Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ'

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Болонская система образования / криминалистика / качество образования / теоретические знания / практические навыки / модуль / оценивание / иммерсивные технологии / Bologna education system / criminology / quality of education / theoretical knowledge / practical skills / module / assessment / immersive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чихрадзе Анна Михайловна

Аргументированы основные причины отказа от Болонской системы в системе подготовки специалистов правоохранительных органов в Российской Федерации. Целесообразность подобного предложения рассматривается через призму изучения курсантами такой практико-ориентированной дисциплины, как криминалистика. Также проиллюстрировано влияние особенностей Болонской системы образования на качество освоения курсантами знаний по дисциплине криминалистика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чихрадзе Анна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF LAW ENFORCEMENT SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA SYSTEM

The article argues the main reasons for the abandonment of the Bologna system in the system of training law enforcement specialists in the Russian Federation. The feasibility of such a proposal is considered through the prism of cadets studying such a practice-oriented discipline as “Forensics”. The influence of the methodological features of the Bologna education system on the quality of cadets’ mastery of knowledge in the discipline “Forensic Science” is also illustrated.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ»

УДК 343.9 DOI: 10.24412/2071-6184-2024-2-21-21

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В КОНТЕКСТЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ

А.М. Чихрадзе

Аргументированы основные причины отказа от Болонской системы в системе подготовки специалистов правоохранительных органов в Российской Федерации. Целесообразность подобного предложения рассматривается через призму изучения курсантами такой практико-ориентированной дисциплины, как криминалистика. Также проиллюстрировано влияние особенностей Болонской системы образования на качество освоения курсантами знаний по дисциплине криминалистика.

Ключевые слова: Болонская система образования, криминалистика, качество образования, теоретические знания, практические навыки, модуль, оценивание, иммерсивные технологии.

В современной образовательной практике возникают серьезные вызовы, связанные с подготовкой квалифицированных кадров для органов МВД. Болонская система, призванная унифицировать и сделать более гибким процесс обучения, в реальности не всегда учитывает национальную специфику подготовки специалистов правоохранительной сферы. Как верно отмечает В.С. Романюк, при реализации Болонских принципов ведомственное образование не должно утратить то позитивное, что было накоплено в предыдущие годы, а именно -фундаментальность и академичность в подготовке курсантов и слушателей и интеграцию науки в образование. В противном случае ведомственное образование рискует превратиться в традиционную для западных, в том числе и европейских, стран полицейскую школу с узким и специфичным набором изучаемых дисциплин [1]. Эта система, акцентирующая внимание на теоретических знаниях и краткосрочных образовательных программах, показала меньшую эффективность в детальном изучении таких сложных и практико-ориентированных дисциплин, как, например, криминалистика.

Современная тенденция в российском образовании (начиная с 2022 года) ведет к отказу от стандартов этой системы, о чем свидетельствуют законодательные инициативы принятия соответствующих изменений в законодательство. Однако до настоящего времени этот вопрос остается открытым, поскольку резкий уход от Болонской системы, которая внедрялась в России на протяжении последних двадцати лет, также не представляется возможным с юридической точки зрения [2, с. 62]. Тем не менее предполагаем, что последовательный отказ вполне обоснован и даже необходим, например, в сфере ведомственного образования, в том числе в целях повышения его эффективности (подобное решение было принято на этапе внедрения Болонской системы образования в отношении медицинской сферы) [3, с. 202]. Дополнительно аргументировать это

можно и тем, что качеству образования может быть нанесен невосполнимый урон, если не учитывать специфику подготовки специалистов в конкретных областях [4, с. 8; 5, с. 90].

Вопросы внедрения Болонской системы образования в России были объектом научных исследований ученых в сфере юриспруденции (Е.В. Емельянова, В.С. Романюк, В.И. Силенков, В.И. Цыганов) педагогики (Н.А. Кучуб), а также иных отраслей научного познания (О.Е. Качкова, Т.А. Плаксунова, К.А. Хубиев, И.П. Фирова). Однако дискуссия, возникшая с момента вступления России в Болонскую систему, так и не дала однозначного ответа о ее эффективности и целесообразности в нашей стране.

Указанные факторы придают особую актуальность вопросу необходимости ухода от Болонской системы, в первую очередь в сфере подготовки специалистов правоохранительной системы. В современных социальных, политических и экономических реалиях она не совсем отвечает интересам обучения в этом направлении тех лиц, которые в будущем должны обеспечить надлежащий уровень защиты государства от внутренних и внешних угроз. В этом аспекте следует согласиться с высказыванием Е.В. Емельяновой и В.И. Силенкова о том, что участие Российской Федерации в Болонском процессе в целях создания единого Европейского пространства высшего образования содержит скрытые негативные последствия, существенно ослабляющие национальную систему образования и, как следствие, национальную безопасность страны [6, с. 91]. Указанные проблемные аспекты предлагаем рассматривать не глобально, а с точки зрения соотношения методики и качества обучения в Болонской системе через особенности преподавания такой дисциплины, как криминалистика.

Целью статьи является исследование особенностей подготовки специалистов в правоохранительной системе в контексте Болонского процесса на примере преподавания базовой для юридического направления дисциплины криминалистика.

Криминалистика как учебная дисциплина сегодня является базовой в системе юридической подготовки. Имея достаточно широкий и разнородный спектр содержательных направлений, специфическую методологию, подобная система научного знания требует не только теоретического осмысления, но и практической отработки, особенно когда речь идет о специализированной подготовке высококвалифицированных специалистов, способных эффективно решать задачи в сложных условиях.

Практические аспекты обучения в криминалистике требуют интенсивного взаимодействия студентов с реальными кейсами и ситуациями, которые сложно моделировать в рамках кратковременных учебных курсов, наличие которых предполагает Болонская система обучения. Как верно отмечено в отечественных научных исследованиях, сотрудник, наделенный властными полномочиями, не имея жизненного опыта, с поверхностными теоретическими знаниями в области юриспруденции может не только допустить непоправимые ошибки в следственной практике, но и дискредитировать работодателя, подорвать веру граждан в справедливость и социальную защищенность [7, с. 51].

После присоединения Российской Федерации к Болонскому процессу основные ее принципы хотя и вошли в отечественное образовательное пространство, однако так и не достигли своей истинной цели и соблюдались формально в силу объективной невозможности их полной реализации. Таким образом, Болонская система образования не только не смогла решить одну из главных проблем - повышение качества образования, но и создала новые сложности, в особенности при преподавании практико-ориентированных дисциплин (например, криминалистики), которые по содержательному признаку можно объединить в четыре основных блока.

Первый блок проявляется в том, что переход от специалитета к бакалавриату существенно сократил время практической подготовки, сместив акцент на теоретические знания. Несомненно, они составляют необходимый базис для изучения любой дисциплины. Однако в случае криминалистики как практико-ориентированного курса практические навыки являются неотъемлемой частью образовательного процесса, успешное усвоение которых и будет свидетельствовать о его качестве. Так, приобретенные курсантами (слушателями, студентами) теоретические познания о правовых и тактических основах проведения следственных действий, способах и методиках обнаружения, фиксации, изъятия и исследования доказательств без должной практической отработки могут привести не только к общему снижению качества их специальной подготовки, но и ошибкам в правоприменительной практике. Количественное сокращение практических занятий также ограничивает возможности для междисциплинарной интеграции, которая необходима для полного уяснения криминалистических теорий и концепций.

Второй блок - нарушение целостности материала. Болонская система предполагает разделение учебного курса на модули. Модуль рассчитан на определенный короткий период времени и посвящается, как правило, узкой тематике, что может быть недостаточным для глубокого изучения сложных и многогранных тем. Криминалистика - сложная практико-ориентированная учебная дисциплина, которая требует уяснения и понимания корреляционных связей между элементами как внутри указанной дисциплины и области научного познания, так и между областями юриспруденции, а также иными науками (например, психологии, психиатрии, биологии, физики, химии и др.). Ограниченность во времени каждого модуля может не предоставлять достаточно времени для осмысления и полного понимания сложных концепций, часто выходящих за рамки юриспруденции.

Третий блок - система оценивания. В рамках Болонской системы оценивание смещено в сторону формальных аспектов знаний, таких как тесты и экзамены, что может не отражать в полной мере реальных практических умений и навыков курсантов (слушателей, студентов). Криминалистика - это практико-ориентированная дисциплина, а поэтому важным является умение правильно применять полученные теоретические знания в различных ситуациях (в том числе в рамках игровых кейсов), что сложно адекватно оценить посредством традиционного тестирования.

Система оценивания в Болонской системе сместила акцент на количественные метрики - необходимые 100 баллов за выполненные задания, что привело к установлению, как правило, однотипного оценивания вне зависимости от области научного знания и излишнему упрощению процесса оценки. В криминалистике важно не только выполнение заданий «на бумаге» но и качество аналитической работы, способность обучающихся к креативному решению проблем и умение адаптироваться к нестандартным ситуациям, быстро принимать в них наиболее эффективные решения с наименьшими тактическими рисками. Оценка, основанная только на количественных показателях, не отражает в полном объеме эти критически важные умения.

В стандартизированной системе оценивания отсутствует гибкость для индивидуального подхода к каждому курсанту (слушателю, студенту). Хотя рабочие программы учебных дисциплин и предусматривают баллы за индивидуальные задания, однако в общей системе оценивания они не являются существенными, как правило, составляют 10-15 % от общей оценки за модуль либо курс в целом. При изучении криминалистики обучающиеся могут проявлять разные сильные стороны, например, в лабораторной работе или в теоретическом анализе. Система, которая не учитывает эти индивидуальные различия, не способствует полноценному развитию потенциала каждого курсанта (слушателя, студента), а также значительно снижает мотивацию. Вышеперечисленные аспекты подчеркивают, что стандартизация оценок и результатов может существенно ухудшить качество образования в целом, а также в изучении конкретной дисциплины, например криминалистики, снижая эффективность обучения и адаптацию к реалиям профессиональной деятельности в сфере правопорядка.

Четвертый блок - ограничение взаимодействия с преподавателем. Бо-лонская система характеризуется увеличением нагрузки на преподавателя посредством лекционных аудиторных занятий, тем самым значительно снижая время на индивидуальное общение. Криминалистика, являясь сложной практи-ко-ориентированной дисциплиной, имеющей многочисленные междисциплинарные связи, требует от обучающегося освоения практических навыков, что затруднительно при сокращении времени для взаимодействия преподавателя и курсанта (слушателя, студента), при отсутствии возможностей для проведения глубоких дискуссий и отработки сложных тем. Подобное сокращение влечет за собой поверхностное усвоение материала дисциплины и недостаточную с точки зрения качества обучения подготовленность к практической работе.

Кроме этого, изучение курса криминалистики требует индивидуализированного подхода к обучающемуся либо их группе, учитывая способности к обучению. В условиях сокращенного взаимодействия с преподавателями, сложно адаптировать учебный процесс под конкретные образовательные и профессиональные потребности курсантов (слушателей, студентов). Мотиваци-онная поддержка, которую преподаватели могут предоставлять студентам в процессе обучения, играет важную роль в успехе образовательного процесса. В условиях Болонской системы, где преподаватели зачастую перегружены аудиторной нагрузкой и не могут уделить достаточно времени каждому курсанту (слушателю, студенту), соответственно, уровень такой поддержки значительно

снижается. Указанные обстоятельства приводят к снижению мотивации к обучению, а также недостаточной реализации потенциала курсантов (слушателей, студентов).

Таким образом, вышеуказанные аспекты демонстрируют, что следствием чрезмерного акцента на теоретических знаниях в ущерб практическим навыкам, не всегда обоснованное содержательно деление учебного материала, снижение прямого индивидуального взаимодействия преподавателя и обучающегося является серьезное снижение качества обучения, в особенности когда речь идет о специализированных и практически ориентированных дисциплинах, таких как криминалистика. Это определяет целесообразность системного пересмотра подходов к образованию в ведомственных вузах, с уклоном в сторону большего количества практических занятий и углубленного изучения материала.

Еще одним перспективным аспектом, который следует учитывать на этапе реформирования отечественной системы образования, является использование иммерсивных технологий. Их внедрение в обучение практико-ориентированных дисциплин, в частности криминалистики, позволит курсантам (слушателям, студентам) еще на этапе обучения эффективно освоить новейшие методы и инструменты, используемые в правоприменительной практике, быть непосредственным участником следственных действий с минимальными тактическими рисками, отработать теоретические знания, что в значительной степени повысит их конкурентоспособность на рынке труда [8, с. 425; 9, с. 19]. Таким образом, представленное научное исследование затрагивает актуальные вопросы, связанные с подготовкой специалистов в сфере правоохранительных органов в контексте использования, а также постепенного ухода от Болонской системы образования.

Принятие Болонской системы определило одними из основных целей высшего образования унификацию и гибкость образовательных программ. Однако подобный подход игнорирует национальную специфику подготовки специалистов в правоохранительной сфере, которая должна характеризоваться своей фундаментальностью и академичностью, обеспечивая тем самым глубокое понимание дисциплин и практическую интеграцию науки в образовательный процесс.

Болонская система оказала существенное влияние на преподавание в высшей школе, в частности на блок практико-ориентированных дисциплин, таких как криминалистика, являющаяся базовой в юридической подготовке. В статье выделено четыре основных аспекта, свидетельствующих о необходимости отказа от Болонской системы образования в ведомственных образовательных учреждениях. Так, система смещается акценты на теоретические знания, что затрудняет глубокое изучение сложных практико-ориентированных дисциплин, в частности криминалистики, значительно снижая уровень практической апробации изученного теоретического материала. Блоковое изолированное изучение криминалистики нарушает целостное восприятие курса, нарушая корреляционные междисциплинарные связи. Кроме того, система оценивания ориен-

тирована на формальные аспекты знаний, что не позволяет полноценно оценивать практические навыки и способности, необходимые в профессиональной деятельности правоохранительных органов. Болонская система также привела к существенному увеличению аудиторной нагрузки на преподавателей, что привело к уменьшению времени для индивидуальной работы с курсантами (слушателями, студентами). Указанный процесс оказал негативное воздействие на мо-тивационную составляющую обучения, а также вызвал трудности в освоении практических навыков. Кроме этого, в статье подчеркивается необходимость пересмотра образовательных подходов в ведомственных вузах, включая постепенный отказ от Болонской системы. Это подразумевает увеличение доли практических занятий, более углубленное изучение материала и применение иммер-сивных технологий, позволяющих будущим специалистам эффективно освоить новейшие методы и инструменты, используемые в следственной практике.

Список литературы

1. Романюк В.С. Перспективы реформирования системы обучения в образовательных учреждениях системы МВД РФ в свете Болонской конвенции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-reformirovaniya-sistemy-obucheniya-v-obrazovatelnyh-uchrezhdemyah-sistemy-mvd-rf-v-svete-bolonskoy-konventsii-1/viewer (дата обращения: 01.05.2024).

2. Хубиев К.А. Причины отказа от Болонской системы и задачи создания новой национальной системы образования // Вопросы политической экономии. Вып. 2. 2023. С. 60-69.

3. Фирова И.П. Формирование новой системы подготовки кадров высшего образования в России // Глобальный научный потенциал. 2023. № 5 (146). С.202-204.

4. Плетушков М.С. Россия в Болонской системе и проблемы качества высшего образования // Вестник института мировых цивилизаций. 2010. № 2. С. 8-10.

5. Цыганов В. Болонский процесс и качество юридического образования в России // Власть. 2010. № 12. С. 87-90.

6. Емельянова Е.В., Силенков В.И. Болонская система как инструмент разрушения отечественной системы образования и угроза национальной безопасности страны // Правда и закон. 2023. № 1 (23). С. 86-92.

7. Первозванский В.Б., Силенков В.И. Реформирование образования в России в свете Болонского процесса в контексте национальной безопасности // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 49-55.

8. Чихрадзе А.М. Иммерсивный подход в преподавании курса «Криминалистика» // Криминалистика - наука без границ: традиции и новации [Электронный ресурс]: материалы Международной научно-практической конференции, Санкт Петербург, 30 ноября - 1 декабря 2023 года / сост. А.Р. Акиев. Электрон. дан. (13,2 Мб). Санкт Петербург: Санкт Петербургский университет МВД России, 2024. С. 424-428.

9. Корнеева Н.Ю., Уварина Н.В. Иммерсивные технологии в современном профессиональном образовании // Современное педагогическое образование. 2022. № 6. С. 17-22.

Чихрадзе Анна Михайловна, канд. юрид. наук, доцент кафедры криминалистики, aniamako@rambler. ru, Россия, г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский университет МВД России

TRAINING OF LAW ENFORCEMENT SPECIALISTS IN THE CONTEXT OF THE BOLOGNA

SYSTEM

A.M. Chikhradze

The article argues the main reasons for the abandonment of the Bologna system in the system of training law enforcement specialists in the Russian Federation. The feasibility of such a proposal is considered through the prism of cadets studying such a practice-oriented discipline as "Forensics". The influence of the methodological features of the Bologna education system on the quality of cadets' mastery of knowledge in the discipline "Forensic Science" is also illustrated.

Key words: Bologna education system, criminology, quality of education, theoretical knowledge, practical skills, module, assessment, immersive technologies.

Chikhradze Anna Mikhailovna, candidate of law sciences, Associate Professor, Department of Criminalistic, aniamako@rambler.ru, Russia, St. Petersburg, St. Petersburg University of the MIA of Russiа

УДК 343.9 DOI: 10.24412/2071-6184-2024-2-27-38

К ВОПРОСУ О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ МЕДИЦИНСКИМИ РАБОТНИКАМИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В. Бобровская

Преступления, совершаемые медицинскими работниками в сфере профессиональной деятельности, зачастую не являются умышленными, а следовательно, их предупреждение требует особого внимания к причинам и условиям их совершения, так как это обстоятельство во многом зависит от системных несовершенств рассматриваемой сферы деятельности. В ходе исследования были применены диалектический метод познания, комплекс общенаучных методов познания (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также ряд специальных методов познания (формально-юридический, системный, статистический). В результате рассмотрения факторов, обуславливающих преступность в сфере здравоохранения, был сделан вывод о том, что к ним традиционно относят недостаточность ресурсного обеспечения в данной сфере и наличие организационных недостатков, обусловленных кризисом системы здравоохранения, а также последствия профессионального выгорания меди-цинскихработников. Анализ статистических данных о состоянии здравоохранения в России за период с 2015 по 2021 год позволил сделать вывод о том, что предложения о применении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.