ветами для каждого задания. Учащиеся сравнивают свои решения с ответами и исправляют допущенные ошибки.
После этого учитель предлагает каждому ученику оценить успешность выполненной им на уроке работы и отразить результаты в виде крестика на отрезке, но уже в четвертом столбике приведенной выше таблицы. Тем самым ведется работа по формированию у учащихся адекватной ретроспективной самооценки.
Деятельностная рефлексия сопровождается личностной рефлексией, направленной на анализ собственного продвижения на данном уроке в освоении учебного материала, и личностной самооценкой. Для этого учитель предлагает каждому ученику выбрать и подчеркнуть во втором столбике наиболее подходящий вариант ответа, дополнив его определенным обоснованием:
2) Своей работой а) доволен (льна);
на уроке я: б) не совсем доволен (льна);
в) не доволен (льна), потому, что..................
Актуализация деятельностно-личностной рефлексии и самооценки младших школьников позволяют перекинуть «мостик» к следующему уроку и обоснованно спроектировать цель своей будущей учебной работы:
3) На следующем
уроке я поставлю
перед собой потому, что
цель:
Анализ содержания представленной выше работы позволяет увидеть, что на данном уроке математики акценты смещаются с формирования у учащихся вычислительных умений и навыков (хотя и такая работа на уроке велась) на создание условий для полноценного развития внутренней свободы младших школьников, которая обеспечивается стимулированием самостоятельного целеполагания и планирования собственной учебной деятельности, ее осознанной мотивации, деятельностной и личностной рефлексии, адекватной прогностической и ретроспективной самооценки. Именно эти личностные новообразования постепенно помогают младшему школьнику стать полноценным субъектом собственной, неотчужденной учебной деятельности.
Methods of printed lists use as the means of primary school pupils’ autonomy development at lessons of mathematics
There is given the methodology of printed lists use as the means ofprimary school pupils’ autonomy development at lessons of mathematics. There are given the examples of the contents ofprinted lists, which favour primary school pupils’ independent targeting, behavior consciousness, reflection, adequate self-appraisal, flexible, divergent thinking development.
Key words: autonomy, personal freedom, primary school pupil, printed lists, lesson of mathematics.
А.М. КОРОТКОВ,
Д.В. ЗЕМЛЯКОВ (Волгоград)
ФОРМИРОВАНИЕ у учАЩИХсЯ
познавательного интереса к краеведческой деятельности в ходе РЕАЛИЗАЦИИ сетевых образовательных проектов
Проводится анализ потенциала сетевых социальных технологий как фактора развития познавательного интереса учащихся при реализации краеведческих проектов. Представлен опыт использования этого потенциала через организацию совместно-распределенной работы по созданию электронных образовательных ресурсов средствами открытой геоинформационной системы «Ми-рознай».
Ключевые слова: краеведческая деятельность учащихся, сетевые образовательные проекты.
Патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции учащихся традиционно относятся к приоритетным направлениям школьной и внешкольной воспитательной работы. Эффективным средством такой работы является включение учащихся в краеведческую деятельность, способствующее формированию у них чувства сопричастности к истории малой родины как основы гражданской позиции личности.
Использование современных электронных технологий обработки и публикации данных,
© Коротков А.М., Земляков Д.В., 2012
в частности геоинформационных систем и социальных компьютерных сетей, может значительно повысить интерес учащихся к краеведческой работе, привлечь к ней большее число участников, достичь более существенных результатов по сравнению с традиционными методами и сделать эти результаты широкодоступными.
Однако в настоящее время целостная модель организации поисковоисследовательской краеведческой работы, основанной на дидактическом потенциале современных информационных образовательных технологий, отсутствует. В большинстве случаев краеведческая работа в школах построена «по старинке», таким образом, что в ней принимают участие единицы, работы которых после завершения «складываются на полку». Каждая следующая работа фактически сводится к переписыванию имеющегося материала, без проведения самостоятельных полевых исследований с целью поиска и обработки новых данных.
Отсутствует преемственность исследований, массовая включенность в них учащихся, а самое важное - интерес учащихся к подобной работе. таким образом, для полноценной реализации потенциала краеведческой работы в сочетании с использованием новых информационных технологий необходим поиск научно обоснованных подходов к ее организации, в частности к формированию у учащихся познавательного интереса к данной деятельности.
Познавательная активность личности -один из важнейших факторов ее обучения, развития и формирования, то, что делает индивидуума субъектом образовательного процесса, развивает его нравственную сферу, помогает понять и принять цели, поставленные в учебно-воспитательном процессе; это мотив деятельности, цель и результат обучения. Общими условиями возникновения интереса являются активность при восприятии окружающего мира и самого себя, ситуация «Я-включенности» личности в деятельность, а его основой - образовательные потребности личности, определяющиеся общественно-историческими и индивидуальными условиями жизни человека. Содержание, широта, устойчивость, действенность познавательного интереса во многом определяют качество обучения, положительный эмоциональный настрой на ре-
шение учебных задач, а это одно из важнейших условий творческого отношения к учебному процессу. Эмоциональное подкрепление интереса в процессе деятельности, связанной с изучением родного края, приводит к его укреплению, что позволяет постепенно усложнять цели, содержание и операции учебной деятельности.
В практике учебного процесса используется комплекс методических приемов, определяемых и содержанием учебного предмета, и возможностями используемых технологических средств, и прежде всего индивидуальными, личностными особенностями обучаемых. Электронная техника в этом отношении может оказаться эффективной, хотя конкретные методики использования компьютерных технологий при формировании и развитии познавательного интереса разработаны еще недостаточно.
Само по себе обращение к компьютеру не гарантирует развития познавательного интереса. Информационные технологии являются лишь инструментом взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, расширяют область межличностных контактов, открывает доступ к источникам информации. Они обеспечивают условия для творческой учебной деятельности, выполнения нестандартной учебной работы, проведения собственных исследований. Их нельзя рассматривать лишь как комплекс технических средств, поскольку они реализуют взаимодействие с другими субъектами - создателями электронных ресурсов, банков информации и с потребителями информации, созданной в процессе проектной, в частности краеведческой деятельности.
В современной педагогической литературе отражается неоднозначность отношения педагогов к современным информационным методам образования. Одни рассматривают информационные технологии, «виртуальную реальность» как панацею от скуки и серости традиционных методов, как принципиально новый способ неконтактного информационного взаимодействия, создающий иллюзию непосредственного вхождения, присутствия в стереоскопически представленном «экранном мире», пробуждающий познавательную активность, стремление «увидеть и услышать самому». Другие, указывая на возможность увода обучаемого из реального в знаково-символьный виртуальный мир, считают информационные и
мультимедиатехнологии не только дорогостоящими, но и опасными излишествами.
Нам представляется, что технологии - это прежде всего система подходов, обобщенный опыт организации педагогической деятельности, система средств и методов, позволяющих реализовать творческие качества личности субъектов образовательного процесса. Это не набор педагогических приемов или программных продуктов, пригодных для тиражирования, а совокупность идей, образующих личную среду самореализации. Любые средства, в том числе и информационные технологии, можно использовать эффективно, если с их помощью можно побудить познавательную активность, творческую учебную деятельность. Информационные технологии в процессе реализации проектов используются для преобразования содержания изучаемого материала из предметной формы в деятельностно-коммуникативную. Они не только позволяют осуществить поиск информации, эстетично ее представить, но и вооружают новыми способами передачи мыслей, чувств, эмоций создателей электронных ресурсов. От того, насколько рационально используются средства «виртуальной реальности», зависит дидактическая эффективность метода - почувствует обучаемый себя создателем чего-то нового, востребованного другими или превратится в пассивного созерцателя, который видит то, что ему показывают, но не хочет ничего созидать.
При изучении истории родного края реализация учебно-исследовательских проектов с использованием информационных, в частности сетевых, технологий позволяет создать эффект соприсутствия, сопереживания, что служит дополнительным стимулом для самостоятельного исследования прошлого, для включения сведений о минувшем в личностный опыт. Развитие информационных технологий открывает новые горизонты для повышения познавательной активности учащихся при реализации краеведческих исследований. Прежде всего это возможности, которые открывают Интернет, геоинформа-ционные и социальные сетевые технологии. Г лобальная телекоммуникационная сеть Интернет позволяет решить вопрос открытости, востребованности и доступности краеведческих работ школьников. Интересные, выполненные с любовью к малой родине, ее истории и людям, создавшим эту историю,
творческие проекты учащихся не пылятся в школьном краеведческом музее, а становятся доступными для всех заинтересованных людей, в какой бы точке земли они ни находились.
Геоинформационные технологии позволяют создавать и непрерывно развивать целостные культурно-исторические портреты регионов, размещая на географической карте краеведческие электронные ресурсы. В свою очередь, такие системы служат немаловажным фактором развития имиджа региона, его представленности в сети Интернет, а следовательно, способствуют развитию туристической привлекательности родного края. Осознание себя причастным к развитию региона - мощный мотивирующий фактор учебно-исследовательской деятельности. такой подход является одним из наиболее ярких примеров реализации принципа развития познавательного интереса, принципа включения результатов учебного труда в реальные продукты.
Особую ценность для развития познавательного интереса учащихся при реализации краеведческих проектов имеет потенциал сетевых сообществ. технологии социальных сетей позволяют организовать личное непосредственное взаимодействие учащихся с неограниченным числом специалистов, исследователей, музейных работников, известных земляков и просто заинтересованных в ходе реализации своих проектов людей; совместно распределенное создание уникальных электронных ресурсов с участием широкого круга людей, обладающих разнообразными социальными и профессиональными статусами, разделенных пространством, но объединенных единой целью - познать родной край, его историю и сделать так, чтобы результаты их изысканий стали доступны и работали на будущее.
Попытка интегрировать потенциал социальных сетевых образовательных систем в процессе организации краеведческой деятельности учащихся предпринята разработчиками открытой геоинформационной системы «Мирознай», которая является площадкой для дистанционного заочного представления и обсуждения краеведческих работ учащихся, сетевым сообществом, в котором все, заинтересованные в изучении истории и культуры Волгоградской области, представляют материалы о природных и рукотворных достопримечательностях этого
древнего края, о выдающихся земляках и событиях, происходивших когда-либо здесь.
Данная работа организуется и курируется ведущими специалистами Волгоградского государственного социально-педагогического университета в области краеведения, педагогических и информационных технологий. Проект поддержан следующими грантами:
- Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых МД-7146.2010.6, 2010 - 2011 «Разработка концепции реализации образовательных сетевых технологий учебно-методической, исследовательской, социальной направленности на уровне среднего общего образования»;
- Российского гуманитарного научного фонда «Применение геоинформационных систем и технологий социальных сетей для организации краеведческой деятельности учащихся» (2012).
Эксперимент, проведенный на базе разработанной геоинформационной образовательной сети «Мирознай», показал, что включение учащихся в реализацию сетевых краеведческих проектов позволяет существенно повысить их познавательный интерес к данной деятельности. В то же время экспериментальная проверка предложенной методики показала необходимость разработки и реализации практически отсутствующей в настоящее время целенаправленной программы подготовки студентов педагогических вузов к руководству краеведческой работой в школе с использованием современных информационных технологий. Эта деятельность требует переосмысления и организации с учетом современных реалий развития общества и уровнем развития информационных и педагогических технологий.
Formation of students’ interest for cognition for local historical work in the course of network educational projects implementation
There is analyzed the network social technologies potential as the factor of development of interest for cognition in local historical projects implementation. There is suggested the experience of realization of this potential through organization of work on creating educational e-resources by the means of the open geoinformational system "Miroznai".
Key words: local historical work of students, network educational projects.
В.В. АРНАУТОВ
(Михайловка, Волгоградская область)
инновационная деятельность педагогов как коллективного субъекта учебно-научнопедагогического комплекса
Рассмотрена важность специальной технологии исследования при работе над авторской программой в структуре учебно-научно-педагогического комплекса, где в инновационном поиске на первом месте стоят задачи развития педагогической культуры и повышения квалификации преподавателей в направлении становления их инновационного потенциала.
Ключевые слова: проектирование инновационной модели педагогического учебного заведения, педагогическая культура, повышение квалификации преподавателей, опытно-экспериментальная работа.
Анализ проектов инновационных преобразований педагогических учебных заведений показывает, отсутствие четкого понимания замысла, несформированность «философии инновационного педагогического учебного заведения», неопределенность его концептуальных основ. Новизна и актуальность педагогической проблемы, которую коллектив собирается решать, как правило, обосновываются в проекте на уровне практических задач, без учета того, что решение уже может существовать в педагогической науке. коллектив разработчиков при проектировании инновационной модели педагогического учебного заведения как нового вида педагогической практики (инновационной, поисковой) в подготовке педагогических кадров исходит из своих «житейских представлений» о ее сущности, т.е. обосновывает инновационный поиск эмпирически. На наш взгляд, это происходит потому, что разработчики не владеют процедурой моделирования инновационных учебных заведений, не учитывают того, что технология этого вида педагогической деятельности требует теоретических, гипотетико-дедуктивных методов и средств, что решение ее имеющимися практическими средствами и эмпирическими методами не дает конструктивных результатов.
как уже отмечалось выше, в инновационном поиске на первом месте стоит задача развития педагогической культуры и повыше-
© Арнаутов В.В., 2012