Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессионально-прикладная физическая подготовка / личность учителя / педагогическая практика / спортивно-направленное физическое воспитание / организаторские навыки

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирза Мурат Юнусович, Шишхова Аминат Пшимафовна, Тутаришев Альберт Казбекович

в данной статье мы рассмотрели возможность формирования у студентов умений и навыков для успешного прохождения педагогических практик в образовательных учреждениях и детских оздоровительных лагерях, а также для будущей профессиональной деятельности учителями школ и классными руководителями, средствами спортивно-направленного физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирза Мурат Юнусович, Шишхова Аминат Пшимафовна, Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРАКТИКАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Мирза М.Ю.1, Шишхова А.П.2, Тутаришев А.К.3

Мирза Мурат Юнусович - преподаватель, 2Шишхова Аминат Пшимафовна - преподаватель, 3Тутаришев Альберт Казбекович - преподаватель, кафедра физического воспитания, Адыгейский государственный университет. г. Майкоп

Аннотация: в данной статье мы рассмотрели возможность формирования у студентов умений и навыков для успешного прохождения педагогических практик в образовательных учреждениях и детских оздоровительных лагерях, а также для будущей профессиональной деятельности учителями школ и классными руководителями, средствами спортивно-направленного физического воспитания. Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, личность учителя, педагогическая практика, спортивно-направленное физическое воспитание, организаторские навыки.

УДК 796/799

На сегодняшний день проблема здоровья подрастающего поколения, является одной из главных. Данной проблеме уделяется внимание на самых разных уровнях, от президента до воспитателя детского сада. Решение этой проблемы стоит и перед всеми работниками высшего образования, и кафедрой физического воспитания, в частности. Будущие специалисты разных направлений в результате многолетней подготовки, наряду с овладением своими специфическими профильными знаниями, методиками, умениями, должны стать одними из тех, кто, имея ежедневный контакт с детьми, должен уделять внимание вооружению их средствами и методами здоровьясбережения. Как верно то, что «воспитатель должен сам быть воспитан», так верно и то, что учитель должен быть примером для своих учеников во всем, в том числе и вопросах сохранения и укрепления здоровья. А это означает, что прежде чем прививать детям интерес к здоровому образу жизни, вести пропаганду двигательной активности или выполнению гигиенических требований, он должен сам прочувствовать это все на себе, и стать носителем, наглядным примером для учеников не только внешне, но и по своим убеждениям. Учитель, тесно взаимодействуя с учениками, призван вести постоянную работу по формированию у них мировоззрения, характера, интересов, взглядов, ценностей. Одним из важных направлений деятельности, присущих современному школьнику, являются занятия физической культурой и спортом. Известно, что учитель, умеющий организовать с детьми игру, провести «день здоровья», «веселые старты» или поход выходного дня, занимающийся спортом, всегда являлся «авторитетом» в ученической среде и служил примером. А это означает, что в формировании личности учителя физическая культура и спорт имеют огромное значение. Для оказания в этом помощи студентам педагогических факультетов, в университете, кроме кафедры физического воспитания, существует ряд организаций: отдел по молодежной политике, студенческий спортивный клуб, профсоюз студентов, российский союз молодежи.

Первый опыт работы с детьми в качестве руководителя, педагога у студентов педагогических специальностей наступает в период практик, на которых они пробуют применять свои знания по профильным дисциплинам, а длительный период, когда они могут реализовать себя в других направлениях, наступает в период летней педагогической практики. И тут для студентов открывается огромное поле деятельности, где можно реализоваться в любом направлении, и в творческой деятельности (музыка, рисование, вокал, хореография), и в спортивной (подвижные и спортивные игры, походы). И все это на фоне примера соблюдения здорового образа жизни, с самого подъема до отбоя. Для этого в рабочих программах кафедрой физического воспитания разработаны и внедрены занятия по теоретическому и практическим разделам.

На теоретических занятиях студенты получают объем знаний, достаточный, в сумме со знаниями, полученными на других дисциплинах, для создания четкого понимания функционирования организма, возможностях и способах использования средств физического воспитания для его развития и совершенствования, организации ЗОЖ в дальнейшей жизнедеятельности.

На практических занятиях студенты изучают разделы: «ОФП», «легкая атлетика», «спортивные и подвижные игры». Раздел «ОФП» знакомит студентов с процессом развития физических качеств, способами повышения функциональных возможностей и работоспособности. Раздел «легкая атлетика» призван обучать различным способам передвижения «ходьба, бег, прыжки, метания». В раздел «спортивные и подвижные игры» входят такие направления, как баскетбол, волейбол и настольный теннис, огромное многообразие подвижных игр, эстафет и возможности их использования в повседневной работе учителя. Уже долгое время в Адыгейском госуниверситете проходят занятия по программе спортивно-направленного физического воспитания на основе избранного вида спорта, где студенты имеют возможность углубленного изучения избранного вида. Активное вовлечение студентов в спортивно-массовую жизнь университета, предоставление возможности заниматься в спортивных группах и секциях, вместе с большой содержательной программой профессионально-прикладной

физической культуры, позволяют расширить диапазон значимых двигательных и профессионально умений, организаторских навыков, поднять на более высокий уровень нравственное и эстетическое развитие.

Студенты первого курса с первых занятий начинают вовлекаться в процесс приобретения необходимых организаторских умений: начиная с самых простых элементов, как построение групп, управление строем на месте, умению подавать команды, постепенно переходят к проведению отдельных общеразвивающих упражнений, простых подвижных игр, участвуют в комплектовании команд, для участия в традиционной Спартакиаде первых курсов и т.д.

Ко второму курсу рамки участия студентов расширяются: они учатся управлению строем в движении, пробуют себя в проведении подготовительной части урока, в проведении комплексов общеразвивающих упражнений, подвижных игр, привлекаются в качестве помощников в судействе игр и т.д. Также, в период подготовки к педагогической практики, студенты пробуют заниматься составлением планов проведения физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, туристского похода выходного дня, различных конкурсов и эстафет. В дальнейшем, выступая в качестве воспитателей или помощников учителей, они совершенствуют эти умения. На основе полученных знаний, при изучении теоретического раздела, студенты учатся проводить анализ уровня физического развития, динамику изменений своего состояния за два года обучения.

На третьем курсе студенты оттачивают полученные умения и навыки, формируют свой «педагогический багаж» для самостоятельной работы в школах и учебно-оздоровительных лагерях. Умелое применение знаний, личный пример, позволят студентам в воспитании у детей дисциплины, воли, дружбы, трудолюбия. В результате, между студентами и детьми будет устанавливаться контакт, правильные взаимоотношения, авторитет.

Со студентами был проведен опрос, по принципу теста «Педагогическая направленность», в который включили ряд вопросов с односложным ответом «да/нет», и несколько с подробным обоснованием ответа. В опросе приняли участие 156 студентов второго, третьего и четвертого курсов факультета Педагогики и психологии, Филологического факультета, Института Искусств.

Результаты ответов продемонстрировали отношения студентов к избранной профессии, выявили ряд предпочтений и пожеланий в подготовке к профессиональной деятельности, ориентированной на познавательную, досуговую и спортивную деятельность: 82% респондентов ответили утвердительно на сознательный выбор данной профессии и выразили готовность в дальнейшей работе по специальности; 71% студентов понимают необходимость повышения уровня подготовленности в реализации разных направлений подготовки, в том числе и в физкультурно-спортивном; 68% понимают силу личного примера и готовы к внесению некоторых изменений своего уровня личности. Студенты готовы, в целях повышения профессиональных умении и навыков работы с детьми, к дополнительным занятиям по повышению возможностей, в том числе по организации и проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.

Работа кафедры физического воспитания и других организаций заключается в помощи студентам в формировании значимых качеств личности, выработке устойчивого интереса к профессиональной деятельности, в самообразовании и творческом подходе к педагогической работе.

Список литературы

1. Писарев Я.А. Школа вожатых: метод, пособие по подготовке студентов к летней педагогической практике / Я.А. Писарев. - Челябинск: Изл-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2004. - 84 с.

2. Заболотний А.Г., Мирза М.Ю. Компоненты системы спортивно-направленного физического воспитания / III Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Физическое воспитание и спорт глазами студентов». - «КНИТУ имени А.Н. Туполева-КАИ», Казань. 2017г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.