Научная статья на тему 'Подготовка техников для высокотехнологичной отрасли'

Подготовка техников для высокотехнологичной отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / TRAINING MODEL / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалова М. А.

Рассматривается актуальность вопроса организации подготовки кадров для высокотехнологичной отрасли совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, необходимые условия и преимущества данной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF TECHNICIANS FOR THE HIGH-TECH INDUSTRY

The article discusses the importance of providing training for high-tech industry together with the enterprises of the military-industrial complex, prerequisites, and advantages of this training.

Текст научной работы на тему «Подготовка техников для высокотехнологичной отрасли»

Решетнеескцие чтения. 2015

УДК 378.147

ПОДГОТОВКА ТЕХНИКОВ ДЛЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ОТРАСЛИ

М. А. Шувалова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассматривается актуальность вопроса организации подготовки кадров для высокотехнологичной отрасли совместно с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, необходимые условия и преимущества данной подготовки.

Ключевые слова: подготовка кадров, модель подготовки кадров, среднее профессиональное образование.

TRAINING OF TECHNICIANS FOR THE HIGH-TECH INDUSTRY

M. A. Shuvalova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The article discusses the importance ofproviding training for high-tech industry together with the enterprises of the military-industrial complex, prerequisites, and advantages of this training.

Keywords: training, training model, secondary vocational education.

На сегодняшний день, согласно опросам работодателей, основными требованиями к квалификации рабочего выступают глубокие, разносторонние профессионально-технические знания, являющиеся основой качественного изготовления высокоточной продукции (быстрое и точное чтение сложных чертежей, кинематических схем, составление технологических карт, создание трехмерных моделей изготавливаемых деталей, выполнение диагностики оборудования, свободное ориентирование во взаимодействии узлов и деталей машин, механизмов, составление управляющих программ). Но подготовка современных техников высокотехнологичной отрасли в большинстве своем не удовлетворяет требованиям производства ввиду отсутствия у них профессиональных компетенций, необходимых для выполнения актуальных технических задач при работе на высокотехнологичном оборудовании [5].

В связи с этим становится актуальной задача подготовки техника высокотехнологичной отрасли, обладающего фундаментальными, общепрофессиональными, специальными знаниями, практическими навыками в условиях современного высокотехнологичного производства в соответствии с требованиями работодателей. В современных динамично меняющихся условиях необходимы новые подходы к формированию профессиональных компетенций техника высокотехнологичной отрасли, включающих в себя не только профессиональные знания и умения, но и практические навыки решения производственных задач, направленных на изготовление уникальных по точности изделий с использованием высокотехнологичного оборудования.

Специалист среднего звена, включенный в производственный процесс - рабочий высокого класса, на сегодняшний день должен свободно оперировать понятиями, уметь анализировать свою производственную деятельность, находить причины сбоев в работе, давать им объяснения [1].

Наблюдается изменение содержания и характера труда техников высокотехнологичной отрасли, что выражается в следующих процессах:

1) меняются функции труда: простые, узкие, однообразные функции специализированного труда при обслуживании станков, конвейерных линий сменяются комплексом новых, более сложных функций по управлению, контролю, наладке, переоснастке, ремонту, программированию автоматизированных систем и роботизированного производства;

2) проявляется тенденция уникализации труда: увеличивается число наименований профессий, не имеющих аналогов, которые требуют от работников высокой квалификации, способствуют процессу углубления их специализации и связаны с достижением все более высоких уровней профессионального мастерства;

3) происходят изменения в структуре квалификационного комплекса: в современных условиях, когда производство становится более динамичным, постоянно меняются задачи производственных единиц и методы их реализации, в деятельности работников все большее значение приобретают знание современных методов решения возникающих проблем, владение результатами новейших теоретических исследований и умение реализовать их на практике.

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

В связи с изменением функций труда меняются профессиональные требования к работникам, происходит расширение, углубление, периодическое обновление требований в краткие сроки [3].

Такой рабочий должен обладать широкой профессионально-технической подготовкой и высокой общей культурой, проявлять высокую творческую активность в труде, полную самостоятельность и высокую профессиональную устойчивость, свободно ориентироваться во взаимодействии узлов и деталей машин и механизмов, должен читать сложные чертежи, графики, кинематические схемы, выполнять трехмерные модели деталей, составлять технологические карты, использовать данные паспорта станка, составлять управляющие программы при работе с разными типами оборудования, как универсальных, так и станков с программным управлением (фрезерная, токарная группа станков).

Рассмотрим требования к подготовке рабочего профессии «оператор станков с программным управлением».

При работе на станках с программным управлением рабочий должен уметь выполнять трехмерные модели деталей, подбирать и заказывать инструменты, определять оптимальные режимы резания, такие как скорость резания, подача, настраивать инструмент на «О», приводить в действие узлы станка и необходимую оснастку, контролировать бесперебойную работу оборудования, контролировать детали на точность и качество изготовления.

Для проведения всех этих операций в производственном процессе оператор ЧПУ должен:

1) знать основы пневматики, гидравлики, электроники;

2) иметь физико-математическую подготовку;

3) владеть прикладными программными продуктами предприятия;

4) иметь хорошую техническую подготовку:

5) знать свойства металлических и неметаллических материалов, номенклатуры их названий; свойства режущих инструментов и приспособлений; схемы базирования;

6) соотносить стойкость инструментов с обрабатываемым материалом, определять количество необходимых переходов для получения заданной чистоты поверхностей.

Для этого у выпускника среднего профессионального образования должны быть сформированы рас-четно-вычислительные навыки, теоретическая и производственная подготовка, позволяющая охватить весь производственно-технологический процесс на своем участке [2].

Следовательно, в условиях научно-технического прогресса основным содержанием квалификации рабочего выступают, в первую очередь, глубокие и разносторонние профессионально-технические знания, являющиеся основой качественного выполнения все более возрастающего масштаба расчетно-аналити-ческих, диагностических функций и функций управления технологическим процессом.

Выпускник СПО - будущий техник, работающий в аэрокосмической отрасли с высокотехнологичным

оборудованием, должен обладать такими качествами как способность к критическому и мобильному мышлению, умение перестраиваться с одного объекта или вида профессиональной деятельности на другие, т. е. обладать качествами профессиональной мобильности [4].

Исходя из этого, задачей профессионального образования становится развитие способности у выпускников адаптироваться к изменениям, происходящим в высокотехнологичных отраслях, непосредственно на производстве (технологии техники, интеграция междисциплинарных знаний).

Но, к сожалению, анализ общего состояния формирования кадрового потенциала для аэрокосмической отрасли позволяет отметить ряд отрицательных факторов, возникающих при взаимодействии системы образования с предприятиями аэрокосмической отрасли:

1. Неготовность, в должной мере, системы образования на переход к подготовке специалистов для инновационной экономики (ведется подготовка по алгоритму «на определенный тип производства, на конкретные технологии»).

2. Несоответствие содержания основных образовательных программ и программ практической подготовки специалистов требованиям предприятий и, как следствие, несоответствие качества и структуры профессионального образования потребностям аэрокосмической отрасли (разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов-техников и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи).

3. Отсутствие системы прогнозирования потребности в кадрах различного уровня как со стороны предприятий, так и со стороны учебных заведений (обучение по требованию или обучение на предприятии).

4. Нерешенность социальных и финансовых вопросов закрепления молодых специалистов на предприятиях высокотехнологичных отраслей промышленности.

5. Отсутствие интереса к специальностям технического профиля у подростков (низкий конкурс на технические специальности).

Таким образом, основным фактором обеспечения качества образования является адекватность результата в соответствии с существующими потребностями рынка труда и технического прогресса.

Поэтому особую значимость приобретает ориентация среднего профессионального образования на взаимодействие с промышленными предприятиями по рациональной организации производственной практики студентов - будущих техников для формирования их профессиональной компетентности.

Интенсивные темпы роста наукоемких технологий в настоящее время требуют от учебных заведений подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения. Для аэрокосмической отрасли, где используются самые передовые технологии, эта задача приобретает особое значение. Поэтому реализация в образовательном процессе методических принципов инвариантности, сопряженности, неразрывности, пре-

Решетнееские чтения. 2015

емственности с производством, наукой является актуальной и значимой.

Предприятия аэрокосмической отрасли заинтересованы в обеспечении производственного потенциала работниками с аналитическими и творческими способностями, инициативностью, склонностью к поиску нового в сфере производственных процессов, а также социальной ответственностью за результаты выполняемой работы.

Библиографические ссылки

1. Анисимов П. Ф. О состоянии и перспективах среднего технического образования // СПО. 2004. № 4. С. 2-7.

2. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В. И. Байденко. М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов : Рос. новый ун-т, 2010. С. 56.

3. Есенина Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? Детальный обзор [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.up-pro.ru/library/peisonnel_management/training/ dualnoe-obuchenie.html (дата обращения: 10.10.2015).

4. Шувалова М. А. Подготовка специалистов среднего звена высокотехнологичной отрасли // Современные проблемы развития образования и воспитания молодежи : сб. материалов 5-1 Междунар. на-уч.-практ. конф. (25 апреля 2014 г.). Махачкала : ООО «Апробация», 2014. С. 226.

5. Шувалова М. А. Актуальность повышения качества подготовки будущих техников-технологов аэрокосмической отрасли // Решетневские чтения : ма-

териалы XVII Междунар. науч. конф. (12-14 нояб. 2013, г. Красноярск). В 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2013. С. 526-527.

References

1. Anisimov P. F. On the status and prospects of technical secondary education. 2004. No. 4. pp. 2-7.

2. Bologna process: middle of the road / under the scientific. ed. V. I. Bidenko. M. : Research center of problems of quality of preparation of experts, Russian New University, 2010. Рр. 56.

3. Esenina E. U. What is the dual training system? Detailed review. URL: http://www.up-pro.ru/library/ personnel_management/training/dualnoe-obuchenie.html (date of visit: 10.10.2015).

4. Shuvalova M. A. Training of specialists mid-level high-tech industry // Modern problems of education and upbringing of youth: Toolkit 5-1 international scientific-practical conference, April 25, 2014. Makhachkala: LLC "Testing", 2014. 226 p.

5. Shuvalova M. A. The importance of improving the quality of training of future technicians aerospace engineers // Resetdevice reading: proceedings of the XVII International scientific conference dedicated to the memory of General designer of rocket-space systems academician M. F. Reshetnev (12-14 November 2013), Krasnoyarsk 2 hours/ Siberian State Aerospace University. Krasnoyarsk, 2013. Vol. 2, рр. 526-527.

© Шувалова М. А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.