Научная статья на тему 'Подготовка рабочих кадров: современное состояние и системные противоречия'

Подготовка рабочих кадров: современное состояние и системные противоречия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / НПО / ПРОФЕССИЯ / PROFESSION / РАБОЧИЕ КАДРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / VOCATIONAL TRAINING / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / СПО / LABOR FORCE / SOCIAL PREREQUISITES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Евгений Викторович

В статье анализируется современное состояние системы подготовки рабочих кадров и пути развития среднего профессионального образования в ситуации его реструктуризации, осложненной правовыми, экономическими и социальными трудностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labour force training: contemporary condition and systematic discrepancies

In article is analyzing system of labor force is complicated by legal, economic, social difficulties, contradictions and the ways of development of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Подготовка рабочих кадров: современное состояние и системные противоречия»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ

Подготовка рабочих кадров: современное состояние и системные противоречия

ТКАЧЕНКО

Евгений Викторович,

доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, президент Академии профессионального образования, Москва

Аннотация

В статье анализируется современное состояние системы подготовки рабочих кадров и пути развития среднего профессионального образования в ситуации его реструктуризации, осложненной правовыми, экономическими и социальными трудностями.

Ключевые слова

государственная политика, НПО, профессия, рабочие кадры, профессиональная подготовка, рынок труда, система образования, СПО

О растущем дефиците рабочих и их низкой квалификации с тревогой говорят ТПП, РСПП, другие ассоциации работодателей, профсоюзы. Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. В то же время Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы» предусмотрен «постепенный перевод программ начального профессионального образования на короткие образовательные программы прикладных квалификаций». В общественном мнении эта установка воспринимается как возвращение к подготовке рабочих узкого профиля и низкой квалификации.

В ступивший в силу в том же году новый закон об образовании разрушает логику стратегических решений, принятых в минувшие годы. Например, возникает вопрос: почему предусмотренное «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» опережающее развитие начального и среднего профессионального образования завершается, напротив, упразднением НПО? Почему не учитывается высказанная Владимиром Путиным озабоченность снижением доли высококвалифицированных рабочих и специалистов в России?

Демонтаж системы и его последствия

Попытка представить упразднение НПО как его «повышение до уровня среднего профессионального образования» является либо самообманом, либо сознательным демонтажом известной государственной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров. Фактически законом вводится подготовка по «ускоренным» и «краткосрочным» программам, которую будут проходить ежегодно более миллиона выпускников общеобразовательных школ, получая вместо полноценного профессионального образования достаточно примитивные умения и навыки по узкому направлению деятельности. Тотальная подготовка только по краткосрочным программам приведет к системному формированию широкого слоя низкоквалифицированной и малообразованной молодежи, что небезопасно для будущего. Заявленная общедоступность среднего профессионального образования не имеет ре-

альной основы. Это будет повторение ошибки «обязательного всеобщего среднего образования».

Неизбежная потеря квалификации рабочих кадров не только снизит и без того невысокий международный рейтинг человеческого капитала России, но и подорвет важные для перспективы демократизации страны внутренние процессы формирования ремесленничества, малого и среднего бизнеса. В конечном итоге это приведет к опасному снижению доли «среднего» класса в стране, являющегося гарантом социальной стабильности, а со временем приобретает политический акцент.

Упразднение НПО снимет социальную защиту подростков из необеспеченных семей (основного контингента этой системы), а также иммигрантов, породит новый для России рынок детского труда. Впервые профессиональное обучение миллионов молодых людей примет «тупиковый характер», поскольку «ускоренные» программы обучения будут составляться произвольно и без сопряжения с государственными образовательными стандартами. Преднамеренное формирование «низшего класса» необразованных тружеников подрывает важные для перспективы демократизации процессы роста «среднего» класса, ведет к углублению социальной дифференциации, люмпенизации страны.

Очевиден переход к неуправляемости подготовкой рабочих кадров даже для оборонной, космической и атомной промышленности. Уничтожаются достоинства системы непрерывного профобразования страны, десятилетиями решавшей вопросы не только подго-

ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

товки рабочих кадров, но и профессионального обучения малообеспеченной и неблагополучной молодежи, ее воспитания и социальной защиты.

Даже в тяжелые 1990-е годы мы не сокращали учреждений НПО, хотя баррель нефти стоил 8-10 долларов США. В нашем обществе были, есть и будут сотни тысяч социальных сирот и других детей группы риска, и с кем им быть — с преступным миром или с людьми, полезными для общества, — это вопрос для государства. Разрушая систему НПО, государство уходит от своей основной функции — обучения и воспитания молодежи, само формирует социальное сиротство, превращаясь в субъект саморазрушения.

Рынок труда: попытки администрирования

Острая проблема российского рынка труда состоит не только в его хроническом дисбалансе с системой подготовки кадров. Попытки ее административного решения вызывают ощущение беспомощности управленческого аппарата, так и не осознавшего природу рыночных отношений, диктующих приоритет экономического управления над административным с регулирующей ролью государства. Среди работодателей ощущается неготовность предложить государству взаимовыгодный механизм социального партнерства. Идея социального партнерства, на которой основаны системы профессионального образования и подготовки развитых стран, в России остается пока продекларированной.

В сфере трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования нет системности. Отмена прежней практики принудительного распределения выпускников, верная по своей демократической сути, привела к резкому снижению показателя реализации молодежью своего профессионального статуса. Неумение применять экономические формы управления, несовершенство правовых основ социального партнерства формируют в общественном мнении желание вернуться к административным методам трудоустройства.

Трудности развития

Развитие профессионального образования сдерживается рядом трудностей, важнейшими из которых являются:

• неопределенность в законодательном плане, нормативно-правовом и концептуально-стратегическом обеспечении;

• отсутствие обоснованного госу-

дарственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие страны, и соответственно неопределенность и де-формированность структуры подготовки кадров;

• неустойчивость положения образовательных учреждений НПО и СПО, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики под деятельность конкретных предприятий, ныне находящихся в упадке;

• разрушение традиционных связей образовательных учреждений с производством, старение их учебно-лабораторной и материально-технической базы, затруднение подбора баз для производственной практики обучающихся;

• недопустимо низкая роль в профессиональной ориентации общеобразовательной школы (4,8%). Как и десять лет назад, она сегодня односторонне и предвзято ориентирована на подготовку выпускников к поступлению в высшие учебные заведения. С точки зрения потребностей рынка труда это является ложным ориентиром, результатом чего стала опрокинутая «пирамида» структуры подготавливаемых и необходимых экономике кадров;

• отрицательное воздействие на трудовую мотивацию слабости современной системы профессиональной ориентации. Неверно выбранная профессия ведет к перемене вида труда, снижению его эффективности. На рынок труда приходит не специалист необходимого профиля, а «человек с дипломом», имеющий общую эрудицию, но требующий дополнительного обучения по новому профилю деятельности;

• отсутствие пополнения кадрового потенциала учреждений профессионального образования руководителями и преподавателями, имеющими опыт профессиональной деятельности в современном производстве. Чаще всего сегодня нет ясности: где готовить, на чем готовить и кому готовить рабочие кадры высокой квалификации.

Ориентация на работодателя

Положение усугубляется недостаточным взаимодействием учреждений профессионального образования с работодателями и бизнесом. Интеграция содержания профессионального образования и ориентация на работодателя означают необходимость обновления целей, задач и содержания профессионального образования. В основе этого — взаимодействие учреждений профобразования с предприятиями и бизнесом, новые технологии и направления образования. Например,

приоритетными направлениями государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования можно назвать:

- включение работодателей в разработку профессиональных и образовательных стандартов;

- организация посреднических структур между рынком труда и рынком образовательных услуг, осуществляющих сервисные функции по поддержанию профессионального образования;

- участие работодателей в создании отраслевых методических объединений и центров сертификации квалификаций;

- участие работодателей в организации учебных практик и стажировок на базе предприятий;

- привлечение специалистов предприятий к образовательному процессу.

Особенно важным представляется взаимодействие работодателей и учреждений профессионального образования в части разработки нового поколения стандартов, а на основе стандартов — создание рабочих учебных планов и рабочих программ. Однако все это пока идет с большим трудом.

Еще в 2008 году мы отмечали, что в ближайшие годы в системе профессионального образования России предстоит отход от подготовки кадров по уровням образования как единственной привычной нам формы работы. Грядет неизбежный переход на обучение и по программам подготовки, и по квалификационным уровням. В этом случае учреждения профессионального образования (прежде всего, создаваемые Многофункциональные центры профессиональных квалификаций и колледжи, сохранившие уровень НПО) могут стать перспективными ресурсными центрами не только развития профобразования, но и подготовки и переподготовки кадров по программам обучения. Ибо здесь — перспективы перехода на гибкое, динамичное, мобильное обучение в рамках новой системы подготовки по модульным программам. Однако далее осуществлять реализацию обучения рабочих кадров по ускоренным и краткосрочным программам подготовки следует вместе, параллельно с системой начального профессионального образования, а не вместо нее. Подготовку по сложным профессиям проводить, как и ранее, только по программам 2,5-4 лет обучения, в зависимости от сложности профессии.

В реализации таких возможностей заинтересованы не только учащиеся, но и бизнес-структуры, и работодатели. За этим — будущее для всей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.