УДК 37(09)(430) ББК 74.0з(4Гем) К 75
О.Б. Коцюбинский
Преподаватель кафедры методики преподавания учебных предметов и образовательного менеджмента Тернопольского областного коммунального института последипломного педагогического образования; E-mail: okozubynskyj@gmail. com
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РЕФОРМАТОРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ В ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье проанализированы исторические, политико-экономические и педагогические предпосылки возникновения в Германии в начале ХХ века нового педагогического течения - реформаторской педагогики. Изложенный материал представляет анализ становления этой страны как единого и целостного государства во второй половине XIX века. Раскрыта роль промышленного прогресса для развития германской государственности в конце XIX века. Вместе с промышленным ростом большое значение для развития страны имела реформа земельных отношений, в результате которой крестьяне получили возможность выкупа участков и ведения собственного хозяйства. Объединение в 1871 году прусским канцлером Отто фон Бисмарком 22 немецких монархий в единое государство еще более усилило положение Германии в Европе. Традиционная система школьного образования Германии уже не могла удовлетворить всех требований растущей экономики. Как ответ на запросы общества в конце XIX - в начале XX века возникает новое педагогическое течение - реформаторская педагогика. Новой целью образования становится развитие природных задатков каждого ученика.
Ключевые слова: воспитание, экономическое развитие, земельная реформа, обучение, объединение Германии, политическая ситуация, реформаторская педагогика, реформирование образования, школьное образование.
O.B. Kotsiubinskij
Lecturer of Department of a Technique of Teaching Subjects and Educational Management, Ternopol Regional Municipal Institute of Post-Diploma Pedagogical Education; E-mail: okozubynskyj@gmail. com
POLITICAL BACKGROUND FOR THE EMERGENCE OF REFORM PEDAGOGY IN GERMANY IN THE EARLY 20th CENTURY
Abstract. The paper analyzes the historical, political, economical and educational background of emergence of new pedagogical trend in Germany in the early twentieth century - reform pedagogy. An analysis is given of the formation of this country as a unified and coherent state in the second half of the nineteenth century. The role of industrial progress for the development of the German statehood in the late nineteenth century is shown. Along with industrial growth, of great importance for the country's development was the reform of land relations, as a result of which the peasants were able to repurchase plots and run their own farm. Association in 1871 by the Prussian Chancellor Otto von Bismarck of 22 German monarchies in a single state has further strengthened the position of Germany in Europe. Traditional German school system could not satisfy all the requirements of a growing economy. As a response to the demands of society in the late nineteenth - early twentieth century, a new pedagogical trend - reform pedagogy - is formed. New goal of education is the development of natural inclinations of each student.
Keywords: education, economic development, land reform, teaching, the unification of Germany, the political situation, reform pedagogy, education reform, school education.
Введение. Во второй половине XIX века в Западной Европе произошли значительные
политико-экономические и социокультурные изменения, которые повлияли на формирование национальных систем образования и интенсивное развитие. Во многих странах были проведены прогрессивные школьные реформы. В начале ХХ века Германия также пережила реформирование школьной системы образования, что было обусловлено целым рядом экономических, политических, исторических и образовательных факторов. Государство находилось на рубеже эпох как в общественно-экономическом, так и в интеллектуальнокультурном развитии. Поэтому важен анализ всего спектра факторов, которые привели к образованию в Германии нового педагогического течения - реформаторской педагогики.
Целью статьи является анализ исторических, экономических, политических и общественных событий, которые привели к образованию в Германии в начале ХХ века нового педагогического течения - реформаторской педагогики.
Тема реформаторской педагогики Германии не является новой - она активно разрабатывается украинскими, русскими и немецкими исследователями с разных точек зрения. Большинство исследований данной темы имеет образовательный характер и направлено на анализ учебно-воспитательных процессов этого течения. А что касается исторических и экономических предпосылок возникновения реформаторской педагогики, то этой стороной исследования преимущественно занимались европейские историки педагогики (К. Кнабе, Ф. Паульсен).
Становление и укрепление национального суверенитета и экономики таких нейтральных стран, как Бельгии, Нидерландов и Швейцарии, также сопровождались реформами в области образования и воспитания. Эти страны ориентировались на более развитые индустриальные государства. Известный швейцарский педагог Ф. Хагер анализировал в своих исследованиях школу и педагогическую мысль Бельгии, Нидерландов и Швейцарии в конце XIX - начале XX века [1]. Ученый подчеркивал их зависимость от политико-экономических и социокультурных факторов в Европе и влияние на гуманистическую направленность педагогики данного исторического периода открытий и экспериментов в области психологии и опыта гуманного воспитания эпох Ренессанса и Просвещения. Движение реформаторской педагогики в Германии было обусловлено экономическими, политическими и социокультурными особенностями развития страны. Общественно-педагогическая и научная деятельность немецких педагогов, которые активно выступали за реформу школы, проходила в основном в последней четверти XIX - первой трети XX века. В этот период Германия вступила в эпоху империализма, хотя
капиталистические отношения возникли здесь позже и развивались более медленными темпами, чем в Англии и Франции. В середине 60-х годов XIX века в немецких государствах начался резкий рост промышленности. За полтора десятка лет после революции 1848-1849 гг. Германия превратилась из сельскохозяйственной страны в аграрно-индустриальную. Везде строились промышленные предприятия, увеличивалась численность рабочих мест. Наиболее промышленными центрами стали Рейнская область, Саксония, Силезия, Пруссия.
Расширялась внутренняя и внешняя торговля.
Большое значение для экономического развития Германии имело решение земельных отношений. Еще до революции 1848 года начался переход от феодально-крепостнического к юнкерско-капиталистическому хозяйству [2]. Часть повинностей крестьян в пользу
помещиков была отменена, другие подлежали выкупу. До последней четверти XIX века было выкуплено более миллиона крестьянских хозяйств, которые получили полную
самостоятельность, что принесло казне более одного миллиарда марок [3].
Быстрому росту экономики и промышленности мешала политическая раздробленность страны. На роль лидеров в объединении германских государств претендовали Австрия и Пруссия. Для укрепления своих позиций прусский король Вильгельм I пригласил на пост министра-президента помещика Отто фон Бисмарка, который имел репутацию «сильного мужчины». Бисмарк провел военную реформу, начал создание сильной армии, подавлял право силой. Фридрих - Вильгельм IV с полным основанием говорил о нем: «От этого юнкера пахнет кровью». Сам же Бисмарк утверждал: «Я всегда
радовался, если мне удавалось хотя бы на три шага приблизиться к единству Германии», даже несмотря на то, что объединения нужно добиваться «железом и кровью» [3].
В 1867 году Северогерманский рейхстаг принял союзную конституцию, которая гарантировала всю полноту власти наследному президенту Пруссии. Скорость и успех объединения Северной Германии «сверху» обеспечили заместителю президента - канцлеру Бисмарку поддержку буржуазных либералов. Развитие промышленности, прежде всего, военной, требовало сырьевых рынков, Бисмарк рассчитывал их получить, развязав войну с Францией, в Эльзасе и Лотарингии. Стремясь помешать укреплению Пруссии, Наполеон III сам объявил войну Пруссии, но потерпел в ней поражение. В 1871 году подписанием Версальского договора завершился длительный процесс объединения 22 немецких монархий в единое государство - Германскую империю. Для этого, как отмечал Бисмарк, понадобилось три войны и восемьдесят жизней, что закрепили гегемонию Пруссии в новой империи. Ее король Вильгельм стал императором Германии [4].
Объединение страны было необходимой предпосылкой постепенного развития капитализма. Создание единого внутреннего рынка обусловило завершение промышленного переворота, чему способствовало получение по мирному договору с Францией в 1871 году части Лотарингии и Эльзаса и пятимиллиардной контрибуции золотом. Создание крупной машинной индустрии осуществлялось в Германии на основе опыта развитых в экономическом отношении стран мира - США и Англии. Процесс индустриализации облегчался также за счет новейших технологий разработки крупных залежей железной руды в Эльзасе и Лотарингии. Мощным рывком Германия вышла на мировую арену.
Конституция 1871 способствовала становлению государства единым не только формально, но и по сути. Германия стала вскоре целостной и сильной в экономическом и политическом отношении. В стране был проведен ряд реформ общеимперского характера: введена единая денежная единица - золотая марка, установлено единое судопроизводство, общие меры веса, пошлины, законы торговли и так далее.
Становление Германской империи изменило расстановку сил в Европе. Австрия, влиятельное государство Германского союза, созданное еще после разгрома Наполеона, исторически всегда тяготела к Германии и ориентировалась на нее в развитии языка, культуры и образования, оказалась вне новой империи, что вызвало отделение австрийцев в отдельную нацию. В отличие от Австрии, Германия быстро превращалась в одну из великих держав.
Законодательные функции в стране формально принадлежали парламенту. Он состоял из двух палат: верхней - Совета Союза и нижней - рейхстага. Император назначал депутатов в верхнюю палату. Депутаты рейхстага избирались на три года по одному человеку от ста тысяч населения. Рейхстаг занимался рассмотрением и утверждением бюджета, его права были незначительны. Парламент в целом был бессилен, власть императора стала неограниченной. Он решал вопросы войны и мира, назначал главнокомандующего вооруженными силами, высший офицерский состав или должностных лиц. Такое положение закрепляло политическое доминирование интересов юнкерства над буржуазией. Основной партией прусского юнкерства была консервативная партия. Она объединяла крупных землевладельцев, дворян, боролась за сохранение их привилегий и укрепление монархического строя. В 1893 году эта партия возглавила «Союз сельских хозяев» и укрепила свое влияние за счет привлечения в него крестьянских масс.
Для укрепления власти в 1872-1875 годах Бисмарк провел ряд новых реформ в стране: денежную, военную, правовую, административную.
Они были направлены на создание прочной основы буржуазно-юнкерского монархического государства. Этой же цели был подчинен закон Бисмарка, который он провел через рейхстаг 19 октября 1878. По этому закону были запрещены все рабочие организации [5]. Оценивая эту сторону деятельности Бисмарка, современный немецкий историк А. Капплер писал, что он «правил несколько лет, не считаясь с бюджетными правами парламента, закрепленными в конституции. Он не понимал демократических веяний своего
времени. Политическую оппозицию считал «враждебной для империи». Они вели ожесточенную, но в конечном счете безуспешную борьбу с левым крылом либеральной буржуазии, политическим католицизмом и особенно с организованным рабочим движением «исключительным законом против социалистов», действующим в течение 12 лет. Несмотря на прогрессивные социальные законы, мощно нарастающий рабочий класс, таким образом, был отчужден от государства» [6].
На фоне экономического роста Германии, активного развития промышленности появилась необходимость реформирования системы немецкого школьного образования как основы для будущей подготовки специалистов разных отраслей.
В конце XIX века обязательное школьное образование в Германии было установлено до 14-летнего возраста. Образование во все типах школ было платным. Плата за обучение зависела от типа учебного заведения. Дети небогатых родителей освобождались от платы за обучение и учились на средства, которые выделялись местной властью. Средние школы были отдельными для мальчиков и для девочек. В народных школах обучение происходило совместно. Уровень знаний в женских школах (гимназиях и прогимназиях) был существенно ниже, чем в соответствующих мужских. К университетскому обучению девушек допускали в исключительном случае. Сельские народные школы с их уровнем образования не ориентировали своих выпускников на освоение новых технологий, что вызывало критику таких образовательных учреждений со стороны помещиков и «гроссбауеров» (больших землевладельцев), использовавших на своих фермерских хозяйствах наёмный труд крестьян. Механизация животноводства с использованием электричества также требовала умений и навыков поведения с техникой.
Основная массовая народная школа с 8-летним обучением предназначалась для детей рабочих и готовила грамотного, исполнительного, верноподданного работника для промышленности и сельского хозяйства. В некоторых землях действовали промежуточные школы с 6-летним курсом и профессиональные училища. В реальных школах и гимназиях, которые не получили равных прав по сравнению с классическими гимназиями, устанавливался 8-летний срок обучения (на базе начальной школы). Классическим типом средней школы были гуманитарные гимназии с двумя древними языками (греческий язык и латынь). Срок обучения в них составлял 8-9 лет. В предвоенные годы в этих учреждениях особенно пропагандировалась политика военных экспансий и культ сильной личности, воспитывалась преданность Германскому рейху и императору. В 90-е годы при народных школах открылась сеть вечерних курсов с целью «повышения уровня их образования», что также способствовало превращению Германии в «страну поголовной грамотности». Прогресс в области науки и техники нуждался в увеличении численности интеллигенции. Школа становилась фундаментом ее подготовки, что означало коренную перестройку в ней содержания образования, форм и методов обучения.
Несоответствие организации всего школьного дела уровню экономического и общественного развития Германии во второй половине XIX - начале XX века вызвало появление ряда реформаторских течений. Их представители решали задачи обучения и воспитания учеников с гуманистических позиций, выступали против бездушия, подавления и унижения личности ребенка, предлагали новые пути и средства ее свободного творческого развития в духе гуманных идей неоруссоизма и филантропизма. К ним относились сторонники трудового и художественного воспитания (Г. Кершеннштейнер), индивидуальной педагогики и педагогики личности (Г. Винекен, Г. Шаррельман), экспериментальной и психоаналитической педагогики (А. Айххорн, С. Бернфельд), гражданского воспитания (П. Гехеб) и многие другие.
Стратегия «революции сверху и снизу» народного образования и соответствующей подготовки реформирования школы нашла отражение в многочисленных концепциях и проектах немецких педагогов. Российский ученый А. Музыченко отмечал в начале XX века: «Германия была колыбелью многих главных педагогических течений, принятых и развитых затем другими странами. В настоящее время она является для граждан наиболее
продуктивной и творческой лабораторией, где возникают и решаются школьные проблемы. Эти проблемы обогатились новым содержанием, охватив не только детей, но и взрослых» [7].
Подходы к вопросам обучения и воспитания, которые были разработаны педагогами-реформаторами в Германии в начале ХХ века, стали основой для дальнейшего развития методик школьного образования в Европе и в мире. Одной из таких методик стало аксиологическое воспитание школьников на основе гуманистических ценностных ориентаций [8].
Профессор педагогики Берлинского университета Э. Тенорт отмечал: «Воспитательные и образовательные учреждения стали предметом общенациональных дискуссий, которые охватили все социальные группы - от учителя народной школы до профессора университета. В дискуссиях появлялся весь спектр проблем, в том числе единства всех образовательных учреждений, их отношения с политикой и культурой» [9].
Основывая в начале ХХ века школы-интернаты на заре реформаторской педагогики, немецкие педагоги предложили Германии принципиально новую модель учебного заведения, где взаимоотношения между учителем и учеником строились на взаимопонимании и доверии. Задачей ученика стало развитие своих талантов и способностей в школьном коллективе, а учитель стал другом, который помогал в этом своему воспитаннику.
Выводы: К началу ХХ века Германия стала целостным, экономически развитым государством с великими геополитическими амбициями относительно других стран как на Востоке, так и в самой Западной Европе. Государство готовилась к войне, захвате новых земель и территорий, осваивало новые технологии как в гражданской, так и в военной сферах. Все эти факторы обусловили большое несоответствие между содержанием образования в средней немецкой школе и требованиями экономики того времени. Появление реформаторской педагогики не было просто новым веяниям моды или попыткой модернизировать ту образовательную систему, которая работала в стране давно, надежно и которой все были довольны. Реформаторская педагогика стала потребностью времени, она смогла вовремя предложить Германии именно такую модель образования, которая в своем конечном результате давала обществу образованную, думающую личность, способную самостоятельно приобретать новые знания, приспосабливаться к изменяющимся
требованиям современности и принимать взвешенные и компетентные решения.
Примечания:
1. Хагер Ф. Швейцария. Педагогика народов мира: история и современность. М.: ПОР, 2000.
506 с.
2. Lehmann R. Die pädagogische Bewegung der Gegenwart. Ihre Ursprünge und ihr Charakter. München, 1922. 141 S.
3. Энциклопедия. М.: Аванта +, 1995. 582 с.
4. Сороко-Цюпа О.С., Смирнов В.П., Строганов А.И. Мир в XX веке. М.: Дрофа, 2000. 308 с.
5. История. Большой справочник. Т. 1. М.: Дрофа, 2000. 352 с.
6. История мировых войн. М., 2000. 231 с.
7. Новая история. Второй период. М.: Высшая школа, 1984. 247 с.
8. Тхаркахова А.Ш. Организация аксиологического воспитания школьников в процессе обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2013. Вып. 1.
9. Budde G. Alte und neue Bahnen für Pädagogik. Leipzig, 1912. 215 S.
References:
1. Hager F. Switzerland. Pedagogy of people of the world: history and the present. M.: POR, 2000.
506 pp.
2. Lehmann R. Die pädagogische Bewegung der Gegenwart. Ihre Ursprünge und ihr Charakter. München, 1922. 141 S.
3. Encyclopedia. M.: Avanta +, 1995. 582 pp.
4. Soroko-Tsyupa O.S., Smimov V.P., Stroganov A.I. The world in the XX century. M.: Drofa, 2000.
308 pp.
5. History. A big reference book. V. 1. M. Drofa, 2000. 352 pp.
6. History of world wars. M., 2000. 231 pp.
7. Modern history. The second period. M.: Vysshaya shkola, 1984. 247 pp.
8. Tkharkakhova A.Sh. Organization of axiological education of school students in the course of training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2013. Issue 1.
9. Budde G. Alte und neue Bahnen für Pädagogik. Leipzig, 1912. 215 S.