Научная статья на тему 'Подготовка преподавателей университета к проектированию и реализации образовательных программ нового поколения'

Подготовка преподавателей университета к проектированию и реализации образовательных программ нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1849
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА / РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ / УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ / SYSTEM MODERNIZATION / PROFESSIONALISM INCREASING / ACQUISITION RESULTS / CONDITIONS FOR BASIC CURRICULA IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беломестнова Эмилия Николаевна, Лукьянец Евгений Владиславович

Обсуждается опыт модернизации системы повышения педагогического профессионализма научнопедагогических работников Национального исследовательского Томского политехнического университета в свете требований к условиям реализации основных образовательных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUCTING UNIVERSITY LECTURERS ON HOW TO DESIGN AND IMPLEMENT NEW GENERATION CURRICULA

The authors discuss the experience of modernisation of pedagogical professionalism increasing on the example of scientific and pedagogical workers of Tomsk National Research Polytechnic University to satisfy the requirements to the basic curricula implementation.

Текст научной работы на тему «Подготовка преподавателей университета к проектированию и реализации образовательных программ нового поколения»

учения на подготовительных курсах Сч, после чего требуется заново прогнозировать Кч и производить новый расчет.

В заключение необходимо подчеркнуть, что ЛПР действует в условиях неопределенности по многим показателям, поэтому целесообразно делать расчет нескольких вариантов и давать им экспертную оценку для выбора лучшего из них. При этом данная оценка должна учитывать не только экономическую сторону, но и благоприятность каждого варианта для достижения цели системы:

повышения уровня базовых знаний потенциальных абитуриентов.

Список литературы

1. Соловьёв, А.Н. Адаптивное управление организационной системой довузовской подготовки технического университета / А.Н. Соловьев. — М.: МАДИ, 2011. — 280 с.

2. Соловьёв, А.Н. Анализ функций вступительных испытаний в вуз / А.Н. Соловьёв // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). — 2006. — Вып. 6. — С. 7—11.

УДК 378.126

Э.Н. Беломестнова, канд. техн. наук Е.В. Лукьянец

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ УНИВЕРСИТЕТА К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Проблема развития непрерывного профессионально-педагогического образования преподавателей высшей школы активно обсуждается в образовательном сообществе. Новый виток модернизации российского образования обострил интерес к этой проблеме [1—3].

Возникла насущная необходимость повысить уровень готовности научно-педагогических работников вузов к решению комплекса задач, связанных с проектированием и реализацией основных образовательных программ нового поколения, отвечающих требованиям ФГОС ВПО и ориентированных на формирование компетентностной модели выпускника вуза. У выпускников завтрашнего дня помимо способностей успешно решать профессиональные задачи должны быть развиты общекультурные компетенции, в том числе высокий уровень культуры мышления, способность к обобщению, анализу и презентации информации, развитый творческий потенциал, толерантность, коммуникативность, умение работать в команде, способность к самообразованию и др.

Для подготовки выпускников вуза, соответствующих требованиям социума, необходимы следующие условия: современная инновационная развивающая образовательная среда и высокий уровень педагогической культуры преподавателей.

Преподаватель университета в процессе проектирования образовательных программ должен решать комплекс педагогических задач: заниматься вопросами учебного целеполагания, разработкой фонда оценочных средств, выбором и модульным

структурированием содержания образования, проектированием технологий обучения, подготовкой информационно-методического обеспечения самостоятельной познавательной деятельности студентов.

Требования ФГОС ВПО в области реализации компетентностного подхода ставят преподавателя перед необходимостью освоения и использования в учебном процессе активных и интерактивных методов проведения занятий — компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, методов и средств электронного обучения.

Возросший уровень требований к педагогической составляющей деятельности преподавателей ставит на повестку дня задачу оптимизации вузовской системы повышения квалификации научнопедагогических работников (НПР).

В Томском политехническом университете реализуются три основных направления, обеспечивающих повышение педагогического профессионализма НПР:

• педагогическая подготовка аспирантов и магистрантов (педагогическая практика);

• подготовка магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей по дополнительной образовательной программе «Преподаватель высшей школы» (ДОП ПВШ); Переподготовка и повышение квалификации

активно работающих преподавателей [4, 5].

Традиционно состав научно-педагогических работников технических университетов пополняется выпускниками аспирантуры, магистрату-

ры, сотрудниками производственных и научных учреждений. Пополнение приступает к выполнению профессионально-педагогических обязанностей преподавателя, имея в качестве исходной базы опыт участия в образовательном процессе в качестве обучаемых и реализует, как правило, знание-во-центрированный подход и репродуктивный уровень педагогической деятельности.

Функцию подготовки молодого пополнения преподавательского корпуса к продуктивной педагогической деятельности призвана выполнять ДОП ПВШ. Программа успешно реализуется в ТПУ с 2001 года. Учебный план программы в целом выдержан в контексте Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы». Планируемые результаты освоения программы, ее содержание и формы реализации постоянно корректируются в соответствии с основными направлениями модернизации отечественного образования.

С целью развития способностей обучаемых к проектно-исследовательской деятельности и деятельности, ориентированной на освоение технологий электронного обучения, в вариативную часть программы введены учебные дисциплины «Проектирование управления и оценка качества образовательных программ», «Разработка исследовательского проекта», «Обучение в сети Интернет», «Создание и использование электронных образовательных ресурсов» и др.

Важную роль в организации продуктивного обучения слушателей программы выполняют междисциплинарные курсовые проекты, являющиеся основой выпускных квалификационных работ. Центральной проблемой междисциплинарного проектирования является проблема совершенствования образовательной среды учебных дисциплин. Слушатели модернизируют документы УМКД, конструируют сценарии интерактивных учебных занятий, проектируют модули учебных изданий, разрабатывают элементы фонда оценочных средств и др. Успешное освоение программы обеспечивает развитие способностей выпускников к педагогическому проектированию.

Особое внимание уделяется задачам переподготовки и повышения квалификации активно работающих преподавателей, поставленных перед необходимостью пересмотра сложившихся подходов к проектированию и реализации образовательного процесса.

В университете разработан и предлагается преподавателям развернутый комплекс краткосрочных программ повышения квалификации по следующим приоритетным направлениям развития образования:

• современные технологии образовательного

процесса;

• проблемы информатизации образования;

• актуальные вопросы введения ФГОС;

• иностранный язык.

В условиях массированного процесса проектирования основных образовательных программ нового поколения, в ситуации, когда закладываются основы образовательной модели выпускника исследовательского университета, появилась необходимость расширить спектр образовательных услуг в области повышения квалификации преподавателей и модифицировать формат их реализации. Для оперативной методической поддержки научно-педагогических работников университета, вовлеченных в процесс проектирования и реализации ООП нового поколения, разработана система проблемно ориентированных учебных модулей. Целевая направленность, логическая завершенность содержания, гибкость, оперативность оценки результатов обучения — отличительные признаки модулей. Методические кейсы модулей включают: информационную базу, лекции-презентации, анкеты и опросники, задания, примеры, образцы работ слушателей.

Разработанные модули как самостоятельные учебные единицы ориентированы на развитие у слушателей профессионально-педагогических компетенций, включенных в Паспорт преподавателя университета (далее — Паспорт). Паспорт включает 12 ведущих компетенций, определяющих готовность преподавателя к решению комплекса задач модернизации образовательной системы Национального исследовательского Томского политехнического университета.

На основе Паспорта в университете разработана анкета, позволяющая преподавателям оценить уровень владения компетенциями.

В процессе выборочного анкетирования преподавателей и заведующих кафедрами был выделен перечень профессиональных компетенций преподавателей, развитие которых наиболее актуально для опрошенных в свете решаемых сегодня задач совершенствования образовательного процесса.

К числу таких компетенций отнесены следующие:

• способность проектировать образовательные программы и модули (дисциплины) в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и Стандартом ООП ТПУ, определять их цели, планировать результаты обучения и выбирать оптимальные стратегии их достижения во взаимодействии с работодателями и стратегическими партнерами университета;

• способность применять результаты новейших исследований и разработок в образовательной деятельности, обеспечивать единство научного и учебного процессов, стимулировать и организовывать проектную и исследовательскую работу студентов;

• способность использовать мировые информационные ресурсы и при необходимости методически обеспечивать и вести образовательную деятельность на иностранном языке;

• способность использовать современные информационно-коммуникационные средства и технологии, в том числе компьютерные и сетевые (Шете!) для организации учебного процесса и самостоятельной работы студентов. Из модулей, обеспечивающих развитие перечисленных компетенций, была сформирована программа повышения квалификации, учебный план которой включает блок обязательных (30 ч) и элективных (42 ч) модулей.

Базовый блок включает модули: «Проектирование образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов», «Организация учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы», «Проектирование компетентност-но-ориентированного учебного модуля (дисциплины)», «Разработка фонда оценочных средств», «Организация обучения студентов по индивидуальным образовательным программам».

В структуру вариативного блока входят 11 модулей, такие как «Педагогическое проектирование», «Педагогическая толерантность в профессиональной культуре преподавателя университета», «Социально-психологические аспекты воспитания студентов», «Создание позитивной коммуникативной среды обучения», «Электронный УМК — персональная образовательная среда преподавателя», «Технологии Web 2.0 в ООП» и др. Преподавателям университета предоставлена возможность формирования индивидуального маршрута освоения программы путем выбора модулей вариативного блока и определения проблемно-тематической направленности аттестационной работы.

Опыт реализации такого варианта программы показал, что в этом случае обеспечивается более высокий уровень мотивации и продуктивности работы слушателей, но выявлена необходимость углубления дифференцированного подхода непосредственно в процессе освоения программы.

Дальнейшее развитие работы в направлении подготовки преподавателей к созданию образовательной среды мирового уровня, к освоению ком-петентностного подхода в реализации образовательных программ нового поколения предусматривает:

• внедрение модульно-накопительной системы, обеспечивающей преподавателям возможность планировать пролонгированные индивидуальные траектории повышения квалификации;

• освоение современных дистанционных форм поддержки образовательного процесса в системе повышения квалификации преподавателей.

Список литературы

1. Медведев, В.Е. О повышении квалификации преподавателей инженерных вузов / В.Е. Медведев // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — С. 21—26.

2. Жураковский, В.М. Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм / В.М. Жураковский, З.С. Сазонова // Высшее образование в России. — 2010. — № 2. — С. 27—31.

3. Матушанский, Г. Подготовка преподавателя высшей школы в условиях ее модернизации / Г. Матушанский, Г. Завада // Высшее образование в России. — 2008. — № 3. — С. 27-32.

4. Чучалин, А.И. Программы повышения квалификации и переподготовки в ТПУ вузовских менеджеров и преподавателей / А.И. Чучалин, М.Г. Минин, И.А. Сафьянников // Alma mater (Вестник высшей школы). — 2008. — № 8. — С. 18-22.

5. Комплексная система повышения квалификации преподавателей университета инновационного типа / А.И. Чучалин [и др.] // Изв. МАН ВШ. — 2008. — № 1 (43). — С. 166-186.

УДК 378.147

Ю.В. Даськова, преподаватель

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

К ПРОБЛЕМЕ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

На протяжении последних десятилетий творческая самостоятельность как человеческая деятельность играет все большую роль в культурной, социальной и экономической жизни общества. Особое место творческая самостоятельность занимает в профессиональной деятельности дизайнера. Дизайнерам открывается широчайшее поле для исследования, поиска, эксперимента в обла-

сти предметных средств, продуктами своей деятельности они воздействует на формирование общественного вкуса и эстетической культуры населения. Специальность связана с ее творческим характером и требует нестандартных подходов как к объекту деятельности, так и к процессу его проектирования. Творческая самостоятельность рассматривается автором как важный компонент, характери-------------------------------------------147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.