Научная статья на тему 'Подготовка сотрудников ОВД к действиям по освобождению заложников'

Подготовка сотрудников ОВД к действиям по освобождению заложников Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5754
371
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А.Н. Хоменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка сотрудников ОВД к действиям по освобождению заложников»

уровень развития способности называется талантом, который и говорит о призвании личности к деятельности в органах внутренних дел.

Одной из важных задач органов внутренних дел является координация своих действий по отбору абитуриентов, а также организация их обучения и воспитания.

Потребность в самовоспитании органически входит в общую структуру отношений личности к окружающему миру, людям, себе, своей деятельности и является одним из внутренних мотивов, побуждающих человека к высоконравственному поведению. Стремление к знаниям, к трудовой и общественной деятельности побуждает человека к дальнейшему совершенствованию своих способностей, к активным действиям во имя долга как осознанной необходимости выполнения своих обязанностей перед обществом, коллективом, самим собой.

Велика и ответственна в процессе обучения и воспитания роль юридического вуза МВД России, который должен в ходе отбора абитуриента его задатки развить в систему качеств, навыков и умений, необходимых личности будущего следователя.

Качество профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел в большей степени определяет эффективность деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, поэтому организация системы подготовки кадров нуждается в самом пристальном внимании и постоянном совершенствовании.

Профессиональное становление сотрудника органов внутренних дел - основа организаторской деятельности и способность точно ориентироваться в действительности, в частности в начальной ситуации, в качествах людей и их возможностях. На основе хорошей ориентировки в обстановке и людях молодой сотрудник органов внутренних дел вначале мысленно, а затем и реально, в соответствии с возможностями, учитывает наличные материалы и средства, намечает перспективы, планирует работу, а затем приступает к выполнению определенных действий.

Каждый молодой сотрудник органов внутренних дел и особенно следователь должен обладать (и использовать в своей практической деятельности) следующими качествами:

1. Самоорганизованностью, энергичностью, настойчивостью, обеспечивающими целенаправленное расследование уголовного дела, систематическую работу по нему.

2. Ответственностью, требовательностью, находчивостью, умением хранить тайну при руководстве коллективами людей в ходе расследования уголовного дела.

3. Выдержкой, самокритичностью, дисциплинированностью, чувством собственного достоинства в отношениях с коллегами и руководством.

Труд сотрудников органов внутренних дел весьма разнообразен и сложен и имеет в себе ряд черт, которые отличают его от труда большинства других профессий. Правоприменительная деятельность большинства юридических профессий протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Каждое новое дело для следователя и дознавателя представляет собой новую задачу, и чем меньше шаблона будет допущено этими лицами, тем более вероятен правильный ибход в поисках истины.

Следует отметить, что правовое регулирование всей профессиональной деятельности отличает труд сотрудников органов внутренних дел от других профессий и постепенно накладывает свой отпечаток наличность каждого юриста. Вся деятельность следователя, при всей ее сложности и разнообразии, всегда протекает в рамках правового регулирования. Уже при планировании своей деятельности каждый юрист мысленно производит сопоставление своих будущих действий с нормами действующего законодательства, регламентирующими эти действия.

Для большинства юридических профессий характерна высокая эмоциональность труда. При этом в ряде случаев

деятельность сопровождается отрицательными эмоциями, необходимостью их подавлять, а эмоциональная разрядка бывает отсрочена на сравнительно большой период времени.

Профессиональная юридическая деятельность - в основном деятельность государственная. Государство ставит перед правоохранительными органами определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране.

Государство создает специальную систему подготовки, переподготовки и усовершенствования правоохранительных органов. Эти требования по мере роста юридической культуры всего общества повышаются по отношению как из всей правоохранительной системе, так и к каждому ее звену и работнику.

Труд многих юридических профессий (следователя, дознавателя, оперативного работника и других) предполагает наличие у субъекта труда особых властных полномочий, наличие права и обязанности применять власть от имени закона. Наряду с этим правом у большинства перечисленных выше лиц развивается профессиональное чувство повышенной ответственности за последствия своих действий.

Ответственный и сложный труд работников органов внутренних дел предъявляет к ним повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считаются престижными, хотя многие молодые люди, выбирая для себя эти профессии, не имеют ясного представления о всей сложности этой деятельности и, главное, не предполагают, какие требования будут предъявляться к ним.

Юридическая деятельность - это деятельность, связанная с нормами права, и отдельные ее виды в самом названии содержат это основное понятие: правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность, правозащитная деятельность и т.д. Юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении закона.

Для большинства сотрудников органов внутренних дел характерной чертой является организационная сторона деятельности, имеющая два основных аспекта: 1) организация собственной работы в течение рабочего дня, недели и организация работы по уголовному делу в условиях ненормированного рабочего дня; 2) организация совместной работы с другими должностными лицами, правоохранительными органами и т.д.

ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К ДЕЙСТВИЯМ ПО ОСВОБОЖДЕНИЮ ЗАЛОЖНИКОВ

А.Н. Хоменко, преподаватель

Омская академия МВД России

Наряду с Европейской конвенцией о пресечении терроризма 1977 г. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 1ЗО-ФЗ "О борьбе с терроризмом" определяет захват заложников как акт терроризма и преступление террористического характера. Этим же законом определена и компетенция МВД РФ, которая заключается в осуществлении борьбы с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели.

Однако чаще всего сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с ситуациями захвата заложников, где мотивация деяния виновного далека от террористической направленности. Данные криминальные ситуации можно обобщить термином "бытовое заложничество". За рубежом быто-

вое заложимчество составляет предмет особой заботы полиции. По сообщениям начальника отдела полиции г. Чикаго, например, свыше 80% поступающих сигналов о захвате заложников связаны с бытовыми ситуациями (2, 39). Лица, захватывающие свои жертвы в указанной ситуации, относятся к асоциальным элементам (наркоманы, алкоголики, ранее судимые, не имеющие определенного места жительства и т.д.). Как правило, они берут заложников, будучи застигнутыми на месте совершаемого ими преступления (правонарушения) с целью избежать задержания (уголовной ответственности) или получить незаконную выгоду, а также из мести. Тем не менее, любые ситуации, связанные с преступлением, предусмотренным ст. 206 УК (захват заложника), пб своим последствиям, трагизму и экстремальности не уступают друг другу.

Большое разнообразие ситуаций при захвате заложников не позволяет разработать универсальную систему борьбы с этим явлением. Так как сложность проведения специальных операций по освобождению заложников в сравнении с другими операциями состоит в том, что требуется не только задержать виновного, но и, что более важно, освободить заложников. При этом данная экстремальная обстановка создает реальную возможность организационных и тактических просчетов из-за отсутствия опыта действий в аналогичных ситуациях. которая зависит от поведения лиц, осуществляющих правоприменение в условиях пресечения захвата заложников.

По результатам опроса более 200 руководителей и других опытных работников подразделений криминальной милиции. ОМОН, спецназа, имеющих практику участия в специальных операциях, абсолютное большинство (93% респондентов) указали на неадекватное самочувствие и поведение в таких ситуациях, что выражалось в чрезмерном волнении, в суетливости и невнимательности к распоряжениям руководителей операции (3, 27). Не случайно, по данным анкетирования, 14% респондентов указали как одну из причин неудовлетворительного состояния борьбы с терроризмом боязнь применения огнестрельного оружия, 18% указали на нерешительность руководителей ОВД и 17% опрошенных считают такой причиной неподготовленность антитеррористических подразделений (4,23).

Решение данной проблемы видится, прежде всего, в обеспечении качества профессиональной подготовки специалистов для ОВД во всех образовательных учреждениях МВД России. Представляется, что особую актуальность в учебном процессе для высших ученых заведений должно иметь

применение моделирования практических проблемных ситуаций, что является движущей силой повышения профессионального мастерства сотрудников и соответствует требованиям Концепции совершенствования профессиональной под^ готовки кадров в ОВД РФ (Прил. № 2 к приказу МВД РФ от 6 ноября 2003 г. № 829). При этом дидактическая эффективность данного метода в рамках отдельной дисциплины не представляется возможной. Только использование междисциплинарных (межпредметных) связей и глубокая их кооперация, а также комплексный подход в обучении позволит формировать системное мышление сотрудника правоохранительных органов (1, 39-41; 5, 27-28). , " я

В этой связи одной из наиболее качественных форм обучения будет комплексное практическое занятие (КПЗ), направленное на разрешение проблемной криминальной обстановки, связанной, в частности, с освобождением заложников. Методология проведения данного вида практического занятия по теме "Организация и ведение действий в специальной операции по освобождению заложников" (см. схему 1) состоит в том, чтобы разрешение рассматриваемой проблемной ситуации проводилось через применение имеющихся теоретических межпредметных знаний курсантов, в основе которых лежат юридические, психологические и оперативно-служебные аспекты. Основными направлениями межпредметной связи этого занятия являются специфические особенности нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность ОВД в борьбе с преступностью, а также уголовно-правовые, оперативно-тактические вопросы, которые были изучены ранее по курсам "Уголовное право", "Юридическая психо-. логия" и "Специальная тактика". Правильное использование знаний по данным дисциплинам в ходе комплексного практического занятия поможет обучаемым в полном объеме раскрыть, соответственно, условия правомерности действий сотрудников ОВД. тактику ведения переговоров с преступниками и принятие обоснованного решения на проведение специальной операции по освобождению заложников.

Проведение КПЗ требует тщательной подготовки. Разумеется, возникает вопрос и о соотношении содержания темы с программами указанных учебных дисциплин. Кроме того, следует особо отметить, что проведение данного вида занятия требует от преподавателя высоких профессиональных качеств, а также теоретического знания положений тех дисциплин, которые определяют межпредметную связь рассматриваемой темы. Вместе с тем для повышения качества и ре-

Схе.ма 1

Методология комплексного практического занятия (КПЗ) по теме: 'Организация и ведение действий в специальной операции по освобождению заложников'

зультативности КПЗ возможно участие в процессе его проведения двух (трех) преподавателей других кафедр, а именно-психологии и уголовного права.

Обращаясь к анализу представленного на практическое изучение материала, направленного на поиск и осознание обучаемыми проблемы деятельности ОВД в условиях пресечения захвата заложников, следует определить характерные для этой ситуации особенности:

1. Необходимость незамедлительного выбора варианта поведения на основе имеющихся и максимально подходящих для данной ситуации правовых средств.

2. Изучение требований, выдвигаемых террористами, и ведение переговоров с ними в целях сохранения жизни и здоровья людей, а также использование возможности пресечения преступной акции без применения силы.

3. Проведение специальной операции по безопасному (как для заложников, гак и для личного состава) освобождению заложников и задержанию террористов.

В начале занятия преподаватель должен сконцентрировать внимание курсантов на том, что особенности правового регулирования обусловлены характером преступления, предусмотренного ст. 206 УК РФ, так как степень общественной опасности данного деяния претерпевает резкие существенные изменения в сравнении с предшествующим событию периодом, снижая уровень общественной безопасности. В этой ситуации, разрешение которой возможно путем причинения вреда, применяются институты Общей части уголовного права. которые определяют обстоятельства, исключающие преступность деяния (ОИПД). К ним относятся: необходимая оборона (ст. 37 УК РФ); причинение вреда при задержании

лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ); крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ); обоснованный риск (ст. 41 УК РФ); исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) (см. табл.). Указанные уголовно-правовые нормы признают условия правомерности причиненного вреда (ущерба) только в том случае, если признаки, обусловливающие их правомерность. будут соблюдены.

Не останавливаясь подробно на характеристике каждого из обозначенных институтов ОИПД, обучаемые должны осознать, что в ситуации, связанной с деятельностью по освобождению заложников, имеют место одновременно практически все указанные обстоятельства и, следовательно, существует проблема их конкуренции. Представляется, что в подобных ситуациях должны применяться правила допустимого вреда, наиболее благоприятные для лица, причинившего вред (8, 111). При этом возникают моменты перерастания одного ОИПД в другое, например, необходимая оборона может перерасти в задержание лиц, виновных в захвате заложников, если они попытаются скрыться с места происшествия. Здесь также дается юридическая оценка натичнос-ти и действительности преступного посягательства и опасности каждого из таких моментов. Моментом, объединяющим институт крайней необходимости и обоснованного (профессионального) риска, является необходимость в ограниченный период принять уголовно-правовое решение, влекущее применение наименьшего вреда охраняемым интересам. При этом сфера действия ст. 41 УК (обоснованный риск) шире сферы действия ст. 39 УК (крайняя необходимость), так как могут быть лишены жизни по неосторожности третьи лица (7, 40).

Таблица

Признаки условий правомерности ОИПД

Обстоятельства, исключающие преступность деяния (ОИПД) Условия правомерности

Устраняемая опасность Источник опасности Кому причиняется вред Соразмерность вреда Выбор средств Возмещение вреда

Необходимая оборона (ст. 37 УК РФ) Опасное посягательство на личность, интересы общества и государства Лицо Посягающему Причинение вреда без умышленных действий, явно не соответствующих опасности посягательства Средства обороны можно выбирать Нет* (ст. 1066 ГК РФ)

Задержание лица, совершившего преступление (ст. 38 УК РФ) Намерение лица уйти от ответственности за совершенное преступление Лицо Лицу, совершившему преступление Причиненный вред должен быть вынужденным и соответствовать характеру опасности, совершенного им преступления Имеется возможность выбора применения силы Не порождает гражданско-правовой ответственности*

Крайняя необходимость (ст. 39 УК РФ) Угроза причинения существенного вреда личности, интересам общества и государству Лицо, стихийные силы природы, животные Третьим лицам 1 Вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный Используется крайнее средство в данных обстоя тель-ствах Возможно (ст. 1067 ГК РФ)

Обоснованный (профессиональный) риск (ст. 41 УК РФ) Достижение общественно полезной цели (освобождение заложников) Может отсутствовать (или тот же) Неизбежность причинения вреда отсутствует Признается необоснованным, если заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей Предприняты достаточные меры для предотвращения вреда Нет*

Исполнение приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ) Пресечение преступления, связанного с захватом заложников Лицо, виновное в захвате заложников Охраняемым уголовным законом интересам Действия во исполнение обязательного для лица приказа Предусмотренные законным приказом Нет*

Примечание. * - без превышения условий правомерности. 38 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2004, №2(22)

Рассматривая в ходе КПЗ вопросы, связанные с тактикой ведения переговоров с виновными в захвате заложников, необходимо также учитывать правовую основу данной деятельности. Так, в соответствии со ст. 14 Федерального закона "О борьбе с терроризмом" без применения силы допускается ведение переговоров с террористами. Актуализация этого вопроса заключается втом, что переговоры значительно расширяют арсенал мер прсссчения данного деяния, а именно: помогают избежать гибели заложников, другие нежелательные последствия; дают возможность не только получить выигрыш во времени, но и избрать наиболее правильную тактическую схему проведения специальной операции в целом. По мировой статистике, 80% всех заложников удавалось освобождать в результате переговоров, а наибольшее число жертв приходится на первые два часа после захвата (6).

Переговоры с лицами, которые удерживают заложников, направлены не только на склонение их к отказу продолжения совершения преступления, но и на рассмотрение выдвигаемых ими условий. Поэтому об> чаемым следует предоставить возможность самостоятельно, основываясь на практических примерах, определить, какие институты ОИПД будут уместными в ходе ведения переговоров и выполнение каких требований при этом будет правомерным. Кроме того, требуется сориентировать их работу на детализацию тактики ведения переговоров, выделив в ней ряд этапов, что будет способствовать достижению большей логичности и последовательности ведения диалога с преступником (92, 83).

После обсуждения теоретических вопросов межпредметной связи темы данного КПЗ преподаватель предлагает курсантам подготовленный им дидактический материал, где необходимо практически разрешить ситуацию, связанную с захватом заложника. Для этого следует направить их внимание на комплексный подход к проведению специальной операции по освобождению заложников.

Схематически этот учебный процесс может быть представлен в виде алгоритма действий сотрудников ОВД по пресечению захвата заложников (схема 2). На входе дается криминальная ситуация, предусмотренная ст. 206 УК РФ (тактическое задание). Действуя в роли руководителя оперативного штаба (0111), обучаемые вначале отдают распоряжение о блокировании места происшествия (создают группировку сил и средств), анализируют сложившуюся обстановку и в соответствии с предписанием закона предъявляют виновным требования о прекращении противоправных действий (ссылаясь на примечание к ст. 206 УК РФ). Получив отказ, организовывают переговоры с ними, в ходе которых изучают и стабилизируют оперативную обстановку, предотвращая тем самым возможные агрессивные действия. На втором этапе переговорного процесса обсуждаются требования преступников, где главным является выбор обуча-

Алгоритм действий сотрудников ОБ

емыми тех психологических приемов, которые можно использовать для убеждения .

На заключительном этапе подводят итоги переговоров, в ходе которых рассматривается вариант добровольной сдачи виновных в захвате заложников и освобождения жертв этого деяния. Однако для полноты решения учебной проблемы преподаватель предлагает вариант нежелания виновных идти ни на какие компромиссы, в результате чего создается угроза жизни заложников. Курсанты приступают к поиску ответа на это предложение и, обладая знаниями курса специальной тактики, они должны выполнить разработку сценария оперативной игры, главная цель которой - обеспечить эффективность проведения спецоперации по силовому освобождению заложников и задержанию лиц, виновных в их удержании, которая заключается в усилении активности ведения переговоров, чтобы усыпить бдительность террористов и добиться максимальной внезапности действий. Затем обучаемые текстуально и графически (на схеме) оформляют принятое решение на штурм. В последующем, видимо, это должно стать предметом отдельного практического занятия, где необходимо проводить обучение ведению практических (силовых) действий по освобождению заложников.

Завершая рассмотрение основных аспектов указанной темы КПЗ, следует отметить, что актуальность и практическая ценность данного занятия проявляется в повышении профессиональных качеств и умений, а также позволяет внедрить в учебный процесс активные методы обучения. Только в результате межпредметных практических занятий с проблемной характеристикой проявляются возможности выбора будущей профессиональной ориентации курсанта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов М. О реализации концепции совершенствования образования в системе МВД России // Профессионал. - 2004. - № 1

2. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками: (Правовые, организационные, оперативно-тактические основы). - М., 1994.

3. Истомина Г.М., Сафронов А.Д. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях как условие предупреждения их гибели и ранений // Проблемы организации работы с личным составом органов внутренних дел: Труды Академии МВД РФ. - М., 1993.

4. Кириллов И.А. Уголовно-правовые меры борьбы с терроризмом: Лекция. - М.: Академия управления МВД России, 1999.

5. Кочетков М.В. Творчество и образовательные технологии в вузе правоохранительной системы: Учебное пособие. -Красноярск,' 2001.

6. Маиладзе Т. Уроки контртерроризма // Известия. - 1996. -№ 8.

7. Михаль О. Профессиональный (обоснованный) риск при освобождении заложников // Уголовное право. - 2003. - № 1.

8. Орехов В В. Необходимая оборона и иные обстоятельства, исключающие преступность деяния. - СПб., 2003.

Схема 2

1 по пресечению захвата заложников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.