Научная статья на тему 'Школьное реформаторское движение начала ХХ В. В Германии'

Школьное реформаторское движение начала ХХ В. В Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ОБРАЗОВАНИЕ В ГЕРМАНИИ / ИСТОРИЯ ШКОЛЫ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИ ГЕРМАНИИ / REFORM PEDAGOGIC MOVEMENT / PROGRESSIVE EDUCATION / EDUCATION IN GERMANY / SCHOOL HISTORY / COMPARATIVE EDUCATION / GERMAN EDUCATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Лариса Николаевна

В истории образования рубеж XIX-ХХ вв. известен течением «реформаторская педагогика», когда прогрессивные педагоги западных стран массово воспротивились авторитарному стилю обучения и воспитания и экспериментально искали новые пути демократизации и либерализации школы, пытаясь максимально соотнести педагогический процесс с индивидуальными особенностями детей. Основные педагогические дискуссии и экспериментальная деятельность в этом направлении велась в Германской империи, и их расцвет пришёлся на конец 90-х гг. XIX в. начало 30-х гг. ХХ в. При этом в силу исторических причин реформаторское движение в немецком образовании можно разделись на два этапа, границей которых служила Первая мировая война, объявленная Германией и перераспределившая акценты в социальной сфере. В статье подробно рассматриваются этапы становления реформаторской педагогики в Германии, её условия и предпосылки, а также освещается вклад и взгляды ряда немецких-реформаторов, мало известных в российской педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School reforms movement in the early 20th century in Germany

In the history of education, the period between the 19th and the 20th centuries is well-known for "progressive education", when progressive educators of the Western countries opposed to the authoritarian style of education and upbringing and experimentally searched for new ways of school’s democratisation and liberalisation, trying to relate the educational process to individual characteristics of children. The main pedagogic discussions and experimental activities in this direction were held in the German Empire, and their boom was between the late 1890s and the early 1930s. For historical reasons, that period in the reform movement in German education can be divided into two stages, with the boundary by the World War I, which was declared by Germany and caused changing of accents in the social sphere. The article deals with two stages of progressive education formation in Germany, with its conditions and prerequisites, it also highlights contribution and educational ideas of a number of German school reformers little known in Russian pedagogy.

Текст научной работы на тему «Школьное реформаторское движение начала ХХ В. В Германии»

УДК 37.015

Данилова Лариса Николаевна

доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

[email protected]

ШКОЛЬНОЕ РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ НАЧАЛА ХХ В. В ГЕРМАНИИ

В истории образования рубеж Х1Х-ХХ вв. известен течением «реформаторская педагогика», когда прогрессивные педагоги западных стран массово воспротивились авторитарному стилю обучения и воспитания и экспериментально искали новые пути демократизации и либерализации школы, пытаясь максимально соотнести педагогический процесс с индивидуальными особенностями детей. Основные педагогические дискуссии и экспериментальная деятельность в этом направлении велась в Германской империи, и их расцвет пришёлся на конец 90-х гг. XIX в. - начало 30-х гг. ХХ в. При этом в силу исторических причин реформаторское движение в немецком образовании можно разделись на два этапа, границей которых служила Первая мировая война, объявленная Германией и перераспределившая акценты в социальной сфере. В статье подробно рассматриваются этапы становления реформаторской педагогики в Германии, её условия и предпосылки, а также освещается вклад и взгляды ряда немецких-реформато-ров, мало известных в российской педагогике.

Ключевые слова: реформаторское движение, реформаторская педагогика, образование в Германии, история школы, сравнительная педагогика, педагоги Германии.

В Германии рубеж Х1Х-ХХ вв. был сложным периодом истории, ознаменовавшийся Первой мировой войной и поражением со всеми вытекающими из него социально-экономическими последствиями. По этой причине реформаторское движение в этой стране расцвело примерно с 90-х гг. XIX в. до 1933 г., когда рейхсканцлером Германии был назначен Гитлер. Впрочем, и в других европейских странах с развязыванием Второй мировой войны оно также быстро прекратилось.

Непродолжительный период бума немецкой реформаторской педагогики состоял из двух этапов, или субпериодов - до и после Первой мировой войны, которая в силу своего влияния на все сферы жизнедеятельности общества несколько изменила характер данного движения. Иначе говоря, будучи обусловлено социально-политически, оно отличалось в начале столетия (при правлении кайзера Вильгельма и в годы Первой мировой войны) и в 1918-1933 гг. (после установления Веймарской республики).

Само понятие «реформаторская педагогика», как указывают многие немецкие источники, не имеет однозначной трактовки. Оно трактуется как «обобщённое понятие стремления обновить воспитание, школу и обучение» [13, с. 40], а также как «все теории и меры, нацеленные на изменение воспитания, обучения и самой школы» [4, с. 3]. Определение «реформаторская» объясняет уход педагогики от прежней теории и практики школьного воспитания. Её представители в Европе и США пересматривали направления и средства формирования личности ребёнка, опираясь при этом на положения психологии, социологии и физиологии.

Возникновение этих тенденций в школе конца XIX в. определило первый субпериод реформаторской педагогики и было обусловлено условиями её существования: многовековой традицией дисциплинарного образования, с одной стороны, и бурным

развитием науки и социалистических идей в обществе на фоне урбанизации и индустриализации, с другой. Германия переживала экономический бум. К 1910 г. империя вышла на второе место в мире после США по уровню развития промышленности. Приток средств в бюджет, увеличение населения (ср.: 41 млн. в 1871 г. и 67 млн. - в 1913 г.) и рост городов привели к увеличению финансирования школ и к расширению сети общеобразовательных учреждений. В стране быстро назревали условия для реформы школьного образования.

В 1902 г. в свет вышли два издания, не повлиявших на состояние воспитательной системы, но всколыхнувших прогрессивную педагогическую общественность. Это были перевод книги шведской феминистки Эллен Кей «Век ребёнка» от 1900 г. [9] и работа Людвига Гурлитта «Немец и его отечество» [6]. Оба автора, опираясь на идеи Руссо, писали о свободном развитии ребёнка и много осуждали современную им ситуацию. К примеру, Кей провозглашала естественные права ребёнка - на недостатки, на неприкосновенность внутреннего мира и на выбор родителей (под последним имелось в виду право ребёнка рождаться в семье, здоровым и желанным). В школе как институте формализованного образования, считала она, многие права не признаются, что является насилием над личностью ребёнка. Но если Э. Кей рассматривала проблему детства с точки зрения социологии, то Гурлитт был первым в Германии и, пожалуй, в Европе, кто изучал права детей в педагогическом плане (неслучайно его следующей книгой стало продолжение - «Немец и его школа» (1905) [7]). Важнейшими из прав он считал право ребёнка на самостоятельность, на проявление характера, на убеждения и свободу слова. Он также был убеждён, что школа должна стать местом свободного выражения личности.

Оба издания вызвали большой общественный резонанс. Привлекла к себе внимание вышедшая

© Данилова Л.Н., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

239

десятилетие назад работа Юлиуса Лангбена «Рембрандт - воспитатель» [10], в которой он критиковал образование и искусство, выступая за воспитание творческой личности. Правда, Лангбен был сторонником всего немецкого, и его германофильские взгляды отличались антисемитским характером (по этой причине при нацистах книга печаталась многотысячными тиражами), однако в данном случае важно другое. Все три автора - два из которых были немцами - вскрыли проблемы семейного и школьного воспитания, показав тем самым необходимость коренных изменений в германской системе образования. Осуществлять эти изменения в то время было суждено не государству, а самим педагогам. Образование в это время опиралось на основы, заложенные в XIX в. Германская империя не имела единой образовательной системы. Она представляла собой союзное государство, состоявшее из 25 самостоятельных политических единиц - королевств, герцогств и великих герцогств, княжеств и вольных городов. Каждая из них имела собственные конституции, избирательные и финансовые системы, административное управление, и, конечно, обладала суверенитетом в деле организации образования. Так отличительной особенностью развития школы конца XIX - начала ХХ в. стала педагогическая инноватика. Это было время интенсивной экспериментальной и научно-педагогической работы.

В Германии развитие реформаторской педагогики было особенно ярким. Новые, экспериментальные идеи здесь разрабатывало множество педагогов - хорошо известных российской исто-рико-педагогической науке (Г. Кершенштейнер, А. Лай) и мало знакомых (Э. Вебер, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт, О. Зейниг, А. Лихтварк, Г. Шаррель-манн др.). Их объединяло стремление перестроить немецкие общеобразовательные учреждения в «школы воспитания и труда». Основой этой перестройки должно было стать развитие самостоятельности и самодеятельности у учащихся, поэтому широкое распространение нашли многочисленные теории свободного развития личности, трудового, гражданского, нравственного, физического и эстетического воспитания детей, развития их творческой индивидуальности. Педагоги-реформаторы отстаивали необходимость воспитания на основе индивидуального подхода, учёта физиологических особенностей каждого ребёнка, его интересов и способностей. Реализация прогрессивных идей велась в экспериментальных учебно-воспитательных учреждениях, где дети (и даже родители) были субъектами образовательного процесса.

Одна из таких необычных школ была создана в 1906 г. Бертольдом Отто на средства прусского правительства в Берлине. Он назвал её «школой домашнего учителя» и считал «самой свободной школой мира» [12]. Он исходил из положения, что

в каждом ребёнке есть действенное стремление к духовному развитию. Поэтому образование, по его мнению, должно полностью соответствовать интересам и запросам учеников, в буквальном смысле, их следует учить тому, что они хотят знать и о чём спрашивают. Однако в понимании свободы познания он шагнул дальше Руссо [12]. Соответствовать интересам ребёнка, по Отто, означало отвечать на его вопросы, своевременно удовлетворять его интересы. Если учитель игнорирует вопрос или отвечает несерьёзно, у ребёнка пропадает желание спрашивать, а значит подавляется естественное «стремление к развитию». При этом Отто выступал против давления и манипуляций детьми со стороны педагогов: учитель сообщает новый материал только в ответ на соответствующий вопрос, не интригуя и не подводя к следующему вопросу. Средством заинтересовать детей он считал коллектив. Заметив, что дети склонны к подражательству, он полагал, что интерес 1 ребёнка может привести и к заинтересованности его окружения. Поэтому темы урока дети определяли коллективно. И здесь второй принцип его системы: ребёнок воспринимается как личность. Поскольку основой обучения являлся интерес воспитанников, то ни образовательных программ, ни стабильного расписания, ни отметок в школе не было. В этом смысле она весьма походила на яснополянскую школу Л.Н. Толстого. Подача учебного материала должна была осуществляться в интегрированном виде: не менее трёх раз в неделю здесь преподавали, не выделяя отдельные учебные предметы. Отто требовал, чтобы учителя повышали квалификацию, постоянно совершенствуясь в своей профессии, и чтобы выступал за связь педагогики с психологией, без знания которой нельзя воспитать человека личностью. Впрочем, его понятие об учителе не сводилось к педагогическому образованию, и в его школе занятия вели не только педагоги, но и хорошо успевавшие учащиеся.

Первое время школа была домашней в прямом смысле слова: Отто преподавал у себя на дому. Однако количество его учеников быстро росло, и она была перенесена в отдельное здание. Школа была совместной, девочки и мальчики здесь учились вместе и возрастной принцип не использовался, и классы организовывались с соответствии с успеваемостью учеников. При этом в школе действовала не классовая, а курсовая система, где ученики посещали занятия по разным предметам в составе разных групп - в соответствии со своей успеваемостью. В школу брали детей с 6 лет, возраст старших воспитанников не ограничивался. Дети сами выбирали, на какой аттестат они претендуют, получали соответствующего уровня подготовку и сдавали экзамены. Однако свидетельство об окончании полной средней школы они могли получить только в общественной школе, для чего на последнем году обучения переходили в гимназии.

Воспитатели, считал Отто, должны выполнять функции защиты и поддержки ребёнка в его развитии. Что касается других особенностей воспитательной системы, то в школе действовали самоуправление, ученическое собрание и ученический суд: здесь каждый имел право говорить и быть услышанным. Суд представляли верховный судья, 2 судьи и 3 запасных судьи, половину их которых могли составлять девочки. Он действовал на основе закона школы, весьма демократичного по своему характеру. Здесь, к примеру, провозглашалось, что каждый закон может быть изменён, утверждён или отклонён по решению большинства, и что отмена закона возможна только в присутствии всех школьников. Здесь же оговаривались основные запреты -забавные, на первый взгляд, но отвечавшие целям дисциплинирования и свободного развития одновременно (мешающий свист в и около здания, игра в футбол в школе, азартные игры и игры на деньги, ношение оружия и взрывчатых веществ, ябедничество, «срывание любой игры» и т.д.) За каждое нарушение существовало своё наказание. Суд имел большие полномочия: несоблюдение его постановлений провинившимся учеником даже вело к его отчислению.

Лейпцигский педагог Гуго Гаудиг создал в одной из женских гимназий «школу свободной умственной работы», где использовалась оригинальная система «свободного получения знаний», основанная на познавательных навыках и умениях учениц, на обучении без помощи учителя. Для этого девочек сначала следовало научить учиться, овладеть приёмами учебной деятельности, освоить планирование и анализ, самообразование и самоконтроль - собственно, это те умения, которые требует формировать и развивать у учащихся российский образовательный стандарт. Гаудиг усовершенствовал отдельные практические методы обучения, которые называл «рабочими техниками», применимые в различных дисциплинах. Целью его системы было воспитание свободной личности, способной к самостоятельной деятельности и критичным суждениям. Поэтому его школа, как и у Отто, должна была учитывать интересы, потребности и склонности учеников: были распространены замены тем и уроков по просьбе учениц. За что Гуадига критиковали современники, так за его подход к физическому труду, который здесь служил только средством умственной самодеятельности, выработке определённого образа мышления. Кроме того, он категорически отрицал необходимость гражданского воспитания, поскольку по своей сути оно противоречит свободе личностного развития: его требованием было - воспитывать не гражданина, а человека, подготовленного к участию в различных сферах общественной жизни [5].

Но считается, что первой экспериментальной школой в империи стала «немецкая национальная

школа будущего» Германа Литца в Гарце. Разработанная им в 1898 г. система платных «сельских воспитательных домов» в начале века быстро прославилась в Германии. Структура учреждений включала 3 ступени, где обучались мальчики 8-12 лет, 12-15 лет и 15-18 лет из обеспеченных семей (учреждение имело ярко выраженный классовый характер). Цель воспитательных домов, представлявших собой закрытые интернаты, заключалась в воспитании «духовной элиты». Для этого акцент в системе делался на изучении национальной истории, литературы, живописи, музыки, на физическом и нравственном воспитании. В соответствии с провозглашённой целью, «воспитательные дома» Литца находились в живописной сельской местности. Важным средством становления личности здесь являлся ручной труд: дети работали в поле, в саду, в мастерских - считалось, что это формировало их характер, дисциплинировало, приучало к настойчивости и пунктуальности, развивало интеллект [11]. Правда, на старшей ступени обучения физический труд уступал место умственной работе. Здесь учащиеся определялись со своей будущей деятельностью и углублённо штудировали дисциплины гуманитарного или естественнонаучного цикла, т.е. как бы обучались по классическому или реальному гимназическим направлениям.

Другой сельский интернат был открыт в 1906 г. Густавом Винекеном вместе с Паулем Гехебом в тюрингском местечке Викерсдорф. Последний был коллегой Литца и одним из родоначальников молодёжного движения в Германии. Учреждение получило название «свободной школьной общины». Это была школа-интернат, где целый день посвящался обучению и воспитанию детей. Интернатная форма была выбрана неслучайно. Вине-кен писал, что формирование личности не должно зависеть от окружающих её в семье взрослых, что молодые люди должны развиваться самостоятельно, лишь под влиянием людей, проникнувшихся новыми идеями жизни [1]. Содержание образования в этой школе приближалось к содержанию реальных школ, но формы и методы обучения в ней существенно отличались. Между учителями и учениками были товарищеские и равные отношения, действовали учительское и ученическое самоуправление. Определение «свободная» подтверждало себя и тем, что обучение являлось совместным, а одним из направлений воспитания - было сексуальное просвещение. Особыми ценностями в данной школьной системе считались детская самостоятельность и сам детский возраст как важнейший период в становлении личности. Школьники, к примеру, издавали собственную газету «Начало», которой было около 800 подписчиков. На волне протестов против традиционных форм и институтов воспитания община Виккерс-

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

241

дорфа вызывала большой интерес, но официальной поддержки проект не получила.

Итак, реформаторская педагогика Германии двух первых десятилетий ХХ в. дала национальной и зарубежной педагогике не только свежие идеи и теории, в это время появились новые методы и формы обучения и воспитания школьников. Движение способствовало развитию педагогики как науки, а также усовершенствованию практики воспитания и обучения в Германии. Вместе с тем оно вскрыло все недостатки немецкой школьной системы. В обществе зрела образовательная реформа, объективно необходимая школе и активно инициировавшаяся изнутри. Однако следующий период стал особым и сложным в истории немецкой школы. Первая мировая война (1914-1918), развязанная Германией, нарушила реформаторские планы в социальной сфере и резко сместила акценты с усовершенствования школы на её элементарное выживание.

Второй субпериод реформаторского движения начала ХХ в. пришёлся на промежуток времени с окончания войны до 1933 г. Наиболее известным в отечественной педагогике немецким проектом этих лет, отражавшим идею индивидуального подхода в обучении, стал так называемый Йена-план, система, созданная в 1927 г. одним из величайших немецких педагогов, профессором Йенского университета Петером Петерсеном. Его модель организации работы школы сочетала индивидуализацию учебно-воспитательного процесса с коллективной работой учеников. Базовой посылкой Петерсена было то, что реформирование массовой школы даст положительный результат, только если менять в ней не отдельные устои, а саму систему. При этом он стремился объединить самые разные течения реформаторского движения.

Основу разработанной им формы обучения составляли не классы, а «воспитательная община» из четырёх разновозрастных групп, где старшие курируют младших. «Община», поскольку школа объединяла учеников, учителей и родителей. Критерием деления служил уровень учебных достижений и способностей детей. Внутри групп создаются временные объединения для решения отдельных учебно-воспитательных задач. В центре такой формы обучения лежит комплексный метод, предполагающий тематическую интеграцию учебного материала. В первые годы обучения материал определялся, по большей мере, в соответствии с интересами школьников, но с пятого года этот процесс направляется педагогом. Роль учителя, по Петерсену, сводится к ознакомлению учеников с материалом и контролю их навыков и умений; ученики обучаются самостоятельно. Место уроков в системе занимают различные виды деятельности учеников. Для модели Йена-плана типичны самостоятельная деятельность воспитанников,

взаимодействие всех участников педагогического процесса и ответственность за результат образовательного процесса не только учителя, но также учеников и их родителей («община»). Совместность деятельности обеспечивалась такими средствами, как беседы, круглые столы, доклады, играми, праздниками, проекты, групповая работа на уроке и др. Разработанная Петерсеном система до сих пор применяется в частных школах Германии, Голландии, США и др. стран. Она характеризуется своей гуманностью, открытостью и свободой воспитания ребёнка.

«Школьная община», которую после войны создал Генрих Шаррельман - один из авторов педагогики личности, также была экспериментальным заведением. Особенно хорошо здесь было поставлено эстетическое воспитание, поскольку важнейшее место в его системе занимала задача развития творческой личности. Он был противником систематического обучения и следования программам, считая, что педагог должен исходить из конкретных условий и ситуаций («ситуационное воспитание и обучение»). Шаррельман понимал трудовую школу как учреждение, где дети решают ими же выбранные цели самостоятельно, где отношения ученика и учителя построены на доверии, где основой обучения служит живой интерес детей и где нет никакой пропаганды [2]. При этом собственно мануальная трудовая деятельность, по мнению Шаррельмана, является средством пробуждения умственной и творческой активности - конечного продукта обучения в его системе. Этим и объясняется то, что на занятиях он уделял ничтожное внимание производству конкретных вещей обихода и не знакомил учеников с видами трудовой деятельности человека. За подобное «использование» физического труда он много критиковался как немецкими, так и советскими теоретиками трудовой школы, но пытался продвигать свои идеи через национал-социалистическую партию.

В российской педагогике наибольшую известность среди реформаторов Веймарской республики имеет Рудольф Штайнер, философ и педагог, основоположник антропософии как особой науки духовного познания. Объектом антропософии является изучение четырёх сторон (тел) человека: физического (познание мира), эфирного (познание себя), астрального (космос) и «истинного Я» (познание личности как духовной субстанции). Свою теорию он воплотил в вальдорфской педагогике.

Опыт описанных и других школ по мере его распространения отчасти сказывался и на развитии массовой школы. Можно с уверенностью заявить, что реформаторские педагогические предложения первых двух десятилетий ХХ в. стали приносить свои плоды в школьную политику Германии именно в период Веймарской республики. В это время теоретические поиски усовершенствования школы

вели Эдурд Шпрангер, Теодор Литт, Вильгельм Флиттнер, Герман Ноль и другие исследователи, пропагандировавшие своей деятельностью переход академической педагогики от гербартианства к «педагогике жизни». В итоге педагоги-реформаторы, демократические тенденции в обществе, усиление внимания государства к проблемам молодёжи в условиях политических изменений естественных способом создали в Германии новую воспитательную реальность, открывшую огромное поле деятельности для всех заинтересованных в вопросах школьной политики лиц.

«Реформаторское движение в педагогике периода Веймарской республики было направлено против авторитарного воспитания, которое подавляло личность учащегося, ограничивало его жизнедеятельность узкими регламентированными рамками казённого учреждения с зубрежкой, муштрой, формализмом и школярством» [3, с. 12], а именно с такими традициями подошла к началу ХХ столетия немецкая школа. Как показывает исследование Е.Ю. Яценко, именно в Веймарской республике возникла модель учебно-воспитательного учреждения полного дня. Педагогами-реформаторами разрабатывались средства и способы активизации учебного процесса на основе учета интересов школьников, обучения посредством действия, комплексного подхода к изучению учебного материала, поощрения инициативы, смекалки, любознательности, самостоятельности и самодеятельности учащихся самых широких слоев населения [3]. Поэтому, бесспорно, опыт тех экспериментальных школ оказал значительное влияние на развитие педагогических идей не только в самой Германии, но и в других странах Западной Европы, в США и России. Базовыми принципами реформаторской педагогики стали субъектность, самодеятельность учащихся и практическое обучение, обучение действием, индивидуализация. Развивалась идея о том, что знания усваиваются школьниками лучше, если они активны в этом процессе и обучаются на собственном опыте. В целом в рамках реформаторского движения педагоги разрабатывали свои теории в следующих направлениях: индивидуализация обучения и воспитания; переход в образовательном процессе от учебного материала к личности обучающихся; демократизация образовательного процесса; изменение учебных планов; трудовое воспитание как средство общей и профессиональной подготовки; развитие эстетических чувств воспитанников. Появились новые формы педагогического процесса: совместное обучение, групповое обучение, рабочие объединения, ученическое самоуправление, мастерские.

Нельзя не согласиться с мнением, что в Германии реформаторская педагогика должна пониматься как целая «эпоха, начавшаяся около 1880 г. и длящаяся до сих пор» [14, с. 3]. Но расцвет этой

эпохи наблюдался именно в первой трети ХХ в. Приход нацистов к власти немедленно сказался на организации школы, и на смену демократическим начинаниям 20-х гг. пришли индокринация и милитаризация молодёжи. После войны и восстановления массовой школы идеи того периода нашли своё отражение в теории и практике образования. Большое распространение в западных землях, к примеру, получила педагогическая концепция Р. Штайнера, на их основе появлялись и разрабатываются новые модели организации школы, получившие распространение в частном секторе общего образования.

Библиографический список

1. Винекен Г. Круг идей свободной школьной общины. - М.: Работник просвещения, 1922. - 52 с.

2. Шаррельман Г. Трудовая школа. - М., 1918. -105 с.

3. Яценко Е.Ю. Содержание и формы учебно-воспитательной работы в опытных школах Веймарской республики: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2007. - 19 с.

4. Baldes C. Deutsche Reformpädagogik. Die pädagogische Bewegung am Beispiel dreier Schulkonzepte. - Norderstedt: Verlag Grin, 2003. - 30 S.

5. Gaudig H. Zur Neugestaltung des höheren Mädchenschulwesens im Königreich Sachsen. - Leipzig: Bär & Hermann, 1911. - 91 S.

6. Gurlitt L. Der Deutsche und sein Vaterland. Politisch-pädagogische Betrachtungen eines Modernen. -Berlin: Wiegandt & Grieben, 1902. - 134 S.

7. Gurlitt L. Der Deutsche und seine Schule. Erinnerungen, Beobachtungen und Wünsche eines Lehrers. - Berlin: Wiegandt & Grieben, 1905. - 240 S.

8. KetelhutK. Berthold Otto als pädagogischer Unternehmer. Eine Fallstudie zur deutschen Reformpädagogik. - Köln: Böhlau Verlag, 2015. - 328 S.

9. Key E. Das Jahrhundert des Kindes. - Berlin: Fischer Verlag, 1902. - 391 S.

10. Langbehn J. Rembrandt als Erzieher. - Leipzig: Hirschfeld, 1890.

11. Lietz H. Emlohstobba. Roman oder Wirklichkeit?: Bilder aus dem Schulleben. - CreateSpace Independent Publishing Platform, 2018. - 212 S.

12. Otto B. Pädagogische, psychologische und politische Schriften / G. Barth [Hrsg.]. - Hohengehren: Schneider Verlag, 2008. - 230 S.

13. Riedl A. Didaktik der beruflichen Bildung. -Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 2011. - 312 S.

14. Zocher S. Die Reformpädagogik am Beispiel der Laborschule Bielefeld. - Norderstedt: Verlag Grin, 2011. - 20 S.

Referencies

1. Vineken G. Krug idej svobodnoj shkol'noj obshchiny. - M.: Rabotnik prosveshcheniya, 1922. -52 s.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

243

2. SHarrel'man G. Trudovaya shkola. - M., 1918. -105 s.

3. YAcenko E.YU. Soderzhanie i formy uchebno-vospitatel'noj raboty v opytnyh shkolah Vejmarskoj respubliki: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Pyatigorsk, 2007. - 19 s.

4. Baldes C. Deutsche Reformpädagogik. Die pädagogische Bewegung am Beispiel dreier Schulkonzepte. - Norderstedt: Verlag Grin, 2003. - 30 S.

5. Gaudig H. Zur Neugestaltung des höheren Mädchenschulwesens im Königreich Sachsen. -Leipzig: Bär & Hermann, 1911. - 91 S.

6. Gurlitt L. Der Deutsche und sein Vaterland. Politisch-pädagogische Betrachtungen eines Modernen. - Berlin: Wiegandt & Grieben, 1902. -134 S.

7. Gurlitt L. Der Deutsche und seine Schule. Erinnerungen, Beobachtungen und Wünsche eines Lehrers. - Berlin: Wiegandt & Grieben, 1905. - 240 S.

8. Ketelhut K. Berthold Otto als pädagogischer Unternehmer. Eine Fallstudie zur deutschen Reformpädagogik. - Köln: Böhlau Verlag, 2015. - 328 S.

9. Key E. Das Jahrhundert des Kindes. - Berlin: Fischer Verlag, 1902. - 391 S.

10. Langbehn J. Rembrandt als Erzieher. - Leipzig: Hirschfeld, 1890.

11. Lietz H. Emlohstobba. Roman oder Wirklichkeit?: Bilder aus dem Schulleben. -CreateSpace Independent Publishing Platform, 2018. - 212 S.

12. Otto B. Pädagogische, psychologische und politische Schriften / G. Barth [Hrsg.]. - Hohengehren: Schneider Verlag, 2008. - 230 S.

13. Riedl A. Didaktik der beruflichen Bildung. -Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 2011. - 312 S.

14. Zocher S. Die Reformpädagogik am Beispiel der Laborschule Bielefeld. - Norderstedt: Verlag Grin, 2011. - 20 S.

Вестник КГУ Л 2018

244

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.