Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / КОМПЛЕКС ГТО / ГИБКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Валетов Максим Рамильевич

Целью исследования является выявление воздействия адаптированных физических упражнений на подготовку обучающихся с нарушением зрения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» к сдаче наклона вперёд из Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Задачи исследования: развивать у обучающихся с нарушением зрения гибкость; апробировать разработанные адаптированные физические упражнения по развитию гибкости для обучающихся с нарушением зрения и выявить их эффективность. Определено это тем, что в настоящее время широко развиваются разнообразные виды физкультурной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и обозначенными в ней положениями следует создать условия для занятий физической культурой и спортом, а так же спортивной реабилитацией для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; а так же повышать эффективность Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, определено массовое вовлечение лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, к сдаче нормативов. Гибкость (физическое качество) - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Несмотря на то, что в повседневной жизни человек редко выполняет движения с большой амплитудой, значение гибкости трудно переоценить, особенно для лиц с нарушениями в состоянии здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Киселева Жанна Ивановна, Валетов Максим Рамильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES FOR THE DELIVERY OF THE TRP COMPLEX

The aim of the study is to identify the impact of adapted physical exercises on the preparation of students with visual impairment of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University» to pass the forward tilt from the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Work and Defense». Research objectives: to develop flexibility in students with visual impairment; to test the developed adapted physical exercises for the development of flexibility for students with visual impairment and to identify their effectiveness. This is determined by the fact that various types of physical culture activities for people with disabilities and disabilities are currently being widely developed. In accordance with the «Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030» and the provisions outlined in it, it is necessary to create conditions for physical culture and sports, as well as sports rehabilitation for people with disabilities and disabled people; as well as to increase the effectiveness of the All-Russian physical Culture and Sports complex «Ready for work and Defense» as a tool for involving the population in regular physical culture and sports, the mass involvement of persons with disabilities and disabilities, including those with visual impairment, to pass standards is determined. Flexibility (physical quality) is the ability of a person to perform movements with a large amplitude. Despite the fact that in everyday life a person rarely performs movements with a large amplitude, the importance of flexibility can hardly be overestimated, especially for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО»

KISELEVA Zhanna Ivanovna and others PREPARATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

УПР 04 F1 02021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

У Д1\. / yO.VJJ |(сс) (jjCS) Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0032 iMmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 670930 SPIN: 8404-1648 ORCID: 0000-0001-8657-0538

КИСЕЛЕВА Жанна Ивановна, старший преподаватель кафедры физического воспитания Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: zhanna.kiss@inbox.ru)

AuthorID: 671126

SPIN: 2123-2605

ORCID: 0000-0002-5413-4384

ВАЛЕТОВ Максим Рамильевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания

Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, пр-т Победы, 13, e-mail: vmtt@mail.ru) Аннотация. Целью исследования является выявление воздействия адаптированных физических упражнений на подготовку обучающихся с нарушением зрения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» к сдаче наклона вперёд из Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Задачи исследования: развивать у обучающихся с нарушением зрения гибкость; апробировать разработанные адаптированные физические упражнения по развитию гибкости для обучающихся с нарушением зрения и выявить их эффективность. Определено это тем, что в настоящее время широко развиваются разнообразные виды физкультурной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и обозначенными в ней положениями следует создать условия для занятий физической культурой и спортом, а так же спортивной реабилитацией для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов; а так же повышать эффективность Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, определено массовое вовлечение лиц с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, к сдаче нормативов. Гибкость (физическое качество) - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Несмотря на то, что в повседневной жизни человек редко выполняет движения с большой амплитудой, значение гибкости трудно переоценить, особенно для лиц с нарушениями в состоянии здоровья.

Ключевые слова: студенты, нарушение зрения, адаптированные физические упражнения, комплекс ГТО, гибкость.

PREPARATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES FOR THE DELIVERY OF THE TRP COMPLEX

© The Author(s) 2021

KISELEVA Zhanna Ivanovna, senior teacher of the Department of physical education

Orenburg state University (460018, Russia, Orenburg, PobedyAve., 13, e-mail: zhanna.kiss@inbox.ru) VALETOV Maxim Ramilevich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of

physical education Orenburg state University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Ave., 13, e-mail: vmtt@mail.ru) Abstract: The aim of the study is to identify the impact of adapted physical exercises on the preparation of students with visual impairment of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State University» to pass the forward tilt from the All-Russian Physical Culture and Sports Complex «Ready for Work and Defense». Research objectives: to develop flexibility in students with visual impairment; to test the developed adapted physical exercises for the development of flexibility for students with visual impairment and to identify their effectiveness. This is determined by the fact that various types of physical culture activities for people with disabilities and disabilities are currently being widely developed. In accordance with the «Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030» and the provisions outlined in it, it is necessary to create conditions for physical culture and sports, as well as sports rehabilitation for people with disabilities and disabled people; as well as to increase the effectiveness of the All-Russian physical Culture and Sports complex «Ready for work and Defense» as a tool for involving the population in regular physical culture and sports, the mass involvement of persons with disabilities and disabilities, including those with visual impairment, to pass standards is determined. Flexibility (physical quality) is the ability of a person to perform movements with a large amplitude. Despite the fact that in everyday life a person rarely performs movements with a large amplitude, the importance of flexibility can hardly be overestimated, especially for people with disabilities.

Keywords: students, visual impairment, adapted physical exercises, TRP complex, flexibility.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время широко развиваются разнообразные виды физкультурной деятельности для лиц с нарушениями в состоянии здоровья. Так в соответствии с перспективой развития в Российской Федерации физической культуры и спорта [1] и обозначенными в документе задачами (представим несколько в соответствии с темой исследования):

- создать условия для занятий физической культурой и спортом, а так же спортивной реабилитацией для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов;

- повысить эффективность Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) как инструмента вовлечения населения Российской Федерации в регулярные занятия физической культурой и спортом, массово вовлекать лиц с нарушениями в состоянии здоровья, в

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

КИСЕЛЕВА Жанна Ивановна и другие ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ...

том числе с нарушением зрения, к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Нормативные испытания (тесты) ВФСК ГТО для лиц с нарушениями в состоянии здоровья разработаны и подразделены в соответствии с нозологиями. Группа для лиц с нарушением зрения выделена отдельно, в ней есть подгруппы для лиц с остаточным зрением и лиц тотально слепых.

Определены испытания (тесты) для одиннадцати возрастных ступеней и рекомендуемый минимальный объём различных видов двигательной деятельности для каждой возрастной ступени [2, 3].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В статье А.С. Веселовцевой и Л.А. Парфеновой «Актуальность и перспективы участия лиц с ОВЗ в комплексе ГТО» рассмотрена необходимость участия в выполнении комплекса ГТО не только здоровых лиц, но и имеющих нарушения в состоянии здоровья [4]. Е.А. Митрохин и др. в статье описали возможность подготовки студентов с нарушениями в состоянии здоровья к сдаче нормативов ГТО. Следует отметить, что в статьях авторов не просматривается применение адаптированных физических упражнений по развитию физических качеств лиц с нарушениями в состоянии здоровья по нозологиям необходимых для сдачи комплекса ГТО [5].

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Выявление воздействия адаптированных физических упражнений на подготовку обучающихся с нарушением зрения к сдаче наклона вперёд из комплекса ГТО.

Задачи исследования:

- развивать у обучающихся с нарушением зрения гибкость;

- апробировать разработанные нами адаптированные физические упражнения по развитию гибкости для обучающихся с нарушением зрения и выявить их эффективность.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. В процессе работы над темой исследования изучалась научная и учебная литература, проводился эксперимент, осуществлялся опрос и анализ полученных данных, применялись статистические методы.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для всех лиц с нарушениями в состоянии здоровья испытание (тест) на гибкость выполняется из положения седа.

Описание испытания (теста): участник в спортивной форме, позволяющей судьям определить выпрямление ног в коленях (шорты или обтягивающие спортивные брюки), без обуви выполняет наклон из положения седа на гимнастическом ковре с прямыми ногами в коленях и ступнями ног вертикально расположенными вместе с упором в специальное оборудование, рисунок 1.

Судья, убедившись в готовности участника, подает ему команду на выполнение испытания (теста). Выполнив два плавных наклона вперед так, что бы пальцы рук скользили по измерительной линейке, участник на третьем наклоне максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд. Фиксация результата осуществляется линейкой с нулевым отсчетом в обе стороны от вертикальной линии основания стоп тестируемого по кончикам пальцев. Гибкость измеряется в сантиметрах со знаком «-» и «+», рисунок 1.

М

<

Рисунок 1 - Наклон вперед из положения седа при сдаче комплекса ГТО

Данное испытание (тест) не засчитывается если:

- ноги (или одна нога) тестируемого были согнуты в коленях (в колене);

- результат фиксировался пальцами одной руки, то есть руки были не параллельно;

- фиксация результата участником была менее 2 секунд;

- участник начал выполнять или выполнил испытание (теста) без команды судьи.

Гибкость - одно из основных физических качеств человека, одно из шести качеств, которое демонстрируется на каждой возрастной ступени ВФСК ГТО.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большой амплитудой [6]. Несмотря на то, что в повседневной жизни человек редко выполняет движения с большой амплитудой, значение гибкости трудно переоценить, особенно для лиц с нарушениями в состоянии здоровья.

Определено значение гибкости для лиц с нарушением зрения:

- обеспечивает рациональную работу опорно-двигательного аппарата всего организма;

- обеспечивает безболезненную свободу движений;

- определяет состояние позвоночного столба, что прямо влияет на осанку и походку;

- улучшает координационные способности.

Развитию гибкости у лиц с нарушениями в состоянии здоровья должно уделяться особое внимание. В связи с тем, что в большинстве случаев для данной категории характерен малоподвижный образ жизни, освобождение от практических занятий физической культурой.

Шестая ступень (18-29 лет, подразделённая на возрастные подгруппы 18-24 и 25-29 лет) ВФСК ГТО для лиц с ОВЗ и инвалидность совпадают со студенческим возрастом. Учитывая психофизические особенности данной категории обучающихся, следует отметить, что гибкость слабо поддаётся развитию. Было принято решение развивать гибкость преимущественно с помощью адаптированных физических упражнений.

На начало 2020-2021 учебного года 23 обучающихся с нарушением зрения в ОГУ получили допуск медицинских специалистов (терапевта и офтальмолога) к подготовке и сдаче ВФСК ГТО, прошли инструктаж по технике безопасности и прослушали необходимые теоретические сведения [7].

В сентябре месяце на занятиях физической куль-

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008

127

KISELEVA Zhanna Ivanovna and others PREPARATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

турой обучающиеся с нарушением зрения прошли предварительное тестирование и определили для себя испытания (тесты) по выбору, которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса ГТО.

Испытание (тест) на гибкость - наклон вперёд из положения седа развивался в основном с помощью адаптированных физических упражнений выполняемых из положения седа. Определено это противопоказаниями к выполнению наклона из положения стоя для лиц с нарушением зрения.

Описание адаптированных физических упражнений по развитию гибкости для студентов с нарушением зрения.

Площадка и инвентарь. На пол кладется гимнастический мат (плоский мягкий модуль), обучающийся садится на край гимнастического мата в положении сед ноги врозь, впереди него лежит обруч, между колен - пластиковые стаканы.

Описание: по сигналу обучающийся двумя руками берёт один стакан и ставит его в обруч, второй стакан ставит рядом с первым, а третий на первый и второй, так что бы получилась пирамида.

Возможные варианты выполнения: один собирает и разбирает пирамиду; один собирает пирамиду, другой разбирает. Возможно, выполнять упражнения под музыкальное сопровождение, для создания положительных эмоций. Когда упражнения хорошо изучены, можно выполнять на скорость, с использованием соревновательного метода.

Методические указания: сед ноги врозь, ноги не сгибать, после каждого поставленного стакана выпрямляться. Наклоны выполнять плавные, без рывков. Для начала обруч кладут ближе к обучающемуся (то есть между голеней, между стоп), при этом сед ноги врозь шире плеч, постепенно обруч отодвигают, так что бы обучающийся соединил ноги и тянулся за стопы. При этом стаканы пластиковые стоят справа (слева) от занимающегося (принцип симметрии при выполнении физических упражнений). Рекомендуемое количество пластиковых стаканов 3, 6 и 10, что бы получалась пирамида.

Цель: развитие гибкости за счёт адаптированных физических упражнений.

Задачи: учить выполнять точные движения, воспитывать сосредоточенность, целеустремленность.

Преимущественный вид движений в игре: наклоны, хватательные движения кистями.

При выполнении данных адаптированных физических упражнениях у студентов с нарушением зрения преимущественно проявляются такие физические качества как гибкость, ловкость, быстрота.

Нагрузка на организм занимающегося с нарушением зрения при этом малая или средняя.

ОБСУЖДЕНИЯ

Учитывая то, что развитие физического качества гибкость у обучающихся с нарушениями в состоянии здоровья с помощью адаптированных физических упражнений ранее авторами не рассматривалось, но имея положительные результаты в конце исследования, следует дальше работать в избранном направлении. Полагаем, что для лиц с ОВЗ необходимо подбирать физические упражнения, адаптировать их учитывая нозологию и требования ВФСК ГТО.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Наклон вперед из положения седа на полу с прямыми ногами является обязательным, но на предварительном тестировании у обучающихся от был намного ниже установленных нормативов.

Результаты предварительного тестирования:

- 26 % испытуемых выполнили норматив со знаком

«+»;

- 39 % испытуемых - «0»;

- 35 % испытуемых - «-».

Все обучающиеся занимались по адаптированной общеразвивающей программе по физической культуре. Развитие гибкости осуществлялось разными доступными и адаптированными средствами и методами, развитие гибкости для сдачи ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ преимущественно с помощью адаптированных физических упражнений [8].

В конце 2020-2021 учебного года результаты у обучающихся с нарушением зрения были следующие:

- 78 % испытуемых выполнили норматив со знаком

«+»;

- 12 % испытуемых - «0»;

- 0 % испытуемых - «-».

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Результаты исследования свидетельствуют о том, что адаптированные физические упражнения для обучающихся с нарушением зрения шестой ступени ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ являются эффективными при подготовке к испытанию наклон вперед из положения седа на полу с прямыми ногами.

Для дальнейшего поддержания и развития физического качества гибкость у лиц с нарушением зрения и сдачи нормативов ВФСК ГТО необходимо подбирать и использовать эффективные адаптированные средства физической культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 N 3081-р // КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_369118/ (дата обращения: 30.06.2021).

2. Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса Готов к труду и обороне (ГТО): Приказ Минспорта России от 12.02.2019 N90//КонсультантПлюс: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_320173/ (дата обращения: 30.06.2021).

3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.]. - Москва: Издательство «Спорт», 2016. - 208 с.

4. Веселовцева А.С. Актуальность и перспективы участия лиц с ограниченными возможностями здоровья в комплексе ГТО / А.С. Веселовцева, Л.А. Парфенова // IV Межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма» (19 апреля 2016 года). — Казань: Поволжская ГАФКСиТ, 2016. - С.13-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Митрохин Е.А. Подготовка студентов с ограниченными возможностями здоровья к сдаче нормативов «Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО» / Е.А. Митрохин, Е.А. Самсонова, А.Ю. Самсонов, А.А. Флек // Современные исследования социальных проблем, 2018. — Том 9, № 6. — С. 91-105.

6. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры и спорта /Л.П. Матвеев — Москва : Издательство «Спорт», 2020. — 344 с.

7. Киселева Ж.И. Роль теоретических занятий в формировании культуры здоровья личности / Ж.И. Киселева, М.Р. Валетов, В.В. Шляпникова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т.9. № 2(31): Изд-во «Полиарт», г. Тольятти, 2020. - С. 115-117.

8. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / А. А. Богданова [и др.] -Красноярск : ЦНИМ, 2014. - 175 с.

Статья поступила в редакцию 16.07.2021

Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.