Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРУСНЫЙ СПОРТ / СПОРТИВНЫЙ РЕЗЕРВ / ЯХТСМЕНЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семёнович, Скок Наталья Сергеевна

В статье рассмотрены некоторые результаты социологического исследования, связанного с изучением системы подготовки спортивного резерва в парусном спорте в Российской Федерации. Цель исследования - проанализировать состояние системы подготовки яхтсменов спортивного резерва в контексте выявления направлений повышения их технико-тактического мастерства. Результаты исследования: осуществлён анализ практики использования в тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва современных информационных технологий; изучен процесс их обучения современным тактическим приёмам; проанализированы некоторые аспекты развития у спортсменов специальных физических качеств. Выводы: Инновационные спортивные технологии подготовки яхтсменов, связанные с использованием информационно-аналитических систем регистрации местоположения и передвижения яхт, редко применяются российскими тренерами в процессе подготовки спортивного резерва. В тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва внимание уделяется лишь некоторой части тактических приёмов, используемых в парусном спорте, что сдерживает рост технико-тактического мастерства спортсменов. Развитию физических качеств, необходимых для успешного выполнения яхтсменами спортивного резерва технических элементов и тактических приёмов, уделяется большое внимание, но при этом не всегда осуществляется подбор индивидуальных комплексов упражнений с учётом физиологических и психологических особенностей конкретных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кочергин Андрей Николаевич, Рябчиков Вадим Владимирович, Куликов Владимир Семёнович, Скок Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SPORTS RESERVE IN SAILING: RESULTS AND CONCLUSIONS OF SOCIOLOGICAL STUDY

The article considers some results of the sociological study related to research of system of preparation of sports reserve in sailing in the Russian Federation. Objective of the study was to analyze the state of system of preparation of sports reserve yachtsmen in the context of identifying areas for upgrading their technical and tactical skills. Results: the authors implemented the analysis of practice of using modern information technologies in the training process of sports reserve yachtsmen, studied the process of their training in modern tactical techniques and analyzed some aspects of development of special physical qualities in athletes. Conclusion: innovative sports technologies of training yachtsmen related to the use of information and analytical systems for registration the location and movement of yachts are rarely used by Russian coaches in the process of training of sports reserve. In the training process of sports reserve yachtsmen, attention is being given only to some part of tactical techniques used in sailing, restraining growth of technical and tactical skills of athletes. Much attention is paid to development of physical qualities necessary for the successful performance of technical elements and tactical techniques by sports reserve yachtsmen, but individual sets of exercises based on physiological and psychological characteristics of specific athletes are not always selected.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

позволил разработать методические рекомендации по использованию бросков утяжеленных мячей при дифференцированном подходе в подготовке перворазрядников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Игнатьева В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - Москва : Физическая культура, 2005. - 267 с.

2. Котов Ю.Н. Эффективность применения результатов биомеханического анализа в совершенствовании техники бросков высококвалифицированных гандболистов / Ю.Н. Котов, И.В. Петрачева // Материалы VII Всероссийской конференции с международным участием научно-практической «Биомеханика двигательных действий и биомеханический контроль в спорте», 21-22 ноября. - Малаховка, 2019. - С. 126-129.

3. Биомеханические основы техники выполнения гандбольных бросков различными способами / И.В. Петрачева, Ю.Н. Котов, К.Б. Ясин, А.Ю. Вагин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - N 1 (131). - С. 181-185.

4. Ясин, К.Б. Индивидуализация совершенствования техники гандбольных бросков в опорном положении игроков высшей лиги /К.Б. Ясин., И.В. Петрачева // Спорт - дорога к миру между народами : материалы IV междунар. науч.-практ. конф., 16-19 окт. 2018 г - Москва, 2018. - С 94-98.

5. Ясин, К. Б. Формирование требований к биомеханическим характеристикам техники выполнения гандбольных бросков в опорном положении / К.Б. Ясин, И.В. Петрачева, Ю.Н. Котов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 99-101.

REFERENCES

1. Ignateva, V.Ya., Tkhorev, V.I. and Petracheva, I.V. (2005), Training of handball players on the stage of elite sportsmanship, Physical Culture, Moscow.

2. Kotov, Yu.N. and Petracheva I.V (2019). The effectiveness of the use of the results of biome-chanical analysis in improving the technique of throws of highly qualified handball players. materials of the VII All-Russian conference with international participation , scientific and practical " Biomechanics of motor actions and biomechanical control in sports", 21-22 November 2019. Malakhovka, pp. 126-129.

3. Petracheva, I.V; Kotov, Y.N.; Yaseen, Q.B. and Vagin, A.Y. (2016). "Biomechanical basic handball techniques for throwing in different ways",. Uchenye Zapiski Universiteta Imeni P.F. Lesgafta, No, 1 (131), pp 181-185.

4. Yaseen, Q.B. and Petracheva, I.V (2018), "Individualization of improving the throwing techniques with cross-over steps of handball players of high qualification", The IV International Scientific-Practical Conference "Sport - a way to peace between nations,16-17 October 2018. Moscow, pp.94-98.

5. Yaseen, Q.B.; Petracheva, I.V.and Kotov, Y.N. (2016), "The formation of the requirements for the biomechanical characteristics techniques during performing handball throwing from the support position", Theory and Practice of physical culture, No 3, pp. 99-101.

Контактная информация: q.yaseen@najah.edu

Статья поступила в редакцию 12.01.2021

УДК 797.14

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА В ПАРУСНОМ СПОРТЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Андрей Николаевич Кочергин, кандидат педагогических наук, Вадим Владимирович

Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Семёнович Куликов, кандидат технических наук, доцент, Наталья Сергеевна Скок, кандидат социологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые результаты социологического исследования, связанного с изучением системы подготовки спортивного резерва в парусном спорте в Российской Федерации.

Цель исследования - проанализировать состояние системы подготовки яхтсменов спортивного резерва в контексте выявления направлений повышения их технико-тактического мастерства. Результаты исследования: осуществлён анализ практики использования в тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва современных информационных технологий; изучен процесс их обучения современным тактическим приёмам; проанализированы некоторые аспекты развития у спортсменов специальных физических качеств. Выводы: Инновационные спортивные технологии подготовки яхтсменов, связанные с использованием информационно-аналитических систем регистрации местоположения и передвижения яхт, редко применяются российскими тренерами в процессе подготовки спортивного резерва. В тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва внимание уделяется лишь некоторой части тактических приёмов, используемых в парусном спорте, что сдерживает рост технико-тактического мастерства спортсменов. Развитию физических качеств, необходимых для успешного выполнения яхтсменами спортивного резерва технических элементов и тактических приёмов, уделяется большое внимание, но при этом не всегда осуществляется подбор индивидуальных комплексов упражнений с учётом физиологических и психологических особенностей конкретных спортсменов.

Ключевые слова: парусный спорт, спортивный резерв, яхтсмены, тренировочный процесс, технико-тактическое мастерство, информационно-аналитическая система.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.1.p150-155

PREPARATION OF SPORTS RESERVE IN SAILING: RESULTS AND CONCLUSIONS OF SOCIOLOGICAL STUDY

Andrey Nikolaevich Kochergin, the candidate of pedagogical sciences, Vadim Vladimirovich

Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Semenovich Kulikov, the candidate of technical sciences, senior lecturer, Natalia Sergeevna Skok, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education,

Sport and Health, St. Petersburg

Abstract

The article considers some results of the sociological study related to research of system of preparation of sports reserve in sailing in the Russian Federation. Objective of the study was to analyze the state of system of preparation of sports reserve yachtsmen in the context of identifying areas for upgrading their technical and tactical skills. Results: the authors implemented the analysis of practice of using modern information technologies in the training process of sports reserve yachtsmen, studied the process of their training in modern tactical techniques and analyzed some aspects of development of special physical qualities in athletes. Conclusion: innovative sports technologies of training yachtsmen related to the use of information and analytical systems for registration the location and movement of yachts are rarely used by Russian coaches in the process of training of sports reserve. In the training process of sports reserve yachtsmen, attention is being given only to some part of tactical techniques used in sailing, restraining growth of technical and tactical skills of athletes. Much attention is paid to development of physical qualities necessary for the successful performance of technical elements and tactical techniques by sports reserve yachtsmen, but individual sets of exercises based on physiological and psychological characteristics of specific athletes are not always selected.

Keywords: sailing, sports reserve, yachtsmen, training process, technical and tactical skills, information and analysis system.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время сотрудники Научно-исследовательского института спортивных, оздоровительных технологий и социально-экономических проблем НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург в рамках государственного задания выполняют научно-исследовательскую работу «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения подготовки спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1080 от 20 декабря 2019 года). В процессе выполнения данной работы было проведено социологическое исследование «Подготовка спортивного резерва

в парусном спорте». Вопросы анкет, разработанных для проведения данного исследования, были сформулированы таким образом, чтобы проанализировать ряд аспектов, характеризующих процесс подготовки яхтсменов спортивного резерва.

В опросе приняли участие 290 респондентов, из них - 43 тренера и 247 спортсменов (возраст 14-18 лет), представляющих 9 организаций, осуществляющих подготовку яхтсменов спортивного резерва, из следующих городов: Балтийск, Санкт-Петербург, Севастополь, Сочи, Таганрог, Тольятти. Некоторые результаты социологического исследования «Подготовка спортивного резерва в парусном спорте» представлены в данной статье.

Цель исследования - проанализировать состояние системы подготовки яхтсменов спортивного резерва в контексте выявления направлений повышения их технико-тактического мастерства.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Большое внимание в ходе социологического исследования уделялось анализу ответов респондентов на вопросы, связанные с использованием в процессе подготовки яхтсменов спортивного резерва современных информационных технологий. Актуальность использования современных информационных технологий в парусном спорте, в том числе информационно-аналитических систем регистрации местоположения и перемещения яхт, подчёркивается в целом ряде публикаций [1-4].

По результатам опроса яхтсменов спортивного резерва определено, что в тренировочном процессе больше половины респондентов (52,0%) современные информационные технологии не используют (рисунок 1).

%

60

50

40

30

20

10

51,5

44,5

4,0

г~1

□ Информационно-аналитические комплексы для регистрации

местоположения яхт и их передвижения

□ Системы получения и анализа видеоизображения техники управления парусными судами

□ Не используем

Рисунок 1 - Распределение ответов спортсменов на вопрос: «Используются ли в Вашей тренировочной деятельности современные информационные технологии?», %

В тоже время, значительная часть опрошенных ответила, что в их тренировочной деятельности применяются системы получения и анализа видеоизображения техники управления парусными судами (44,0%), в комментариях они отмечают, что используют для этой цели личные мобильные телефоны. В целом же следует отметить низкий уровень использования (4,0%) информационно-аналитических комплексов для регистрации местоположения парусных судов и их передвижения в тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва.

Отвечая на аналогичный вопрос, тренеры отметили, что используют системы получения и анализа видеоизображения техники управления парусными судами (66,6%), используют мобильный телефон для фото-, видеосъемки, GPS (16,7%), не используют (16,7%).

Таким образом, ответы спортсменов и тренеров свидетельствуют о том, что использование современных информационных технологий в практике подготовки яхтсменов спортивного резерва в основном сводится к различным вариантам получения и ана-

0

лиза видеоизображения техники управления яхтами. Наиболее передовые информационные технологии, связанные с использованием информационно-аналитических систем регистрации местоположения и перемещения яхт, в настоящее время не нашли в России широкого распространения в практике подготовки спортивного резерва в парусном спорте.

В ходе социологического исследования респондентам также были заданы вопросы с целью выявить: осуществляется ли развитие у яхтсменов спортивного резерва физических качеств, необходимых для успешного выполнения технических элементов и тактических приемов (если осуществляется, то какие необходимые для этого упражнения выполняют спортсмены в процессе тренировок).

По мнению опрошенных спортсменов (таблица 1), наибольшее значение для успешного выполнения яхтсменами технических элементов и тактических приемов имеют следующие физические качества:

- быстрота - 87,9% (в приложении 4 к Федеральному стандарту спортивной подготовки по виду спорта «парусный спорт» (ФССП) это качество обозначено как «скоростные способности», которое оказывает среднее влияние);

- координационные способности - 72,1% (по ФССП это качество имеет значительное влияние);

- выносливость - 64,4% (по ФССП это качество оказывает среднее влияние).

Таблица 1 - Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие физические качества, по Вашему мнению, необходимы для успешного выполнения технических элементу_

№ п/п Физическое качество %

1 Быстрота (скоростные способности) 87,9

2 Координационные способности 72,1

3 Выносливость 64,4

4 Мышечная сила 52,2

5 Гибкость 32,4

6 Другие (укажите какие) 14,2

Примечание - сумма ответов респондентов превышает 100%, т. к. им было предложено выбрать все возможные варианты ответа.

Кроме того, опрошенным спортсменам представляется необходимым наличие у яхтсменов таких качеств как «мышечная сила» - 52,2% (по ФССП имеет значительное влияние) и «гибкость» - 32,4% (по ФССП имеет среднее влияние).

Обозначенный выше вопрос тренерам был предложен в открытой форме. Анализ полученных ответов показал, что они придают большое значение развитию физических качеств у яхтсменов спортивного резерва в контексте повышения их технико-тактического мастерства (таблица 2).

Таблица 2 - Ответы тренеров на вопрос: «Какие физические качества, по Вашему мнению, необходимы для успешного выполнения технических элементов и тактических приемов?», %_

№ п/п Физическое качество %

1 Мышечная сила 81,4

2 Вестибулярная устойчивость 81,4

3 Выносливость, 74,4

4 Скоростные способности 72,1

5 Координационные способности 62,8

6 Гибкость 41,9

Примечание - сумма ответов респондентов превышает 100%, т. к. им было предложено выбрать все возможные варианты ответа.

Почти все опрошенные яхтсмены спортивного резерва (96,0%) в ходе опроса отметили, что развивают у себя физические качества, необходимые для успешного

выполнения технических элементов и тактических приёмов. Отвечая на аналогичный вопрос, все тренеры (100,0%) отметили, что развивают у спортсменов физические качества, необходимые для успешного выполнения технических элементов и тактических приемов.

Кроме того, все тренеры (100,0%) отметили, что в процессе тренировок они дают спортсменам указания, необходимые для успешного выполнения технических элементов и тактических приемов. Все опрошенные яхтсмены спортивного резерва (100%), отвечая на аналогичный вопрос, отметили, что получают в процессе тренировок соответствующие указания.

В тоже время результаты проведённого опроса позволяют констатировать наличие некоторого несоответствия между уверенностью всех опрошенных яхтсменов спортивного резерва в том, что они развивают у себя физические качества, необходимые для успешного выполнения технических элементов и тактических приёмов, и отсутствием у ряда спортсменов чётких представлений о сущности и значении этих качеств. Наличие такого несоответствия, на наш взгляд, связано с недостаточностью теоретических знаний у отдельных яхтсменов спортивного резерва.

ВЫВОДЫ

Анализ состояния системы подготовки яхтсменов спортивного резерва позволяет сформулировать ряд выводов. Во-первых, современные информационные технологии не в должной мере применяются в тренировочном процессе российских яхтсменов спортивного резерва. В настоящее время в рамках их спортивной подготовки в основном используются средства получения и анализа видеоизображения техники управления яхтами (преимущественно смартфоны, на которых зачастую даже не установлено специализированное программное обеспечение). Инновационные спортивные технологии подготовки яхтсменов, связанные с использованием информационно-аналитических систем регистрации местоположения и передвижения яхт, крайне редко применяются российскими тренерами в процессе подготовки спортивного резерва.

Во-вторых, в ходе исследования было выявлено, что в процессе подготовки яхтсменов спортивного резерва осуществляется обучение тактическим приемам, используемым в ходе регат. В тоже время такое обучение не всегда можно считать системным и целенаправленным, поскольку значительная часть опрошенных яхтсменов спортивного резерва имеет поверхностное представление о сущности, значении и классификациях тактических приёмов, используемых в парусном спорте. Анализ ответов опрошенных тренеров показал, что в тренировочном процессе яхтсменов спортивного резерва внимание уделяется лишь некоторой части тактических приёмов, используемых в парусном спорте, что, безусловно, сдерживает рост технико-тактического мастерства спортсменов.

В-третьих, в ходе исследования было выявлено, что почти все опрошенные яхтсмены спортивного резерва и тренеры уделяют внимание развитию физических качеств, необходимых для успешного выполнения технических элементов и тактических приёмов. При этом у некоторых яхтсменов спортивного резерва в ходе анкетирования было выявлено отсутствие чётких представлений о сущности и значении этих физических качеств. Кроме того, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что в процессе подготовки молодых яхтсменов не всегда осуществляются индивидуальные тренировки. Ответы значительной части опрошенных яхтсменов спортивного резерва свидетельствуют о том, что в ходе их спортивной подготовки не всегда осуществляется подбор индивидуальных комплексов упражнений с учётом физиологических и психологических особенностей конкретных спортсменов.

Выводы, полученные на основе анализа состояния системы подготовки яхтсменов спортивного резерва, станут основой для проведения дальнейших исследований,

связанных с выявлением направлений повышения их технико-тактического мастерства.

Исследование проводится в рамках государственного задания ФГБОУ ВО «НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург» на выполнение научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по повышению технико-тактического мастерства и совершенствованию психолого-педагогического сопровождения подготовки спортивного резерва в парусном спорте» (на основании Приказа Минспорта России № 1080 от 20 декабря 2019 года).

ЛИТЕРАТУРА

1. Ашкинази С.М. О возможностях использования информационно-аналитической системы SailData в процессе подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3. - С. 29-33.

2. Пути оптимизации подготовки спортивного резерва в парусном спорте / С.М. Ашкинази, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Т.А. Бородина // Ценности, традиции и новации современного спорта : материалы Междунар. науч. конгресса, Минск, 18-20 апр. 2018 г : в 2 ч. / Белорус. гос. унт физ. культуры. - Минск, 2018. - Ч. 1. - С. 29-30.

3. Актуализация стратегических направлений развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года / С.Е. Бакулев, В.А. Таймазов, С.М. Ашкинази, А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 2. - С. 3-6.

4. Анализ характеристик информационно-аналитических комплексов, используемых в парусном спорте / А.Н. Кочергин, В.В. Рябчиков, В.С. Куликов, Е.А. Бавыкин // Учёные записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2. - С. 168-172.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

REFERENCES

1. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V. and Kulikov, V.S. (2018), "About possibilities of using SailData information and analysis system in preparation of sports reserve in sailing", Uchenye zapiski uni-versiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 29-33.

2. Ashkinazi, S.M., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Borodina, T.A. (2018), "Ways to optimize the preparation of sports reserve in sailing", Values, traditions and innovations of modern sports: materials of the International Scientific Congress, Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, part 1, pp. 29-30.

3. Bakulev, S.E., Taymazov, V.A., Ashkinazi, S.M., Kochergin, A.N. and Ryabchikov, V.V. (2019), "Progress of national physical education and sports development strategy for period up to 2030", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 3-6.

4. Kochergin, A.N., Ryabchikov, V.V., Kulikov, V.S. and Bavykin, E.A. (2020), "Analysis of characteristics of informational and analytical complexes used in sailing", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 180, No. 2, pp. 168-172.

Контактная информация: volik1093@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.12.2020

УДК 796.015.47

ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРИЕМОВ ЕДИНОБОРСТВ КУРСАНТОВ РАЗЛИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Алексей Викторович Садков, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России; Станислав Александрович Пауесов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Пермский военный институт войск национальной гвардии России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.