Научная статья на тему 'МАРКЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА'

МАРКЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕРЫ / СТУДЕНТЫ / ФУТБОЛИСТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПСИХОМОТОРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Николаев И.В., Еремин М.В., Федосеенков К.В., Бутченко Э.К.

В работе анализировались показатели физической подготовленности, физического развития, психомоторного состояния, объем и надежность технико-тактических двигательных действий у студентов-футболистов. По показателю надёжности технико-тактических действий выделили следующие маркерные показатели для каждого игрового амплуа: крайние защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач и игра головой; центральные защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач; крайние полузащитники - ведение, короткие передачи, обводка, длинные передачи; центральные полузащитники - ведение, перехват, обводка, короткие передачи, игра головой; нападающие - ведение, обводка, перехват, короткие передачи и игра головой; вратари - выбивание мяча с грунта, бросок мяча рукой, ловля, перехват и выбивание мяча с рук. Маркерные показатели физической подготовленности для игроков различных игровых амплуа: для вратарей - это бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места, тест Купера, бег 15 м с хода, для крайних защитников - тест Купера, бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места; для центральных защитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, бег 15 м с высокого старта, бег 7х50 м; для крайних полузащитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, тест Купера, бег 7х50 м; для центральных полузащитников - бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, тест Купера, пятикратный прыжок в длину с места; для нападающих - высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, бег 30 м с высокого старта. Вывод. Проведённый анализ двигательной активности, физической подготовленности, психомоторных функций студентов-футболистов позволил выделить наиболее существенные из них, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве маркерных для оценки тех или иных сторон подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Николаев И.В., Еремин М.В., Федосеенков К.В., Бутченко Э.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKER INDICATORS OF PREPAREDNESS AT TEAMS FOOTBALL PLAYERS-STUDENTS WITH DIFFERENT GAME ROLE

The paper analyzed the indicators of physical fitness, physical development, psychomotor state, the volume and reliability of technical and tactical motor actions among football students. In terms of the reliability of technical and tactical actions, the following marker indicators were identified for each game role: full-backs - dribbling, interception, dribble, short passes and heading; central defenders - dribbling, interception, dribble, short passes; wingers - dribble, short passes, dribble, long passes; central midfielders - dribbling, interception, dribble, short passes, heading; forwards - dribble, dribble, interception, short passes and heading; goalkeepers - kicking the ball off the ground, throwing the ball with the hand, catching, intercepting and knocking the ball out of the hands, comerbacks - short passes, interception of the ball, single combat for the ball. The marker indicators of physical preparedness for players of various game roles: for goalkeepers - this is a run of 15 m from a high start, a jump up from a place, the Cooper test, a run of 15 m from the move, for fullbacks - the Cooper test, a run of 15 m from the move, a run of 15 m from a high start, jump up from a place; for the central defenders - running 15 m from the move, fivetime long jump from a place, running 15 m from a high start, running 7x50 m; for extreme midfielders -running 15 m from the move, five-time long jump from the spot, Cooper test, running 7x50 m; for central midfielders - running 15 m from the run, running 15 m from a high start, Cooper test, five-time long jump from a place; for attackers - jumping height, long jump from a place, five-time long jump from a place, running 30 m from a high start. Conclusion. The analysis of motor activity, physical readiness, psychomotor functions of student football players made it possible to identify the most significant of them, which can later be used as markers for assessing certain aspects of readiness.

Текст научной работы на тему «МАРКЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА»

УДК 797.332:378.172

МАРКЕРНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ФУТБОЛИСТОВ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД РАЗЛИЧНОГО ИГРОВОГО АМПЛУА

Игорь Валерьевич Николаев, старший преподаватель, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва; Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Кирилл Александрович Федосеенков, магистр, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Эльмира Камильевна Бутченко, старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань

Аннотация

В работе анализировались показатели физической подготовленности, физического развития, психомоторного состояния, объем и надежность технико-тактических двигательных действий у студентов-футболистов. По показателю надёжности технико-тактических действий выделили следующие маркерные показатели для каждого игрового амплуа: крайние защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач и игра головой; центральные защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач; крайние полузащитники - ведение, короткие передачи, обводка, длинные передачи; центральные полузащитники - ведение, перехват, обводка, короткие передачи, игра головой; нападающие - ведение, обводка, перехват, короткие передачи и игра головой; вратари - выбивание мяча с грунта, бросок мяча рукой, ловля, перехват и выбивание мяча с рук. Маркерные показатели физической подготовленности для игроков различных игровых амплуа: для вратарей - это бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места, тест Купера, бег 15 м с хода, для крайних защитников - тест Купера, бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места; для центральных защитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, бег 15 м с высокого старта, бег 7х50 м; для крайних полузащитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, тест Купера, бег 7х50 м; для центральных полузащитников - бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, тест Купера, пятикратный прыжок в длину с места; для нападающих - высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, бег 30 м с высокого старта. Вывод. Проведённый анализ двигательной активности, физической подготовленности, психомоторных функций студентов-футболистов позволил выделить наиболее существенные из них, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве маркерных для оценки тех или иных сторон подготовленности.

Ключевые слова: маркеры, студенты, футболисты, физическая и техническая подготовленность, психомоторные характеристики.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p315-319

MARKER INDICATORS OF PREPAREDNESS AT TEAMS FOOTBALL PLAYERS-STUDENTS WITH DIFFERENT GAME ROLE

Igor Valerievich Nikolaev, the senior teacher, Financial University under the Government of Russian Federation, Moscow; Maxim Viktorovich Eremin, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Kirill Alexandrovich Fedoseenkov, the magister, Russian State Social University, Moscow; Elmira Kamilievna Butchenko, the senior teacher, Astrakhan State Medical University, Astrakhan

Abstract

The paper analyzed the indicators of physical fitness, physical development, psychomotor state, the volume and reliability of technical and tactical motor actions among football students. In terms of the reliability of technical and tactical actions, the following marker indicators were identified for each game role: full-backs - dribbling, interception, dribble, short passes and heading; central defenders - dribbling, interception, dribble, short passes; wingers - dribble, short passes, dribble, long passes; central midfielders - dribbling, interception, dribble, short passes, heading; forwards - dribble, dribble, interception, short passes and heading; goalkeepers - kicking the ball off the ground, throwing the ball with the hand, catch-

ing, intercepting and knocking the ball out of the hands, cornerbacks - short passes, interception of the ball, single combat for the ball. The marker indicators of physical preparedness for players of various game roles: for goalkeepers - this is a run of 15 m from a high start, a jump up from a place, the Cooper test, a run of 15 m from the move, for fullbacks - the Cooper test, a run of 15 m from the move, a run of 15 m from a high start, jump up from a place; for the central defenders - running 15 m from the move, five-time long jump from a place, running 15 m from a high start, running 7x50 m; for extreme midfielders -running 15 m from the move, five-time long jump from the spot, Cooper test, running 7x50 m; for central midfielders - running 15 m from the run, running 15 m from a high start, Cooper test, five-time long jump from a place; for attackers - jumping height, long jump from a place, five-time long jump from a place, running 30 m from a high start. Conclusion. The analysis of motor activity, physical readiness, psychomotor functions of student football players made it possible to identify the most significant of them, which can later be used as markers for assessing certain aspects of readiness.

Keywords: markers, students, football players, physical and technical readiness, psychomotor characteristics.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время для повышения спортивно-технического мастерства футболистов необходимо руководствоваться принципом ведущих факторов деятельности, предполагающим развитие тех функций и систем, которые несут основную нагрузку и имеют решающее значение для достижения спортивного результата [1, 3, 5]. В этой связи необходимо пересмотреть многие положения системы подготовки не профессиональных футболистов, обучающихся в вузах [2, 4, 6].

Цель исследования - выявить маркеры физической и технической подготовленности, психомоторных характеристик студентов-футболистов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для определения физической подготовленности студентов - футболистов использовались следующие тесты: прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, бег 15 м с высокого старта и с хода, бег 30 м с места, бег 7 х 50 м и 12-минутный бег.

В прыжке вверх с места у полевых игроков студенческих футбольных команд наиболее высокие показатели имели центральные защитники (49,2±4,1 см) и крайние полузащитники (48,3±3,8 см), далее следовали центральные полузащитники (47,8±3,9 см), нападающие (47,6±2,2 см) и крайние защитники (46,9±2,4 см). Показатель высоты выпрыгивания у вратарей составил 52,4±2,4 см, что является лучшим показателем у футболистов других игровых амплуа.

В следующем тесте (прыжок в длину с места) наилучшие показатели были у центральных полузащитников - 253±15 см, затем у центральных и крайних защитников - соответственно 248±10 см и 247±17 см, нападающих - 245±10 см, крайних полузащитников 239±5 см. У вратарей этот показатель также лучший и он равен 264±4 см.

В пятикратном прыжке в длину с места примерно равные результаты были зафиксированы у игроков следующих амплуа: крайних и центральных полузащитников, центральных защитников и нападающих - соответственно 13,14±0,52 м, 13,12±0,51 м, 13,10±0,33 м, 13,08±0,61 м. Самые низкие средние показатели в этом упражнении имели крайние защитники - 12,51±0,88 м. У вратарей величина пятикратного прыжка в длину с места составляла 13,85±0,61 м и это лучший показатель в сравнении с другими игровыми амплуа.

В беге на 15 м с высокого старта лучшие средние результаты были у центральных защитников и нападающих - соответственно 2,65±0,10 с и 2,67±0,12 с. Показатели футболистов остальных игровых амплуа находились в пределах от 2,68±0,09 с до 2,72±0,11 с. У вратарей показатели бега на эту дистанцию оказались самыми низкими и составили 2,74±0,13 с.

В беге на 15 м с хода более высокие средние результаты имели крайние полузащитники и нападающие - соответственно 1,82±0,05 с и 1,83±0,06 с. У центральных и крайних защитников, а также у центральных полузащитников эти показатели составили соответственно: 1,83±0,09 с, 1,86±0,07 с, 1,87±0,07 с. У вратарей результаты бега на 15 м с хода (1,90±0,06 с) оказались самыми низкими в сравнении с представителями других игровых амплуа.

В беге на 30 м с высокого старта более высокие показатели имели нападающие -4,21±0,11 с, за ними следовали крайние полузащитники - 4,29±0,12 с, затем центральные защитники - 4,30±0,17 с, крайние защитники - 4,35±0,15 с и центральные полузащитники - 4,37±0,14 с. Самые низкие результаты показывали вратари - 4,42±0,16 с. В беге 7х50 м лучшие результаты зарегистрированы у центральных полузащитников и крайних полузащитников - соответственно 63,6±1,8 с и 63,8±2,6 с. У игроков остальных ролевых функций они находились в пределах от 64,0±2,7 с до 66,3±2,8 с. В тесте Купера более высокие показатели отмечены у крайних и центральных полузащитников - соответственно 3254±157 м и 3244±131 м. Результаты игроков остальных амплуа находились в пределах от 3274±174 до 3360±151 м.

Нами изучались следующие показатели сенсомоторики: время зрительно-двигательной реакции (ВР), её латентный (ЛК) и моторный (МК) компоненты, быстрота реакции на движущийся объект (Б-РДО), точность реакции на движущийся объект (Т-РДО). У вратарей усреднённые показатели ВР равны 328±25 мс., а латентное и моторное время реакции составило соответственно 208±24 мс и 120±10 мс. Усреднённые показатели быстроты реакции на движущийся объект у вратарей равны 178±12 мс, а точность реакции на движущийся объект - 23±5 мс.

У футболистов, исполняющих ролевые функции крайних защитников, продолжительность реакции была 377±23 мс. Время латентного и моторного компонентов реакции соответственно составило 226±32 мс и 150±23 мс, а быстрота и точность реакции на движущийся объект - 189±14 мс и 25,3 мс.

У центральных защитников время реакции составило 382±20 мс. Латентный и моторный компоненты реакции соответственно равны 236±23 мс и 148±17 мс. Показатели быстроты и точности реакций на движущийся объект игроки этого амплуа имели соответственно 186±14 мс и 27±5 мс. Усреднённые результаты психомоторных функций крайних полузащитников составили: ВР - 375±17 мс, ЛК - 220±23 мс, МК - 155±21 мс, Б-РДО - 184±14 мс, Т-РДО - 26±4 мс.

Рассматривая надёжность выполнения коротких передач, следует отметить, что у полевых игроков достоверные различия отмечены между крайними защитниками и нападающими, крайними и центральными полузащитниками и нападающими. Показатели вратарей имели достоверные различия с показателями полевых игроков различных игровых амплуа.

В средних передачах достоверные различия имели место в показателях вратарей с результатами нападающих. При выполнении длинных передач достоверные различия были зафиксированы лишь у крайних и центральных защитников с крайними полузащитниками. В ведении мяча статистически различимые результаты были у крайних защитников с крайними полузащитниками, а также центральных защитников с крайними и центральными полузащитниками. В выполнении технического приёма единоборство за мяч внизу достоверные различия имели место в показателях крайних и центральных защитников, а также центральных полузащитников с нападающими. Рассматривая надёжность выполнения перехвата мяча, следует отметить, что достоверные различия отмечены лишь у крайних защитников с нападающими, центральных защитников с крайними полузащитниками и нападающими.

В выполнении таких технических приёмов, как игра головой, удары по мячу ногой и головой в створ ворот достоверные различия наблюдались у нападающих и защитников.

Рассматривая объём выполнения ТТД, и учитывая логическую информативность и достоверность различий, выделили следующие маркерные показатели для каждого игрового амплуа: крайние защитники - короткие передачи, перехват мяча, единоборство за мяч внизу; крайние полузащитники - короткие передачи, перехват мяча, единоборство за мяч внизу, ведение; центральные полузащитники - короткие передачи, единоборство за мяч внизу и перехват; нападающие - короткие передачи, единоборство за мяч внизу, ведение; общий показатель для полевых игроков - короткие передачи, единоборство за мяч внизу и перехват: для вратарей - выбивание мяча с грунта, бросок мяча рукой и ловля.

По показателю надёжности выполнения ТТД, учитывая логическую информативность и достоверность различий, выделили по пять маркерных показателей для каждого игрового амплуа: крайние защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач и игра головой; центральные защитники - ведение, перехват, обводка, выполнение коротких передач; крайние полузащитники - ведение, короткие передачи, обводка, длинные передачи; центральные полузащитники - ведение, перехват, обводка, короткие передачи, игра головой; нападающие - ведение, обводка, перехват, короткие передачи и игра головой; вратари - выбивание мяча с грунта, бросок мяча рукой, ловля, перехват и выбивание мяча с рук.

Анализ средних показателей суммарного метража скоростной работы полевых игроков указывает на достоверность различий у центральных защитников с крайними и центральными полузащитниками; крайних полузащитников с центральными полузащитниками; центральных полузащитников с нападающими. Таким образом, суммарный метраж скоростной работы следует учитывать как маркерный показатель двигательной активности для полевых игроков различного амплуа.

В работе нами были определены взаимосвязи показателей физической подготовленности с коэффициентами надёжности выполняемых ТТД футболистами различных игровых амплуа. Учитывая логическую информативность, достоверность межгрупповых различий средних показателей и проведённый корреляционный анализ, определили по четыре маркерных показателя физической подготовленности для игроков различных игровых амплуа.

Для вратарей - это бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места, тест Купера, бег 15 м с хода, для крайних защитников - тест Купера, бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, прыжок вверх с места; для центральных защитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, бег 15 м с высокого старта, бег 7х50 м; для крайних полузащитников - бег 15 м с хода, пятикратный прыжок в длину с места, тест Купера, бег 7х50 м; для центральных полузащитников - бег 15 м с хода, бег 15 м с высокого старта, тест Купера, пятикратный прыжок в длину с места; для нападающих - высота выпрыгивания, прыжок в длину с места, пятикратный прыжок в длину с места, бег 30 м с высокого старта.

Учитывая логику рассуждений, достоверность межгрупповых различий и данные проведенного корреляционного анализа, можно определить по три маркерных показателя психомоторных функций для игроков различных игровых амплуа.

Для вратарей - это быстрота РДО, время реакции и точность РДО; для крайних защитников - время реакции, латентный компонент ВР и быстрота РДО; для центральных защитников - время реакции, точность РДО и быстрота РДО; для крайних полузащитников - быстрота РДО, точность РДО и время реакции; для центральных полузащитников -моторный компонент ВР, быстрота РДО и время реакции; для нападающих - быстрота РДО, моторный компонент ВР и точность РДО.

ВЫВОДЫ

Проведённый анализ двигательной активности, физической подготовленности, психомоторных функций студентов-футболистов различных игровых амплуа с учётом ло-

гической информативности показателей, достоверности межгрупповых различий средних результатов тестирования и данных корреляционного анализа позволил выделить наиболее существенные из них, которые в дальнейшем могут быть использованы в качестве маркерных для оценки тех или иных сторон подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Двигательная активность футболистов студенческих команд различного игрового амплуа / Э.А. Аленуров, В.А. Писарев., С.И. Семибратов, А.О. Звездова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 30-34.

2. Карпов В.Ю. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. -С. 9-11.

3. Комаров М.Н. Проблемы эффективности управления учебно-тренировочным процессом в команде по футболу / М.Н. Комаров, В.Ю. Карпов, М.В. Еремин // Новая наука: От идеи к результату. - 2015. - № 7-1. - С. 37-41.

4. Мониторинг физического состояния студентов психолого-педагогического вуза / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов, Ф.Р. Сибгатулина, Е.В. Ногина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №. 10 (164). - С. 43-52.

5. Особенности физического состояния футболистов различного игрового амплуа студенческих команд / Э.А. Аленуров, М.В. Еремин, А.Н. Лутков, С.В. Першиков // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 8. - С. 81-82.

6. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В.А. Кудинова, В.Ю. Карпов, А.С. Болдов, Н.Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 7. - С. 61-63.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Pisarev, V.A., Semibratov, S.I. and Zvezdova, A.O. (2021), "Motor activity of football players of student teams of various playing roles", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No. 3, pp. 30-34.

2. Karpov, V. Yu. and Golov, V.A. (2008), "Children and youth sport in development of physical culture of the studying youth", Physical culture, sport-science and practice, No. 3, pp. 9-11.

3. Komarov, M.N., Karpov, V.Yu. and Eremin, M.V. (2015), "Problems of effective management of the training process in the football team", New science: from the idea to result, No.7-1, pp. 37-41.

4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov V.Yu., Sibgatulina, F.R. and Nogina, E.V. (2018), "Physical condition monitoring of psychology and pedagogical higher education institution's student", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 164, No. 10, pp. 43-52.

5. Alenurov, E.A., Eremin, M.V., Lutkov, A.N. and Pershikov, S.V. (2021), "University footballers' game-position-specific physical fitness and physical development tests and analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No.8, pp.18-20.

6. Kudinova, V.A., Karpov, V.Yu., Boldov, A.S. and Marinina, N.N. (2021), "Motor skills training model to improve schools' physical education service quality", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 61-63.

Контактная информация: vu2014@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.03.2022

УДК 797.253

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВАТЕРПОЛИСТОК С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ

ИХ ИГРОВОГО АМПЛУА

Владимир Алексеевич Огульчанский, кандидат педагогических наук, доцент, Виктория Анатольевна Кудинова, доктор педагогических наук, доцент, Елена Григорьевна Са-

акян, кандидат педагогических наук, Волгоградская государственная академия физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.