Научная статья на тему 'Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления'

Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет. Анализ. Аудит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровая трансформация / контрольно-счетный орган / система обучения / практико-ориентированный подход / образовательная программа / цифровая компетентность / профессиональное развитие / повышение квалификации / переподготовка кадров / digital transformation / control and accounting body / training system / practice-oriented approach / educational program / digital competence / professional development / improving qualifications / retraining of personnel

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Викторовна Шибилева, Валерия Вячеславовна Паршуткина

В статье рассмотрены проблемы многоуровневой системы подготовки и обучения в вузах и учебных центрах. Целью исследования стало определение ключевых навыков и компетенций, необходимых представителям контрольно-счетных органов — аудиторам и контролерам-ревизорам для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности в условиях цифровой трансформации. В ходе работы были решены следующие задачи: выявлена необходимость построения системы подготовки и обучения данных специалистов по формированию индивидуальных траекторий освоения основополагающих цифровых навыков и компетенций; аргументирована целесообразность использования современных цифровых методов для выполнения аудиторской проверки; рассмотрены особенности реализации политики в области контроля на примере Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва; оценена значимость программ повышения квалификации контролеров и аудиторов. Авторы работы обозначили приоритеты кадровой политики университета в области управления на период до 2030 г., определяющие ключевые индикаторы эффективности деятельности сотрудников отдела финансового контроля; выявили весомость организации программ повышения квалификации аудиторов с целью освоения как цифровых, так и навыков, связанных с творческим, гибким и непредвзятым мышлением. В процессе проведения исследования были использованы методы синтеза, анализа, классификации, детализации и сравнения. Полученный практический опыт может быть полезен для становления грамотных специалистов и руководителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ольга Викторовна Шибилева, Валерия Вячеславовна Паршуткина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of Control and Audit Specialists in the Field of Digital Public Administration

The article deals with the problems of a multilevel system of training and education in universities and training centers. The purpose of the study is to identify the key skills and competencies necessary for representatives of control and accounting bodies — auditors and audit supervisors to improve the efficiency of their activities in the context of digital transformation. In the course of the work, the following tasks were solved: the need to build a system of training and education of these specialists in the formation of individual trajectories of mastering fundamental digital skills and competencies was identified; the expediency of using modern digital methods to perform an audit is reasoned; the features of the implementation of the control policy are considered on the example of Ogarev Mordovia State University; the importance of professional development programs for supervisors and auditors is assessed. The authors of the work outlined the priorities of the university’s personnel policy in the field of management for the period up to 2030, which determine the key performance indicators of employees of the financial control department; identified the importance of organizing professional development programs for auditors in order to master both digital and skills related to creative, flexible and unbiased thinking. In the course of the research, methods of synthesis, analysis, classification, detailing and comparison were used. The practical experience can be useful for the formation of competent specialists and managers.

Текст научной работы на тему «Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления»

64

МЕТОДИКИ и ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / METHODS AND PRACTICAL EXPERIENCE

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73 УДК 331.108(045) JEL H83, M53

(CC) ]

Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления

О. В. Шибилева, В. В. Паршуткина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы многоуровневой системы подготовки и обучения в вузах и учебных центрах. Целью исследования стало определение ключевых навыков и компетенций, необходимых представителям контрольно-счетных органов - аудиторам и контролерам-ревизорам для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности в условиях цифровой трансформации. В ходе работы были решены следующие задачи: выявлена необходимость построения системы подготовки и обучения данных специалистов по формированию индивидуальных траекторий освоения основополагающих цифровых навыков и компетенций; аргументирована целесообразность использования современных цифровых методов для выполнения аудиторской проверки; рассмотрены особенности реализации политики в области контроля на примере Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва; оценена значимость программ повышения квалификации контролеров и аудиторов. Авторы работы обозначили приоритеты кадровой политики университета в области управления на период до 2030 г., определяющие ключевые индикаторы эффективности деятельности сотрудников отдела финансового контроля; выявили весомость организации программ повышения квалификации аудиторов с целью освоения как цифровых, так и навыков, связанных с творческим, гибким и непредвзятым мышлением. В процессе проведения исследования были использованы методы синтеза, анализа, классификации, детализации и сравнения. Полученный практический опыт может быть полезен для становления грамотных специалистов и руководителей.

Ключевые слова: цифровая трансформация; контрольно-счетный орган; система обучения; практико-ориентиро-ванный подход; образовательная программа; цифровая компетентность; профессиональное развитие; повышение квалификации; переподготовка кадров

Для цитирования: Шибилева О. В., Паршуткина В. В. Подготовка специалистов контроля и аудита в области цифрового государственного управления. Учет.Анализ.Аудит = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(4):64-73. DOi: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73

ORiGiNAL PAPER

Training of Control and Audit Specialists in the Field of Digital Public Administration

O.V. Shibileva, V. V. Parshutkina

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

ABSTRACT

The article deals with the problems of a multilevel system of training and education in universities and training centers. The purpose of the study is to identify the key skills and competencies necessary for representatives of control and accounting bodies - auditors and audit supervisors to improve the efficiency of their activities in the context of digital transformation. In the course of the work, the following tasks were solved: the need to build a system of training and education of these specialists in the formation of individual trajectories of mastering fundamental digital skills and competencies was identified; the expediency of using modern digital methods to perform an audit is reasoned; the features of the implementation of the control policy are considered on the example of Ogarev Mordovia State University; the importance of professional development programs for supervisors and auditors is assessed. The authors of the work outlined the priorities of the university's personnel policy in the field of management for the period up to 2030, which determine the key performance indicators of employees of the financial control department; identified the importance of

BY 4.0

© Шибилева О. В., Паршуткина В. В., 2023

.УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 4'2023

organizing professional development programs for auditors in order to master both digital and skills related to creative, flexible and unbiased thinking. In the course of the research, methods of synthesis, analysis, classification, detailing and comparison were used. The practical experience can be useful for the formation of competent specialists and managers. Keywords: digital transformation; control and accounting body; training system; practice-oriented approach; educational program; digital competence; professional development; improving qualifications; retraining of personnel

For citation: Shibileva 0. V., Parshutkina V.V. training of control and audit specialists in the field of digital public administration. Uchet.Analiz.Audit = Accounting.Analysis.Auditing. 2023;10(4):64-73. (in Russ.). D0I: 10.26794/2408-9303-2023-10-4-64-73

ВВЕДЕНИЕ

Кадры и образование, формирование исследовательских компетенций являются одними из базовых направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации»1 [1]. Основные этапы их реализации, по итогам которых предусмотрено достижение целевого состояния, представлены в таблице.

Контрольная деятельность требует наличия высококвалифицированных специалистов, в связи с этим необходима многоуровневая система подготовки и обучения сотрудников контрольно-счетных органов, разрабатываемая и утверждаемая в соответствующих вузах и учебных центрах (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Высшая школа государственного управления, Финансовый университет при Правительстве РФ, Центр подготовки руководителей цифровой трансформации и др.), которая должна базироваться на определении целевых групп (руководители, специалисты, новички); разработке учебных материалов и программ; выявлении предельного количества обучающихся на ежегодной основе, объема бюджетных ассигнований; утверждении единого плана обучения, порядка повышения квалификации и периодичности сертификации специалистов по внутреннему и внешнему аудиту [2].

Следуя современным образовательным трендам, сотрудники отдела внутреннего финансового контроля, созданного в Мордовском государственном университете (МГУ) им. Н. П. Огарёва (далее — Университет), провели исследование по выявлению ключевых профессиональных компетенций, необходимых аудиторам и контролерам-ревизорам для повышения эффективности осуществляемой ими деятельности в условиях цифровой трансформации, в ходе которого проанализированы отечественные

1 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р. URL: http://static. government.ru/media/files/9gfm4fhj4psb79i5v7ylvupgu4bvr 7m0.pdf

и зарубежные источники, в которых рассматривались вопросы построения экосистемы цифрового образования. С самого начала работы была отмечена быстрая адаптируемость контрольно-счетных органов к освоению соответствующих профессиональных навыков для осуществления контроля в цифровой среде.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Технология построения системы обучения и подготовки кадров для надзорных ведомств

Систему обучения целесообразно выстраивать таким образом, чтобы она была направлена на формирование индивидуальных траекторий освоения базовых цифровых, личностных, профессиональных компетенций (с учетом выявленных пробелов в знаниях, умениях или навыках), способствующих повышению производительности труда и стимулированию личностного и профессионального развития аудиторов, контролеров-ревизоров [3].

Базовые цифровые компетенции подразумевают умение специалистов контрольно-счетных органов пользоваться инфокоммуникационными технологиями для осуществления эффективного контроля, обеспечивающего безопасность данных в цифровом мире.

Личностные компетенции в сфере цифрового развития аудиторов, контролеров-ревизоров представляют собой:

• нацеленность на результат — адекватное принятие изменений; готовность в случае необходимости идти на разумный, обоснованный риск; моделирование вариантов развития ситуации; гибкое применение правил и процедур по эффективному выполнению задач; настойчивое достижение поставленных целей и нахождение способов преодоления трудностей;

• клиентоцентричность — установление взаимоотношений с проверяемыми учреждениями; предоставление персонализированного решения; запрос обратной связи по результатам проведенной работы;

66

МЕТОДИКИ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ / METHODS AND PRACTICAL EXPERIENCE

Таблица / Table

Этапы развития направлений цифровой экономики / Stages of development of digital economy directions

Направление развития цифровой экономики / The direction of development of the digital economy 2018 2020 2024

Кадры и образование Разработаны профессиональные нормативные документы, требования к описанию цифровых компетенций, запущена их пилотная реализация Сформирована персональная траектория развития и аттестации компетенций для цифровой среды Обеспечить постоянно обновляемый кадровый потенциал цифровой экономики

Формирование исследовательских компетенций и технологических заделов Сформированы перспективные направления исследований и разработок в области цифровых технологий; создана коммуникационная платформа для взаимодействия центров компетенций при проведении исследований и разработок по направлениям «сквозных» технологий Создана цифровая платформа для исследований и разработок по каждому направлению «сквозных» технологий с не менее чем 2 международными центрами компетенций по технологиям Создать не менее 10 цифровых платформ для исследования и разработок

Источник/Source: составлено авторами на основе URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4b vR 7M0.pdf / compiled by the authors based on data URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4b vR 7M0.pdf

• коммуникативность — выбор наиболее подходящей стратегии и тактики общения с руководством проверяемого учреждения; применение техники активного слушания; корректное обоснование собственной позиции;

• эмоциональный интеллект — сдержанная реакция на складывающиеся обстоятельства; сохранение работоспособности в нестандартных ситуациях;

• креативность — обладание оригинальным мышлением; нахождение способов решения проблем и анализ возможных рисков; использование логики при разработке рабочих решений;

• критичность — проверка достоверности фактов; применение экспертного мнения; нахождение потенциальных рисков и ключевых факторов успеха; оценка информации для обоснования выводов [4].

Профессиональные компетенции аудиторов и контролеров-ревизоров предполагают следующие ключевые характеристики:

• управление цифровым развитием — знание и практическое применение методов цифрового государственного управления и контроля, основанных на электронных технологиях;

• развитие организационной культуры — использование инструментов управления организационными изменениями;

• управление данными — применение технологий принятия решений (системы искусственного интеллекта, обеспечение безопасности данных);

• применение цифровых технологий — стандартов и методологии поддержания в актуальном состоянии документации, средств и методов информационной и кибербезопасности [5].

Ключевые навыки будущих контролеров-ревизоров, аудиторов цифровой среды отражены в профессиональных стандартах «Внутренний аудитор» и «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)»2:

2 Проект приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта "Внутренний аудитор"» (подготовлен Минтрудом России 15.11.2022). URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/56840654/?ysclid=lkmbsqpcbi421246761 (дата обращения: 22.02.2023); приказ Минтруда России от 22.04.2015 № 236н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по внутреннему контролю (внутренний контролер)» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.05.2015 № 37271). URL: https://www.consultant.

УЧЕТ. АНАЛИЗ. АУДИТ • Т. 10, № 4'2023

• умения мыслить системно, делать объективные выводы и расставлять приоритеты для дальнейших планов; использовать цифровые методы аудио- и видеосвязи, а также письменные формы коммуникации с клиентом аудиторского задания в глобальной сети Интернет; применять программное обеспечение и современные цифровые методы при проведении анализа массива и потока данных, включая аналитические процедуры и сплошное тестирование; решать задачи исследовательского и проектного характера; выявлять и оценивать условия, способствующие возникновению значимых рисков и их трансформации в рисковые события; управлять размещением цифровой информации, в том числе в дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сетей; оценивать соответствие действующей правовой и нормативной базе производимых хозяйственных операций; использовать методы автоматизации в объеме, достаточном для выполнения аудиторской проверки;

• знания основ налогового, бюджетного, гражданского, административного, уголовного, трудового законодательства Российской Федерации, основ делопроизводства, этики делового общения, коммуникаций и корпоративной этики, информационных технологий и информационной безопасности, источников, позволяющих получать наиболее полную и достоверную информацию о ходе устранения менеджментом недостатков, выявленных контрольными процедурами;^ребований профессиональной этики; регламентов, регулирующих деятельность объекта внутреннего контроля; международных профессиональных стандартов внутреннего аудита; международных концепций и стандартов управ -ления рисками и внутреннего контроля; теории и практики риск-ориентированного планирования и контроля, а также современных методов компьютерной обработки информации; программных продуктов, позволяющих производить аналитические контрольные процедуры; ключевых рисков и средств контроля, связанных с информационными технологиями.

Кроме перечисленных в документах компетенций, сотрудники контрольно-счетных органов должны:

• уметь работать с программными продуктами: MS Excel, MS Outlook, «1С: Предприятие 8», WMS (Warehouse Management System), SAP (System Analysis and Program Development) и др.;

ru/document/cons_doc_LAW_179624/7a155eacf75613506bd 484030b7086851bfc67cc/ (дата обращения: 22.02.2023).

• освоить такие дисциплины, как бухгалтерский учет, отчетность (финансовая, управленческая, налоговая), контроль и аудит, финансовый анализ, международные стандарты финансовой отчетности и аудита, налоги и налогообложение, финансы и денежное обращение;

• владеть английским языком;

• уметь работать в режиме многозадачности, быть грамотными, проявлять внимательность к деталям, ориентироваться на результат.

Таким образом, деятельность специалистов в области цифрового контроля (надзора) и аудита основывается на следующих фундаментальных положениях (см. рисунок).

В ходе исследования авторы пришли к нескольким выводам: во-первых о том, что технологию обучения аудиторов следует сделать интуитивно понятной и удобной, не требующей специальных навыков для использования; однако при этом важно сформировать у обучающихся базовое представление о работе искусственного интеллекта, объяснить, в чем заключаются его потенциальные преимущества и ограничения [6]. Второй вывод заключался в том, что вузы и учебные центры, поскольку их сотрудники обладают опытом, знаниями и имеют прямую связь с технологиями, должны играть важную роль в обучении будущих ведущих специалистов и руководителей контрольно-счетных органов [7]. С целью подготовки кадров для надзорных ведомств создаются отдельные структуры — факультеты и подразделения, которые разрабатывают специализированные профили обучения, осуществляют научные исследования в области ревизионной деятельности. В частности, в МГУ им. Н. П. Огарева (далее — Университет) более 10 лет назад создан и успешно функционирует отдел внутреннего финансового контроля, основными направлениями деятельности которого являются: применение современных технологий обследования финансовых и материальных ресурсов Университета, обеспечение эффективной системы мониторинга их сохранности в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Законом «О бухгалтерском учете»; надзор за их правильным, экономным и целевым использованием; своевременное предупреждение негативных явлений в финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

В 2023 г. на базе Университета запущен новый масштабный проект «Цифровые кафедры», в составе которого 8 образовательных практико-ориентирован-

Рис. / Fig. Особенности деятельности специалистов в области контроля (надзора) и аудита в цифровой среде / Features of the activities of specialists in the field of control (supervision) and audit in the digital

environment

Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.

ных программ, по которым обучается свыше 1000 человек. Проект является важным для вуза, поскольку его реализация позволяет: повысить ценность и востребованность выпускников на рынке труда; увеличить численность обучающихся из внешних организаций, так как он ориентирован на профессиональную переподготовку кадров посредством формирования у них цифровых компетенций в области анализа больших данных, алгоритмизации и программирования, биоинформатики, интернета вещей.

Кроме того, лучшие преподаватели экономических дисциплин Республики Мордовии (РМ) участвуют в Президентской программе подготовки управленческих кадров, ориентированной на развитие компетенций менеджера государственного и муниципального управления, в числе которых — контроль за доходами и расходами бюджетных средств. С учетом уровня развития современных технологий учебный процесс опирается на интерактивные формы преподавания, ролевые игры по принятию эффективных управленческих решений и оценке полученных результатов; компьютерное моделирование бизнес-процессов; решения бизнес-кейсов. В качестве лекторов привлекаются специалисты-практики; для наглядного изучения систем управления, технологий производства продукции, элементов организации современного

производства для участников программы организуются экскурсии на предприятия РМ. В ходе обучения происходит обмен опытом с менеджерами из других регионов в формате телемостов (видеоконференций и вебинаров).

По завершении обучения перед слушателями открывается перспектива прохождения бесплатных стажировок в России и за рубежом, а также появляется возможность попасть в управленческий кадровый резерв Республики Мордовия.

совершенствование методики

формирования обучающих программ в области цифрового государственного управления

Перенятие опыта ведущих вузов

Приоритетами кадровой политики университета в области управления на период до 2030 г. являются модернизация системы электронного мониторинга деятельности сотрудников отдела финансового контроля по достижению ключевых индикаторов эффективности, развитие трудовой адаптации работников путем формирования института наставничества, обеспечение профессионального роста контролеров вуза посредством совершенствования системы непрерывного образования и дополни-

тельной профессиональной подготовки. Решение поставленных задач достигается также путем ре-крутинга и аутстаффинга специалистов (внутренних ревизоров, аудиторов) вуза в рамках профессионального обмена, а также посредством создания «профессионального карьерного лифта», основанного на реальных достижениях сотрудников отдела и постоянно действующей системе развития профессиональных навыков3. Кроме того, планируется реализация программ, связанных с профессиональными коммуникациями на иностранных языках, а также стажировок и повышения квалификации в ведущих российских и зарубежных организациях.

Помимо использования действующих и хорошо себя зарекомендовавших, в Университете начато формирование новой программы «Создание мульти-дисциплинарных и межкультурных команд», для участия в которой необходимо обладание такими навыками, как hard skills, soft skills, digital skills [8].

В Финансовом университете с сентября 2023 г. на базе кафедры «Счетная палата Российской Федерации. Государственный аудит» должна начаться реализация магистерской программы обучения «Прикладные технологии внешнего государственного аудита», позволяющая обучающимся приобрести навыки не просто аудитора, а аудитора-универсала, способного работать с большими данными, востребованного контрольно-счетными органами всех уровней (федерального, регионального и муниципального), органами исполнительной власти и государственными корпорациями4. МГУ им. Н. П. Огарева планирует наладить тесные связи с коллективом этой кафедры, а свой учебный план перестроить в целях содействия повышению квалификации специалистов и руководителей контрольно-счетных органов путем регулярного проведения научно-практических исследований по перспективным направлениям государственного финансового аудита (контроля), разработки дополнительных профессиональных инновационных образовательных программ [9].

В условиях цифровой трансформации целесообразно формировать такие обучающие программы, целевым ориентиром которых послужило бы привитие аудиторам таких навыков, как творческое, гибкое и непредвзятое мышление, цифровая грамотность,

3 Национальный исследовательский Мордовскоий государственный университет им Н. П. Огарева (официальный сайт). URL: https://mrsu.ru/ru/university/programs/

4 В Финансовом университете открылась базовая кафедра Счетной палаты. URL: https://news.myseldon.com/ru/news/ index/279178814

а также знаний из области искусственного интеллекта и аналитики данных, новых технологий, кибербез-опасности [10]. Эта задача напрямую согласуется с установками Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которыми аудиторы обязаны ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификации5.

Известно, что в РЭУ им. Г. В. Плеханова уже несколько лет функционируют курсы повышения квалификации по программе «Приоритетные направления внешнего муниципального финансового контроля»; она основана на важнейших вопросах, связанных как с внедрением новых механизмов контроля, способствующих выявлению возможностей сокращения неэффективных расходов, так и с усложнением его задач и повышением требований к эффективности.

Для совершенствования методики и технологии обучения мы активно изучаем, перенимаем и применяем опыт коллег из этого и других вузов в своем Университете.

ЗНАЧИМОСТЬ РАЗВИТИЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (АУДИТА) Знаковым событием в сфере контрольной деятельности, определившим ключевое направление подготовки работников контрольно-счетных органов стала публикация Международных стандартов высших органов аудита (ISSAI), сопровождающихся четкими и последовательными Руководящими принципами INTOSAI [11]. На курсах повышения квалификации в Университете изучаются подходы к реализации аудита эффективности в INTOSAI6: общий подход определяет характер предстоящей проверки, необходимые для ее проведения знания, процедуры аудита, требуемые для получения необходимых данных и их анализа; частный подход отражает специфику аудиторского задания. По завершении обучения слушателям предлагается обсудить кейсы, содержащие требования к аудитору (контролеру).

5 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», п. 9, 10 ст. 11. URL: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83311/?ysclid=lkmks fh73p254941376 (дата обращения: 24.02.2023).

6 ИНТОСАИ (Международная организация высших органов аудита) — это автономная, независимая и неполитическая организация. URL: https://www.intosai.org/ru/

Важно отметить, что в программе повышения квалификации Европейского союза предусмотрен план действий в области цифрового образования (20212027 гг..), излагающий взгляд Европейской комиссии на высококачественные, инклюзивные и доступные системы обучения, соответствующие эпохе цифровых технологий7. Приоритетами этого плана являются содействие развитию высокоэффективной экосистемы цифрового образования и повышение цифровых навыков и компетенций [12].

Счетной палатой РФ (СП РФ) в период с 2020 по 2022 г. разрабатывалась Комплексная программа подготовки специалистов (КППС) по управлению данными, предусматривавшая цифровую трансформацию процессов операционной деятельности, «развитие дистанционных методов аудита, а также аналитических разработок и прикладных методов обеспечения функции государственного аудита»8. По мнению участников этой программы — инспекторов высшего органа внешнего государственного аудита — приобретение ими в ходе обучения технических знаний и навыков, собственных аналитических и универсальных цифровых компетенций, необходимых для совершенствования государственного аудита путем использования инструментов обработки больших объемов данных, с акцентом на самостоятельную подготовку, поспособствовало значительному повышению производительности их работы, улучшению качества и актуальности рекомендаций по итогам аудита, сокращению времени на сбор аудиторских доказательств [13, 14].

Двухлетний цикл массового обучения сотрудников Счетной палаты РФ применению современных цифровых инструментов состоял из таких учебных курсов, как «Практика цифровой трансформации», «Образовательный трек по работе с данными», «Работа с аналитическим инструментом Ро1уАпа^Ъ> различного уровня сложности и направленности, в большей степени ориентированных на практическое применение полученных знаний — решение кейсов по внешнему государственному аудиту, способствующих овладению специалистами теоретическими и практическими знаниями в области data-аналитики, накоплению опыта эффективного применения внутренних и внешних информационных систем, развитию цифровых

7 Индустрия 5.0 или общество 5.0? URL: https://zavtra.ru/ blogs/industriya_5_0_ili_obshestvo_5_0

8 Счетная палата: инспекторы становятся аналитиками данных. URL: https://www.osp.ru/os/2022/04/13056610?yscl id=lksaemrjay590983088

компетенций [15]. С внедрением КППС в этом ведомстве существенно выросло количество аналитических решений с использованием новых методов и инструментов анализа данных, появились первые примеры применения искусственного интеллекта. Кроме того, в 2021 г. в результате победы Счетной палаты в конкурсе ООН на проведение внешнего аудита по промышленному развитию (ЮНИДО) слушателям вышеупомянутой программы довелось применить свои знания на практике — они выполнили анализ Journal Entry Testing, с помощью которого удалось отобрать аномальные бухгалтерские транзакции в зоне повышенного аудиторского риска. Примечательно, что особое внимание Счетной палаты РФ к усилению информационной безопасности выражается в реализации проектов, связанных с современными средствами антивирусной защиты, инструментами обнаружения компьютерных атак [16]. СП РФ также планирует создание центра кибербезопасности, который будет управлять внедренными средствами защиты.

цифровая трансформация контрольной (аудиторской) деятельности

Ступая на путь цифровой трансформации, органы государственного управления все активнее начинают использовать модель организационного устройства команды цифрового проекта, способствуя миграции подобных моделей из бизнеса в государственный сектор [17].

Такие подразделения (команды) отвечают за следующие ключевые функциональные направления:

• управление данными — обеспечение органов государственного управления качественной и полноценной информацией для принятия решений;

• управление процессами — гарантирование повышения эффективности деятельности органов государственного управления путем совершенствования существующих и разработки новых процессов, а также создания регламентов, мониторинга результативности операционной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• управление проектами и продуктами — создание и внедрение цифрового продукта (услуги, сервиса), выстраивание эффективных коммуникаций;

• управление архитектурой — обеспечение последовательной и устойчивой интеграции решений в сфере цифровизации в деятельность органа государственного управления [18].

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.09.2021 № 1613 надежное функционирование системы аудита осуществляется за счет реализации

Концепции развития аудиторской деятельности до 2024 г., которая подразумевает совершенствование системы регулирования аудиторской деятельности (практики оказания аудиторских услуг), расширение ее предмета, системы контроля (надзора), практики применения мер ответственности за несоблюдение правил аудиторской деятельности9. В настоящее время аудиторы руководствуются международными стандартами, следовательно, имеют четкое представление о действующей концепции COSO «Внутренний контроль» (разработанной Комитетом организаций — спонсоров Комиссии Тредвея), описывающей компоненты, принципы и факторы, необходимые для эффективного управления рисками посредством внедрения внутреннего контроля, в соответствии с чем обеспечивается разумная уверенность в результативности совершаемых операций, надежности финансовой отчетности, соблюдении законов и правил [19]. Между тем с позиции риск-ориентированного подхода к планированию контрольных мероприятий для внутренних аудиторов весомыми являются:

• международный стандарт ISO 31000:2009, базирующийся на механизмах контроля в отношении снижения рисков и подчеркивающий важность создания структуры, которая будет полностью интегрировать управление рисками;

• европейский стандарт FERMA, позволяющий проводить анализ мероприятий по управлению рисками, постоянный мониторинг и оперативное оповещение об изменениях [20].

9 Постановление Правительства РФ от 25.09.2021 № 1613 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"». URL: https:// base.garant.ru/402864794/ (дата обращения: 24.02.2023).

ВЫВОДЫ

Проведенное исследование показало, что в условиях цифровой трансформации система обучения в вузах и учебных центрах, необходимая для подготовки высококвалифицированных специалистов и руководителей контрольно-счетных органов, должна быть направлена на формирование у них основополагающих компетенций, способствующих повышению производительности и качества их труда, стимулированию личностного и профессионального развития.

Наличие у аудиторов необходимых в условиях реальной цифровизации и трансформации деятельности знаний и умений по сбору и анализу данных, оценке государственных программ и политик, развитию доказательных методов аудита позволяет значительно повысить их квалификацию.

Считаем целесообразным и необходимым распространять практический опыт Финансового университета, РЭУ им. Г. В. Плеханова по подготовке специалистов контроля (надзора) и аудита в области цифрового государственного управления, базирующегося на усовершенствованной методике и технологии обучения, позволяющего сформировать навыки эффективного решения профессиональных экспертно-аналитических и контрольно-ревизионных задач в современных условиях.

Следование программе подготовки будущих контролеров и аудиторов, разработанной Счетной палатой РФ и основанной на использовании в процессе учебы современных цифровых инструментов, будет способствовать становлению грамотных специалистов и руководителей, обладающих аналитическими и универсальными техническими компетенциями для улучшения качества государственного аудита.

СПИСОК источников

1. Колесник Н. Ф., Маняева В. А., Шибилева О. В. Развитие внутреннего контроля в условиях цифровизации бизнеса. Финансовый бизнес. 2021;3(213):223-227.

2. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365.

3. Dobrolyubova E., Yefremov A., Aleksandrov O. Is Russia Ready for Digital Transformation? Communications in Computer and Information Science. 2017;(745):431-444.

4. Laara E., van Deursen A. J.A. M., van Dijk J. A.G.M. et al. Computers in Human Behavior Determinants of 21st-century digital skills: A large-scale survey among working professionals. Computers in Human Behavior. 2019;(100):93-104.

5. Казакова Н. А., Бровкина Н. Д. Оценка компетенций и профессиональных навыков аудитора в цифровой среде: наиболее значимые аспекты использования информационных технологий в аудите. Аудитор. 2020;6(8):20-24.

6. Cenamor J., Sjodin D. R., Parida V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization. International Journal of Production Economics. 2017;(192):54-65.

www.AccGuNTING.FA.Ru

7. Куприяновский В. П., Сухомлин В. А., Добрынин А. П. Навыки в цифровой экономике и вызовы системы образования. International Journal of Open Information Technologies. 2017;5(1):19-25.

8. Ветошкина Т. А., Полянок О. В. Роль «жёстких» (hard skills) и «мягких» (soft skills) компетенций в профессиональной деятельности. Агропродовольственная политика России. 2017;12(72):58-62.

9. Глущенко А. А. Проблемы правового регулирования организации и деятельности счетной палаты Российской Федерации. Электронный научный журнал. 2020;3(32):149-154.

10. Limberg L., Olof S., Sanna T. Three Theoretical Perspectives on Information Literacy. Human IT. Journal for Information Technology Studies as a Human Science. 2012;(11):93-130.

11. Казакова Н. А., Романова Н. В. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора. Финансовый менеджмент. 2019;(1):86-94.

12. Голов Р. С., Мыльник В. В., Паламарчук А. Г. «Индустрия 5.0» как основа развития высокотехнологичной промышленности. Экономика и управление в машиностроении. 2018;(6):8-11.

13. Kachelmeier S. J. Testing auditor-client interactions without letting auditors and clients fully interact: Comments on Bennett and Hatfield. Accounting, Organizations and Society. 2018;(68-69):58-62.

14. Ветошкина Т. Роль компетенций в управлении персоналом. Кадровик. 2008;(3):11-18.

15. Васильева Е. В., Пуляева В. Н., Юдина В. А. Развитие цифровых компетенций государственных гражданских служащих Российской Федерации. Бизнес-информатика. 2018;4(46):28-42.

16. Canning M., Gendron Y., O'Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163.

17. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365.

18. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. European Commission — JRC, IPTS. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2011. 60 с.

19. Коростелева М. А. Роль модели «COSO» в построении и оценке системы внутреннего контроля. Вестник науки. 2019;10(19):1-7.

20. Горбунова Н. А., Шибилева О. В. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит в государственных (муниципальных) учреждениях. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018;(1):40-47.

references

1. Kolesnik N. F., Manyaeva V. A., Shibileva O. V. Development of internal control in the context of digitalization of business. Finansovyi biznes = Financial business. 2021;3(213):223-227. (In Russ.).

2. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365. (In Russ.).

3. Dobrolyubova E., Yefremov A., Aleksandrov O. Is Russia Ready for Digital Transformation? Communications in Computer and Information Science. 2017;(745):431-444.

4. Laara E., van Deursen A. J. A. M., van Dijk J. A.G.M. et al. Computers in Human Behavior Determinants of 21st-century digital skills: A large-scale survey among working professionals. Computers in Human Behavior. 2019;(100):93-104.

5. Kazakova N. A., Brovkina N. D. Assessment of the auditor's competencies and professional skills in the digital environment: the most significant aspects of the use of information technology in audit. Auditor = Auditor. 2020;6(8):20-24. (In Russ.).

6. Cenamor J., Sjodin D. R., Parida V. Adopting a platform approach in servitization: Leveraging the value of digitalization. International Journal of Production Economics. 2017;(192):54-65. (In Russ.).

7. Kupriyanovsky V. P., Sukhomlin V. A., Dobrynin A. P. Skills in the digital economy and challenges of the education system. International Journal of Open Information Technologies. 2017;5(1):19-25. (In Russ.).

8. Vetoshkina T. A., Polyanok O. V. The role of hard and soft skills in professional activity. Agroprodovol''stvennaya politika Rossii = agro-food policy of Russia. 2017;12(72):58-62. (In Russ.).

9. Glushchenko A. A. Problems of legal regulation of the organization and activity of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Elektronnyi nauchnyi zhurnal = Electronic scientific journal. 2020;3(32):149-154. (In Russ.).

10. Limberg L., Olof S., Sanna T. Three Theoretical Perspectives on Information Literacy. Human IT. Journal for Information Technology Studies as a Human Science. 2012;(11):93-130.

11. Kazakova N. A., Romanova N. V. The impact of the digital economy on the development and competitiveness of the Russian financial sector. Finansovyi menedzhment = Financial management. 2019;(1):86-94. (In Russ.).

12. Golov R. S., Mylnik V. V., Palamarchuk A. G. "Industry 5.0" as the basis for the development of high-tech industry. Ekonomika i upravlenie v mashinostroenii = Economics and Management in engineering. 2018;(6):8-11. (In Russ.).

13. Kachelmeier S. J. Testing auditor-client interactions without letting auditors and clients fully interact: Comments on Bennett and Hatfield. Accounting, Organizations and Society. 2018;(68-69):58-62.

14. Vetoshkina T. The role of competences in personnel management. Kadrovik. = HR Manager. 2008;(3):11-18. (In Russ.).

15. Vasilyeva E. V., Pulyaeva V. N., Yudina V. A. Development of digital competencies of state civil servants of the Russian Federation. Biznes-informatika = Business Informatics. 2018;4(46):28-42. (In Russ.).

16. Canning M., Gendron Y., O'Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163.

17. Lengnick-Hall M., Moritz S. The Impact of e-HR on the Human Resource Management Function. Journal of Labor Research. 2003;24(3):365.

18. Ala-Mutka K. Mapping Digital Competence: Towards a Conceptual Understanding. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2011. 60 p.

19. Korosteleva M. A. The role of the "COSO" model in the construction and evaluation of the internal control system. Vestnik nauki = Bulletin of Science. 2019;10(19):1-7. (In Russ.).

20. Gorbunova N. A., Shibileva O. V. Internal financial control and financial audit in state (municipal) institutions. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2018;(1):40-47. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Ольга Викторовна Шибилева — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

Olga V. Shibileva — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit,

National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia

https://orcid.org/0000-0001-7628-3527

Автор для корреспонденции / Corresponding author:

o.shibileva@rambler.ru

Валерия Вячеславовна Паршуткина — бухгалтер второй категории, Управление бухгалтерского учета и финансового контроля, Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия

Valeria V. Parshutkina — accountant of the second category of the payroll department of the Accounting and Financial Control Department, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia https://orcid.org/0009-0005-3579-5493 parshutkina.valeria@yandex.ru

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.

Статья поступила в редакцию 06.04.2023; после рецензирования 23.06.2023; принята к публикации 03.08.2023. The article was submitted on 06.04.2023; revised on 23.06.2023 and accepted for publication on 03.08.2023. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.