Научная статья на тему 'Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
927
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / CHILDREN WITH DISABILITIES / ИНКЛЮЗИВНАЯ ПРАКТИКА / INCLUSIVE PRACTICE / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / PEDAGOGICAL SKILLS / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ / METHODS AND TECHNIQUES OF TRAINING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юденкова И.В., Щенникова С.В.

В статье представлен опыт подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогического вуза. Подробно описана система мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с данной категорией детей. Ключевое место в статье занимает практикоориентированный подход к организации работы со студентами, максимальное включение их в образовательное пространство города с целью взаимодействия со специалистами общеобразовательных учреждений и общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR WORKING WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

In the article we present the experience of the training of students for working with children with disabilities at a pedagogical university. We describe in detail the system of activities directed on the advance of the professional level of future specialists working with this category of children. The main part of the article is devoted to the practice-oriented approach to the organization of students’ training, their involvement in educational space of the city for the purpose of interaction with educational organizations and communication with children with disabilities.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов педагогического вуза к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 378.1

И.В. Юденкова

канд. психол. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

С.В. Щенникова

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация. В статье представлен опыт подготовки студентов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогического вуза. Подробно описана система мероприятий, направленных на повышение уровня профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с данной категорией детей. Ключевое место в статье занимает практикоориентированный подход к организации работы со студентами, максимальное включение их в образовательное пространство города с целью взаимодействия со специалистами общеобразовательных учреждений и общения с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная практика, педагогическое мастерство, творческий потенциал, социализация, личность, федеральный государственный образовательный стандарт, обучение, методы и приемы обучения, образовательная технология.

I.V. Yudencova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

S.V. Schennicova, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

THE TRAINING OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS FOR WORKING WITH CHILDREN WITH

DISABILITIES

Abstract. In the article we present the experience of the training of students for working with children with disabilities at a pedagogical university. We describe in detail the system of activities directed on the advance of the professional level of future specialists working with this category of children. The main part of the article is devoted to the practice-oriented approach to the organization of students' training, their involvement in educational space of the city for the purpose of interaction with educational organizations and communication with children with disabilities.

Keywords: children with disabilities, inclusive practice, pedagogical skills, creative potential, socialization, personality, methods and techniques of training, federal state educational standard, training, educational technology.

Долгое время в нашей стране для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) единственно возможным было получить образование в общеобразовательной (специальной) школе. Благодаря использованию специальных методов и приемов в обучении этих детей, адекватных их возможностям, а также работе с ними учителей-дефектологов, щадящему режиму в образовательном учреждении они могли получить цензовое образование, кроме детей с умственной отсталостью, и дальше его продолжить [1, с. 25].

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и закон «Об образовании» от декабря 2013 года дает возможность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах (тем, кому это показано по состоянию здоровья). С этим ребенком и его семьей должны тесно сотрудничать учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог и, если необходимо, учитель-дефектолог. Но пока большая часть школ, находящихся на территории Российской Федерации, не могут реализовать инклюзивную практику из-за недостатка узких специалистов и недостаточной психолого-педагогической подготовки учителей-предметников. В связи с этим возникает необходимость в прохождении большей частью учителей курсов повышения квалификации, обеспечи-

вающих эффективную работу с указанной категорией учащихся.

Следует отметить тот факт, что те образовательные стандарты, по которым в настоящее время осуществляется подготовка студентов в высших учебных заведениях, не обеспечивают должную теоретическую профессиональную готовность будущих специалистов к работе с детьми с ОВЗ и не предоставляют возможности знакомства с инклюзивной практикой образовательных учреждений разных уровней.

В связи с этим в настоящее время назрела необходимость решения указанной проблемы каждым конкретным вузом с учетом его возможностей и особенностей. На наш взгляд, данную проблему необходимо решать комплексно, например, через создание проблемных групп студентов, в рамках психолого-педагогических дисциплин, через участие студентов в волонтерском движении. При этом необходимо помнить, что работа со студентами должна носить не разовый, а системный характер и охватывать все виды их деятельности. Мы полагаем, что в этот процесс должны быть включены все студенты, но каждый в меру своей готовности с целью формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ, умений и навыков, необходимых для осуществления профессиональной деятельности с данной категорией детей.

Мы предлагаем изучить опыт работы в этом направлении преподавателей и студентов Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Нам было интересно выяснить отношение студентов вуза к инклюзивной практике в общеобразовательных учреждениях и в целом к детям с ОВЗ. С этой целью было исследовано их отношение к следующим понятиям: «ребенок с ОВЗ», «ребенок с ОВЗ в моей школе», «ребенок с ОВЗ в моем классе», которые методом экспертных оценок были отобраны в процессе исследования с помощью методики Л.Н. Собчик, представляющей собой адаптированный вариант цветового теста М. Люшера. Преимущество данного теста в том, что он лишен культурно-этнических основ и не вызывает реакций протеста. Он выявляет не столько осознанное субъективное отношение испытуемого к цветовым эталонам, сколько его неосознанные реакции. Процедура обследования проходила в групповой форме, студентам предлагалось на индифферентном фоне подобрать последовательно к каждому понятию подходящие цвета от «самого подходящего» до «самого неподходящего», а затем разложить их в порядке предпочтения от «самого красивого, приятного», до «самого некрасивого и неприятного», не соотнося их с любимым цветом одежды. По итогам исследования нами была обнаружена следующая тенденция: большая часть студентов позитивно настроены на восприятие ребенка с ОВЗ, но только в ситуации отсутствия непосредственной профессиональной деятельности с ним. А в ситуации непосредственного взаимодействия студента в качестве учителя с ребенком с ОВЗ в своем классе тенденция меняется на противоположную. Наблюдается рост количества студентов из разряда позитивно настроенных в разряд, проявляющих негативное отношение к ним. Это можно объяснить отсутствием у студентов необходимых теоретических знаний в области специальной педагогики и психологии из-за уменьшения количества часов у бакалавров по данной дисциплине; отсутствием знаний по методикам преподавания различных учебных предметов для данной категории детей, поскольку стандарты ВПО обычных педагогических вузов на сегодняшний день не предусматривают такой уровень подготовки; возникающими у студентов опасениями как в плане непосредственного взаимодействия с данной категорией детей, так и с руководством общеобразовательных учреждений в результате чувства неполноценного педагогического опыта в этой области.

С целью повышения профессионального уровня студентов в работе с детьми с ОВЗ, преодоления возникающих страхов, неуверенности в процессе взаимодействия с ними мы реализуем ряд мероприятий. Так, с 2010 года сотрудниками кафедры общей педагогики и студентами проводится творческий конкурс «Зажги свою звезду», направленный на социализацию и поддержку учащихся с ОВЗ из образовательных учреждений Нижегородской области и их семей. Этот конкурс позволяет раскрыть творческий потенциал каждого ребенка, приобрести но-

вых друзей, повысить свою самооценку. В проведении мероприятия значительная роль отводится студентам. Они разрабатывают сценарий, в рамках которого проходит награждение школьников, проводят игру с залом с целью предупреждения утомляемости детей и повышения их заинтересованности в происходящем. Таким образом, студенты учатся взаимодействовать с детьми и их родителями, повышают уровень своего педагогического мастерства.

Кроме того, в течение учебного года студенты посещают образовательные учреждения для детей с ОВЗ, общаются с воспитанниками, проводят праздничные мероприятия, в которых сами принимают непосредственное участие в качестве танцоров, певцов, персонажей мини-спектаклей, что, несомненно, работает на раскрытие их творческого потенциала и в дальнейшем самым непосредственным образом может им пригодиться при осуществлении профессиональной деятельности не только в качестве воспитателя, учителя-предметника, но и руководителя творческого кружка по интересам. Особую роль в профессиональном становлении будущих специалистов играют работники образовательных учреждений для детей с ОВЗ. Они предоставляют студентам возможность погрузиться в инклюзивную практику во всей ее полноте. С этой целью для них специалисты проводят мастер-классы, на которых делятся опытом своей работы с данной категорией детей, показывают современные технологии взаимодействия с ними в различных ситуациях общения.

Таким образом, с целью подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ в условиях вуза необходимо создавать целостную систему, обеспечивающую не только теоретическую готовность будущих специалистов к работе с детьми с ОВЗ, но и возможность взаимодействия студентов непосредственно с этой категорией детей в условиях конкретных общеобразовательных учреждений в качестве волонтеров-помощников. В итоге, размышляя о готовности студентов к профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ, анализируя имеющийся педагогический опыт, мы пришли к мнению, что наиболее подготовленными психологически, настроенными на реализацию своего творческого потенциала в будущей профессии являются студенты, которые на протяжении обучения в вузе были максимально погружены в образовательное пространство города, находились в ситуации востребованности и возможности применять свои знания, полученные в ходе обучения в университете, в процессе взаимодействия со специалистами общеобразовательных учреждений, на практике - в реальной посильной практической деятельности, связанной с будущей профессией.

Список литературы:

1. Юденкова И.В., Щенникова С.В. Новые возможности обучения детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС второго поколения // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 2 (39).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.