УДК 378.147:33
Г. А. Гришенкова
доцент, кандидат педагогических наук;
доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области политических наук ИМО и СПН МГЛУ e-mail: [email protected].
ПОДГОТОВКА ПРЕЗЕНТАЦИЙ И ДОКЛАДОВ КАК АКТИВНАЯ И ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПОЛИТИЧЕСКОМУ ДИСКУРСУ
Подготовка презентаций и докладов рассматривается в статье как одна из современных технологий, направленная на формирование у студентов навыков самостоятельной научной деятельности. Анализируются критерии успешного выступления студентов-международников и политологов с компьютерной презентацией или докладом; обосновываются преимущества, позволяющие отдавать предпочтение данной форме проведения занятий в рамках модульного обучения. Исходя из практического опыта работы приводятся примеры творческих заданий, которые направлены на подготовку студентов к итоговому выступлению с презентацией или докладом.
Ключевые слова: презентация и доклад; проблемная ситуация; творческие задания, самостоятельная работа студентов, профессионально ориентированные тексты, сравнительный анализ, виды чтения, учебное пособие.
G. A. Grichenkova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Linguistics and Professional Communication in Political Sciences, MSLU e-mail: [email protected]
PREPARATION OF PRESENTATIONS AND REPORTS AS AN ACTIVE AND INTERACTIVE FORM OF TEACHING POLITICAL DISCOURSE
Preparation of presentations and reports is considered in the article as one of modern technologies which is aimed at developing students' skills in doing independent research. The article presents an analysis of criteria of a successful computer presentation or report by international relations and political science students. It also grounds advantages enabling to prefer this form of conducting a lesson under the module approach. Based on practical work experience, the article provides examples of creative tasks which are aimed at preparing students for their final presentation or report.
Key words: presentation and report; problematic situation; creative tasks; students' self-learning; vocationally oriented texts; comparative analysis; types of reading; textbook.
Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка презентаций и докладов. Выполнение таких видов работы способствует формированию у обучающихся навыков самостоятельной научной деятельности, лучшему усвоению материала за счет имитации языковой среды и создает благоприятную атмосферу на занятиях, что способствует дополнительной мотивации к изучению иностранного языка.
Основная цель использования в процессе обучения презентаций и докладов, как и метода проектов, - предоставление возможности обучающимся самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей [6]. Презентации и доклады на занятиях по обучению иностранному языку - это возможность потренироваться в публичном выступлении, сформировать умение довести информацию до целевой аудитории, аргументировать и убеждать слушателей по заданной теме или проблеме.
Подробная характеристика и типологизация презентаций рассматривается во многих зарубежных и отечественных научных исследованиях [4; 8]. В рамках данной статьи предлагается обобщение личного опыта по обучению студентов выступлению с презентациями и докладами.
Темы докладов и презентаций определяются преподавателем в соответствии с программой дисциплины на подготовительном этапе обсуждения и изучения тем в рамках учебного модуля. В процессе обсуждения студенты могут самостоятельно конкретизировать и адаптировать предложенную тематику к собственным интересам. Преподаватель должен акцентировать внимание обучающихся на том, что тема презентации и доклада должна включать действительную задачу, быть конкретной и содержать ключевые слова. Такой подход к формулировке индивидуальных и групповых заданий обеспечивает ориентацию на личностные интересы студентов и активную реализацию знаний на иностранном языке.
Очень важно, что работа по подготовке презентации или доклада настраивает студентов на дальнейшее использование полученной информации в познавательной и будущей профессиональной деятельности.
Практика обучения показывает, что, например, страноведческая познавательная мотивация проявляется не столь однозначно, как иногда
предполагают. Далеко не все студенты видят источник мотивации в стране и культуре, далеко не всё в культуре интересно, и не так легко этот интерес пробуждать. Страноведческой тематикой не всегда удается заинтересовать студентов, развить их интерес к усвоению предлагаемого учебного материала.
При сопоставительном анализе событий в родной и иностранной культуре все тонкости и вся глубина проблем межъязыковой и межкультурной коммуникации становятся особенно наглядными.
По мнению автора, в учебных пособиях, создаваемых преподавателями для будущих международников и политологов, явления родной и чужой культуры целесообразно рассматривать в сравнении, это позволяет понять мышление, ценности и поступки представителей другой культуры, и посредством синтеза с собственными жизненными ориентациями - овладеть адекватным способом вербального и невербального поведения в ситуациях межъязыкового общения.
При этом хотелось бы отметить важную роль текстов профессиональной тематики в формировании коммуникативной компетенции. Для обучения выбираются только те сферы общения, которые значимы для изучения данной специальности. Содержание текстов и их проблематика должны быть направлены на формирование умения решать проблемы и самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в процессе профессионального и бытового общения на иностранном языке. По этой причине предпочтительно, чтобы тексты были нестереотипными и представляли проблему под неожиданным ракурсом.
Уже на первом этапе работы при обсуждении тем презентаций преподаватель должен довести до сведения студентов информацию о качественных параметрах успешного выступления. Например, необходимость зрительного контакта с аудиторией, запрет на прочтение написанного на экране, выразительная подача материала, жестикуляция, предвидение сложных для понимания моментов и их комментарий, включение в обсуждение слушающей аудитории, планирование интерактивных действий для поддержания интереса и внимания аудитории. Презентация - это не только монолог выступающего, как это имеет место при представлении доклада. Презентация - это еще и возможность диалога с аудиторией, но такой диалог является управляемым, где выступающему отводится главная роль, и он сам определяет необходимость и длительность диалога с аудиторией. При таком
подходе уже имеет место научный поиск, происходит самооценка собственной познавательной деятельности.
Автор приводит пример формулировки задания, которое используется на занятиях с международниками и политологами, и направлено на закрепление у студентов интерактивных навыков при выступлении с презентациями.
Запишите ключевые слова по теме Вашего выступления на карточки, пронумеруйте их и разложите по очереди согласно пунктам плана Вашей презентации. Перед тем как начнете излагать содержание соответствующего пункта, продемонстрируйте эти карточки и задайте вопросы группе, знакомы ли им эти понятия, что они об этом знают и хотели бы сообщить. Если в процессе диалога с аудиторией Вы получили новую или дополнительную информацию, которая не нашла отражения в Вашем выступлении, отметьте это при обобщении.
Попросите группу задать вопросы к основным пунктам плана Вашей презентации. Запишите эти вопросы и распределите их по соответствующим пунктам плана. Прежде чем Вы дадите ответы на заданные вопросы, предложите студентам группы высказать свои предположения.
Информационный материал при подготовке презентации или доклада подбирается студентами самостоятельно с использованием интернет-ресурсов. В процессе этой работы обеспечивается индивидуализация обучения с учетом уровня владения знаниями и творческими способностями студентов. Однако далеко не все обучающиеся владеют умением воспринимать и обрабатывать в соответствии с поставленной целью различную информацию на языке, полученную из печатных, аудиовизуальных, аудитивных источников в рамках профессиональных сфер общения.
В этой связи интерес представляют задания, направленные на обучение различным видам чтения: просмотровому (в нашем случае поисковому), ознакомительному и изучающему. Каждый вид чтения выбирается исходя из коммуникативной задачи, которая в реальном общении формулируется в зависимости от профессиональных потребностей.
Иногда достаточно прочесть заголовок и первый абзац текста (просмотровое чтение), чтобы выделить из большой массы информации нужный объект. При этом решающее значение имеют подлежащие и сказуемое. Все остальные члены предложения расширяют и дополняют информацию. Таким образом, в условиях дефицита времени необходимо развивать у студентов умение предвосхищать содержание
текста по его заглавию либо по нескольким предложениям первого абзаца. Для получения большего количества основных сведений используется ознакомительное чтение. Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание информации и ее критическое осмысление [5].
В группах студентов специальностей «Международные отношения» и «Политология» подготовка презентаций и докладов практикуется на занятиях по «Практике по профкоммуникации», начиная со II курса.
Проиллюстрируем вышеизложенное на конкретном примере. Перед студентами стоит задача - подготовить презентацию по теме: «Россия и Германия - сравнительный анализ этапов исторического развития в XX веке». Презентация является заключительным этапом работы над модулем «Deutsche und russische Geschichte im 19. und 20. Jahrhundert». Аудиторная работа как предкоммуникативная тренировка представлена в учебном пособии «Политическое страноведение Германии и России» [3], которое состоит из трех модулей по следующим темам: «История России и Германии в XIX и XX вв.», «Политическая система России и Германии» и «Россия и Германия в международном контексте» и содержит ряд упражнений, связанных с поиском страноведческой или исторической информации, тематические тексты и задания к ним, а также творческие задания.
На подготовительном этапе и на этапе работы с оригинальными источниками информации студентам предлагаются в качестве групповых или индивидуальных следующие задания:
1. Найдите в Интернете материал о том, как СМИ Германии и России освещают информацию о развитии стран в период между двумя мировыми войнами. Приведите примеры заголовков статей и ключевые слова из первых абзацев (просмотровое чтение).
2. В предложенных преподавателем или подобранных студентами трех текстах из оригинальных источников выделите ключевые слова и словосочетания , наиболее существенные для раскрытия темы (ознакомительное чтение).
3. Выделите в текстах лексические единицы, уточняющие, конкретизирующие и дополняющие информацию (ознакомительное чтение).
4. Выделите те части текста, которые содержат наиболее важную информацию по заданной проблеме. Определите отношение автора
статьи к излагаемому материалу. Что понимает автор под конкретным термином или названием? Найдите в анализируемом тексте информацию, выражаемую экспрессивно окрашенной лексикой. Дайте оценку степени объективности информации (изучающее чтение).
5. Сформулируйте основные проблемы, затронутые в тексте, и запишите ключевую информацию к каждому пункту.
6. Выскажите свою точку зрения по данному вопросу. Согласие или несогласие с мнением автора статьи. Получили ли Вы новую информацию? (изучающее чтение).
7. Назовите важнейшие имена, даты и события, характеризующие данный исторический период в Германии и России.
8. В каких областях наблюдались наибольшие различия в историческом развитии Германии и России в XX в.?
9. Какие исторические события, лица и периоды в истории Германии и России Вам наиболее интересны? Почему?
10. Что Вам представляется наиболее важным в будущем развитии немецко-русских отношений?
Такие творческие задания вырабатывают у студентов очень важное умение осмысливать и преломлять информацию в зависимости от поставленных задач и пользоваться приобретенными знаниями в новой ситуации. В этом плане практическую ценность представляет алгоритм работы со статьей, позволяющий оптимизировать смысловую обработку информации, разработанный профессором Н. С. Харламовой [7].
Одним из этапов подготовки презентации может быть обсуждение проблемы в дискуссии за «круглым столом». На наш взгляд, проведение «круглого стола» можно рассматривать как одну из форм презентации. На кафедре лингвистики и профкоммуникации в области политических наук на занятиях по ППК используется учебное пособие «Аспекты международной политики» [1], в котором на базе изученных профессионально ориентированных текстов студентам предлагаются вопросы для обсуждения за «круглым столом» и необходимые речевые формулировки для его ведения. При этом ведущими «круглого стола» выбираются один или два студента учебной группы.
Что касается обучения выступлению с докладом, необходимо отметить, что умение выступать с докладом на общественно-политические темы является ключевой профессиональной квалификацией будущих международников и политологов. Важно тренировать ораторское искусство и умение пользоваться соответствующими речевыми
средствами убеждения. Именно этой цели посвящено «Учебное пособие по практическому курсу немецкого языка» [2], которое используется на старших курсах практикума по профессиональной коммуникации. В издании, наряду с выполнением ряда подготовительных упражнений, студентам предлагается примерный план выступления по конкретным темам и приводятся необходимые для выступления речевые штампы.
С учетом вышеизложенного можно утверждать, что презентации и доклады развивают у студентов способность к самостоятельному обучению, инновационной научно-образовательной деятельности. Применение описанных выше методов обучения не только закрепляет знания, но и развивает мышление. Таким образом, подготовка презентаций и докладов как активная и интерактивная форма проведения занятий при обучении политическому дискурсу обладает высокими мотивационными характеристиками. Иллюстративный и текстовый материал, содержащийся в компьютерных презентациях, помогает студентам легче воспринять и запомнить устную информацию, сообщаемую докладчиком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гришенкова Г. А. Практикум по профессиональной коммуникации. Аспекты международной политики. - М. : Рема, 2013. - 92 с.
2. Гришенкова Г. А. Учебное пособие по практическому курсу немецкого языка. - М. : Рема, 2009. - 96 с.
3. Гришенкова Г. А., Паль А. Политическое страноведение Германии и России. - М. : Рема, 2014. - 60 с.
4. Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. - 2012. - № 3. - С. 345-347.
5. Катаев С. Д., Катаева А. Г. , Самара Г. Н. Язык немецкой прессы : пособие по чтению и реферированию. - М. : Высшая школа, 2005. - 160 с.
6. Нагаева К. Э. Метод проектов как средство формирования мотивированности студентов социально-политических специальностей //Социально-политический дискурс (лингводидактические аспекты обучения иностранным языкам). - М. : ИПК МГЛУ «Рема», 2010. - 134 с.
7. Харламова Н. С. Алгоритм работы со статьей : учебн. пособие для студ. I и II курсов, обучающихся по направлению подготовки «Международные отношения» и «Политология». - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2014. - 82 с.
8. Hartmann M., Funk R. und Nietmann H. Präsentationen: zielgerichtet und adressenorientiert. - 9. Auflage. - Weinheim und Basel : Belitz Verlag 2012. -224 S.