Научная статья на тему 'Задачи на взаимопереходы моделей функциональной зависимости как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике'

Задачи на взаимопереходы моделей функциональной зависимости как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / ЗАДАЧИНА ВЗАИМОПЕРЕХОДЫ МОДЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ / TASKS ON INTERCHANGE OF MODELS OF FUNCTIONAL DEPENDENCE / АНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ANALYTIC MODEL / ВЕРБАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / VERBAL MODEL / ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / GRAPHIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермякова М.Ю.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся, в частности, формированию познавательных универсальных учебных действий. Выделяются характеристики результатов освоения школьниками образовательной программы общего образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Значительное внимание уделяется задачам на взаимопереходы моделей функциональной зависимости, как средству формирования познавательных универсальных учебных действий. Автор рассматривает три модели функциональной зависимости: вербальную модель функции, которой является совокупность её свойств, графическую модель функции её график и аналитическую модель функции аналитическое выражение, задающее эту функциональную зависимость. Предложены три группы задач, в которых графическая модель может быть задана по условию; может быть результатом решения задачи; а может выступать как средство решения задачи. Автором приводятся характеристики задач, где графическая модель присутствует неявно. Представленный материал позволяет сделать вывод, что выделенные задачи являются эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TASKS ON INTERCHANGE OF MODELS OF FUNCTIONAL DEPENDENCE AS THE MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF LEARNINGS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS

The article studies a topical problem of forming universal learning actions, in particular, forming the cognitive universal educational actions. The characteristics of the results of mastering of the educational program of secondary education on the basis of Federal state educational standard by pupils are marked. The important attention is given to the tasks on interchange of models of functional dependence as the means of forming cognitive universal educational actions. The author views three models of functional dependence: verbal model of function the totality of its properties, graphic model of function its graph and analytic model of function analytic formula making this functional dependence. Three groups of tasks are given, in which the graphic model may be given on the condition; may be the result of the solution of the task and may be as the means of task's solution. The author gives the characteristic of tasks, where the graphic model attends implicitly. The marked tasks are effective means of forming cognitive universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Задачи на взаимопереходы моделей функциональной зависимости как средство развития познавательных универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике»

Музыкально-педагогическая деятельность представляет собой сложный, многокомпонентный комплекс, в котором активно интегрируют необходимые профессиональные и личные положительные качества, особо благоприятствующие её осуществлению. Профессиональная подготовка учителя музыки и его личные качества в педагогической профессии тесно взаимосвязаны. «Ибо знания, вручённые человеку безнравственному, могут принести огромный вред не только ему самому, но и окружающим» [4, с. 24]. Успех в педагогической деятельности зависит от предрасположенности к ней человека, наличия у него специальных педагогических способностей и личных качеств, которые предполагают интеграцию универсальных знаний, умений и навыков: педагогических, музыкальных (исполнительских, теоретических, исторических), психологических, артистических, коммуникативных.

На основе сказанного, мы приходим к выводу о том, что суть музыкально-педагогической профессии заключается в интеграции необходимых профессиональных и личных качеств. «Особые профессиональные и общественные функции учителя, необходимость быть всегда на виду самых беспристрастных судей - своих воспитанников, заинтересованных родителей, широкой общеБиблиографический список

ственности предъявляют повышенные требования к личности учителя, его моральному облику. Требования к учителю - это императивная система профессиональных качеств, определяющих успешность педагогической деятельности» [3, с. 240].

Таким образом, вузовский процесс профессиональной музыкально-педагогической подготовки студентов, демонстрирует противоречие между желаемой направленностью обучения и реально существующей практикой, в которой отсутствует гармоническое взаимодействие их профессиональных и положительных личностных способностей. В результате педагогическая подготовка учителей музыки в вузах реализуется недостаточно полно, так как отсутствует комплексная система обучения, основанная на интеграции двух важнейших и взаимосвязанных между собой факторов педагогического мастерства: профессиональных знаний, умений и навыков и личных качеств студента, которые в педагогической профессии находятся в нерасторжимом единстве и определяют её успешность и результативность.

Этим важным фактором и определяется актуальность данной проблемы, которая обусловливает значимость её научного исследования и необходимость поиска соответствующих методов и путей её практической реализации.

1. Кенгерлинская Т.Ф. Музыкальная педагогика: учебник для студентов музыкальных вузов. Баку, 2005.

2. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. Москва: Педагогика, 1976.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. Книга 1. Общие основы. Процесс обучения. Москва: ВЛАДОС, 1999.

4. Кей-Кавус. Антология гуманной педагогики. Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000.

5. Проблемы и перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты. Редактор Абдуллин Э.Б. Москва: МГПУ, 2002.

References

1. Kengerlinskaya T.F. Muzykal'naya pedagogika: uchebnik dlya studentov muzykal'nyh vuzov. Baku, 2005.

2. Lunacharskij A.V. O vospitaniii obrazovanii. Moskva: Pedagogika, 1976.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyjkurs: uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij: V 2-h knigah. Kniga 1. Obschie osnovy. Process obucheniya. Moskva: VLADOS, 1999.

4. Kej-Kavus. Antologiya gumannojpedagogiki. Moskva: Izdatel'skij dom Shalvy Amonashvili, 2000.

5. Problemyiperspektivyprofessional'nojpodgotovkipedagoga-muzykanta: psihologicheskijiaksiologicheskijaspekty. Redaktor Abdullin 'E.B. Moskva: MGPU, 2002.

Статья поступила в редакцию 04.04.17

УДК 37.016:51

Permyakova M.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia),

E-mail: permakova_marina@mail.ru

THE TASKS ON INTERCHANGE OF MODELS OF FUNCTIONAL DEPENDENCE AS THE MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF LEARNINGS IN THE PROCESS OF TEACHING MATHEMATICS. The article studies a topical problem of forming universal learning actions, in particular, forming the cognitive universal educational actions. The characteristics of the results of mastering of the educational program of secondary education on the basis of Federal state educational standard by pupils are marked. The important attention is given to the tasks on interchange of models of functional dependence as the means of forming cognitive universal educational actions. The author views three models of functional dependence: verbal model of function - the totality of its properties, graphic model of function - its graph and analytic model of function - analytic formula making this functional dependence. Three groups of tasks are given, in which the graphic model may be given on the condition; may be the result of the solution of the task and may be as the means of task's solution. The author gives the characteristic of tasks, where the graphic model attends implicitly. The marked tasks are effective means of forming cognitive universal educational actions.

Key words: cognitive universal educational actions, tasks on interchange of models of functional dependence, analytic model, verbal model, graphic model.

М.Ю. Пермякова, канд. пед. наук, доц. Шадринского государственного педагогического университета, г. Шадринск,

Е-mail: permakova_marina@mail.ru

ЗАДАЧИ НА ВЗАИМОПЕРЕХОДЫ МОДЕЛЕЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования универсальных учебных действий обучающихся, в частности, формированию познавательных универсальных учебных действий. Выделяются характеристики результатов освоения школьниками образовательной программы общего образования на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Значительное внимание уделяется задачам на взаимопереходы моделей функциональной зависимости, как средству формирования познавательных универсальных учебных действий. Автор рассматривает три модели функциональной зависимости: вербальную модель функции, которой является совокупность её свойств, графическую модель функции - её график и аналитическую модель функции - аналитическое выражение, задающее эту функциональную зависимость. Предложены три группы задач, в которых графическая модель может быть задана по условию; может быть результатом решения задачи; а может выступать как средство решения задачи. Автором приводятся характеристики задач,

где графическая модель присутствует неявно. Представленный материал позволяет сделать вывод, что выделенные задачи являются эффективным средством формирования познавательных универсальных учебных действий.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия, задачина взаимопереходы моделейфунк-циональной зависимости, аналитическая модель, вербальная модиоь, графическая модель.

Действия любого учителя, в частности учителя математики, должны быть направлены на всесторонне развитие личности школьников в рамках действующего образовательного стандарта. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает личностные, предметные и метапредметные требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы общего образования.

Личностные результаты - сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся - в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т. д. Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. УУД - совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. УуД можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные, включая саморегуляцию; познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические; коммуникативные действия [1; 2].

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Особую группу познавательных УУД составляют знако-во-символические действия: моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих конкретную предметную область. Моделирование в данном случае представляет собой преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символиче-ская) [3].

Эффективное усвоение информации необходимо предполагает использование системы визуальных и вербальных средств. Это нужно не только для организации предметного действия, но и для выделения отношений формы и содержания, сущности и явления, умения моделировать ситуации. Образно представленная информация должна повысить вероятность сохранения в памяти и оперирования ею.

Функционально-графический материал обладает богатыми выразительными возможностями, поэтому могут быть использованы различные формы представления содержания понятий (модели): словесная (вербальная - В), графическая (геометрическая - Г) и алгебраическая (аналитическая - А).

В своем исследовании мы рассматриваем модели функциональной зависимости: вербальную модель функции, которой является совокупность ее свойств, графическую модель функции - ее график и аналитическую модель функции - аналитическое выражение, задающее эту функциональную зависимость.

При использовании этих моделей можно выделить три группы задач, в которых графическая модель (график функции - Г) может быть задана по условию (Г — А; Г — Г; Г — В); может быть результатом решения задачи (Г — Г; В — Г; А — Г); а может выступать как средство решения задачи (В — Г — В; В — Г— А; А — Г— В; А — Г— А) [4].

Мейбфчч роль для фоугшр0ваная ыомнавательныхУУДчт-водим аыа-нчо, вкчкнрых графичесчоя модель ты г-йфик функции присутствует неявно, то есть задачи типа В — Г — В, В —аГнщА,А—ыГ—уВ,А —гНноА В них график функции может выступать как средство решения, причем возможно как явное построениеграфмка и [эабктч с нимвп^цессе чтшйния задааг,нна и маюненнон обращелепкграфичанкам оЫ—мнам.

В задачах вида А — Г — В задана аналитическая модель (форм.лт), анадочписчоь нвайства кеданноЗ функ—щи. Кпакчго родазадьчамможет быть отнесена задача на описание свойств кусочно-заданной функции по её аналитическому выражению. Задача1.Пни каких значенияхачрумеепн знччения фуед-ни

4х + 8, если х < —2,

f (х) = < х2 + 2х, если — 2 < х < К,

— 3х + 6, если х > К,

нзпаложительные?

Задачин?—ч Г —у А крчдпилаганзманалнмиченпнп^п^-зыка-ние вербально заданной информации посредством графика, построенного йа чнлаыонкч чаданыыхсвоосуы алимыгаюнног^ед-ставлваногв чбчоаюп|имисг.

Задача 2. Найти аналитическое выражение квадратичной функции, если нзвестно, ччо поочдчнзны вевшиныпарайолы (4;0),панайалтпраааымч ннрез тoчкч(3;3)ыгг>з

Взаднчахвида В ч- /3^ы вербальнозадэнная игфнр-мация зреобр>зается в вербальную. На основании заданных свойств фчнкции необходимо описать недостающие, используя графическую моднрьфнноцчонкльноо взвисим—сти. Ктачим задачам можно отнести, например, упражнения на выяснение свойсзы функции, гннфикгавнйчы пoлмнйнв репв—йнате цепйакч преобразовмнич, задганых в уылаыиз.

йчнартмвжутки изнкпто^-^-^я-^с^т^^ пкФоайнпчг ной ф.^^^ ГрйфИККОТОрйЙПОЛуЧеН ИЗГOйфИKH у = х2 в результате цепочки преобразований: сжатия с к = 2, па-раллелаыаго перезнсв не ледиз кзы вкlгзыоаоьеcиOщ ина2 единицы впрантвднль гач Оы.

Задачи А — Г — А предполагают нахождение аналитической —еадели фyпкзииеoaлaлитгныкра заданной внфоелациз, посредством графических представлений. В условии таких задач обычьеседержа=ся и cлнлyзлчleкoмзызйаны. нриомчйышвoй задачи является любая задача, в которой необходимо найти не-изве-мпйм зовДФв—вмалЧпачам<^тр) в аналитической записи заданной фу нкцит[5 И

ЗадачaЛ.Hчйии ьавньие фомый^ нп, ннралмзлчзоннси абсциас иимеч)щнкс Фун—ыонф^ хГ-8зм+в оолько

одну общую точку.

рсе рассман^р ным майcтвил вз йзреаадг

от одной модели функциональной зависимости к другой. Процесс решения задач направлен на развитие действий исследования, пои а, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого функционально-графического материала, которые в свою очередь являются познавательными УУД. В результате решения задач выделенных типов осуществляется формирование системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска и исследования, а так же совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации для изучения других разделов математики и смежных с ней дисциплин. Широкое и целенаправленное внедрение всех типов задач на взаимопереходы различных моделей функциональной зависимости в процесс обучения математике будет способствовать развитию познавательных УУД обучающихся.

Библиографический список

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от 17 декабря 2010 г. № 1897. Министерство образования и науки. Москва: Просвещение, 2010.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Москва, 2002. Available at: http:// www.standart.edu.ru. - 11.03.2017

3. Примерная программа среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень). Математика. 2014; 15: 4 - 10.

4. Пермякова М.Ю. Повышение функционально-графической грамотности обучающихся с использованием взаимопереходов различных типов моделей функциональной зависимости. Перспективы науки. 2013; 6 (45): 22 - 25.

5. Пермякова М.Ю. Формирование функционально-графической грамотности учащихся основной школы в процессе обучения математике. Диссертация... кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2015.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya: ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897. Ministerstvo obrazovaniya i nauki. Moskva: Prosveschenie, 2010.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obschego obrazovaniya. Moskva, 2002. Available at: http://www.standart. edu.ru. - 11.03.2017

3. Primernaya programma srednego (polnogo) obschego obrazovaniya po matematike (profil'nyj uroven'). Matematika. 2014; 15: 4 - 10.

4. Permyakova M.Yu. Povyshenie funkcional'no-graficheskoj gramotnosti obuchayuschihsya s ispol'zovaniem vzaimoperehodov razlichnyh tipov modelej funkcional'noj zavisimosti. Perspektivy nauki. 2013; 6 (45): 22 - 25.

5. Permyakova M.Yu. Formirovanie funkcional'no-graficheskoj gramotnosti uchaschihsya osnovnoj shkoly v processe obucheniya matematike. Dissertaciya... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.

Статья поступила в редакцию 06.04.17

УДК 656.51.08

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru

Tuktarov R.R., Cand. of Sciences (Engineering), Head of Department of Life Safety, State Marine University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk), E-mail: www.aumsu.ru

PRACTICE OF FORMING OF PERSONAL READINESS OF CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY TO ACT IN EMERGENCY SITUATIONS IN THE PROCESS OF STUDYING THE CONVENTION DISCIPLINES. The trend of growth of accidents on marine transport vessels shows that most of them occur due to human error. Among the reasons of erroneous actions of the personnel of the courts is dominated by the lack of professional competence and a low level of personal readiness to act in emergency situations. The personal readiness of the sailor to act in emergencies includes high professional competence (knowledge component), a certain level of development of motivational sphere (motivational component), the prompt and skilful actions and behavior (active component), the unity of which provides the performance of the individual's actions in an emergency. The article analyzes the practice of formation at cadets of a maritime university personal preparedness for emergency situations in the process of conducting theoretical and practical training in conventional training.

Key words: emergency, action, study, conventional discipline, cadet of maritime university, personal readiness, process, formation.

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. каф. Безопасности жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

Р.Р. Туктаров, канд. техн. наук, нач. каф. Безопасность жизнедеятельности, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА К ДЕЙСТВИЯМ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КОНВЕНЦИОННЫХ ДИСЦИПЛИН

Наметившаяся тенденция роста аварий на судах морского транспорта, показывает, что большая часть из них происходит по вине человеческого фактора. Среди причин ошибочных действий персонала судов доминируют недостаточная профессиональная компетентность и низкий уровень личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях. Личностная готовность моряка к действиям в аварийных ситуациях включает высокую профессиональную компетентность (знаниевый компонент), определенный уровень развития мотивационной сферы (мотивационный компонент), оперативные и умелые действия и поведение (деятельностный компонент), единство которых, обеспечивает результативность действий личности в аварийной ситуации.

В статье анализируется практика формирования у курсантов морского вуза личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях в процессе проведения теоретических и практических занятий по конвенционной подготовке.

Ключевые слова: аварийные ситуации, действия, изучение, конвенционные дисциплины, курсант морского вуза, личностная готовность, процесс, формирование.

Служба на морском транспорте почетная, полезная и необходимая для страны и общества деятельность. Сегодня около 80% всех мировых грузов, необходимых для жизнедеятельности государств и народов, перевозятся на морских судах.

Вместе с тем, морской труд, морские профессии связаны с риском для жизни моряков. Ежегодно, в мире, в результате катастроф, аварий и нарушений требований техники безопасности погибают более 2000 моряков, уходят в пучину океанов и морей более 100 судов, водоизмещение которых составляет более 500 р.т. [1].

Сложной остается аварийная обстановка и на отечественных судах морского транспорта. Только за последние семь лет, с 2010 года по 2017 год, на судах, плавающих под флагом Российской Федерации, экипажами судов было допущено 416 аварийных случаев (АС). За этот же период на российских судах погибло 250 моряков [2].

Итак, актуальность рассматриваемой темы обусловлена следующими факторами:

- непрекращающейся аварийностью судов и гибели членов экипажа;

- наметившейся тенденцией роста количества аварийных случаев на судах морского транспорта (2012 г. - 25 АС, 2013 г. -43 АС, 2014 г. - 45 АС, 2015 г. - 72 АС, 2016 г. - 82 АС);

- высокой долей аварий, произошедших по вине членов экипажа судов (более 80%).

Такая печальная статистика свидетельствует о низком уровне личностной готовности членов экипажа к грамотным и решительным действиям в аварийных ситуациях. Сложившееся положение дел требует проведения внимательного анализа качества и результативности подготовки курсантов в морских учебных заведениях, формирования у них высокого уровня личностной готовности к действиям в аварийных ситуациях в процессе изучения конвенционных дисциплин.

Под термином конвенционные дисциплины понимается изучаемые в морских учебных заведениях дисциплины, установленные к обязательному изучению Международной морской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.