сказываются илиобсуладают посоавденныйседагогом вопрос, заинтересованы работойнауроке,педагогсактично ведетсанякиеипраменяет ифовую форду.
Активность учащихся в экспериментальной группе возросла примерно на 13%(р ис. 3).
r F
25% 1
35«
1. Sfc 40% J
■ Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень
Рис. 3. Успеваемость в экспериментальной группе
В тикн икследнппанветккотасельналиррер^етацкя полученных результатов показывает, что проделанная нами работа была не напрасна, напротив, мы достигли хорошего результата. Доказательством этого является приоритетный
Библиографическийсписок
демократический стиль общения в контрольной и экспериментальной группах. Тскжеоррти рииоценивания учеников дали результат в виде своей активности, как в выполнении заданий дома, так и на уроке. В глазах детей стала видна заинтересованность и концентрированность. Многие ученики начали проявлять себя инициативно во взаимоотношениях с педагогом, даже те, которые до этого боялись произнести хоть слово.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в современной литературе представлено достаточно большое количество исследований, так или иначе связанных с изучением учительской профессии. Многочисленные исследования посвящены изучению стилей педагогического общения, личности педагога, профессионализму становлению идентичности и т.п. Однако такой важный феномен, как педагогическая позиция, характеризующая установки, нормы и правила, которых придерживается учитель во взаимодействии с детьми, изучен недостаточно. Большинство исследователей, говоря о влиянии педагога на развитие ребенка, как правило, большее внимание уделяют стилю общения педагога, а стилю его педагогического взаимодействия.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка [7]. Между продуктивностью педагогической деятельности и эффективностью педагогического общения, которая проявляется во взаимодействии учащихся с учителем, имеется тесная взаимосвязь. При этом продуктивность деятельности педагога во многом возрастает, когда в образовательном процессе используются современные педагогические технологии, методы организации работы с учащимися [10; 11]. Также являются крайне важными такие личностные характеристики педагога, как уровень эмоциональной культуры [12], эмоционального интеллекта и др.
Основу общения педагога с учениками составляет сотрудничество и взаимная деятельность учителя и ученика.
1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 N 15785). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_96801/
2. Aлябушева ГВ. Критерии диагностики познавательного интереса младших школьников. Наука сегодня: теоретические и практические аспекты: сборник научных трудовпоматериалам международнойнаучно-практическойконференции:в3 ч.Научныйцентр«Диспут». 2015: 8 - 10.
3. Aмонашвили ША Здравствуйте, дети! Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 1983.
4. AсмоловA.Г Какпроектировать универсальныеучебные действия вначальнойшколе:отдействия к мысли. Москва: Просвещение, 2008.
5. Байгунова Д.М., Кадырова М.Б., Жамалбекова A.C., Баймухамбетова К.М. Развитие творческих способностей детей в начальной школе. Международный журнал экспериментального образования. 2015; № 3-2: 4 - 6.
6. Биркенбиль В.Ф. Коммуникационный тренинг.Наука общения длявсех. Москва,2002.
7. Богданова В.Ю. Принцип проблемности в моделировании современного урока в начальной школе. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011: 14 - 18.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. Москва: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
9. БутенкоН.Ю.Коммуникативныепроцессы вобучении:учебник. Киев:КНЕУ 2004.
10. Aхмедова Э.М., Недоповз И.И. Использование технологии кейс-стади в образовательном процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
11. Aхмедова Э.М. Aктуальные аспекты использования технологии интеллект-карт (mind-map) в педагогическом процессе. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81): 310 - 312.
12. Рачковская H.A. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога: монография. Москва: МГОУ, 2011.
References
1. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obschego obrazovaniya. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 N 373 (red. ot 31.12.2015) (zaregistrirovan v Minyuste Rossii 22.12.2009 N 15785). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
2. Alyabusheva G.V. Kriterii diagnostiki poznavatel'nogo interesa mladshih shkol'nikov. Nauka segodnya: teoreticheskie i prakticheskie aspekty: sbornik nauchnyh trudov po materialam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 3 ch. Nauchnyj centr «Disput». 2015: 8 - 10.
3. Amonashvili Sh.A. Zdravstvujte, deti! Posobie dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1983.
4. Asmolov A.G. Kakproektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole: ot dejstviya k mysli. Moskva: Prosveschenie, 2008.
5. Bajgunova D.M., Kadyrova M.B., Zhamalbekova A.S., Bajmuhambetova K.M. Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej v nachal'noj shkole. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015; № 3-2: 4 - 6.
6. Birkenbil' V.F. Kommunikacionnyj trening. Nauka obscheniya dlya vseh. Moskva, 2002.
7. Bogdanova V.Yu. Princip problemnosti v modelirovanii sovremennogo uroka v nachal'noj shkole. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2011: 14 - 18.
8. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti: Izbrannye psihologicheskie trudy. Moskva: MPSI; Voronezh: NPO «MOD'EK», 2001.
9. Butenko N.Yu. Kommunikativnye processy v obuchenii: uchebnik. Kiev: KNEU, 2004.
10. Ahmedova 'E.M., Nedopovz I.I. Ispol'zovanie tehnologii kejs-stadi v obrazovatel'nom processe. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 312 - 314.
11. Ahmedova 'E.M. Aktual'nye aspekty ispol'zovaniya tehnologii intellekt-kart (mind-map) v pedagogicheskom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81): 310 - 312.
12. Rachkovskaya N.A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitiya 'emocional'noj kul'tury social'nogo pedagoga: monografiya. Moskva: MGOU, 2011.
Статья поступила в редакцию 20.04.21
УДК 378.14.015.62
Bogdanova Yu.Z, Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Northern Trans-Ural State Agricultural University (Tyumen, Russia),
E-mail: [email protected]
PREPARATION OF STUDENTS OF AN AGRARIAN UNIVERSITY TO OVERCOME BARRIERS IN BUSINESS COMMUNICATIONS IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL ACTIVITIES. The article examines the current topic of preparing students of an agricultural university to overcome barriers in business communications. The idea is substantiated that training students in this direction can ensure their relevance and competitiveness in the labor market. The article analyzes concepts of the theory of vocational training and the theory of communication. The author came to the conclusion that in the educational programs of the university in all specialties there are no specific disciplines that allow teaching students to overcome barriers to business communications. The study shows that overcoming communication barriers among students is at a low level, and additional theoretical knowledge and practical skills in this area of activity are required. This necessitated the develop-
ment of a methodology for overcoming barriers to business communications in the field of professional activity, including conducting psychotechnics, psychological trainings and business games with respondents. Comparison of the results of the test with the initial state of overcoming barriers to business communications showed a positive trend.
Key words: agricultural university, barriers of business communication, business communication, problem situations, psychotechnics, training, business games.
Ю.З. Богданова, канд. филол. наук, доц., Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО ВУЗА К ПРЕОДОЛЕНИЮ БАРЬЕРОВ ДЕЛОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В данной статье рассматривается актуальная тема подготовки студентов аграрного вуза к преодолению барьеров деловых коммуникаций. Обосновывается идея о том, что обучение студентов в этом направлении может обеспечить их востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В статье проанализированы концепции теории профессиональной подготовки и теории коммуникации. Автор пришел к выводу, что в образовательных программах вуза по всем специальностям отсутствуют конкретные дисциплины, позволяющие обучать студентов преодолению барьеров деловых коммуникаций. Исследование показало, что преодоление барьеров коммуникаций у студентов находится на низком уровне, и требуются дополнительные теоретические знания и практические умения в данной области деятельности. Это обусловило необходимость разработки методики преодоления барьеров деловых коммуникаций в сфере профессиональной деятельности, включающей в себя проведение с респондентами психотехник, психологических тренингов и деловых игр. Сравнение результатов контрольного «среза» с исходным состоянием преодоления барьеров деловых коммуникаций показало положительную динамику.
Ключевые слова: аграрный вуз, барьеры деловых коммуникаций, деловое общение, проблемные ситуации, психотехника, тренинг, деловые игры.
Подготовка специалистов к профессиональной деятельности по отраслям деятельности в целом и аграрного вуза в частности остается одной из актуальнейших проблем в психолого-педагогических исследованиях. Это связано с тем, что выпускники вуза, устраиваясь на работу, зачастую имеют барьеры деловых коммуникаций, что делает их менее востребованными и конкурентоспособными. Проблемы же коммуникации в целом, в том числе профессиональной, на наш взгляд, не только с каждым годом вызывают интерес у специалистов разных профессий, но, прелзде всего, рвптются необходимой составляющейпрофесси-ональной подготовки. Мы разделяем мнение педагогов, психологов, филологов, философов,еоци<Фйгов и др. о тоо.чфоюврпеенфомф спеекалпсо-веобходимы знания в области деловых коммуникаций для умения разбираться в партнерах по коммуникации, устанавливать с ними контакты, вести деловые беседы, переговоры, владетсесеввами публичотй речи [1].
Новизна нашего исследования заключается в разработке методики преодоления барьефоууеловпх комм°оикаций у студентов аграрного вуза, способной сделать выпускника данного вуза востребованным и конкурентоспособным на рынке труда.
Проблемам профессиональной подготовки и проблемам коммуникации в разных сферах деятевеностФйосвящвлиеепаЛоты многих авторов. Психолого-педагогические исследования мы рассмотрели с точки зрения теории профессиональной подгосувки(Щф.Хтйль,М.А. Прокофьева, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Л.М. Митина, А.К. Марков и др.) и теории коммуникации (включая вопросы общения в конфмикполигии ипопкабпнуйпиипологии)-ИМ.Анврасв, А.Я. Анцупов, О.Я. Гойхман, Н.В. Гришин, А. Маслоу, П. Мицич, РИ. Мокшанцев, Б.Д. Парыгон, М.И. Петроисквй.бПюсгипИ- Изучипууоипообвлмы,оы выяо нили, что немаловажную роль при приеме на работу молодого специалиста, а затем и в дч^т^епг^е^с^и мщсет пттстствие барьеров дело-
вых коммуникаций. Однако, как показывает практика, барьеры деловых коммуникаций у выпускников существуют, и далеко не все могут их преодолеть.
На первом этапе исследования мы проанализировали образовательные программы и другие учебно-методические документы, отражающие процесс подготовки специалистов. Анализ методической документации показал отсутствие конкретных дисциплин, позволяющих обучать студентов преодолению барьеров деловых коммуникаций. Дисциплина «Культура речи и делового общения» [2] полностью эту проблему не решает. На втором этапе исследования нами решалась задача по выявлению у студентов знаний о барьерах деловых коммуника-циПиихсодеижсн ив.Фкакестие ресеондевтов выстф пулпот-декте! выпускного и 3 курса (далее «категории 1 (К-1) и 2 (К-2)»). Данный этап исследования решался мпоеощылклмгшeкcометoпoвпеитблогл-пеиагогочесоого ипспедования (опрос, беседа, тестирование, наблюдение и эксперимент) [3]. В опросе мы использовали следующие барьеры деловых коммуникаций:
с пизическпе;
- психологические;
- эмоциональные;
- барьеры непонимания (фонетический барьер непонимания; стилистический барьер непонимания; семантический барьер непонимания; логический барьер непонимания) [1] (см. рис. 1).
Как показал опрос, знания студентов о барьерах деловых коммуникаций отражены на уровне слухового восприятия, т.е. «слышал, но сути не знает». О барьере № 1 слышали 20% респондентов группы «К-1» и 15% респондентов группы «К-2». О барьере № 2 знают 25% респондентов «К-1» и 15% респондентов «К-2». Бароеф ПИ п знакимПФипскосдептио «Ке»ий^пК^^пво^^е^е^оы<К-2». Знания о коммуникативном барьере - «барьере непонимания» - находятся на «нуле-ипй» опросвыпввлеоспаоочно всзкиИ умовень знаний
о барьерах деловых коммуникаций у студентов обеих категорий. Беседа со студентами показала, что респонденты затрудняются раскрыть содержание каждого барьера деловых коммуникаций, а особенно это касается содержания «барьера непонимания». В связи с этим мы провели тестирование (35 тестовых заданий по
Рис. 1. Результаты знаний студентов о барьерах деловых коммуникаций на стадии опроса
Рис.2. Результатызнанийстуденто в о содержании барьеров коммуникации на стадии тестирования
всем видам барьеровделовых коммуникацийецельюкоторого было выявлесие знаний студентов по содержанию барьеров деловых коммуникаций. Результаты тестированияотржкеныврис. 2.
Тестировансезоказило, чео (0% рнс^то.^.^ертовгрузпызК-1 » ид5%группы «К-2» не смогли раскрыть содержания барьера № 1; 85% тестируемых группы «К-1» и 90% тестир°вмт1х гр^пы Ж-свдерканоы та^о^Мд6; 70% респондентои^р^0ты«Н1»рИИ%кестируемых груакы «К-2» неиаякмыви содержание барьеуо№3. Ксожапсудю, е на данном эзапеебе кар^ге^1^и о%у следуемыхне расфылр сыдеяжаыые «баяькраныпоии»Рнся».еыяиого чтобы результаты были достоуттсшде, мы г^рн^^с^и нпблюдтняе,п?пю2ивсьудениов в деятельнаитя ар разиешению проблемных ситуаций ннп рыоеялеыиеМарьеякр деловых кммуникнцио.тосропьпиважно ое толв^о вваоь освовыыебатреры деловых пымзмнмкециС, ноинариться усаешяархззеошолевать.Спдмрыасит проблемных сит уацнсрт раженовтаПд. 1.
Совместные результаты студентов по преодолению барьеров деловых коммуникаций в проблемных ситуациях в группах «К-1» и «К-2» отражены в рис. 3.
Результаты преодоления барьеров коммуникации на этапе наблюдения показали, что всего лишь 20% студентов обеих категорий пытались правильно ответить на вопросы и проиграть проблемную ситуацию № 1; 15% - ситуации № 2; 10% - ситуацию № 3. Ответ и проигрывание ситуаций № 4 - 6 показали «нулевой»результат.
Итак, опрос, беседа, тестирование и наблюдение показали, что преодоление барьеров деловых коммуникаций у студентов находится на очень низком уровне. Им необходимы дополнительные теоретические знания и практические умения в данной области деятельности. Это обусловило необходимость разработки методики преодоления барьеров деловых коммуникаций в сфере профессиональной деятельности, включающей в себя проведение с респондентами психотехник [4],психологическихтренингов [5]и деловыхигр[6].
Таблица 1
Проблемныеситуациинапреодолениебарьеровделовыхкоммуникаций
Барьерыделовыхкоммуникаций
1 Физические барьеры. Ситуация 1. Вы находитесь в душном помещении. Как будет восприниматься передача информации? Какие действия вы предпримете?
2 Психологические барьеры. Ситуация 2. Между вами и вашим сокурсником постоянно нет понимания. Как вы будете преодолевать этот барьер? Влияет лиэто напередачуинформациии каким образом?Проиграйтеспартнером эту ситуацию.
3 Эмоциональные барьеры. Ситуация 3. Вы находитесь в состоянии гнева или страха. Способны ли вы адекватно воспринимать сообщение и вникать в егосмысл?Проиграйте с партнером эту ситуацию.
4 Фонетический барьер непонимания. Ситуация 4. Вы находитесь в аудитории. Ваши сокурсники громко разговаривают, употребляют «слова-паразиты». Способныливы адекватновоспринимать информациюивникатьвеесмысл?Проиграйтес партнером этуситуацию.
5 Семантический барьер непонимания. Ситуация 6. У вас и у вашего партнера разный словарный запас. Может ли между вами быть полноценный обмен информацией? Способны ли вы адекватно воспринимать информацию и вникать в ее смысл? Проиграйте с партнером эту ситуацию.
6 Стилистический барьер непонимания. Ситуация 6. Напишите деловое письмо вашему преподавателю так, чтобы ваш стиль речи как отправителя соответствовалстилюречиполучателя. Проиграйте с партнером этуситуацию.
7 Логический барьер непонимания. Ситуация 7. У вас возникла проблема в подготовке реферата или доклада к одному из практических занятий (тема занятия на ваше усмотрение). Сформулируйте свою мысль так, чтобы преподавателю было понятно, о чем идет речь. В вашей речи должна быть причинно-логическая связь. Проиграйте с партнером эту ситуацию.
Ситуация 7 Ситуация 6 Ситуация 5 Ситуация 4 Ситуация 3 Ситуация 2 Ситуация 1
80%
100% 100%
100 неправильное проигрывание 100% ситуации
■ попытка правильного проигрывания ситуации
0%
20%
40%
60%
80%
100%
Рис. 3. Результаты преодоления барьеров деловых коммуникаций на этапе наблюдения
Рис. 4. Результаты контрольного «среза»
По окончании эксперимента студенты снова прошли опрос, тестирование и разрешение проблемных ситуаций. Сравнение результатов контрольного «среза» с исходным состоянием преодоления барьеров деловых коммуникаций дает возможность наблюдатьустудентов положительную динамику. Вакно.чтоизме-нилась «нулевая» позиция преодоления «барьера непонимания» у обеих групп респондентов. Фонетический Утруеуньпсниоанся преовУлеакЬ5% группы«Т-1» и 10% группы «К-2»; семантический - 20% группы «К-1» и 15% группы «К-2»; стилистический - 15% группы «К-1» и 10% группы «К-2»; логический - 10% группы «К-1» и 5% группы «К-2». Результаты контрольного среза представлены на рис. 4.
Библиографический список
Таким образом, наблюдается положительная динамика в преодолении барьеров деловых коммуникаций у студентов. Это позволило сделать вывод, что разработанная методика преодоления барьеров деловых коммуникаций в сфере профессиональной деятельности показала свою эффективность и может, на наш взгляд, повлиять на востребованность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда [7 - 9]. Однако данных этапов исследования недостаточно для полноценной подготовки специалистов в этом направлении. Процесс подготовки студентов к преодолению барьеров деловых коммуникаций должен быть постоянным, и работа в данном направлении будет продолжаться.
1. Большунов А.Я., Киселева Н.И., Марченко ПИ., Новиков А.В., Тюриков А.П, Чернышова Л.И. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров. Москва: Финансовый университет, 2018.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФПОС ВО) нового поколения от 18 ноября 2013 г N 1245 с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г N 633. Available at: https://base.garant.ru/71344998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3. Пидкасистый П.И., Краевский В.В., Миняев А.Ф. Педагогика: учебник для студентов педагогических учебных заведений. Москва, 2012.
4. Козлов Н.И. Формула успеха, или Философия жизни эффективного человека. Москва: АСТ-ПРЕСС, 2002.
5. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров. Москва: ЮРАЙТ, 2015.
6. Поскочинова О.П., Приднева М.А. Культура речи и деловое общение: учебное пособие. Санкт-Петербург: Издательство СПбПУЭФ, 2011.
7. Богданова Ю.З. Об изменении традиций воспитательной работы в вузе. Пуманитарные и социальные науки. 2018; № 6: 321 - 329.
8. Богданова Ю.З. Риторика как важная составляющая профессиональной подготовки студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 413 - 414.
9. Богданова Ю.З. Инновационные методы преподавания русского языка и культуры речи в неязыковом вузе. Перспективы науки. 2019; № 3 (114): 68 - 71.
References
1. Bol'shunov A.Ya., Kiseleva N.I., Marchenko G.I., Novikov A.V., Tyurikov A.G., Chernyshova L.I. Delovyekommunikacii: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: Finansovyj universitet, 2018.
2. Federal'nye gosudarstvennye obrazovatel'nye standarty vysshego obrazovaniya (FGOS VO) novogo pokoleniya ot 18 noyabrya 2013 g. N 1245 s izmeneniyami, vnesennymi prikazom Minobrnauki RF ot 29 iyunya 2015 g. N 633. Available at: https://base.garant.ru/71344998/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
3. Pidkasistyj P.I., Kraevskij V.V., Minyaev A.F. Pedagogika: uchebnik dlya studentov pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2012.
4. Kozlov N.I. Formula uspeha, iliFilosofiya zhizni 'effektivnogo cheloveka. Moskva: AST-PRESS, 2002.
5. Psihologiya i 'etika delovogo obscheniya: uchebnik dlya bakalavrov. Moskva: YuRAJT, 2015.
6. Poskochinova O.G., Gridneva M.A. Kul'tura rechiidelovoe obschenie: uchebnoe posobie. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGU'EF, 2011.
7. Bogdanova Yu.Z. Ob izmenenii tradicij vospitatel'noj raboty v vuze. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018; № 6: 321 - 329.
8. Bogdanova Yu.Z. Ritorika kak vazhnaya sostavlyayuschaya professional'noj podgotovki studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 413 - 414.
9. Bogdanova Yu.Z. Innovacionnye metody prepodavaniya russkogo yazyka i kul'tury rechi v neyazykovom vuze. Perspektivy nauki. 2019; № 3 (114): 68 - 71.
Статья поступила в редакцию 08.04.21
УДК 378
Grishechkina A.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Bryansk State University n.a. Academician I.G. Petrovsky (Bryansk, Russia),
E-mail: [email protected]
Furmanova M.I., teacher of the first category (English), SOSH No. 1 (Bryansk, Russia), E-mail: [email protected]
FOREIGN LANGUAGE TEACHER'S EDUCATION IN THE CONTEXT OF CULTURAL INTERACTION. The article studies training a foreign language teacher, a native speaker of secondary language culture bearer at the Faculty of Foreign Languages in a new era, designated as the interaction or integration of cultures, including in the global Internet space. The idea that the development of a competent specialist on the basis of strictly specified competencies is emphasized. The formation of intercultural competence in the context of cultural interaction occurs in parallel with the formation of communicative competence provided by programs on the practice of oral and written speech. The authors conclude that the accumulated experience on the formation of communication and intercultural competence among students at the Faculty of Foreign Languages of the Bryan State University n.a. the academician I.G. Petrovsky gives positive results. In the context of cultural interaction, the availability of these competencies ensures that each student participates in communication and intercultural communication within and outside the educational process.
Key words: cultural interaction, secondary language personality, communicative competence, intercultural competence, competence in field of communication.