Научная статья на тему 'Подготовка студентов туристского вуза к выставочной деятельности: анализ педагогических подходов'

Подготовка студентов туристского вуза к выставочной деятельности: анализ педагогических подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвинова Елена Николаевна

В статье рассматриваются актуальные педагогические проблемы профессионального туристского образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвинова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов туристского вуза к выставочной деятельности: анализ педагогических подходов»

Е. Н. ЛИТВИНОВА

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

В статье рассматриваются актуальные педагогические проблемы профессионального туристского образования.

Ключевые слова: подготовка профессиональных кадров, выставочная деятельность, компетенции.

Индустрия туризма - одна из перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики современной России. Как одна из важнейших сфер рынка туристических услуг выставки наглядно демонстрируют его особенности, предлагаемые товары и услуги. Поэтому участие в выставках является непременным условием успешной деятельности любого предприятия туризма - дает возможность умело раскрыть привлекательные стороны и убедить потенциальных потребителей в целесообразности приобретения туристского продукта.

Так как для активного участия туристских предприятий в различных специализированных выставках необходимы квалифицированные кадры, есть основания рассматривать подготовку к выставочной деятельности в качестве одной из приоритетных педагогических задач профессионального туристского образования. Выпуск специалистов, «способных обеспечить техническое обслуживание экспонатов, вести информационносправочную и рекламную, а теперь еще и коммерческую работу, становится серьезной и ответственной проблемой», - отмечает В. Г. Петелин

[1]. Однако на наш взгляд, некорректно ставить подготовку студентов к выставочной деятельности вне целостного контекста профессионального туристского образования.

Ряд авторов трактует его как «область взаимодействия трех пространств: образовательного, которое определяет принципы и условия образования; туристского, раскрывающего антиномии его формирования; профессионального, выделяющего систему образовательных стандартов профессионального туристского образования»

[2]. Собственно профессиональное туристское образование сравнительно недавно вошло в проблемное поле педагогических исследований и трансформируется в рамках парадигмальных изменений вузовской образовательной системы. В последнее время в российской высшей школе действует тенденция к смене установок: от накопления «багажа знаний» - к «помощи при поиске своего места в жизни» [3]; в качестве причин кризиса знаниевой парадигмы указывается противоречие между укладом профессионального образования и современным бизнесом [4].

С точки зрения С. С. Попова подготовка профессиональных кадров в существующей системе образования отстает от потребностей современного рынка. Автор предлагает использовать качественно новые подходы к методике обучения, приблизить учебный процесс к реалиям спроса на кадры: ориентировать высшую школу на формирование у будущих специалистов соответствующих базовых управленческих знаний, практиче-

ских умений и навыков.

Многие современные исследователи указывают, что рынок труда определяет стандарты качества образования, изменяя спрос на тех или иных специалистов и уточнение круга знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии.

В качестве трансформационной тенденции отмечается переориентация оценки результата образования с понятий подготовленность, образованность, общая культура, воспитанность на понятия компетенция, компетентность обучающихся (Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, Г. А. Карпова. Е. В. Васина, Л. В. Хорева). В. В. Баранова предлагает развивать в процессе профессионального туристского образования следующие компетенции: политические и социальные, межкультурные, коммуникативные, социально-информационные (владение современными информационными технологиями, критическое суждение в отношении информации, распространяемой СМИ), персональные (готовность к постоянному повышению уровня образования, способность к саморазвитию, самостоятельному приобретению новых знаний и умений, творчество, профессиональное развитие) [5]. В. А. Квартальнов называет наиболее значимой целью формирования личности в системе туристского образования глубокую профессиональную компетенцию: концептуальную (научную) - понимание основ туристской деятельности; инструментальную - владение базовыми профессиональными навыками; интегративную - способность сочетать теорию и практику; контекстуальную - понимание социальной, экономической и культурной среды, в которой осуществляется туристская практика; адаптивную - умение предвидеть изменения в туристской сфере и быть готовыми к ним; а также компетентность в межличностных отношениях [6].

Для успешного решения профессиональных задач необходимы определенные характеристики личности - специальная группа качеств, имеющая полипрофессиональный характер (К. А. Альбуха-нова-Славская, А. И. Кочетов). Профессионально-значимые качества специалиста в сфере туризма исследуют: В. В. Баранова (толерантность, поведенческая гибкость, навыки планирования и организации, речевые навыки, творческие и коммуникативные способности); О. В. Бондаренко (коммуникативная, креативная и ценностная группы качеств); А. П. Соловьев (аналитические, прогностические, технологические) и др.

Многие отечественные исследователи расценивают профессиональное туристское образование с точки зрения подготовки студентов к органи-

зации различных видов деятельности в туризме; педагогических условий эффективного изучения иностранного языка, рекламного дела, маркетинга; в связи со спецификой анимационной, экскурсионной деятельности, туроперейтинга, экологокраеведческой работы, страхового менеджмента и др. Но проблема подготовки студентов туристского вуза к выставочной деятельности пока что исследована недостаточно.

Д. Александров настаивает на том, что специалист по выставкам - «отдельная и нужная специальность», как и специалист по связям с общественностью, и маркетолог, «это специальность комплексная, которая должна сочетать в себе и навыки специалиста по продукции собственной компании, и дизайнера» [7]. Вопросы, затрагивающие участие туристских компаний в выставках, освещены в трудах И. Т. Балабанова, А. П. Дуро-вича, Н. И. Кабушкина, В. А. Квартальнова, Г. А. Папиряна, В. С. Сенина, А. Д. Чудновского.

К. А. Алимов считает, что для достижения этой цели необходимо создать современную систему подготовки кадров в области менеджмента продаж туристского продукта, и исследует педагогические условия профессиональной подготовки студентов туристского вуза к данному виду деятельности. Он акцентирует внимание на определенных теоретических знаниях (менеджмент продаж турпродукта, механизмы повышения личностной эффективности, психология продаж и др.) и практических навыках (владение техниками активных продаж, ведения деловых переговоров; умение ориентироваться в условиях рынка, проводить маркетинговые исследования и пр.).

Выставочную деятельность как приоритетную педагогическую инновацию рассматривает Н. М. Гаранина: раскрывает организационно-педагогические условия реализации дополнительного профессионального образования в структуре выставочного комплекса, позволяющие повысить его педагогическую эффективность. Главной целью этого процесса автор считает развитие личности специалиста на основе совершенствования профессиональной деятельности путем комплексного овладения представляемыми на выставках инновациями.

Е. Д. Фролова внедряет педагогическую концепцию выставочной акмеологии: профессиональное акме рассмотрено ею с учетом специфики выставочной деятельности, с опорой не только на знаниево-ориентированную и личностно-ориентированную, но и системно-интеграционную парадигму [8]. Ею разработаны общая концептуальная модель системы подготовки профессионалов и базово-уровневая концептуальная модель выставочной деятельности.

На основе общей концептуальной модели понятия «профессионал» и базово-уровневой концептуальной модели понятия «профессионал сегодня» предложена модификационная концептуальная модель профессионала выставочной деятельности. Профессионал выставочной де-

ятельности есть личность, готовая к высокопродуктивному осуществлению трудовых функций: управленческих, организационных, административных, социальных, производственных - путем реализации потенций личностно-профессионального развития. Среди необходимых личностноделовых качеств, обеспечивающих успешность в профессии, автор выделяет высокий интеллект, лидерство, инициативность, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, решительность, способность к творческой деятельности, креативность, способность работать в команде, доброжелательность в межличностных отношениях.

В трудах отечественных и зарубежных авторов освещены различные аспекты выставочной деятельности: маркетинговый (С. Миллер, Л. Ф. Назаренко, Э. Б. Гусев, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко, Р. В. Шевченко), технологический (С. Блэк, Я. Г. Критсотакис, В. Г. Петелин, Е. В. Сорокина, И. К. Филоненко), социологический (С. Н. Македонский, А. Д. Тебуев, В. И. Добреньков, Т. Н. Ананьева), культурологический (П. Б. Коржа-вин, И. К. Кучмаева, М. Н. Жиленко, М. Н. Громов, Л. Н. Михеева, А. В. Каменец), однако педагогический аспект, практически, не исследовался.

Поскольку в теории и методике профессионального образования недостаточно полно представлен рассмотренный нами аспект технологии обучения студентов туристских вузов, проблема эффективной педагогической подготовки будущих специалистов к выставочной деятельности нуждается в дальнейшей разработке.

Литература

1. Петелин В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М., 2005. С. 337-338.

2. Зорин И. В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001.

3. Фомин В. Н. К трехаспектной модели образовательного процесса // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 127.

4. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентност-ный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 90.

5. Баранова В. В. Содержание и технологии подготовки специалистов для сферы туризма в системе высшего профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2007.

6. Квартальнов В. А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристской деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

7. Александров Д. Мастерство на все руки. Управление выставочным делом // TopManager. 2002. № 20. С. 37.

8. Фролова Е. Д. Развитие системы подготовки профессионалов для выставочной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук. Екатеринбург, 2008.

YE. N. LITVINOVA. TRAINING OF sTuDENTs OF A TOuRIsT HIGHER EDucATIONAL INsTITuTION

for exhibition activity: analysis of pedagogical methods

The article is dedicated to the topical pedagogical problems in professional tourist education. Key-words: training of professional personnel, exhibition activity, competences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.