитального вопроса об интенсивности труда является образование народа во всех его видах, его общее умственное развитие. Поэтому по всей стране растет количество школ, для которых требовались квалифицированные педагогические кадры.
Таким образом, одним из факторов развития педагогического образования, по нашему мнению, являлись экономические успехи как России в целом, так и регионов в частности.
Следующим фактором развития образования, в том числе и педагогического, был рост городов. С 60-х гг. городское население росло вдвое быстрее сельского: за 1863-1897 гг. число городских жителей увеличилось на 97 %, сельских - на 48 %. Однако удельный вес горожан среди всего населения до конца века оставался низким: в 1863 г. - 8 %, в 1897 г. - 13,4 %. Тем не менее города росли с большой интенсивностью. Городское население больше нуждалось в образовании, чем сельское, так как в городских центрах сложилась новая система органов административного управления, которая требовала большего числа подготовленных кадров [5, 218].
В Зауралье, в свою очередь, наблюдалось увеличение численности и плотности населения. В 60-е гг. XIX в. Курганский округ продолжал оставаться самым населенным в Тобольской губернии, в нем проживало 169 505 государственных крестьян, что составляло более пятой части всего сельского населения губернии. В 1862 г. в нем насчитывался 186 091 чел. Кроме государственных крестьян сюда входили немногочисленные дворяне, духовенство, 3 735 ссыльнопоселенцев, 12 440 чел. военного ведомства с семьями, нижние чины и их жены. По сравнению с 1858 г. население округа увеличилось на 7 965 чел., или на 4,4%. В Шадринском же уезде уже в 1872 г. проживало 255 780 чел.
Избыточное население Шадринского уезда должно было искать выход или в переселении, или в переходе к неземледельческим промыслам. В целом население Южного Зауралья достигло 558 524 чел: Курганский округ - 260 095 и Шадринский уезд - 298 429 чел. Число жителей Курганского округа возросло, а Шадринского - уменьшилось на 8 813 чел. С постройкой железной дороги через Курган пошел отток населения из Шадринского уезда. [2, 37]
Что касается государственной политики, то мы хотели бы отметить, что царское правительство всегда было враждебно настроено к просвещению. Однако процессы, происходящие в стране, заставили власть пересмотреть свое отношение по данному вопросу. Этому способствовало несколько факторов, первым из которых явилась потребность экономики в квалифицированных кадрах.
Следующим фактором стала отмена крепостного права, в результате которого крестьяне становились гражданами государства и получали право на образование. Оставлять крестьян, т.е. большую часть своих граждан, невежественными государству было невыгодно и даже опасно, так как «совершенно невежественные граждане не могли надлежащим образом исполнять гражданских обязанностей и пользоваться правами, им дарованными» [3, с. 229]. Кроме этого, недостаток образованных граждан влиял на силу и вес всего государства среди образованных соседей.
Недостаток образования сказывался не только на крестьянах, но и на дворянах. Освобождение крестьян лишало помещиков бесплатной рабочей силы и значительно понижало доход дворян. Теперь им необходимо было самим зарабатывать средства к существованию, а для этого нужно образование, поэтому спрос на различного рода школы со стороны дворянства возрос.
Учить приходилось не только мальчиков, но и девочек. До отмены крепостного права образование девочек особых хлопот не доставляло, так как от них требовались лишь элементарная грамотность, знание французского языка и музыки. Важным фактором было количество крепостных - приданое, которое переходило после свадьбы к мужу. С исчезновением крепостных дворянству стало трудно выдавать своих дочерей замуж. Следовательно, появилась потребность в женском образовании.
В Зауралье также назрела необходимость открытия профессиональных женских учебных за-
ведений. 4 февраля 1914 г. Шадринская городская управа приняла решение об открытии в г. Шадринск профессиональных училищ и отделений, в которых могли бы обучаться девочки, либо окончившие начальные училища, либо не закончившие полный курс обучения в гимназии.
С.В. Рождественский в книге «Исторический обзор деятельности Министерства Народного Просвещения», посвященной 100-летию МНП, отметил, что в 1899 г. открылась 7 931 учительская вакансия, в том числе 1 592 во вновь открытых школах. Из этого числа вакансий были замещены: лицами, имеющими свидетельства на звание учителя или учительницы, 6590, или 83%, и лицами, не имеющими таких свидетельств, 805, т.е. 10 %; осталось 536 незамещенных вакансий, т.е. 7 %. По образовательному цензу более 1/3 лиц, поступивших в 1899 г. на должности учителя и учительницы, не обладали ни специальной подготовкой, ни достаточным общим образованием. Для решения этой ситуации при гимназиях и училищах стали открываться одногодичные педагогические курсы [4, с. 723].
С целью ликвидации безграмотности среди крестьян и дворян правительство открывало школы различного типа, что потребовало опять же новые кадры. Это является третьим фактором развития педагогического образования.
Потребность развивающихся капиталистических отношений, борьба демократической общественности и педагогические искания 60-х гг. находили в известной мере отражение в ряде нормативных документов по просвещению.
28 июля 1861 г. был учрежден Комитет по разработке школьной реформы. 14 июня 1864 г. утверждено «Положение о начальных народных училищах». По этому положению начальные школы можно было открывать как общественным учреждениям, так и частным лицам. Открытие школ должно контролироваться властями.
19 ноября 1864 г. утвержден «Устав гимназий и прогимназий». Главной заслугой этого устава была реализация принципа формального равенства в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров новые гимназии вводились медленно.
Согласно уставу от 10 ноября 1862 г., женские училища были переименованы в гимназии с более сокращенной по сравнению с мужскими гимназиями программой преподавания общеобразовательных дисциплин. В них устанавливался семилетний срок обучения, но разрешалось иметь и дополнительный класс, восьмой, специально для подготовки учительниц.
Главной заслугой этих уставов являлось становление и развитие различных видов учебных заведений, в том числе женских. В 1862 - 1864 гг. численность начальных и средних школ в России возросла с 1856 по 1896 г. с 8 000 до 79 000, а число учащихся в них - с 450 000 до 300,8000 млн Важно отметить, что крестьяне сами понимали необходимость образования. Несмотря на рост числа начальных школ различных типов (государственных, земских и церковноприходских), их не хватало для удовлетворения потребности крестьян в грамотности. Сельские жители образовывали домашние школы грамоты, обучение в которых проходило в крестьянской избе. За небольшое вознаграждение в качестве учителя приглашались знающие грамоту отставные солдаты, бывшие семинаристы, сельские дьяки. В 80 - 90-х гг. многие школы грамоты были преобразованы в церковно-приходские, руководство которыми передавалось местному приходскому духовенству.
Государство, видя нехватку учительских кадров, начинает разрабатывать указы и положения, которые могли бы помочь в создавшейся ситуации. Наиболее важными, на наш взгляд, являются указы о предоставления права преподавания выпускникам различных учебных заведений. К таким документам относится указ о введении в курс преподавания в духовных семинариях педагогики от 27 февраля 1866 г., «Устав епархиальных женских училищ» от 20 сентября 1868 г. и «Положение о женских гимназиях и прогимназиях» от 24 мая 1870 г. Данные документы способствовали появлению профессиональных учительниц в сельской местности, так как выпускницы гимназий получали право преподавать в народных училищах, а выпускницы восьмого педагогического класса гимназий и епархиальных училищ получали звание домашних учительниц.
Реформы коснулись и других сфер жизни, но их осуществление в сфере управления, судопроизводства, в военном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, без подготовленных специалистов и, следовательно, без развития сети специальных учебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей в образованных кадрах,
2010/1
было заинтересовано в расширении системы образования.
Увеличение количества школ и процента грамотного населения требовало определенного количества педагогов. Это является четвертым фактором, способствовавшим развитию педагогического образования.
Таким образом, вполне правомерным будет вывод о том, что в России в целом и в Зауралье в частности сложились социально-экономические, социально-политические и педагогические предпосылки подготовки учительских кадров. Специальная подготовка учителей стала общественно-исторической необходимостью. Реформы 60-70-х гг. XIX в. коснулись разных сфер жизни и определили переход страны к индустриальному развитию, а также внесли серьезные изменения в сельскохозяйственное производство. Это потребовало большего количества грамотных людей. Церковно-приходская школа не могла решить этой проблемы, поэтому встал вопрос о массовом открытии начальных школ, для которых были необходимы квалифицированные учительские кадры. Это положение понимало правительство и разработало ряд документов, обеспечивающих приток педагогов в школы, а также приняло на себя расходы по подготовке учителей. Кроме этого, отмена крепостного права и увеличение городского населения заставили крестьян пересмотреть свое отношение по поводу образования, ставшего объективной необходимостью в изменившейся жизни.
Литература
1. Гайнутдинов М. Л. Условия обновления содержания образования в средней педагогической профессиональной школе: дис. ... канд. пед. наук. - Казань: Изд-во Казан. гос. пед. ун-та, 1997. - 179 с.
2. История Курганской области (1861-1917). - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 1996. - Т. 2. - 488 с.
3. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. - СПб., 1915. - 746 с.
4. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. -СПб.: Изд-во Мин-ва народного просвещения, 1902. - С. 723.
5. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций: учеб. пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 2003. - 431 с.
6. Федченко М.Н. История родного края (Зауралья): учеб. пособие. - Курган: Изд-во Курган. гос. ун-та, 2003. - 324 с.
Аксентьева Елена Андреевна, ассистент кафедры иностранных языков Шадринского государственного педагогического института. E-mail: [email protected]
Aksentieva Elena Andreevna, assistant of department of foreign languages of Shadrinsk State Pedagogical Institute. E-mail: [email protected]
УДК 371.39:36
Н С Бубеев
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОР ИХ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЩЕСТВО
Приобретая дополнительную профессиональную квалификацию, человек с ограниченными возможностями здоровья повышает свою конкурентоспособность на рынке труда, получает возможность трудиться, быть социально активным.
Ключевые слова: люди с ограниченными возможностями, образование инвалидов, дополнительное профессиональное образование.
NS Bubeev
CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF INVALIDS AS THE FACTOR OF THEIR SOCIAL INTEGRATION IN SOCIETY
If a disabled person gets continuing professional qualification he becomes more competitive on a labor market, and more social active.
Key words: disabled people, education of invalids, continuing professional education.
Образование выступает в качестве одного из основных факторов сохранения или изменения социальной структуры общества, а также социальной, профессиональной мобильности личности. Образование в значительной степени повышает возможности восхождения по социальной