Научная статья на тему 'Образовательные программы нового поколения: опыт проектирования'

Образовательные программы нового поколения: опыт проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39234
2246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / DEVELOPMENT / EDUCATIONAL PROGRAM / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минин Михаил Григорьевич, Сафьянников Игорь Александрович, Беломестнова Э. Н.

Представлен опыт проектирования и реализации основных образовательных программ нового поколения. Принципиальная особенность изложенного опыта состоит в том, что образовательная программа трактуется как проект, концентрирующий в себе все «входные» и «выходные» параметры образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минин Михаил Григорьевич, Сафьянников Игорь Александрович, Беломестнова Э. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Programs of New Generation: Development Experience

Presents the experience of development and implementation of basic educational programs of new generation. The principal feature of the described experience is that the educational program is treated as a project that concentrates in itself «input» and «output» parameters of educational process

Текст научной работы на тему «Образовательные программы нового поколения: опыт проектирования»

просов, связанных, в частности, с ассоциацией двухмерных расчетных схем с реальными трехмерными конструкциями, наглядной демонстрацией последствий неправильного расчета на прочность, жесткость и устойчивость и т. д. Для успешной реализации данного пункта необходимо проведение анализа по выявлению проблемных для студентов мест, являющихся следствием ограничений традиционного способа подачи материала и предложение методически обоснованных способов устранения найденных когнитивных затруднений путем иллюстрации материала средствами компьютерной графики.

2. Использование студентами средств автоматизации инженерных расчетов (Mathcad, Mathlab, Maxima) позволит нивелировать трудности при решении задач, обусловленные недостаточным владением аппаратом математических вычислений. Поощрение студентов к использованию вышеуказанных программных средств активизирует познавательную активность и будет способствовать

овладению соответствующими профессиональными компетенциями.

Таким образом модульно-компетентностный подход к преподаванию дисциплины СМ позволит повысить эффективность усвоения курса студентами, сделать программу курса в методическом плане более совершенной, отвечающей новым требованиям ФГОС и многоуровневой системы образования.

Список литературы

1. Кива, А.А. Дидактическое проектирование на основе компетентностного подхода: монография / А.А. Кива, В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов. — М.: Издат. отдел НОУ «ИСОМ», 2005. — 144 с.

2. Косоурихина, А.В. Общепедагогические технологии в профессиональном образовании / А.В. Косоурихина, В.В. Юдин // Среднее профессиональное образование. — 2008. — № 5. — С. 73-75.

3. Косырев, В.П. Компетентностный подход к отбору содержания ГОС ВПО: новый взгляд / В.П. Косырев, А.Н. Кузнецов // Образование и наука: Известия УРО РАО. — 2005. — № 6 (36). — С. 47-54.

УДК 378.014.3

М.Г. Минин, доктор пед. наук, профессор И.А. Сафьянников, канд. техн. наук, доцент Э.Н. Беломестнова, канд. техн. наук, доцент

ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ: ОПЫТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В 2011 году все вузы России должны перейти на двухуровневую систему подготовки по схеме бакалавр (4 года) — магистр (2 года). Эта ситуация кардинально меняет подходы к содержанию обучения. Требуется разработка новых образовательных программ, введение в процесс обучения активных методик и технологий, переподготовку вузовских преподавателей. В этих непростых условиях особенно важно правильно выстроить систему повышения квалификации преподавателей вузов. Необходимо привить слушателям новое понимание процесса обучения, что он должен быть ориентирован на приобретение студентами не только предметных навыков; убедить преподавателя в том, что обучение — это не столько собирание и (или) пассивное запоминание информации, которую дает преподаватель, сколько самостоятельное создание знания. Преодоление трудностей можно осуществить через обучение преподавателей правильно проектировать образовательные программы.

Переход от действующих квалификационноориентированных ООП, реализующих ГОС

114

ВПО второго поколения, к компетентностно-ориентированным образовательным программам, соответствующих ФГОС ВПО нового поколения, требует решения комплекса взаимосвязанных аналитических и проектных задач.

К числу первостепенных относятся задачи проектирования компетентностно-ориентированного содержания образовательных программ, разработки соответствующих технологий обучения, обеспечивающих развитие компетенций и оценку уровня их сформированности.

Эффективность образовательного процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Ориентация на технологический подход с творческим поиском преподавателей должно базироваться на следующих критериях, суть которых сводится к тому, что строгое определение целей обучения (чему и для чего?) должно способствовать отбору и проектированию содержания (что?), организации и управлению учебным процессом (как?), методам и сред-

ствам обучения (при помощи чего?), с учетом необходимого уровня квалификации преподавателей (кто?), методов оценки достигнутых результатов обучения (так ли это?).

Томский политехнический университет в рамках выполнения Инновационной образовательной программы (2007-2008 гг.) накопил достаточно большой опыт организации проектирования и реализации ООП нового поколения. Разработано и внедрено 25 инновационных образовательных программ магистерской подготовки, выдержанных в формате стандартов нового поколения и использования принципов опережающего образования. Основополагающим документом процесса проектирования ООП явился Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета (Стандарт ООП ТПУ), ориентированный в соответствии с требованиями ФГОС ВПО на формирование компетентностной модели выпускника, реализацию двух уровневой системы подготовки (бакалавр, магистр), использование кредитной системы оценки трудоемкости модулей ООП [1].

Для обеспечения качества образования Стандарт ООП ТПУ учитывает требования международных стандартов ISO 9001:2000, национальных и международных общественных профессиональных организаций (Ассоциация инженерного образования России, Washington Accord, ENQHEEI, ENAEE), а также критерии международной сертификации профессиональных инженеров (FEANI, WFEO, APEC Engineering Register, EMF).

Для методической поддержки команд разработчиков сотрудниками университета были подготовлены рекомендации по проектированию магистерских программ на основе планирования компетенций выпускников [2] и организованы семинары по программе «Компетентностный подход в проектировании образовательных программ» [3].

Разработка ООП начиналась с кредитной оценки компетенций выпускников в качестве планируемых результатов обучения [4], результаты оценки использовались при формировании учебного плана, учитывающего вклад учебных дисциплин в формировании компетентностной модели выпускника.

Важным и трудоемким этапом проектирования ООП является разработка компетентностно-ориентированных рабочих программ учебных дисциплин.

Компетентностная ориентация рабочих программ учебных дисциплин (модулей, курса), в составе ООП нового поколения, предполагает:

планированиерезультатов изучения дисциплины, которые по содержанию и форме соответствуют результатам освоения учебного цикла ООП;

проектирование содержания и технологий обучения, обеспечивающих достижение ожидаемых

результатов обучения, развитие общекультурных и профессиональных компетенций;

разработку средств и процедур оценки, адекватных установленным результатам обучения.

Опыт, накопленный ТПУ, в части проектирования ООП в логике компетентностного подхода, ценен уже потому, что позволил выявить характер затруднений, возникающих у разработчиков программ.

Предварительная оценка разработанных ООП показала, что необходима корректировка таких разделов образовательного стандарта, как «Требования к результатам освоения основных образовательных программ», «Структура ООП», «Условия реализации ООП». В частности, в разделе «Результаты обучения» не достаточно корректно формулируются результаты освоения образовательных программ в формате компетенций. В разделе «Условия реализации ООП» затруднение вызывает характеристика технологий обучения, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения ООП.

Анализ подготовленных рабочих программ дисциплин и других документов учебно-методического комплекса показал, что программы самостоятельной работы и материалы контроля образовательных результатов должны быть доработаны в контексте задач компетентностного подхода. Разработаны рекомендации по корректировке документов ООП.

Результаты комплексного анализа разработанных документов были учтены при формировании системы поддержки учебно-методической деятельности преподавателей на стадии проектирования и реализации ООП нового поколения.

Система поддержки включает комплекс программ повышения квалификации и стажировок по трем приоритетным направлениям модернизации образования:

1. Технологии разработки учебных модулей на основе ФГОС 3-го поколения.

2. Современные технологии обучения.

3. Информационно-образовательная среда образовательных программ нового поколения.

Система повышения квалификации по указанным направлениям выстроена по модульному принципу (таблица). Преподавателям и сотрудникам ТПУ представляется возможность спланировать индивидуальную по содержанию траекторию повышения квалификации.

В образовательном процессе широко используются современные методы и формы организации обучения: тренинги, имитационные игры, кейс-метод, дискуссии.

Опыт реализации программ повышения квалификации преподавателей ТПУ и других вузов России в течение 2008-2010 гг. показал востребованность этой формы методической поддержки разработчиков ООП, высокий уровень заинтересо-

115

Система повышения квалификации

Модуль Цель модуля

1. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-1.html Приобретение слушателями навыков проектирования модели выпускника в компетентностном формате

2. Разработка фонда оценочных средств (ФОС) с учетом требований ФГОС ВПО http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-2.html Совершенствование навыков слушателей в области разработки системы учебных заданий разных форм в структуре ООП нового поколения

3. Организация учебного процесса на основе кредитнорейтинговой системы Использование рейтинговой системы для оценки качества усвоения студентами учебных дисциплин

4. Разработка тестовых материалов http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-3-3.html Углубление подготовки слушателей в области создания тестовых материалов, их оценки и использования в образовательном процессе

5. Современные технологии обучения http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-1-1.html http://portal.tpu.ru/departments/centre/imc/otzivi Подготовка преподавателей к проектированию и реализации технологий обучения, обеспечивающих формирование компетентностной модели выпускника

6. Проблемно-ориентированное обучение в структуре ООП нового поколения http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-1-2.html Подготовка преподавателей к эффективному использованию в образовательном процессе технологий проблемноориентированного и проектно-организованного обучения

7. Основы информационной компетентности преподавателя вуза http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-1.html Развитие способности преподавателей использовать ИКТ в профессиональной деятельности

8. Электронные учебные издания http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-4.html Подготовка слушателей к созданию и эффективному использованию электронных учебных изданий в образовательном процессе вуза

9. Система управления электронным обучением http://portal.tpu.ru/departments/centre/cdp/img/UP PPS/ programm-2-2.html Эффективное повышение степени виртуальности образовательных технологий, реализуемых в университете, развитие компетенции преподавателей в области использования компьютерно-сетевых технологий обучения

ванности преподавателей, продуктивность результатов обучения.

Обобщение опыта проектирования и освоения образовательных программ нового поколения позволяет сделать вывод о необходимости выделения подготовительного этапа, включающего следующий комплекс работ:

• корректировка нормативно-методических документов организации образовательного процесса в контексте задач компетентностного подхода;

• формирование команд разработчиков ООП по основным направлениям подготовки бакалавров и магистров;

• формирование системы информационнометодической поддержки проектной деятельности команд разработчиков ООП;

• организация подготовки преподавателей университета к проектированию и реализации ООП нового поколения.

Есть основания считать, что выполнение этапов работ, связанных проектированием и реализа-

цией с компетентностно-ориентированных основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, будет содействовать успешному переходу образовательной системы ВПО на ФГОС ВПО третьего поколения.

Список литературы

1. Стандарт основной образовательной программы Томского политехнического университета / Под ред. А.И.Чуча-лина. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2008.

2. Боев, О.В. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов: под ред. А.И. Чучалина / О.В. Боев, Е.Н, Коростелева, А.И Чу-чалин. — Томск: Изд-во ТПУ, 2007.

3. Компетентностный подход в проектировании образовательных программ: учебное пособие / А.И. Чучалин [и др.]. — Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009.

4. Чучалин, А.И. Проектирование образовательных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. — 2008. — № 9. — С. 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.