Охрана общественного порядка и общественной безопасности 1
Специально-профилактические меры противодействия захвату заложников в Кыргызской
Республике
А. А. МУРЗАХМАТОВ,
доцент кафедры уголовного права и профилактики преступлений,
кандидат юридических наук (Академия МВД Кыргызской Республики им. генерал-майора милиции Э. А. Алиева)
Specific Preventive Measures of Resistance Hostage-Taking
in the Kyrgyz Republic
A. A. MURZAKHMATOV,
Associate Professor of the Criminal Law and Crime Prevention Department,
Candidate of Law
(The Academy of the Interior Ministry of the Kyrgyz Republic named after Major General of Militia E. A. Aliyev)
В данной научной статье рассматривается понятие и классификация специальных и профилактических мер, направленных на противодействие совершения захвата заложников, даются конкретные рекомендации по предупреждению и пресечению захвату заложников.
Захват и удержание заложников, специально-профилактические меры, противодействие, предупреждение, пресечение, терроризм и террористические преступления.
Человечеством за время своего исторического развития было использовано два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества и государства: наказание за совершение преступления и предупреждение преступлений.
В криминологической и иной специальной литературе, а также в официальных документах мы встречаем различные понятия — «уголовная политика», «борьба с преступностью», «война с криминалом», «предупреждение», «социальный контроль», «профилактика», «противодействие преступности», «управленческое воздействие на преступность» [3] и другие. Каждое из этих понятий до сих пор вызывает споры в научных кругах. Часть авторов пытается классифицировать указанные термины, связывая их
УДК 341.348:94(575.2)
This article deals with the concept and classification of special and preventive measures aimed at countering hostage-taking, and gives specific recommendations for preventing and suppressing hostage-taking.
Capture and retention of hostages, special preventive measures, counteraction, prevention, suppression, terrorism and terrorist crimes.
с различными уровнями, этапами, направлениями и видами предупредительной деятельности [4]. Одним из первых научных трудов, опубликованных по проблемам предупреждения преступлений, стала монография украинских исследователей И. А. Гельфанда и П. П. Михайленко «Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности» [5].
Авторы данной работы рассуждают о терминологии, применяемой в области предупреждения преступлений, и берутся утверждать, что не следует делать каких-либо различий в содержании понятий «предупреждение», «предотвращение», «профилактика» и «пресечение».
Содержание этих терминов едино, и в этом смысле они даже являются синонимами, выражающими мысль о необходимости предпринять такие меры, которые предупреждали бы, а по-
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
65
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
том и исключили появление у отдельных лиц каких-либо проступков, наносящих вред обществу. По мнению Г. А. Аванесова, автора самого крупного труда по профилактике преступлений, все указанные термины не исключают друг друга, и между ними больше сходств, нежели различий, по существу, это смежные понятия. Ученый определят профилактику преступлений двояким образом.
В глубоком понятии термин «профилактика» — это недопущение конкретных преступлений, предохранение отдельных членов общества от совершения ими правонарушений, виновных противоправных деяний, представляющих собой преступление. И в более узком понятии — это деятельность по выявлению причин преступлений, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, выявлению лиц, склонных совершить преступление, и проведение с ними необходимых предупредительных мер.
В свою очередь А. Г. Лекарь и А. Ф. Зеленский, разграничивая между собой термины «предотвращение» и «профилактика», под «предотвращением» понимает воспрепятствование совершению конкретного преступления, а под «профилактикой» — устранение причин и условий, способствующих совершению преступления. Как считают авторы, к профилактике следует отнести процесс выявления, устранения причин и условий преступности, а к предупреждению — недопущение замышляемых и подготавливаемых преступлений [6].
Н. Г. Кобец, рассматривая вопросы профилактики правонарушений, справедливо отметил: «Близкими, но не однозначными являются понятия «предупреждение», «пресечение» правонарушений, поскольку предупредить правонарушение, значит не допустить его возникновения, а пресечь правонарушение, значит прервать его, принять меры к тому, чтобы готовящееся или начавшееся правонарушение не было доведено до конца, чтобы его не удалось осуществить полностью» [7].
В криминологической литературе имеется немало суждений о понятии предупреждения преступности, но нет устоявшегося общепризнанного определения этого понятия.
Так, одни авторы под «предупреждением преступности» понимают многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности [8], другие — комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых государственными органами и общественностью в целях предупредить преступность и устранить ее причины [9], третьи — многообразную, многоаспектную, разноуровневую
бб
практическую деятельность многочисленных и различных государственных органов, общественных организаций, трудовых коллективов и отдельных граждан, направленную на воспрепятствование совершению преступлений, в том числе на устранение причин и условий [10].
Однако, по мнению некоторых ученых, предупреждение преступности нужно рассматривать не только как комплекс взаимосвязанных мероприятий, проводимых субъектами профилактики в целях борьбы с преступностью и устранением причин, ее порождающих, но и как особую область социального управления процессами, связанными с реализацией задачи сокращения преступности.
Анализируя всякого рода определения предупреждения преступности, можно сделать вывод о том, что невзирая на различную степень конкретизации данных понятий, они сходны по сути. В обобщенном виде предупреждение преступности представляет собой системную деятельность (комплекс мер), направленную на нейтрализацию, ослабление и устранение причин и условий преступности. Мы считаем, что именно понятие «противодействие» наиболее всесторонне включает в себя все стадии (этапы) предупреждения преступности.
Так, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О противодействии терроризму» [1] противодействие терроризму и террористическим преступлениям определяется как «деятельность органов государственной власти и местного самоуправления»:
а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); г) минимизации последствий терроризма.
Таким образом, в нашем исследовании под противодействием захвату заложников следует понимать комплексную, многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению указанного преступления, а также предотвращение, пресечение и раскрытие захвата и удержание заложников.
В юридической литературе можно выделить разные классификации видов, форм и уровней предупреждения преступности (предупредительных мер). Предупреждение преступности традиционно подразделяется на две большие группы мер: общесоциальные и специальные (кримино л огиче ские).
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
Общесоциальное предупреждение осуществляется через всю совокупность крупномасштабных мероприятий, обеспечивающих прогрессивное развитие общества, отношений людей в экономической, политический, духовной, семейно-бытовой и других сферах жизнедеятельности общества. Данные мероприятия преследуют более широкие цели, чем борьба с преступностью. Иными словами, прогрессивное развитие экономики, политической системы, духовного и культурного уровня, традиций уважения прав и интересов других людей, требований законности и правопорядка — это и есть реализация анти-криминогенного потенциала общества.
Общие меры охватывают предупреждение преступлений в обществе в целом, и хотя их осуществление специально не связано с преступностью, но они опосредованно влияют на криминогенные детерминанты, которые вызывают преступность как свое закономерное следствие.
К данному комплексу относятся меры, влияющие на предупреждение преступности в целом:
а) политические — стабилизация политической обстановки в государстве, укрепление и повышение авторитета власти и доверия к ней со стороны населения;
б) правовые — совершенствование законодательства, борьба с правовым нигилизмом, реформирование всей правоохранительной системы государства, противодействие коррупции;
в) экономические — стабилизация экономики, сокращение инфляции, подъем производственной деятельности, повышение материального и жизненного уровня населения, сокращение бедности и безработицы;
г) социальные - эффективная социальная защита малообеспеченных слоев населения, пенсионеров, студентов, малоимущих, сотрудников медицинских и образовательных учреждений;
д) культурно-воспитательные — повышение уровня культуры граждан, улучшение их образования, воспитания, формирование у населения высоконравственных устоев и морали.
Реализация вышеуказанных мер будет способствовать предупреждению преступности и, что особенно важно, противодействовать захвату заложников. Из всего перечисленного комплекса мер позитивное действие на снижение уровня преступлений против общественной безопасности могут оказать именно политические меры, направленные на стабилизацию ситуации в Кыргызстане. Именно они сегодня требуют действенных, последовательных и системных мер в сфере укрепления государственной власти, единой политической воли, возврата доверия населения к власти, единение всего общества. Нам представляется, что комплексное
проведение общесоциальных мер в масштабах всего государства может положительным образом повлиять на преступность и другие, связанные с ней, социальные явления и процессы.
Под системой специально-профилактических мер нужно понимать деятельность (комплекс упреждающих мер), непосредственно направленных на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий, способствующих совершению захвата заложников.
Считаем, что в нашем исследовании наиболее правильной будет разработка специальнопрофилактических мер противодействия захвату заложников, которые будут осуществляться в три этапа:
а) профилактика захвата заложников — это меры, направленные на устранение и ослабление причин и условий, способствующих совершению захвата заложников;
б) предотвращение захвата заложников — это меры, направленные на недопущение замышляемых или подготавливаемых действий для совершения захвата заложников;
в) пресечение захвата заложников — это меры, направленные на освобождение заложников и задержание лиц, совершивших захват и удержание.
Для осуществления эффективной специальнопрофилактической деятельности захвата заложников необходимо выполнение следующих мер:
1) информационно-аналитическая работа, направленная на изучение и обобщение всех данных о захватах заложников и выработка на основе этой деятельности практических рекомендаций;
2) усиление контроля над незаконным оборотом оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Мы убеждены, что данная мера является одним из эффективных методов противодействия не только захвату заложников, но и других преступлений, так как содержит в себе так называемые нормы «двойной превенции».
Применение норм с двойной превенцией осуществляется путем уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за деяния, совершение которых ведет к другим более опасным и тяжким преступлениям. К ним, в частности, относятся нормы особенной части УК КР ст. 241 «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств», ст. 242 «Незаконное изготовление или ремонт оружия» и ст. 245 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ». Эти меры являются наиболее актуально перманенты. Так, например,
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
67
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
I
в 2010 г., по данным МВД КР, было похищено и утеряно 1177 [11] единиц огнестрельного оружия, 63 780 боеприпасов и взрывчатых веществ;
3) своевременное реагирование органов государственной власти на возникновение политических, межнациональных и религиозных конфликтов в стране и регионах;
4) повышение контроля над деятельностью различных политических и религиозных организаций, а также общественных объединений и движений;
5) выявление и ликвидация источников финансирования экстремистской и террористической деятельности;
6) единая координация и взаимодействие специальных служб, правоохранительных и государственных органов в противодействии захвату заложников;
7) использование рекомендаций и положительного опыта зарубежных правоохранительных органов по противодействию захвата заложников;
8) международное сотрудничество между правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств по обеспечению противодействия захвату заложников;
9) проведение специальной подготовки (психологической) сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих освобождение заложников;
10) проведение научно-практических конференций по проблемам экстремизма, терроризма и захвата заложников для выработки практических рекомендаций и совершенствования уголовного законодательства.
По нашему мнению, данные рекомендации по оптимизации профилактических мер с положительной динамикой повлияют на противодействие не только захвату заложников, но и других преступлений террористического характера. В рамках профилактических мероприятий необходимо рассмотреть организационные рекомендации, направленные на совершенствование профилактической деятельности и предупреждение захвату заложников.
Анализ правоохранительной деятельности в сфере противодействия захвату заложников свидетельствует о необходимости проведения ряда организационных мероприятий, к которым относятся:
1) в целях эффективного противодействия и предупреждения захвата заложников, похищения человека и незаконного лишения свободы в системе органов внутренних дел необходимо создать специальное подразделение, в основную функцию которого будет входить противодействие данным видам преступлений;
68
2) специальная подготовка данной структуры должна быть ориентирована на профилактику, предотвращение и пресечение захвата заложников, а подготовка сотрудников специального подразделения должна включать анализ не только оперативной, но и политической, криминологической и иной информации;
3) обеспечение и оснащение правоохранительных органов новейшими специальными техническими средствами и необходимым вооружением для эффективного предотвращения и пресечения захвата заложников;
4) совершенствование технических и специальных средств с целью усиления контроля при проверке лиц на объектах гражданской авиации;
5) использование средств массовой информации для осуществления профилактики, в частности пропаганда уголовного законодательства и информации о применение рекомендаций специалистов по поведению граждан в случае их захвата в качестве заложников;
6) создание соответствующих стандартов и норм социально-бытовых условий осужденных в исправительных учреждения и лиц, заключенных в следственных изоляторах;
7) своевременное реагирование администрации мест лишения свободы на жалобы и заявления осужденных и заключенных под стражу на порядок и условия их содержания;
8) увеличение численности и повышение профессионального уровня штата сотрудников, осуществляющих исправление осужденных в местах лишения свободы и заключения под стражу;
9) использование новейших специальных технических средств видео- и аудиопрослушивания в местах лишения свободы и заключения под стражу;
10) усиление контроля над лицами, страдающими психическими расстройствами.
Необходимо отметить, что основная роль в предотвращении захвата заложников отводится оперативно-розыскной деятельности. К тому же на данной стадии захват заложников характеризуется ограниченными возможностями органов, ведущих борьбу с данным видом преступлений, так как реальная практика предотвращения захвата заложников свидетельствует о недостаточной результативности такой деятельности.
Это объективное обстоятельство объясняется прежде всего тем, что подготовка к захвату заложников носит больше конспиративный характер. Таким образом, противодействие захвату заложников на данном этапе весьма затруднено, а захват заложников с внезапно возникшим умыслом предотвратить практически невозможно. На этой стадии основная функция по предотвращению преступного деяния ложится на плечи
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Охрана общественного порядка и общественной безопасности 1
сотрудников, ведущих оперативно-розыскную деятельность. В этой связи трудно дать оценку роли конфидентов в предотвращении замышляемых и подготавливаемых преступлений, так как эффективное противодействие преступлениям не представляется возможным без соответствующей оперативной информации.
Отсюда мы делаем соответствующие выводы. В целях повышения эффективности борьбы с преступлениями, в частности, с захватом заложников, необходимо поддержать предложение Т. И. Сайфутдинова, который считает, что «противоправные деяния, совершенные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий при условии обоснованного риска, и что причиненный вред менее значителен, чем вред, предотвращенный, и если иным способом предотвратить вред было невозможно, в законодательном порядке следует признать как обстоятельства, исключающие преступность деяния» [12].
При предотвращении захвата заложников предлагаем рассмотреть меры противодействия, которые, как мы предполагаем, могут быть эффективны для недопущения замышляемых и подготавливаемых данных видов преступлений:
1) осуществление оперативно-розыскных мероприятий, направленных на сбор и анализ информации о готовящихся захватах заложников, в рамках данных мер в соответствии с Законом КР «Об оперативно-розыскной деятельности» [2], возможно провести путем: наведения справок, оперативного наблюдения, оперативного внедрения, обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, снятия информации с технических каналов связи, прослушивания телефонных переговоров;
2) значительный предупредительный потенциал в борьбе с преступностью, на наш взгляд, имеют нормы с «двойной» превенцией. Как справедливо отмечает Э. А. Саркисова, «уголовно-правовые нормы с «двойной» превенцией могут осуществлять предупредительную функцию права... посредством установления санкции за общественно опасные деяния, которые могут привести к совершению деяний, более значимых по степени и характеру опасности, по тяжести наступивших последствий» [13].
К таким мерам можно отнести разобщение и разложение преступных групп, готовящихся совершить захват заложников, с помощью лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с работниками, осуществляющих оперативнорозыскную деятельность, а также своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц за участие в создании банд и их задержание до начала запланированных преступлений. Также к нормам «двойной» превенции следует отнести
привлечение лиц к уголовной ответственности за приобретение, ношение и изготовление оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На сегодняшний день данные меры являются весьма актуальными. Незаконное приобретение или изготовление оружия представляет в современных условиях повышенную общественную опасность совершения любого преступления, и в особенности, когда имеет место захват заложников. Оружие на руках у преступника существенно повышает вероятность достижения им поставленной преступной цели путем подавления как психологического, так и физического сопротивления со стороны захваченных лиц.
Однако наши правоохранители не уделяют на практике должного внимания применению норм с «двойной» превенцией. Отсюда следует вывод о том, что успешное и эффективное предотвращение захвата заложников зависит, прежде всего, от осведомленности, подготовленности и профессионализма при проведении оперативно-розыскных мероприятий специальными службами в отношении лиц, планирующих совершить захват заложников.
На стадии пресечения захвата заложников необходимо проведение комплексного подхода организационных, правовых, силовых, психологических и технических мероприятий. В специальной литературе [14], связанной с ситуацией захвата и освобождения заложников, приводятся два основных подхода для пресечения данного вида преступления:
1) отказ от переговоров и предоставление каких-либо уступок преступникам;
2) ведение переговоров и нахождение компромисса с преступниками.
Из практического анализа, а также исследований борьбы с захватом заложников установлено, что примерно в 73,6 % [15] случаев переговоры достигли положительной динамики, итогом этих переговоров может быть добровольное освобождение заложников либо создание благоприятных условий для непосредственного проведения специальной операции по силовому освобождению заложников.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона КР «О противодействии терроризму» при проведении антитеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористического акта допускается ведение переговоров с террористами. К ведению переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителями оперативного штаба.
Приоритетность ведения переговоров обоснована рядом факторов:
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
I
— во-первых, возможностью добиться освобождения заложников без применения силового воздействия;
— во-вторых, созданием благоприятных условий для непосредственного проведения специальной операции по освобождению заложников;
— в-третьих, возможностью минимизации количества заложников, находящихся у преступников, а также последствий при проведении специальной операции по освобождению заложников.
Исходя из вышеизложенного, мы полагаем, что одной из эффективных мер противодействия захвату заложников на стадии пресечения являются законодательно закрепленные «правовые стимулы», стимулирующие и поощряющие деятельное раскаяние. Необходимо попытаться убедить преступника добровольно освободить заложников, ссылаясь на примечание к ст. 227 УК КР, в которой закреплена норма, освобождающая от уголовной ответственности в случае добровольного освобождения заложников, при условии, что в действиях преступника не содержится иного состава преступления.
Будет целесообразно в настоящем исследовании выделить некоторые рекомендации по ведению переговоров с преступниками:
1) на первоначальном этапе переговоров необходимо собрать как можно больше сведений и информации о преступниках и захваченных ими лицах (их личностные характеристики и общее состояние) для анализа ситуации и подготовки к силовому освобождению заложников;
2) при проведении переговоров нужно четко установить содержание и характер требований преступника;
3) необходимо затягивать переговоры как можно дольше для получения времени на подготовку к силовому воздействию, если это потребуется;
4) ведение переговоров необходимо осуществлять в соответствии и с согласованием выбранной линии поведения оперативного штаба, осуществляющих специальную операцию;
5) тактика и манера ведения переговоров не должны каким-либо образом спровоцировать преступников на насильственные действия в отношении заложников;
6) для ведения переговоров необходимо использовать специалиста (медиатора) профессионального переговорщика;
7) специально уполномоченные лица при проведении переговоров с преступниками не должны выражать в категоричной форме отказ от выполнения каких-либо требований, необходимо сохранять преступнику надежду на
ч
достижение его целей, для получения времени и анализа ситуации;
8) при выполнении допустимых и возможных требований со стороны преступников необходимо убедить террористов отпустить добровольно (ссылаясь на нормы уголовного закона, поощряющих деятельное раскаяние) заложников или хотя бы их часть, например женщин и детей;
9) при проведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористического акта не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопросы о выполнении политических требований террористов (ч. 2 ст. 33 Закона КР «О противодействии терроризму»);
10) если в ходе переговоров с террористом (террористами) цель переговоров не достигнута по причинам его (их) несогласия прекратить террористический акт и возникла реальная угроза жизни и здоровью людей, руководитель оперативного штаба вправе принять решение о ликвидации террориста (ч. 5 ст. 33 Закона КР «О противодействии терроризму).
Только профессиональные действия специально уполномоченных органов по проведению специальных операций могут обеспечить положительный результат при освобождении заложников и задержании преступников. Исходя из вышеизложенного, основной ролью на стадии пресечения захвата заложников является укрепление в гражданах уверенности в том, что заложников освободят, а виновные понесут заслуженное наказание.
Пресечение конкретных фактов захвата заложников способствует выявлению причин и условий, способствующих их совершению, следовательно, есть необходимость в выработке практического опыта для разработки мер по нейтрализации криминогенных факторов, способствующих захвату заложников. По нашему мнению, значительная роль в противодействии захвату заложников заключается в своевременном информировании населения об успешной проведенной специальной операции по освобождению заложников и профилактической работе по недопущению совершения данного преступления.
Однако пропаганда позитивных результатов и эффективной деятельности правоохранительных органов в противодействии захвату заложников должна основываться на фактических и достоверных результатах с указанием не только успехов, но и допущенных просчетов и проблем, имевших место во время проведения специальной операции. Таким образом, на основе
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
I
исследования уголовно-правовых и криминологических мер противодействия данному преступлению мы пришли к выводу, что эффективное противодействие не может быть осуществлено без кардинальных изменений в политической, экономической, социальной, культурной, а также идеологической и духовных сферах общества.
Эти жизненно важные реформы являются своеобразным фундаментом для осуществления специально-профилактических мер противодействия не только захвату заложников, но и преступности в целом. Только при комплексном подходе к проведению общесоциальных и специально-профилактических мер можно ждать от предпринимаемых усилий значительного эффекта в борьбе с преступностью, и в частности с захватом заложников. Хотелось бы отметить, что особое место в противодействии захвату заложников принадлежит международным соглашениям, к которым, в первую очередь, относится Конвенция о борьбе с захватом заложников, а также другие соглашения, связанные с незаконным захватом воздушных судов и объектов гражданской авиации, резолюция «Захват заложников», принятая на 61-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2006 г.
В трудной борьбе с захватом заложников международное сотрудничество государств осуществляется путем разработки теоретических и практических вопросов квалификации международных преступлений, координации мер предотвращения и пресечения данных деяний, обеспечении неотвратимости наказания, передачи преступников другому государству или международному органу для уголовного преследования. Стоит отметить, что высоких результатов в противодействии терроризму, а также захвату заложников добились специалисты США, Италии, Канады и других развитых стран. К примеру, в США совместно с другими странами пытаются изолировать страны, поддерживающие терроризм, от сообщества цивилизованных наций, применяя против них экономические, политические, дипломатические, а в исключительных случаях и военные меры [16]. Особое внимание в США также уделяют и координации усилий Федерального бюро расследований
Список литературы:
1. О противодействии терроризму: Закон КР от 8 ноября 2006 г. № 178. Ст. 1.
2. Об оперативно-розыскной деятельности: Закон КР от 16 октября 1998 г. Ст. 2.
3. Горшенков А. Г. Преступность как объект управленческого воздействия / А. Г. Гор-
и других федеральных агентств в установлении связи с иностранными правоприменительными и разведывательными органами, борющимися с международным терроризмом, обмену информацией, проведению совместных акций [17].
Так, например, в Италии для противодействия организованной преступности и мафиозным структурам, осуществлявшим свою деятельность с помощью террористических преступлений, в 80-х гг. были разработаны специальные законы, которые впоследствии дали позитивный результат [18].
Э. Джемисон в своей работе подмечает, что этими законами нужно в первую очередь заинтересовать террористов, предоставив им возможность получить более мягкое наказание взамен полного признания в совершении всех преступлений и активного содействия в предотвращении планируемых террористических актов [ 19].
К слову, данные меры оказались очень эффективными, поскольку позволили правоохранительным органам выявить террористическую систему и ее внутреннюю структуру, а также способы и мотивацию террористов. Мы поддерживаем позицию вышеуказанного автора в том, что правовое стимулирование и склонение к сотрудничеству членов преступных групп и сообществ путем смягчения или даже полного освобождения от уголовного преследования и наказания в случае незначительности совершенного правонарушения или преступления является эффективной мерой в предотвращении террористических преступлений.
Подводя итоги по рассмотрению специально-профилактических мер противодействия захвату заложников, мы пришли к выводу, что международные и национальные законодательства выработали в достаточной мере оптимальную нормативную базу, однако практика их применения показывает, что данные деяния не снижаются как в мировом сообществе, так и в отдельных регионах мира. В дальнейшем существует необходимость разработки теоретических и практических рекомендаций для повышения путей эффективного противодействия захвату заложников в современных социальноправовых условиях.
шенков, Г. Г. Горшенков, Г. Н. Горшенков. Сыктывкар, 1999.
4. Аванесов Г. А. Криминология и профилактика преступлений [Текст] / Г. А. Аванесов. М., 1989; Криминология и организация предупреждения преступлений. М., 1995.
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1
71
Охрана общественного порядка и общественной безопасности
I
5. Гельфанд И. А. Предупреждение преступлений — основа борьбы за искоренение преступности [Текст] / И. А. Гельфанд, П. П. Михайленко. Киев, 1964.
6. Зеленский А. Ф. Значение нормы уголовного права для предупреждения преступлений [Текст]: автореф. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А. Ф. Зеленский. М., 1966.
7. Кобец Н. Г. Предупреждение правонарушений в производственном коллективе: Вопросы теории и практики [Текст] / Н. Г. Кобец. М.: Юрид. лит., 1982.
8. Криминология: учеб. / [под ред. Кузнецовой Н. Ф., Миньковского Г. М.]. М.: издательство БЕК, 1998; Профилактика преступлений: учеб, пособ. Р. А. Окенова, В. В. Хау-стов. Бишкек, 2005.
9. Криминология: учеб, пособ. / [под общ. ред. Эминова В. М.]. М.: издательская группа Норма: НИЦ Инфра-М, 1997.
10. Миндагулое А. X Профилактика преступлений: учеб. [Текст] / А. X. Миндагулов. Алматы: ХАС, 2005; Абдрахманов С. Т. Уголовно-правовая ответственность за терроризм в Республике Казахстан: учеб, пособ. [Текст] / С. Т. Абдрахманов. Алматы: МВД РК, 2004.
11. Информационно-справочные материалы по итогам оперативно-служебной деятельности МВД КР за 2010 год. Бишкек: Информационно-аналитический центр Главного штаба МВД КР.
12. Сайфутдинов Т. И. Уголовно-правовая борьба с терроризмом и пути повышения ее эффективности [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Т. И. Сайфутдинов. Бишкек, 2005.
13. Саркисова Э.А. Предупредительная роль уголовного закона [Текст] / Э. А. Саркисова. Минск: Наука и техника, 1979.
14. Баев А. А. Организация и тактика первоначальных действий следственных групп при проведении специальной операции по освобождению заложников из летательного аппарата: учеб.-практ. пособ. [Текст] / А. А. Баев, В. Н. Григорьев. М.: МВД России, 1995; Александров М. Заложники и похитители // Частный сыск. Охрана. Безопасность [Текст] / М. Александров, 1996. № 10; Хоменко А. Н. Уголовно-правовые аспекты захвата и освобождения заложников [Текст]: автореф. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 / А. Н. Хоменко. Омск, 2008.
15. Гафурова Э. Р. Применение крайней необходимости и иных обстоятельств, исключающих преступность деяния, при освобождении заложников [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08 /Э. Р. Гафурова. М., 2006.
16. Орешкина Г. Ю. Современный терроризм и борьба с ним: Специальная информация [Текст] /Т. Ю. Орешкина. М., 1993.
17. Овчинникова Г. В. Захват заложника: уголовно-правовые, криминологические, криминалистические проблемы [Текст] / Г. В. Овчинникова, М. Ю. Павлик, О. Н. Коршунова. Юридический центр Пресс. СПб., 2001.
18. Похищение людей в Италии // Борьба с преступностью за рубежом. 1991. № 3.
19. Jamison A. The heert attacked. Terrorism and conflict in the Italian state. Forego by Clutterbuck R. [Текст] /А. Jamison. L.: Y.: Boyars. 1989.
E-mail: [email protected]
72
Сетевое издание «Академическая мысль» № 1