ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
PROFESSIONAL GROWTH, EDUCATION AND DEVELOPMENT OF AN INDIVIDUAL
УДК /UDC 378.14
DOI 10.54509/22203036_2024_2_96 EDN VXLFXX
Антонова Надежда Анатольевна
преподаватель кафедры физики и методики обучения физике, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Кислицына Александра Артемовна
Студент 1-го курса магистратуры кафедры физики и методики обучения физике, ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск
Antonova Nadezhda A.
Teacher of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
Kislitsyna Alexandra A.
Undergraduate of the Department of Physics and Methods of Teaching Physics, South-Ural State Humanities Pedagogical University, Chelyabinsk
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PREPARING PHYSICS TEACHERS FOR DESIGNING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Аннотация. В статье приводится анализ готовности учителей физики к проведению и проектированию внеурочной деятельности. Выделены трудности, которые испытывают учителя при подготовке к внеурочной деятельности. Представлены проектирование и организация учебных занятий в рамках дисциплины «Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)». Проведенное исследование помогает подго-
товить учителей физики к проектированию внеурочной деятельности по физике.
Abstract. The article provides an analysis of the readiness of physics teachers to conduct and design extracurricular activities. The difficulties experienced by teachers in preparing for extracurricular activities are highlighted. The design and organization of training sessions within the framework of the discipline "Designing extracurricular activities of students (in the disciplines of the physics and
mathematics cycle)" is presented. The conducted research helps to prepare physics teachers for designing extracurricular activities in physics.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, обучение физике, проектирование, учителя физики.
Keywords: extracurricular activities, physics education, design, physics teachers.
Введение
Внеурочная деятельность в современном мире является достаточно сложным и неоднозначным способом привлечения школьников к какой-либо развивающей деятельности. Неоспорим факт пользы проведения данного мероприятия в различных его формах и целях для достижения личностных и метапредметных результатов у обучающихся: согласно приказу Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 11.12.2020), внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Однако, несмотря на важность и серьезность целей, которые ставит перед собой реализация внеурочной деятельности, современные технологии индивидуального характера предлагают школьникам огромное количество вариаций занятий, на фоне которых физическое взаимодействие при внеурочной деятельности с учителем и одноклассниками воспринимается обучающимся как принуждение к занятию и продление школьных уроков. Разумеется, при правильном проектировании мероприятия и мотивации данное ощущение оказывается ложным.
В настоящее время активно развивается внеурочная деятельность: «Разговоры о важном», тематические разговоры, посвященные различным мероприятиям, локальные занятия в различных образовательных организациях - обучающимся с каждым годом предлагается все больше и больше возможностей для саморазвития вне урочной деятельности. Однако далеко не всегда предложение оказывается актуальным как для школьников (при отсутствии мотивации, желания и заинтересованности во внеурочных занятиях), так и для педагогов (тоже при отсутствии мотивации, а в некоторых случаях при недостаточных умениях и навыках, необходимых для ведения внеурочной деятельности).
Внеурочная деятельность - это мощный инструмент развития личности, ее духовной, творческой, сознательной и образовательной составляющих. Каждые вид и форма внеурочной деятельности используются
для определенной цели, и совокупность данных целей служит для создания условий для развития интересов и способностей школьников и формированию их личности. Внеурочная деятельность по физике может сочетать в себе осуществление всех перечисленных целей и включает большое и разнообразное количество форм и видов. Однако специфика предмета может привносить некоторые сложности в работе в области внеурочной деятельности. Возникает проблема, связанная с правильным и логичным проектированием внеурочной деятельности по физике, итогами которого в том числе будут соответствие целям самой внеурочной деятельности и одновременно поддержание высокой мотивации и заинтересованности обучающихся к участию в данном процессе.
Анализ нормативно-правовой документации, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, практики обучения в основной школе позволил выделить ряд противоречий:
- между требованиями общества и государства к проектированию внеурочной деятельности и реальным состоянием организации внеурочной деятельности в образовательных организациях;
- между потенциалом учебного предмета «Физика» в проектировании внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью методики по реализации этого потенциала;
- между необходимостью получения профессионального образования в рамках существующей модели подготовки учителей физики и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускникам педагогического вуза.
Необходимость разрешения указанных противоречий обусловливает актуальность настоящего исследования, а также определяет его проблему, которая затрагивает цель и задачи исследования: как проектировать внеурочную деятельность по физике, как подготовить учителей физики к проектированию внеурочной деятельности.
Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке проектирования и организации учебных занятий в рамках дисциплины «Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)».
Методология
Согласно ФГОС, внеурочная деятельность понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направляется на достижение планируемых результатов основ-
ной образовательной программы - разностороннее развитие обучающихся: интеллектуальное, личностное, физическое, социальное, творческое, гражданско-патриотическое, общекультурное.
ФГОС регламентирует следующие формы внеурочной деятельности: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Неоднозначное отношение к организации внеурочной деятельности со стороны учителей и обучающихся связано с рядом проблем, о которых пишут многие педагогические работники, методисты и ученые [4; 5; 9]. Особенности внеурочной деятельности по физике отражены в работах А. Н. Величко [3], Л. И. Губернаторо-вой [2], Т. А. Оболдиной [6], Н. Б. Федоровой [10] и др.
Авторы А. В. Попова и С. А. Холина [7] считают, что основные трудности у учителя при проектировании внеурочной деятельности возникают из-за недостатка опыта и нехватки знаний по написанию программ. Вторая проблема связана с посещаемостью обучающихся, однако ее причины могут быть многочисленны, начиная с уровня мотивации и учителя, и обучающихся, заканчивая временем, которое предлагается для проведения внеурочной деятельности. М. Н. Попова и Е. В. Ситнова [8] обозначают еще одну проблему, связанную с техническим оснащением. Во-первых, не все учителя в настоящее время готовы к использованию современных технологий, что необходимо для проведения внеурочной деятельности. Во-вторых, далеко не все учителя работают в условиях достаточной оснащенности кабинета для комфортного проведения внеурочной деятельности. Оба дан-
ных фактора могут сильно препятствовать эффективному проведению внеурочной деятельности и также снижать мотивацию к ее проведению. А. А. Васильев [1] говорит о проблеме загруженности учителей бумажной работой и большим количеством часов уроков, вследствие которой снижается эффективность ведения внеурочной деятельности. В его работе отмечается проблема отбора и неуспеваемости обучающихся: зачастую одно занятие внеурочной деятельности посещают дети с разным уровнем владения материала либо же этот уровень в целом является низким. Это создает новые трудности для учителя при проектировании внеурочной деятельности.
Результаты
С целью самоанализа готовности учителей физики к проведению внеурочной деятельности нами было проведено анкетирование учителей физики г. Челябинска различных образовательных организаций. Анкета включила в себя три раздела, которые мы рассмотрим подробнее по порядку. Первый раздел был посвящен общему отношению учителей к внеурочной деятельности. Анализ ответов респондентов приведен в таблице 1.
Из таблицы можно сделать вывод, что подавляющее большинство респондентов считает внеурочную деятельность нужным для образовательной организации мероприятием. Практически половина респондентов считает, что данные мероприятия не должны быть принудительными, а должны проводиться для желающих их посещать добровольно.
Всего лишь 20 % респондентов считают уровень внеурочной деятельности в образовательной организации высоким. Больше голосов (26 %) - низким, и более половины (54%) - удовлетворительным.
Таблица 1
Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты
Вопросы Ответы,%
Ваш стаж работы? 1-5 лет - 16
6-10 лет - 16
11-20 лет - 23
Более 20 лет - 45
Вы считаете, что внеурочная деятельность должна проводиться? Регулярно и быть обязательной - 21
Регулярно для желающих посещать - 64
По необходимости (востребованию родителей, администрации) - 14
Считаю внеурочную деятельность излишним мероприятием - 1
Какой уровень внеурочной деятельности в Вашей образовательной организации? Высокий - 20
Удовлетворительный - 54
Низкий - 26
Таблица 2
Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты
Вопросы Ответы,%
Какая форма проведения Вашей внеурочной деятельности? (можете выбрать несколько вариантов) Кружки, секции - 42
Факультативы, элективные курсы - 55
Проектная деятельность - 24
Экскурсии - 24
Олимпиады - 16
Игры, викторины - 37
Как часто Вы проводите занятия по внеурочной деятельности? Несколько раз в неделю - 5
Раз в неделю - 61
Раз-два в месяц - 21
По обстоятельствам - 13
Анализируете ли Вы эффективность проведенной вами внеурочной деятельности? Если да, то как? Да Нет
89 11
Результативность и активность участия в олимпиадах и конкурсах - 100
Техническое оснащение удовлетворяет Вашим запросам при проведении внеурочной деятельности (компьютерная техника, приборы, экспериментальные установки и т.д.)? Да - 53
Частично - 39
Нет - 8
Оплачивается ли проведение занятий по внеурочной деятельности? Да Нет
44 56
Данная статистика говорит о проблемах, присутствующих в сфере внеурочной деятельности, и следующие разделы анкетирования позволят выявить причины этих проблем и, возможно, найти варианты их устранения.
Второй раздел был посвящен опросу учителей, принимающих участие в проведении и проектировании внеурочной деятельности (табл. 2).
Практически половина респондентов проводит внеурочные занятия не более двух раз в месяц. Это первое, на что стоит обратить внимание - редкость проведения. В среднем данный ответ подразумевает около 13 занятий в учебный год - это может быть неэффективно с точки зрения как усвоения материала обучающимся, так и с точки зрения укрепления мотивации посещать данную внеурочную деятельность: обучающийся не успевает «погрузиться» достаточно в деятельность и укрепить желание и мотивацию к изучению материала, предлагаемого на данных занятиях. Только половина респондентов (53%) может позволить себе проведение внеурочной деятельности без ограничения по техническим ресурсам (компьютерное оборудование, экспериментальные и лабораторные установки и т.д.); 8 % респондентов полностью недовольны оснащением кабинета при ведении внеурочной деятельности. Это достаточно небольшой показатель, но в рамках «наполненности» школы число обучающихся, которые могут упускать какие-либо возможности для само-
развития в рамках внеурочной деятельности, может достигать сотен человек.
В данном разделе это последний вопрос, который позволяет выявить проблемы, связанные с внеурочной деятельностью. Более чем половине респондентов не оплачивается ведение внеурочной деятельности. В настоящее время материальная составляющая является сложным, неоднозначным и актуальным моментом в педагогической профессии, поэтому данный фактор может существенно влиять на мотивацию и желание эффективно проводить внеурочную деятельность.
Последний раздел посвящен проектированию внеурочной деятельности по физике. Результаты его ответов представлены в таблице 3.
Анализ полученных результатов позволяет выявить две основные проблемы при проектировании внеурочной деятельности по физике: методическое обеспечение и уровень подготовки учащихся. Более половины респондентов (57%) не может подобрать соответствующую литературу для подготовки к своим занятиям по физике в рамках внеурочной деятельности. Наиболее популярная проблема (53%), возникающая при ведении занятий по физике в рамках внеурочной деятельности, - недостаточное владение материалом по физике обучающимися.
Анализ результатов анкетирования показывает, что проектирование внеурочной деятельности по физике требует особого методического подхода,
Таблица 3
Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты
Вопросы Ответы,%
Какие виды внеурочной деятельности Вы проводите? (можете выбрать несколько вариантов) Решение физических теоретических задач - 81
Опыты, эксперименты - 50
Посещение научных парков, экскурсий - 20
Межпредметные связи в обучении физике - 19
Какие методические пособия Вы используете при проектировании внеурочной деятельности по физике? (можете выбрать несколько вариантов) Пособия для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ - 42
Собственные наработки и методики (не получилось подобрать подходящие методические пособия) - 57
Интернет-ресурсы - 38
Методическое пособие Корнея Чуковского - 6
Наработанные конспекты других учителей - 28
Какие у Вас возникают трудности при проведении внеурочной деятельности по физике? (можете выбрать несколько вариантов) Техническое оснащение - 38
Недостаточное количество часов для ВД - 20
Недостаточное владение материалом по физике у обучающихся - 53
Трудностей не возникает - 13
поскольку существует ряд очевидных сложностей в его организации:
1. Недостаточные навыки проектирования занятий по внеурочной деятельности у учителей. Сложность поиска подходящей методической литературы, связанная с ее небольшим количеством.
2. Недостаточный уровень мотивации у учителей к ведению внеурочной деятельности из-за ряда сложностей, связанных с методической литературой, техническим оснащением, большой нагрузкой и отсутствием оплаты ведения самой внеурочной деятельности.
3. Снижение мотивации у обучающихся и учителей к участию в процессе внеурочной деятельности из-за недостаточного владения материалом у обучающихся либо большой разницей в уровнях владения у посещающих один и тот же вид занятий внеурочной деятельности.
В рамках дисциплины «Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)», учитывая выявленные факторы, влияющие на организацию методической работы по проектированию, мы разработали на базе ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» г. Челябинска курс по подготовке учителей физики к проектированию внеурочной деятельности (образовательная программа «Физико-математическое образование, магистратура»).
Организация и педагогическое сопровождение реализации исследуемого процесса проектирования требуют от учителя физики соответствующих знаний и умений:
- знать особенности внеурочной деятельности при обучении физике (специфика, цели, требования к содержанию образования, методические приемы);
- осуществлять отбор учебного материала для достижения метапредметных результатов при проектировании внеурочной деятельности по физике;
- готовить и проводить мероприятия в рамках внеурочной деятельности по физике;
- готовить методическое обеспечение при проектировании внеурочной деятельности по физике;
- учитывать специфику различных форм и видов внеурочной деятельности по физике;
- формировать у обучающихся функциональную грамотность в рамках внеурочной деятельности по физике;
- проектировать внеурочную деятельность по физике в условиях цифровизации;
- формировать у обучающихся универсальные учебные действия в рамках внеурочной деятельности по физике.
Ниже представлен перечень тем конкретных практических занятий с магистрантами-будущими учителями физики по дисциплине «Проектирование внеурочной деятельности обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)».
Практическое занятие 1. «Особенности внеурочной деятельности».
Задание 1. Изучить информационно-методические письма Министерства образования и науки Челябинской области (Об особенностях организации внеурочной деятельности по основным образовательным программам начального, основного и среднего общего образования в 2023/24 учебном году).
Задание 2. Подготовить обзор основных публикаций по теме «Внеурочная деятельность обучающихся», представленных в системе eLIBRARY.ru; сделать под-
борку вебинаров по теме «Внеурочная деятельность обучающихся (по дисциплинам физико-математического цикла)».
Практическое занятие 2. «Разработка программы внеурочной деятельности».
Задание. Разработать рабочую программу внеурочной деятельности по теме своего исследования, рассчитанную на 34 часа.
Выделить разделы: содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; тематическое планирование; учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса, ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Практическое занятие 3. «Формы организации внеурочной деятельности».
Организация и реализация внеурочной деятельности: деловая игра, квест, конференция, кружок, вечер физики и техники, физический КВН, учебная экскурсия, конкурс и т.д.
Практическое занятие 4. «Проведение внеурочного занятия»
Задание 1. Разработать внеурочное мероприятие (конспект, презентация, раздаточный материал) по теме своего исследования.
Задание2. Представить разработанное мероприятие (40 мин) на практике и выполнить анализ мероприятия.
Заключение
Проведенное исследование позволило актуализировать проблему проектирования внеурочной деятельности по физике: данный процесс требует особого методического подхода, поскольку существует ряд очевидных сложностей в его организации. К ним мы отнесли недостаточные навыки проектирования занятий по внеурочной деятельности у учителей и методическое обеспечение, недостаточный уровень мотивации у учителей к ведению внеурочной деятельности, снижение мотивации у обучающихся и учителей к участию в процессе внеурочной деятельности из-за недостаточного владения материалом у обучающихся либо большой разницей в уровнях владения у посещающих один и тот же вид занятий внеурочной деятельности, что требует дополнительной разработки программы с включением дифференцированного подхода.
Разработанная совокупность дидактических материалов и апробированная организация курса по проектированию внеурочной деятельности по физике способствуют формированию профессиональных компетенций будущих учителей физики.
Литература
1. Васильев А. А. Урочная и внеурочная физика: проблемы и перспективы // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании [Электронный ресурс]. URL: https://magazine.khpi.ru/articles/868/ (дата обращения: 27.02.2024).
2. Губернаторова Л. И. Формирование универсальных учебных действий и компетенций на основе деятельностной олимпиады по физике // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. № 43 (62). С. 158-167.
3. Катанский А. В., Величко А. Н. Тематические мероприятия внеурочной деятельности по физике для реализации требований ФГОС // Сибирский учитель. 2018. № 1 (116). С. 103-107.
4. Кислицына А. А. Подготовка к олимпиаде по физике средствами MS EXCEL // Технологии в образовании 2023 : сборник материалов Международной научно-методической конференции, Новосибирск, 19-21 апреля 2023 года / под общ. ред. Е. В. Добровольской. Новосибирск : Сибирский университет потребительской кооперации, 2023. С. 108-115. EDN CIJKWO.
5. Новикова И. А. Преемственность в организации и содержании внеурочной деятельности начальной и основной ступеней школы в условиях введения и реализации ФГОС. Барнаул, 2013. С. 6-13.
6. Оболдина Т. А. Развитие познавательной активности учащихся во внеурочной деятельности по физике // Глобальный научный потенциал. 2022. № 5 (134). С. 157-159.
7. Попова А. В., Холина С. А. Проблемы организации внеурочной деятельности по физике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 95-101. EDN DXXSAJ.
8. Попова М. Н., Ситнова Е. В. Некоторые особенности организации внеурочной деятельности по физике в ходе реализации ФГОС ООО // Ceteris Paribus. 2015. № 5. С. 102-104. EDN VASCDZ.
9. Рожкова Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 21-26. EDN TCGDIL.
10. Федорова Н. Б., Кузнецова О. В. Внеурочная деятельность по физике как средство повышения мотивации учения семиклассников // Школа будущего. 2020. № 5. С. 262-269. EDN JPQNFB.
References
1. Vasil'ev A. A. Urochnaja i vneurochnaja fizika: problemy i per-spektivy [Regular and extracurricular physics: problems and prospects]. Informacionno-kommunikacionnye tehnologii v pedagogicheskom obrazovanii. URL: https://magazine.khpi.ru/ articles/868/ (accessed 27.02.2024). (In Russian).
2. Gubernatorova L. I. Formirovanie universal'nyh uchebnyh dejstvij i kompetencij na osnove dejatel'nostnoj olimpiady po fizike [Formation of universal educational activities and competencies based on the activity Olympiad in physics]. Vestnik Vladimirskogo gosu-darstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaja Grigor'evicha Stoletovyh. Serija: Pedagogicheskie i psihologich-eskie nauki, 2020, no. 43 (62), pp. 158-167. (In Russian).
3. Katanskij A. V., Velichko A. N. Tematicheskie meroprijatija vneu-rochnoj dejatel'nosti po fizike dlja realizacii trebovanij FGOS [Thematic extracurricular activities in physics for the implementation of the requirements of the Federal State Educational Standard]. Sibirskij uchitel', 2018, no.1 (116), pp.103-107. (In Russian).
4. Kislicyna A. A. Podgotovka k olimpiade po fizike sredstvami MS EXCEL [Preparation for the Physics Olympiad using MS EXCEL]. Ed. E. V. Dobrovol'skaja. Tehnologii v obrazovanii 2023, sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konfe-
rencii, Novosibirsk, 19-21 aprelja 2023 goda. Novosibirsk, 2023, pp. 108-115. EDN CIJKWO. (In Russian).
5. Novikova I. A. Preemstvennost' v organizacii i soderzhanii vneu-rochnoj dejatel'nosti nachal'noj i osnovnoj stupenej shkoly v uslovijah vvedenija i realizacii FGOS [Continuity in the organization and content of extracurricular activities at the primary and primary school levels in the context of the introduction and implementation of the Federal State Educational Standard]. Barnaul, 2013, pp. 6-13. (In Russian).
6. Oboldina T. A. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti uchashhihsja vo vneurochnoj dejatel'nosti po fizike [Development of cognitive activity of students in extracurricular activities in physics]. Global'nyj nauchnyj potencial, 2022, no. 5 (134), pp. 157-159. (In Russian).
7. Popova A. V., Holina S. A. Problemy organizacii vneurochnoj dejatel'nosti po fizike [Problems of organizing extracurricular activities in physics]. Vestnik Moskovskogo gosudarstven-
nogo oblastnogo universiteta. Serija: Pedagogika, 2020, no. 3, pp. 95-101. EDN DXXSAJ. (In Russian).
8. Popova M. N., Sitnova E. V. Nekotorye osobennosti organizacii vneurochnoj dejatel'nosti po fizike v hode realizacii FGOS OOO [Some features of the organization of extracurricular activities in physics during the implementation of FGOS LLC]. Ceteris Paribus, 2015, no. 5, pp. 102-104. EDN VASCDZ. (In Russian).
9. Rozhkova E. M. Osnovnye polozhenija organizacii vneurochnoj dejatel'nosti [The main provisions of the organization of extracurricular activities]. Permskij pedagogicheskij zhurnal, 2014, no. 5, pp. 21-26. EDN TCGDIL. (In Russian).
10. Fedorova N. B., Kuznecova O. V. Vneurochnaja dejatel'nost' po fizike kak sredstvo povyshenija motivacii uchenija semiklass-nikov [Extracurricular activities in physics as a means of increasing the motivation of seventh graders]. Shkola budushhego, 2020, no. 5. pp. 262-269. EDN JPQNFB. (In Russian).
УДК /UDC 371.4+377.5
DOI 10.54509/22203036_2024_2_102
EDN EWFFDG
Морозова Елена Алексеевна
доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента имени И. П. Поварича, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово
Кочнева Оксана Петровна
методист научно-аналитического центра, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» им. А. М. Тулеева, г. Кемерово
Morozova Elena A.
Doctor of Economic Sciences, Full Professor, Professor of the I. P. Povarich Department of Management, Kemerovo State University, Kemerovo
Kochneva Oksana P.
Methodologist of the Scientific and Analytical Center, A. M. Tuleyev Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, Kemerovo
ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СТУДЕНЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
PATRIOTISM AND PATRIOTIC EDUCATION THROUGH THE PRISM OF STUDENT PERCEPTION
Аннотация. Перед обществом в целом, перед системой образования - в частности, стоит сложная задача усиления, переформатирования патриотического воспитания, поиска новых подходов. Чтобы понять, как «достучаться» до молодежи в этом непростом процессе, важно, кроме прочего, учитывать и ее мнение. Поэтому целью исследования стал анализ представлений и оценок студентов кузбасской системы профессионального образования относительно патриотизма и патриотического воспитания. Его результаты показали, что обучающиеся весьма положительно относятся к родине, что патриотизм для них - это, прежде всего, бережное
отношение к природе и ресурсам страны, любовь и уважение к родине, гордость за достижения в различных сферах деятельности, любовь к малой родине, законо-послушание. Интегральный показатель - уровень патриотизма - составил 4,22 балла по пятибалльной шкале. Но настоящими патриотами студенты считают в среднем лишь половину молодежи страны и поддерживают идею уделять патриотическому воспитанию больше внимания. К числу более результативных патриотических мероприятий студенты относят встречи с ветеранами и участниками военных действий, патриотические фильмы, акции в активной форме.