Научная статья на тему 'Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технического университета'

Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
299
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технического университета»

^^НАВСТРЕЧУМЕЖДУНАРОДНОМУСИМПОЗИУМ^^

Ю1Р

8ер1етЬег, 7-10, 2008

37^1

II МнЦиИ

тшт

гНегпаИопа! Ю1Р §утро$шт т Мочсо\\

■ ■■ ■

А. ЧУЧАЛИН, проректор М. МИНИН, директор Института инженерной педагогики И. САФЬЯННИКОВ, зам. директора Томский политехнический университет

Нарастающий дефицит в специалистах мирового уровня как в сырьевой экономике, так и в области высоких технологий уже сегодня испытывают многие предприятия и организации России. Система профессионального образования плохо ориентирована на рыноктруда. Выпускников с высшим образованием много, а настоящих профессионалов катастрофически не хватает [1]-

В этих условиях становится принципиально важным формирование в системе высшего образования новой генерации специалистов в области инженерии, способных реализовать устойчивое и динамичное повышение конкурентоспособности экономики страны на основе наукоемких технологий. Опережающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня на данном этапе развития российского высшего технического образования представляется наиболее эффективным инструментом решения этой задачи. Опережающий характер их подготовки обеспечивается выбором состава и структуры инновационных образовательных программ по сферам деятельности на основе компетентностного подхода.

Проблему подготовки таких специалистов в высшей школе может успешно ре-

Актуальные вопросы подготовки преподавательских кадров технического университета

шить только преподаватель новой формации, владеющий профессиональными (предметными) знаниями, соответствующим уровнем психолого-педагогического мастерства и знанием иностранного языка. Современный преподаватель должен обладать высокой профессиональной компетенцией в сфере своего предмета, уметь творчески реализовывать инновационные педагогические технологии, иметь нравственные принципы и убеждения, владеть навыками педагогической коммуникации, дискуссионной и речевой культуры, способностью постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.

Одним из принципов опережающей подготовки специалистов и команд профессионалов мирового уровня в Томском политехническом университете является элитность образовательных программ, основанная на следующих подходах:

1) комплексный подход к выделению приоритетных направлений и специальностей, разработке блоков методической, программно-технологической поддержки;

2) сохранение традиционной фундаментальности и ориентированности на достижения мировой науки и техники;

3) формирование образовательных программ в логике компетентностного подхода;

4) создание условий для развития профессиональных и социально-личностных компетенций как у преподавателей, таки у студентов.

Инновационные образовательные программы предполагают интенсивное использование информационно-коммуникационных технологий в обучении. Развитая информационная образовательная среда университета позволяет выстраивать индивидуальные образовательные траектории, в наибольшей степени учитывающие наклонности студентов к научно-исследовательской работе, повышать качество образования по всем формам обучения.

Для эффективной реализации инновационных программ необходимо наличие постоянно обновляющейся системы информационной поддержки самостоятельной работы студентов, включающей в себя использование как печатных и электронных средств информации, так и презентационных семинаров, что в свою очередь требует специальной подготовки преподавателей.

Таким образом, задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса [2].

Традиционные образовательные технологии зачастую не позволяют выпускникам вузов получать компетенции, востребованные на современном и перспективном рынках труда. Это касается, в частности, таких компетенций, как результативность (ориентация на конечный результат); дисциплинированность (решение задачи в срок); встроенность (умение работать в команде); коммуникабельность; ответственность (умение принимать решения в неопределенных ситуациях); проектная, технологическая и управленческая культура и пр.

Вместе с тем в инженерной деятельности все более важное место сегодня занимают инновационные технологии, предъявляющие высокие требования к фундаментальной подготовке инженера, которая явля-

ется основой для его будущей профессиональной гибкости, мобильности на протяжении всей жизни, так как именно фундаментальные знания дают возможность понимать и осваивать новую техникуи технологии, новые принципы организации производства [3].

В этой связи перед техническими вузами встает проблема интеграции традиционных эффективных технологий обучения с новыми прогрессивными, обеспечивающими перемещение акцентов в подготовке будущих инженеров на формирование профессиональных компетенций для решения технико-экономических задач. Подготовка будет протекать более эффективно, если:

■ применяется комплекс педагогических условий и средств, включающий в себя современные методы и формы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий;

■ в содержании учебных дисциплин естественно-научной подготовки выделяются элементы, связанные с профессиональной деятельностью будущих специалистов, посредством построения структурно-логических схем;

■ процесс обучения естественно-научным дисциплинам осуществляется с помощью практико-ориентированных задач;

■ используется диагностика, которая позволяет оценивать педагогический эффект от средств организации обучения, способствующих формированию готовности обучающихся к применению полученных знаний.

Решение обозначенной проблемы зависит прежде всего от профессионализма преподавательского состава. От современных инженерно-педагогических кадров требуются глубокие технико-экономические знания в своей предметной области и разносторонняя психолого-педагогическая подготовка. Практика, однако, показывает, что в качестве преподавателей зачастую работают выпускники технических вузов, которые не знакомы с педагогикой, психо-

Навстречу международному симпозиуму__________39

логией, методикой преподавания инженерных дисциплин. Именно поэтому в их работе недостаточно широко применяются активные методы обучения, что не способствует развитию самостоятельности и творческих способностей студентов.

Сегодня перед преподавателями ТПУ ставятся задачи широкомасштабного участия в инновационной деятельности, ориентированной на:

• формирование образовательных программ нового поколения в логике ком-петентностного подхода, прежде всего программ опережающей магистерской подготовки в области техники и технологии;

• разработкуинформационно-методи-ческого обеспечения образовательных программ нового поколения;

• создание фонда оценочных материалов по образовательным программам;

• разработкутехнологий контекстного проблемно-ориентированного и проектно-организованного обучения;

• внедрение в образовательный процесс инструментов е^еагшп§.

Для методической и информационной поддержки инновационной деятельности преподавателей в университете реализуется система непрерывного повышения уровня педагогического профессионализма, осуществляемая Институтом инженерной педагогики (ИИП). В 2003 г. ИИП ТПУ был аккредитован Международным обществом инженерного образования (Ю1Р) в качестве Регионального центра инженерной педагогики 1С1Р — первого в Западно-Сибирском регионе. В течение четырех лет по программе «Инженерная педагогика » на базе института прошли подготовку и получили звание ING-PAED К1Р 47 человек, из них 29 - преподаватели ТПУ. Сотрудничество с ведущими университетами Европы, освоение программы повышения квалификации по модели Ю1Р, аккредитация ТПУ как центра подготовки ING-PAED Ю1Р обеспечивают готовность профессорско-преподавательского состава университета к решению задач по сближе-

нию национальных образовательных систем в рамках идей Болонской декларации.

Особое внимание уделяется молодым преподавательским кадрам. Для магистрантов, аспирантов и начинающих преподавателей университета реализуется дополнительная образовательная программа «Преподаватель высшей школы » (ДОП ПВШ). Главной ее задачей является формирование у преподавателей мотивации к переходу в инновационное педагогическое пространство, освоение ими комплекса современных образовательных технологий, развитие универсальных и профессиональных компетенций.

Учебные планы ДОП ПВШ своевременно обновляются по мере возрастания требований к практико-ориентированному обучению и, как следствие, к качеству образования в целом. В настоящее время концепция развития системы российского образования направлена на проектирование образовательных программ и организацию образовательного процесса, в основу которых заложены принципы компетентност-ного подхода (см.: [4,5]). Особенность ком-петентностного подхода - в акцентировании развития способностей к гибкой адаптации к изменяющимся условиям действительности с использованием полученных знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств будущего специалиста для успешного осуществления профессиональной деятельности. Понимание необходимости отказа от традиционной парадигмы трансляции знаний в первую очередь должно быть свойственно преподавателю высшей школы, готовящему будущих специалистов. Именно поэтому содержание программы «Преподаватель высшей школы» уже сегодня ориентировано на международный уровень педагогических компетенций преподавателей высшей технической школы, заданный Международным обществом инженерной педагогики [6].

В период с 2001 по 2007 гг. по данной программе обучилось более 200 сотрудников ТПУ. Вместе с тем существуют и труд-

ности в ее реализации. Одна из серьезных проблем - низкий набор и существенное уменьшение количества слушателей в процессе обучения. Это характерно для многих вузов России, о чем свидетельствовали выступления представителей университетов на VIII Всероссийской конференции по дополнительному образованию, проходившей 8-9 ноября 2007 г. в Москве. В качестве главной причины называлось отсутствие мотивации у многих категорий слушателей.

Для преодоления подобных трудностей в ТПУ был проведен комплекс мероприятий мотивационно-организационного характера. В 2006 г. разработана и решением ученого совета внедрена система стимулирования инновационной деятельности преподавателей, имеющих квалификацию «преподаватель высшей школы» и реализующих современные образовательные технологии в учебном процессе (она предусматривает 25-процентную надбавку к должностному окладу). Эти мероприятия позволили осуществить рекордный набор слушателей в 2007 г. в количестве 130 человек. У части слушателей на тот период уже имелся значительный научно-педагогический стаж.

Новым направлением дополнительного образования в системе повышения квалификации является программа «Тестолог» (специалист в области педагогических измерений). Задачей этой программы является подготовка специалистов, способных создавать новые средства и методы диагностики качества подготовки инженерных кадров. Приоритетность исследований в области диагностики качества знаний вызвана низкой эффективностью традиционных средств и методов независимой экспертной оценки качества знаний на этапах текущего и рубежного контроля результатов образовательной деятельности.

Для преподавателей, имеющих большой научно-педагогический стаж, в ИИП реализуются краткосрочные курсы повышения квалификации по следующим направ-

лениям: «Современные технологии обучения», «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза», «Проблемы организации многоуровневого образовательного процесса в высшей школе», «Иностранный язык».

Направление «Современные технологии обучения» включает несколько программ, в том числе «Инновации в инженерном образовании», «Современные образовательные технологии», «Теорияи методика преподавания профессионального иностранного языка», «Технологии проектирования вузовской учебной книги ». Целью данного направления является повышение уровня мотивации слушателей к разработке и использованию в образовательном процессе инновационных учебно-методических комплексов, основанных на применении информационно-коммуникационных технологий. Это позволяет совершенствовать технологии обучения в целом и усилить инновационную направленность учебных курсов.

Аттестационные работы слушателей посвящены разработке проекта инновационного учебного курса (модулей учебного курса), они либо отражают результаты экспертной оценки качества учебников, используемых при изучении инженерных дисциплин, либо представляют собой проекты модулей учебного пособия.

Направление «Информационная компетентность в профессиональной деятельности преподавателя вуза » включает в себя следующие программы: «Основы информационно-коммуникационной компетентности преподавателей», «Основы создания ресурсов и управления интернет-обучением на платформе LMS», «Создание информационно-образовательных ресурсов на базе компьютерно-сетевых технологий (платформа WebCT)», «Системы разработки электронных учебников». Основной целью данного направления является повышение компетентности преподавателей вуза в области:

■ использования информационных

Навстречу международному симпозиуму__________41

технологий, необходимых для разработки и управления дистанционным курсом в среде LMS;

■ использования компьютерно-сетевых технологий обучения, а именно систем организации и управления обучением в сети Интернет на примере интегрированного программного комплекса инструментальных средств разработки и компоновки курсов дистанционного обучения, организации учебной деятельности студентов (Web Course Tools);

■ создания и эффективного использования электронных учебных изданий в образовательном процессе.

Инновационное направление деятельности ИИП - «Проблемы организации многоуровневого образовательного процесса в высшей школе » - реализуется через следующие программы: «Инженерное образование: проектирование, технологии и оценка качества», «Компетентностный подход в проектировании образовательных программ », «Разработка фонда оценочных средств образовательных программ нового поколения», «Современные способы оценивания результатов обучения». Целью данного направления является повышение квалификации преподавателей в области применения современных методов разработки инженерных образовательных программ на основе планирования компетенций специалистов, эффективной организации учебного процесса, достоверной оценки качества результатов обучения, непрерывного совершенствования образовательных программ и обеспечения качества подготовки специалистов с учетом требований Болонского процесса, международных и национальных стандартов инженерного образования.

Аттестационные работы слушателей по данномунаправлению носят практико-ори-ентированный характер и выполняются в виде базового пакета документов (рабочие программы учебных дисциплин, образцы материалов текущего и итогового контроля), необходимого для разработки образо-

вательной программы нового поколения в области техники и технологий на основе планируемых компетенций специалистов.

Особой популярностью пользуется программа повышения квалификации по совершенствованию образовательных программ в области техники и технологий -«Инженерное образование: проектирование, технологии и оценка качества », разработанная с учетом мирового опыта и одобренная Европейской ассоциацией по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education - ENAEE). Она направлена на подготовку преподавателей к проектированию и оценке качества образовательных программ в логике компетент-ностного подхода с учетом тенденций интернационализации инженерного образования и глобализации инженерной профессии.

Опыт реализации этой программы указал на необходимость разработки новой программы повышения квалификации -«Инновационные технологии разработки и реализации инженерных образовательных программ», целью которой является подготовка преподавателей российских вузов к использованию инновационных технологий для формирования профессиональных, универсальных и личностных компетенций выпускников. В июне 2008 г. данная программа пройдёт предварительный аудит на соответствие международным требованиям в Российском мониторинговом комитете IGIP при ЮНЕСКО (МАДИ, г. Москва), а уже в сентябре 2008 г. - аккредитацию в Международном обществе инженерной педагогики (IGIP, Австрия).

Таким образом, в Томском политехническом университете реализуется комплексная система повышения квалификации, которая позволяет преподавателям университета выстроить индивидуальную траекторию профессионального роста, ориентированную на удовлетворение возросших требований современного общества ккачеству образования,

а также на реализацию концепции инновационного и элитного образования.

Литература

1. См.: Похолков Ю.П, Агранович Б.Л. Опере-

жающая подготовка элитных специалистов и команд профессионалов мирового уровня в области техники и технологий // Инженерное образование. - 2007. - №4. - С. 4.

2. См.: Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А.

Парадигма актуального образования // Вопросы образования. - 2007. - №2. - С. 20.

3. См.: Чучалин А.И., Агранович Б.Л.,

Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование // Инженерное образование. - 2003. - №1. - С. 11.

4. Медведев В.Е., Татур Ю.Г. Подготовка

преподавателя высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. - 2007. - №11. - С. 46.

5. Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И.

Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. А.И. Чучалина. -Томск, 2007.

6. См.: Report: Официальный журнал IGIP /

Под ред. В.М. Приходько. - М., 2006.

С. МИЩЕНКО, профессор, ректор С. ДВОРЕЦКИЙ, профессор, проректор

В. ТАРОВ, доцент, декан Тамбовский государственный технический университет

Сложившаяся в настоящее время система профессионального образования России не предполагает непрерывную и поэтапную подготовку преподавателей технических дисциплин, а поэтому и не обеспечивает ее должным образом. Она не нацелена на инновации, не содержит элементы будущего в содержании и организации обучения. При подготовке преподавателя игнорируется прогностическая модель выпускаемых специалистов, не учитываются новейшие научные открытия, последние достижения в технике и технологиях. В Тамбовском государственном техническом университете создана гибкая интегрированная научно-образовательная система (ГИНОС), в которой органично сочетаются три основных вида деятельности преподавателя: образовательная, научно-техническая и инновационная. Профессиональное обучение преподавателя осуществляется здесь на базе проводимых им фундаментальных научных исследований и в контексте задач инновационного развития экономики страны и региона. При этом молодые

ГИНОС: управление подготовкой преподавателя технического вуза

преподаватели отчетливо видят перспективы своего дальнейшего роста и развития.

Особенности организации подготовки преподавателя в ГИНОС

Профессиональная деятельность преподавателя технического вуза, как известно, подразумевает не только выполнение им научных исследований и инженерных (опытно-конструкторских) разработок, но и формирование учебных дисциплин, циклов, образовательно-профессиональных программ и их реализацию в учебном процессе. Конечными результатами его работы в интегрированной научно-образовательной системе выступают: 1) продукты научно-технической деятельности, готовые к практическому внедрению в технике и технологиях (осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов); 2) профессиональные компетенции специалистов и преподавателей, формируемые в ходе образовательной деятельности (реализация образовательных профессиональных программ высшего, после-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.