І1І111ІІ № 3, 2008 ІІІІІЙШІ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ К ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ*
Л. В. Верзунова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Белгородского государственного университета,
Е. В. Посохина, доцент кафедрыг управления образовательными системами Белгородского регионального института повыгшения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов
В статье описаны условия и содержание подготовки тьюторов из числа специалистов муниципальной методической службы. Дается обоснование основных характеристик функционирования тьютора. Рассмотрена примерная программа подготовки специалистов муниципальной методической службы к тьюторскому сопровождению развития профессионализма педагогических кадров.
Современная теория образования исходит из гуманистической парадигмы в организации учебно-воспитательного процесса, обеспечения возможностей выбора и самоопределения каждого его участника, необходимости гарантировать субъект-субъектные взаимоотношения педагога и обучаемого. Это требует перестройки не только профессиональной подготовки будущего учителя, но и процесса повышения квалификации уже работающих педагогов, в связи с чем на современном этапе развития системы образования заново осмысливаются подходы к организации данного процесса.
Изучение современной отечественной литературы, связанной с проблемами повышения квалификации и самосовершенствования работников образования, показывает, что до сих пор остаются дискуссионными вопросы о направлениях модернизации содержания повышения квалификации, поисках его современных организационных форм, взаимосвязи использования методов обучения и самообразования в системе дополнительного профессионального педагогического образования, о задачах и содержании деятельности специалистов муниципальных методических служб по обес-
печению непрерывного повышения квалификации в межкурсовой период. К другим проблемам можно отнести недостаточно оперативное удовлетворение профессиональных потребностей педагогов, отсутствие специализированных моделей методических учреждений на муниципальном уровне для реализации дифференцированного подхода к работе с учителями, имеющими разные информационные и профессиональные потребности.
Муниципальная методическая служба должна сопровождать развитие профессионализма кадров. Поддержка может оказываться различными видами ресурсов: информацией, финансами, методическими рекомендациями, учебной литературой, а также набором услуг: образовательных, консалтинговых, тью-торских, исследовательских, экспертных и т. д. Все это может носить как практический характер (методист непосредственно включается в реальный процесс решения конкретных проблем), так и интеллектуальный (создаются условия для самообразования и саморазвития). Интеллектуальное сопровождение в большей степени оказывается при обучении кадров, в процессе консалтинга и тью-торского сопровождения.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Сетевое сообщество педагогов как новая модель распространения инновационной образовательной практики школ Белгородской области», № 08-06-55630 а/Ц.
© Л. В. Верзунова, Е. В. Посохина, 2008
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Обратимся к характеристике обучения как наиболее востребованной и реальной на данном этапе развития методических служб деятельности. Одним из ключевых субъектов, обеспечивающих эффективность системы повышения квалификации в межкурсовой период, выступает тьютор — специалист особого типа, играющий роль консультанта, наставника, организатора самостоятельной деятельности педагогов. Необходимость подготовки тьюторов из числа специалистов муниципальной методической службы может быть обоснована следующим. Во-первых, в российской системе образования в условиях ее модернизации наметилась тенденция, связанная с усилением роли повышения квалификации не столько на соответствующих курсах, сколько в межкурсовой период, однако существующая система методического сопровождения с этой проблемой справляется не в полной мере. Во-вторых, специалисты муниципальной методической службы слабо владеют приемами организации внутригрупповых процессов в ходе межкурсовых мероприятий с целью обмена педагогическим опытом.
В общем виде целью работы тьютора является создание условий для становления педагогов как субъектов, развивающих собственную профессиональную компетентность. Предназначение тьютора — актуализация поддерживающей образовательной (учебно-социально-профессиональной) среды, позволяющей педагогам в удобном для них режиме достигнуть целей развития собственной компетентности благодаря осуществлению синтеза педагогических, информационных и организационных технологий.
В своей деятельности тьютор реализует ряд функций:
— контрольно-диагностическую, которая обеспечивает выбор адекватной стратегии при проектировании деятельности педагогов в межкурсовой период. Особенностью диагностической деятельности тьютора является большее по
сравнению с традиционным взаимодействием внимание, которое уделяется получению обратной связи от педагогов. Диагностируется не только состояние педагогов с точки зрения развития их компетентности, но и уровень удовлетворенности процессом и результатами деятельности в межкурсовой период;
— проектирования, включающую в себя деятельность по целеполаганию и разработку гибкой программы деятельности педагогов в межкурсовой период. Отметим также, что проектировочная деятельность реализуется тьютором в составе проектной команды, где соответствующую функцию реализует каждый ее член. Поэтому тьютор должен четко понимать свои роль и место в составе команды и присущие ему типы проектирования;
— информационно-содержательную, которая обеспечивает освоение педагогами новых видов деятельности в рамках составленной программы. При реализации этой функции тьютор выступает источником информации, обладая экспертными знаниями в определенной области знаний и практики;
— организационно-деятельностную, способствующую многосторонней коммуникации педагогов с тьютором и между собой. При этом как наиболее эффективный используется поддерживающий подход, в рамках которого тьютор действует как фасилитатор. Важной задачей для тьютора в этом качестве является обеспечение высокой интенсивности интеракций, что стимулирует «открытую» коммуникацию и вовлечение каждого педагога в работу по развитию профессиональной компетентности;
— рефлексивную, направленную на ориентацию педагогов к осознанию результатов своей деятельности, соотнесению их с целями, а также к осознанию способов деятельности, с помощью которых были получены эти результаты. Рефлексия может быть направлена и на осознание затруднений в педагогической деятельности и необ-
111!111Й1И1!Ш № 3,
ходимости поиска способов преодоления этих затруднений, выявление успешных образцов деятельности, понимание наличия или недостаточности имеющихся знаний и навыков;
— мотивационную, от успешности реализации которой зависит достижение целей развития профессиональной компетенции. Осуществляя мотивационную функцию, тьютор не должен делать акцент на использовании методов внешней мотивации (вознаграждение, аттестация и т. п.). Преобладающим должен быть подход к мотивации, основанный на чувстве достижения, ощущении признания и самоуважения, удовлетворенности, порождаемых успешным решением профессиональных задач;
— консультационную, которая реализуется в течение всего межкурсового периода. Тьютор, с одной стороны, помогает педагогам оперативно решать проблемы профессиональной деятельности, а с другой — выступает в роли образца, демонстрируя на своем примере поведение и ценности, которые являются знаниями, осваиваемыми педагогами в неявной форме.
Выделенные функции в работе тьютора как специалиста муниципальной методической службы были положены в основу разработки содержания подготовки тьюторов на базе ИПК (ФПК).
Содержание подготовки тьюторов включает в себя 5 модулей.
Модуль 1 «Тьютор, его функции, квалификационная характеристика и взаимодействие в команде тьюторов».
Содержание: выяснение сущности понятия «тьютор», определение цели деятельности тьютора непосредственно в районе и анализ его возможностей в обеспечении содержательной и деятельностной стороны подготовки педагогических коллективов и отдельных педагогов к работе в режиме развития; анализ различных функций, которые реализует тьютор; построение целостной картины профессионального мира тьютора; работа в команде: преимущества и трудности.
Модуль 2 «Педагоги района как взрослые обучающиеся».
Содержание: отличие обучения
взрослых от обучения детей и подростков; образовательные потребности слушателей; самообразование и изменения в профессиональной деятельности; осмысление важности связи курсовой подготовки с самостоятельной работой учителей по апробации новых приемов и методов обучения.
Модуль 3 «Межкурсовое взаимодействие муниципальной методической службы и педагогов. Проектирование саморазвития педагогов».
Содержание: видовые структуры и механизмы взаимодействия методической службы и педагогов; структура и содержание программы методической поддержки муниципальных систем образования; особенности организации межкурсового периода; использование дистанционного образования для обучения педагогов в межкурсовой период; разработка программ самообразования педагога и обобщения опыта.
Модуль 4 «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений и педагогов района. Управление сетевым взаимодействием».
Содержание: модель сетевой организации методической службы в муниципальной системе образования; основные характеристики сетевой организации методической работы; субъекты сети; иерархическая структура всех уровней сетевой организации методической работы; тьюторское сопровождение сетевого взаимодействия; субъекты управления сетевым взаимодействием; нормативно-правовая поддержка управления сетевым взаимодействием.
Модуль 5 «Тьюторское сопровождение распространения лучшей образовательной практики в районе».
Содержание: диагностика и планирование карьеры работников образования; разработка муниципальной программы распространения лучшей образовательной практики; информационная поддержка распространения актуального
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
педагогического опыта; профессиональные конкурсы как средство развития кадрового потенциала и т. д.
Преимущества модульного обучения заключаются в относительной гибкости и приспособленности к конкретным социокультурным, педагогическим, технологическим и организационным условиям; широком использовании методов самостоятельной работы будущих тьюторов, развитии их мотивационной сферы и потребностей в повышении квалификации.
Итоговым результатом подготовки тьюторов мы рассматриваем их тьютор-скую компетентность, под которой понимаем интегративное профессиональное
качество личности, позволяющее результативно осуществлять повышение квалификации своих коллег, способствовать росту профессионализма педагогов в районе. Целостность и системность тью-торской компетентности представлена совокупностью социальной, предметной и операциональной составляющих.
Таким образом, для того чтобы адекватно выстроить работу с педагогическими и управленческими кадрами по повышению их мастерства, тьютору нужно иметь некий обобщенный портрет обучаемого, знать о его мотивации, потребностях, ожиданиях, предпочитаемых формах, методах обучения и этапах становления профессионализма.
Поступила 18.04.08.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИИ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ (в условиях педагогического колледжа)
О. В. Сафронова, преподаватель английского языка Астраханского социально-педагогического колледжа
Тенденции развития современных образовательных технологий прямо связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Разработанная автором педагогическая технология самоактуализации будущего учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в условиях педагогического колледжа дает студенту возможность самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
Концепция профессионально-педагогической направленности подготовки специалистов для современной школы предполагает необходимость целенаправленно вести будущих учителей к овладению основами мастерства, базирующегося на активном и глубоком знании предметов. Такие знания могут формироваться лишь на фоне положительного отношения студента к выбранной профессии. Задачи профессиональной подготовки должны быть не только понятны, но и осмысленны и ориентированы на формирование готовности студентов к творческой профес-
сиональной деятельности. Объем знаний, требующихся современному специалисту, возрастает, но срок обучения в колледже ограничен несколькими годами. Это значит, что надо интенсифицировать учебный процесс, целеустремленно формировать качества, необходимые специалистам, создавать новые образовательные технологии.
Новые образовательные технологии зарождаются не как дань моде, а как результат научных исследований, обусловленных научными открытиями. Тенденции развития современных образова-
© О. В. Сафронова, 2008