Научная статья на тему 'Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам'

Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ / ДВУХУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / VOCATIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE LEARNING / SOCIO-POLITICAL SCIENCES / INDEPENDENT WORK / TWO-LEVEL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харламова Н.С.

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с изменением роли, объема и структуры самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам. Определяются и систематизируются основные виды заданий для самостоятельной работы бакалавров и магистрантов (социально-политические науки). Описываются механизмы управления самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется обучению различным видам профессионального чтения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The shifting role of students’ independent work in vocationally oriented foreign language learning

The present article dwells on theoretical and practical issues related to students’ independent work in vocationally oriented foreign language learning (VOLL). Independent work is regarded in terms of volume and its structure. The article gives a list of possible assignments for bachelors and masters (socio-political sciences). Special emphasis is made on teaching appropriate reading skills.

Текст научной работы на тему «Динамика роли самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам»

Раздел II

ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ

УДК 372.881.1 Н. С. Харламова

канд. пед. наук, проф., зав. каф. лингвистики и профессиональной коммуникации ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: natalya_london@yahoo.com

ДИНАМИКА РОЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы, связанные с изменением роли, объема и структуры самостоятельной работы студентов в профессионально ориентированном обучении иностранным языкам. Определяются и систематизируются основные виды заданий для самостоятельной работы бакалавров и магистрантов (социально-политические науки). Описываются механизмы управления самостоятельной работы студентов. Особое внимание уделяется обучению различным видам профессионального чтения.

Ключевые слова: профессионально ориентированное обучение иностранным языкам, двухуровневое обучение, социально-политические науки, самостоятельная работа.

Kharlamova N. S.

Candidate of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Linguistics and Professional Communication in Political Sciences, MSLU; e-mail: natalya_london@yahoo.com

THE SHIFTING ROLE OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN VOCATIONALLY ORIENTED FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The present article dwells on theoretical and practical issues related to students' independent work in vocationally oriented foreign language learning (VOLL). Independent work is regarded in terms of volume and its structure. The article gives a list of possible assignments for bachelors and masters (socio-political sciences). Special emphasis is made on teaching appropriate reading skills.

Key words: vocationally oriented foreign language learning, two-level education, socio-political sciences, independent work.

В условиях двухуровнего обучения самостоятельная работа студентов является важной составляющей подготовки будущих бакалавров и магистров. Понятия «самостоятельная работа» включает разнообразные виды и формы индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов, осуществляемой в процессе обучения на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время, которые требуют современного, надежного, научно-обоснованного и доступного учебно-методического обеспечения как традиционного, так и основанного на новых информационных технологиях.

Самостоятельная работа студентов как фактор оптимизации учебного процесса представляет собой интерактивный процесс, участниками которого являются как студенты, так и преподаватели. Задачей преподавателя является создание в процессе обучения условий, требующих применения форм и методов самостоятельного активного познания, так как для активизации процесса обучения, для повышения творческой активности студентов преподавание в вузе должно быть построено на основе принципа их учебно-поисковой и научно-исследовательской работы. Выбор оптимальных форм и методов руководства самостоятельной работой студентов позволяет преподавателю расширить временные рамки познавательного процесса, ограниченные реальным занятием или лекцией, за счет мотивированного участия студентов в самостоятельной внеурочной работе.

Неотъемлемой частью деятельности преподавателя в проведении и управлении самостоятельной работой студентов является контроль ее результатов и подведение итогов.

Традиционно задачами студента, выполняющего самостоятельную работу, являются усвоение материала курса, углубление его путем работы над первоисточником и изучение по учебным пособиям и научной литературе проблем и тем, рекомендованных для самостоятельного и индивидуального изучения. Такое понимание задач студента отражает проблемно-деятельностный подход, связанный с «добыванием» знаний и обучением самому процессу учения.

В современных условиях основными тенденциями в развитии самостоятельной работы является увеличение времени, отводимого на нее и изменения в ее структуры.

Вполне закономерно, что по мере обучения роль самостоятельной работы возрастает. Так, на 1-11 курсах бакалавриата это прежде всего работа, связанная с учебным текстом, и выполнение лексико-

грамматических заданий, включающих обучающие тестовые задания. На ГГГ-ГУ курсах предполагается работа с аутентичной современной информацией.

В бакалавриате (социально-политическое направление) используются следующие приемы организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам [4]:

- отбор и анализ необходимой информации по изучаемой проблеме (пресса, Интернет);

- изучение и работа с документацией по направлению подготовки;

- прослушивание программ новостей;

- подготовка обзора текущих событий;

- подготовка аналитических сообщений по основным периодическим изданиям стран изучаемого языка;

- подготовка сообщения, реферата на иностранном языке по теме с использованием знаний, полученных на лекциях по специальности;

- реферирование статей и профессионально ориентированных текстов;

- работа с терминологией и реалиями, участие в составлении глоссария по определенным направлениям;

- написание эссе по изучаемой тематике с использованием дополнительной литературы;

- подготовка и проведение дебатов по тематике учебной программы (общие темы и профессионально ориентированные темы);

- составление тематических политических тезаурусов на русском и иностранном языке;

- самостоятельная работа с использованием пособий с ключами для самопроверки;

- работа с источниками на языке оригинала с целью перевода и аннотирования иноязычных текстов по специальности;

- доклады и сообщения на занятиях по результатам стажировки студентов в странах изучаемого языка (на иностранном языке);

- аудирование продолжительных аутентичных аудиотекстов (лекций, выступлений политиков, дебатов);

- изложение результатов самостоятельно проведенного исследования профессиональной проблемы на первом иностранном языке;

- чтение, выполнение заданий и обсуждение произведений художественной литературы (аспект «домашние чтение» не предусмотрен учебной программой в связи с ограниченным количеством часов);

- чтение, выполнение заданий и обсуждение профессионально ориентированной литературы.

При подготовке будущих специалистов в условиях магистратуры значительно увеличивается доля самостоятельной работы, необходимой составляющей их профессиональной подготовки. В первую очередь это относится к изучению научной литературы по заданной теме: монографии, сборники статей, научные доклады, рецензии, литературные статьи, специальные словари, справочники, газетные статьи и т. д.

Особое значение приобретает гибкость чтения (владение разными видами чтения) [1]. В зависимости от того, какая задача должна быть решена, применяются просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение, которыми, как предполагается, обучающийся в магистратуре владеет и легко переходит от одного к другому виду в зависимости от цели получения информации из источника. Для выполнения заданий, которые должны иметь ярко выраженную профессиональную составляющую, студенту, обучающемуся в магистратуре необходимо получить самое общее представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте, не фокусируясь на деталях, чтобы определить, есть ли в источнике интересующая его информация, и принять решение - читать ее или нет (просмотровое чтение).

Ознакомительное чтение требует умения различать главную и второстепенную информацию. Так обычно читаются художественные произведения, газетные статьи, научно-популярная литература, когда они не представляют предмета специального изучения.

Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста.

Целью поискового чтения является быстрое нахождение в тексте или в нескольких текстах вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации. Все эти виды чтения должны эффективно и гибко использоваться магистрантами, так как объем читаемой литературы должен составлять не менее 400 страниц научно-популярной литературы в неделю.

В связи с этим студентам, обучающимся в магистратуре, для формирования необходимых компетенций, целесообразно поручать выполнение следующих видов заданий:

1) обзор (рецензия) книг;

2) презентация прочитанного;

3) презентация по предложенной теме;

4) написание эссе.

Основные требования при выполнении этих заданий рассматривала И. Ю. Фролова [3]:

1. Обзор (рецензия) книги. При составлении обзора необходимо руководствоваться следующими требованиями. Обзор должен включать не более 1100 слов и состоять из 8-10 абзацев. Во вступлении необходимо представить книгу, цели, которые преследовал автор, а также определить значимость автора, например, были ли у него до этого известные работы, является ли этот автор авторитетным в данной области. Является ли тема, поднятая автором, актуальной. В основной части обзора не нужно подробно пересказывать содержание книги, вместо этого необходимо выбрать три главы для более подробного рассмотрения и анализа. Необходимо дать полное понимание основных идей, изложенных в этих главах, приведя ключевые цитаты, а также статистические данные или другие примеры. После этого, необходимо прокомментировать слабые и сильные стороны этих глав, также определить, согласны ли вы или нет с аргументами автора и почему. В заключение целесообразно в нескольких предложениях обрисовать основное содержание книги и определить целевую аудиторию книги.

2. Презентация прочитанного. Для еженедельного занятия студентам предлагается прочитать 2-3 статьи / главы из книги, объемом не менее 30 страниц. Каждое занятие один из студентов пересказывает содержание прочитанного. Наиболее эффективный способ заставить всех студентов готовиться к занятию - это назначать отвечающего непосредственно в день презентации. Кроме того, каждый студент должен приготовить по меньшей мере три вопроса по содержанию для совместной дискуссии.

3. Презентация. Студенты работают в группах до 4 человек над презентацией по определенной теме. Презентация не должна занимать более 20 минут. После презентации производится обсуждение. Студентам необходимо приготовить презентацию в формате

документа Power Point, а также подготовить краткое печатное резюме для каждого студента в группе.

4. Эссе или комментарий по теме. Один из способов написания эссе заключается в сопоставлении нескольких точек зрения на один и тот же вопрос. Можно сделать вывод о превосходстве того или иного подхода к проблеме или же, наоборот, попытаться соединить две точки зрения в нечто новое. Другой способ - позиционирование своей работы в качестве альтернативы существующему подходу. Основной целью является заинтересовать читателя, обозначить важность рассматриваемой проблемы.

В современных условиях на первый план выходит задача управления самостоятельной работой студентов. В целях оптимизации самостоятельной работы студентов должны быть разработаны соответствующие инструкции и рекомендации. В качестве примера можно рассмотреть «Методические указания для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине "Практический курс иностранного языка"» [2]. Данное учебное пособие состоит из подробных инструкций к типовым упражнениям учебников, использующихся на I и II курсах для обучения английскому языку. Методические указания включают в себя рекомендуемые приемы наиболее эффективного выполнения упражнений и определенную задаваемую преподавателем последовательность действий студентов по выполнению упражнений, которая впоследствии все в большей степени выбирается самим студентом. Данные методические указания как способ управления самостоятельной учебной деятельностью студентов предполагают такие формы контроля, как самопроверка, непосредственная и отсроченная, повторная проверка, прямой контроль преподавателя, осуществляемый с помощью творческих видов аудиторной работы, отличающихся от видов самостоятельной внеаудиторной работы.

Так, в частности, при подготовке ответов на вопросы по тексту предполагается выполнение следующих этапов (вопросы, содержащиеся в упражнении, носят в основном обобщающий или объяснительный характер):

1. Найдите и перечитайте соответствующие отрывки текста при работе над каждым ответом.

2. Работая над каждым ответом на вопросы упражнения, продумайте основную идею (мысль) ответа и ее логическую последовательность.

Основная идея (мысль) должна быть сформулирована в первом предложении ответа, а в последующих предложениях ее необходимо развить, уточнить и детализировать. При ответах используйте вводные слова и обороты, типа: First of all, Secondly, What's more и др.

3. Составьте краткий план ответа.

4. Выпишите из текста ключевые слова по каждому пункту плана.

5. Следуя ключевым словам, проговорите ответ на вопрос, обращая внимание на беглость речи.

6. В ходе работы над упражнением отмечайте те вопросы, ответы на которые вызывают у вас затруднение для того, чтобы вернуться к ним еще раз после выполнения всего упражнения.

7. Запишите на диктофон вопросы, использованные в упражнении, изменив их порядок. Работая с диктофоном, ответьте на вопросы.

8. Запишите на диктофон свои ответы на вопросы. Прослушивая запись, сами проанализируйте результат своей работы с точки зрения нормативности и беглости речи.

При выполнении упражнения перед студентами ставится задача подготовить полные, развернутые ответы на предлагаемые вопросы. Ответы должны быть хорошо аргументированы, логически организованы и правильно оформлены с языковой точки зрения.

Другим примером является учебное пособие «Алгоритм работы со статьей», которое основывается на следующих теоретических положениях [5]. Как правило, статьи имеют определенную структуру, объединенную общностью содержания, связанностью составляющих его частей, выражающих смысловую законченность. Строгая система связей, характерная для статьи предполагает такое построение изложения, когда каждое последующее действие непосредственно вытекает из предыдущего. Уже сам материал, являя собой единство четко выраженных и логически связанных между собой развернутых изложений, может максимально содействовать обучению основным элементам анализа текста.

Интерпретируя статью как некое глобальное единство ее можно рассматривать как единство трех планов, связь которых представлена на схеме (см. с. 96).

Совокупность замысла, отражающего тему, и предметного содержания, воплощенного в сложной структуре смысловых связей, определяет смысловое содержание статьи.

Схема

предметный план (предметное содержание)

о

® содержательный план (смысловое содержание)

языковой план (форма выражение)

В таком случае в самом общем виде внутренняя структура статьи может быть представлена как последовательность ответов на всё более конкретные вопросы - от самого общего вопроса (о чем сообщение) - предметный план к более конкретному (что в сообщении) - содержательный план и самому конкретному (как предает сообщения раскрытые в тексте) - языковой план. На основании рассмотрения статьи как единства нескольких планов, реализуемого посредством разнопорядковых связей, можно говорить о двух разновидностях смысловых гипотез при восприятии статьи: общетекстовая (предваряющая) гипотеза и финальная (окончательная) гипотеза текста.

Появление общетекстовой гипотезы, т. е. возникновение первой догадки об общем содержании связано с «моментом вхождения» в текст. Заглавие или сцепление первых двух суждений, образуя законченную мысль, как правило, создает у реципиента некоторое направление (вектор) мысли. Формируется определенная установка или некоторая система ожиданий, с позиции которых в дальнейшем происходит понимание. Финальная (окончательная) текстовая гипотеза формируется после восприятия слушателем «критической точки» (под критической точкой мы понимаем точку сигнала, в которой меняется мера неопределенности). На уровне текста это означает, что осуществляется качественный скачок в развертывании смысловой программы. В качестве «критической точки» могут выступать: 1) заголовки 2) главная мысль, выраженная неоднократно 3) ключевые слова, через которые реализуется главная мысль, если она не сформирована в тексте. Соответственно существенным для обучения пониманию являются локализация «критической точки» и ее лексическое оформление.

Подобный подход к статье дает возможность обосновать необходимость лексического анализа в первую очередь с опорой на следующие элементы:

Заголовки. Необходимо обратить внимание на роль заголовка и его типы. Так, если рассматривать выражение субъекта, то следует отметить, что субъект его сформирован в заглавии, а предикат - остальной частью текста. Как известно, существуют различные типы заголовков, среди которых основными являются: номинативный, информативный и экспрессионно-аппелятивный. Наибольшей прогнозирующей силой обладает информативный заголовок. По общему признанию, заголовки с экспрессивно-аппелятивной функцией являются наиболее сложными, однако использование пословиц, поговорок, крылатых фраз в качестве заголовков дает возможность сразу уловить основную идею текста, ибо известно, что такого рода предложения образовались путем обобщения какого-либо факта или события. Название статьи, озаглавленной пословицей, служит одновременно и планом, и выводом для повествования. Названные типы заголовков и должны быть в первую очередь проанализированы с точки зрения их лексического содержания.

Главная мысль текста. К высокоинформативным элементам относится и эксплицитно выраженная главная мысль текста в препозиции, интерпозиции и постпозиции. Если эта мысль или обобщение даются в начале текста, то реципиент сразу вводится в круг описываемых явлений, что является оптимальным для понимания текста. Выделение главной мысли в интерпозиции гораздо труднее, чем в постпозиции. Если главная мысль сформулирована в тексте имплицитно, то следует перейти к выделению ключевых слов, посредством которых она реализуется.

Данный алгоритм носит универсальный характер и может быть также использован для работы с научно-популярными текстами и художественными текстами описательного характера. Цель пособия «Алгоритм работы со статьей» - обучить студентов читать и разбирать изучаемые статьи по определенной схеме, что позволяет оптимизировать смысловую обработку информации.

Освоение предлагаемого алгоритма работы со статьей дает возможность структурированного и эффективного смыслового анализа информации, что значительно сокращает время, отводимое на обработку информации, а при необходимости и на передачу информации

в разных формах. На заключительном этапе работы со статьей предлагается проведение обзора статьи по таблице.

Таблица

The plan for rendering Some expressions to be used while rendering the text

1. The title of the article. The article is headlined... The headline of the article I have read is...

2. The author of the article, where and when the article was published. The author of the article is... The article is written by... It is (was) published in... It is (was) printed in...

3. The main idea of the article The main idea of the article is... The article is about... The article is devoted to... The article deals with... The article touches upon... The purpose of the article is to give the reader some information on... The aim of the article is to provide the reader with some material (data) on...

4. The contents of the article. Some facts, names, figures. a) The author starts by telling the reader that... b) The author writes (states, stresses, thinks, believes, explains, describes, emphasizes, points out) that... The article describes... c) According to the text... Further the author reports (says)... The article goes on to say that... d) In conclusion... The author comes to the conclusion that...

5. Your opinion of the article. I found the article interesting (important, dull, of no value, too hard to understand...)

Таким образом, динамика самостоятельной работы обучаемых в современных условиях предполагает единство двух основных

принципов: увеличение объема выполняемой работы и оптимизация структуры самостоятельной работы. К сожалению, традиционно имеет место увеличение объема заданий и практически мало используется принцип структурирования самой самостоятельной работы через создание специальных учебных пособий, выполненных не только в контролирующем формате, но и имеющие явно выраженную обучающую составляющую.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коряковцева Н. Ф. Комплексное развитие речевых умений в языковом вузе (на материале «домашнее чтение») // Проблемы дидактики высшей школы в области преподавания иностранных языков. - М. : МГПИИЯ им. Мориса Тореза, 1981. - С. 179-197 (Сб. науч. тр.; вып.182).

2. Селезнева С. Ю., Харламова Н. С. Методические указания для самостоятельной работы по дисциплине «Практический курс иностранного языка: английский язык» для студентов 1-11 курсов. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ,

2013. - 18 с.

3. Фролова И. Ю. Лингвистическая подготовка в магистратуре (в области социально-политических наук) // Разновидности профессионального дискурса в обучении иностранным языкам. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ,

2014. - С. 187-196. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 694. Сер. Педагогические науки).

4. Харламова Н. С. Язык средств массовой информации в профессионально ориентированном обучении // Профессиональные дискурсы в свете когнитивной теории языка. - М. : МГЛУ, 2002. - С. 165-169. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 472. Сер. Педагогические науки).

5. Харламова Н. С. Алгоритм работы со статьей. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2012. - 72 с. (депонировано № 375).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.