Научная статья на тему 'Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности'

Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / CREATIVE ECONOMY / КРЕАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVE EDUCATION / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / ГОТОВНОСТЬ К ПРОЯВЛЕНИЮ КРЕАТИВНОСТИ / READINESS TO REVEAL CREATIVITY / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / TECHNOLOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Магомедова Заира Имрановна

В статье с позиций требований современной «креативной экономики» и новых образовательных стандартов обосновываются технологические условия подготовки студентов вуза к проявлению креативности в профессиональной деятельности; в результате влияния названных условий наблюдается положительная динамика показателей креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Айбатыров Казбек Султанбекович, Магомедова Заира Имрановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Higher Education Institution Students to Reveal Professionally Oriented Creativity

In the article from positions of requirements of modem "creative economy" and new educational standards technological conditions of training students of a higher education institution to reveal creativity in the professional activity are proved; as a result of influence of the called conditions positive dynamics of indicators of creativity is observed.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности»

УДК 378

К. С. Айбатыров, З. И. Магомедова

Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности

В статье с позиций требований современной «креативной экономики» и новых образовательных стандартов обосновываются технологические условия подготовки студентов вуза к проявлению креативности в профессиональной деятельности; в результате влияния названных условий наблюдается положительная динамика показателей креативности.

Ключевые слова: креативная экономика, креативное образование, креативность, готовность к проявлению креативности, технологические условия.

K. S. Aybatyrov, Z. I. Magomedova

Preparation of Higher Education Institution Students to Reveal Professionally Oriented Creativity

In the article from positions of requirements of modern "creative economy" and new educational standards technological conditions of training students of a higher education institution to reveal creativity in the professional activity are proved; as a result of influence of the called conditions positive dynamics of indicators of creativity is observed.

Keywords: creative economy, creative education, creativity, readiness to reveal creativity, technological conditions.

Необходимость подготовки студентов вуза к проявлению креативности в профессиональной деятельности объясняется появлением такого феномена, как «креативная экономика» [8, 10, 21, 24]. Анализ развития стран, отдельных организаций и учреждений показывает, что основным полем экономической деятельности становится интеллектуальная собственность. И главный инструмент здесь - человеческий мозг. А креативность как одно из его свойств помогает добиться наилучших результатов. Сегодня «идеи» составляют новую экономику («креативную экономику»), и создание их становится основным производством, а креативность - неотъемлемой частью жизни человека [8].

Высшее профессиональное образование должно реализовывать концепцию человеческого капитала, что требует применения творческих подходов к построению образовательного процесса, главный из которых - переход от образования предметно-информационного к профессионально-деловому, от констатирующего - к опережающему и перспективному, от репродуктивного - к креативному [8, 11, 24]. Креативное образование (и креативная педагогика - его теоретическая основа) - это образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека и закрепление в его профессиональном сознании установок на поиск инноваций, анализ проблем и вариантов деятельности; мотивирующее самостоятельное осмысление действитель-

ности, самопознание собственной индивидуальности, превращение знаний в потенциал мышления и саморазвития [2, 4, 10, 19].

Состояние готовности студента вуза к проявлению креативности в профессиональной деятельности - это одно из профессионально-личностных новообразований, заключающееся в состоянии личности студента, обеспечивающем умение сохранять творческость, нестандартность, гибкость при выполнении различных видов учебной и профессиональной деятельности. Естественно, психологическое состояние готовности может быть результатом подготовленности к такой деятельности. Подготовленность же, в свою очередь, может быть следствием соответствующей подготовки.

Отсюда высшая степень готовности студента к проявлению креативности - это сформированность определенного уровня одного из компонентов его профессиональной компетентности, которая наступает в результате не только приобретения студентом определенных знаний и умений, но и в результате применения их на практике.

Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы, изучение локальных нормативных документов вузов, учебно-программной документации образовательных учреждений высшего профессионального образования Республики Дагестан позволяет сделать вывод о том, что в учебном процессе вузов подготовка к проявлению креативности в профес-

© Айбатыров К. С., Магомедова З. И., 2013

Подготовка студентов вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности

149

сиональной деятельности практически не осуществляется. Следствием этого является низкая подготовленность (и низкая готовность) студентов к проявлению креативности в профессиональной деятельности.

В нашей интерпретации проявлять креативность - это значит в процессе осуществления разнообразных действий обнаруживать творчество, созидательность, новаторство. Следовательно, проявлять креативность в профессиональной деятельности - это во время осуществления студентом вуза разнообразных учебных, учебно-производственных и производственных видов деятельности обнаруживать созидатель-ность, новаторство, нестандартность, оригинальность.

Готовность студента к проявлению креативности в профессиональной деятельности, заключающаяся в умении быстро и адекватно реагировать на изменения условий производства и, таким образом, сокращать затраты (временные, эмоциональные, ресурсные и пр.) на достижение целей профессиональной деятельности, обнаруживает прямую корреляцию с подготовленностью к данному виду деятельности.

Подготовка студентов вуза осуществлялась в специально созданных технологических условиях (адекватных методов, форм, средств, способов организации учебной деятельности), направленных на формирование профессионально ориентированной креативности студентов вуза.

Центральное место и главную роль в формировании профессионально ориентированной креативности студентов вуза играли методы активизации учебно-познавательной деятельности, которые берут свое начало с 30-х годов ХХ века, когда М.М. Бирштейн инициировала включение в процесс профессиональной подготовки деловых игр, дав название новому методу «Решение производственных задач». При описании этого метода использовались понятия «выход из проблемной ситуации», «имитация», «новые методы управления производством» [Цит. по 12]. Вслед за М.М. Бирштейн метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие.

В психологическом словаре [14] названные методы (имитации, деловые игры, тренинги, дискуссии и др.) трактуются как методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер; методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающегося и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнения-

ми о путях разрешения той или иной проблемы. С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин называют активными методами обучения и воспитания те, которые позволяют «овладеть в более короткие сроки и с меньшими усилиями необходимыми умениями и навыками за счет сознательного воспитания способностей учащегося и сознательного формирования у них необходимых деятельностей» [16, 18, 20]. Г.К. Селевко рассматривает активные методы обучения как технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся [16, с. 196]. У. Джеймс к категории активных относит методы обучения, обеспечивающие интенсивное развитие познавательных мотивов, интереса, способствующих проявлению творческих способностей в обучении [5, с. 181]. А.А. Вербицкий рассматривает понятие «активные методы обучения» в сравнении с понятиями «проблемное обучение» и «интенсивные методы обучения» [3, с. 45]. В.А. Скакун применительно к системе среднего профессионального образования пишет, что активные методы обучения по своему содержанию, способам реализации объективно невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности обучающихся, чей жизненный и профессиональный опыт используют [17, с. 111].

Целенаправленный анализ научной литературы [7, с. 29-32] позволил нам выделить особенности активного обучения:

1) в процессе активного обучения осуществляется принудительная мотивация мышления, когда студент вынужден быть активным независимо от его желания;

2) достаточно длительное время студенты должны быть вовлечены в учебный процесс, их активность должна быть устойчивой в течение всего занятия;

3) в структуре занятия обязательный компонент - самостоятельная творческая выработка студентами решений (креативизация), мотивация деятельности, поддержка эмоционального фона;

4) постоянное взаимодействие преподавателей и студентов посредством прямых и обратных связей.

А.И. Жук и Н.Н. Кошель добавляют к этому списку еще одну особенность - проявление рефлексивной самоорганизации деятельности педагога и учащихся в совместной учебной деятельности «учение - обучение» [6, с. 50].

В целом, активные методы обучения реализуют установку на большую активность субъекта

в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где обучаемый играет гораздо более пассивную роль. Сущность активных методов обучения заключается в создании на занятиях по изучению математических дисциплин психолого-педагогических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучающихся.

С целью решения исследовательских и педагогических задач технологические условия активизации учебно-познавательной деятельности дополнялись педагогическими условиями (требованиями образовательной среды, определяющими ход и специфику протекания данного процесса и направленными на достижение оптимально возможных результатов) подготовки студентов к проявлению креативности в профессиональной деятельности [10, 15, 19, 20 и др.]. Данная группа условий включала:

- создание в вузе благоприятного психолого-педагогического климата (стимулирование, мотивация, поощрение, поддержка, одобрение) для подражания творческому поведению и проявлению креативности студентов;

- низкий уровень регламентации учебного поведения студентов в процессе учебной, учебно-производственной и производственной деятельности в колледже;

- составление преподавателями условий учебных задач, предлагаемых студентам для решения таким образом, чтобы создать ситуацию неопределенности, поиска решения, применения

опорных конспектов, т.е. создать дидактическое пространство для проявления креативности;

- наличие на занятиях в вузе образца (креативного преподавателя, креативного студента и др.) креативного поведения;

- разработка и внедрение специальных элективных курсов «Развитие творческих качеств личности», «Занимательная математика с тренингом креативности», использование на занятиях различных методов и тренингов, направленных на развитие и проявление креативности студентов вуза в учебной и производственной деятельности;

- предметно-информационная обогащенность образовательной среды вуза (наличие в вузе достаточного количества и качества дидактических материалов, виртуальных тренажеров, компьютерных программ, способствующих развитию креативности);

- социальное подкрепление (корпоративный дух коллектива вуза, т.е. создание условий для развития креативности в максимально большом количестве микросред - в учебной аудитории, в учебных мастерских, в общежитии, на производстве и пр.) творческого поведения [11, с. 8-11].

Выделенная нами система технологических условий обеспечила эффективность данного вида подготовки студента. В обобщенном виде динамика показателей процесса формирования креативно-творческих качеств личности студентов аграрного вуза в процессе использования экспериментальной методики подготовки студентов к проявлению креативности показана в таблице.

Динамика формирования креативно-творческих качеств личности студентов вуза

(показатели: 1 - творческая активность; 2 - творческое мышление; _3 - творческая воля; 4 - креативность)_

До начала эксперимента По окончании эксперимента X2 рас-четн.

Уровни Уровни

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %

127 38,7 114 34,8 87 26,5 53 16,2 135 41,2 140 42,7 24,2

123 37,5 117 35,7 88 26,8 76 23,2 104 31,7 148 45,1 18,4

170 51,8 98 29,9 60 18,3 109 33,2 128 39 91 27,8 22,9

99 30,2 144 43,9 85 25,9 52 15,9 146 44,5 130 39,6 14,03

Полученные результаты демонстрируют положительную динамику показателей: творческой активности на 24,2 %; творческого мышления на

18,4 %; творческой воли на 22,9% и собственно креативности на 14,03 %.

Подготовка студентов вуза к проявлению вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности

Далее, в исследовании мы сосредоточились на более детальном изучении уровня развития креативности студентов. Для определения уровня развития креативности мы применяли методику Д. Джонсона, адаптированную Е.В. Туник, которая позволяет изучать креативность с позиции творческого самовыражения и, что особенно важно для проводимого нами исследования, разработана специально для идентификации именно проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению.

В соответствии с полученными результатами стало возможным распределить всех респондентов по пяти уровням креативности: высокий, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий (I уровень - низкий: эпизодическое проявление креативности в отдельных видах деятельности;

II уровень - ниже среднего: эпизодичекое проявление креативности во всех видах деятельности;

III уровень - средний: вариативное проявление креативности в зависимости от вида деятельности; IV уровень - выше среднего: постоянное проявление креативности в отдельных видах деятельности и V уровень - высокий: постоянное проявление креативности во всех видах деятельности).

На уровне конкретных числовых данных эти процессы выглядели следующим образом. Среди значений уровней креативности, как на начальном, так и на завершающем этапе экспериментальной работы, преобладал средний уровень креативности: соответственно 52,8 % (173 чел.) в начале эксперимента и 47,6 % (156 чел.) по его окончанию. Величина значения этого уровня в процессе эксперимента изменилась в сторону увеличения всего на 5,2 %.

Уменьшение численности группы студентов с ниже среднего уровнем креативности на 4,0 %, равно как и уменьшение численности группы с низким уровнем развития креативности на 3,3 %, подтверждает происходящий в этих группах процесс горизонтальной мобильности, наряду с процессом вертикальной мобильности, обусловленным переходом части респондентов на более высокий уровень развития анализируемой характеристики. Численность групп студентов, имеющих выше среднего и высокий уровни развития креативности, достоверно увеличилась почти в два раза: с 35 до 71 чел., соответственно 10,7 и 21,6 % от общего числа опрошенных с выше среднего уровнем, с 6 до 11 студентов, соответственно 1,8 и 3,4 % от общего числа опрошенных с высоким уровнем развития креативности.

Результаты проведенных исследований и анализ полученных данных позволяют сделать следующие выводы: 1) подготовка студентов - будущих специалистов технического профиля к проявлению профессионально ориентированной креативности позволяет разрешать возникшее противоречие между социальным заказом общества на креативную личность во всех сферах производства и недостаточной разработанностью технологических и педагогических основ развития креативности в системе подготовки кадров; 2) результаты исследования имеют социальную значимость, так как подготовка студентов к проявлению креативности в период их профессионального становления, во-первых, обусловливает продуктивно-созидательную направленность личности и составляет основной стержень ее социальной ориентации в жизни, во-вторых, является базовым детерминантом профессионального творчества и, в-третьих, способствует развитию креативно-творческого потенциала специалиста и его самоактуализации в профессиональной сфере; 3) выявленные и внедренные в практику работы Дагестанского государственного аграрного университета технологические условия обеспечивают успешность процессу подготовки студентов к проявлению креативности, что позволяет развивать не только креативные, дивергентные качества студентов, повышать активность и продуктивность учебно-воспитательного процесса, но и вносит определенный вклад в создание системы опережающей подготовки специалистов; 4) такой педагогический (дидактический) подход позволяет реализоваться одной из главных идей гуманизации образования (формирование не только специалиста, но и личности), высказанной основоположником антропологии М. Шелером, который, определяя смысл образования, высказал следующую мысль: «Образование - это не «учебная подготовка к чему-то», к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, и уж тем более образование существует не ради такой учебной подготовки. Наоборот, всякая учебная подготовка «к чему-то» существует для образования, лишенного всех внешних «целей» - для самого благообразно сформированного человека [23, с. 31-32].

Библиографический список

1. Абдуллаев, А. В., Айбатыров, К. С., Магомедов, Г. М. Активизация умственных действий учащейся молодежи при изучении технических дисциплин посредством опорных конспектов обучения [Текст]. -Махачкала : ДГСХА, 2003. - 94 с._

2. Алейников, А. Г. О креативной педагогике [Текст] // Вестник высшей школы. - 1989. - № 12. -С. 29-34.

3. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе [Текст]. - М., 1991. - С. 45.

4. Гнатко, Н. М. Проблема креативности и явление подражания [Текст] : автореф. ... канд. психол. наук.

- М., 1994. - 22 с.

5. Джеймс, У. Психология [Текст] : пер с англ. / под ред. Л. А. Петровской. - М., 1991. - 369 с.

6. Жук, А. И., Кошель, Н. Н. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов [Текст]. - Изд. 2-е. - Минск, 2004. - С. 50.

7. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / Новые исследования в педагогических науках. - М. : Педагогика, 1987. - С. 29-32.

8. Кипнис, М. Тренинг креативности [Текст]. - М., 2004.

9. Лем, П. Суперкреатив [Текст]. - М., 2006. - 90 с.

10. Макаров А.С. Технология развития креативности студентов педагогического вуза при изучении химических дисциплин [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Самара, 2009. - 215 с.

11. Мельникова, Е. В. Улучшения в стиле кайдзен [Текст] // Методы менеджмента качества. - 2007. -№ 3. - С. 8-11.

12. Мухина, С. А., Соловьева, А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст].

- М., 2008.

13. Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение [Текст]. - М., 2009. - 120 с.

14. Психологический словарь [Текст] / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1990.

15. Романцов, М. Г., Рыбалкин, А. С. Креативность и педагогический процесс [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 1. -С. 86-87.

16. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] : в 2 т. - М., 2006. - Т. 2. -С. 96.

17. Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст]. - М., 2007. - С. 111.

18. Смолкин, А. М. Методы активного обучения [Текст]. - М., 1991.

19. Сорокина, И. О Развитие профессиональной креативности в структуре аутопсихологической компетентности государственных служащих [Текст] : автореф. ... дис. канд. психол. наук. - М., 2007. - 20 с.

20. Халифаева, О. А. Педагогические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Астрахань, 2007. - 21 с.

21. Хант, Р., Базан, Т. Как создать Интеллектуальную организацию [Текст] / пер. с англ. - М. : ИН-ФРА-М., 2002. - 230 с. (Серия «Менеджмент для лидера»).

22. Чернилевский, Д. В., Морозов, А. В. Креативная педагогика и психология [Текст]. - М., 2001. - 240 с.

23. Шелер, М. Формы знания и образование [Текст] / Избранные произведения; пер. с нем. А. В. Денежкина, А. Н. Малинкина, А. Ф. Филиппова; под ред. А.В. Денежкина. - М. : Гнозис, 1994. - 490 с.

24. Coy Peter. «The Creative Economy». Business Week Magazine. August 28. 2000.

Bibliograficheskij spisok

1. Abdullayev, A. V., Ajbaty'rov, K. S., Magomedov, G. M. Aktivizaciya umstvennyh deystvij uchashchejsya molodezhi pri izuchenii tekhnicheskikh disciplin po-sredstvom oporny'h konspektov obucheniya [Tekst]. -Makhachkala : DGSKHA, 2003. - 94 s.

2. Alejnikov, A. G. O kreativnoj pedagogike [Tekst] // Vestnik vy'sshej shkoly'. - 1989. - № 12. - S. 29-34.

3. Verbickij, A. A. Aktivnoye obucheniye v vy'sshej shkole [Tekst]. - M., 1991. - S. 45.

4. Gnatko, N. M. Problema kreativnosti i yavleniye podrazhaniya [Tekst] : avtoref. ... kand. psihol. nauk. -M., 1994. - 22 s.

5. Dzheyms, U. Psihologiya [Tekst]: per. s angl. / pod red. L. A. Petrovskoj. - M., 1991. - 369 s.

6. Zhuk, A. I., Koshel', N. N. Aktivny'ye metody' obucheniya v sisteme povy'sheniya kvalifikacii peda-gogov [Tekst]. - izd. 2. - Minsk, 2004. - S. 50.

7. Zvereva, M. V. O ponyatii «didakticheskiye uslo-viya» [Tekst] / Novy'e issledovaniya v pedagogicheskih naukah. - M. : Pedagogika, 1987. - S. 29-32.

8. Kipnis, M. Trening kreativnosti [Tekst]. - M., 2004.

9. Lem, P. Superkreativ [Tekst]. - M., 2006. - 90 s.

10. Makarov, A.S. Tehnologiya razvitiya kreativnosti studentov pedagogicheskogo vuza pri izuchenii himicheskih disciplin [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk. -Samara, 2009. - 215 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Mel'nikova, Ye. V. Uluchsheniya v stile kaydzen [Tekst] // Metody' menedzhmenta kachestva. - 2007. -№ 3. - S. 8-11.

12. Muhina, S. A., Solovyova, A. A. Netradicionny'e pedagogicheskiye tehnologii v obuchenii [Tekst]. - M., 2008.

13. Panfilova, A. P. Innovacionny'e pedagogicheskiye tehnologii: aktivnoye obucheniye [Tekst]. - M., 2009. - 120 s.

14. Psihologicheskij slovar' [Tekst] / pod obshch. red. A. V. Petrovskogo, M. G. Yaroshevskogo. - M., 1990.

15. Romancov, M. G., Ry'balkin, A. S. Kreativnost' i pedagogicheskij process [Tekst] // Sovremenny'e prob-lemy' nauki i obrazovaniya. - 2006. - № 1. - S. 86-87.

16. Selevko, G. K. Enciklopediya obrazovatel'ny'h tekhnologij [Tekst] : v 2 t. - M., 2006. - T. 2. - S. 96.

17. Skakun, V. A. Organizaciya i metodika professional''nogo obucheniya [Tekst]. - M., 2007. - S. 111.

Подготовка студентов вуза к проявлению вуза к проявлению профессионально ориентированной креативности

18. Smolkin, A. M. Metody' aktivnogo obucheniya [Tekst]. - M., 1991.

19. Sorokina, I. O razvitii professional'noj kreativnosti v strukture autopsihologicheskoj kompetentnosti gosu-darstvenny'h sluzhashchih [Tekst] : avtoref. ... dis. kand. psikhol. nauk. - M., 2007. - 20 s.

20. Khalifayeva, O. A. Pedagogicheskiye usloviya razvitiya kreativnosti podrostkov v uchebno-

vospitatel'nom processe [Tekst] : avtoref. dis. . kand.

psihol. nauk. - Astrakhan', 2007. - 21 s.

21. Khant, R., Bazan, T. Kak sozdat' Intellektu-

al'nuyu organizaciyu [Tekst] / per. s angl. - M. : IN-FRA-M., 2002. - 230 s. (Seriya «Menedzhment dlya lidera»).

22. Chernilevskij, D. V., Morozov, A. V. Kreativnaya pedagogika i psihologija [Tekst]. - M., 2001. - 240 s.

23. Sheler, M. Formy' znaniya i obrazovaniye [Tekst] / Izbranny'e proizvedeniya / per. s nem. A. V. Denezhkina, A. N. Malinkina, A. F. Filippova; pod red. A.V. Denezhkina. - M. : Gnozis, 1994. - 490 s.

24. Coy Peter. «The Creative Economy». Business Week Magazine. August 28. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.