Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ'

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ШКОЛА / РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ФИЗИКА / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / PRIMARY SCHOOL / WORKING PROGRAMS / CREATIVE ABILITIES / PHYSICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Алёна Викторовна, Холина Светлана Александровна

Цель. Исследование проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы. Процедура и методы. Рассмотрена организационная модель внеурочной деятельности. В ходе исследования проанализированы нормативно-правовые и учебно-методических документы, обобщены результаты научных исследований по проблеме, проведён поисковый этап педагогического эксперимента. Результаты. Показана методика планирования внеурочной деятельности на основе базы модульных пазлов, даны методические рекомендации по написанию рабочих программ. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретически обоснована модель внеурочной деятельности и разработана программа «Интеллектуальный понедельник» для организации внеурочной деятельности по физике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попова Алёна Викторовна, Холина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ORGANIZING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PHYSICS

Aim. To study the problem of organizing extracurricular activities of students of the primary school. Methodology. The organizational model of extracurricular activities is considered. In the course of the research, legal-normative and methodological documents were analyzed, the results of scientific research on the problem were summarized, and the search stage of the pedagogical experiment was conducted. Results. The method of planning extracurricular activities based on the database of modular puzzles is shown; methodological recommendations for writing working programs are given. Research implications. The model of extracurricular activities is theoretically substantiated; the “Intellectual Monday” program is developed for organizing the extracurricular activities in Physics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ»

УДК 37.016:53

DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-95-101

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ

Попова А. В.12, Холина С. А.2

Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей №12

140013, Московская обл., Люберцы, ул. Побратимов, д. 19, Российская Федерация

2Московский государственный областной университет

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация Аннотация

Цель. Исследование проблемы организации внеурочной деятельности обучающихся основной школы.

Процедура и методы. Рассмотрена организационная модель внеурочной деятельности. В ходе исследования проанализированы нормативно-правовые и учебно-методических документы, обобщены результаты научных исследований по проблеме, проведён поисковый этап педагогического эксперимента.

Результаты. Показана методика планирования внеурочной деятельности на основе базы модульных пазлов, даны методические рекомендации по написанию рабочих программ. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретически обоснована модель внеурочной деятельности и разработана программа «Интеллектуальный понедельник» для организации внеурочной деятельности по физике.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, основная школа, рабочие программы, творческие способности, физика

PROBLEMS OF ORGANIZING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES IN PHYSICS

A. Popova1, S. Kholina2

1 Municipal institution of general education Lyceum # 12

19, Pobratimov ul., Lyubertsy, Moscow region, 140013, Russian Federation

2 Moscow Region State University

24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, Moscow region 141014, Russian Federation Abstract

Aim. To study the problem of organizing extracurricular activities of students of the primary school. Methodology. The organizational model of extracurricular activities is considered. In the course of the research, legal-normative and methodological documents were analyzed, the results of scientific research on the problem were summarized, and the search stage of the pedagogical experiment was conducted.

Results. The method of planning extracurricular activities based on the database of modular puzzles is shown; methodological recommendations for writing working programs are given. Research implications. The model of extracurricular activities is theoretically substantiated; the "Intellectual Monday" program is developed for organizing the extracurricular activities in Physics.

Keywords: extracurricular activities, primary school, working programs, creative abilities, Physics

© CC BY Попова А. В., Холина С. А., 2020.

Введение

Организация рационального использования свободного времени школьниками остаётся актуальной проблемой. Воспитание обучающихся происходит на всех этапах их деятельности, в том числе и в свободное от учёбы время. Введение Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предусматривает реализацию основных образовательных программ не только в урочное, но и во внеурочное время [1; 9; 10]. В настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС к условиям реализации внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью её учебно-методического обеспечения.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. В ходе внеурочной деятельности обучающийся должен научиться действовать, принимать решения. В результате необходимо организовать процесс по развитию высоконравственной, интеллектуальной, творческой личности, соблюдая современные требования действующих нормативно-правовых документов [10].

Внеурочная деятельность включена в основную образовательную программу. Время на внеурочную деятельность образовательное учреждение определяет самостоятельно на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий1.

Анализ нормативно-правовых и учебно-методических документов показал,

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] URL: Ьйр://минобрнауки.рф/до-кументы/922/файл/748/ФГОС_НОО.pdf (дата обращения: 10.12.2019).

что организовать внеурочную деятельность следует таким образом, чтобы на самостоятельную образовательную работу обучающимся отводилось не менее 10 часов в неделю [8; 10]. Время на организацию мероприятий разной направленности необходимо распределить так: на воспитательные мероприятия, работу школьных коллективов - 2-3 часа в неделю; на подготовку к общешкольным конкурсам, праздникам - до 20 часов 1-2 раза в неделю; на внеурочную работу по предметам - 1-2 часа в неделю. В случае чрезмерной загруженности обучающихся дополнительными занятиями практикуется перенос части нагрузки на каникулярное время. При реализации такой практики, по нормам ФГОС, нельзя переносить более 50% нагрузки по внеурочной деятельности на время каникул. Организовать работу по внеурочному направлению в каникулярное время можно через тематические мероприятия, такие как образовательные поездки, походы в музеи и т. п.

Внеурочную деятельность рекомендуется организовать по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительному, духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному [4]. Возможные формы организации деятельности обучающихся: экскурсии, кружковые и секционные занятия, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования и т. д.2

При реализации внеурочной деятельности учителя сталкиваются с трудностями, которые касаются прежде всего механизмов её реализации: недостаточность опыта при разработке рабочих программ, нехватка знаний и опыта у учителей по

2 Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 55071318 (дата обращения: 10.12.2019).

написанию программ кружков, направленных на достижение результатов определённого уровня, вопрос оценивания внеурочной деятельности [7].

Ещё одной проблемой является посещаемость внеурочных занятий. Как вариант решения проблемы можно предложить реализовывать внеурочную деятельность в основное учебное время, путём составления нелинейного расписания, в котором чередуются урочная и внеурочная деятельности1.

На уроках мотивом деятельности учащихся является оценка. Во внеурочной деятельности мотивом должны стать получение знаний, наработка практического опыта в любимом и личностно значимом виде деятельности, стимул -накопление индивидуального портфолио достижений.

Модель внеурочной деятельности

Для реализации внеурочной деятельности может быть рассмотрена следующая организационная модель (рис. 1).

Педагогические работники реализуют внеурочную работу по предметам, направленную на достижение личностных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы. Это могут быть круглые столы, научно-практические конференции, школьные научные сообщества, занятия по олим-пиадной подготовке школьников, соревнования. Классные руководители реализуют внеурочную деятельность через образовательные поездки, походы в музеи, экскурсии, классные часы. Образовательное учреждение - через кружковые и секционные занятия.

Рис. 1 / Fig. 1. Организационная модель внеурочной деятельности / Organizational model of extracurricular activities

Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся. При организации внеурочной деятельности учитываются следующие требования (рис. 2).

Программы организации внеурочной деятельности могут разрабатываться образовательными организациями самостоятельно или на основе переработки образцов программ, рекомендованных

1 Баранова Ю. Ю. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М., 2013. 96 с.

Министерством образования. В программе описываются содержание внеурочной деятельности, общая суть и направленность планируемых дел и мероприятий. Программа может предполагать организацию нескольких видов внеурочной деятельности обучающихся, содержание распределяется по разделам или модулям, представляющим тот или иной вид деятельности. Программы могут реализо-вываться как в рамках отдельно взятого класса (творческого объединения обучающихся), так и в рамках свободных объединений. Во втором случае образовательная организация разрабатывает модульные

Рис. 2 / Fig. 2. Требования к организации внеурочной деятельности / Requirements for organizing extracurricular activities

программы для каждой возрастной группы. Занятия могут проводиться не с классами, а с группами, состоящими из обучающихся разных возрастных категорий.

Рассмотрим методику составления модульной программы [4]. Данная программа может быть реализована в течение дня, а может и в течение четверти. Программа представляет собой модульный пазл, из фрагментов которого можно создать внеклассное мероприятие, курс занятий, классных часов, творческих объединений. Алгоритм составления рабочей программы -модуля - состоит из следующих компонентов: программы, контроля, методических рекомендаций, списка литературы, презентации, приложения. Сама программа также имеет определённую структуру (рис. 3).

Все эти пункты необходимо изложить кратко и ёмко. В случае необходимости некоторые из них могут отсутствовать.

Результаты проведённого исследования

По результатам исследования была разработана программа внеурочной деятельности по физике для обучающихся 7-9 классов, которая получила название «Интеллектуальный понедельник». Основной формой проведения занятий является кружковая. Ведущим видом деятельности обучающихся стала познавательная деятельность по расширению знаний

Рис. 3 / Fig. 3. Структура модульной программы внеурочной деятельности / Structure of the modular program of extracurricular activities

учебного материала курса физики. Следует отметить, что внеурочная деятельность по физике входит в общеинтеллектуальное направление воспитания. Результаты исследования показали, что наиболее сложным для педагога этапом реализации внеурочной деятельности по физике является формулирование пояснительной записки к программе о конструировании учебно-тематического плана занятий.

Программа разработана для обучающихся основной школы, проявляющих интерес к физике. Программа предусматривает расширение знаний обучающихся по физике, развитие экспериментальных навыков школьников и творческих способностей [2; 3; 5; 6]. В пояснительной записке сформулирована цель: создание условий для расширенного изучения учебного материала по физике, удовлетворения познавательных интересов и развития творческих способностей обучающихся. Задачи программы конкретизировали пути решения поставленной цели занятий во внеурочной деятельности по физике:

1. Систематизация знаний по физике.

2. Развитие экспериментальных навыков обучающихся.

3. Вовлечение обучающихся в самостоятельную исследовательскую деятельность.

При разработке учебно-тематического плана были учтены возможные формы проведения занятий (табл. 1).

Таблица 1 / Table 1

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности по физике «Интеллектуальный понедельник» / Educational and thematic plan of the "Intellectual Monday" program for extracurricular activities in Physics

№ Тема Кол-во часов Форма проведения

1. Физические величины Инструктаж по технике безопасности. Знакомятся с ТБ при работе с физическими приборами; участвуют во фронтальной беседе; выполняют индивидуальную работу

2. Измерение физических величин Участвуют во фронтальной беседе; выполняют практические работы

3. Решение задач творческого характера Работают в группах, представляют результаты групповой деятельности

4. Проектная деятельность Объединяются в творческие группы по интересам. Выбирают тему, вид проекта и вид деятельности. В рамках своих групп осуществляют поиск информации. Оформляют порт-фолио проекта. Осуществляют самооценку своей работы, участвуют в обсуждении, анализе проектов участников кружка

5. Конкурсы по физике Участвуют в конкурсах по физике

6. Научно-практическая конференция Представляют проекты во время защиты

7. Экскурсии Знакомятся с измерительными приборами на практике. Встречаются с людьми, профессии которых связаны с физикой

Итого:

В результате прохождения программы у учащихся развиваются универсальные учебные действия, направленные на освоение содержания курса физики седьмого класса, учебная и общепользовательская ИКТ-компетентность. Учащимися приобретаются опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией физического содержания. Кроме того, в учебно-тематическом плане специально не указаны часы, выделенные на каждый вид деятельности. Это сделано для того, чтобы учитель мог сам распределять нагрузку обучающихся с учётом их возрастных особенностей и загруженности.

Заключение

В ходе исследования выявлена недостаточная разработанность учебно-методического обеспечения внеурочной деятельности, в связи с чем создана модель внеурочной деятельности по физике, направленная на развитие творческих способностей учащихся основной школы. Подготовлена и апробирована модульная программа внеурочной деятельности по физике «Интеллектуальный понедельник», которая использовалась в личной практике преподавания учителем физики А. В. Поповой Лицея № 12 г. Люберцы Московской области.

Статья поступила в редакцию 18.03.2020.

ISSN 2072-8395

2020 / № 3

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабенко О. Ю. Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике в средней школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 102-108.

2. Буш А. Ф. Внеурочная деятельность и её роль в мотивации обучающихся к изучению физики в основной школе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 26-35.

3. Величкин В. Е. Содержание и структура учебно-методического комплекса учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» (ФГОС 3 ПЛЮС) // Физика в школе. 2016. № 83.

4. Жакун В. В. Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей кадетов в рамках реализации ФГОС // Молодой учёный. 2016. № 8. С. 948-950.

5. Леушкина Н. А. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в рамках организации внеурочной деятельности // Молодой учёный. 2016. № 8-5 (112). С. 32-35.

6. Немирович Е. М. Внеурочная деятельность по физике как одно из средств формирования исследовательской компетенции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 125-132.

7. Ошемкова С. А. О концепции интегрированного пропедевтического курса физики «Математика и механика» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2014. № 4. С. 101-108.

8. Попова А. В. Организация внеурочной деятельности по физике, направленная на развитие творческих способностей обучающихся // Педагогическое образование и наука. 2018. № 6.

9. Холина С. А. Проблема пропедевтического обучения физике в условиях модернизации системы образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 2. С. 140-147.

10. Холина С. А., Попова А. В. Использование метода управления проектом во внеурочной деятельности по физике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 1. С. 91-98.

1. Babenko O. Yu. [The organization of research activities of university students in Physics]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 2, pp. 102-108.

2. Bush A. F. [Extracurricular activities and their role in motivating students to study physics in primary school]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2018, no. 1, pp. 26-35.

3. Velichkin V. E. [The content and structure of the educational and methodological complex of the discipline "Concepts of modern natural science" (FGOS 3 PLUS)]. In: Fizika v shkole [Physics at school], 2016, no. S3, pp. 39-43.

4. Zhakun V. V. [Extracurricular activities as a means of developing the creative abilities of cadets in the framework of the Federal State Educational Standard implementation]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, no. 8, pp. 948-950.

5. Leushkina N. A. [Formation of research competence within the framework of the organization of extracurricular activities]. In: Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, no. 8-5 (112), pp. 32-35.

6. Nemirovich E. M. [Extracurricular activities in Physics as one of the means of developing research competence]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 2, pp. 125-132.

7. Oshemkova S. A. [On the concept of integrated introductory course in Physics, "Mathematics and mechanics"]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2014, no. 4, pp. 101-108.

8. Popova A. V. [Organization of extracurricular activities in Physics aimed at developing the creative abilities of students]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Teacher education and science], 2018, no. 6, pp. 114-118.

С. 39-43.

С. 114-118.

REFERENCES

9. Kholina S. A. [The problem of introductory physics education in the conditions of the educational system modernization]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Peda-gogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2017, no. 2, pp. 140-147.

10. Kholina S. A., Popova A. V. [Using the project management method in extracurricular activities in Physics]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2018, no. 1, pp. 91-98.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Попова Алёна Викторовна - учитель физики Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 12, аспирант кафедры методики преподавания физики Московского государственного областного университета, ; e-mail: PopovaAV15@yandex.ru

Холина Светлана Александровна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой методики преподавания физики Московского государственного областного университета; e-mail: svetaholina@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Alena V. Popova - teacher of Physics, Municipal institution of general education Lyceum # 12; post-graduate student, Department of methods of teaching physics, Moscow Region State University; e-mail: PopovaAV15@yandex.ru

Svetlana A. Kholina - Cand. Sci. (Education), Head of the Department of methodology of teaching Physics, Moscow Region State University; e-mail: svetaholina@mail.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Попова А. В., Холина С. А. Проблемы организации внеурочной деятельности по физике // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 95-101. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-95-101

FOR CITATION

Popova A. V., Kholina S. A. Problems of Organizing Extracurricular Activities in Physics. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2020, no. 3, рр. 95-101. DOI: 10.18384/2310-7219-2020-3-95-101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.