Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН / РАЗДЕЛ «ГОВОРЕНИЕ» / СИСТЕМА ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ / ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ / UNIFIED STATE EXAM / ORAL PART OF THE EXAM / APPROACHING THE TASK ACTIVITIES / PREPARATION FOR THE ORAL PART OF THE EXAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Дегтярева Татьяна Владимировна

В статье описывается система разработанных упражнений, нацеленных на снятие трудностей у учащихся в процессе подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в 10-м классе на основе учебника «Forward 10 +».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Дегтярева Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARING SENIOR SCHOOL STUDENTS FOR DOINGTASKS OF THE ORAL PART OF THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH

The article describes the system of developed exercises aimed at eliminating difficulties for students in preparation for the oral part of the exam in English in grade 10 based on the textbook «Forward 10 +»

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ УСТНОЙ ЧАСТИ ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Мосина Маргарита Александровна

д-р пед. наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Дегтярева Татьяна Владимировна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: degtyariova.t@yandex.ru

PREPARING SENIOR SCHOOL STUDENTS FOR DOINGTASKS OF THE ORAL PART OF THE UNIFIED STATE EXAM IN ENGLISH

Margarita Mosina

Professor, the Department of Foreign Languages and Methods of Teaching, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: margarita_67@inbox.ru

Tatyana Degtyareva

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742, Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: degtyariova.t@yandex.ru

Аннотация, в статье описывается система разработанных упражнений, нацеленных на снятие трудностей у учащихся в процессе подготовки к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в 10-м классе на основе учебника «Forward 10 +».

Ключевые слова, Единый государственный экзамен, раздел «Говорение», система подготовительных упражнений, подготовка к устной части ЕГЭ.

Abstract: the article describes the system of developed exercises aimed at eliminating difficulties for students in preparation for the oral part of the exam in English in grade 10 based on the textbook «Forward 10 +».

Key words: Unified State Exam, oral part of the exam, approaching the task activities, preparation for the oral part of the exam.

Говорение в методической литературе определяется как способ устно-речевого общения, продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которой совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение.

Е.И. Пассов определяет его как выражение своих мыслей в целях решения задач общения [5]. Дж. С. Ричардс выделяет говорение - взаимодействие, говорение - передачу информации и говорение - выступление [4], а Н.Д. Гальскова дает такое определение термину: форма устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается

© Мосина М.А., Дегтярева Т.В., 2020

воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего [1].

Основной целью обучения говорению в средней школе является совершенствование умения учащихся осуществлять устно-речевое общение в соответствии с целями, задачами и условиями коммуникативной ситуации с соблюдением норм речевого и неречевого этикета.

Сформированность навыков говорения у учащихся старшей школы проверяется при сдаче устной части Единого государственного экзамена.

В 2015 г. в структуру экзамена была введена устная часть. Концепция устной части ЕГЭ по иностранным языкам представляет собой экзамен в компьютеризированной форме, без участия экзаменатора-собеседника, на основе особого программного обеспечения. Задания предъявляются экзаменуемому на экране компьютера, время на подготовку и на ответ отмеряется автоматически. Все время ответа ведется аудиозапись, которая позже в установленном порядке предоставляется для оценивания экспертам, прошедшим специальную подготовку.

На данный момент раздел «Говорение» включает в себя 4 задания открытого типа с развернутым ответом, из которых 3 задания базового уровня (1-3) и одно задание высокого уровня (4). Максимальный балл за выполнение раздела «Говорение» - 20 баллов.

Рассмотрим подробнее структуру устной части ЕГЭ по английскому языку (таблица).

Структура устной части ЕГЭ по иностранным языкам

Задание Содержание Уровень сложности Максим. балл Время на подготовку Время ответа

1 Прочитать вслух отрывок из информационного или научно-популярного стилистически нейтрального текста Базовый 1 1,5 мин 1,5 мин

2 Задать 5 вопросов на определенную тему (путешествия, покупки, еда, транспорт, занятия спортом и т.д.). Экзаменуемому предлагается визуальный стимул и ключевые слова Базовый 5 5 1,5 мин. 1 мин. 31 (о чем надо спросить). Базовый 5 1,5 мин 1 мин

3 Рассказать другу о сделанной тобой фотографии, почему ты сделал ее и почему хочешь показать ее другу (одна фотография на выбор экзаменуемого из трех) Базовый 7 1,5 мин 2 мин

4 Сравнить 2 предложенные фотографии (например, пляжный отдых и турпоход), выявить сходства, различия и рассказать о своих предпочтениях. Высокий 7 1,5 мин 2 мин

Проанализировав методические рекомендации экспертов [2], предназначенные для учителей с целью подготовки учащихся к сдаче раздела «Говорение» ЕГЭ, нами было разработано методическое пособие.

Разработанное нами методическое пособие, основанное на разделах учебника «Forward 10 Plus», имеет трехуровневую структуру:

1. Approaching the Task Activities;

2. Dong the Task Activities;

3. Feedback.

Подготовительные задания состоят из системы упражнений, которые направлены на снятие у учащихся трудностей, связанных с выполнением заданий 2, 3 и 4 раздела «Говорение».

Перед тем как разработать подготовительные упражнения, нами были составлены типовые тренировочные варианты к разделам 1-3 учебника «Forward 10 Plus».

Task 2. Study the advertisement.

éé- m Шг 1 Л

Your dream job in "YourTeam"!

You are considering getting a job at the office and now you'd like to get more information. In 1.5 minutes you are to ask five direct questions to find out about the following:

1) office location

2) opening hours

3) if diploma important

4) dress code

5) possible salary

You have 20 seconds to ask each question. Task 3. These are photos from your ^ album. Choose one photo to present to your friend._

You will have to start speaking in 1.5 minutes and will speak for not more tan 2 minutes (12-15 sentences). In your talk remember to speak about:

• where and when the photo was taken;

• what/who is in the photo;

• what is happening;

• why you keep the photo in your album;

• why you decided to show the picture to your friend

You have to talk continuously starting with "I've chosen photo number..."_

Task 4. Study the two photographs. In 1.5 minutes be ready to compare and contrast the photographs:

• give a brief description of the photos (action, location);

• say what the pictures have in common;

• say in what way the pictures are different;

• saywhich of the ways of taking an oral exam presented in the pictures you would prefer;

• explain why.

You will speak for not more than 2 minutes (12-15 sentences). You have to talk continuously.

Для успешного выполнения экзаменационных упражнений учащимся в общей сложности необходимо выполнить 21 подготовительное задание.

Так, например, для задания 2 (диалог-расспрос) были разработаны следующие типы заданий:

• Match the prompts and the questions

• Match the questions and the possible answers

• Fill in the gaps to make questions, using the right form of the words in the box.

• Correct the mistakes in the following questions.

• Ask questions to the underlined parts

• Complete the table

• Put questions to the following answers

Задание 3, в котором нужно описать одну фотографию, вызывает у экзаменуемых ряд трудностей, поэтому здесь было создано большое

количество опор [3]._

When and where the photo was taken

• The picture was taken in/ at/near.. .(place)

• The photo was taken in/at /during. (time)

• The photo was taken at. (a party)_

What/who is in the picture

• This picture shows.

• The photo shows .(place, person, scene) from a distance.

• . (place, person, scene) is shown from .

• This is a picture of. ._

Talking about position in the picture

• There is a . in/on . .

• There are . in/on . .

• We can see . in/on . .

Что касается задания 4 (сравнение двух фотографий), то здесь учащимся было предложено выполнить 7 подготовительных заданий, имеющих следующие формулировки:

• Look at the pictures attentively and answer the questions.

• Tell what you think about the following questions.

• Make a list of useful words and phrases to compare and contrast the photos.

• Compare and contrast these two pictures completing the following text.

• Read the following parts of the monologue (A-G) and put them in a logical way (1-7) according to the plan.

• Look at the pictures and complete the brief monologue.

• Compare and contrast the given photos orally using the table.

Так же, как и для задания 3, учащимся были предложены опоры в виде таблиц с полезными выражениями для сравнения и описания [3].

A brief description of the photos

• The first picture/Photo 1/ the picture on the left shows ...

• The second photo/ Photo 2/ the photo on the right shows.

Describing what the pictures have in common

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• There are many similarities ...

• Both pictures depict.

• Both pictures are quite similar in that they show .

• What the pictures have in common is

• They are virtually identical if we look at .

• There is one thing in common.

• The pictures have ... in common.

Both pictures are interesting, but ... gives a stronger idea of ... As for the differences, ... In the left-hand photo there is ., whereas in the right-hand one it's ... The first picture shows . , while the second .

The photos are really quite different (because) ...

The photos are very different (because)

The only difference is .

The main difference is .

One of the few differences is ...

The most important/ obvious apparent/

striking difference is .

There is a big/great/substantial/huge

They are almost the same in terms of

There are more similarities than differences.

As for the similarities, ... One of the few similarities is ... The most striking/ most obvious/most important/ most apparent/ most noticeable/ main similarity is .... They are quite/fairy similar - .

Linking Expressions Both. and ., likewise, ... , so do/does . .

Describing in what way the pictures are different

As for the differences between these two photos, ... .

The first picture ... , whereas the other picture .

Another important difference is . Picture .doesn't show .as clearly as.

Picture . attempts to ., but I think picture . does this more effectively.

difference between .

• Another difference is .

• An additional difference is.

• A more subtle difference is .

Linking Expressions But, whereas, although, while, on the one hand, on the other hand, in contrast (to/with) , unlike.

Speaking of preferences

• In my opinion, .

• I'd personally prefer .

• As for me, .

• This event/thing/ . really attracts me.

• I think it must be great.

• I've made such a choice because/as probably .

После выполнения подготовительных заданий и самих заданий устной части учащимся предлагается оценить свой прогресс и прогресс своего напарника при помощи чек-листов:

Point: Cross out a number every time your partner uses the key expressions from the given list: Assessment:

When?/Where? 1 * 2 * 3 * 4

What/ who? 1 * 2 * 3 * 4

What happening? 1 * 2 * 3 * 4

Why keep? 1 * 2 * 3 * 4

Why show? 1 * 2 * 3 * 4 Evaluate your progress

Yes No Need revising Need more practice

Task 2

I know the difference between direct and indirect questions

I can ask direct questions to the given prompts

I can put questions to the given answers

I know the word order in the questions

I asked 5 questions without any mistakes

I can help my partner with this task

Task 3

I know the plan of the monologue

I know useful words and phrases for the parts of the plan:

When and where the photo was taken

What/who is in the picture

What is happening

Why I keep the photo in my album

Why I decided to show the picture to my friend

I know the introductory and concluding phrases

I can speak without long pauses

Task 4

I know the plan of the monologue

I know useful words and phrases for the parts of the plan:

I can give a brief description of the photos (action, location)

I can say what the pictures have in common

I can say in what way the pictures are different

I can say what I would prefer

I can explain my choice

I know the introductory and concluding phrases

I can speak without long pauses

Таким образом, предложенная нами технология подготовки к выполнению заданий раздела «Говорение» ЕГЭ по английскому языку описывает планируемый результат, определенные этапы работы, средства обучения (комплекс упражнений), а также диагностический инструментарий (чек-листы).

Список литературы

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвист. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 336 с.

2. Вербицкая M3., Махмурян К.С. Английский язык: метод. рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом (раздел «Говорение»). - М.: ФИПИ, 2019.

3. Вербицкая М.В., Миндрул О.С., Нечаева Е.Н. Устная часть ЕГЭ по английскому языку: 10-11 классы: базовый и углубленный уровни: практикум / под ред. М.В. Вербицкой. - 3-е изд., стер. - М.: Вентана-Граф, 2019. - 112 с.: ил. - (Российский учебник: Forward).

4. Ричард Дж.С. Обучение аудированию и говорению: от теории к практике [Электронный ресурс]. - URL: [http://www.professorjackrichards.com/wp-content/uploads/teaching-listening-and-speaking-from-theory-to-practice.pdf]

5. Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. - Воронеж: ВГПИ, 1974. - Т. I. - 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.