Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОРАЗМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА'

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОРАЗМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ПРЫЖОК В ДЛИНУ С РАЗБЕГА / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧАЩИЕСЯ / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кудинов Анатолий Александрович, Аленуров Эльдар Асафович, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна

Цель работы - разработать методику формирования соразмерного соотношения физической и технической подготовленности учащихся в прыжке в длину с разбега. Методика и организация исследования. Показатели физической подготовленности учашцхся определялись по результатам тестирования, а технической подготовленности - по соотношению фактических и расчетных показателей прыжка в длину с разбега. В исследовании принимали участие 432 мальчика в возрасте 1015 лет города Москвы. Результаты исследования и выводы. Наиболее информативными в прыжке в длину с разбега являлись показатели бега на 30 м с высокого старта по движению и прыжка в длину с места. На основе уравнения множественной регрессии (у = - 0,24 х[ + 0,80 х2 + 3,22, где у - результаты в прыжке в длину с разбега, м; х[ - показатели бега на 30 м с высокого старта по движению, с; х2 - результаты прыжка в длину с места, м.) определяли для каждого ученика соразмерность физической и технической подготовленности в прыжке в длину с разбега, методика которой оказалась продуктивной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кудинов Анатолий Александрович, Аленуров Эльдар Асафович, Шарагин Виктор Иванович, Климова Людмила Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF FORMING THE PROPORTIONATE CORRELATION OFPHYSICAL AND TECHNICAL FITNESS OF MIDDLE SCHOOL AGE STUDENTS AT THE RUNNING LONG JUMP

The purpose of the study was to develop the methodology for the formation of the commensurate ratio of physical and technical readiness of students in the running long jump. Methodology and organization of the study. Indicators of physical readiness of students were determined by the results of testing, and technical readiness - by the ratio of actual and calculated indicators of the long jump from run. The study involved 432 boys aged 10-15 years in Moscow. Research results and conclusions. The most informative in the long jump from a running start were the indicators of running 30 m from a high start in movement and long jump from a place. Based on the multiple regression equation (у = - 0,24 х1 + 0,80 х2 + 3,22, where y is the results in the long jump with a run, m; xi is the performance of running 30 m from a high start in movement, s ; х2 - results of standing long jump, m) determined for each student the proportionality of physical and technical readiness in the running long jump, the methodology of which turned out to be productive.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОРАЗМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА»

spects, Proceedings of the IV International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 82-85.

3. Bobrovik, A.P. and Sidorov, A.Yu (2021), "Physical training of military police officers using exercises without weights in self-isolation", Physical culture and sport in the system of higher and secondary vocational education, Materials of the IX International Scientific and Methodological Conference, Ufa, pp. 37-41.

4. Bobrovik, A.P. and Nikulin, L.V. (2019), "Analysis and prospects for the development of professionally applied physical training of police officers", Physical culture, sports, tourism: innovative projects and advanced practices, Materials of the International scientific-practical conference dedicated to the 90th anniversary of the founding of the Department of Physical Education, Moscow, pp. 601-604.

5. Bobrovik, A.P., Sidorov A.Yu. and Lulakov, F.V. (2020), "Physical qualities and mental properties of the personality of an employee of law enforcement agencies, their relationship in the learning process in educational organizations of law enforcement agencies", Physical Culture and sport in the system of higher and secondary vocational education: materials of the VIII international scientific method. conference dedicated to the 75th anniversary of the Victory of the Soviet people in the Great Patriotic War, Ufa, pp. 28-32.

6. Bobrovik, A.P. and Sidorov, A.Yu. (2020), "Features of physical training of officers-teachers of educational organizations of power structures", Physical culture and sport in the structure of vocational education: retrospective, reality and future, Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, pp. 43-48.

7. Lulakov, F.V., Kraev, S.A., Afanaseva, I.A. and Dalsky D.D. (2022), "Management of the physical training of military personnel based on operational control", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 41-42.

Контактная информация: ddfond@icloud.com

Статья поступила в редакцию 31.10.2022

УДК 796.431:373

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОРАЗМЕРНОГО СООТНОШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРЫЖКЕ В ДЛИНУ С РАЗБЕГА

Анатолий Александрович Кудинов, доктор педагогических наук, профессор Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Эльдар Асафович Аленуров, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва; Виктор Иванович Шарагин, кандидат военных наук, доцент, Людмила Юрьевна Климова, старший преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Аннотация

Цель работы - разработать методику формирования соразмерного соотношения физической и технической подготовленности учащихся в прыжке в длину с разбега. Методика и организация исследования. Показатели физической подготовленности учащихся определялись по результатам тестирования, а технической подготовленности - по соотношению фактических и расчетных показателей прыжка в длину с разбега. В исследовании принимали участие 432 мальчика в возрасте 1015 лет города Москвы. Результаты исследования и выводы. Наиболее информативными в прыжке в длину с разбега являлись показатели бега на 30 м с высокого старта по движению и прыжка в длину с места. На основе уравнения множественной регрессии (у = - 0,24 х; + 0,80 х2 + 3,22, где у - результаты в прыжке в длину с разбега, м; х; - показатели бега на 30 м с высокого старта по движению, с; х2 - результаты прыжка в длину с места, м.) определяли для каждого ученика соразмерность физической и технической подготовленности в прыжке в длину с разбега, методика которой оказалась продуктивной.

Ключевые слова: методика, прыжок в длину с разбега, физическая и техническая подготовка, учащиеся, взаимосвязь показателей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p287-291

METHOD OF FORMING THE PROPORTIONATE CORRELATION OF PHYSICAL AND TECHNICAL FITNESS OF MIDDLE SCHOOL AGE STUDENTS AT THE

RUNNING LONG JUMP

Anatoly Alexandrovich Kudinov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd; Eldar Asafovich Alenurov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Viktor Iva-novich Sharagin, the candidate of military sciences, docent, Lyudmila Yurievna Klimova, the senior teacher, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow

Abstract

The purpose of the study was to develop the methodology for the formation of the commensurate ratio of physical and technical readiness of students in the running long jump. Methodology and organization of the study. Indicators of physical readiness of students were determined by the results of testing, and technical readiness - by the ratio of actual and calculated indicators of the long jump from run. The study involved 432 boys aged 10-15 years in Moscow. Research results and conclusions. The most informative in the long jump from a running start were the indicators of running 30 m from a high start in movement and long jump from a place. Based on the multiple regression equation (у = - 0,24 Xi + 0,80 х2 + 3,22, where y is the results in the long jump with a run, m; x1 is the performance of running 30 m from a high start in movement, s ; х2 - results of standing long jump, m) determined for each student the proportionality of physical and technical readiness in the running long jump, the methodology of which turned out to be productive.

Keywords: methodology, running long jump, physical and technical training, students, correlation of indicators.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время у большинства учащихся среднего школьного возраста отмечается низкий уровень физической и технической подготовленности в прыжке в длину с разбега [1, 2, 3, 7]. Традиционный способ организации учебных занятий по физической культуре не позволяет в должной мере повысить их результативность в прыжке в длину с разбега [4, 5, 6, 8, 9], поэтому нужен поиск новых инновационных подходов в этой дисциплине легкой атлетики школьной программы.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты бега на 30 м со старта у мальчиков в возрастном диапазоне 10-15 лет неуклонно улучшались: достоверный прирост выявлен в 11 лет (3,0%, р<0,05) и 12 лет (2,7%, р<0,05) (таблица 1). В возрасте 10-15 лет коэффициенты вариации изменялись от 7,4% до 9,0%, указывая на однородность распределения этих показателей.

Таблица 1 - Возрастная динамика показателей физической подготовленности мальчиков среднего школьного возраста_

Возраст, лет Кол-во детей Показатели

Бег 30 м, с Прыжок в длину с места, см Прыжок вверх с места, см Тройной прыжок с места, м Метание набивного мяча, м Прыжок в длину с разбега, см

10 72 5,33 156,4 27,7 4,38 4,53 320,9

11 69 5,17 162,7 28,6 4,90 5,02 339,0

12 74 5,03 170,2 29,3 5,21 6,03 357,1

13 76 4,90 181,0 31,7 5,23 6,92 371,7

14 69 4,81 187,3 33,5 5,94 7,40 396,5

15 72 4,76 192,0 35,1 6,53 7,91 405,1

Примечание: выделены достоверные изменения показателей.

Показатели прыжка в длину с места увеличивались с возрастом, но более существенно - в 12 лет (4,6%, р<0,05) и 13 лет (6,3%, р<0,05). В возрасте 10-11 лет коэффици-

енты вариации были меньше 10% уровня, а затем они возрастали и достигли в возрасте 15 лет 11,4%.

Результаты прыжка вверх с места увеличивались с возрастом: достоверные изменения выявлены в 13 лет (8,2%, р<0,05) и 14 лет (5,7%, р<0,05). Коэффициенты вариации данного показателя с возрастом неуклонно увеличивались и в большинстве возрастных периодов превышали 10% уровень.

Результаты тройного прыжка с места с возрастом увеличивались, но существенно -только в 14 лет (11,0%, р<0,05) и 15 лет (9,9%, р<0,05). Коэффициенты вариации данного показателя с возрастом повышались и варьировали в диапазоне 11-13%.

Результаты метания набивного мяча постоянно увеличивались с возрастом, а достоверно изменялись в 12 лет (20,0%, р<0,05) и 13 лет (15,0%, р<0,05). Эти показатели были вариабельные: коэффициенты вариации изменялись от 20,7% до 28,1%.

Результаты прыжка в длину с разбега улучшались с возрастом, а существенно - в 14 лет (6,7%, р<0,05). Данные показатели в возрастном диапазоне отличались высокой вариабельностью (23,5-29,6%).

Данный раздел работы позволил заключить, что в процессе развития физических способностей мальчиков в возрасте 10-15 лет распределять на три возрастные группы (10-11, 12-13, 14-15 лет), которые имели существенные качественные различия.

Анализ взаимосвязи показателей физических способностей показал, что с возрастом увеличивалось количество достоверных взаимосвязей: в 10-11 лет выявлено шесть таких взаимосвязей, в 12-13 лет - семь, а в 14-15 лет - девять.

У 10-11-летних мальчиков наиболее тесные взаимосвязи выявлены между показателями бега на 30 м и результатами тройного прыжка с места (г=-0,663). Результаты прыжка в длину с разбега у школьников в возрасте 10-11 лет в основном зависят от показателей бега на 30 м с высокого старта по движению (г=-0,596) и прыжка в длину с места (г=0,634). Аналогичная закономерность прослеживалась и в других возрастных группах. У мальчиков в возрасте 12-13 лет наиболее высокая взаимосвязь выявлена между результатами бега на 30 м с высокого старта по движению и показателями прыжка в длину с разбега (г=-0,601), у 14-15-летних мальчиков такая взаимосвязь выявлена между результатами бега на 30 м с высокого старта по движению и показателями тройного прыжка с места (г=-0,630).

Таким образом, показатели, характеризующие скоростные и скоростно-силовые способности школьников, прежде всего, обеспечивали достижения в прыжке в длину с разбега.

На основании представленных экспериментальных данных нами рассчитано уравнение множественной регрессии: у=-0,24х1+0,80х2+3,22, где у - результаты в прыжке в длину с разбега, м; х1 - показатели бега на 30 м с высокого старта по движению, с; х2 -результаты прыжка в длину с места, м. Данное уравнение позволило определить для каждого ученика соразмерное соотношение физической и технической подготовленности (таблица 2).

В педагогическом эксперименте приняли участие 11-летние школьники, которые были распределены на две группы - экспериментальная (п=12) и контрольная (п=13). Обучающиеся обеих групп были примерно равные по возрасту, уровням развития физических способностей и технической подготовленности в прыжке в длину с разбега.

Выбор данного контингента обусловлен тем, что в 10-11 лет школьники только начинали осваивать эту дисциплину легкой атлетики, поэтому сформированность правильных навыков прыжка в длину с разбега, сбалансированное развитие физических способностей и технических характеристик в этом возрасте позволит в дальнейшем успешно выполнять нормативные требования по этой дисциплине школьной программы.

По нашим данным, у семи школьников экспериментальной группы в начальном обследовании выявлен отстающий компонент - уровень развития физических способно-

стей, у четырех - уровень сформированности технических характеристик прыжка в длину с разбега. Только у одного ученика проявлялось соразмерное соотношение характеристик физической и технической подготовленности.

Таблица 2 - Соразмерность физической и технической подготовленности учащихся экспериментальной группы (начальное обследование)_

№ Фамилия И. Показатели Разница показателей, м Отстающий компонент

Бег 30 м, с Прыжок в длину с места, м Прыжок в длину с разбега, м Расчетный результат, м

1 Ш-ко А 5,2 1,65 3,43 3,29 0,14 Физическая

2 Б-ов С. 5,0 1,65 3,41 3,34 0,07 Физическая

3 О-ий Г. 4,8 1,60 4,02 3,35 0,67 Физическая

4 Н-ов Д. 5,1 1,75 3,40 3,40 0 Сбалансированный

5 Д-ов П. 5,0 1,50 3,63 3,22 0,41 Физическая

6 Ш-ов А. 4,9 1,90 3,20 3,56 -0,36 Техническая

7 Х-ра С. 5,1 1,60 3,62 3,28 0,34 Физическая

8 Ж-ов Б. 6,3 1,30 2,91 2,75 0,16 Физическая

9 Б-ов М. 5,0 1,65 3,26 3,34 -0,08 Техническая

10 В-ко А. 5,2 1,50 3,03 3,17 -0,17 Техническая

11 Ф-ев В. 5,2 1,50 2,92 3,17 -0,25 Техническая

12 С-ов К. 4,9 1,65 3,43 3,36 0,07 Физическая

В процессе учебных занятий (I и IV четверти 2020-2021 учебного года) у школьников экспериментальной группы акцентировалось внимание на индивидуальные особенности физической и технической подготовленности занимающихся. Для группы учащихся с отстающим уровнем развития физических способностей увеличивался объем прыжковых упражнений и повторных скоростных пробежек на отрезках 10-50 м. Для группы обучающихся, у которой был выявлен отстающий компонент - техническая подготовленность в прыжке в длину с разбега, обращалось особое внимание на точность попадания на планку, реализацию скорости разбега, технику отталкивания и приземления. Во временной структуре урока физической культуры эти акцентирования направленности средств составляли 25%.У учащихся со сбалансированным уровнем физической и технической подготовленности таких изменений в структуре урока мы не проводили.

За период исследования у учащихся экспериментальной группы произошли более существенные изменения в результативности прыжка в длину с разбега (9,8%, р<0,01). В этой группе достоверных изменений больше (семь), только показатели тройного прыжка с места и прыжка вверх с места изменились несущественно.

У школьников контрольной группы достоверно улучшились результаты метания набивного мяча (19,0%, р<0,05), прыжка в длину с места (5,4%, р<0,05), прыжка в длину с разбега (5,0%, р<0,05). В конечном обследовании у большинства учащихся контрольной группы прослеживалось в основном несоответствие расчетных и фактических показателей прыжка в длину с разбега, а у обучающихся экспериментальной группы выявлена, наоборот, тенденция сближения данных характеристик, характеризующая соразмерность показателей их физической и технической подготовленности.

ВЫВОДЫ

Результаты нашего исследования свидетельствовали об эффективности использования методики формирования соразмерного соотношения физической и технической подготовленности школьников в прыжке в длину с разбега.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аленуров Э.А. Особенности физического развития и физической подготовленности юных спортсменов 14-17 лет и учащихся, посещающих уроки физической культуры / Э.А. Алену-ров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 28-31.

2. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учёта их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В.Ю. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 7-14.

3. Исследование динамики показателей физической подготовленности мальчиков 12-13 лет в рамках школьной программы / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.Д. Калинин, Г.А. Абрамишвили // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 9 (127). - С. 109-113.

4. Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Вестник Сочинского государственного университета туризма и курортного дела. - 2009. - № 2 (8). - С. 161-169.

5. Карпов В.Ю. Теоретико-методические аспекты сопряженного развития физических качеств и формирования техники двигательных действий у девочек среднего школьного возраста / В.Ю. Карпов, Н.В. Марьина, К.К. Скоросов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 6 (124). - С. 91-96.

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

7. Рысакова, О.Г. Физическая и техническая подготовка студентов вуза в прыжках в длину в рамках комплекса ГТО / О.Г. Рысакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 4 (206). - С. 367-372.

8. Формирование оптимальных параметров разбега в прыжках в длину у юных спортсменов / Э.А. Аленуров, М.А. Петрова, Н.Н. Маринина, Л.Ю. Климова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 5(183). - С. 16-20.

9. Abramishvili, G.A. The technology of differentiated physical education of primary-age pupils / G.A. Abramishvili, V.Yu. Karpov, M. V. Eremin // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - No 19. - P. 329-334.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A. (2021), "Features of physical development and physical readiness of young athletes 14-17 years old and students attending physical education lessons", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 194, No. 4, pp. 28-31.

2. Abramishvili, G.A., Karpov V.Yu., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education pupils of elementary grades on a basis the accounting of their typological features", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 7-14.

3. Karpov V.Yu., Eremin M.V., Kalinin A.D., etc. (2015), "Research dynamics of physical fitness indicators of 12-13 years boys within the school program", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 109-113.

4. Karpov, V.Yu., Okolelova V.A. and Abramishvili, GA (2009), "Healthy lifestyle as a global problem of modernity", Proceedings of The Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.

5. Karpov, V.Yu., Maryina, N.V. and Skorosov, K.K. (2015), "Theoretical and methodological aspects of the conjugate development of physical qualities and the formation of the technique of motor actions in girls of secondary school age", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 91-96.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve school physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

7. Rysakova, O.G. (2022), "University students' physical and technical training in long jump within the GTO complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 206, No. 4, pp. 367-372.

8. Alenurov, E.A., Petrova, M.A., Marinina, N.N., Klimova, L.Yu. (2020), "Formation of optimal run-up parameters in long jumps among young athletes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (183), pp. 16-20.

9. Abramishvili, G.A., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils ", Asian Social Science, Vol. 11, No. 19, pp. 329-334.

Контактная информация: kudinov9910@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 27.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.