государственное и муниципальное управление / state and municipal management
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69 УДК 342.5(045) JEL H83, M42
(CC) ]
BY 4.0
Совершенствование контроля в цифровой среде в области государственного управления на примере Республики Мордовия
О. В. Шибилева, В. В. Паршуткина
Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н. П. Огарёва,
Саранск, Россия
АННОТАЦИЯ
Цель работы состоит в изучении особенностей осуществления контрольной деятельности в цифровой среде и направлений ее совершенствования. Авторами рассмотрена необходимость реализации перехода к «умному» государственному финансовому контролю [электронному СМАРТ-контролю (контроллингу)], основанному на риск-ориентированном подходе и направленному на повышение качества эффективности проведения контрольных мероприятий, снижение нагрузки на подконтрольную среду, выявление существенных нарушений и рисков. Проанализированы наиболее распространенные программные продукты, предназначенные для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджетов всех уровней, предоставляющие возможность работы в режиме отсутствия связи с финансовым органом и обеспечивающие получение детализированной информации, что позволяет упростить контроль и повысить его эффективность. Рассмотрены основные этапы развития контрольной деятельности в условиях цифровой трансформации, свидетельствующие о реализации некоторых направлений повышения качества контроля бюджетного процесса и эффективности управления общественными финансами в 2022 г., формировании целостной программы внедрения и осуществления электронного контроля, рассчитанной на период до 2027 г. Аргументирована целесообразность применения Государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» (ГИИС «ЭБ»), являющейся подсистемой информационно-аналитического обеспечения пользователей необходимой информацией и средствами анализа и отчетности, предназначенной для принятия обоснованных управленческих решений. На примере Республики Мордовия рассмотрен практический опыт проведения с помощью ГИИС «ЭБ» контрольных и аудиторских мероприятий, целевым ориентиром которых является повышение эффективности финансово-бюджетного надзора, разработан план осуществления контрольной деятельности посредством использования единого портала бюджетной системы, основанный на составлении электронных учетных документов и последующей передаче их результатов проверяемому объекту. Исследованы нормативные акты по внутреннему и внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю и финансовому аудиту. В ходе работы использовались следующие методы: синтез, анализ, классификация, детализация, сравнение. Практическая значимость результатов заключается в теоретическом обосновании необходимости совершенствования контроля в области государственного управления, обеспечивающего контролерам (ревизорам) возможность дистанционной работы со сведениями о функционировании объектов и получения детализированных данных. Он направлен на выстраивание и продвижение более совершенных превентивных механизмов в сфере государственных финансов, способствующих усилению активизации цифрового мониторинга на базе единой электронной платформы.
Ключевые слова: финансовый контроль (аудит); СМАРТ-контроль (контроллинг); аудиторская деятельность; автоматизированная информационная система; цифровая трансформация; контрольно-счетный орган; комплаенс; электронный бюджет
Для цитирования: Шибилева О. В., Паршуткина В. В. Оовершенствование контроля в цифровой среде в области государственного управления на примере Республики Мордовия. Управленческие науки. 2023;13(2):57-69. DOi: 10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69
© Шибилева О. В., Паршуткина В. В., 2023
ORIGINAL PAPER
improving Control in the Digital Environment in the Field of Public Administration on the Example of the Republic of Mordovia
O.V. shibileva, V. V. Parshutkina
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia
ABSTRACT
The purpose of the work is to study the features of the implementation of control activities in the digital environment and the directions of its improvement. The authors consider the need to implement the transition to "smart" state financial control (electronic SMART control [controlling]), based on a risk-oriented approach aimed at improving the quality of the effectiveness of control measures, reducing the burden on the controlled environment, identifying significant violations and risks. The article analyzes the most common software products designed to automate the processes of drawing up, analyzing and executing budgets at all levels, providing the opportunity to work in the mode of no communication with the financial authority, providing detailed information, which makes it possible to simplify control and increase its efficiency. The main stages of the development of control activities in the context of digital transformation are considered, indicating the implementation of some areas of improving the quality of control of the budget process and the effectiveness of public finance management in 2022, the formation of an integrated and coherent program for the introduction and implementation of electronic control, designed for the period up to 2027. The expediency of using the State Integrated Information System "Electronic Budget" (SIIS "EB"), which is a subsystem of information and analytical provision and support of users with the necessary information and means of analysis and reporting, designed to make reasonable and informed management decisions, is substantiated. On the example of the Republic of Mordovia: the practical experience of carrying out control and audit activities with the help of SIIS "EB", the target of which is to increase the efficiency of financial and budgetary supervision, is considered; a plan for the implementation of control activities through the use of a single portal of the budgetary system, based on the compilation of electronic accounting documents and their subsequent transfer of the results to the audited object, is developed. The normative acts on internal and external state (municipal) financial control and financial audit are investigated. The following methods were used in the course of the work: synthesis, analysis, classification, detailing, comparison. The practical significance of the results lies in the theoretical justification of the need to improve control in the field of public administration, which provides the controllers (auditors) with the possibility of remote work with information about the functioning of facilities and obtaining detailed data. It is aimed at building and promoting more advanced preventive mechanisms in the field of public finance, contributing to the intensification of digital monitoring on the basis of a single electronic platform.
Keywords: financial control (audit); SMART control (controlling); audit activity; automated information system; digital transformation; control and accounting body; compliance; electronic budget
For citation: Shibileva O.V., Parshutkina V.V. Improving control in the digital environment in the field of public administration on the example of the Republic of Mordovia. Management sciences. 2023;13(2):57-69. DOI: 10.26794/2304-022X-2023-13-2-57-69
ВВЕДЕНИЕ
Целевой направленностью цифровой экономики на период с 2017 по 2030 г. является повышение квалификации кадров, формирование исследовательских компетенций, информационная безопасность, а также нормативное регулирование контроля, задачей которого выступает создание среды, адекватной современным цифровым технологиям [1].
Последние, определяющие эффективность управления деятельностью любого субъекта и прочно занявшие место в современном обществе, необходимы для перехода к новым моделям и методам осуществления контроля [2, 3]. На сегодняшний день его разновидно-
сти отмечены как на федеральном, так и на уровнях субъектов РФ и муниципалитетов, что способствует выходу взаимодействия между органами контроля (аудита) на новый уровень.
Цель исследования: изучить особенности осуществления и повышения эффективности контрольной деятельности в условиях цифровой трансформации.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность электронного СМАРТ-контроля (контроллинга) в управлении бюджетным процессом и общественными финансами;
• определить необходимость применения ГИИС «ЭБ» при осуществлении финансового контроля (аудита);
• рассмотреть автоматизированные системы, используемые с целью обеспечения контроля при проведении операций со средствами бюджета;
• исследовать нормативные акты, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль (надзор) и аудит.
В процессе исследования проанализированы источники информации, в которых авторами рассматриваются вопросы развития контроля (аудита) в финансово-бюджетной сфере в условиях цифровой трансформации, реализации перехода к умному государственному финансовому контролю—электронному СМАРТ-контролю (контроллингу), внедрения системы «Электронный бюджет».
результаты
Автоматизация процесса финансового контроля (аудита)
Исследуя контрольную деятельность в цифровой среде, авторы определили, что она осуществляется путем внедрения «цифрового (онлайн) контроля», развития «риск-ориентированного предупреждающего дистанционного контроля», применения инструментов «финансово-бюджетного мониторинга» и «финансово-бюджетного рулинга». Последние предполагают использование новейших ^-технологий, алгоритмов искусственного интеллекта; расширение форм и методов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля [ВГ(М)ФК] (например, проведение превентивного/упреждающего контроля, направленного на выявление и предотвращение возможных отклонений); эффективное взаимодействие (синергию) бизнес-процессов органов и объектов контроля посредством «невидимого» анализа и определения риск-факторов [4, 5].
В настоящее время наблюдается переход к «умному» государственному финансовому контролю, основанному на риск-ориентированном подходе, который направлен на исключение дублирования и повышение качества и эффективности проведения контрольных мероприятий, сокращение их длительности, снижение нагрузки на подконтрольную среду, выявление более существенных нарушений и рисков, ранее обозначенных Федеральным казначейством совместно с Минфином России [6]. Счетная палата РФ применяет новый подход к автоматизации процесса финансового контроля (аудита), обеспечивая контролерам (ревизорам) возможность дистанционной работы со сведениями (данными) о деятельности объектов контроля [7, 8].
Реализация системы электронного СМАРТ-
контроля (контроллинга) в управлении бюджетным процессом и общественными финансами и создание его правовой основы
Одним из нововведений при принятии управленческих решений для оперативного реагирования на возникающие риски и изменения подконтрольной среды является электронный СМАРТ-контроль (контроллинг). Целостная программа его внедрения и развития рассчитана на период с 2022 по 2027 г. (направление подпрограммы «Повышение качества управления бюджетным процессом и эффективности управления общественными финансами»). СМАРТ-контроль за счет невидимого присутствия «цифрового» контролера и выстраивания более совершенных превентивных механизмов в сфере государственных финансов способствует снижению административной нагрузки и нацелен на:
• построение нового формата обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета (ФБ) в целях действенного планирования его расходной части и своевременности решений по его исполнению;
• цифровую интеграцию путем консолидации данных учета и отчетности о государственных финансах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивающую прозрачность и подотчетность деятельности государственных служб;
• продвижение цифрового мониторинга исполнения бюджетного процесса и казначейского сопровождения средств, предоставленных из бюджета;
• усиление активизации системы контроллинга на базе единой цифровой платформы [9].
Основная роль в реализации системы СМАРТ-контроль принадлежит Минфину России, Федеральному казначейству, Росимуществу, а ее пользователями являются органы и подразделения внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и аудита; регионы, работающие на федеральной площадке, вправе не подключаться к ней.
Для получения доступа к «умной электронной системе» органу контроля требуется заключить с проверяемым учреждением записанный в виде компьютерной программы договор (смарт-контракт), отслеживающий выполнение условий и обязательств. Смарт-контракты автоматически обрабатывают все поставленные задачи, исключая совершение ошибок при их выполнении; значительно экономят время; не требуют человеческого контроля (присутствия контролеров, замедляющих процесс транзакций).
Благодаря бурному развитию и совершенствованию электронных контрактов цифровая среда становится безопаснее и надежнее [10].
СМАРТ-контроль (контроллинг) может осуществляться в формах:
• экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности объектов;
• наблюдения, основанного на предупреждении, сборе и анализе необходимых данных об объектах;
• финансово-бюджетного контроллинга, исходящего из оценки последствий «будущих» операций, особого режима взаимодействия органа контроля с отдельными его объектами. По результатам совершенных контрольных действий формируются следующие документы [11]:
• рекомендации по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля;
• мотивированное мнение контрольно-надзорного органа на предмет нормативно-правового регулирования в финансово-бюджетной сфере;
• предупреждение, предостережение о возможных нарушениях нормативных правовых актов и рисков их совершения.
Для проведения СМАРТ-контроля (контроллинга) с 2024 по 2027 г. планируется создание его правовой основы, а именно:
• утверждение Федерального закона по контроллингу путем внесения изменений в действующий Бюджетный кодекс и постановление Правительства Российской Федерации о регулировании финансово-бюджетного контроллинга;
• рассмотрение и изменение стандартов ВГ(М) ФК;
• установление общих требований Минфина России к осуществлению контроллинга;
• принятие соглашения между Федеральным казначейством и главными администраторами средств федерального бюджета об осуществлении финансово-бюджетного контроллинга [12].
На рис. 1 рассмотрены основные этапы развития контрольной деятельности в условиях цифровой трансформации с 01.07.2022 до 01.12.2027 г.
Анализ приведенной диаграммы показал, что некоторые направления повышения качества контроля бюджетного процесса и эффективности управления общественными финансами уже реализованы в 2022 г., однако целостная программа внедрения и развития электронного контроля рассчитана на период до 2027 г.
Поэтапное осуществление финансового контроля (аудита) с использованием ГИИС «Электронный бюджет»
Особое место занимает финансовый контроль (аудит), осуществляемый с применением Государственной интегрированной информационной системы (ГИИС) «Электронный бюджет» в рамках информационно-аналитического обеспечения пользователей необходимой информацией, средствами анализа и отчетности. ГИИС предназначена для принятия обоснованных управленческих решений в реализации государственного бюджетного (финансового) планирования и управлении государственными финансами [14].
Экономические субъекты, выступающие участниками представленной информационной системы, размещают информацию о результатах своей деятельности в открытом доступе, в связи с чем последняя становится более прозрачной [15]. Рабочий процесс «Электронного бюджета» (ЭБ) представлен на рис. 2.
1Т-ландшафт Федерального казначейства состоит из комплекса взаимоувязанных и интегрированных между собой и внешними ресурсами систем и подсистем, реализующих множество информационных потоков. Как это работает?
На этапе доведения утвержденных бюджетных данных из подсистемы «Бюджетное планирование» Минфина России в подсистему «Управление расходами» Федерального казначейства поступают данные сводной бюджетной росписи (СБР), на основании которых формируются казначейские уведомления, доводимые до ведомств главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Операции, совершенные в подсистеме «Управление расходами» (ПУР), отражаются на лицевых счетах ГРБС и в бюджетном учете, в связи с чем в подсистеме «Учет и отчетность» (ПУиО) создаются записи учета, а также информация о кодах бюджетной классификации (КБК) по расходам для передачи в подсистему нормативно-справочной информации (НСИ).
На следующем этапе бюджетного процесса в ПУР формируются бюджетные обязательства на основании информации о соглашениях, поступившей из данной подсистемы, и о государственных контрактах, полученных из Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
На этапе проведения кассовых операций по исполнению Федерального бюджета на основании платежных документов, предоставляемых клиентами
АС Планирование
Модуль ВГ ФК
ИБП ОВГ (М) ФК
ГАБС ВФА
Риск-анализ
Паспорт объекта контроля
Модуль ВФА
Шлюз АОИ
01.07.2022
01.04.2024
01.12.2023
01.12.2023
30.11.2022
01.12.2022
01.12.2027
01.12.2027
АС Планирование — автоматизированная система планирования контрольной и надзорной деятельности;
Модуль ВГФК — электронный модуль «Внутренний государственный финансовый контроль»; ИБП ОВГ(М)ФК — исполнение бюджетных полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;
ГАБС ВФА — главный администратор бюджетных средств внутреннего финансового аудита; Риск-анализ — автоматизированный расчет и анализ уровня риска объекта контроля;
Паспорт объекта контроля — «цифровой двойник» объекта контроля, содержащий оцифрованные данные об объектах контроля; Модуль ВФА — электронный модуль «Внутренний финансовый аудит»; Шлюз АОИ — устройство, предназначенное для автоматического обмена информацией.
Рис 1 / Fig. 1 Этапы трансформации контрольной деятельности / stages in the transformation of control activity
Источник/Source: разработано авторами на основе данных Минфина России. URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/08/ main/Bychkov_S.S..pdf и [13] / developed by the authors based on data from the Russian Ministry of Finance. URL: https://minfin.gov.ru/ common/upload/library/2022/08/main/Bychkov_S.S..pdf
через имеющиеся интерфейсы ЭБ, осуществляется кассовый расход. Документы санкционируются в ПУР. Федеральное казначейство создает платежные поручения, которые передаются в подсистему «Управление денежными средствами» (ПУДС) и затем направляются в подразделение Банка России для исполнения. После проведения платежа информация об исполнении передается сначала в ПУДС, а затем в ПУР, где отражается на лицевых счетах клиентов и в бюджетном учете (в ПУиО формируются записи учета).
При рассмотрении функционирования доходной части бюджета следует отметить, что оплата налогоплательщиками налогов, сборов и пошлин осуществляется в Банке. Информация об их зачислении через подразделение Банка России попадает в ПУДС, далее — в подсистему «Управление доходами» (ПУД), где проходит обработку в модулях администрирования и распределения доходов, и затем отражается на
лицевых счетах администраторов (в ПУиО формируются записи учета).
Получение из всех подсистем ЭБ данных о проведенных операциях по расходам Федерального бюджета и доходам бюджетной системы Российской Федерации предоставляет возможность в реальном времени проводить мониторинг и анализ ситуации с движением бюджетных средств через органы Федерального казначейства. Информацию можно разносторонне проанализировать и использовать в нескольких целях: для информирования клиентов о статусе прохождения документов, мониторингов транзакций бизнес-процессов и операционного дня.
Взаимосвязанные интеграционные процессы государственного финансового сектора с использованием цифровой технологической платформы представлены на рис. 3.
Отметим, что ГИИС «ЭБ» позволяет управлять кадровым составом (в том числе подотчетными ли-
Рис.2/Fig. 2. Поэтапный рабочий процесс «Электронного бюджета» / Step-by-step workflow of the "Electronic budget"
Источник/Source: заимствовано из [14] / according to [14].
цами) посредством автоматического контроля за: непревышением лимитов бюджетных обязательств по командированиям; соблюдением плана-графика командировок; отсутствием непогашенной задолженности; отражением отклонений в табеле учета рабочего времени. В подсистеме информационно-аналитического обеспечения (ПИАО) проводится оперативный мониторинг доведения до конечных получателей денежных средств, предусмотренных мерами государственной поддержки, принятыми с связи с распространением коронавирусной инфекции, а также ежедневный мониторинг выплат медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена такая инфекция, и лицам из групп риска заражения [16].
Опыт деятельности контрольно-счетных органов в области государственного развития с применением ГИИС «ЭБ» на примере Республики Мордовия (РМ)
Среди примеров успешного использования ГИИС «ЭБ» можно следует отметить следующие.
В г. Саранске функционирует Управление Федерального казначейства (УФК), ключевыми направлениями деятельности которого являются: организация предварительного и текущего мониторинга за ведением операций со средствами федерального бюджета; подготовка и проведение внутреннего контроля и аудита; исполнение полномочий по управлению имуществом,
закрепленным за ним на праве оперативного управления.
В 2021 г. руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным и на тот момент врио главы Республики Мордовия А. А. Здуновым в г. Саранске был открыт Центр бухгалтерского обслуживания, в качестве главной задачи которого обозначено ведение бухгалтерского (бюджетного) учета территориальных органов и таможенной служб Приволжского федерального округа с использованием данной единой электронной платформы. Кроме того, на базе Центра реализован пилотный проект централизованной модели ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности, начисления и выплаты заработной платы в государственных органах РМ.
Небезынтересен факт создания в 2021 г. Центра по планированию контрольной деятельности для обозначения потребности в экспертизах при выполнении контрольных мероприятий с применением ГИИС «Электронный бюджет» при содействии руководителя УФК по РМ О. В. Соколовой.
На едином портале бюджетной системы ЭБ республикой обеспечивается пилотирование мониторинга достоверности и своевременности размещения информации о сводной бюджетной росписи, бюджетных обязательствах и их лимитах.
В подсистеме «Управление расходами» государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электрон-
Бюджетное планирование
- ведение реестра бюджетных обязательств; - разработка программ / подпрограмм; планирование стоимости услуг
Управление закупками
- планирование закупок; - размещение заказа; - учет государственных контрактов; - учет исполнения по государственным контрактам
Ж
ж
Управление расходами
- поступление данных сводной
бюджетной росписи;
- формирование казначейских
уведомлений; - регистрация правовых оснований возникновения бюджетных обязательств;
- проведение кассовых расходов;
- доведение бюджетных данных
Учет и отчетность
- бухгалтерский (бюджетный) учет; - управленческий учет
Ж
Управление денежными средствами
- кассовое планирование; - размещение денежных средств
-2ГГ-
Л/
Контроль и аудит
Программное бюджетирование
Управление доходами
- распределение денежных средств между бюджетами
Рис 3/Fig. 3. Интеграция процессов в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами / integration of the processes in the field of state and municipal (public) finance management
Источник/ Source: разработано авторами / developed by the authors
ный бюджет» РМ налоговыми органами осуществляется правовая экспертиза исполнительных документов и решений, предусматривающая обращения взысканий на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В модуле кассового планирования подсистемы «Управление денежными средствами» ГИИС «Электронный бюджет» производится ежедневное формирование и представление информации о поступлениях и перечислениях по единому счету бюджета1.
В модуле ведения бухгалтерского (бюджетного) учета подсистемы «Учет и отчетность» ГИИС «ЭБ» ежедневно реализуются формирование и выгруз-
1 Приказ Федерального казначейства от 31.03.2020 № 13н «О порядке прогнозирования движения средств на еди-
ном казначейском счете» (с изм. на 22.12.2022). URL: https://docs.cntd.ru/document/564859616 (дата обращения: 16.02.2023).
ка данных о записях учета, отражающих движение средств по счетам получателей средств федерального бюджета, а также формирование регистров бухгалтерского (бюджетного) учета «Главная книга» (ф.0504072), «Журнал операций» (ф.0504071).
В Управлении Федерального казначейства по РМ с применением ГИИС «Электронный бюджет» проводятся аудиторские мероприятия по проверке достоверности годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, соответствию порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета единой методологии учета и отчетности в отношении субъектов централизованного учета.
Ежеквартально в подсистеме управления национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет» и в АРМ «Регионы» («Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации) — прототипе ГАС «Управление» (государ-
ственной автоматизированной информационной системы «Управление») осуществляется мониторинг отчетных данных по проектам социально-экономического развития Республики Мордовия, контроль качества и точности заполнения паспортов проектов.
В 2022 г. в рамках мероприятий Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РМ и в иных регионах (Республика Марий Эл, Чувашская Республика, Пензенская область) в ГИИС «Электронный бюджет» состоялась сверка по имуществу, составляющему государственную казну Российской Федерации.
Кроме того, в 2022 г. в ГИИС «Электронный бюджет» «ПИАО.ФК» были реализованы функциональные испытания в части «Паспорта объекта контроля» в соответствии с программой и методикой, доведенных Федеральным казначейством.
Стоит отметить, что с 2022 г. на территории Республики Мордовия актуализирован порядок работы в единой информационной системе в сфере закупок:
- утверждены Положение о порядке формирования и размещения информации и документов в ЕИС и требованиях к их формам, Положение об эксплуатации ЕИС;
- введены новые Правила: регистрации участников закупок в ЕИС (ведения реестров); ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений по Закону о контрактной системе;
- установлены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками;
- существенно скорректированы требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок, принципы мониторинга доступности (работоспособности) электронной площадки2.
На 2023 г. УФК по РМ предусмотрен следующий план контрольных (надзорных) и аудиторских мероприятий с применением ГИИС «Электронный бюджет» (рис. 4).
2 Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (с изм. и дополн.). URL: https://base.garant.ru/403480268/?ysclid=lht 2dkaqgy1339232 (дата обращения: 16.02.2023).
Автоматизированные информационные системы исполнения финансовых операций для обеспечения контроля
Для размещения собранных сведений на портале «Электронный бюджет», а также мониторинга текущего состояния приема и отправки информации рассчитан Программный комплекс «Взаимодействие с порталом «Электронный бюджет» по приказу «243н»3.
С целью обеспечения контроля при проведении финансовых операций (операций со средствами бюджета) применяются различные автоматизированные системы [17, 18]:
а) многопользовательская система «Бюджет-СМАРТ», предназначенная для автоматизации процессов составления, анализа и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, предоставляющая возможность работы в режиме отсутствия связи с финансовым органом и распространяемая в двух версиях («Стандарт» и «Про»):
• программный комплекс «Бюджет-СМАРТ Стандарт», содержащий основные функциональные возможности по исполнению бюджета;
• программный комплекс «Бюджет-СМАРТПро», обладающий рядом дополнительных возможностей по обеспечению тактического и стратегического бюджетирования доходов и расходов, установлению межбюджетных отношений, ведению и оценке эффективности государственных (муниципальных) программ, заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, ПК «Бюджет-СМАРТ Про» снабжен режимом детализации отчетов, обеспечивающим получение конкретной информации, что позволяет упростить контроль и повысить его эффективность;
б) «Ревизор-СМАРТ», «Финансовый контроль-СМАРТ», предполагающие автоматизацию учета таких контрольных мероприятий, как планирование, подготовка к проведению и проведения проверки, управление ресурсами, формирование результата, мониторинг устранения выявленных нарушений.
3 Приказ Минфина России от 28.12.2016 № 243н (ред. от 05.10.2020) «О составе и порядке размещения и предоставления информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.05.2017 № 46620). URL: https://base.garant.ru/7 1671076/?ysclid=lht2mko1qx165933415 (дата обращения: 18.02.2023).
Тема аудиторского мероприятия
• 1. Проверка достоверности годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета единой методологии учета и отчетности.
• 2. Проверка достоверности годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета единой методологии учета и отчетности в отношении субъекта централизованного учета: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия; Государственной инспекции труда в Республике Мордовия; Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия; Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Мордовия; Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия; Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия; Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия; Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия; Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия; Министерства социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия.
• 3. Оценка надежности внутреннего финансового контроля при осуществлении бюджетных процедур.
Наименование объекта(ов) внутреннего финансового аудита
• 1. Бюджетные процедуры по: составлению первичных учетных документов, которыми оформлены факты хозяйственной жизни, и их передаче уполномоченной организации (Межрегиональному филиалу ФКУ «ЦОКР» в г Казани); передаче уполномоченной организации (Межрегиональному филиалу ФКУ «ЦОКР» в г. Казани) информации и (или) документов (сведений), необходимых для осуществления централизуемых полномочий, включая соблюдение полноты и нейтральности данных пояснительной записки к бюджетной отчетности.
• 2. Бюджетные процедуры по: ведению бухгалтерского (бюджетного) учета субъектов централизованного учета; составлению и обеспечению представления бухгалтерской (бюджетной) отчетности субъектов централизованного учета.
• 3. Бюджетные процедуры по осуществлению учета, уточнения и возврата невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.
Рис. 4/Fig. 4. План проведения аудиторских мероприятий УФК по Республике Мордовия с применением ГИИС «Электронный бюджет» / The plan of auditing activities of the Federal Treasury Department in the Republic of Mordovia using the SiiS "Electronic budget"
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
государственное и муниципальное управление / state and municipal management
Определения, принципы и задачи осуществления внутреннего финансового аудита _(приказ Минфина России от 21.11.2019 № 196н)_
Основания и порядок организации внутреннего
финансового аудита, передачи полномочий (приказ Минфина России от 18.12.2019 № 237н)
ч_/
Реализация результатов внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 22.05.2020 I № 91н) J
Права и обязанности должностных лиц, работников при осуществлении внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 21.11.2019 № 195н)
/ \
Планирование и проведение внутреннего финансового аудита (приказ Минфина России от 05.08.2020 №160н)
V_)
/-\
Подтверждение достоверности бюджетной отчетности
(приказ Минфина России от 01.09.2021 № 120н)
V_)
Рис 5/Fig. 5. Федеральные стандарты внутреннего финансового аудита / Federal standards of internal Financial Audit
Источник / Source: разработано авторами / developed by the authors.
СГА 103. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Финансовый аудит
(контроль) (постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 25.12.2017 _№ 14ПК) (ред. от 24.12.2020)_
СГА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия (постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 07.09.2017 № 9ПК) (ред. _от 24.05.2022)_
СГА 203. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля).
Последующий контроль за исполнением федерального бюджета (постановление Коллегии Счетной палаты РФ от 21.04.2017 № 3ПК) (ред. от 23.04.2019)
Рис 6 /Fig. 6. Стандарты внешнего государственного аудита (контроля) / standards of external state audit (control)
Источник/Source: разработано авторами / developed by the authors.
Нормативные акты, регулирующие государственный (муниципальный) финансовый контроль и финансовый аудит
Основы государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации4.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, ведомственными стандартами органов внутреннего
4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023). Гл. 26. URL: https://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_19702/8874b00d014c71ae84ad90d1 acdf6616c8bde5b9/?ysclid=lht3p4h49a870188288 (дата обращения: 20.02.2023).
государственного (муниципального) финансового контроля [19].
Внутренний финансовый аудит регулируется ведомственными актами по внутреннему финансовому аудиту, а также федеральными стандартами и методическими рекомендациями по их применению (рис. 5).
Важнейшими нормативными документами, регулирующими внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль, являются:
• Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»5;
• Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»6.
Основные документы, устанавливающие унифицированные стандарты внешнего государственного аудита (контроля), представлены на рис. 6.
Важно отметить, что одним из элементов системы соответствия требованиям и управления рисками выступает комплаенс, отвечающий за соблюдение законодательства, предполагающий постановку целей,
5 Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (с изм. и дополн.). URL: https://base. garant.ru/12182695/ (дата обращения: 21.02.2023).
6 Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и дополн.). URL: https://base.garant.ru/70353474/ (дата обращения: 21.02.2023).
которые требуют непосредственного контроля и мониторинга, что способствует обеспечению эффективного процесса проверки, повышению исполнительской дисциплины [20].
ВЫВОДЫ
Обобщая вышесказанное, стоит подчеркнуть, что в условиях цифровой трансформации для повышения эффективности проведения контрольных мероприятий и своевременного выявления существенных нарушений и рисков необходим «умный цифровой контроль», направленный на предотвращение возможных отклонений. При осуществлении контрольно-ревизионной деятельности с помощью автоматизированных информационных систем появляется возможность дистанционной работы со сведениями о функционировании объектов и получения и детализированных данных, что значительно упрощает контроль и повышает его результативность. Актуализация порядка выполнения контрольных (надзорных) и аудиторских мероприятий с применением единой цифровой платформы позволит существенно повысить качество и точность проверки достоверности годовой бухгалтерской (бюджетной) отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета единой методологии учета и отчетности; усовершенствовать бюджетные процедуры по составлению первичных учетных документов и их передаче уполномоченным органам.
списокисточников
1. Колесник Н. Ф., Маняева В. А., Шибилева О. В. Развитие внутреннего контроля в условиях цифровизации бизнеса. Финансовый бизнес. 2021;(3):223-227. DOI: 10.48521/FINBIZ.2021.213.3.004
2. Gray J., Rumpe B. Models for the digital transformation. Software & Systems Modeling. 2017;16(2):307-308. DOI: 10.1007/s10270-017-0596-7
3. Berman S. J. Digital transformation: Opportunities to create new business models. Strategy and Leadership. 2012;40(2):16-24. DOI: 10.1108/10878571211209314
4. Исаев Э. А. Актуальные вопросы к цифровизации контроля в финансово-бюджетной сфере. Вестник университета (Государственный университет управления). 2022;(8):139-144. DOI: 10.26425/1816-4277-2022-8139-144
5. Растегаева Ф. С., Нафикова Р. Р. Цифровизация системы внутреннего контроля. Креативная экономика. 2022;16(9):3529-3542. DOI: 10.18334/ce.16.9.116283
6. Летуновский В. В. От сплошного надзора к умному контролю. Государственная служба. 2020;22(3):6-18. DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-3-6-18
7. Raphael J. Rethinking the audit. Journal of Accountancy. 2017. URL: https://www.journalofaccountancy.com/ issues/2017/apr/rethinking-the-audit.html
8. Canning M., Gendron Y., O'Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163. DOI: 10.2308/ajpt-10581
государственное и муниципальное управление / state and municipal management
9. Лысенко А. А., Пожидаева Е. А. Смарт-контроль: проблемы и перспективы. Самоуправление. 2022;(5):535-538.
10. Li T., Ren J., Tang X. Secure wireless monitoring and control systems for smart grid and smart home. IEEE Wireless Communications. 2012;19(3):66-73. DOI: 10.1109/MWC.2012.6231161
11. Chung H., Sonu C. H., Zang Y., Choi J.-H. Opinion shopping to avoid a going concern audit opinion and subsequent audit quality. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2019;38(2):101-123. DOI: 10.2308/ajpt-52154
12. Глущенко А. А. Проблемы правового регулирования организации и деятельности Счетной палаты Российской Федерации. Электронный научный журнал. 2020;(3):149-154.
13. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems. 2019;28(2):118-144. DOI: 10.1016/j.jsis.2019.01.003
14. Исакова Н. Ю., Гоголина И. Н. Реализация этапов создания и внедрения системы «Электронный бюджет». Вестник Уральского финансово-юридического института. 2017;(2):99-102.
15. Чернякова Е. Е. Система «Электронный бюджет» — инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами. Финансы. 2015;(8):3-14.
16. Горохова Д. В. Модель автоматизированной электронной среды системы контроллинга субъектов государственного сектора. Управленческий учет. 2022;(9-1):20-26. DOI: 10.25806/uu9-1202227-34
17. Foss N. J., Saebi T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? Journal of Management. 2017;43(1):200-227. DOI: 10.1177/0149206316675927
18. Kuula S., Haapasalo H., Tolonen A. Cost-efficient cocreation of knowledge intensive business services. Service Business. 2018;12(4):779-808. DOI: 10.1007/s11628-018-0380-y
19. Горбунова Н. А., Шибилева О. В. Внутренний финансовый контроль и финансовый аудит в государственных (муниципальных) учреждениях. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018;(1):40-47.
20. Исаев Э. А., Гусарова Л. В. Управление рисками проектного управления в государственном секторе. Управленческий учет. 2022;(9-1):27-34. DOI: 10.25806/uu9-1202227-34
references
1. Kolesnik N. F., Manyaeva V. A., Shibileva O. V. Development of internal control in the conditions of digitizing business. Finansovyi biznes = Financial Business. 2021;(3):223-227. (In Russ.). DOI: 10.48521/FINBIZ.2021.213.3.004
2. Gray J., Rumpe B. Models for the digital transformation. Software & Systems Modeling. 2017;16(2):307-308. DOI: 10.1007/s10270-017-0596-7
3. Berman S. J. Digital transformation: Opportunities to create new business models. Strategy and Leadership. 2012;40(2):16-24. DOI: 10.1108/10878571211209314
4. Isaev E. A. Current issues of digitalization of control in the financial and budgetary sphere. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya). 2022;(8):139-144. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-2022-8-139-144
5. Rastegaeva F. S., Nafikova R. R. Digitalization of the internal control system. Kreativnaya ekonomika = Journal of Creative Economy. 2022;16(9):3529-3542. (In Russ.). DOI: 10.18334/ce.16.9.116283
6. Letunovsky V. V. From total supervision to smart control. Gosudarstvennaya sluzhba = Public Administration. 2020;22(3):6-18. (In Russ.). DOI: 10.22394/2070-8378-2020-22-3-6-18
7. Raphael J. Rethinking the audit. Journal of Accountancy. 2017. URL: https://www.journalofaccountancy.com/ issues/2017/apr/rethinking-the-audit.html
8. Canning M., Gendron Y., O'Dwyer B. Research forum on auditing in a changing environment. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2018;37(2):163. DOI: 10.2308/ajpt-10581
9. Lysenko A. A., Pozhidaeva E. A. Smart control: Problems and prospects. Samoupravlenie. 2022;(5):535-538. (In Russ.).
10. Li T., Ren J., Tang X. Secure wireless monitoring and control systems for smart grid and smart home. IEEE Wireless Communications. 2012;19(3):66-73. DOI: 10.1109/MWC.2012.6231161
11. Chung H., Sonu C. H., Zang Y., Choi J.-H. Opinion shopping to avoid a going concern audit opinion and subsequent audit quality. Auditing: A Journal of Practice & Theory. 2019;38(2):101-123. DOI: 10.2308/ajpt-52154
12. Glushchenko A. A. Problems of legal regulation of the organization and activity of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Elektronnyi nauchnyi zhurnal = The Electronic Scientific Journal. 2020;(3):149-154. (In Russ.).
13. Vial G. Understanding digital transformation: A review and a research agenda. The Journal of Strategic Information Systems. 2019;28(2):118-144. DOI: 10.1016/j.jsis.2019.01.003
14. Isakova N. Yu., Gogolina I. N. Realization phases of the creation and implementation of the system "Electronic budget". Vestnik Ural'skogo finansovo-yuridicheskogo instituta. 2017;(2):99-102. (In Russ.).
15. Chernyakova E. E. The Electronic Budget system is a tool for ensuring transparency, openness and accountability of activities in the field of public finance management. Finansy = Finance. 2015;(8):3-14. (In Russ.).
16. Gorokhova D. V. The model of the automated electronic environment of the controlling system of public sector entities. Upravlencheskii uchet = The Management Accounting Journal. 2022;(9-1):20-26. (In Russ.). DOI: 10.25806/ uu9-1202227-34
17. Foss N. J., Saebi T. Fifteen years of research on business model innovation: How far have we come, and where should we go? Journal of Management. 2017;43(1):200-227. DOI: 10.1177/0149206316675927
18. Kuula S., Haapasalo H., Tolonen A. Cost-efficient cocreation of knowledge intensive business services. Service Business. 2018;12(4):779-808. DOI: 10.1007/s11628-018-0380-y
19. Gorbunova N. A., Shibileva O. V. Internal financial control and financial audit in state (municipal) institutions. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law. 2018;(1):40-47. (In Russ.).
20. Isaev E. A., Gusarova L. V. Risk management of project management in the public sector. Upravlencheskii uchet = The Management Accounting Journal. 2022;(9-1):27-34. (In Russ.). DOI: 10.25806/uu9-1202227-34
информация об авторах / about the authors
Ольга Викторовна Шибилева — кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия
Olga V. Shibileva — Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Auditing, National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia https://orcid.org/0000-0001-7628-3527 [email protected]
Валерия Вячеславовна Паршуткина — бухгалтер второй категории расчетного отдела по заработной плате Управления бухгалтерского учета и финансового контроля, Национальный исследовательский Мордовский Государственный университет им. Н. П. Огарёва, Саранск, Россия
Valeria V. Parshutkina — Accountant, second category, Payroll Accounting Department, Accounting and Financial Control Department, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "National Research Mordovian State University named after N. P. Ogarev", Saransk, Russia https://orcid.org/0009-0005-3579-5493 [email protected]
Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflicts of Interest Statement: The authors have no conflicts of interest to declare.
Статья поступила в редакцию 09.03.2023; после рецензирования 10.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.
The article was submitted on 09.03.2023; revised on 10.04.2023 and accepted for publication on 22.05.2023.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The authors read and approved the final version of the manuscript