Научная статья на тему 'Подготовка студентов к работе среди подростков с негативной социализацией в условиях поселков закрывшихся шахт'

Подготовка студентов к работе среди подростков с негативной социализацией в условиях поселков закрывшихся шахт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кагакина Е. А., Юдина А. И.

Рассматриваются пути решения актуальной проблемы, связанной с негативной социализацией подростков в условиях поселков закрывшихся шахт Кузбасса. Предложена структурно функциональная модель педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Илл. 1. Табл. 2. Библиогр. 4 назв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к работе среди подростков с негативной социализацией в условиях поселков закрывшихся шахт»

172

Э.Н. Маллямова

как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Современная отечественная педагогика ищет новые ценностные парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции, в том числе и немецкие. Знание педагогической практики и науки немецких школ, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей пе-

дагогической системы разделения.

Традиционно в нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве, на благо нашего государства. А гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебновоспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краткий словарь иностранных слов / составитель С. М. Локшина.- М.: «Русский язык», 1985. с.

70.

2. Badry E. Die Grunder der Landerziehungsheime, Leipzig, 2000. 276 S.

3. Lang P. Erfahrungen der Landerziehungsheime von H.Lietz und ihre Bedeutung fur aktuelle Schulentwiklungsprozesse, Frankfurt am Main, 2003. 178 S.

4. Lietz, H. Emlohstobba, Roman oder Wirklichkeit? Bilder aus dem Schulleben. Gegenwart oder Zu-kunft, Berlin 1897. 213 S.

5. Lietz, H. Die Deutsche Nationalschule, Leipzig, 1910. 356 S.

□ Автор статьи:

Маллямова Эльвира Насыховна - преподаватель иностранных языков филиал КузГТУ (г. Междуреченск)

УДК 37.G15.3 : 316.663.23

Е.А.Кагакина, А.И.Юдина

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ С НЕГАТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОСЕЛКОВ ЗАКРЫВШИХСЯ ШАХТ

Современное состояние общества, ориентированного на самоорганизацию, в значительной степени зависит от людей, принимающих социально значимые решения, обеспечивающих их выполнение материальными и духовными ресурсами, мобилизующих человеческий потенциал на реализацию социально значимых моделей и проектов. Как отмечает М.Т.Громкова [2], переориентация общественного сознания на модель субъект - субъектных отношений требует новой парадигмы подготовки специалистов: менеджеров, инженеров, преподавателей и др. Гуманизм и социальная ответственность является в настоящее время компетенциями, признанными в качестве ключевых.

В послании Президента к Федеральному Собранию РФ основные акценты сделаны в направлении семейной политики как приоритете государства. В этой связи приобретает особую актуальность помощь семье в малых шахтерских городах. В поселках, в которых градообразующими являются предприятия угольной отрасли, вопросы поддержки семьи становятся основополагающими. К числу таких регионов относится Кемеров-

ская область. В начале 90 - х годов реструктуризация угольной промышленности привела к закрытию угольных предприятий, что повлекло за собой возникновение нового социального явления

- поселков закрывшихся шахт. Социально - экономическое положение семей, проживающих в этих поселках, можно охарактеризовать как трудную жизненную ситуацию, которая выражается в материальной малообеспеченности семей, безработице и как следствие - алкоголизме родителей, семейных конфликтах, детской безнадзорности.

В настоящее время Администрацией Кемеровской области разработаны и внедряются программы, направленные на обеспечение поддержки семей поселков закрывшихся шахт. Так как эти программы носят межведомственный характер, то в вузе необходимо организовывать подготовку специалистов разных профилей к их реализации.

Базовым учреждением для прохождения практики студентами различных вузов (педагогов, психологов, социальных работников, врачей, юристов, социальных педагогов, организаторов детского и юношеского досуга и др.) является Соци-

ально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних, в котором проблемы негативной социализации подростков решаются комплексно. В основе работы данного учреждения лежит модель педагогического сопровождения детей и подростков, проживающих в поселках закрывшихся шахт

и, вследствие этого, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Рассмотрим реализацию данной модели на примере деятельности Социально - реабилитационного Центра для несовершеннолетних г. Кемерово. Педагогическое сопровождение социализации подростков с негативной социализацией включает в себя: этапы, ведущие функции, цель, направления, результат и компоненты технологии педагогического сопровождения. Продолжительность пребывания детей и подростков - до трех месяцев. Этапы пребывания детей в Центре требуют от студентов включения в различные «технологические цепочки» педагогического сопровождения.

На первом этапе, прохождения практики основными направлениями деятельности студентов являются:

- определение показателя социального развития ребенка;

- психолого-медико-педагогическое обследование детей;

- выявление соответствия образовательного уровня возрастным нормам;

- индивидуальная психологическая помощь;

- разработка карты реабилитации и развития каждого ребенка.

Студенты принимают участие в составлении индивидуальной медицинской и психологопедагогической коррекционной карты, в которой в зависимости от социального статуса подростков подбираются методы и приемы, способствующие адаптации подростков к новым социальным условиям..

Для студентов разного профиля необходимо знать, что адаптация человека осуществляется в следующих сферах его жизни и деятельности:

• социальная сфера, включая такие ее стороны, как политика, нравственность, образование, право и др.;

• сфера жизнедеятельности, включая систему связей и отношений, различные социальные и профессиональные роли, быт и жизнеустройство и др.;

• сфера непосредственно взаимодействия с экологической средой.

Второй этап педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, мы определяем как организационный. Основным направлением деятельности студентов на данном этапе является абилита-ция подростков. Процесс абилитации включает в себя такие аспекты: овладение определенными социально-психологическими умениями и навы-

ками, обеспечивающими способность развивающейся личности к разрешению трудных жизненных ситуаций в процессе социального функционирования; специфическая технология (совокупность приемов и методов воздействия) социальной работы, направленная на наращивание потенциалов развивающейся личности в практике реализации коррекционно-развивающих программ.

Основная цель педагогического аспекта аби-литации - создание ситуации успеха. Абилитация в условиях Социально - реабилитационного Центра - это, если можно так сказать, «сквозная» педагогическая технология. Абилитация предполагает использование студентами специально отобранных игр и упражнений: «Да и нет», «Говорящие вещи», «Ты мне нравишься», тренинг релаксации, аутотренинг, экскурсии, физическую активность, специальные программы, направленные на формирование умений организовывать свой досуг, навыков самообслуживания. Динамика изменений организует образовательную среду Центра, в которой каждый подросток находит свое место и занимает определенную позицию.

На втором этапе содержание деятельности студентов заключается в освоении ими таких компонентов технологии педагогического сопровождения, как:

- медико-психологический консилиум;

- игры;

- индивидуальное и групповое психологическое консультирование (в группах по социальному статусу);

- профессиональные пробы в условиях социального партнерства и др.

Включение студентов в организацию социального партнерства позволяет расширить информационную основу деятельности подростков, их кругозор, создавать и обобщать их личный опыт участия в определенных группах (профессиональных, социальных, по интересам, учебных и др.). Социальное партнерство предполагало использование технологии профессиональных проб, в процессе которого подростки включались в различную деятельность государственных и негосударственных, общественных и др. организаций, чтобы почувствовать себя в разных социальных и профессиональных ролях, «примерить» различные позиции, обогатить личный опыт знания, представления и т.д.

Схема социального партнерства субъектов микросоциума представлена на рис.1. Как видно их рисунка, субъектами микросоциума являются различные организации и учреждения, советы, органы власти, а так же предприятия, на которых подростки проходят профессиональные пробы в условиях реального трудоустройства. Это означает, что в процессе обучения в вузе у студентов необходимо формировать различные аспекты готовности к работе в среде подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Е.А.Кагакина, А.И.Юдина

174

На третьем этапе основным направлением деятельности студентов является переадаптация подростков. На этом этапе студентами применяются следующие компоненты технологии педагогического сопровождения:

- тренинги личностного роста;

- формирование жизненных планов подростков;

- проектирование и реализация проектов;

- организация социально значимых дел и др.

На наш взгляд, важным представляется сфор-

мированность у студентов умение оценивать результативность работы среди подростков с негативной социализацией. Выбранные нами направления диагностики подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию (самопознание, общение и деятельность), соответствуют не только целям и задачам деятельности Социальнореабилитационного Центра, но и особенностям их предшествующего социального физического и психического развития.

Исходя из вышесказанного, нами была разработана диагностическая программа, которая позволяет студентам определить уровень социального развития подростков. Мы предлагаем для определения этого уровня показатель социального развития подростков (ПСР). Теоретически возможность такого показателя обоснована в работах Д.И. Фельдштейна, в которых он рассмотрел понятие “социализированность” [4]. Кроме этого, в основы разработки и выявления ПСР было положено положение о переадаптации как о процессе перестройки личности при изменении коренным

образом условий и содержания ее жизни и деятельности.

Показатель социального развития складывается из следующих компонентов:

- наличие положительных жизненных планов;

- развитие полезных знаний, навыков, интересов;

- взаимоотношение в коллективе ;

- адекватность отношений к педагогическим воздействиям;

- критичность, способность правильно оценивать себя;

- отношение к социально значимой деятельности;

- межличностное общение;

- уровень притязаний личности;

- внешняя культура поведения.

Все указанные выше показатели определялись студентами по диагностической программе, которая содержит тесты, методики, опросники, экспертные оценки и заключения, анализ результатов деятельности детей. Далее нам потребовалось сгруппировать данные показатели с тем, чтобы выявить более обобщенные. Данные обобщенные показатели требуются нам и для моделирования педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, и для отбора содержания педагогического сопровождения и компонентов технологий его реализации, и для оценки самой модели, а также эффективности педагогического сопровождения и всей проведенной опытноэкспериментальной работы в целом.

Лечсбно-п рофн л актнч ес кне

учреждена

* оздоровление,

^лечение хронических габо пеьаний.

Управление ибраиныннн Лдминисіранни і. Кемерово

определение дальнейшего жизнеустройства несовершеннолетних;

^ устройство несовершеннолетних на воспитание в заметаемую семью.

Коор лннаннонный Совет

Координация служб города, работающих с семьей и детьми, по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений средн несовершеннолетних, зашите их прав.

Прнноохранцте.тьные оріанм

^ зашита прав несовершеннолетних, ^ профилактика правонарушений;

* формирование паконопослушания.

ТІГІЬІ

^ ттышенпс ^'рояііл нрофессноныьной

компетентности сотрудников учреждения.

Учреждения культуры и спорта

^ развитие творческих способностей,

^ Ор|ШШЗаЦНЯ досуговой деятельности;

^ расширение кругозора; приобщение к здоровому образу жизни.

у—1-і -і—<

№У «Социально — реабилитационный "Центр Элл несовершеннолетию^

Г

<

Образов» те. 11 .н ые у чрежле и ни

V" получение профессии;

^развитие мотивации к учебной деятельности

Общественн ые ор> анизяцнн

^ приобщение я нравственным и моралын.1м нормам общества

^ развитие активной гражданской позиции;

^ участие в социально значимых делах.

Кемеровский і ородской Центр іанитостн населения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ организация профессиональных проб в режиме реального трудоустройства.

Центр мсанко-пснюлогнческон помощи

V помощь по осознанию и избавлению пт психологических синдромов

МУ «Ценір социальной помошн семье к детям»

(ДГПСнД)

профаіактика семейною неблагополучия

Рис. 1. Система социального партнерства субъектом микросоциума

Таблица 1

Этапы освоения педагогического сопровождения социализации подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию

Этап Ведущая функция педагогического сопровождения Компоненты технологии педагогического сопровождения Цель Направление Результат

Диагности- ческий Координирующая медико-педагогическая реабилитация подростков Первичная адаптация подростков. Ресоциализа- ция. Определение показателей социального развития подростков

л он СЗ СО ан г а о Фасилитирующая - медико-психологический консилиум; - игры; - индивидуальное и групповое психолого-педагоги-ческое консультирование; - профессиональные пробы в условиях социального партнерства Личностное самоопределение подростков как основной аспект их индивидуализации Абилитация Статистически значимый рост показателей социального развития подростков

- -ч § 1 & Й О Корректирующая - формирование жизненных планов подростков; - тренинги личностного роста; - проектирование и реализация проектов Интеграция подростков в социум Переадапта- ция Создание индивидуальных программ развития подростков

Итак, мы относим:

• к показателю деятельности (далее - Д): наличие положительных жизненных планов (далее

- СР - 1), отношение к учебной деятельности (далее СР - 2), отношение к социально значимой деятельности (далее Ср - 7), внешнюю культуру поведения (далее СР - 10);

• к показателям самопознания (далее - СП): развитие полезных знаний, навыков, интересов (далее СР - 3), критичность, способность правильно оценивать себя (далее СР - 6), уровень личностных притязаний (далее СР - 9);

• к показателям общения (далее - О): взаимоотношения в коллективе (далее СР - 4), адекватность отношений к педагогическим воздействиям (далее СР - 5), межличностное общение (далее СР - 8).

О результативности социализации подростков в условиях Социально - реабилитационного Центра для несовершеннолетних может свидетельствовать, во-первых, их дальнейшая адаптация, а во-вторых - статистически достоверная зависимость, заключающаяся в значимом росте тех составляющих показателей социального развития, о которых говорилось ранее (СР - 1, СР - 2, СР - 3 и др.), и обобщенных показателей социального развития (Д, СП и О). Указанные достоверные различия были обнаружены нами в процессе исследования.

Описанные нами этапы прохождения практики студентами различных специальностей в Социально-реабилитационном Центре способствуют формированию у них умений комплексно решать проблемы своей профессиональной деятельности с учетом ее социального контекста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГромковаМ. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 415 с.

2. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательная характеристика процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн - 2-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт, Флинта, 2004. - 672 с.

□ Авторы статьи::

Кагакина

Е.А.

- канд.пед.наук, доц. межвузовской каф. общей и вузовской педагогики

КемГУ

Юдина

А.И.

- директор Муниципального учреждения «Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолет-

них»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.