О. М. Расторгина
(г. Всеволожск, Ленинградская обл.)
ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ЖИЗНИ И ТРУДУ НА ОСНОВЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье показано, что организация подготовки старших школьников к жизни и труду на основе профильного обучения является системообразующим фактором достижения качества общего и профильного образования в комплексном взаимодействии всех подсистем школы
В современном мире усиливаются процессы, которые затрагивают функционирующие образовательные системы. Глобальный характер изменений в образовании заключается в формировании системного видения проблем и системной организации процесса подготовки к жизни и труду в условиях образовательной среды.
Во многих экономически развитых странах уже давно сложились и функционируют педагогические системы успешной подготовки учащихся к жизни и труду, имеющие как общие черты, так и характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран. Причиной возникновения необходимости подготовки детей к жизни и труду в системе общего образования наступившей информационной эпохи послужили внутренние факторы, а именно неопределён-ность в построении своего жизненного и трудового пути после завершения образования в условиях рыночной экономики, нарастающая конкуренция, усложнения в потребностях и возможностях окружающего социума.
Проблема подготовки выпускников школ к жизни и труду всегда была важна для системы образования. Но особенно актуальной она стала для нашего образования в современную информационную эпоху рыночных отношений. В связи с этим в Проекте нового стандарта образования для средней общеобразовательной школы провозглашается результат подготовки выпускников к жизни и труду как готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосозна-
ние, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Подготовка к жизни всегда предполагает включение учащихся в трудовые отношения в той или иной степени уже в процессе обучения, - это сложная социально-образовательная система с присущими ей специфическими педагогическими средствами общего и профильного обучения, осуществляющая через разнообразную деятельность воспитание личности для достижения готовности к жизни и труду как во время пребывания в образовательном учреждении, так и в будущей взрослой жизнедеятельности в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Системообразующим фактором этой сложной социально-педагогической системы выступает профильное обучение, обеспечивающее целенаправленное овладение старшеклассниками основами наук путем личной заинтересованности в выборе будущей профессии в соответствии с личными мотивами и возможностями, а также с социально-экономическими потребностями современного общества.
Алгоритм создания системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду включает: анализ общецивилизационных вызовов системе образования, законодательства и нормативных актов в сфере образования (в том числе государственных образовательных стандартов]; системный анализ профессиональных возможностей административного управления руководителей учреждения, педагогической квалификации коллектива, запросов и потребностей родителей и учащихся, их личного состава и личностных возможностей. В алгоритм входит анализ возможностей адекватного ответа всей системы образовательного учреждения на вызовы
времени: определение новой для неё цели, задач, ведущей идеи, миссии, принципов, системообразующего фактора.
Особое значение в алгоритме имеет содержание системной организации подготовки учащихся к жизни и труду, подходы к её проектированию; организация, развитие, взаимодействие частей (подсистем], таких как общее образование и профильное обучение; квалификация педагогов и их профессиональная способность ответить на вызовы времени в подготовке учащихся к жизни и труду в новых условиях и др.; постоянный мониторинг и измерение результативности подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения; процессуальные и результирующие критерии оценки качества подготовки на разных её этапах и др.
Важнейшими составляющими для успешного достижения поставленной цели - подготовки учащихся к жизни и - труду являются психолого-педагогические, духовно-нравственные, материально-технические, научнометодические условия.
Результативность системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду в современном образовательном учреждении можно определить на основе критериев и показателей: активности, инициативности, учебной мотивации, учебной поисково-исследовательской деятельности, самокритичности, самооценки, рефлексивности учащихся, их родителей и педагогов.
На этапе констатирующего эксперимента исследовались состояние и возможности образовательной среды школы: изучение системы работы педагогов с учащимися на уроках общеобразовательного цикла; изучение требований профильного обучения в старшей школе и в программах по основным предметам, интеграция их в учебных программах профильных классов и в индивидуальных образовательных маршрутах; изучение запросов, интересов учащихся и их родителей для формирования профильных классов.
В результате констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы были намечены основные пути изменения школьной жизни:
- структурные изменения в школе путём создания системной организации подготовки к жизни и труду старшеклассников на основе профильного обучения;
- разработка технологий личностноориентированного, разноуровневого обучения общеобразовательным предметам.
Формирующий (преобразующий, обучающий] эксперимент ставил своей целью активное развитие системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду в общеобразовательном учреждении для воспитания разносторонней личности, способной самостоятельно мыслить и действовать. В ходе формирующего эксперимента было обеспечено соединение педагогического поиска и проектирования наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы с целенаправленной деятельностью администрации, педагогов, детей и родителей по системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду. Этот эксперимент потребовал системного видения исследуемой проблемы, её теоретического обоснования, представлений о формируемых параметрах системы подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе общего и профильного обучения.
Изучая учебные дисциплины (математика, физика, химия, информатика], школьники овладевают умением видеть учебные проблемы, формировать гипотезы, искать варианты решений, применяя при этом свои знания в новых необычных условиях, оценивают эффективность работы, анализируют собственные действия, пытаются искать и находить способы самосовершенствования и саморазвития.
В ходе эксперимента все убедились, что интерес к общеобразовательным предметам и мотивация учащихся многократно повысились, когда они определились с профилем обучения. Установлено, что системообразующим фактором подготовки учащихся к жизни и труду является профильное обучение.
Для оценки динамики мотивации старшеклассников на подготовку к поступлению в вуз по выбранному профилю обучения в школе применялись методы статистического анализа и математической статистики в контрольных и экспериментальных группах. Мы отмечали разные тенденции. Если начальный уровень мотивации к учебной деятельности был практически одинаковым (77-75%), то к концу учебного года эти показатели значительно разошлись: 89% - в экспериментальной группе и 71% - в контрольной. Количество высоко мотивированных старшеклассников увеличивалось по нарастающей, планомерно, что позволяло оперативно менять приёмы и технологии обучения, применять наиболее эффективные в складывавшейся ситуации.
Для оценки результативности системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения в качестве критериев были выбраны качественные и количественные показатели.
Главным критерием является количество выпускников, поступивших в вузы по профилю подготовки, выбранному в школе. Важными показателями достижений старшеклассников являются личностные: повышение активности, самостоятельности, умения работать в команде, развитие мотивации к освоению учебного материала.
Наблюдалась положительная динамика и по таким показателям, как уровень удовлетворённости системой подготовки учащихся к жизни и труду, оценка статуса школы субъектами образовательного процесса, процент поступающих в вузы по профилю обучения в школе, уровень социализации выпускников школы, рост мастерства педагогов, вовлечённость их в процесс системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду; расширение образовательного пространства с привлечением социальных партнёров и др.
Среди учащихся, педагогов и родителей чувство удовлетворённости системной организацией подготовки старшеклассников к жизни и труду за шесть лет эксперимента выросло с 60, 67 и 55% до 93, 95 и 94% соответственно. Динамика изменений подтвердилась и опросом об оценке статуса школы, в котором приняли участие представители всех субъектов образовательного процесса в
количестве 100 человек. Если в начале эксперимента статусный уровень школы как высокий оценивали всего 66% опрошенных, то к концу эксперимента их было 98%. Только 2% оценили статус школы как средний и ни один человек не оценил его как низкий.
Одним из наиболее важных показателей результативности системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду мы считаем увеличение числа поступивших в вузы по избранному в школе профилю подготовки.
Результаты подготовки учащихся к жизни и труду отслеживались на основе профессиональной и общественной экспертизы: развитие мотивации к освоению предметов общего образования на основе выбранного профиля обучения, развитие интереса к избранному профилю обучения на основе единства фундаментальности и практической ориентированности общего среднего образования и профильного обучения; междисциплинарного синтеза знаний учащихся для решения теоретических и практических задач как в будущей профессии, так и в реальной жизни.
Идея системной организации подготовки старшеклассников к жизни и труду на основе профильного обучения была теоретически осмыслена, успешно претворена в практике и дала высокие результаты в подготовке старшеклассников к участию в сегодняшней учебной и завтрашней трудовой деятельности, основанной на полученных знаниях и сформировавшемся интересе к будущей профессии.
Литература
1. Даутова О. Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении : учеб.-методич. пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 167 с.
2. Жилина А. И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования региона. - СПб.: ИОВ РАО, 2001. - 360 с.
3. Как построить профильную школу : пособие для рук. общеоб-разоват. учрежд. / В. Ю. Кричевский, В. С. Кошкина, Т. В. Щербакова, Т. П. Згоржельская. - 2-е изд. - СПб.: Просвещение, 2006. - 158 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Б. и., 2002. - 28 с.
5. Кобрина Л. М., Юнина В. В. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Личный дневник ученика. - СПб.: Корчаков-ский центр молодеж. программ «Реальный путь», 2005. - С. 28-31.
6. Немова Н. В. Управление системой профильного обучения в школе : методич. пособие / отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2006. - 207 с.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.
- 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.