Научная статья на тему 'Формирование гуманистических ценностей воспитания у студентов на примере «Сельских воспитательных общин» г. Литца'

Формирование гуманистических ценностей воспитания у студентов на примере «Сельских воспитательных общин» г. Литца Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маллямова Эльвира Насыховна

Анализируется роль принципа гуманизма при формировании гуманистических ценностей воспитания на примере «Сельских воспитательных общин» Г.Литца. Библиогр.5 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гуманистических ценностей воспитания у студентов на примере «Сельских воспитательных общин» г. Литца»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378

Э.Н. Маллямова

ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВОСПИТАНИЯ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ «СЕЛЬСКИХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ОБЩИН»

Г.ЛИТЦА

В настоящее время проблема системы ценностей личности и ценностей общества требует серьезного рассмотрения. Не вызывает сомнение то, что в жизни общества и человека ценности обеспечивают ориентацию в действительности. Ценности, разделяемые личностью, являются

важнейшими детерминантами ее поведения, решений, выборов. Тем более сегодня, когда старшее поколение переосмысливает свой социальный опыт, а современная молодежь ищет собственные ценностные основы жизни.

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни российского общества в последние годы, вызвали определенные затруднения в ценностной и идейной ориентации населения. Прежние идеалы для многих утратили свою привлекательность, новые ориентации не сложились.

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что процесс воспитания не должен быть заложником каких-то конъюнктурных ситуаций. Воспитание молодого поколения - это слишком серьезное дело. Оно должно базироваться на постоянных идеях и ценностях, а не на переходящих. Поэтому в качестве идейной основы всей воспитательной системы должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.

Гуманизм, означает, прежде всего, человечность человека: общественное признание достоинства и свободы личности, ее всестороннего развития, человечность общественных отношений, высокий уровень психологической терпимости, где человек рассматривается в качестве высшей ценности [1, 70]. Таким образом, с гуманистической точки зрения, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.

Как в России, так и в Западной Европе, а в частности в Германии, принципу гуманизма уделялось и уделяется большое внимание. Существует множество воспитательных систем, строящих свою концепцию на основе гуманистических ценностей.

Одним из примеров таких воспитательных систем, придерживающихся принципа гуманизма, являются «Сельские воспитательные общины» Г. Литца. Целью его воспитания было «достижение нового социального образа мыслей по конкретной модели» [2, 8.152]. Реализующие им педагогические идеи были не его оригинальной совокупностью мыслей, но он объединил действующие в то время педагогические максимумы в новый синтез, превратив их в образные концепции, создав модели и возможные условия для их осуществления.

«Основным мотивом» создания общин Г. Литц называет: «Что мне нравилось в детстве, что действовало на меня благотворно, это я хочу дать другим, что мне причиняло боль и повредило, от этого я хочу огородить других» [4, 8. 11].

Название «Сельская воспитательная община» подразумевалось Г. Литцом прагматически. Он хотел заменить нездоровый климат города на пребывание в сельской местности, отсутствующую родному дому фамильярную структурную общину и пренебрегающему характерному образованию отдельного требования через одновременно реа-листическо-обращенное к миру «аскетическое» воспитание. Средства, которые он называет в своих сочинениях для достижения этой цели, интегрируются в практике с определенными элементами отдельного педагогического средства: многосложного побуждающего окружающего мира под силой формы жизненного единого образа. В основе его программы находилась еще неповрежденная классически идеалистическая картина человека, с которой он осознано отказывается от вырождающихся тенденций его времени.

Чтобы реформировать немецкую нацию, по мнению Г. Литца, необходимо развивать у подрастающего поколения способности в новых, по своему роду, воспитательных местах и учиться брать вверх над течением традиционного и культурного времени, ставшего сомнительным. Это воспитание должно стать одновременно моделью для радикальных реформ в общественной школьной жизни. Главной целью воспитателя Г. Литц видел, во-первых, в заботе накопления элементарных знаний, во-вторых, в оказании помощи, в ко-

Педагогика высшей школы

171

торой молодежь нуждается в конкретных оценочных ситуациях [5, В.21].

Подобно детям больших крестьянских семей, воспитанники общин, по мнению Г. Литца, должны находиться в доверительных отношениях со всем, что они встречают во взрослой жизни, в семье, обществе и профессии. Воспитанники накапливают опыт из множества межличностных отношений, знакомятся с первоначальными формами продукции, усердием и успехами физической работы, добывают элементарные взгляды в экономических структурах и признают связь норм. Среди мотивационных «функциональных» факторов Г. Литц придавал особое педагогическое значение ландшафту, урегулированному образу жизни и спокойствию. Наряду с ландшафтным окружением были также важны, прежде всего, частые пребывания на свежем воздухе, прогулки и факультативные путешествия, которые способствовали интенсивному природному контакту. Распорядок дня в общинах регулировал рабочий план, который заботился о полярности человеческих потребностей: работы и отдыха, обязанности и свободного времени, общественной и частной сферы. Г. Литц строго следил за соблюдением сроков.

Анализ практики Г. Литца показывает, что педагогика «Сельских воспитательных общин» находится в рамках пяти проблем, которые определяют общие действия этих общин.

1) В центре внимания должно находиться характерное, а не односторонне интеллектуальное обучение. Школа, которая выполняет эти задания, Г. Литц обозначает воспитательными школами.

2) Для избежания негативной социокультурной среды на развитие школьников, воспитание должно проходить в среде, которая предполагает защиту от этого влияния.

3) Воспитание должно проходить, в первую очередь, в рамках самообразующего общество, т.е. через совместные тренировки, совместную работу и совместные переживания.

4) В качестве смыслового идеала для этого общества являются решающими действиями религиозная неконфессиональная связь и ненациональные основные идеи.

5) Занятия не должны предоставлять ученикам знания в фактах. Занятие должно иметь цель для предоставления компетенции действия у учеников [3, Б. 64].

Экономическое положение общин, особенно впервые года существования, требовало участия всех в работе. Это не было выходом из затруднительного положения. Воспитательная ценность практической работы, объединяющая всех, находилась в серьезности их действительно экономического использования. Не нужны были плановые и симуляционные игры, каждый ученик должен был реализоваться в серьезных ситуациях: в работе в саду, в лесу, на поле, в хлеву или в подвале. К четырем рабочим дням недели (во второй полови-

не дня) приходились на каждого ученика ежемесячно один рабочий день и ряд нерегулярных участий.

В неделю два раза во второй половине дня каждый ученик был обязан заниматься художественной или ручной деятельностью. Все это способствовало тому, что по окончанию школы ученик обладал достаточными знаниями и способностями для экзамена на звание подмастерья. Целью Г. Литца было преодоление пропасти между умственным и ручным трудом.

Рассматривая социологически, общины были построены по модели большой семьи, патриархально организованной семейной общности. Каждый ученик в отдельности принадлежал внутри общины одновременно к различным малым группам: в ученических семьях насчитывалось от пяти до 12 мальчиков вместе с учителем. «Семьи» были созданы с целью индивидуального руководства и предохраняли оттого, что «аппарат» в крупном хозяйстве школы - интерната станет самоцелью.

Революционно новым было отношение между воспитателями и воспитанниками. Непринужденное, открытое, товарищеское окружение в общинах влияло на гостей и на новых работников ошеломляюще. За короткое время каждый учитель знал нового ученика и чувствовал ответственность за него. Члены ученических семей обращались к своим учителям на ты и называли их по именам. Первые поколения учеников познакомились в лице Г. Литца с человеком, который был не только основателем, руководителем, владельцем, ремесленником и писателем, а человеком, который умел сажать, сеять, валить деревья, столярничать и строить. В его руках находилось правление, ведение документов, корреспонденция. Г. Литц показал себя также хорошим велосипедистом, наездником, конькобежцем, спортсменом и пловцом. И такой человек обращался к своим ученикам как «мои дорогие друзья» и давал им сознание и чувство, что они являются владельцами и основателями общины и должны за все нести ответственность. Из воспоминаний прежних учеников общины главным образом отмечаются три момента, через которые Г.Литц ежедневно производил на них впечатление: его обязательная готовность к замене, его необычная невзыскательность и его материнская забота о каждом в отдельности [2, Б. 157].

Занятие в общинах не играло доминирующей роли, а являлась лишь одной из многочисленных педагогических мероприятий. Два момента являлись, по мнению Г. Литца, важными в воспитании: ученики имели внутреннее отношение к учебному материалу и личное отношение к учителю.

Таким образом, проанализировав лишь один пример воспитательной концепции, придерживающийся принципа гуманизма, мы приходим к выводу, что основными гуманистическими ценностями воспитания в немецкой педагогике выступают: человек как предмет воспитания; культура

как среда, растящая и питающая личность; творчество как способ развития человека в культуре.

Современная отечественная педагогика ищет новые ценностные парадигмы воспитания, поэтому ей интересны имеющиеся в мире педагогические концепции, в том числе и немецкие. Знание педагогической практики и науки немецких школ, изучение их опыта воспитания поможет решать проблемы в собственной стране, оно стимулирует осмысление и оптимальное построение своей пе-

дагогической системы разделения.

Традиционно в нашей стране в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса выдвигалась подготовка высококвалифицированного специалиста, способного с наибольшей эффективностью работать на производстве, на благо нашего государства. А гуманистический подход требует, чтобы в качестве главной цели учебновоспитательного процесса рассматривалось создание предпосылок для самореализации личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Краткий словарь иностранных слов / составитель С. М. Локшина.- М.: «Русский язык», 1985. с.

70.

2. Badry E. Die Gründer der Landerziehungsheime, Leipzig, 2000. 276 S.

3. Lang P. Erfahrungen der Landerziehungsheime von H.Lietz und ihre Bedeutung für aktuelle Schulentwiklungsprozesse, Frankfurt am Main, 2003. 178 S.

4. Lietz, H. Emlohstobba, Roman oder Wirklichkeit? Bilder aus dem Schulleben. Gegenwart oder Zukunft, Berlin 1897. 213 S.

5. Lietz, H. Die Deutsche Nationalschule, Leipzig, 1910. 356 S.

□ Автор статьи:

Маллямова Эльвира Насыховна - преподаватель иностранных языков филиал КузГТУ (г. Междуреченск)

УДК 37.015.3 : 316.663.23

Е.А.Кагакина, А.И.Юдина

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ С НЕГАТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОСЕЛКОВ ЗАКРЫВШИХСЯ ШАХТ

Современное состояние общества, ориентированного на самоорганизацию, в значительной степени зависит от людей, принимающих социально значимые решения, обеспечивающих их выполнение материальными и духовными ресурсами, мобилизующих человеческий потенциал на реализацию социально значимых моделей и проектов. Как отмечает М.Т.Громкова [2], переориентация общественного сознания на модель субъект - субъектных отношений требует новой парадигмы подготовки специалистов: менеджеров, инженеров, преподавателей и др. Гуманизм и социальная ответственность является в настоящее время компетенциями, признанными в качестве ключевых.

В послании Президента к Федеральному Собранию РФ основные акценты сделаны в направлении семейной политики как приоритете государства. В этой связи приобретает особую актуальность помощь семье в малых шахтерских городах. В поселках, в которых градообразующими являются предприятия угольной отрасли, вопросы поддержки семьи становятся основополагающими. К числу таких регионов относится Кемеров-

ская область. В начале 90 - х годов реструктуризация угольной промышленности привела к закрытию угольных предприятий, что повлекло за собой возникновение нового социального явления - поселков закрывшихся шахт. Социально - экономическое положение семей, проживающих в этих поселках, можно охарактеризовать как трудную жизненную ситуацию, которая выражается в материальной малообеспеченности семей, безработице и как следствие - алкоголизме родителей, семейных конфликтах, детской безнадзорности.

В настоящее время Администрацией Кемеровской области разработаны и внедряются программы, направленные на обеспечение поддержки семей поселков закрывшихся шахт. Так как эти программы носят межведомственный характер, то в вузе необходимо организовывать подготовку специалистов разных профилей к их реализации.

Базовым учреждением для прохождения практики студентами различных вузов (педагогов, психологов, социальных работников, врачей, юристов, социальных педагогов, организаторов детского и юношеского досуга и др.) является Соци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.