идет по двум направлениям. Первое направление является стихийным и основывается на ошибках и пробах. Другое направление существует в системе военно-профессиональной ориентации где воинское призвание формируется [3].
Правильно организованные пятидневные сборы с учащимися 10-классов окажут помощь в принятии решения. В результате выигрывают все.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 304 с.
2. Бачевский, В. И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе [Электронный ресурс] / В.И. Бачевский // Наука/Педагогика : [web-сайт]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-podgotovki-starshih-shkol nikov-k-voennoy-sluzhbe. - 22.01.2018.
3. Корнев, А.А. Военно-ориентационная работа с молодежью [Электронный ресурс] / А.А. Корнев // Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания) : [web-сайт]. - Режим доступа: https://rae.ru/forum2012/290/2069. - 24.01.18.
4. Организация военно-профессиональной ориентации [Электронный ресурс] // Медпортал.сот : [web-сайт]. - https://медпортал.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/organizatsiya-voenno-professionalnoy.html. - 24.01.18.
REFERENCES
1. Abaskalova N.P., Akimova L.A., Petrov S.V. Metodika obuchenija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v shkole: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov [Methodics of teaching the safety life activity at school]. Novosibirsk: ARTA, 2011. 304 p.
2. Bachevskij V.I. Pedagogicheskie osnovy podgotovki starshih shkol'nikov k voennoj sluzhbe [Elektronnyj resurs] [Pedagogical basis of training senior pupils for military service]. Nauka/pedagogika [Science/Pedagogy]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-podgotovki-starshih-shkolnikov-k-voennoy-sluzhbe (Accessed 22.01.2018).
3. Kornev A.A. Voenno-orientacionnaja rabota s molodezh'ju [Elektronnyj resurs] [Military oriental work with young people]. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya uchenykh, prepodavatelei i spetsialistov (Rossiiskaya akademiya estestvoznaniya) [International association of scientists, teachers and specialists (Russian academy of natural sciences)]. URL: https://rae.ru/forum2012/290/2069 (Accessed 24.01.18).
4. Organizacija voenno-professional'noj orientacii [Elektronnyj resurs] [The organization of military professional orientation]. Medportal.com [Medicalportal.com]. URL: https://medportal.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/ organizatsiya-voenno-professionalnoy.html (Accessed 24.01.18).
УДК 378.1
Н.М. Жданова,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников
В статье рассмотрены теоретические вопросы формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников, в рамках подготовки будущих учителей начальных классов в вузе.
Подготовка студентов, универсальные учебные действия, личностные универсальные учебные действия.
N.M. Zhdanovü,
cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of theory and methodic of primary education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
To prepare students for the formation of personal universal educational actions
of Junior schoolchildren
The article considers theoretical issues of formation of personal universal educational actions of Junior schoolchildren, in preparation of future elementary teachers at the University.
Keywords: Training, universal educational actions, personal universal educational actions.
Одним из основных требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) является создание инновационной модели личностно-ориентированного развития учащихся начальных классов включающую универсальные учебные действия (УУД), которые позволяют младшим школьникам осуществлять самоорганизацию своей деятельности. Реализовать данные требования могут только подготовленные в данной области учителя начальных классов.
Подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий представляет собой специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование готовности будущих учителей к избранной деятельности и основанный на присвоении знаний теоретической направленности и практических умений, становлении личностных качеств, способствующих эффективной реализации данного направления образовательного процесса [1].
По нашему мнению, данный вид подготовки будущих учителей начальных классов необходимо начинать с теоретических основ. Широкое понимание термина «универсальные учебные действия» (УУД) включает умение учиться, включающее в себя саморазвитие и самосовершенствование через сознательное и активное усвоение новых элементов социального опыта. В узком смысле, с психологической точки зрения это понятие определяется как система способов действия младших школьников, в том числе навыков учебной деятельности, включающих как усвоение новых знаний самостоятельно, так и организация вышеназванного процесса.
Основополагающим высказыванием о личностном развитии ребенка в ходе обучения является создание условий для формирования УУД, которые в данном случае выступают основой образовательного процесса, результат которого отражен в уровне сформированности требуемых знаний, умений навыков. В данном случае они рассматриваются как следствие реализации соответствующих определенной цели действий, их формирование протекает лишь при условии включения самих учащихся в целенаправленную деятельность. При этом качество усвоенных знаний зависит от разнообразия и характера сформированных универсальных действий [4].
Личностные УУД направлены на обеспечение ценностно-смысловой ориентации младших школьников реализуемой в рамках межличностного общения. Они выступают фундаментом для процесса формирования всех остальных, необходимых для младших
школьников видов действий. Без сформированных ценностно-смысловых представлений учащиеся начальных классов не смогут выполнить регулятивные УУД. Ценностный и личностный аспект носят и коммуникативные действия. В практике работы современного начального общего образования личностные УУД направлены на создание условий обеспечения обучающихся осознания значимости решения учебных задач, опираясь на реальные жизненные цели и ситуации
Критериальные оценки уровня сформированности личностных УУД у обучающихся включают следующие показатели: соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; соотношение свойств личностных УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность (Л.С. Выготский) [2].
Рассмотрим более подробно вышеназванные показатели. Современные ученые выделяют три основных уровня действий, появляющихся: в форме преобразования реальных вещей и их материальных заместителей; в речевой или словесной форме; в умственной форме.
Полноту действий определяют через полноту выполненной операции и характеризуют развернутое и сокращенное действие [3].
Характеристика разумности действий предполагает направленность обучающихся на существенные условия необходимые для выполнения действий, степень дифференциации существенных и несущественных условий, необходимых для достижения поставленных целей. Разумность также проявляется через особенность обучающихся ориентироваться в информации, осуществлять целенаправленный и успешный поиск, выделять необходимые и достаточные условия решения задачи. Однако не всегда, действия, направленные на нахождение правильного результата, характеризуются разумностью, часто это может быть следствием механического запоминания, без осознания существенных связей между предметами и явлениями. Учителю начальных классов необходимо учитывать этот факт и пытаться избегать этого в своей работе.
Сознательность (осознанность) понимается нами как возможность отражения в речи содержания действия, последовательности его операций значимых для выполнения условий и достижения результата. Разумность и осознанность в значительной степени обеспечивают обобщенность действия.
Обобщенность предполагает возможность переноса и использования учащимися действия, как способа решения задачи, в новые ситуации и разнообразные предметные сферы. Умение применять обобщенность в своей деятельности выступает, через широту переноса уже имеющихся знаний и характеризуется как мера обобщенности.
Критичность проявляется в понимании и осознании действий, через его функционально-структурную и содержательную составляющую, осознании соответствия приема действия реальным условиям его выполнения и выбора оснований выполненного действия
Освоенность или мера овладения действием характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой. Обычно здесь говорят о степени автоматизированности действия, временных и силовых показателях.
Необходимо довести до сознания студентов понимание того, что именно универсальные учебные действия представляют собой элемент комплекса, в котором каждый вид учебных действий развивается во взаимодействии с другими учебными
действиями, подчиняясь законам возрастного развития младших школьников.
В ходе учебных занятий студенты должны усвоить, что именно в начальной школе общение является одним из важнейших видов деятельности обучающихся. Общаясь, дети обмениваются знаниями и накопленным социальным опытом. Так, происхождение личностных действий определяется развитием коммуникации и общения ребенка с социальным (учитель) и близким (родители) взрослым и сверстниками. В ходе общения у младших школьников формируется саморегуляция своего поведения, и будущие учителя должны помнить, что это длительный процесс, предполагающий учет индивидуальных и возрастных особенностей. Именно в младшем школьном возрасте оценки взрослых и в первую очередь учителя способствуют формирования представления о себе и своих возможностях. У детей развивается самооценка, самоуважение, самоприятие [5, с. 87].
Таким образом, подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий представляет собой специально организованный педагогический процесс, направленный на формирование готовности будущих учителей к избранной деятельности и основанный на освоении теоретических знаний и практических умений, развитии личностных качеств, обеспечивающих успешность данного направления образовательного процесса, в рамках которой студенты усваивают, что личностные универсальные учебные действия обеспечивают развитие таких качеств личности младших школьников как способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Жданова, Н.М. Подготовка студентов педвуза к патриотическому воспитанию учащихся /
H.М. Жданова // Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования. -Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 159-165.
2. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Собрание сочинений. - М., 1982. - Т. 2. - С. 5-361.
3. Дусавицкий, А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М. : Дом педагогики, 1996. - 208 с.
4. Педагогика : большая соврем. энцикл. / сост. Е.С. Рапацевич. - Мн. : Соврем. слово, 2005. - 720 с.
5. Петерсон, Л.Г. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений в образовательной системе «Школа 2000...» : метод. пособие / Л.Г. Петерсон, Ю.В. Агапов. - М. : АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2009. - 112 с.
REFERENCES
I. Zhdanova N.M. Podgotovka studentov pedvuza k patrioticheskomu vospitaniyu uchashchikhsya [The preparation of students of pedagogical higher educational institution to the patriotic up-bringing of schoolchildren].
Mirovaya obrazovatel'naya politika v kontekste transformatsii sistemy obrazovaniya [The world educational police in the context of transformation of the system of education], Cheboksary: NII pedagogiki i psikhologii, 2010, pp.159-165.
2. Vygotskiy L.S. Myshleniye i rech' [Intellection and speech]. Sobraniye sochineniy. T. 2 [Collection of compositions. Vol. 2]. Moscow, 1982, pp. 5-361.
3. Dusavitskiy A.K. Razvitiye lichnosti v uchebnoy deyatel'nosti [The development of the personality in academic activity]. Moscow: Dom pedagogiki, 1996. 208 p.
4. Pedagogika: bol'shaya sovrem. entsikl. [Pedagogics] / sost. E.S. Rapatsevich. Minsk: Sovrem. slovo, 2005. 720 p.
5. Peterson L.G., Agapov YU.V. Formirovaniye i diagnostika organizatsionno-refleksivnykh obshcheuchebnykh umeniy v obrazovatel'noy sisteme «Shkola 2000 ...»: metod. posobiye [Formation and diagnostics of organizational reflexive academic skills in the educational system "School 2000"]. Moscow: APK i PPRO, UMTS «Shkola 2000 ...», 2009. 112 p.
УДК 373.3
Н.М. Жданова,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия Т.В. Грибанова, бакалавр педагогического факультета ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Теоретические аспекты проблемы развития исследовательских умений
младших школьников
В статье рассматриваются актуальные вопросы проблемы развития исследовательских умений у учащихся начальных классов. Особое внимание уделяется теоретическим аспектам данной проблемы.
Учебно-исследовательская деятельность, умения, исследовательские умения.
N.M. Zhdanovа,
cand. of pedagogical sciences, docent of the chair of theory and methodic of primary education Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia T.V. Gribanova,
bachelor of the pedagogical faculty Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia
Theoretical aspects of problems of development of research skills
The article considers topical issues in the development of research skills among primary school pupils. Sp Educational research activity, skills and research skills.ecial attention is paid to theoretical aspects of the problem.
Keywords: Educational research activity, skills and research skills.
Мы живем в веке постоянного прогресса и развития. В связи с этим наши знания стали устраиваться. Поэтому человек должен развиваться самостоятельно, все время искать что-то новое, интересное и познавательное, а его образование должно быть непрерывным процессом в течение всей жизни. Задачей педагога является научить учащихся самостоятельно искать необходимые знания, он должен поощрять творческое осмысление ими содержания действительности. Одним из способов является учебно-исследовательская деятельность, которая позволяет перейти от репродуктивного способа обучения к творческому.
Учебно-исследовательская деятельность - это организуемая педагогом с использованием преимущественно дидактических средств косвенного и перспективного управления деятельность учащихся, направленная на поиск объяснения и доказательства