Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА'

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ШКОЛЬНИКИ / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурова Наталья Викторовна, Маринина Наталья Николаевна, Шарагин Виктор Иванович, Селиверстова Александра Сергеевна

Цель работы - определить эффективные средства подготовки школьников в прыжке в длину с разбега на основе реализации их двигательного потенциала. Методика и организация исследования. Показатели физической подготовленности учащихся определялись по стандартным тестовым заданиям школьной программы, технической подготовленности - по сопоставлению фактических и расчетных показателей прыжка в длину с разбега. В исследовании принимали участие 196 мальчиков (юношей) в возрасте 10-17 лет, которое проводилось в 2020-2021 учебного года. Выводы и результаты исследования. В работе выявлено влияние уровней развития физических качеств на результативность прыжка в длину с разбега у учащихся в возрасте 10-17 лет, рассчитан двигательный потенциал в этом упражнении, определялась специфика значимости физической и технической подготовленности учащихся в результативности прыжка в длину с разбега, экспериментально проверялась эффективность использования средств физической и технической подготовки школьников в прыжке в длину с разбега. Данный подход имеет ряд преимуществ перед традиционными способами организации занятий по физической культуре в школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурова Наталья Викторовна, Маринина Наталья Николаевна, Шарагин Виктор Иванович, Селиверстова Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ PREPARATION FOR THE RUNNING LONG JUMP ON THE BASIS OF THE MOTOR POTENTIAL IMPLEMENTATION

The purpose of the study was to determine effective means of training schoolchildren in the long jump from a running start based on the realization of their motor potential. Methodology and organization of the study. Indicators of physical readiness of students were determined by standard test tasks of the school curriculum, technical readiness - by comparing the actual and calculated indicators of the long jump from a run. The study involved 196 boys (boys) aged 10-17 years, which was conducted in the 20202021 academic year. Conclusions and results of the study. The work revealed the influence of the levels of development of physical qualities on the effectiveness of the long jump with a run for students aged 10-17 years, the motor potential in this exercise was calculated, the specificity of the significance of the physical and technical fitness of students in the effectiveness of the long jump with a run was determined, the effectiveness was experimentally tested use of means of physical and technical training of schoolchildren in the long jump with a run. This approach has several advantages over traditional methods of organizing physical education classes at school.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА»

7. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. - Москва : Институт компьютерных исследований, 2002. - 160 с.

8. Федеральный проект «Спорт - норма жизни» // Минспорт РФ : [сайт]. -URL: https://minsport.gov.ru/activities/fedprosport/ (дата обращения 20.08.2022).

9. Айзман Р.И. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / Р.И. Айзман, О.Я. Бойко. - Москва: Кнорус, 2022. - 342 с.

REFERENCES

1. Bocharov F.V. and Blokhina N.V. (2022), "Organization of practical physical education classes with students with disabilities", Physical culture and sport in the education system: innovations and development prospects: materials of the All-Russian scientific and practical conference (St. Petersburg, November 25-26, 2021), Mediapapir, St. Petersburg, pp. 188-194.

2. Government of the Russian Federation (2020), "On Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the period up to 2030", Order of the of24.11.2020 No. 3081-r, available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/66040.html/ (date of access: 08/18/2022).

3. Gatev K. (1989), Statistical assessment of differences between population structures, Theoretical and methodological problems of statistics, Statistics, Moscow.

4. Grigoriev V.I. (2022), "The development of student sports in the system of fractal connections of the National Sports of Russia", World Student Games: History, Modernity and Development Trends: Proceedings of the I International Scientific and Practical Conference on Physical Culture, Sports and Tourism, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, pp. 142-147.

5. Kalashnikov, V. (2019), Contextual approach as a methodology of psychological research, Nestor-history, Moscow.

6. Ilyin, A.B. (2022) "The country of the continent - its own sports brand: to the problem of the development of student sports during the period of economic blockade ", Actual issues of physical education of youth and student sports: materials of the All-Russian scientific and practical conference, Saratov Spring, Saratov, pp. 82-87.

7. Mandelbrot, B. (2002), Fractal geometry of nature, Institute of Computer Research, Moscow.

8. Minsport of Russian Federation (2019), Federal project "Sport is the norm of life", available ar: https://minsport.gov.ru/activities/fedprosport/ (accessed 20.08.2022).

9. Aizman, R.I. and Boyko, O.Ya. (2022), Adaptive physical culture, Knorus, Moscow.

Контактная информация: mironova.olga2014@gmail.com

Статья поступила в редакцию 11.10.2022

УДК 796.431

ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Наталья Викторовна Гурова, доцент, Самарский национальный исследовательский университет имени академика И.П. Королева, Самара; Наталья Николаевна Марини-на, старший преподаватель, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва; Александра Сергеевна Селиверстова, ассистент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, Елабуга

Аннотация

Цель работы - определить эффективные средства подготовки школьников в прыжке в длину с разбега на основе реализации их двигательного потенциала. Методика и организация исследования. Показатели физической подготовленности учащихся определялись по стандартным тестовым заданиям школьной программы, технической подготовленности - по сопоставлению фактических и расчетных показателей прыжка в длину с разбега. В исследовании принимали участие 196 мальчиков (юношей) в возрасте 10-17 лет, которое проводилось в 2020-2021 учебного года. Выводы и ре-

зультаты исследования. В работе выявлено влияние уровней развития физических качеств на результативность прыжка в длину с разбега у учашдхся в возрасте 10-17 лет, рассчитан двигательный потенциал в этом упражнении, определялась специфика значимости физической и технической подготовленности учашихся в результативности прыжка в длину с разбега, экспериментально проверялась эффективность использования средств физической и технической подготовки школьников в прыжке в длину с разбега. Данный подход имеет ряд преимуществ перед традиционными способами организации занятий по физической культуре в школе

Ключевые слова: физическая и техническая подготовка, прыжок в длину с разбега, школьники, урок физической культуры, тренировочные средства, двигательный потенциал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p115-120

STUDENTS' PREPARATION FOR THE RUNNING LONG JUMP ON THE BASIS OF THE MOTOR POTENTIAL IMPLEMENTATION

Natalia Viktorovna Gurova, the docent, Samara University, Samara; Natalia Nikolaevna Marinina, the senior teacher, Russian State Social University, Moscow; Viktor Ivanovich Shar-agin, the candidate of military sciences, docent, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Alexandra Sergeevna Seliverstova, the assistant, Elabuga Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University, Elabuga

Abstract

The purpose of the study was to determine effective means of training schoolchildren in the long jump from a running start based on the realization of their motor potential. Methodology and organization of the study. Indicators of physical readiness of students were determined by standard test tasks of the school curriculum, technical readiness - by comparing the actual and calculated indicators of the long jump from a run. The study involved 196 boys (boys) aged 10-17 years, which was conducted in the 20202021 academic year. Conclusions and results of the study. The work revealed the influence of the levels of development of physical qualities on the effectiveness of the long jump with a run for students aged 10-17 years, the motor potential in this exercise was calculated, the specificity of the significance of the physical and technical fitness of students in the effectiveness of the long jump with a run was determined, the effectiveness was experimentally tested use of means of physical and technical training of schoolchildren in the long jump with a run. This approach has several advantages over traditional methods of organizing physical education classes at school.

Keywords: physical and technical training, running long jump, schoolchildren, physical education lesson, training aids, motor potential.

ВВЕДЕНИЕ

Дальность прыжка с разбега зависит, прежде всего, от уровней их физической и технической подготовленности [1, 4, 6, 7]. В настоящее время результаты прыжка в длину с разбега у многих учащихся находятся на низком уровне, что указывает на отсутствие адекватных управленческих решений по повышению их результативности [3, 8, 9]. Традиционный способ организации занятий не предлагает новых инновационных подходов в решении задач сопряженного развития физических качеств и формирования технических характеристик прыжка, не позволяет дифференцировать подготовку школьников, что требует дополнительных научных исследований [2, 5, 7].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯИ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У мальчиков в возрасте 9-10 лет дальность прыжка с места во многом зависит от уровней развития скоростно-силовых (r=0,852) и скоростных (r=-0,817) способностей. Так, результативность прыжка в длину с разбега увеличивается в среднем на 10 см при улучшении показателей прыжка в длину с места на 6,7 см и времени бега на 30 м на 0,29 с.

У мальчиков в возрасте 11-12 высока значимость скоростных (r=-0,699) и скоростно-силовых качеств (r=0,702) в прыжке в длину с разбега, а трудоемкость упражнений

существенно различается (варьирует от 0,25 до 2,61). По нашим данным, быстрее всего можно улучшить результаты в прыжке в длину с разбега на 10 см за счет увеличения уровня скоростно-силовых (Т=0,25) способностей, а более трудоемко за счет акцентирования тренировочного процесса на развитие гибкости (Т=2,61).

У 13-14-летних мальчиков отмечается наибольшая взаимосвязь дальности прыжка с разбега с показателями, характеризующими уровни развития скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места, прыжок вверх с места, метания набивного мяча). Другие физические способности оказывали на дальность прыжка меньшее воздействие.

У 15-17-летних школьников дальность прыжка с разбега в основном зависит от уровня развития скоростно-силовых (г=0,725) и скоростных (г=-0,624) способностей. Значимость других физических качеств менее выражена. Акцентированное развитие ско-ростно-силовой (Т=0,68) и скоростной (Т=1,09) подготовки позволит за более короткий отрезок времени в среднем увеличить результаты в этом упражнении на 10 см.

Анализ динамики коэффициентов трудоемкости выявил существенные различия значимости физических качеств у мальчиков в прыжке в длину с разбега в различные возрастные периоды.

У учащихся школьного возраста дальность прыжка в длину с разбега в основном зависит от уровней их физической и технической подготовленности. Если физическую подготовленность школьников учитель физической культуры может достаточно точно определить и оценить, проводя тестирование (результаты в этом упражнении обусловлены в большей степени уровнем развития скоростно-силовых и скоростных качеств), то техническую подготовленность учащихся в прыжке в длину с разбега специалисты пока оценивают в основном субъективно. В этой связи нами разработан способ оценки эффективности техники прыжка, который основан на реализации двигательного потенциала учащихся (таблица 1).

Таблица 1 - Определение двигательного потенциала школьников в прыжке в длину с разбега

Вид легкой атлетики Возрастные периоды, лет

9-10 11-12 13-14 15-17

Прыжок в длину У =1,28х1-0,20х2+1,23 У =2,29х1-0,30х2+0,47 У =2,04х1-0,10х2+0,23 У=0,73х1-0,45х2+4,39

Примечание: у - двигательный потенциал, м; х1 - прыжок в длину с места, м; х2 - бег 20 м с ходу, сек.

При совпадении фактических и расчетных результатов в прыжке в длину уровень технической подготовленности характеризовался как средний, превышение фактического результата - высокий уровень, а отставание, наоборот - низкий.

У мальчиков в возрасте 10-17 лет физическая подготовленность оказывала большее воздействие на результативность этого упражнения: в возрасте 9-10 лет ее значимость составляла 46,2%, 11-12 лет - 69,8%, 13-14 лет - 78,6%, 15-17 лет - 52,4%. По данным нашего исследования, до 13-14-летнего возраста школьников повышалась значимость их физической подготовленности в прыжке в длину с разбега и соответственно снижалось влияние технических характеристик. У старшеклассников снижалось влияние физической подготовленности и повышалась значимость технических характеристик прыжка. Таким образом, с возрастом проявлялась специфика значимости физической и технической подготовленности учащихся в результативности прыжка в длину с разбега.

Нами проведено научное исследование, в котором принимали участие 16-17-летние юноши (67 человек), их распределяли на четыре группы - три экспериментальные (первая - фактический результат в прыжке в длину с разбега отставал от расчетного на 0,5ст и более, вторая - фактический результат превышал расчетный на 0,5ст и более; третья - фактические и расчетные результаты находились в диапазоне от -0,5ст до +0,5ст), четвертая - контрольная. Направленность тренировочного процесса в каждой экспериментальной группе определялась в зависимости от соответствия физической и технической подготовленности: в первой группе превалировали средства для развития скорост-

ных и скоростно-силовых качеств, во второй доминировали средства технической подготовки, а в третьей проявлялось сбалансированное соотношение средств физической и технической подготовки. У учащихся контрольной группы использовался традиционный способ использования тренировочных средств в прыжке в длину с разбега.

Превалирующий уровень технической подготовленности (фактический результат превышал расчетный) обязывает учителя физической культуры обратить особое внимание на развитие физических качеств, определяющих двигательный потенциал в прыжке в длину с разбега; отстающий уровень направляет специалиста на выявление причин отставания фактического результата от расчетного.

Направленность учебного процесса по физической культуре в прыжке в длину зависит от соотношения уровней физической и технической подготовленности обучающихся. Разрабатывались индивидуальные программы, усиливающие отстающие стороны подготовки школьников не до максимального, а до необходимого средневозрастного уровня.

В начале исследования результаты прыжка в длину с разбега у школьников контрольной и экспериментальной групп были приблизительно одинаковыми. За период исследования показатели физической и технической подготовленности учащихся изменились в обеих группах, но эти изменения носили специфический характер (таблица 2). Если в конечном обследовании у учащихся контрольной группы продолжал прослеживаться большой размах в развитии физических качеств, то у занимающихся экспериментальной группы проявлялось более сбалансированное соотношение ведущих физических качеств, физической и технической подготовленности.

Таблица 2 - Изменения результатов физической и технической подготовленности школьников в прыжках в длину за период исследования_

Этапы обследования Показатели подготовленности

Точность попадания на планку, см. Прыжок в длину с места, м й с ек 8 о - £ г е М Расчетный рез-т в прыжке в длину, м Прыжок в длину с разбега, м Разность рез-тов (фактич. и расчет)., м Скорость разбега, м/с ,а г е б а, а н и л ч Соотн. скорости разбега и макс. скорости, %. т н е и я к •е ф

КГ 1 2 % Р 20,4 19,6 4,1 >0,05 2,27 2,35 3,5 <0,05 2,55 2,49 2,4 >0,05 4,89 4,99 2,0 >0,05 4,62 4,78 3,5 >0,05 -0,27 -0,21 6,75 6,83 1,2 >0,05 21,4 23,0 7,5 >0,05 0,86 0,85 0,68 0,70

ЭГ 1 2 % р 18,1 10,3 75,7 <0,05 2,25 2,39 6,2 <0,05 2,57 2,44 5,3 <0,05 4,87 5,03 3,3 <0,05 4,65 5.05 8.6 <0,05 -0,22 +0,02 6,61 7,32 10,7 <0,05 22,8 26,9 18,0 <0,05 0,85 0,99 0,70 0,69

За период исследования у учащихся контрольной группы достоверно улучшились результаты подтягивания на перекладине, прыжка в длину с места, челночного бега 3х10 м, а у школьников экспериментальной группы существенно улучшились результаты прыжка в длину с места, бега на 30 м, челночного бега 3х10 м. Другие показатели у учащихся контрольной и экспериментальной групп также увеличились, но эти изменения недостоверны.

За период исследования существенно повысилась точность попадания на планку у учащихся экспериментальной группы (10,3 см), а в контрольной группе позитивных изменений данной технической характеристики нами не обнаружено (19,6 см). Расчетные результаты (начальное тестирование) в прыжке в длину с разбега у учащихся контрольной группы составили 4,89 м (фактические - 4,62 см), а экспериментальной - 4,87 м (фактические - 4,65 см), что указывало на отставание технической подготовленности.

Целенаправленная физическая и техническая подготовка учащихся экспериментальных групп способствовала достоверному улучшению результатов в прыжке в длину с разбега (8,6%, р<0,05) за счет увеличения скорости разбега (10,7%, р<0,05), удлинения

разбега (18,0%, р<0,05) и повышения уровня технических характеристик прыжка (уменьшение разницы фактических и расчетных результатов). У школьников контрольной группы результаты в прыжке в длину с разбега улучшились недостоверно.

Таким образом, подготовка школьников в прыжке в длину на основе реализации двигательного потенциала более результативна и имеет ряд преимуществ перед традиционными способами организации занятий по физической культуре в школе.

ВЫВОДЫ

Подготовка школьников в прыжке в длину с разбега на основе реализации двигательного потенциала эффективна, продуктивна, доступна для учителя физической культуры и возможна для внедрения в школьную спортивную практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпов В.Ю. Инновационные подходы к преподаванию учебной дисциплины "Теория и методика физической культуры" / В.Ю. Карпов // Социальная политика и социология. - 2013. - № 4-1 (96). - С. 49-58.

2. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 7-14.

3. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

4. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

5. Аленуров Э.А. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14-17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры / Э.А. Алену-ров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 28-31.

6. Формирование оптимальных параметров разбега в прыжках в длину у юных спортсменов / Э.А. Аленуров, М.А. Петрова, Н.Н. Маринина, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5 (183). - С. 16-20.

7. Методика дифференцированной физической и технической подготовки студентов вузов в прыжках в длину / Н.В. Марьина, А.Л. Юрченко, Н.Н. Маринина, И.В. Назарова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 271-276.

8. Рысакова, О.Г. Физическая и техническая подготовка студентов вуза в прыжках в длину в рамках комплекса ГТО / О.Г. Рысакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 367-372.

9. Abramishvili, G.A. The technology of differentiated physical education of primary-age pupils / G.A. Abramishvili, V.Y. Karpov, M. V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - No 19. - P. 329-334.

REFERENCES

1. Karpov, V.Yu. (2013), "Innovative approaches to teaching discipline: "Theory and methodology of physical education", Social politics and sociology, No. 4-1 (96), pp. 49-58.

2. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

3. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Kalinin A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

4. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021) "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and practice ofphysical culture and sport, No. 7, pp. 61-63.

5. Alenurov, E.A. (2021), "Features of physical development and physical readiness of young athletes 14-17 years old and students attending physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta

imeni P.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 28-31.

6. Alenurov, E.A., Petrova, M.A., Marinina, N.N. and Klimova, L.Yu. (2020), "Formation of the optimal parameters of the long jump run in young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 183, No. 5, pp. 16-20.

7. Maryina, N.V., Yurchenko, A.L., Marinina, N.N. and Nazarova, I.V. (2021), "Methodology of differentiated physical and technical training of university students in long-jumping", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No.3, pp. 271-276.

8. Rysakova, O.G. (2022), "University students' physical and technical training in long-jumps within GTO-complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No.4, pp. 367-372.

9. Abramishvili, G.A., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils", Asian Social Science, Vol. 11, No. 19, pp. 329-334.

Контактная информация: Gurova-65@ya.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 796.89

ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ РАЗНЫХ ВИДОВ СМЕШАННЫХ

ЕДИНОБОРСТВ

Иван Анатольевич Давиденко, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, г. Санкт-Петербург; Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогически наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены исследования авторов по выявлению отличительных признаков видов смешанных единоборств на основе изучения правил видов спорта и тенденций их развития. На основании этого предложена классификация и систематизация видов смешанных единоборств по содержанию технико-тактического арсенала, по степени контакта, по системе оценивания технических действий, по применяемой экипировке, по возрасту начала занятий и по количеству занимающихся. В настоящее время эффективной практикой является выступление спортсменов в различных видах смешанных единоборств, так как их технико-тактические действия имеют много общего и позволяют добиваться значительного успеха на соревнованиях в похожих по содержанию видах единоборств. С этой точки зрения научная проблема выявления единого подхода к систематизации смешанных видов единоборств является достаточно актуальной.

Ключевые слова: смешанные единоборства, комплексные единоборства, классификация, систематизация, технико-тактический арсенал.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p120-124

BASICS OF CLASSIFICATION OF DIFFERENT TYPES OF MIXED MARTIAL

ARTS

Ivan Anatolyevich Davidenko, the candidate of pedagogical sciences, St. Petersburg state agrarian university, St. Petersburg; Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Peter the Great St. Petersburg polytechnic university, St. Petersburg

Abstract

The article presents the authors' research on identifying the distinctive features of mixed martial arts based on the study of the rules of sports and their development trends. Based on this, the classification and systematization of types of mixed martial arts is proposed according to the content of the technical and tactical arsenal, according to the degree of contact, according to the system for evaluating technical actions, according to the equipment used, according to the age of the beginning of classes and the number of those involved. Currently, the effective practice is the performance of athletes in various types of mixed martial arts, since their technical and tactical actions have many in common and allow them to achieve significant success in competitions in similar types of martial arts. From this point of view, the scientific

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.