Научная статья на тему 'Подготовка старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения'

Подготовка старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ И ТРУДУ / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР / СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / PREPARATION FOR LIFE AND WORK / PROFILE EDUCATION / SYSTEM-FORMING FACTOR / SYSTEMIC ORGANIZATION / SYSTEM ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Расторгина Оксана Михайловна

В статье показано, что организация подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения является системообразующим фактором достижения качества общего и профильного образования в комплексном взаимодействии всех подсистем школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparing high school students to live and work on the basis of profile education

It is shown that the organization of preparing senior schoolers to live and work on the basis of profile education is the key factor to achieve the quality of general and professional education in the complex interaction of all school subsystems

Текст научной работы на тему «Подготовка старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения»

О. М. Расторгина

(г. Всеволожск, Ленинградская обл.)

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЖИЗНИ И ТРУДУ НА ОСНОВЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье показано, что организация подготовки старших школьников к жизни и труду на основе профильного обучения является системообразующим фактором достижения качества общего и профильного образования в комплексном взаимодействии всех подсистем школы

В современном мире усиливаются процессы, которые затрагивают функционирующие образовательные системы. Глобальный характер изменений в образовании заключается в формировании системного видения проблем и системной организации процесса подготовки к жизни и труду в условиях образовательной среды.

Во многих экономически развитых странах уже давно сложились и функционируют педагогические системы успешной подготовки учащихся к жизни и труду, имеющие как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Причиной возникновения необходимости подготовки детей к жизни и труду в системе общего образования наступившей информационной эпохи послужили внутренние факторы, а именно неопределён-ность в построении своего жизненного и трудового пути после завершения образования в условиях рыночной экономики, нарастающая конкуренция, усложнения в потребностях и возможностях окружающего социума.

Проблема подготовки выпускников школ к жизни и труду всегда была важна для системы образования. Но особенно актуальной она стала для нашего образования в современную информационную эпоху рыночных отношений. В связи с этим в Проекте нового стандарта образования для средней общеобразовательной школы провозглашается результат подготовки выпускников к жизни и труду как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосозна-

ние, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Подготовка к жизни всегда предполагает включение учащихся в трудовые отношения в той или иной степени уже в процессе обучения, - это сложная социально-образовательная система с присущими ей специфическими педагогическими средствами общего и профильного обучения, осуществляющая через разнообразную деятельность воспитание личности для достижения готовности к жизни и труду как во время пребывания в образовательном учреждении, так и в будущей взрослой жизнедеятельности в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Системообразующим фактором этой сложной социально-педагогической системы выступает профильное обучение, обеспечивающее целенаправленное овладение старшеклассниками основами наук путем личной заинтересованности в выборе будущей профессии в соответствии с личными мотивами и возможностями, а также с социально-экономическими потребностями современного общества.

Алгоритм создания системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду включает: анализ общецивилизационных вызовов системе образования, законодательства и нормативных актов в сфере образования (в том числе государственных образовательных стандартов]; системный анализ профессиональных возможностей административного управления руководителей учреждения, педагогической квалификации коллектива, запросов и потребностей родителей и учащихся, их личного состава и личностных возможностей. В алгоритм входит анализ возможностей адекватного ответа всей системы образовательного учреждения на вызовы

времени: определение новой для неё цели, задач, ведущей идеи, миссии, принципов, системообразующего фактора.

Особое значение в алгоритме имеет содержание системной организации подготовки учащихся к жизни и труду, подходы к её проектированию; организация, развитие, взаимодействие частей (подсистем], таких как общее образование и профильное обучение; квалификация педагогов и их профессиональная способность ответить на вызовы времени в подготовке учащихся к жизни и труду в новых условиях и др.; постоянный мониторинг и измерение результативности подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения; процессуальные и результирующие критерии оценки качества подготовки на разных её этапах и др.

Важнейшими составляющими для успешного достижения поставленной цели - подготовки учащихся к жизни и - труду являются психолого-педагогические, духовно-нравственные, материально-технические, научнометодические условия.

Результативность системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду в современном образовательном учреждении можно определить на основе критериев и показателей: активности, инициативности, учебной мотивации, учебной поисково-исследовательской деятельности, самокритичности, самооценки, рефлексивности учащихся, их родителей и педагогов.

На этапе констатирующего эксперимента исследовались состояние и возможности образовательной среды школы: изучение системы работы педагогов с учащимися на уроках общеобразовательного цикла; изучение требований профильного обучения в старшей школе и в программах по основным предметам, интеграция их в учебных программах профильных классов и в индивидуальных образовательных маршрутах; изучение запросов, интересов учащихся и их родителей для формирования профильных классов.

В результате констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были намечены основные пути изменения школьной жизни:

- структурные изменения в школе путём создания системной организации подготовки к жизни и труду старшеклассников на основе профильного обучения;

- разработка технологий личностноориентированного, разноуровневого обучения общеобразовательным предметам.

Формирующий (преобразующий, обучающий] эксперимент ставил своей целью активное развитие системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду в общеобразовательном учреждении для воспитания разносторонней личности, способной самостоятельно мыслить и действовать. В ходе формирующего эксперимента было обеспечено соединение педагогического поиска и проектирования наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы с целенаправленной деятельностью администрации, педагогов, детей и родителей по системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду. Этот эксперимент потребовал системного видения исследуемой проблемы, её теоретического обоснования, представлений о формируемых параметрах системы подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе общего и профильного обучения.

Изучая учебные дисциплины (математика, физика, химия, информатика], школьники овладевают умением видеть учебные проблемы, формировать гипотезы, искать варианты решений, применяя при этом свои знания в новых необычных условиях, оценивают эффективность работы, анализируют собственные действия, пытаются искать и находить способы самосовершенствования и саморазвития.

В ходе эксперимента все убедились, что интерес к общеобразовательным предметам и мотивация учащихся многократно повысились, когда они определились с профилем обучения. Установлено, что системообразующим фактором подготовки учащихся к жизни и труду является профильное обучение.

Для оценки динамики мотивации старшеклассников на подготовку к поступлению в вуз по выбранному профилю обучения в школе применялись методы статистического анализа и математической статистики в контрольных и экспериментальных группах. Мы отмечали разные тенденции. Если начальный уровень мотивации к учебной деятельности был практически одинаковым (77-75%), то к концу учебного года эти показатели значительно разошлись: 89% - в экспериментальной группе и 71% - в контрольной. Количество высоко мотивированных старшеклассников увеличивалось по нарастающей, планомерно, что позволяло оперативно менять приёмы и технологии обучения, применять наиболее эффективные в складывавшейся ситуации.

Для оценки результативности системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения в качестве критериев были выбраны качественные и количественные показатели.

Главным критерием является количество выпускников, поступивших в вузы по профилю подготовки, выбранному в школе. Важными показателями достижений старшеклассников являются личностные: повышение активности, самостоятельности, умения работать в команде, развитие мотивации к освоению учебного материала.

Наблюдалась положительная динамика и по таким показателям, как уровень удовлетворённости системой подготовки учащихся к жизни и труду, оценка статуса школы субъектами образовательного процесса, процент поступающих в вузы по профилю обучения в школе, уровень социализации выпускников школы, рост мастерства педагогов, вовлечённость их в процесс системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду; расширение образовательного пространства с привлечением социальных партнёров и др.

Среди учащихся, педагогов и родителей чувство удовлетворённости системной организацией подготовки старшеклассников к жизни и труду за шесть лет эксперимента выросло с 60, 67 и 55% до 93, 95 и 94% соответственно. Динамика изменений подтвердилась и опросом об оценке статуса школы, в котором приняли участие представители всех субъектов образовательного процесса в

количестве 100 человек. Если в начале эксперимента статусный уровень школы как высокий оценивали всего 66% опрошенных, то к концу эксперимента их было 98%. Только 2% оценили статус школы как средний и ни один человек не оценил его как низкий.

Одним из наиболее важных показателей результативности системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду мы считаем увеличение числа поступивших в вузы по избранному в школе профилю подготовки.

Результаты подготовки учащихся к жизни и труду отслеживались на основе профессиональной и общественной экспертизы: развитие мотивации к освоению предметов общего образования на основе выбранного профиля обучения, развитие интереса к избранному профилю обучения на основе единства фундаментальности и практической ориентированности общего среднего образования и профильного обучения; междисциплинарного синтеза знаний учащихся для решения теоретических и практических задач как в будущей профессии, так и в реальной жизни.

Идея системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения была теоретически осмыслена, успешно претворена в практике и дала высокие результаты в подготовке старшеклассников к участию в сегодняшней учебной и завтрашней трудовой деятельности, основанной на полученных знаниях и сформировавшемся интересе к будущей профессии.

Литература

1. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-методич. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 167 с.

2. Жилина А. И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования региона. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 360 с.

3. Как построить профильную школу : пособие для рук. общеоб-разоват. учрежд. / В. Ю. Кричевский, В. С. Кошкина, Т. В. Щербакова, Т. П. Згоржельская. - 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 2006. - 158 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Б. и., 2002. - 28 с.

5. Кобрина Л. М., Юнина В. В. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Личный дневник ученика. - СПб.: Корчаков-ский центр молодеж. программ «Реальный путь», 2005. - С. 28-31.

6. Немова Н. В. Управление системой профильного обучения в школе : методич. пособие / отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 207 с.

7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.

- 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.