Научная статья на тему 'ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 9-17 ЛЕТ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 9-17 ЛЕТ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧАЩИЕСЯ / АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ХАРАКТЕРИСТИК / ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козьяков Роман Валерьевич, Коротков Владислав Александрович, Карягин Владислав Вадимович, Худяков Иван Сергеевич

Нами определялась взаимосвязь показателей длины и массы тела у девочек 9-17 лет с результатами тестов учебной программы по физической культуре. Цель исследования - выявить значимость антропометрических показателей в двигательных возможностях девочек в возрасте 9-17 лет. Задача - определить влияние росто-весовых показателей девочек на их результативность в тестовых заданиях школьной программы. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в Конобеевской МОУ СОШ № 99 Воскресенского района, Московской области. Методы исследования: анализ литературных источников, методы оценки антропометрических показателей, педагогические контрольные испытания, методы математической статистики. Результаты исследования. Антропометрические показатели девочек избирательно влияли на результаты тестовых заданий: в одних упражнениях (метание гранаты) большая масса тела (в определенном диапазоне) способствует повышению их результативности, в других (бег на 100 м, прыжок в длину и прыжок в высоту) преимущество имеют относительно высокорослые и легкие по весу школьницы, а в третьих (бег на выносливость) приоритет переходит к ученицам среднего роста и относительно малым весом. Вывод. Бесспорно, прослеживается специфика реализации двигательных способностей девочек в зависимости от конституции их тела, что позволяет им полнее реализовать свои потенциальные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Козьяков Роман Валерьевич, Коротков Владислав Александрович, Карягин Владислав Вадимович, Худяков Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL ASSESSMENT OF 9-17 YEARS OLD GIRLS' PHYSICAL READINESS AS A PROSPECTIVE DIRECTION OF INCREASING EFFICIENCY LEARNING PROCESS

The interrelation of length and body weight indicators at girls of 9 - 17 years decided on results of the training program tests on physical culture by us. Research objective was to reveal the importance of anthropometrical indicators in motive opportunities of girls at the age of 9-17 years. A task was to define influence of length and weight indicators of girls on their productivity in test tasks of the school program. Methods and research organization. Research was conducted in Konobeevskaya Municipal school No. 99 at Voskresensky district, the Moscow region. Research methods: analysis of references, methods of an assessment of anthropometrical indicators, pedagogical control tests, methods of mathematical statistics. Results of research. Anthropometrical indicators of girls selectively influenced results of test tasks: in one exercise (a grenade throwing) big body weight (in the certain range) promotes increase of their productivity, in others (run on 100 m,) advantage rather tall and easy schoolgirls on weight have a long jump and a high jump, and into the third (to endurance) the priority passes run to schoolgirls of average height and rather small weight. Conclusion. Undoubtedly, specifics of realization of motive abilities of girls depending on the constitution of their body that allows them to realize the potential opportunities more stoutly are traced.

Текст научной работы на тему «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 9-17 ЛЕТ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

4. Зайцева Н.В. Пути реализации дисциплины «Физическая культура» в период самоизоляции студентов вуза / Н.В. Зайцева, Ю.В. Кульчицкая // Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий : материалы Междунар. научно-практической конференции.- Белгород, 2020. - С. 125-129.

5. Технология общефизической подготовки юных теннисистов с использованием фитнес-тенниса / Л.В. Морозова, В.В. Лапин, С.В. Пунич, В.В. Чернышев // Ученые записки им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9 (175). - С. 200-203.

6. Об утверждении «Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации : приказ Министерства образования России N 4452 от 18.12. 2002. - URL: https://base.garant.ru/185375/ (дата обращения: 06.07.2020).

7. Смагин Н.И. Дистанционное обучение по физической культуре во время эпидемиологического карантина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы XII Международной научной конференции - Краснодар : Новация, 2020. - С. 31-35.

8. Усачев Н.А. Организация дистанционного обучения в вузах по циклу «Физическая культура и спорт» в условиях пандемии / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 414-421.

REFERENCES

1. Vinogradova, O.P. and Morozova, L.V. (2019), "Fitness as nonspecific preparation of the future Manager", Scientific works of the North-West Institute of Management, No. 5 (42), рp. 26-30.

2. Kiryanova, L.A. and Morozova, L.V. (2019), "The relevance of the introduction of computer technologies in aerobics classes for the formation of self-training skills", Modern problems of physical education and life safety in the education system: collection of articles on mat. II All-Russian Scientific and Practical Conference with International academic staff, Ulyanovsk, pp. 249-251.

3. Koltsova, I.V. and Dolganina, V.V. (2020), "The impact of the pandemic on the occurrence of anxiety in students of a pedagogical university", Pedagogy and psychology, No. 4, Volume 8, pp. 49.

4. Zaitseva, N.V. and Kulchitskaya, Yu.V. (2020), "Ways of implementing the discipline "Physical culture" during the period of self-isolation of university students", Development of science, national innovation system and technologies: collection of scientific works on mat. International Scientific and Practical rnnf, Belgorod, pp. 125-129.

5. Morozova, L.V., Lapin, V.V., Punich, S.V. and Chernyshev V.V. (2019) "Technology of general physical training of young tennis players using fitness tennis", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 200-203.

6. Ministry of Education of the Russian Federation (2002), "On approval of "Methods of application of distance educational technologies (distance learning) in educational institutions of higher, secondary and additional professional education of the Russian Federation"", Order of the No. 4452 of 18.12.2002, available at: https://base.garant.ru/185375 (accessed: 06/07/2020).

7. Smagin, N.I. (2020) "Distance learning in physical culture during epidemiological quarantine", Problems and prospects of education development: mat. XII International Scientific Conf., Krasnodar. pp. 31-35.

8. Usachev, N.A and Surnin D.I. (2020) "Organization of distance learning in universities on the cycle "Physical culture and sport" in the context of the pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 414-421.

Контактная информация: ludasport@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2021

УДК 796.011.1

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕВОЧЕК 9-17 ЛЕТ КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Роман Валерьевич Козьяков, кандидат психологических наук, доцент, Владислав Александрович Короткое, магистр, Владислав Владимирович Корягин, магистр, Иван Сер-

геевич Худяков, магистр, Гжельский государственный университет

Аннотация

Нами определялась взаимосвязь показателей длины и массы тела у девочек 9-17 лет с результатами тестов учебной программы по физической культуре. Цель исследования - выявить значимость антропометрических показателей в двигательных возможностях девочек в возрасте 9-17 лет. Задача - определить влияние росто-весовых показателей девочек на их результативность в тестовых заданиях школьной программы. Методы и организация исследования. Исследование проводилось в Конобеевской МОУ СОШ № 99 Воскресенского района, Московской области. Методы исследования: анализ литературных источников, методы оценки антропометрических показателей, педагогические контрольные испытания, методы математической статистики. Результаты исследования. Антропометрические показатели девочек избирательно влияли на результаты тестовых заданий: в одних упражнениях (метание гранаты) большая масса тела (в определенном диапазоне) способствует повышению их результативности, в других (бег на 100 м, прыжок в длину и прыжок в высоту) преимущество имеют относительно высокорослые и легкие по весу школьницы, а в третьих (бег на выносливость) приоритет переходит к ученицам среднего роста и относительно малым весом. Вывод. Бесспорно, прослеживается специфика реализации двигательных способностей девочек в зависимости от конституции их тела, что позволяет им полнее реализовать свои потенциальные возможности.

Ключевые слова: индивидуальная оценка, физическая подготовленность, учащиеся, антропометрические показатели, взаимосвязь характеристик, тестовые задания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p125-129

INDIVIDUAL ASSESSMENT OF 9-17 YEARS OLD GIRLS' PHYSICAL READINESS AS A PROSPECTIVE DIRECTION OF INCREASING EFFICIENCY LEARNING

PROCESS

Roman Valerievich Kozyakov, the candidate of psychological science, senior lecturer, Vladislav Alexandrovich Korotkov, the magister, Vladislav Vladimirovich Koryagin, magister, Ivan Sergeevich Khudyakov, the magister, Gzhel State University, Moscow district

Abstract

The interrelation of length and body weight indicators at girls of 9 - 17 years decided on results of the training program tests on physical culture by us. Research objective was to reveal the importance of anthropometrical indicators in motive opportunities of girls at the age of 9-17 years. A task was to define influence of length and weight indicators of girls on their productivity in test tasks of the school program. Methods and research organization. Research was conducted in Konobeevskaya Municipal school No. 99 at Voskresensky district, the Moscow region. Research methods: analysis of references, methods of an assessment of anthropometrical indicators, pedagogical control tests, methods of mathematical statistics. Results of research. Anthropometrical indicators of girls selectively influenced results of test tasks: in one exercise (a grenade throwing) big body weight (in the certain range) promotes increase of their productivity, in others (run on 100 m,) advantage rather tall and easy schoolgirls on weight have a long jump and a high jump, and into the third (to endurance) the priority passes run to schoolgirls of average height and rather small weight. Conclusion. Undoubtedly, specifics of realization of motive abilities of girls depending on the constitution of their body that allows them to realize the potential opportunities more stoutly are traced.

Keywords: individual assessment, physical readiness, pupils, anthropometrical indicators, interrelation of characteristics, test tasks.

ВВЕДЕНИЕ

Школьная программа по физической культуре не предусматривает дифференцирования оценок физической подготовленности занимающихся [3, 5, 7]. Длина и масса тела учащихся связана с биомеханической структурой легкоатлетических упражнений школьной программы и соответственно оказывает влияние на их результативность [1, 2, 4]. В этой связи необходимо определить влияние антропометрических показателей на резуль-

тативность тестовых заданий школьной программы, чтобы различия в телосложении обучающихся на них не сказывались [6].

Цель исследования - выявить значимость антропометрических показателей в двигательных возможностях девочек в возрасте 9-17 лет. Задача - определить влияние росто-весовых показателей девочек на их результативность в тестовых заданиях школьной программы.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в Конобеевской МОУ СОШ № 99 Воскресенского района, Московской области, в нем приняло участие 438 девочек в возрасте 9-17 лет. Методы исследования: анализ литературных источников, методы оценки антропометрических показателей, педагогические контрольные испытания, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

У девочек в возрасте 9-17 лет длина и масса тела взаимосвязана (г = 0,495-0,761) между собой, поэтому только частные коэффициенты корреляции между данными показателями более объективно характеризует анализируемую взаимосвязь.

Только в возрасте 9-14 лет у девочек выявлена взаимосвязь результатов бега на 30 м с длиной (г12.3 = -(0,405-0,511)) и массой (г!3.2 = 0,408-0,477) тела. Результативность прыжка в длину с места достоверно взаимосвязана с длиной тела у девочек в возрасте 1314 лет (г12.3= 0,456-0,553), а их масса тела оказывает меньшее влияние на дальность прыжка.

Дальность метания набивного мяча зависит от длины тела девочек в 13-14 лет (гц3= 0,419-0,470) и массы тела в возрасте 13-17 лет (Г]23=0,456-0,487). Длина тела влияет на результаты 6-минутного бега в 14-17 лет (Г]2.3= 0,434-0,490).

Ростовые показатели девочек оказывают существенное влияние на результаты челночного бега 3*10 м в 12-14 лет (Г]2.3= -(0,456-0,487)), а подтягиваний на низкой перекладине - в возрасте 14-17 лет (г12.3= 0,434-0,490), масса тела влияет на результаты в этом упражнении только в возрасте 13-14 лет (г132 = -(0,467-0,496)). Наклон туловища вперед и прыжки со скакалкой не подвержены влиянию росто-весовых показателей девочек.

В беге на короткие дистанции (в зависимости от возраста - дистанции 60 или 100 м) длина тела девочек только в возрасте 9-14 лет влияет на спортивный результат (г!2.3 = 0,496-0,543), а их весовые характеристики оказывают существенное влияние в возрасте 9-10 лет (г132 = -(0,478-0,498)).

Результативность девочек в прыжках в длину с разбега и в прыжках в высоту зависит от их ростовых показателей 0"12.3= 0,496-0,543). В беге на 1000 м также выявлено влияние длины (г12.3= 0,496-0,543) и массы (г]32 = -(0,443-0,479)) тела школьниц.

Таким образом, отчетливо прослеживается закономерность влияния антропометрических показателей учащихся, на результативность выполнения большинства анализируемых тестов школьной программы.

Нами экспериментально определены вклады росто-весовых показателей девочек в результаты различных тестов школьной программы. У девочек в возрасте 9-10 лет ростовые показатели вносят наибольший вклад в подтягивании на низкой перекладине (32,6%) и метании малого мяча (18,6%). Наиболее существенна значимость массы тела у девочек - в беге на 100 м (22,6%).

У 11-12-летних девочек усиливается влияние ростовых показателей в прыжке в длину с места (40,4%), метании набивного мяча (39,1%), прыжке в длину с разбега (36,0%), прыжке в высоту (32,8%). В возрасте 13-14 лет вклад ростовых показателей еще более повышается, особенно в метании набивного мяча (50,0%), подтягивании на низкой на перекладине (25,4%). Отмечается и рост значимости весовых характеристик, особенно в прыжке в длину с разбега (29,8%) и беге на 100 м (19,3%).

У 15-17-летних девушек заметно снижается влияние ростовых показателей на их результативность во многих упражнениях, однако в челночном беге 3*10 м, и наклоне туловища вперед их значимость остается достаточно высокой (соответственно 22,0 и 18,8%).

Бесспорно, прослеживается специфика реализации двигательных способностей девочек в зависимости от конституции их тела, что позволяет им полнее реализовать свои потенциальные возможности и повысить эффективность учебного процесса.

Опрос учителей физической культуры показал, что оценка по физической культуре не объективно отражает двигательные возможности детей, формирует негативное отношение к урокам физической культуры. По их мнению, введение индивидуальной оценки физической подготовленности с учетом росто-весовых показателей существенно изменит отношение детей к контролю физической подготовленности, будет объективнее характеризовать их двигательные возможности и стимулировать к активным занятиям физической культурой.

Важнейшим средством пробуждения интереса учащихся к занятиям физическими упражнениями является успех и объективность. Длительное их отсутствие формирует стойкое отрицательное отношение к спортивной деятельности, заметно снижает эффективность учебного процесса по физической культуре. По этой причине более 90% школьников обречены на поражение, поэтому у победителей и побежденных формируется, хотя и по разным причинам, отрицательные черты характера: зазнайство, самоуверенность, самоуспокоенность у первых; пассивность, неуверенность, нежелание заниматься у вторых. Возможность победить у слабых очень незначительна и это подавляет их волю и энергию, необходимую для преодоления отставания.

ВЫВОДЫ

Оценка по физической культуре, по мнению учителей физической культуры, не объективно отражает двигательные возможности детей. Реализации двигательных способностей школьников с учетом длины и массы их тела позволяет каждому занимающемуся полнее реализовать свои потенциальные возможности.

Девочки в возрасте 9-14 лет с большими антропометрическими показателями добиваются более высоких результатов в беге, прыжках и метаниях, но уже в старшем школьном возрасте они становятся менее результативными. Резкое изменение значимости антропометрических показателей в старшем школьном возрасте оказывает негативное влияние на рост результатов у ранее преуспевающих девочек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абольянина С.Г. Дифференцированная технология физического воспитания детей с различным уровнем физической подготовленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абольянина Светлана Геннадьевна. - Хабаровск, 2009. - 24 с.

2. Абрамишвили Г.А. Основные направления дифференцирования физического воспитания учащихся в общеобразовательном учебном заведении / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов // Научный поиск. - 2015. - № 1. - С. 67-70.

3. Германов, Г.Н. Спортивно-игровые комплексные задания на уроках легкой атлетики / Г.Н. Германов Г.А., Васенин // Физическая культура в школе. - 2014. - № 5. - С. 21-24.

4. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 7-14.

5. Карпов, В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 6 (124). С. 91-96.

6. Карпов, В.Ю. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин //

Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

7. Кудинова, В.А. Эффективность обучения двигательным действиям на уроках физической культуры / В.А. Кудинова // Физическая культура в школе. - 2015. - № 3. - С. 21-25.

REFERENCES

1. Abolyanina, S.G. (2009), The differentiated technology of physical training of children with various level of physical readiness, dissertation, Khabarovsk.

2. Abramishvili, G.A. and Karpov, V.Yu. (2015), "The main directions of differentiation of physical training of pupils in general educational institution", Scientific search, No. 1, pp. 67-70.

3. Germanov, G.N. and Vasenin, G.A. (2014). "Sports and game complexes tasks at track and field athletics lessons", Fizicheskaya kultura v shkole, No. 5, pp. 21-24.

4. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

5. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

6. Karpov, V.Yu., Eremin, M.V, Kalinin, A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

7. Kudinova V.A. (2015), "Effectiveness of learning motor actions in physical education classes", Fizicheskaya kultura v shkole, No. 3, pp. 21-25.

Контактная информация: kozyakovpoman@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 08.01.2021

УДК. 796.06+796.075

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕПЯТСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ СТОЛИЦЫ

Дарья Викторовна Колесникова, студентка, Майя Павловна Бондаренко, кандидат экономических наук, доцент, Снежанна Сергеевна Мирошникова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Андрей Александрович Пономарев, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия

физической культуры

Аннотация

Индустрия спорта выступает как полноценный сегмент рыночной экономики любой страны мира. Индустрия спорта, используя экономические рычаги развития, позволяет оказывать влияние на оздоровление всей нации. В первую очередь, это относится к растущим выручкам от продажи билетов на всевозможные спортивные мероприятия, собирающим во время своего прохождения миллионы зрителей на трибунах. Именно поэтому очень важно грамотное и рациональное развитие рынка спортивной индустрии. В статье представлены результаты проведенного анализа, отражающего основные проблемы и препятствия развития спортивной индустрии столицы. Учитывая сложную эпидемиологическую обстановку наиболее актуальным является предоставление различных вариантов населению продолжить занятия спортом с минимизацией большого скопления людей. Все это возможно при хорошо функционирующей спортивной индустрии. Результаты исследования получены благодаря применению развернутого анализа общедоступных результатов маркетинговых исследований аналитических агентств, изучению принятых решений по результатам круглых столов по обозначенной проблеме.

Ключевые слова: индустрия спорта, спорт, занятия спортом, спортивные товары, спортивные услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.