Участие в программе развития эмоционального интеллекта ребенка поможет решить данные проблемы. Понимая свои эмоции и управляя ими, детям-аутистам будет проще выстраивать свои отношения с окружающими и налаживать основные аспекты своей жизни.
Резюмируя все выше изложенное, можно сказать, что интеллектуальные навыки являются настолько важными, что от их развития зависит вся жизнь человека. Занимаясь развитием интеллектуальных навыков, вы гарантируете ребенку лучший старт для обучения и для всей жизни. Несмотря на то, что особенный ребёнок отличается от сверстников, он сможет ставить собственные цели, добиваться их и построить в будущем ту жизнь, которую он действительно захочет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Акатов. - M., 2003. - 241 с.
2. Бациев, В. Реабилитация и образование особого ребенка [Текст] : анализ законодательства / В. Бациев, В. Корнеев. - M. : Центр лечебной педагогики (ЦЛП), 2003. - 154 с.
3. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341 с.
4. Панкратова, А.А. Эмоциональный интеллект [Электронный ресурс] : примеры прогр. формирования / А.А. Панкратова // Психологические исследования : электрон. науч. журн. - 2010. - № 1(9). - Режим доступа: http://psystudy.ru.
5. Хуснутдинова, 3.A. Медико-социальные проблемы детей-инвалидов и их семей [Текст] / 3.A. Хуснутдинова, Г.И. Куценко, Э.И. Эткина. - Уфа, 2011. - 232 с.
REFERECES
1. Akatov L.I. Social'naja reabilitacija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja. Psihologicheskie osnovy: ucheb. posobie dlja studentov vuzov [Social rehabilitation of handicapped children. Psychological aspects]. Moscow, 2003. 241 p.
2. Baciev V., Korneev V. Reabilitacija i obrazovanie osobogo rebenka: analiz zakonodatel'stva [Rehabilitation and education of a special child: analysis of legislation]. Moscow: Centr lechebnoj pedagogiki (CLP), 2003. 154 p.
3. Nikol'skaja O.S., Baenskaja E.R., Libling M.M. Autichnyj rebenok: puti pomoshhi [Autism child : the ways of help]. Moscow: Terevinf, 1997. 341 p.
4. Pankratova A.A. Jemocional'nyj intellekt: primery programmy formirovanija [Elektronnyj resurs] [Emotional intellect: the examples of the program of forming]. Psihologicheskie issledovanija: jelektron. nauch. zhurn [Psycological researches]. 2010, no 1(9). URL: http://psystudy.ru.
5. Husnutdinova Z.A., Kucenko G.I., Jetkina Je.I. Mediko-social'nye problemy detej-invalidov i ih semej [Medical social problems of invalid children and their families]. Ufa, 2011. 232 p.
УДК 37.048.4
В.А. Дрягин,
доцент кафедры теоретических основ физического воспитания и безопасности
жизнедеятельности
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Военно-профессиональная ориентация учащихся старших классов
В работе рассматриваются основные формы и методы, применяемые при работе по военно-профессиональной ориентации учащихся старших классов. Автор рассматривает этот процесс как обязательный при проведении занятий по ОБЖ, а также во внеклассной и внешкольной деятельности в которой должны принимать участие учителя-предметники, классные руководители и школьные психологи.
Профессия, форма, метод, качество, сознание, воспитание.
V.A. Dryagin,
docent of the chair of theoretical basis of physical education and safety of life
activity Shadrinsk state pedagogical university
Shadrinsk, Russia Military-professional orientation of high school students
The paper discusses the main forms and methods used in the work on military-professional orientation of high school students. The author considers this process as mandatory for lessons to life safety, as well as in extra-curricular activities in which to participate, subject teachers, class teachers and school psychologists.
Keywords: Profession, form, method, quality, consciousness, education.
Совместным приказом министра образования и науки РФ и министра обороны РФ определены задачи обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях. Одной из задач в этом направлении является проведение военно-профессиональной ориентации на овладение военно-учетными специальностями и выбор профессии офицера.
Военно-профессиональная ориентация учащихся служит для формирования военно-профессиональной направленности личности. Помогает развить способности по осуществлению осознанного профессионального самоопределения по отношению к военным профессиям и службе в целом на основе сопоставления требований, предъявляемых человеку воинскими должностями, военно-учетными специальностями и способностями человека. Целью также является содействие непрерывному росту профессиональных качеств и достижение самореализации личности в области военно-профессиональной деятельности.
Работа в этом направлении должна начинаться с детских лет. Выявление способностей, наклонностей и интересов в процессе воспитания молодого поколения является обязательной задачей. Эффективно работающие секции и кружки принесут немалую пользу. Отдельным разделом по предмету ОБЖ в школе для учеников старших классов предложено изучить порядок подготовки юношей по основам военной службы. На занятиях следует показывать и объяснять, чем похожи военные и гражданские профессии, обращая внимание на их особенность. Приводить примеры, когда приобретенная военная профессия становится профессией на всю жизнь. Особую роль отводить практическим занятиям.
В условиях сокращенных сроков прохождения службы в армии, требования к готовности молодежи для службы повышаются. Проводимые реформы школьного образования требуют пересмотра правил подготовки школьников. Имеет значение и то, какие учебники используются при обучении и на основании каких программ проводится обучение. Подготовка в рамках школьного курса ОБЖ исчерпала свои возможности и требует введения отдельного предмета. Введением одного даже отдельного предмета невозможно решить все проблемы, связанные с подготовкой учащихся к военной службе.
Преподаватель-организатор ОБЖ является должностным лицом образовательной организации на которое возлагаются обязанности по военно-профессиональной ориентации школьников. Неплохо, если учитель сам служил в армии, в этом случае подход к проблеме будет профессиональный. Он должен организовать взаимодействие с учителями различных предметов, классными руководителями, школьными психологами. Формой, дающей положительный результат, при организации военно-профессиональной ориентации молодежи, является участие в ней работников военных комиссариатов, представителей командования воинских частей и военных образовательных учреждений. Непосредственное участие в работе средств массовой информации придает этим мероприятиям значительный вес.
При проведении мероприятий по военно-профессиональной ориентации могут использоваться различные методы (формирования необходимых понятий, организации познавательной и практической деятельности, стимулирования ориентации на подготовку к военной службе, контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности) [1, с. 216].
Военно-профессиональная ориентация учащихся связана с военно-патриотическим воспитанием, формирует патриотическое сознание у молодежи, способствует формированию военно-профессиональной направленности учащихся. Этому способствуют проведение различных военно-спортивных игр, посещение военнослужащих в расположении части, показные выступления военнослужащих элементов воинского мастерства и др.
Основными формами военно-профессиональной ориентации учащихся являются: военно-профессиональное просвещение, военно-профессиональное воспитание и военно-профессиональная консультация.
В современных условиях реклама является существенной частью жизни нашего общества. Она представляет самостоятельную форму предоставления услуг в виде информации в самой доступной форме. Используя различные приемы и методы воздействия на население по самым эффективным каналам. Все это необходимо использовать в своей деятельности.
Различные методы и формы военно-профессиональной ориентации будут применяться успешнее если воспользоваться возможностями, которые нам дают компьютерные технологии. Их также следует учитывать учителям в своей работе.
Нельзя оставлять без внимания игровые формы обучения, компьютерную информацию. Уделять внимание созданию кружков военно-профессиональной направленности. Применять и другие формы внеурочной работы с молодежью.
В.И.Бачевский указывает, что «в качестве основных компонентов, лежащих в основе формирования готовности старших школьников к военной службе выделены три главных направления этой работе: учебно-урочная деятельность по реализации государственного стандарта, предусмотренного учебной программой ОБЖ; факультативная работа по индивидуальному выбору учащихся в соответствии с учебным планом школы; внеклассная и внешкольная деятельность, определяемая региональными (районными, городскими, областными) программами и планами работы, планами учебных заведений» [2].
Эффективность подготовки молодежи к армейской службе в условиях недостаточного количества учебного времени и выделяемых средств, можно повысить, если усилить их личностную заинтересованность, моральную готовность к преодолению трудностей, возникающих в период прохождения военной службы.
Одним из самых эффективных приемов при формировании психологической готовности к военной службе, сильным побудительным фактором мотивационной готовности к освоению военно-учетных специальностей или поступления в военное образовательное учреждение является встреча с лицами, проходящими службу по призыву, участниками боевых действий.
Военно-профессиональную ориентацию учащихся необходимо проводить с учетом основных принципов: сознательности, свободы выбора, системности, динамичности, индивидуального подхода.
Принцип сознательности предполагает знание особенностей выбранной военной профессии и личных способностей. Способности проверяются практически в деятельности близкой к военной профессии.
Принцип свободы выбора предполагает наличие устойчивого интереса к профессии офицера и не должен осуществляться стихийно.
Принцип системности заключается в комплексном применении различных подходов к работе по профориентации, элементов отражающих взаимодействие организаций и их представителей; в оптимальном наборе методов, средств и формы воспитания учащихся при военно-профессиональном самоопределении.
Принцип динамичности предполагает поэтапный подход к решению задач военно-профессиональной ориентации с учетом особенностей возрастного развития. Он требует учета и правильного использования в процессе профессионального воспитания отдельных возрастных периодов, когда те или иные группы индивидуально-психологических качеств развиваются особенно интенсивно.
Принцип индивидуального подхода требует обязательного соответствия психолого-педагогического воздействия особенностям молодого человека. Поэтому в работе по военно-профессиональной ориентации к каждому из них нужен индивидуальный подход.
Результатом военно-профессиональной ориентации является
военно-профессиональная направленность ученика и его умение осознанно осуществлять выбор профессии, сопоставляя свои возможности с требованиями, предъявляемыми к специалистам на тех или иных воинских должностях и имеющих военно-учетные специальности.
Государственная система военно-профессиональной ориентации граждан является частью общегосударственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения [4].
Большим делом государственного значения является привлечение внимания школьников к востребованным профессиям.
Военно-профессиональная ориентация обязательна с военно-экономической стороны, потому что помогает эффективно использовать в армии финансовые, материальные и людские ресурсы. Такое использование приводит к положительному результату, а затраты на подготовку кадров для армии и дальнейшее их профессиональное совершенствование снижаются.
Основной этап военно-профессиональной ориентации приходится на 10-11-е классы средней школы. На этом этапе завершается обучение и возникает необходимость принимать решение о выборе своей будущей профессии. Идет непосредственная подготовка к военной службе.
В современных условиях формирование воинского призвания у старшеклассников
идет по двум направлениям. Первое направление является стихийным и основывается на ошибках и пробах. Другое направление существует в системе военно-профессиональной ориентации где воинское призвание формируется [3].
Правильно организованные пятидневные сборы с учащимися 10-классов окажут помощь в принятии решения. В результате выигрывают все.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения безопасности жизнедеятельности в школе [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск : АРТА, 2011. - 304 с.
2. Бачевский, В. И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе [Электронный ресурс] / В.И. Бачевский // Наука/Педагогика : [web-сайт]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-podgotovki-starshih-shkol nikov-k-voennoy-sluzhbe. - 22.01.2018.
3. Корнев, А.А. Военно-ориентационная работа с молодежью [Электронный ресурс] / А.А. Корнев // Международная ассоциация ученых, преподавателей и специалистов (Российская академия естествознания) : [web-сайт]. - Режим доступа: https://rae.ru/forum2012/290/2069. - 24.01.18.
4. Организация военно-профессиональной ориентации [Электронный ресурс] // Медпортал.сот : [web-сайт]. - https://медпортал.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/organizatsiya-voenno-professionalnoy.html. - 24.01.18.
REFERENCES
1. Abaskalova N.P., Akimova L.A., Petrov S.V. Metodika obuchenija bezopasnosti zhiznedejatel'nosti v shkole: ucheb. posobie dlja studentov ped. vuzov [Methodics of teaching the safety life activity at school]. Novosibirsk: ARTA, 2011. 304 p.
2. Bachevskij V.I. Pedagogicheskie osnovy podgotovki starshih shkol'nikov k voennoj sluzhbe [Elektronnyj resurs] [Pedagogical basis of training senior pupils for military service]. Nauka/pedagogika [Science/Pedagogy]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-podgotovki-starshih-shkolnikov-k-voennoy-sluzhbe (Accessed 22.01.2018).
3. Kornev A.A. Voenno-orientacionnaja rabota s molodezh'ju [Elektronnyj resurs] [Military oriental work with young people]. Mezhdunarodnaya assotsiatsiya uchenykh, prepodavatelei i spetsialistov (Rossiiskaya akademiya estestvoznaniya) [International association of scientists, teachers and specialists (Russian academy of natural sciences)]. URL: https://rae.ru/forum2012/290/2069 (Accessed 24.01.18).
4. Organizacija voenno-professional'noj orientacii [Elektronnyj resurs] [The organization of military professional orientation]. Medportal.com [Medicalportal.com]. URL: https://medportal.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/ organizatsiya-voenno-professionalnoy.html (Accessed 24.01.18).
УДК 378.1
Н.М. Жданова,
канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики начального образования ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»
г. Шадринск, Россия
Подготовка студентов к формированию личностных универсальных учебных действий у младших школьников