ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОРОШЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ НИЖНЕ-КАФЕРНИГАНСКОЙ
ДОЛИНЫ (1930-1980-х гг.)
Джалилов М. Ш.
Курган- Тюбинский государственный университет имени Н. Хусрава
В период освоения целинных и залежных земель в политике КПСС и Советского правительства важное место занимало сельскохозяйственное переселение и процесс подготовки сельскохозяйственных кадров, которое способствовало рациональному распределению и размещению внутренних трудовых ресурсов, последовательному развитию экономики, повышению материального благосостояния крестьян и росту культурно-бытового уровня тружеников села. Она была утверждена на сентябрьском 1953 г. Пленуме ЦК КПСС, после которого в стране был взят долговременный курс на интенсификацию сельского хозяйства. Предусматривались меры по повышению урожайности, освоению и введению новых земель в севооборот, улучшению работы машино-тракторных станций, а также по увеличению количества квалифицированных сельскохозяйственных кадров.
Хатлонская область (бывшие Кулябская и Курган-Тюбинская области) была одним из регионов Таджикистана, которого освоение целинных и залежных земель было закономерно необходимым. В этот период Хатлонская область становится крупным агропромышленным центром общегосударственного значения, где увеличивается производство продуктов питания. Сельское хозяйство должно было полностью удовлетворить потребности населения растущего региона в продуктах. Выполнение намеченных мероприятий по освоению целинных и залежных земель требовали квалифицированных кадров: механизаторов, строителей, агрономов, мелиораторов. Сам вопрос о подготовке сельскохозяйственных кадров необходимо было решать в кратчайшие сроки, чего требовала государственная программа, и от правильного её решения зависил успех развития сельского хозяйства. Необходимо было подготовить не только руководящих работников колхозов, совхозов и машино-тракторных станций, но большое количество кадров рабочих профессий. Решение этой проблемы требовало широкого строительства на селе жилых домов, объектов социально-культурного назначения.
Для успешного решения задач, выдвинутых третьим пятилетним планом, внимание партийных, советских, хозяйственных органов и всего колхозного крестьянства было направлено на организационно-хозяйственное укрепление колхозов. Важным звеном в этом был продолжавшийся процесс перевода тозов на Устав сельскохозяйственной артели, который в годы третьей пятилетки принял массовый характер. 11 июня 1939 г. Совнарком Таджикской ССР принял постановление «О ходе перевода тозов на Устав сельхозартелей», которым предусмотрел финансовую помощь тозам, переходившим на Устав артели [2].
В результате принятых мер к концу 1940 г. процесс перевода тозов на Устав был завершен. Одновременно начался, хотя еще медленно, процесс укрепления колхозов.
Колхозы втянули в свою орбиту оставшиеся единичные хозяйства. Колхозы охватили 98,7% дехканских дворов и 100% дехканских посевных площадей [7].
Важную роль в организационно-хозяйственном укреплении колхозов сыграл майский (1939 г.) Пленум ЦК ВКП (б), который одобрил постановление ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания» [6, с. 398-404]. В июне 1939 г. состоялся пленум ЦК КП (б) Таджикистана, который обсудил вопрос «Об итогах майского Пленума ЦК ВКП (б)» и принял конкретное решение. В результате в общественный фонд колхозов республики было возвращено около 10 тыс. га земли скрытых посевов [7, с. 141].
Чтобы поднят дисциплину труда, майский Пленум решил ввести обязательный минимум трудодней для каждого трудоспособного колхозника. Эта мера была необходимой и своевременной, так как только в Таджикистане в 1938 г. 8% трудоспособных колхозников, пользуясь всеми правами членов артелей, не выработали ни одного трудодня [4]. Пленум решил установить для каждого трудоспособного колхозника и колхозницы обязательный минимум трудодней: для хлопковых районов-
100 трудодней, для виноградарных, зерновых и животноводческих - 60 трудодней. Для всех остальных районов страны - 80 дней.
Одним из важнейших вопросов в комплексе задач по организационно -хозяйственному укреплению колхозов был вопрос подготовки кадров массовых профессий и механизаторов. При громадной помощи государства только за 1939-1940 гг. в республике были подготовлены много разных специалистов для сельского хозяйства. В Хатлонской области в этот период были подготовлены 2012 трактористов, 116 бригадных механиков, 45 комбайнеров, 26 участковых механиков. В школах и через курсовые мероприятия были подготовлены 1890 человек - счетоводов, бухгалтеров, бригадиров полеводческих бригад и другие [4].
В 1938 г. был утвержден план подготовки сельскохозяйственных кадров массовой квалификации по местному бюджету. Школы колхозных счетоводов были организованы почти во всех районах области. Также были организованы при райколхозшколах курсы бригадиров-полеводов со сроком пятимесячного обучения. Заведующие Райзо районов были озадачены, чтобы для курсов организовать помещения под классы и общежития учащихся, обеспечить преподавателей-специалистов, привлечь инструкторов-бухгалтеров по колхозному учету, а стипендии и питание учащихся должны были обеспечиваться за счет колхозов, командировавших на учебу колхозников [2].
Также были подготовлены женщины-трактористки без отрыва от производства. По республике 1000 женщин-трактористок были распределены по 48 МТС , 4 совхозам и одной автотракторной школе. Ховалингскому району нужо было по плану 15 человек, но в курсах учились 63 человека [9].
Большое внимание в годы третьей пятилетки уделялось механизации сельского хозяйства республики, особенно хлопководства. Для этой цели были построены в 1938 г. дополнительно 3 новых МТС, в том числе Ховалингская, было завезено 235 тракторов, в том числе - 175 СТЗ-НАТИ и 60 «Универсалов», а также 20 штук 15-футовых комбайнов [5]. Поступала и другая сельскохозяйственная техника. Соответственно увеличивался и объем тракторных работ, повышалось их качество, снижалась себестоимость. Этому во многом способствовало массовое соревнование механизаторов, руководство которым находилось в центре внимания государства.
На постоянную работу в Таджикской ССР по распоряжению Наркомзема СССР были откомандированы в 1938 г. 10 и в 1939 г. 15 ветеринарных врачей [1].
Процесс подготовки профессиональных работников в первую очередь зависела от повышения их общего образовательного уровня. О масштабах этой работы можно судить по следующим данным: в 1930-х гг. в Хатлонской области 96% бригадиров полеводческих бригад, 85% заведующих животноводческими фермами, 91% председателей колхозов,. 53% директоров машино-тракторных станций, 90% главных инженеров, 98% заведующими мастерскими были с низшим образованием в 1930 г. [1]. И, несмотря на это положение, вопросам повышения общеобразовательного уровня работников не уделялось должного внимания. Соответственно, что многие председатели колхозов плохо разбирались в вопросах организации колхозного производства, экономики и финансов, имели слабые представления о достижениях науки и передового опыта, не обладали организаторскими способностями. Естественно, в колхозах, где стояли такие руководители, имелись низкие производственные показатели [5].
Местные органы власти, районные сельскохозяйственные управления недостаточно уделяли внимания поступлению молодежи без отрыва с производства , рабочих совхозов и колхозников в сельскохозяйственные техникумы и вузы. Так, к примеру, 1957 г. в Таджикском сельскохозяйственном институте из 1120 обучающихся студентов только 10 человек являлись колхозниками [2]. В 1954 г. данный сельскохозяйственный вуз выпустил 39 специалистов сельского хозяйства, из которых 15 человека получили назначение в Хатлонскую область. Разумеется, что оставшиеся были направлены на работу в колхозы и совхозы других регионов республики. Потребности такой огромной территории не могли быть удовлетворены в работниках высшей квалификации . В 1950 по 1955 гг. заочное отделение Таджикского сельскохозяйственного института окончили только 8 человек [3].
Для резкого увеличения количества сельскохозяйственных специалистов в школах Хатлонской области были приняты меры. С 1956 г. начался переход на новые учебные
программы: введение уроков труда и практикумов по сельскому хозяйству, машиноведению и электротехнике, организации школьных мастерских [2].
Для решения задачи укрепления связи школ с практикой многие семилетние школы улучшали политехнизацию обучения. Так, в 1956 г. для школ г. Курган-Тюбе был приобретен один трактор и плуг, инструменты. Улучшение материально-технической базы школ способствовало подготовке будущих кадров сельского хозяйства.
В 1958 г. Министерство высшего образования СССР утвердило новые правила приема в вуз, в которых большое значение придавалось обучению без отрыва от производства. В дальнейшем в вузы получили право зачислять в первую очередь, имеющих не менее чем двухлетний стаж практической работы в промышленном и сельскохозяйственном производстве или в других отраслях народного хозяйства и культуры, положительно проявившие себя на этой работе. Это правило также стало распространяться на демобилизованных из рядов Советской Армии и Военно-Морского Флота. Участники Великой Отечественной Войны, как и прежде, принимались в вузы без конкурса. Для лиц, имеющих право для внеконкурсного поступления в вуз, выделяется до 80% мест от плана приема в вуз. Не менее 20% мест предоставлялось для молодежи, окончившей средние специальные учебные заведения и общеобразовательные школы [3].
В это время ЦК КП Таджикистана в целях повышения подготовки специалистов сельского хозяйства обязал директоров и секретарей парторганизаций высших учебных заведений шире проводить разъяснительную работу среди молодежи колхозов, МТС, совхозов, учреждений культуры о правилах приема в вузы, профильных учебных заведений, оказывать помощь при подготовке к экзаменам. К примеру в 1957 г. партийно-советское руководство республики рекомендовало провести первоочередное зачисление в вузы не менее 60 % молодежи, работающей в различных отраслях народного хозяйства и имеющей опыт работы не менее 2-х лет, положительно проявившей себя в труде [8]. Отдельно было сделано указание ректору сельскохозяйственного института обеспечить прием студентов главным образом за счет сельской молодежи. В реализации этих решений проводилась работа с молодежью: при средних школах для молодежи, работающей на производстве, были организованы подготовительные группы для поступления в вуз; приняты необходимые меры для принятия лучшей части молодежи из производства. Также была проведена разъяснительная работа среди учащихся старших классов о целесообразности получения производственного опыта в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
В связи с тем, что специалистов сельского хозяйства в районах области все равно было недостаточно, в соответствии с Постановлением Облисполкома и Хатлонского Обкома КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению агрономического и зоотехнического обслуживания колхозов» от 20 августа 1955 г. было принято решение по укреплению экономически слабых колхозов более опытными и квалифицированными кадрами. Выпускники институтов и других средних и среднеспециальных учебных заведений направлялись в районы области для работы в колхозах, совхозах и МТС. Данных специалистов рекомендовали в качестве агрономов и зоотехников, заместителей председателей колхозов, бригадиров производственных бригад и заведующих животноводческими фермами. Также было рекомендовано колхозам устанавливать, по решению общих собраний, ежемесячную оплату труда агрономам и зоотехникам колхозов в зависимости от стажа работы и квалификации, примерно в следующих размерах: специалистам сельского хозяйства, работающим в колхозе в качестве агрономов или зоотехников, имеющих высшее образование, от 70 до 90 процентов, со средним образованием - от 60 до 80 процентов трудодней и денежной доплаты, начисляемых председателю колхоза [9]. Также выдавать все виды дополнительной оплаты и материальных поощрений, предусмотренных действующими постановлениями партии и правительства для председателей колхозов по той отрасли, за которую они отвечают.
Освоение целинных и залежных земель в Хатлонской области способствовало решению кадровой проблемы в сельском хозяйстве, укреплению экономики колхозов и
совхозов, увеличению производства продуктов земледелия и животноводства. Все это внесло крупный вклад в экономическое развитие Хатлонской области и повышению жизненного уровня трудящихся.
Нынешнюю социально-экономическую обстановку в сельской местности Хатлонской области можно определить, как бедственную, жизненный уровень и занятость сельских жителей достигли опасной черты. Жизнеспособность сельского хозяйства напрямую зависит от государственной поддержки, которая пока не просматривается. Ведь только процветающая деревня может стать надежной опорой таджикского государства и обеспечить продовольственную безопасность страны.
Литература:
1. Из истории колхозного строительства в Таджикской ССР 1938-1958 гг. Т.2 (Сборник документов и материалов). - Душанбе: Ирфон, 1985. - 640 с.
2. Из резолюции IV съезда КП (б) Таджикистана по отчетному докладу ЦК КП (б) Таджикистана о состоянии сельского хозяйства в республике. /ЦГА РТ. - Ф.18. - Оп.8. -Д.387. - Л.80-81
3. Из выступления Председателя СНК Таджикской ССР на 2-й сессии ВС СССР о состоянии народного хозяйства и культурного строительства в Таджикской ССР. /ЦГА РТ. - Ф.288. - Оп.3. - Д.229. - Л. 15.
4. Из отчетного доклада ЦК КП (б) Таджикистана V съезду КП (б) Таджикистана. /ЦПИ КП РТ. - Ф.3. - Оп.4. - Д.522. - Л. 49.
5. Коммунист Таджикистана. - 1938. - 9 мая.
6. КПСС в резолюциях... изд.8-е, т.5. - М., 1961.
7. Очерк истории колхозного строительства в Таджикистане (1917-1965 гг.). - Душанбе, 1968.
8. О подготовке женщин-трактористок без отрыва от производства. /ЦПИ КП РТ. - Ф.36. -Оп.1. - Д.226. - Л. 33-35.
9. Постановление СНК Таджикской ССР «О подготовке сельскохозяйственных кадров массовой квалификации по местному бюджету в 1938 г.» от 4 марта 1938 г. /ЦГА РТ. -Ф.18. - Оп.8. - Д.310. - Л. 112.
ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ ДЛЯ ОРОШЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИННЫХ И ЗАЛЕЖНЫХ ЗЕМЕЛЬ НИЖНЕ-КАФЕРНИГАНСКОЙ
ДОЛИНЫ (1930-1980-х гг.)
В статье автор, опираясь на архивные данные и источников, пытается освещать процесс подготовки кадров в период освоения целинных и залежных земель Нижне-Каферниганской долины. В период освоения новых земель сельскохозяйственные кадры решали все производственные проблемы.
Ключевые слова: освоение, орошение, квалифицированные сельскохозяйственные кадры, колхозы, совхозы.
TRAINING OF AGRICULTURAL STAFF FOR IRRIGATION AND DEVELOPMENT OF VIRGIN AND FALLOW LANDS OF LOWER-KAFERNIGAN VALLEY (1930-1980-IES.)
The author, based on historical data sources and tries to research the training process during the development of virgin and fallow lands in the Lower Valley of Kafernigan. During the development of new lands, agricultural staff solved all production problems.
Keywords: development, irrigation, livestock qualified personnel, collective and state farms.
Сведения об авторе: Джалилов Махмадулло Шамсуллоевич, аспирант кафедры истории и права Курган-Тюбинского государственного университета имени Носира Хусрава, e-mail: jalilovmahmadullo@mail.ru
About author: Jalilov Mahmadullo Shamsulloevich, postgraduate student, Department of History and Law, Kurgantube State University named after Nosir Khusrav