УДК 374.7
ПОДГОТОВКА РАБОТНИКОВ МУЗЕЙНОЙ СФЕРЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ГЕОИГР ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А. М. Коротков, Д. В. Земляков
Аннотация. В статье представлены результаты анализа возникновения и развития поисковых игр на местности (леттербоксинг, гео-кэшинг и др.), основной целью которых является изучение культурно-исторического наследия определенного региона. Рассматривается просветительский потенциал геоигр как одной из форм краеведческой деятельности в образовательных учреждениях Волгоградской области.
Представлены необходимые условия эффективной реализации образовательного потенциала геоигр, к которым можно отнести высокую мотивацию участников игры (обеспечивается за счет игровой формы подачи краеведческого материала), наличие сетевого сообщества участников игры (предполагает обмен опытом, совместное пополнение базы знаний и элемент соревновательности).
Описывается опыт реализации пилотного проекта «Музей-школа-музей», направленного на подготовку работников музейной сферы к разработке и внедрению в Волгоградской области геоигр как инструмента привлечения внимания молодежи к культурно-историческому наследию, представленного в фондах региональных музеев.
The article presents the results of analysis of origin and development of search games on terrains (letterboxing, geocaching etc.), the main aim of which is to study the cultural and historical heritage of a certain region. Educational potential of geographical games considers as a form of local history activities in the educational institutions of the Volgograd region.
The necessary conditions for effective implementation of the educational potential of search games are presented. They include the highly motivated participants of the game (provided by the game form of the local history) and a search game of community members (assumes experience exchange, joint replenishment of knowledge and competitiveness element).
The experience of the pilot project “MuseumSchool-Museum” is described. It is aimed at the training of the museum staff to develop and implement in the Volgograd region search games as a means to attract the attention of young people to the cultural and historical heritage represented in the collections of regional museums.
Ключевые слова: просветительская деятельность, краеведение, геоигры, музеи, подготовка кадров, Волгоградская область.
Educational activities, local history, search games, museums, training, Volgograd region.
Знание истории человечества, родной страны, родного края, собственной семьи - один из важнейших факторов становления личности, формирования мировоззрения, самостоятельности мышления, выработки у индивида активной гражданской позиции и иммунитета к идеологическим манипуляциям различного рода. Мы поддерживаем мнение, что становление этих личностных качеств возможно лишь при условии творческого, активного познания, а не механического заучивания материалов учебника [1, 2].
Одной из эффективных форм активного включения молодежи в изучение родного края являются познавательные краеведческие игры (назовем их «геоигры»). Исторически игра выступает как форма обучения, как инструмент воспроизводства реальных жизненных ситуаций с целью их освоения. Игра - основной вид деятельности ребенка. Естественное стремление детей к игре эффективно используется в педагогической практике. С древних времен важнейшей целью игры является развитие способностей, выработка необходимых черт, качеств, навыков и привычек. Особенностью игры как метода обучения является наличие четкой цели, при этом содержание и формы игрового процесса могут быть разнообразны. У взрослых игра не исчезает полностью. При этом в качестве главной мотивации выступает
удовольствие, получаемое непосредственно от игрового процесса.
Большой популярностью у молодежи и взрослых пользуются поисковые геоигры - игры, ориентированные на решение загадок и головоломок, позволяющих лучше узнать какой-либо объект, включающие соревновательность между участниками, а также реальное посещение объекта изучения.
Прародителем многих современных поисковых игр является леттербоксинг [3] - игра, развивающая навыки ориентирования на местности, умения решать головоломки. Появилась она в Англии в 1854 году. Цель - найти «почтовый ящик» (сейчас их количество превышает 40 тыс.), хорошо замаскированный на местности, собрав и разгадав необходимые подсказки. Для ящиков выбираются живописные или исторические места, так что участники игры имеют возможность ознакомиться с историей и географией региона, в котором проводится поиск.
Толчком к дальнейшему развитию поисковых игр послужило создание системы глобального позиционирования GPS, позволяющей в любом месте Земли, практически при любой погоде определить свое местоположение. Так появился геокэшинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, заключающаяся в нахождении тайников, спрятанных другими участниками игры [4]. В России геокэшинг развивается с 2002 года, и основной упор организаторы игры делают на то, чтобы игроки имели возможность познакомиться с культурно-историческим наследием мест, в которых проходит игра [5]. По правилам игры тайники нужно создавать только в тех местах, которые представляют историческую, культурную, природную или географическую ценность.
Таким образом, в России геокэшинг позиционируется, в первую очередь, не как спортивная забава, а как инструмент обмена знаниями о родном крае. Сейчас сайт игры геокэ-шинг превратился в крупнейшую базу данных достопримечательностей России и стран бывшего СССР. Причем каждый тайник, каждая точка имеет не только свои координаты, но и подробное описание местности и достопримечательностей, фотографии, а так же мнения уже посетивших ее игроков. В 2012 году количество тайников превысило 11 тыс.
Также большую популярность получили ночные поисковые игры - игры с элементами городского ориентирования, которые проводятся, как правило, в ночное время. Первая такая игра была проведена в 1973 году в Лос-Анджелесе. Суть игры заключалась в решении головоломок, ответы на которые участники получали в ходе выполнения различных заданий, в том числе передвигаясь по городу. По ее мотивам было снято несколько художественных фильмов. В 2000-х годах подобные игры («Схватка», «Охота», DozoR, Encounter и др.) получили большое распространение и в России и странах СНГ.
Существуют попытки использования поисковых геоигр в образовательном процессе. Еще до появления Интернета и современных средств навигации устраивались различные поисковые игры, которые носили в основном спортивный характер и сводились к ориентированию на местности с использованием карты и компаса, а изучению окружающего мира при этом уделялось второстепенное значение. Ввиду наличия очевидных затруднений в организации познавательных поисковых игр со школьниками, вызванных необходимостью посещения различных объектов, что требует постоянного присмотра за учащимися, многие геоигры переносятся в виртуальное пространство. Такие геоигры проводятся дистанционно и не подразумевают обязательное посещение объектов.
Некоторые из таких игр реализованы с использованием Геотаггинга - привязки фотографии к географическим координатам точки, в которой она сделана. При этом можно добавить к фотографии дополнительную информацию (описание, ключевые слова). Игроки осуществляют поиск наиболее интересных объектов, определяют их координаты, а также подбирают их фотографии и текстовые описания. Таким образом, появляется возможность привлечь учащихся к дистанционному совместному созданию различных виртуальных путешествий, и как следствие к краеведческой деятельности.
Проведенный анализ геоигр позволил определить условия, в которых проявляется их образовательный потенциал. Во-первых, высокая мотивация участников игры, вызванная игровой формой подачи краеведческого материала, которая предполагает решение определенного задания (загадки, головоломки, проблем-
ЧИППКРО
ной ситуации). При этом важным моментом является моральное удовлетворение от «коллекционирования» выполненных заданий, найденных решений. Во-вторых, наличие сетевого сообщества участников игры, которое предполагает не только обмен опытом, совместное пополнение базы знаний, но и элемент соревновательности (командный и личный рейтинги). В-третьих, изучаемый материал должен иметь краеведческую, историческую направленность и подразумевать совершение путешествия (виртуального или реального).
Актуальность разработки и внедрения геоигр в Волгоградской области обусловлена, в частности, и тем, что регион имеет богатое культурно-историческое наследие, хранящее память о событиях, определявших развитие не только региона, но и мира в целом. Междуречье Волги и Дона - древний край человеческой цивилизации. Следы скрытых толщей веков сарматов, печенегов, половцев, Хазарского каганата, татарских кочевий можно обнаружить в любой части этой земли, за обладание которой бились многие народы. Огромный интерес представляет и сравнительно недавняя история. Быт и традиции казачества уводят нас в глубину веков - времена возникновения Руси и Российского государства. Основные события гражданской войны, ставшие судьбоносными для всего русского народа, происходили здесь -в излучине Дона. Историю нашей страны невозможно представить без Сталинградского тракторного завода, без Волго-Донского канала, без Качинского училища, без Сталинградской битвы и Мамаева кургана. Современное производство, полезные ископаемые, сырьевые ресурсы - все представляет интерес для того, кто неравнодушен к родной земле. Культурно -историческое наследие Волгоградской области, представленное более чем в сорока государственных музеях и их филиалах, является плодотворной почвой для организации познавательных краеведческих игр.
Результаты проведенного нами исследования показали, что в той или иной степени, все музеи области ведут просветительскую и образовательную работу. В наиболее крупных музеях имеются отделы, курирующие эти вопросы, разработаны различные проекты и программы, ориентированные на детскую, семейную, взрослую аудиторию, а также людей преклонного
возраста. На базе ряда музеев работают краеведческие кружки для школьников, проводятся научные исследования, полевые экспедиции и краеведческие конференции и конкурсы. Однако есть и такие музеи, представители которых заявили об отсутствии у них чего-либо интересного для учащихся.
В то же время, на период опроса (2012 год), не выявлено примеров организации и проведения музеями познавательных геоигр. Кроме того, подавляющее большинство музеев области не представлено в сети Интернет, а большая часть существующих сайтов музеев Волгограда и области относится к категории «визиток», несущих необходимый минимум информации и не предполагающих активной обратной связи. Лишь несколько наиболее крупных музеев предоставляют на своих сайтах актуальную информацию, регулярно обновляют ее и имеют форму обратной связи, а также представлены в социальных сетях. Таким образом, в сложившейся ситуации можно выделить следующие противоречия.
1. С одной стороны, Волгоградская область имеет богатое культурно-историческое наследие, представленное в музеях и обладающее большим образовательным и просветительским потенциалом, имеющим мировое значение. С другой стороны: имеющийся потенциал слабо реализуется по причине ограниченного доступа к музейным экспозициям и фондам в силу их географической удаленности.
2. С одной стороны, молодежь активно использует современные средства коммуникации, интернет-ресурсы, социальные сети, объединяется в различные сетевые сообщества. С другой стороны: в сети Интернет практически отсутствует официальная информация о музеях, музеи не представлены в социальных сетях и не объединяют вокруг себя заинтересованную часть молодежи.
3. С одной стороны, общество, наука и техника активно развиваются в последние десятилетия, появляются новые ценности, методы организации работы, технологии и инструменты, в том числе и в музейной деятельности. С другой стороны, музеи области в подавляющем большинстве не готовы внедрять нововведения, не «борются» за посетителей, за место в образовательном процессе в регионе и считают своей основной задачей сбор и хранение экспонатов.
Следствием перечисленных противоречий является малый процент учащихся региона, вовлеченных музеями даже в эпизодическую просветительскую, образовательную и исследовательскую работу. То есть эффективность деятельности музеев области по первоочередному направлению (просвещение, образование) недостаточна и может быть значительно повышена за счет использования современных средств коммуникации, дистанционной организации совместно-распределенной деятельности, организации познавательных геоигр для участников различных возрастных категорий.
Для решения выявленных проблем Министерством культуры Волгоградской области, Министерством образования и науки Волгоградской области, Волгоградским государственным социально-педагогическим университетом ведется совместная разработка программы повышения квалификации работников образования и культуры. Научное обоснование и практический задел данной работы получены в ходе ряда исследований Института педагогической информатики ВГСПУ, в том числе:
- «Виртуальные музеи: единое культурноинформационное пространство» (грант РГНФ, номер 12-36-01010, целевой конкурс по поддержке молодых ученых 2012 года).
- «Разработка концепции реализации образовательных сетевых технологий учебно-методической, исследовательской, социальной направленности на уровне среднего общего образования» (грант Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МД-7146.2010.6, 2010-2011 гг.).
- «Применение геоинформационных систем и технологий социальных сетей для организации краеведческой деятельности учащихся» (грант РГНФ, номер 12-16-34000, региональный конкурс 2012 «Волжские земли в истории и культуре России»).
- «Разработка концепции проектирования открытого образовательного пространства на основе систем виртуальных моделей объектов» (аналитическая ведомственная целевая программа «Развитие научного потенциала высшей школы», 2011-2012 гг.).
Первым этапом внедрения данной программы является реализация проекта «Музей-школа-музей», имеющего целью повышение доступности культурно-исторического насле-
дия региона, представленного в музеях области, за счет использования современных сетевых технологий.
Реализация проекта включает в себя:
- подготовку работников музейной сферы к презентации музея и его деятельности в современном информационном пространстве в ходе проведения ряда дистанционных семинаров;
- разработку адаптированного для учащихся комплекта материалов для презентации музея и его деятельности в современном информационном пространстве;
- размещение в свободном открытом доступе в сети Интернет информации о культурноисторическом наследии региона, которая может быть использована в образовательном процессе;
- выявление и поощрение лучших практик использования информационных технологий в просветительской и образовательной музейной деятельности.
В настоящее время сотрудники Института педагогической информатики ВГСПУ модернизируют интернет-портал «Мирознай» для представления на его базе информации о музеях области, ведут работу с музеями региона по подготовке материалов для их презентации на Мирознае, разрабатывают программный инструментарий создания и сопровождения виртуальных музеев, а также модель познавательной геоигры по материалам музеев региона.
Практика реализации проекта показала, что не у всех работников музейной сферы имеется стремление к представлению музея в информационном пространстве [6]. Существует мнение, что эта работа находится за рамками обязанностей сотрудников музея. Основываясь на мотивации работников музеев, можно выделить несколько условных категорий музеев.
К первой группе относятся участники, которые категорично против использования потенциала современных технологий в своей деятельности. Исследование данного вопроса позволило сделать вывод, что представители данной группы испытывают сложности в овладении компьютерной техникой на уровне обычных пользователей, а также «не видят смысла, в использовании современных средств информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев». Вариантом преодоления этой проблемы мы видим организацию тесного сетевого взаимодействия между участниками
ЧИППКРО
этой группы и участниками групп с высшим мотивационным компонентом по реализации совместных проектов.
Ко второй группе мы отнесли участников, которые используют информационные технологии в своей деятельности, но также «не видят смысла» в этом. У данной категории есть опыт формального представления информации в сети интернет, что является, на наш взгляд, основной причиной низкой мотивации участников данной группы, так как материал шаблонный, зачастую устаревший не вызывает интереса у посетителей сайта музея и не доставляет удовольствия тем, кто занимается его подготовкой. Изучение потенциала предлагаемых для реализации сетевых проектов инструментов позволит участникам данной группы по-новому взглянуть на данный процесс и повысит их мотивацию.
В третью группу попали участники, у которых наблюдается высокий уровень мотивации и готовность использовать современные средства информационных технологий в организации своей деятельности. Представители этой группы участвуют в совместных сетевых проектах, активно привлекают молодежь. Представители данной группы могут выступить в качестве организаторов деятельности по реализации совместных проектов между музеями региона, осуществлять методическую поддержку представителей предыдущих групп.
Во многих музеях отсутствуют специалисты, способные сделать качественное фото и обработать его для публикации в Интернете, правильно отформатировать текст. Возможность оцифровки материала, съемки и монтажа видео имеют лишь несколько крупных музеев. Эта проблема вызвана не отсутствием необходимого оборудования или программного обеспечения, а связана с низким и средним уровнем компьютерной грамотности сотрудников музеев.
В качестве дальнейших направлений развития проекта определены:
- повышение уровня компьютерной грамотности музейных работников;
- проведение мероприятий по разъяснению целесообразности и выгодности представлений музеев в сети Интернет, в том числе различных социальных сетях;
- инициирование развития сетевых сообществ музейной направленности;
- разработка и внедрение в регионе познавательной геоигры.
Таким образом, проведенное исследование показывает необходимость активизации просветительской деятельности музеев с использованием передовых информационных и педагогических технологий. Интегрировав ресурсы, опыт учреждений культуры, образования и науки региона, можно создать условия, при которых использование геоигр позволит значительно повысить интерес учащихся к изучению истории и культуры родного края, к развитию познавательного семейного туризма в регионе. В данной ситуации разработка модели познавательных краеведческих игр в Волгоградской области является основным направлением наших дальнейших научных исследований.
Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки РФ: «Использование современных информационно-коммуникационных технологий для организации взаимодействия музеев и образовательных учреждений Волгоградской области с целью повышения образовательного потенциала объектов культурно-исторического наследия, представленных в фондах региональных музеев».
Литература
1. Геокэшинг [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://geocaching.su [дата обращения: 10.02.2013].
2. Земляков, Д. В. Анализ современного состояния виртуального музейного пространства Волгоградской области / Д. В. Земляков, А. В. Никитин, А. В. Штыров // Грани познания: электронное периодическое издание, 2012. - № 6 [Электронный ресурс]. - иКЬ : http://grani.vspu.ru/files/-publics/1358406439.pdf [дата обращения:
10.02.2013].
3. Земляков, Д. В. Сетевой образовательный проект «Мирознай» и его возможности по повышению качества школьных краеведческих исследований / Д. В. Земляков, А. В. Штыров // Актуальні питання, проблеми та перспективи розвитку гуманітаристики у сучасному інформаційному просторі: національний та інтернаціональний аспекти: зб. Наукових праць / за заг. ред. к. філос. н. М. А. Журби. - Ч. III. - Луганьск : Вид-во СНУ ім. В. Даля, 2012. - С. 287-290.
4. Кеспиков, В. Н. Особенности научно-исследовательской деятельности учреждения до-
полнительного образования в условиях модернизации образования / В. Н. Кеспиков, М. И. Со-лодкова, Д. Ф. Ильясов, А. В. Ильина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : ЧИППКРО, 2012. -№ 4(13). - С. 40-45.
5. Letterboxing North America [Электронный ресурс]. - URL : http://letterboxing.org [дата обращения: 10.02.2013].
6. Geocaching [Электронный ресурс]. -URL : http://geocaching.com [дата обращения:
10.02.2013].