Научная статья на тему 'Рекламно-выставочная деятельность как форма профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии'

Рекламно-выставочная деятельность как форма профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Третьякова Т. Н., Захарченко А. С.

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки специалистов туринду-стрии средствамирекламно-выставочной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertizing and Exhibition as a Vocational Training for the Tourism Industry

The authors discuss methods to train personnel for the tourism industry by means of advertising andexhibition activities at colleges and universities

Текст научной работы на тему «Рекламно-выставочная деятельность как форма профессионально-практической подготовки специалистов туриндустрии»

Литература

1. Буханевич И.Б. Болонский процесс и особенности преподавания цикла дисциплин гостиничного направле-

ния // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Туризм: подготовка кадров, проблемы и перспективы развития». М., 2006.

2.Дусенко С.В., Засимович Е. С. Современные подходы к повышению качества подготовки кадров для индустрии туризма и гостеприимства.

3. Крючкова А. Тому ли итак ли мы учим детей?// АиФ. Июль, 2008.

4. Стржалковский В. Российские турвузы растят не те кадры // «Правда.Ру». 7 февраля 2008 г.

5. Смирнов С.А. Практикуемые модели социально-гуманитарного образования // Преподавание социально-

гуманитарных дисциплин в вузах России: состояние, проблемы, перспективы. / С.А. Смирнов. М., 2001.

УДК 378

РЕКЛАМНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ

Т.Н. Третьякова, доктор педагогических наук, профессор,

Южно-уральский государственный университет,

А.С. Захарченко, преподаватель,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

The authors discuss methods to train personnelfor the tourism industry by means of advertising and exhibition activities at colleges and universities.

Рассматриваются вопросы организации профессиональной подготовки специалистов туринду-стрии средствами рекламно-выставочной деятельности в вузе.

Ключевые слова:реклама, деятельность, виды учебной деятельности, рекламно-выставочная деятельность.

Концепция профессиональной подготовки специалистов для туристской сферы, разработанная учебно-методическим объединением по образованию в области сервиса и туризма, реализована в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальностям «Социальнокультурный сервис и туризм» и «Туризм».

Современные тенденции развития туристского бизнеса предъявляют новые требования к специалистам туристской сферы. Одной из

значимых инструментальных компетенций такого специалиста является практическая освоенность рекламно-выставочной деятельности, которая проявляется в его способности проектирования и разработки несложных информационных носителей, навыки грамотного применения различных форм и средств рекламы области профессиональной деятельности социально-культурной и туристской сферы.

Рекламно-выставочная деятельность представляет собой широкий спектр мероприятий,

обусловленных маркетинговыми коммуникациями.

Реклама как технология выставочной деятельности несет в себе информацию, представленную в сжатой, эмоционально окрашенной, художественно выраженной форме. Ее задача — Довести до сознания потенциальных потребителей наиболее важные сведения о продуктах и услугах различных предприятий.

Реклама — это формирование актуальных потребностей человека, направленных на саморазвитие личности. С ее помощью происходит освоение рынка, увеличивается объем продаж, обеспечивается рост доходов предприятия. Реклама является уникальным средством информатизации общества, выступает в качестве инструмента маркетинга, устанавливающего и поддерживающего коммуникации между предприятиями, с одной стороны, и потребителями этих товаров и услуг, с другой. Основными методологическими принципами рекламы являются исторический материализм, поскольку7 рекламное дело базируется на исторических предпосылках и первых признаках рекламы, заложенных еще в древнем мире (наскальные рисунки, простейшие вывески у домов ремесленников, торговые ярмарки и т.п.).

Действенность рекламно-выставочной работы зависит от правильного применения соответствующих форм и средств воздействия на потребителя, что, в свою очередь* требует от его организаторов и участников комплекса знаний, умений и навыков.

Для осуществления рекламно-выставочной деятельности необходимы знания психологии потребителя, технологий связи с общественностью, маркетинга, менеджмента, управления, организации рекламно-выставочной деятельности, экономики и предпринимательства, стандартизации и сертификации продукции и услуг, истории рекламно-выставочной деятельности.

В практике подготовки специалистов ту-риндустрии в Южно-уральском государственном университете и Уральском государственном университете физической культуры положительно зарекомендовала себя такая форма обучения, как проведение студенческих выставок «Туризм региона. Традиции и новации». Новая форма проведения практических занятий по рекламно-выставочной деятельности методически разработана и включена в струк-

туру профессиональной подготовки и графики учебного процесса.

Проведение выставок основано на деятельностном подходе. Деятельность в соответствии с определением, принятым в философии, — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие отдействий животного, деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который сопротивляется его воздействию, должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт деятельности.

В педагогике И ПСИХОЛОГИИ существует несколько определений деятельности:

1) деятельность — это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью;

2) деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленных целей, возникших в результате появления у него определенной потребности;

3) деятельность — это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Представленные определения показывают, что в основе понимания деятельности находятся потребности, которые направляют и регулируют конкретную деятельность субъекта в предметной среде; осознание цели, которая остается всегда необходимым признаком деятельности. Порождаясь потребностью как источником активности, деятельность управляется Сознаваемой целью как регулятором активности.

Организация и проведение студенческих выставок — Это определенный процесс деятельности, который имеет свою структуру и технологию. Процесс (от лат. processus — продвижение) 1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; 2) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

В рекламно-выставочнойдеятельности реализуется множество видов деятельности, которые можно представить схематично (см. рис.).

Рис. Виды рекламно-выставочной деятельности

Тип и формат выставки во многом определяет основной контингент ее посетителей, характер аудитории. Учебные выставки преследуют цель формирования профессиональной компетентности специалиста туринду-стрии в организации и проведении рекламновыставочной работы.

Чтобы сделать участие в выставке более эффективным средством коммуникаций, студенты изучают структуру и основные этапы организации типичной, достаточно крупной выставки (международной или региональной) и переносят данные технологии в процесс выставочной работы в формате учебных выставок. При организации учебной выставки важным фактором принятия решения о ее проведении является маркетинговая проработка спроса на выставочные услуги со стороны потенциальных экспонентов и конъюнктуры рынка выставочных мероприятий вуза в целом.

Схема их проведения включает три основных этапа — подготовительный, основной и заключительный. В соответствии с методикой проведения выставок можно составить технологическую последовательность рекламновыставочной деятельности в учебном процессе, включающую несколько процессуальносодержательных элементов.

1. Принятие решения о проведении выставки. В зависимости от характера выставки,

ставящихся перед нею задач и особенностей экспонентов, решение о проведении выставки может приниматься на уровне кафедры, деканата и вуза.

2. Официальное объявление о проведении выставки с указанием целей, основной тематики, сроков представления заявок и работы выставки и т.д.

3. Формирование структуры, управления подготовкой и проведением выставки.

4. Прием заявок на участие в выставке.

5. Комплекс подготовительных организационно-технических мероприятий. Основными из них являются распределение выставочных площадей между студентами, которым выдаются выкопировки из планов выставочных помещений с четким нанесением плана стенда экспонента; производятся расчеты затрат на организацию и проведение выставок, связанные с изготовлением фризов, печатной продукции, организации и проведения семинаров и презентаций, приобретение канцелярских товаров и т.п.

6. Монтаж экспозиции.

7. Торжественное открытие выставки и официальный осмотр. На открытии выставок присутствует ректор или проректор по учебной работе, ведущие специалисты туристской индустрии региона, студенты всех курсов.

8. Открытие выставки для посетителей после ее торжественного открытия для широкой публики.

9. Обеспечение рабочей программы выставки.

10. Официальное закрытие выставки.

11. Демонтаж выставочной экспозиции, организация обратной транспортировки экспонатов.

12. Подведение оргкомитетом итогов выставки с точки зрения достижения поставленных целей (количества посетителей, анализ результатов анкетирования, награждение участников и победителей различных номинаций).

Так, в программе выставки туристских проектов выпускных квалификационных работ по результатам преддипломной практики в южноуральских вузах (г.Челябинск) ежегодно проводятся студенческие выставки «Туризм регионов», В программе выставки будущие специалисты туристской индустрии представляют Свои инновационные туристские продукты и услуги, разработанные во время преддипломной практики.

Выставка дает возможность реализовать свой проект в четырех номинациях: туристская привлекательность, сервис* экология туризма,

безопасность. Каждой номинации посвящается выставочный день, в течение которого в соответствии с указанными номинациями проходят программные мероприятия, включающие презентации студенческих разработок (выступает каждый дипломник), проведение круглых столов и обучающих семинаров по проблемам дня с приглашением ведущих специалистов по различным отраслям для студентов млад-ших курсов с целью получения новых знаний. Во время проведения выставок проводятся различные мероприятия: открытие выставки сопровождается выступлением студенческой агитбригады или какого-либо творческого коллектива, презентации дипломных туров, семинары по безопасности и страхованию в туризме, семинары по гостиничному делу, презентация книг по историко-культурному наследию региона, круглые столы по экологии туризма и развитию туризма на территории национальных парков Челябинской области. Закрытие выставки сопровождается выступлением художественной самодеятельности студентов и награждением победителей в различных номинациях (лучший стендиСт, лучшая презентация, лучший маршрут, лучший стенд).

УДК 378

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Г,И. Илюхина, начальник Учебно-методического центра УМО по образованию в области сервиса и туризма,

ФГОУ ВПО Российский государственный университет сервиса и туризма, г. Москва

The author examines the trainingofprofessionalswith higher specialized education in a number of instruction areas and qualifications in the group called Sen’ice in the Federal Districts of the Russian Federation and the CIS countries. The article shows the new trends in this area.

Проведен анализ состояния подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием по направлениям подготовки и специальностям укрупненной группы Сфера обслуживания в Федеральных округах РФ и стран СНГ, обобщены новые тенденции.

Ключевые слова: УМО по образованию в области сервиса и туризма; высшее профессиональное образование; специалист, динамика и тенденции подготовки специалистов по укрупненной группе «Сфера обслуживания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.