УДК 372.881.116.11
DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-58-69
КОНЦЕПЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ СЛОВАРЯ КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Ходякова ЛА., Супрунова А.В.
Московский педагогический государственный университет
119991, Россия, Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, стр. 1, Российская Федерация
Аннотация. Цель статьи - разработать и раскрыть теоретические положения составления программы внеурочной деятельности по русскому языку основной школы (с 5 по 9 класс) в рамках общекультурного направления. Авторами рассмотрены концептуальные положения авторской программы внеурочной деятельности по формированию общекультурной компетенции школьников через освоение национальной культуры, присвоение и накопление фоновых культурных знаний, включающих прецедентные имена выдающихся деятелей русской культуры, в процессе чтения путём учебного проекта - создания словаря культурной грамотности. Представлена методическая модель, содержащая базовые категории методики русского языка (основные методологические подходы, принципы, средства обучения, ведущие методы, интерактивные приёмы, реализующиеся в упражнениях), составляющие теоретические основы программы внеурочной деятельности; раскрыто содержание понятий и методических категорий с привлечением примеров и упражнений, иллюстрирующих алгоритмы работы над проектом - «Словарь культурной грамотности». Разработанная модель по формированию и развитию общекультурной компетенции школьников обеспечивает учителя эффективной методикой по организации внеурочной деятельности в основной школе в рамках общекультурного направления. Статья адресована студентам бакалавриата и магистратуры филологических факультетов, учителям-словесникам различных образовательных учреждений, занимающихся организацией и проведением внеурочной деятельности по общекультурному направлению.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, словарь культурной грамотности, внеурочная деятельность.
THE CONCEPT AND CONTENT OF THE PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES: THE FORMATION OF GENERAL CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS THROUGH THE CREATION OF A DICTIONARY OF CULTURAL LITERACY
L. КЬойуаШа, A. Suprunova
Moscow State Pedagogical University
1, build. 1, Malaya Pirogovskaya ul, Moscow, 119991 Russian Federation
© CC BY Ходякова Л.А., Супрунова А.В., 2018.
vssy
Abstract. The purpose of the article is to develop and to reveal the theoretical framework of the extracurricular activities for primary school (5th to 9th years) in the framework of the general cultural directions. The authors consider the conceptual provisions of the author's program of extracurricular activities on the formation of general cultural competence of students through the development of national culture, the assignment and accumulation of background cultural knowledge, including the case names of prominent figures of the Russian culture, in the process of reading through the educational project - the creation of a dictionary of cultural literacy. The methodological model that contains the basic categories of methodology of the Russian language (basic methodological approaches, principles, learning tools, leading techniques, interactive methods, realized in the exercises), constitute the theoretical basis of the extracurricular program. The content of concepts and methodological categories with the involvement of examples and exercises illustrating the algorithms of work on the project - "Dictionary of cultural literacy" is described. The developed model for the formation and development of general cultural competence of students provides teachers with an effective methodology for the organization of extracurricular activities in the primary school within the General cultural direction. The article is addressed to undergraduate and graduate students of philological faculties, teachers of various educational institutions engaged in the organization and conduct of extracurricular activities in the general cultural direction.
Key words: general cultural competence, dictionary of cultural literacy, extracurricular activities.
Образовательная программа основного общего образования, реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, специфика которой состоит в том, что «обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.», «направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих ... способностей ... обучающихся» [3]. Как видим, одним из основных результатов обучения является сформи-рованность общекультурной компетенции школьников среднего звена, которая согласно глоссарию ФГОС ООО определяется как «совокупность знаний, умений, личностных качеств, обеспечивающих владение языком культуры, способами познания мира,
способностью ориентироваться в пространстве культуры». Проведённые нами диагностики [9] указывают на то, что большинство современных школьников владеют катастрофически малым объёмом знаний национальной культуры, что свидетельствует об оторванности подрастающего поколения от духовных корней отечественной культуры, а следовательно, и о низком уровне общекультурной компетенции. В связи с этим особую значимость приобретает методическая проблема поиска путей повышения общекультурной компетенции обучающихся во внеурочной деятельности в рамках общекультурного направления.
На наш взгляд, одним из эффективных способов формирования общекультурной компетенции является создание учащимися основной школы (с 5 по 9 класс) словаря культурной грамотности на основе прецедентных имён русской культуры во внеурочной деятельности. Вслед за О.Д. Ми-
трофановой и В.Г. Костомаровым [2] культурная грамотность трактуется нами как достаточная (элементарная) степень владения языком, речью, читательской грамотностью, базовыми фоновыми культурными знаниями, приоритетными ценностными ори-ентациями, составляющими культуру личности. Как показывает наш опыт преподавания и проведённое экспериментальное исследование, проектная деятельность с целью создания словаря культурной грамотности способствует актуализации и расширению фоновых культурных знаний, под которыми мы понимаем значимые историко-культурные сведения, потенциально известные всем носителям языка и членам многонационального сообщества, владеющим государственным (русским) языком, как сведения, необходимые для адекватного речевого общения, понимания глубинного смысла устных и письменных текстов (автор / читатель; говорящий / слушающий).
Наша концепция состоит в том, что формирование и развитие общекультурной компетенции, включающей жизненно важные компетенции: языковую, коммуникативную, читательскую, культуроведческую - и обеспечивающей комфортное существование человека в социокультурном пространстве, происходит успешнее через чтение культуроведческих текстов - «культурно-значимых текстов, отражающих историко-культурные ценности народа, его духовность, эстетичные по содержанию, форме, структуре и лексическому наполнению» [7, с. 38], извлечение из них прецедентных
имён выдающихся деятелей русской культуры, формирующих вокруг себя широкое культурно-языковое поле, которое позволяет углубить и расширить знания учащихся по русскому языку в области ономастики (орфоэпия, орфография, грамматика, стилистика и др.) и отечественной культуры (происхождение имени, отражение менталитета, связь имени с эпохой, местом проживания и т. д.).
Значимость представленной концепции определяется тем, что усвоение и расширение фоновых культурных знаний как основного компонента общекультурной компетенции происходят не путём передачи некоторой культурно-исторической информации, а в процессе самостоятельной активной познавательной деятельности обучающихся по созданию учебного словаря культурной грамотности, что позволяет не только усвоить фоновые культурные знания, в том числе прецедентные имена русской культуры, но и развить речевую культуру, свой творческий потенциал на базе совершенствования основных видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего) и универсальных учебных действий (анализ, синтез, классификация, отбор, сравнение и т. д.). Представим концепцию в виде методической модели (схема 1).
Содержание предложенной нами модели раскроем путём характеристики базовых принципов, ведущего метода, интерактивных приёмов читательской деятельности, культуроори-ентированных речевых упражнений, а также иллюстрирования примерами.
V6V
ЦЕЛЬ: формирование общекультурной ком петенции школьников на основе чтения в процессе изучения русского языка путём создания словаря культурной грамотности (накопление фоновых культурных знаний) СОДЕРЖАНИЕ: фоновые культурные знания - знания прецедентных имён выдающихся деятелей культуры России и знания о культуре через язык как транслятор культуры
▼
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ < ПОДХОД культуроведЧеский подход
БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
— принцип деятельности ^_^ - принцип соизучения языка и культуры
-принцип системности и - коммуникативный принцип
непрерывности - принцип текстоцентричности
- принцип минимакса - принцип наглядности
КУЛЬТУрОоРИЕНТИРОВАННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: кулкгуроведчесжие те ксты, произведения искусства, национальные артефакты как феномены культуры, связанные с прецедентными именами.
ВЕДУЩИИ ИНТЕРАКТИВНЫМ МЕТОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: создание словаря культурной грамотности (накопление фоновых культурных знаний)
Приёмы читательской деятельности на этапе просмотрового чтения:
- анализ заголовков и подзаголовков выявление достоверности источников информации
- прогнозирование темы текста
- просмотр рисунков и иллюстраций
- знакомство с оглавлением
Приёмы читательской деятельности на этапе ознакомительного чтения:
- чтением по абзацам с фокусированием внимания на прецедентных именах культуры
- выделение главной и второстепенной информации
- выявление ключевых слов
- расстановка помет
- сканирование фоновой лексики, собственных личных имён
Приёмы читательской деятельности на этапе изучающего чтения:
- поиск, отбор и систематизация значимой историко-культурной информации, связанной с прецедентным именем
- извлечение из текстов прецедентных имён отечественной культуры
- установление вокруг прецедентного имени культурно-языкового поля
- переработка текста (упрощение, исключение, обобщение)
- выделение лексико-грамматических конструкций с культурно-языковым значением
- проведение лексико-грамматической работы с антропонимами (именами собственными)
- определение этимологии слов с культурным компонентом значения
- составление ментальной карты вокруг прецедентного имени
- создание словарной статьи (собственного текста) как особого жанра
УПРАЖНЕНИЯ, вытекающие из приёмов: культуроориентированные речевые упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: сформРрованность общекультурной компетенции школьников посредством расширения фоновых культурных знаний, в частности прецедентных имён, в процессе вовлечения в культурную деятельность - создание словаря культурной грамотности - через чтение
текстов
Схема 1. Модель формирования общекультурной компетенции
Реализации концепции способствует синтез системно-деятельностного и культуроведческого подходов, указывающих направление деятельности,
предполагающей активное обучение русскому языку путём познания национальной культуры, присвоения фоновых культурных знаний через язык
- носитель и транслятор культуры народа. Названные методологические подходы определяют принципы, выражающие определённые повторяющиеся закономерности обучения (учитель
- ученик - ученик) и ориентированные на эффективный результат:
• принцип деятельности предполагает создание на занятии внеурочной деятельности (форма проведения
- лексикографическая творческая мастерская) учебной ситуации, требующей от обучающихся поиска фоновых культурных сведений о прецедентном имени и извлечения историко-культурной информации с помощью различных источников информации, используя основные виды чтения (просмотровое, ознакомительное, изучающее). Ученик не получает знания в готовом виде, он их активно добывает в процессе проектной деятельности по созданию словарной энциклопедической статьи;
• принцип системности и непрерывности направлен на эффективное расширение фоновых культурных знаний через определённым образом организованное обучение - занятия внеурочной деятельности, предполагающие систематические культуроори-ентированные речевые упражнения, способствующие накоплению и усвоению фоновых культурных знаний;
• принцип соизучения языка и культуры определяет «отбор дидактического материала, методов, приемов и средств обучения с учетом куль-туроносной функции русского языка» [8, с. 178]. Так, организуя внеурочную деятельность, учитель отбирает куль-туроведческие тексты, позволяющие в наибольшей степени извлечь, актуализировать и расширить фоно-
вые культурные знания, включающие прецедентные имена, интерактивные методы и приёмы, помогающие организовать эффективную работу по присвоению фоновых культурных знаний в процессе создания словаря культурной грамотности;
• коммуникативный принцип предполагает речевое развитие учащихся, т. е. обучение созданию (говорение / письмо) и восприятию (чтение / слушание) текстов: через чтение культуроведческих текстов к созданию собственного текста - словарной энциклопедической статьи - и открытию новых фоновых культурных знаний;
• принцип текстоцентричности
предполагает формирование всех видов речевой деятельности на основе текста как формальной единицы культуры. По мнению П.А. Флоренского, все прецедентные имена русской культуры хранятся в национальной культурной памяти в виде «свёрнутых текстов» [6]. Создание словаря культурной грамотности позволяет обучающимся раскодировать «свёрнутый текст», выявить важную историко-культурную информацию и создать собственный текст (словарную статью), присвоив фоновые культурные знания;
• принцип наглядности используется не только для отбора иллюстраций (репродукций картин, фотографий, рисунков, иллюстраций и т. д.) для словарной статьи, но и для организации самостоятельного поиска фоновой культурной информации, заключённой не только в вербальном тексте, но и в невербальном. Например, чтение картины И. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском селе 8 января 1815 года» (сначала не
сообщаем её название учащимся) вызывает много вопросов у ребят: Узнали ли вы героя, который стоит в центре зала? Почему он в такой позе? Знаете ли вы, кто привстал и почему он прислушивается? Где происходит событие? Самостоятельно найти ответы на эти вопросы - значит включиться в исследование;
• принцип минимакса - даём максимум, требуем минимум. Каждый обучающийся берёт, исходя из своих возможностей, т. е. учащийся при чтении культуроведческих текстов получает широкие сведения о выдающейся личности, а в результате создания словарной энциклопедической статьи (сжатия исходного текста) в собственном тексте остаются только значимые историко-культурные сведения;
• принцип творчества максимально ориентирован на накопление учащимися личного опыта творческой деятельности в рамках работы в лексикографической мастерской. Приведём фрагмент занятия:
Учитель: Сегодня нас ожидает интересная встреча. Кто же будет нашим собеседником? Чтобы дать ответ на этот вопрос, предлагаю отгадать загадку: «По улице не ходит, в окно не глядит, никого не спрашивает, но всё знает. Кто его открывает, тот всё понимает...» (словарь). Какие особенности словаря отмечены в загадке? (Словарь - это книга, в которой отражены многовековые знания, накопленные обществом; обращаясь к словарям, мы растём интеллектуально, так как приобретаем новые знания).
На занятии вы выступите в не привычной для вас роли читателей словаря, а попробуете свои силы в качестве его создателей. Кто из вас знает, как на-
зывают человека, который создаёт словарь? (Лексикограф). А как вы считаете, какими качествами должен обладать лексикограф? (Эрудированность, начитанность, усердие, терпеливость, внимание, творчество). А с чем бы вы сравнили работу лексикографа? (Работу лексикографа можно сравнить со строительством дома, где словарная статья - это кирпич, из которого построен дом - словарь). А какой этап в данной работе самый важный? (Написание словарной статьи - самый ответственный этап в работе лексикографа. Как надёжность дома зависит от качества кирпича, так и ценность словаря определяется полнотой и точностью описания понятия в словарной статье);
• принцип понимания лексико-грамматических значений предполагает взаимосвязь изучения всех сторон языка: лексики, грамматики, орфографии, пунктуации, стилистики и т. д. -их взаимное проникновение. Решению этой задачи может помочь работа с прецедентными именами - антропонимами - собственными именами (определения лексического значения, грамматических категорий, орфоэпических и орфографических норм языка, этимологии имени и т. д.), отражённых в имени собственном;
• принцип накопления и усвоения фоновых культурных знаний предполагает понимание обучающими необходимости осознанного самостоятельного поиска и присвоения новых фоновых культурных знаний, накопленных в национальной культуре, что приведёт к повышению общей культуры школьников. Фоновые культурные знания, включающие знания прецедентных имён, вертикальны, по-
этому имеют «разную глубину когнитивно-культурных пластов». Язык не только накапливает фоновые культурные знания и является важным связующим звеном между поколениями, но и позволяет открыть эти знания, обогатив последующее поколение опытом предшествующих. Обучающиеся должны понимать, что межпоколенная связь фоновых культурных знаний не должна обрываться, в противном случае они превращаются в иванов, не помнящих родства. Присвоение и расширение фоновых культурных знаний, в том числе прецедентных имён, как показывает наш опыт, происходит успешнее в процессе чтения культуроведческих текстов. Например, упражнение 120 (Тема: «Сложные слова») [4]:
Царь Иван Грозный повелел: «Землю Русскую измерить и чертёж государства сделать». А ведь тогда не было ни самолётов, ни поездов, ни пароходов. И землепроходцы двинулись в путь, прошли всю Сибирь и вышли к берегам Тихого океана.
В 1648 г. отважный мореход Семён Дежнёв вышел на шести парусно-греб-ных судах - кочах - в большой поход. Путь был тяжёлым. Два судна разбила буря, ещё два пропали без вести. Оставшиеся кочи обогнули с севера Чукотский полуостров. Так был открыт пролив между Азией и Америкой, названный проливом Дежнёва.
Примерно в те же годы два других путешественника, Василий Поярков и Ерофей Хабаров, вышли к реке Амур и спустились к дальневосточному Приморью.
В тексте содержатся открытые историко-культурные сведения (повеление Ивана Грозного, открытие пролива
Дежнёва и исследование Приамурья), а также свёрнутые, заключённые в онимах (Иван Грозный, Семён Дежнёв, Ерофей Хабаров, Василий Поярков), реализующих свой культурно-исторический потенциал в границах данного культуроведческого текста. Важно отметить, что прецедентные имена и вне текста несут культурную информационную нагрузку. А.Д. Шмелёв данную информацию характеризует как «мысленное досье» [10], которым обладает читатель (слушатель), на лиц, широко известных в русской культуре и истории. Актуализация прецедентного имени требует от обучающегося извлечения из «мысленного досье» определённых фоновых культурных знаний, которые не являются постоянными. Культуроведческая информация данного текста проявляется в форме сообщения, предназначенного для передачи читателю нового знания о важных событиях, происходивших в истории России. Введение в текст антропонима «Иван Грозный» указывает на определённый исторический период и ориентирует читателя во временном пространстве происходивших событий. Однако, как показывает школьная практика, в «мысленном досье» учащихся отсутствуют данные фоновые культурные знания, поэтому необходимо организовать работу по пополнению культурного багажа школьников.
В качестве ведущего интерактивного проектного метода формирования общекультурной компетенции мы рассматриваем создание учебного энциклопедического словаря культурной грамотности, ориентированного на то, что учащиеся посредством чтения самостоятельно добывают историко-
культурную информацию и активно включаются в исследование, результатом (продуктом) которого является словарная энциклопедическая статья для словаря культурной грамотности. В ходе реализации проекта как познавательного творческого процесса по решению исследовательской задачи учащиеся через активную читательскую деятельность не только расширяют свой культурный кругозор, но и развивают такие проектные умения, как: проблематизация, целеполагание, планирование, использование научно-справочной литературы, составление плана, отбор и систематизация текстового и иллюстративного материала, сокращение исходного текста, создание собственного текста на основе исходного, презентация и защита.
Учитель выступает в роли организатора и консультанта познавательной деятельности, которая требует от педагога и обучающихся большего времени и усилий. Учитель решает следующие задачи: 1) создать условия, чтобы процесс присвоения фоновых культурных знаний мотивировал обучающихся, вызывал интерес и доставлял удовлетворение от собственной деятельности: ставить цели, которые реально можно достигнуть, отбирать необходимый материал, создавать словарную статью -собственный текст, не отчаиваться при возникновении трудностей; 2) познакомить обучающихся со словарной статьёй как разновидностью текста с высоким уровнем обобщения и свёртывания информации; с особенностями языка, композиции и стиля словарной статьи, требованиями к её оформлению; 3) показать учащимся пути поиска историко-культурной информации, включающей прецедент-
ные имена, приёмы аналитико-синте-тической переработки (исключение, обобщение, упрощение) исходного текста.
Учитель, организуя и направляя работу в лексикографической творческой мастерской, выбирает эффективные приёмы и средства обучения, реализующиеся в культуроориенти-рованных упражнениях - «конкретных учебных действиях (тренировка, вариативность, многократность), направленных на овладение речевой деятельностью, расширение фоновых культурных знаний, ознакомление с отечественной и мировой культурой», способствующих формированию общекультурной компетенции [8]. Упражнения классифицируем по цели и способам деятельности и условно называем их:
1) мотивацонно-стимулирующие, направленные на усиление мотивации, повышение интереса к поисково-исследовательской деятельности, проявляющейся, например, при выполнении упражнения с заданием «Знаете ли вы...» (Как звали няню (фамилия, имя, отчество) А.С. Пушкина?);
2) активно-деятельностные упражнения, направленные на активизацию работы с культуроведческим текстом: извлечение историко-культурной информации, ключевых слов, фоновых культурных знаний, прецедентных имён; свёртывание информации, компрессия текста, составление плана словарной статьи, обобщение полученных сведений. Например, упражнение «Набор ключевых слов», которые Л.В. Сахарный, А.С. Штерн рассматривают как «тип текста», «результат компрессии текста и опоры для его восстановления» [5];
3) продуктивно-речевые упражнения, направленные на создание собственного продукта - текста словарной энциклопедической статьи, -помогающие учащимся структурировать собранную информацию, составить черновой вариант словарной энциклопедической статьи с опорой на предъявленную схему:
Расположите отобранный материал, следуя общей структуре словарной статьи:
а) заголовочное слово (прецедентное имя), даты жизни;
б) профессиональная деятельность: кто? чем занимался?;
в) описание прецедентного имени;
г) значимость прецедентного имени в истории и культуре России;
д) подбор наглядного материала (картины, фотографии, рисунки и т. д.), соотнесённого с текстом словарной статьи;
е) составление списка прочитанных культуроведческих текстов и источников иллюстративных материалов;
4) корректирующие упражнения направлены на редактирование текста: нахождение и исправление фактических, речевых, стилистических, лексико-грамматических, орфографических ошибок. С этой целью возможно упражнение «Найди и исправь ошибку», которое может быть использовано в игровой форме, когда ученик, выступая в роли учителя, вынужден подготовиться - найти необходимую информацию;
5) рефлексивно-оценочные упражнения предполагают аналитическую деятельность учащихся по анализу и оценке составленной словарной эн-
циклопедической статьи. Например, упражнение «Прочитай и оцени»: ученику предлагается оценить творческую работу товарища - созданную словарную статью.
Работа над словарной энциклопедической статьёй, безусловно, процесс творческий, так как школьники активно ищут пути и способы решения лексикографической задачи: создать новую словарную энциклопедическую статью, значимую для себя и окружающих. Реализация поставленной задачи будет способствовать развитию у учеников творческого мышления как универсального способа вхождения в мир национальной культуры. Обучение и творчество в ходе создания словаря культурной грамотности на занятиях внеурочной деятельности - это единый, взаимосвязанный процесс, направленный на освоение культурно-языкового поля национальной культуры, т. е. на расширение и углубление фоновых культурных и языковых знаний, а значит, и формирование общекультурной компетенции школьников на основе чтения. Создание словаря культурной грамотности носит универсальный характер, формирует универсальные учебные действия и может быть проведено на основе любого прецедентного имени, значимого в отечественной и мировой культуре.
Представленная модель по формированию и развитию общекультурной компетенции школьников обеспечивает учителя-словесника эффективной методикой по организации внеурочной деятельности в основной школе в рамках общекультурного направления.
Статья поступила в редакцию 17.09.2018
Увву
ЛИТЕРАТУРА
1. Адлер М. Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений. М., 2017.
2. Митрофанова О.Д., Костомаров В.Г. Методика преподавания русского языка как иностранного: Русский язык и литература в общении народов мира: проблемы функционирования и преподавания. М., 1990. 268 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 29.06.2017 № 613 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ: [сайт]. URL: ЬИр8://минобрнауки.рф/документы/10650 (дата обращения: 13.06.2018).
4. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Глазков А.В., Лисицын А.Г. Русский язык. 5 класс: учеб. для общеоброват. организаций: в 2 ч. Ч. 1. 3-е изд., испр. М., 2013. 127 с.
5. Сахарный Л.В., Штерн А.С. Набор ключевых слов как тип текста // Лексические аспекты в системе профессионально-ориентированного обучения иноязычной речевой деятельности. Пермь, 1988. С. 34-51.
6. Флоренский П.А. Имена [Электронный ресурс]. URL: http://www.magister.msk.ru (дата обращения: 28.05.2018).
7. Ходякова Л.А. Культуроведческий подход в преподавании русского языка: монография. М., 2012. 291 с.
8. Ходякова Л.А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика: монография. М., 2018. 188 с.
9. Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Выявление уровня элементарной культурной грамотности как основного компонента общекультурной компетенции учащихся // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (79). С. 330-334.
10. Шмелев А.Д., Булыгина Т.В. Именование и автономность имени // Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. С. 425-434.
1. Adler M. Kak chitat' knigi. Rukovodstvopo chteniyu velikikhproizvedenii [How to read books. Guide to reading the great works]. Moscow, 2017. 344 p.
2. Mitrofanova O.D., Kostomarov V.G. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostran-nogo: Russkii yazyk i literatura v obshchenii narodov mira: problemy funktsionirovaniya i prepodavaniya [Methods of teaching Russian as a foreign language: the Russian language and literature in the communication of the peoples of the world: problems of functioning and teaching]. Moscow, 1990. 268 p.
3. [The order of the Ministry of Education of Russia from 29.06.2017 No. 613 "On modification of the Federal State Educational Standard of General education, approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of 17 May 2012 № 413"]. In: Min-isterstvo obrazovaniya i nauki RF [The Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. Available at: https://MMHo6pHayKM.p^/goKyMeHTbi/10650 (accessed: 13.06.2018).
4. Rybchenkova L.M., Aleksandrov O.M., Glazkov A.V., Lisitsyn A.G. Russkii yazyk. 5 klass. Ch. 1 [Russian language. Grade 5. Part 1]. Moscow, 2013. 127 p.
5. Sakharnyi L.V., Shtern A.S. [A set of keywords as a text type]. In: Leksicheskie aspekty v sisteme professional'no-orientirovannogo obucheniya inoyazychnoi rechevoi deyatel'nosti [Lexical aspects in the system of professionally oriented foreign language training activities]. Perm, 1988, pp. 34-51.
344 с.
REFERENCES
ISSN 2072-8395
2018/№ 4
6. Florensky P.A. Imena [Names]. Available at: http://www.magister.msk.ru (accessed: 28.05.2018).
7. Khodyakova L.A. Kul'turovedcheskii podkhod v prepodavanii russkogo yazyka [Cultural approach in teaching the Russian language]. Moscow, 2012. 291 p.
8. Khodyakova L.A. Metodika rechevogo razvitiya tvorcheskoi lichnosti shkol'nika v kontekste kul'tury: teoriya i praktika: monografiya [Methods of speech development of the creative personality of the student in the context of culture: theory and practice: monograph]. Moscow, 2018. 188 p.
9. Khodyakova L.A., Suprunova A.V. [Identifying basic cultural literacy as a major component of students' general cultural competence]. In: Uchenye zapiski Orlovskogogosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Scientific notes of Oryol State University. Series: Humanities and social Sciences], 2018, no. 3 (79), pp. 330-334.
10. Shmelev A.D., Bulygina T.V. [Naming and character name]. In: Yazykovaya kontseptual-izatsiya mira (na materiale russkoi grammatiki) [Language conceptualization of the world (based on Russian grammar)]. Moscow, 1997, pp. 425-434.
Ходякова Лия Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета;
e-mail: [email protected]
Супрунова Анна Витольдовна - аспирант Московского педагогического государственного университета, старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы Московского государственного областного университета; учитель русского языка и литературы, МБОУ Лицей № 15 г. Химки; e-mail: [email protected]
Liya A. Khodyakova - doctor of pedagogical sciences, Professor, Department of methods of teaching the Russian language, Moscow State Pedagogical University; e-mail: [email protected]
Anna ^ Suprunova - postgraduate student at Moscow State Pedagogical University, senior lecturer of the Department of methods of teaching the Russian language and literature; Moscow Region State University, teacher of the Russian language and literature, Lyceum № 15, Khimki; e-mail: [email protected]
Ходякова Л.А., Супрунова А.В. Концепция и содержание программы внеурочной деятельности: формирование общекультурной компетенции школьников посредством создания словаря культурной грамотности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 4. С. 58-69. БО!: 10.18384/2310-7219-2018-4-58-69
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
FOR CITATION
Khodyakov L., Suprunova A. The Concept and Content of the Program of Extracurricular Activities: the Formation of General Cultural Competence of Students Through the Creation of a Dictionary of Cultural Literacy. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 4, pp. 58-69. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-4-58-69