Научная статья на тему 'Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров'

Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верзунова Л. В., Посохина Е. В.

В статье описаны условия и содержание подготовки тьюторов из числа специалистов муниципальной методической службы. Дается обоснование основных характеристик функционирования тьютора. Рассмотрена примерная программа подготовки специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Сетевое сообщество педагогов как новая модель распространения инновационной образовательной практики школ Белгородской области», № 08-06-55630 а/Ц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верзунова Л. В., Посохина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Specialists in Municipal Service for Educational Methodology for Tutoring as a Means to Raise the Professionalism of Pedagogical Cadres

The article describes conditions and content of tutor training among specialists in municipal service for educational methodology and gives grounds for basic characteristics of tutorial activity. The authors offer a provisional programme for preparation of specialists in municipal service for educational methodology for tutoring in professional development of pedagogical cadres.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров»

І1І111ІІ № 3, 2008 ІІІІІЙШІ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ*

Л. В. Верзунова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Белгородского государственного университета,

Е. В. Посохина, доцент кафедрыг управления образовательными системами Белгородского регионального института повыгшения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов

В статье описаны условия и содержание подготовки тьюторов из числа специалистов муниципальной методической службы. Дается обоснование основных характеристик функционирования тьютора. Рассмотрена примерная программа подготовки специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров.

Современная теория образования исходит из гуманистической парадигмы в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения возможностей выбора и самоопределения каждого его участника, необходимости гарантировать субъект-субъектные взаимоотношения педагога и обучаемого. Это требует перестройки не только профессиональной подготовки будущего учителя, но и процесса повышения квалификации уже работающих педагогов, в связи с чем на современном этапе развития системы образования заново осмысливаются подходы к организации данного процесса.

Изучение современной отечественной литературы, связанной с проблемами повышения квалификации и самосовершенствования работников образования, показывает, что до сих пор остаются дискуссионными вопросы о направлениях модернизации содержания повышения квалификации, поисках его современных организационных форм, взаимосвязи использования методов обучения и самообразования в системе дополнительного профессионального педагогического образования, о задачах и содержании деятельности специалистов муниципальных методических служб по обес-

печению непрерывного повышения квалификации в межкурсовой период. К другим проблемам можно отнести недостаточно оперативное удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, отсутствие специализированных моделей методических учреждений на муниципальном уровне для реализации дифференцированного подхода к работе с учителями, имеющими разные информационные и профессиональные потребности.

Муниципальная методическая служба должна сопровождать развитие профессионализма кадров. Поддержка может оказываться различными видами ресурсов: информацией, финансами, методическими рекомендациями, учебной литературой, а также набором услуг: образовательных, консалтинговых, тью-торских, исследовательских, экспертных и т. д. Все это может носить как практический характер (методист непосредственно включается в реальный процесс решения конкретных проблем), так и интеллектуальный (создаются условия для самообразования и саморазвития). Интеллектуальное сопровождение в большей степени оказывается при обучении кадров, в процессе консалтинга и тью-торского сопровождения.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Сетевое сообщество педагогов как новая модель распространения инновационной образовательной практики школ Белгородской области», № 08-06-55630 а/Ц.

© Л. В. Верзунова, Е. В. Посохина, 2008

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Обратимся к характеристике обучения как наиболее востребованной и реальной на данном этапе развития методических служб деятельности. Одним из ключевых субъектов, обеспечивающих эффективность системы повышения квалификации в межкурсовой период, выступает тьютор — специалист особого типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности педагогов. Необходимость подготовки тьюторов из числа специалистов муниципальной методической службы может быть обоснована следующим. Во-первых, в российской системе образования в условиях ее модернизации наметилась тенденция, связанная с усилением роли повышения квалификации не столько на соответствующих курсах, сколько в межкурсовой период, однако существующая система методического сопровождения с этой проблемой справляется не в полной мере. Во-вторых, специалисты муниципальной методической службы слабо владеют приемами организации внутригрупповых процессов в ходе межкурсовых мероприятий с целью обмена педагогическим опытом.

В общем виде целью работы тьютора является создание условий для становления педагогов как субъектов, развивающих собственную профессиональную компетентность. Предназначение тьютора — актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.

В своей деятельности тьютор реализует ряд функций:

— контрольно-диагностическую, которая обеспечивает выбор адекватной стратегии при проектировании деятельности педагогов в межкурсовой период. Особенностью диагностической деятельности тьютора является большее по

сравнению с традиционным взаимодействием внимание, которое уделяется получению обратной связи от педагогов. Диагностируется не только состояние педагогов с точки зрения развития их компетентности, но и уровень удовлетворенности процессом и результатами деятельности в межкурсовой период;

— проектирования, включающую в себя деятельность по целеполаганию и разработку гибкой программы деятельности педагогов в межкурсовой период. Отметим также, что проектировочная деятельность реализуется тьютором в составе проектной команды, где соответствующую функцию реализует каждый ее член. Поэтому тьютор должен четко понимать свои роль и место в составе команды и присущие ему типы проектирования;

— информационно-содержательную, которая обеспечивает освоение педагогами новых видов деятельности в рамках составленной программы. При реализации этой функции тьютор выступает источником информации, обладая экспертными знаниями в определенной области знаний и практики;

— организационно-деятельностную, способствующую многосторонней коммуникации педагогов с тьютором и между собой. При этом как наиболее эффективный используется поддерживающий подход, в рамках которого тьютор действует как фасилитатор. Важной задачей для тьютора в этом качестве является обеспечение высокой интенсивности интеракций, что стимулирует «открытую» коммуникацию и вовлечение каждого педагога в работу по развитию профессиональной компетентности;

— рефлексивную, направленную на ориентацию педагогов к осознанию результатов своей деятельности, соотнесению их с целями, а также к осознанию способов деятельности, с помощью которых были получены эти результаты. Рефлексия может быть направлена и на осознание затруднений в педагогической деятельности и необ-

111!111Й1И1!Ш № 3,

ходимости поиска способов преодоления этих затруднений, выявление успешных образцов деятельности, понимание наличия или недостаточности имеющихся знаний и навыков;

— мотивационную, от успешности реализации которой зависит достижение целей развития профессиональной компетенции. Осуществляя мотивационную функцию, тьютор не должен делать акцент на использовании методов внешней мотивации (вознаграждение, аттестация и т. п.). Преобладающим должен быть подход к мотивации, основанный на чувстве достижения, ощущении признания и самоуважения, удовлетворенности, порождаемых успешным решением профессиональных задач;

— консультационную, которая реализуется в течение всего межкурсового периода. Тьютор, с одной стороны, помогает педагогам оперативно решать проблемы профессиональной деятельности, а с другой — выступает в роли образца, демонстрируя на своем примере поведение и ценности, которые являются знаниями, осваиваемыми педагогами в неявной форме.

Выделенные функции в работе тьютора как специалиста муниципальной методической службы были положены в основу разработки содержания подготовки тьюторов на базе ИПК (ФПК).

Содержание подготовки тьюторов включает в себя 5 модулей.

Модуль 1 «Тьютор, его функции, квалификационная характеристика и взаимодействие в команде тьюторов».

Содержание: выяснение сущности понятия «тьютор», определение цели деятельности тьютора непосредственно в районе и анализ его возможностей в обеспечении содержательной и деятельностной стороны подготовки педагогических коллективов и отдельных педагогов к работе в режиме развития; анализ различных функций, которые реализует тьютор; построение целостной картины профессионального мира тьютора; работа в команде: преимущества и трудности.

Модуль 2 «Педагоги района как взрослые обучающиеся».

Содержание: отличие обучения

взрослых от обучения детей и подростков; образовательные потребности слушателей; самообразование и изменения в профессиональной деятельности; осмысление важности связи курсовой подготовки с самостоятельной работой учителей по апробации новых приемов и методов обучения.

Модуль 3 «Межкурсовое взаимодействие муниципальной методической службы и педагогов. Проектирование саморазвития педагогов».

Содержание: видовые структуры и механизмы взаимодействия методической службы и педагогов; структура и содержание программы методической поддержки муниципальных систем образования; особенности организации межкурсового периода; использование дистанционного образования для обучения педагогов в межкурсовой период; разработка программ самообразования педагога и обобщения опыта.

Модуль 4 «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и педагогов района. Управление сетевым взаимодействием».

Содержание: модель сетевой организации методической службы в муниципальной системе образования; основные характеристики сетевой организации методической работы; субъекты сети; иерархическая структура всех уровней сетевой организации методической работы; тьюторское сопровождение сетевого взаимодействия; субъекты управления сетевым взаимодействием; нормативно-правовая поддержка управления сетевым взаимодействием.

Модуль 5 «Тьюторское сопровождение распространения лучшей образовательной практики в районе».

Содержание: диагностика и планирование карьеры работников образования; разработка муниципальной программы распространения лучшей образовательной практики; информационная поддержка распространения актуального

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

педагогического опыта; профессиональные конкурсы как средство развития кадрового потенциала и т. д.

Преимущества модульного обучения заключаются в относительной гибкости и приспособленности к конкретным социокультурным, педагогическим, технологическим и организационным условиям; широком использовании методов самостоятельной работы будущих тьюторов, развитии их мотивационной сферы и потребностей в повышении квалификации.

Итоговым результатом подготовки тьюторов мы рассматриваем их тьютор-скую компетентность, под которой понимаем интегративное профессиональное

качество личности, позволяющее результативно осуществлять повышение квалификации своих коллег, способствовать росту профессионализма педагогов в районе. Целостность и системность тью-торской компетентности представлена совокупностью социальной, предметной и операциональной составляющих.

Таким образом, для того чтобы адекватно выстроить работу с педагогическими и управленческими кадрами по повышению их мастерства, тьютору нужно иметь некий обобщенный портрет обучаемого, знать о его мотивации, потребностях, ожиданиях, предпочитаемых формах, методах обучения и этапах становления профессионализма.

Поступила 18.04.08.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (в условиях педагогического колледжа)

О. В. Сафронова, преподаватель английского языка Астраханского социально-педагогического колледжа

Тенденции развития современных образовательных технологий прямо связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Разработанная автором педагогическая технология самоактуализации будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа дает студенту возможность самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.

Концепция профессионально-педагогической направленности подготовки специалистов для современной школы предполагает необходимость целенаправленно вести будущих учителей к овладению основами мастерства, базирующегося на активном и глубоком знании предметов. Такие знания могут формироваться лишь на фоне положительного отношения студента к выбранной профессии. Задачи профессиональной подготовки должны быть не только понятны, но и осмысленны и ориентированы на формирование готовности студентов к творческой профес-

сиональной деятельности. Объем знаний, требующихся современному специалисту, возрастает, но срок обучения в колледже ограничен несколькими годами. Это значит, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам, создавать новые образовательные технологии.

Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Тенденции развития современных образова-

© О. В. Сафронова, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.