3. President of the Russian Federation (2014), About the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense" (GTO), The Decree of the of March 24, 2014 No. 172, available at: https://base.garant.ru/70619520/.
4. Petrov, D.E. and Somov, A.V., (2017), "Workout - a way to improve the health of the population", Concept: scientific and methodological electronic journal, No. 59, pp. 40-44, available at: http://e-koncept.ru/2017/470118.htm
5. Website of the all-Russian sports complex "Ready for labor and defense", available at: https://www.gto.ru/.
6. Sinyavskiy, N.I. and Sinyavskiy, N.N. (2019), "Physical preparedness of schoolchildren on the basis of fulfilling the standards of the GTO complex", Innovative technologies in the system of sports training, mass physical education and sports, Sat Mater. All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 197-201.
Контактная информация: kolgan1972@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.08.2021
УДК 796.03
ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
К СДАЧЕ КОМПЛЕКСА ГТО
Жанна Ивановна Киселева, старший преподаватель, Максим Рамильевич Валетов,
кандидат педагогических наук, доцент, Оренбургский государственный университет; Виктория Викторовна Шляпникова, кандидат педагогических наук, тренер-преподаватель, Оренбургская областная детско-юношеская спортивная школа
Аннотация
В статье определена необходимость повышения значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью. Нормативные испытания (тесты) разработаны и подразделены в соответствии с нозологией. На предварительном тестировании обучающиеся с нарушением зрения испытание (тест) на гибкость показали преимущественно с отрицательным результатом. Гибкость - одно из основных качеств человека, одно из шести качеств, которое сдаётся на каждой возрастной ступени ВФСК ГТО. Хорошая гибкость необходима каждому человеку в процессе жизнедеятельности. Учитывая психофизические особенности обучающихся с нарушением зрения, развитие гибкости осуществлялось с помощью адаптированной подвижной игры Пирамида, для сдачи испытания наклон вперёд из положения седа.
Ключевые слова: комплекс «Готов к труду и обороне», обучающиеся с нарушением зрения, физическая культура, гибкость, подвижная игра.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p132-136
FEATURES OF TRAINING STUDENTS WITH VISUAL IMPAIRMENT TO PASS "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX Zhanna Ivanovna Kiseleva, the senior teacher, Maxim Ramilevich Valetov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Orenburg State University; Victoria Viktorovna Shlyap-nikova, the candidate of pedagogical sciences, coach-teacher, Orenburg Regional Children's
and Youth Sports School
Abstract
The article defines the need to increase the importance of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK TRP) as a tool for involving the population in regular physical culture and sports, including people with disabilities. Regulatory tests are developed and subdivided in accordance with nosology. At the preliminary testing, the students with visual impairment
showed a test for flexibility mainly with the negative result. Flexibility is one of the main qualities of the person; one of the six qualities, which is evaluated at each age stage of the VFSK TRP. Good flexibility is necessary for every person in the process of life. Taking into account the psychophysical characteristics of the students with visual impairment, the development of flexibility was carried out with the help of the adapted mobile game Pyramid, for passing the test, leaning forward from the sit position.
Keywords: complex «Ready for labor and defense», students with visual impairment, physical culture, flexibility, outdoor play.
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» и обозначенными в ней задачами:
- обеспечить условия для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ОВЗ и инвалидов;
- повысить эффективность ВФСК ГТО как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.
В связи с чем, определено массовое вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, к сдаче нормативов ВФСК ГТО.
Нормативные испытания (тесты) ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ разработаны и подразделены для:
- лиц с интеллектуальными нарушениями;
- лиц с нарушением слуха;
- лиц с нарушением зрения (с остаточным зрением, тотально слепых);
- лиц с поражением опорно-двигательного аппарата (с односторонней или двухсторонней ампутацией или другими поражениями верхних конечностей, с односторонней или двухсторонней ампутацией или другими поражениями нижних конечностей, с травмами позвоночника и поражением спинного мозга, с церебральным параличом, с низким ростом).
Определено одиннадцать ступеней (возрастных групп) и минимальный объём разных видов двигательной деятельности для каждой из них [1].
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования: выявление воздействия адаптированной подвижной игры на подготовку обучающихся с нарушением зрения к сдаче наклона вперёд из ВФСК ГТО.
Задачи исследования:
- развивать у обучающихся с нарушением зрения гибкость доступными средствами;
- апробировать разработанную адаптивную подвижную игру на развитие гибко -сти для обучающихся с нарушением зрения и выявить её эффективность.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для всех лиц с ОВЗ тест на гибкость выполняется из положения седа.
Описание теста: участник в спортивной форме, позволяющей судьям определить выпрямление ног в коленях (шорты или обтягивающие спортивные брюки), без обуви выполняет наклон из положения седа на гимнастическом ковре с прямыми ногами в коленях и ступнями ног вертикально расположенными вместе с упором в специальное оборудование, рисунок 1.
По готовности участника судья подает команду на выполнение теста. Участник выполняет два предварительных наклона вперед, скользя пальцами рук (кисти рук вместе) по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд. Результат фиксируется линейкой с нулевым отсчетом в обе стороны от вертикальной линии основания стоп тестируемого. Величина гибкости
измеряется в сантиметрах со знаком «-» и «+», рисунок 1.
Результат не засчитывается если:
- ноги согнуты в коленях;
- фиксация осуществлялась пальцами одной
фиксация результата в
выполнение теста без
Рисунок 1 - Наклон вперед из положения седа
низма;
руки;
- отсутствовала течение 2 секунд;
- участник начал команды судьи.
Гибкость - одно из основных качеств человека, одно из шести качеств, которое сдаётся на каждой возрастной ступени ВФСК ГТО. Гибкость способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В процессе жизнедеятельности гибкость для человека имеет большое значение. Значение гибкости для лиц с нарушением зрения:
- обеспечивает рациональную работу опорно-двигательного аппарата всего орга-
- обеспечивает безболезненную свободу движений;
- определяет состояние позвоночного столба, что прямо влияет на осанку и походку;
- улучшает координационные способности.
Первая и вторая ступени ВФСК ГТО совпадают с сенситивными периодами развития гибкости у обучающихся с нарушением зрения. Учитывая психофизические особенности данной категории обучающихся, гибкость следуют развивать преимущественно с помощью подвижных игр. На начало 2020-2021 учебного года 21 обучающийся с нарушением зрения в ГКОУ «Школа-интернат № 2» г. Оренбурга получили допуск медицинских специалистов (педиатра и офтальмолога) к подготовке и сдаче ВФСК ГТО.
В сентябре месяце на занятиях физической культурой обучающиеся с нарушением зрения прошли предварительное тестирование и определили для себя испытания по выбору, которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса ГТО.
Испытание на гибкость - наклон вперёд из положения седа развивался в основном с помощью адаптированной подвижной игры Пирамида.
Подвижная игра Пирамида
Площадка и инвентарь. На пол кладется гимнастический мат (плоский мягкий модуль), игрок садится на край гимнастического мата, в положении сед ноги врозь, впереди игрока лежит обруч, между игроком и обручем пластиковые стаканы, рисунок 2.
Описание: по сигналу игрок двумя руками берёт один стакан и ставит его в обруч, второй стакан ставит рядом с первым, а третий на первый и второй, так что бы получилась пирамида.
В
Условные обозначения:
- игрок
- стакан пластиковый
(3 - обруч
- гимнастическии мат
Рисунок 2 - расстановка игроков и инвентаря для подвижной игры Пирамида
Возможные варианты игры: один игрок собирает и разбирает пирамиду; один игрок собирает пирамиду, другой разбирает. Возможно, играть под музыкальное сопровож-
дение, для создания положительных эмоций.
Методические указания: сед ноги врозь, ноги не сгибать, после каждого поставленного стакана выпрямляться. Наклоны выполнять плавные, без рывков. Для начала обруч кладут ближе к игроку, при этом сед ноги врозь шире плеч, постепенно обруч отодвигают от игрока, так что бы игрок соединил ноги и тянулся за стопы. При этом стаканы пластиковые стоят справа (слева) от игрока. Рекомендуемое количество пластиковых стаканов 3, 6 и 10, что бы получалась пирамида.
Определение победителя: игрок получает одно очко за правильно выстроенную пирамиду, одно очко за выполнение задания без сгибания ног в коленях, одно очко за выполнение задания первым. Максимально возможное количество очков за один розыгрыш - три.
Цель: развитие гибкости в игровых условиях.
Задачи: учить выполнять точные движения, воспитывать сосредоточенность, целеустремленность.
Преимущественный вид движений в игре: наклоны, хватательные движения кистями.
Преимущественное проявление физических качеств: ловкость, быстрота, гибкость.
Физиологическая нагрузка: малая.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Наклон вперед из положения седа на полу с прямыми ногами является обязательным, но на предварительном тестировании у обучающихся от был намного ниже установленных нормативов.
Результаты предварительного тестирования:
- 14% испытуемых выполнили норматив со знаком «+»;
- 29% испытуемых - «0»;
- 57% испытуемых - «-».
Все обучающиеся занимались по адаптированной общеразвивающей программе по физической культуре. Развитие гибкости осуществлялось разными доступными и адаптированными средствами, развитие гибкости для сдачи ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ преимущественно с помощью адаптированной подвижной игры Пирамида [2].
В конце 2020-2021 учебного года результаты у обучающихся с нарушением зрения были следующие:
- 83% испытуемых выполнили норматив со знаком «+»;
- 17% испытуемых - «0»;
- 0% испытуемых - «-».
Стоит отметить, что для получения бронзового знака отличия у мальчиков первой ступени норматив - «0».
ВЫВОДЫ
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что адаптированная подвижная игра Пирамида для обучающихся с нарушением зрения первой и второй ступени ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ является эффективной при подготовке к испытанию наклон вперед, из положения седа на полу с прямыми ногами.
Для дальнейшего поддержания и развития физического качества гибкость у лиц с нарушением зрения, в следующих возрастных группах ВФСК ГТО, необходимо подбирать и использовать эффективные адаптированные средства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.]. - Москва : Спорт, 2016. - 208 с.
2. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья /под ред. Лалетина Н.В. - Красноярск : Центр информации, 2014. - 176 с.
REFERENCES
1. Parshikova, N. V. (2016), The All-Russian sports complex "Ready for labor and defense " (GTO) : documents and training materials, Sports, Moscow.
2. Laletin N.V,, A.A. (2014), Organization of work with children with limited health opportunities: monograph, Center of information, Krasnoyarsk.
Контактная информация: shlyapnikovav@mail.ru
Статья поступила в редакцию 23.08.2021
УДК 378.12
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ
Элеонора Михайловна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург; Андрей Вячеславович Зуев, кандидат исторических наук, доцент, Ленинградский областной филиал Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматриваются проблемные аспекты подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности. Целью исследования является выявление существующих проблем в системе педагогического образования в условиях технологизации и цифровизации образования и определение путей их решения. Для определения проблем, с которыми сталкиваются учителя основ безопасности жизнедеятельности в процессе работы в общеобразовательной организации, было проведено исследование методом опроса. Полученные в ходе опроса данные позволили выделить условия успешной подготовки педагогических кадров в области безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, педагогическое образование, качество обучения, подготовка кадров.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p136-141
TRAINING THE PEDAGOGICAL PERSONNEL IN THE FIELD OF LIFE SAFETY:
PROBLEMATIC ASPECTS
Eleonora Mikhailovna Kiseleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia; Andrey Vyacheslavovich Zuev, the candidate of historical sciences, senior lecturer, Leningrad Regional Branch of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Saint-Petersburg
Abstract
The article deals with the problematic aspects of training the pedagogical personnel in the field of life safety. The aim of the study is to identify the existing problems in the system of teacher education in the context of technologization and digitalization of the education and determination the ways to solve them. To determine the problems faced by teachers of the basics of life safety in the process of working in the general education organization the current survey was conducted. The data obtained in the course of the survey made it possible to identify the conditions for the successful training of the pedagogical personnel in the field of life safety.
Keywords: life safety, pedagogical education, quality of education, personnel training.