Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НОРМАТИВЫ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

Ученые отмечают явное ухудшение физической подготовленности и состояния здоровья студентов Российской Федерации в связи с пандемией COVID-19. В вузах России продолжают подготовку студентов к выполнению и сдаче норм комплекса ГТО, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19. В данной статье рассматривается применение методики с использованием нетрадиционных видов спорта (йога, бадуаньцзинь, гимнастика Йосиро Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин и др.) на занятиях по физическому воспитанию в Астраханском государственном медицинском университете для успешного выполнения нормативов комплекса ГТО. Цель исследования. Подготовка студентов к выполнению и сдаче норм комплекса ГТО. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у студенток экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс была включена методика с использованием нетрадиционных видов спорта, направленная на улучшение сдачи нормативов комплекса ГТО. Студентки экспериментальной группы достоверно (P<0,01) улучшили результат. Заключение. По всем результатам тестирований студентки экспериментальной группы выполнили нормативы ГТО на золотой или серебряный знак, что свидетельствует о результативности и эффективности данной методики оздоровления с использованием нетрадиционных видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Одинцова Мария Олеговна, Янкевич Ирина Евгеньевна, Ярошинская Алевтина Павловна, Одинцов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING STUDENTS FROM ASTRAKHAN STATE MEDICAL UNIVERSITY FOR THE NORMS OF RLD (READY FOR LABOR AND DEFENSE) COMPLEX FULFILLMENT USING NON-TRADITIONAL KINDS OF SPORT

Scientists underline evident physical fitness and health state level decrease among the students of the Russian Federation connected with COVID-19 pandemic. Higher educational establishments of Russia continue to train students for the norms of RLD complex fulfillment, in spite of still going COVID-19 pandemic. The present article considers the application of the methodology using non-traditional kinds of sport (yoga, baduantszin, Yoshiro Tsutsumi gymnastics, Tibetan gymnastics do-in and others) during physical culture lessons at Astrakhan State Medical University for a successful RLD complex norms fulfillment. The aim of the research. Training students for the norms of RLD complex fulfillment. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. Results. The organized research work helped to define more considerable changes among the female students from the experimental group. There the training process included the methodology using non-traditional kinds of sport, directed toward the results improvement of RLD complex norms fulfillment. The female students from the experimental group improved the results (P<0,01). Conclusion. According to all results of the tests students from the experimental group fulfilled RLD norms getting gold and silver badgesю It proves the effectiveness of the presented methodology of health improvement using non-traditional kinds of sport

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АСТРАХАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-83-87

Подготовка студентов Астраханского государственного медицинского университета к выполнению нормативов комплекса ГТО с применением

нетрадиционных видов спорта

ОдинцоваМ.О.'*, Янкевич И.Е.2, Ярошинская А.П.2, Одинцов А.С.3

'Астраханский государственный медицинский университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru* 2Астраханский государственный университет г. Астрахань, Россия ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru ORCID: 0000-0002-2793-8811, ayroshinskaya@mail.ru 3Центр спортивной подготовки сборных команд России

г. Москва, Россия ORCID: 0000-0001-9909-741X, odintsov1994-94@mail.ru

Аннотация: Ученые отмечают явное ухудшение физической подготовленности и состояния здоровья студентов Российской Федерации в связи с пандемией COVID-19. В вузах России продолжают подготовку студентов к выполнению и сдаче норм комплекса ГТО, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19. В данной статье рассматривается применение методики с использованием нетрадиционных видов спорта (йога, бадуаньцзинь, гимнастика Йосиро Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин и др.) на занятиях по физическому воспитанию в Астраханском государственном медицинском университете для успешного выполнения нормативов комплекса ГТО. Цель исследования. Подготовка студентов к выполнению и сдаче норм комплекса ГТО. Методы исследования. Анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование, эксперимент, методы математической статистики, анализ и обобщение полученных данных. Результаты. Проведенное тестирование позволило определить более существенные изменения у студенток экспериментальной группы, где в учебно-тренировочный процесс была включена методика с использованием нетрадиционных видов спорта, направленная на улучшение сдачи нормативов комплекса ГТО. Студентки экспериментальной группы достоверно (P<0,01) улучшили результат. Заключение. По всем результатам тестирований студентки экспериментальной группы выполнили нормативы ГТО на золотой или серебряный знак, что свидетельствует о результативности и эффективности данной методики оздоровления с использованием нетрадиционных видов спорта.

Ключевые слова: здоровье, студенты, нетрадиционные виды спорта, пандемия COVID-19, физическая подготовленность, нормативы комплекса ГТО.

Для цитирования: Одинцова М.О.*, Янкевич И.Е., Ярошинская А.П., Одинцов А.С. Подготовка студентов Астраханского государственного медицинского университета к выполнению нормативов комплекса ГТО с применением нетрадиционных видов спорта Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(3): 83-87. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-83-87.

Training students from Astrakhan State Medical University for the norms of RLD (ready for labor and defense) complex fulfillment using non-traditional

kinds of sport

Mariya O. Odintsova'*, Irina E. Yankevich2, Alevtina P. Yaroshinskaya2, Aleksandr S.

Odintsov3

'Astrakhan State Medical University

Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0002-7416-8522, knopka55555@mail.ru* 2Astrakhan State University, Astrakhan, Russia ORCID: 0000-0001-6930-4916, rigicc@mail.ru ORCID: 0000-0002-2793-8811, ayroshinskaya@mail.ru 3Sports Training Center of the National Teams of Russia, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-9909-741X, odintsov1994-94@mail.ru

Abstract: Scientists underline evident physical fitness and health state level decrease among the students of the Russian Federation connected with COVID-19 pandemic. Higher educational establishments of Russia continue to train students for the norms of RLD complex fulfillment, in spite of still going COVID-19 pandemic. The present article considers the application of the methodology using non-traditional kinds of sport (yoga, baduantszin, Yoshiro Tsutsumi gymnastics, Tibetan gymnastics do-in and others) during physical culture lessons at Astrakhan State Medical University for a successful RLD complex norms fulfillment. The aim of the research. Training students for the norms of RLD complex fulfillment. Research methods. Information sources analysis, pedagogical testing, experiment, methods of mathematical statistics, the received results analysis and summarizing. Results. The organized research work helped to define more considerable changes among the female students from the experimental group. There the training process included the methodology using non-traditional kinds of sport, directed toward the results improvement of RLD complex norms fulfillment. The female students from the experimental group improved the results (P<0,01). Conclusion. According to all results of the tests students from the experimental group fulfilled RLD norms getting gold and silver badgesro It proves the effectiveness of the presented methodology of health improvement using non-traditional kinds of sport.

Keywords: health, students, non-traditional kinds of sport, COVID-19 pandemic, physical fitness, norms of RLD complex.

For citation: Mariya O. Odintsova*, Irina E. Yankevich, Alevtina P. Yaroshinskaya, Aleksandr S. Odintsov. Training students from Astrakhan State Medical University for the norms of RLD (ready for labor and defense) complex fulfillment using non-traditional kinds of sport. Russian Jounrlao f Physical Education and Sport. 2022; 17(3): 83-87. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-3-83-87.

Введение

В последние десятилетия ученые в области медицины и педагогики отмечают явное ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи. Выявлено, что в настоящее время более 54% студентов в вузах России имеют специальную или подготовительную группу здоровья и 20% по состоянию здоровья освобождены от занятий по физической культуре.

В течение двух лет также наблюдается рост коронавирусной инфекции из-за пандемии COVID-l9 у молодежи, особенно в осенне-зимний период 2021 г. и в зимний период 2022 г. (штамм «омикрон»). На данном этапе очень важной для студенческой молодежи является задача укрепления иммунитета и психофизического здоровья, соблюдение рационального питания и режима дня, умение справляться со стрессом, так как большинство из них уже переболело коронавирусом и им необходимо восстанавливать организм от его последствий [3,6].

Несмотря на продолжающуюся уже третий год пандемию COVID-l9, в высших учебных заведениях Российской Федерации не прекращают

на занятиях по физическому воспитанию подготовку студентов к выполнению и сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Однако, по мнению ученых, методы и средства процесса физического воспитания в вузах для решения данных задач оказались недостаточно продуктивными, особенно в период пандемии [1,7].

Тестирования, проведенные в сентябре 2021 г., выявили низкий уровень физического состояния и функциональной подготовленности студентов многих вузов, что свидетельствует о слабом уровне здоровья, а также об ограниченном развитии физических качеств (выносливости, ловкости, быстроты, гибкости, силы) [2,4,8].

Особенно большие трудности испытывают студенты при выполнении норматива ГТО на гибкость (наклон стоя на гимнастической скамейке) [5].

Поиск новых идей внедрения в процесс физического воспитания в вузах для улучшения физического состояния, повышения уровня здоровья и равномерного развития физических ка-

честв для успешного выполнения норм ГТО становится все более актуальным.

Интеграция нетрадиционных видов спорта (восточных гимнастик) в систему физического воспитания вузов является одним из наиболее действенных путей для решения данной проблемы.

Материалы и методы

Педагогическое исследование было проведено в Астраханском государственном медицинском университете с сентября 2021 года по июнь 2022 года. С конца октября 2021 года до середины ноября 2021 года и второй недели февраля 2022 года студенты Астраханского ГМУ в связи с пандемией COVID-19 вынуждены были находиться на дистанционном обучении.

В данном эксперименте приняли участие студентки первого курса Астраханского ГМУ в количестве 85 человек (n=85), отнесенные к подготовительной или основной медицинской группе здоровья. Контрольную группу составили 42 человека, экспериментальную - 43 человека.

Достоверных различий в начале педагогического исследования (сентябрь 2021 г.) в контрольной и экспериментальной группах не имелось.

Занятия по физическому воспитанию со студентками экспериментальной группы проводили согласно разработанной автором комплексной методике нетрадиционных видов спорта (йога, бадуаньцзинь, гимнастика Йосиро Цуцу-ми, тибетская гимнастика до-ин и др.), а в контрольной - в соответствии с рабочей учебной программой кафедры «Физическая культура» Астраханского государственного медицинского университета. Статистическая обработка проведена с использованием стандартных методов вариационной статистики с применением пакета Microsoft USA. Достоверность различий по критерию t Стьюдента.

проведены тестирования физической подготовленности студенток Астраханского государственного медицинского университета. Большинство тестов были аналогичны с испытаниями при выполнении нормативов ГТО для женщин 18-24 лет (VI ступень).

Тестирования, проведенные в начале педагогического исследования, показали, что результаты студенток контрольной и экспериментальной групп не имели достоверных различий (Р>0,01).

В июне 2022 года при статическом анализе результатов тестирований в экспериментальной группе были выявлены достоверные различия (Р<0,01) (таблица):

- отжимание - в контрольной группе отмечается улучшение показателя на 0,7 раза, прирост составил 8,3% (Р>0,01); в экспериментальной - улучшение результата на 4,4 раза, прирост составил 53,6%, (Р<0,01);

- пресс (подъем туловища (кол-во раз в 1 мин.)) - в экспериментальной группе наблюдалось увеличение показателя на 8,2 раза, прирост - 32,8%, (Р<0,01); в контрольной - улучшение показателя на 2,9 раза, прирост составил 11,5%, (Р<0,01);

- гибкость (наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье, см) - в контрольной группе показатель улучшился на 0,3 см, прирост - 4,8%, (Р>0,01); в экспериментальной - увеличение показателя на 6,3 см, прирост составил 100%, (Р<0,01);

- бег на 30 метров - в контрольной группе показатель улучшился на 0,9 сек., прирост -11,5%, (Р<0,05); в экспериментальной группе результат уменьшился на 1 сек., прирост составил

14,7%, (Р<0,01);

- прыжок в длину с места - в экспериментальной группе улучшение показателя составило 7,6 см, прирост - 4,6%, (Р<0,01); в контрольной результат улучшился на 3 см, прирост составил 1,8% (Р<0,01).

Результаты и обсуждение

В сентябре 2021 года и в июне 2022 года были

Таблица

Изменение показателей студенток экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Показатели До эксперимента (ХШ ±т) П р и - рост % Р После эксперимента (ХШ ±т) Прирост % Р

(п1=42) п К) II ) (п1=42) (п2=43)

Отжимание: (кол-во раз) 8,4±0,61 8,2±0,63 8,3 >0,01 9,1±0,81 12,6±0,91 53,6 <0,01

Подъем туловища (кол-во раз в 1 мин) 25,1±1,53 25±0,99 11,5 <0,01 28±1,33 33,2±1,53 32,8 <0,01

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (см) 6,2±0,87 6,3±0,14 4,8 >0,01 6,5±1,62 12,6±0,19 100 <0,01

Бег на 30 метров (с) 6,8±0,94 11,5 <0,05 6,1±0,74 5,8±1,37 14,7 <0,01

Прыжок в длину с места (см) 162±0,14 165±1,04 1,8 <0,01 165±1,04 170,2±1,53 4,6 <0,01

Анализируя результаты тестирований в ходе педагогического исследования, выявили, что показатели студенток экспериментальной группы в июне 2022 года значительно превысили результаты студенток контрольной группы. Весьма заметный прирост показателей наблюдался в экспериментальной группе в тестах «Пресс», «Отжимание», «Гибкость».

По всем результатам нормативов ГТО в июне 2022 года у студенток экспериментальной группы было отмечено выполнение испытаний комплекса ГТО на золотой или серебряный знак. У студенток контрольной группы, несмотря на небольшой прирост показателей тестирований в конце педагогического эксперимента, нормативы комплекса ГТО выполнены не были.

Заключение

В связи с пандемией COVID-l9 ученые наблюдают явное ухудшение состояния здоровья и физической подготовленности студенческой

молодежи России. В результате перенесенной коронавирусной инфекции студенты не всегда согласны заниматься традиционными средствами физического воспитания (бег, прыжки, атлетическая гимнастика и др.) для успешной сдачи норм ГТО.

Студентки экспериментальной группы Астраханского государственного медицинского университета, применяя на занятиях по физическому воспитанию методику с использованием нетрадиционных видов спорта (йога, бадуань-цзинь, гимнастика Йосиро Цуцуми, тибетская гимнастика до-ин и др.), при выполнении нормативов комплекса ГТО показали хорошие результаты. Большинство тестов было сдано на золотой или серебряный знаки ГТО, что свидетельствует об эффективности и результативности данной методики.

Список литературы

1. Архипов А.Б., Калинина И.Ф., Смирнов

А.А., Архипова Т.Н. Включение нетрадиционных видов спорта в образовательный процесс по физической культуре в вузе. Тенденции развития науки и образования. 2019; 50-7: 5-7. DOI 10.18411Д1-05-2019-133.

2. Горская Г.Б., Берилова Е.И., Масленникова В.А. Особенности проявления рефлексивной культуры спортсменов на разных этапах многолетней подготовки. Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта. Краснодар. 2012; 14: 88-99.

3. Доронцев А.В., Светличкина А.А. Оценка факторов риска развития дезадаптивных реакций на физическую нагрузку различной направленности у мужчин среднего возраста. Человек. Спорт. Медицина. 2020; 20(1): 135-141.

4. Лазарева М.В. Проблемы обучения студентов в вузе нетрадиционным видам физической культуры и спорта. Образование. Наука. Культура: IV Международная научно-практическая конференция, сборник научных статей, Гжель, 23 ноября 2012 года. Гжель: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Гжельский государственный художественно-промышленный институт». 2012:

283-286.

5. Капырин П.А. Способы решения проблемы интернет- и игровой зависимости с помощью привлечения молодежи к нетрадиционным видам спорта. Наука и образование: проблемы и стратегии развития. 2016; 1(2): 138-141.

6. Клиянкин А.В., Клиянкина О.Н. Формирование мотивационной системы к занятиям физической культурой посредством нетрадиционных видов спорта. Тенденции сохранения уровня здоровья и двигательной активности юношей и девушек, проживающих в условиях Дальневосточного региона. 2014; 1: 430-441.

7. Karpov V.Yu., Medvedev I.N., Dorontsev A.V., Svetlichkina A.A., Boldov A.S. The State of Cardiac Activity in GrecoRoman Wrestlers on the Background of Different Options for Weight Loss. Bioscience Biotechnology Research Communications. 2020; 13(4): 1842- 1846.

8. Kuznetsova Z., Kuznetsov A., Mutaeva I., Khalikov G., Zakharova A. Athletes training based on a complex assessment of functional state. In Proceedings of the 3rd International Congress on Sport Sciences Research and Technology support. SCITEPRESS. 2015: 156-160.

Статья поступила в редакцию: 28.07.2022

Одинцова Мария Олеговна — старший преподаватель, Астраханский государственный медицинский университет, 414000, Россия, г. Астрахань, Бакинская, дом 121, e-mail: knopka55555@ mail.ru

Янкевич Ирина Евгеньевна — доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20 а, e-mail: rigicc@mail.ru

Ярошинская Алевтина Павловна — доктор биологических наук, доцент, Астраханский государственный университет, 414056, Россия, г. Астрахань, ул. Татищева, дом 20 а, e-mail: ayroshinskaya@mail.ru

Одинцов Александр Сергеевич — спортсмен-инструктор, Центр спортивной подготовки сборных команд России, 105064, Россия, г. Москва, ул. Казакова, дом 18, строение 8, e-mail: odintsov1QQ4-Q4@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.