Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
подготовка подростков / военная служба / патриотическое воспитание / патриотизм / гражданственность / ценности служения и защиты Отечества / ответственность за будущее России / training of teenagers / military service / patriotic education / patriotism / citizenship / values of service and defense of the Fatherland / responsibility for the future of Russia

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заварзин Николай Павлович

В статье рассмотрена проблема подготовки подростков к военной службе в современных условиях российской действительности. Проведен анализ дефиниции «военная служба», что позволило констатировать, что изучаемый феномен сопряжен с вооруженной защитой Отечества, характеризуется значительной сложностью, опасностью и повышенным риском для жизни и здоровья субъекта, стрессогенностью и напряженностью всех сил организма при выполнении поставленных боевых задач с применением силы и техники. Раскрыты ведущие характеристики военной службы, что определяет значимость педагогического обеспечения подготовки к воинской службе, начиная с подросткового возраста. Выявлены характерные черты подросткового возраста, как значимого периода для готовности к военной службе. Наиболее важными чертами подросткового возраста выступают физическое, интеллектуальное, социальное, психическое, личностное и духовное развитие, становление нравственно-патриотических идеалов и интересов на основе освоения разнообразных сфер социальной практики и традиционных российских духовно-нравственных ценностей общества. Обоснована идея о том, что воспитание патриотизма и гражданственности это неотъемлемый процесс подготовки подростков к военной службе и формирования полноценной и духовно насыщенной личности. При этом взаимосвязь воспитания патриотизма и гражданственности это многосторонний процесс, который включает в себя самообразование личности, формирование гражданских позиций, уважение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также характеризует уровень воспитания общества в целом. Установлено, что воинская служба предъявляет особые требования к подросткам, будущим воинам, их духовно-культурному содержанию и высоким показателям уровневых характеристик готовности к служению Родине, установкам к состоянию психического, социального и физического здоровья, морально-психологическим качествам. Анализ изучаемой проблемы показал, что при подготовке подростков к военной службе в роли одной из базисных составляющих выступает система образования, позволяющая воспитать истинного патриота в духе преданности Отечеству, будущего защитника Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of preparing teenagers for military service in the modern conditions of Russian reality. The analysis of the definition of "military service" was carried out, which made it possible to state that the phenomenon under study is associated with the armed defense of the Fatherland, is characterized by significant complexity, danger and increased risk to the life and health of the subject, stress and tension of all the forces of the body when performing the assigned combat missions with the use of force and technology. The leading characteristics of military service are revealed, which determines the importance of pedagogical support for preparation for military service, starting from adolescence. The characteristic features of adolescence are revealed as a significant period for readiness for military service. The most important features of adolescence are physical, intellectual, social, mental, personal and spiritual development, the formation of moral and patriotic ideals and interests based on the development of various areas of social practice and traditional Russian spiritual and moral values of society. The idea that the education of patriotism and citizenship is an integral process of preparing adolescents for military service and the formation of a fullfledged and spiritually rich personality is substantiated. At the same time, the relationship between the education of patriotism and citizenship is a multilateral process that includes self-education of the individual, the formation of civic positions, respect for the protection of the rights and freedoms of man and citizen, and also characterizes the level of education of society as a whole. It has been established that military service makes special demands on adolescents, future soldiers, their spiritual and cultural content and high levels of readiness to serve the Motherland, attitudes to the state of mental, social and physical health, moral and psychological qualities. An analysis of the problem under study showed that in preparing adolescents for military service, one of the basic components is the education system, which allows educating a true patriot in the spirit of devotion to the Fatherland, the future defender of the Motherland.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

5. Психолого-педагогические особенности преподавания общетехнических дисциплин в современной высшей школе / Н.Г. Вильданова, Э.Ш. Пмаева, O.E. Зубкова, М.Р. Исмагилов // Проблемы современного педагогического образования. -2017. -№54(4). -С.22-30

6. Шамов А.Н. Формирование научно-исследовательской апперцепции на третьем уровне высшего образования / А.Н. Шамов // Гаудеамус. - 2020. - №2 (44). - С. 25-32

Педагогика

УДК 371

аспирант Заварзии Николай Павлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» (г. Тамбов)

ПОДГОТОВКА ПОДРОСТКОВ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассмотрена проблема подготовки подростков к военной службе в современных условиях российской действительности. Проведен анализ дефиниции «военная служба», что позволило констатировать, что изучаемый феномен сопряжен с вооруженной защитой Отечества, характеризуется значительной сложностью, опасностью и повышенным риском для жизни и здоровья субъекта, стрессогенностью и напряженностью всех сил организма при выполнении поставленных боевых задач с применением силы и техники. Раскрыты ведущие характеристики военной службы, что определяет значимость педагогического обеспечения подготовки к воинской службе, начиная с подросткового возраста. Выявлены характерные черты подросткового возраста, как значимого периода для готовности к военной службе. Наиболее важными чертами подросткового возраста выступают физическое, интеллектуальное, социальное, психическое, личностное и духовное развитие, становление нравственно-патриотических идеалов и интересов на основе освоения разнообразных сфер социальной практики и традиционных российских духовно-нравственных ценностей общества. Обоснована идея о том, что воспитание патриотизма и гражданственности - это неотъемлемый процесс подготовки подростков к военной службе и формирования полноценной и духовно насыщенной личности. При этом взаимосвязь воспитания патриотизма и гражданственности - это многосторонний процесс, который включает в себя самообразование личности, формирование гражданских позиций, уважение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также характеризует уровень воспитания общества в целом. Установлено, что воинская служба предъявляет особые требования к подросткам, будущим воинам, их духовно-культурному содержанию и высоким показателям уровневых характеристик готовности к служению Родине, установкам к состоянию психического, социального и физического здоровья, морально-психологическим качествам. Анализ изучаемой проблемы показал, что при подготовке подростков к военной службе в роли одной из базисных составляющих выступает система образования, позволяющая воспитать истинного патриота в духе преданности Отечеству, будущего защитника Родины.

Ключевые слова: подготовка подростков, военная служба, патриотическое воспитание, патриотизм, гражданственность, ценности служения и защиты Отечества, ответственность за будущее России.

Annotation. The article deals with the problem of preparing teenagers for military service in the modern conditions of Russian reality. The analysis of the definition of "military service" was carried out, which made it possible to state that the phenomenon under study is associated with the armed defense of the Fatherland, is characterized by significant complexity, danger and increased risk to the life and health of the subject, stress and tension of all the forces of the body when performing the assigned combat missions with the use of force and technology. The leading characteristics of military service are revealed, which determines the importance of pedagogical support for preparation for military service, starting from adolescence. The characteristic features of adolescence are revealed as a significant period for readiness for military service. The most important features of adolescence are physical, intellectual, social, mental, personal and spiritual development, the formation of moral and patriotic ideals and interests based on the development of various areas of social practice and traditional Russian spiritual and moral values of society. The idea that the education of patriotism and citizenship is an integral process of preparing adolescents for military service and the formation of a full-fledged and spiritually rich personality is substantiated. At the same time, the relationship between the education of patriotism and citizenship is a multilateral process that includes self-education of the individual, the formation of civic positions, respect for the protection of the rights and freedoms of man and citizen, and also characterizes the level of education of society as a whole. It has been established that military service makes special demands on adolescents, future soldiers, their spiritual and cultural content and high levels of readiness to serve the Motherland, attitudes to the state of mental, social and physical health, moral and psychological qualities. An analysis of the problem under study showed that in preparing adolescents for military service, one of the basic components is the education system, which allows educating a true patriot in the spirit of devotion to the Fatherland, the future defender of the Motherland.

Key words: training of teenagers, military service, patriotic education, patriotism, citizenship, values of service and defense of the Fatherland, responsibility for the future of Russia.

Введение. Современная социально-экономическая, политическая и социокультурная ситуация в обществе, которая связана с нестабильностью в мире, угрозами развитию нашего государства, попытками девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, оказывают негативное влияние на сознание и поведение молодых людей, В общественном сознании получили широкое распространение такие качества как равнодушие, эгоизм, индивидуализм, агрессия, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Эти отрицательные факторы резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма и необходимо принятие кардинальных мер для формирования и развития личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

К тому же современное образование становится все сложнее и необходимо воспитывать подрастающее поколение в духе высокой морали, внимательности к ближним, уважения к закону и готовности к нуждам своей страны. Обучение этическому и нравственному поведению, забота о здоровье, физическая подготовка приведет к тому, что подростки будут охотнее готовиться к военной службе и легче воспринимать трудности при выполнении своих обязанностей. Следовательно, подготовка подростков к военной службе является важной научно-педагогической проблемой, которая требует тщательного изучения в современных условиях.

Изложение основного материала статьи. На протяжении веков воинская служба играла огромную роль в жизни общества. На современном этапе она также остается одной из самых важных отраслей деятельности государства.

Военная служба рассматривается исследователями как:

- «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях, в Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях» [7];

- «как важнейший вид деятельности граждан Российской Федерации по вооруженной защите Отечества и особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами Российской Федерации, которая заключается в повседневном выполнении конкретных воинских обязанностей в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях» [11, С. 8]. Уточним, что в нашей статье мы также рассматриваем военную службу относительно готовности подростков (в перспективе) служить в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнять гражданский долг по защите Отечества;

- специфичная деятельность, характеризуемая постоянным поддержанием боевой готовности к применению силы и техники, в основании которой лежит идея беззаветной преданности Родине, верности своей Отчизне и ее народу, освоенности и трансляции воинских ценностей и традиций воинского братства, применения расширенных профессионально-военных и специальных компетенций;

- социальный институт, который имеет определенные признаки: государственность в рамках защиты интересов и потребностей государства; разрешение многообразных конфликтов при исчерпанности мировых соглашений и мирных средств; правовая организация деятельности с учетом нормативно-правовых актов действующего законодательства страны и норм международного права; авторитарная иерархическая система беспрекословного служебного подчинения; военно-автоматизированные базисные основания, имеющие в своем арсенале боевое оружие и средства его доставки; часть государства, которую можно использовать как в национальных, так и в личностных целях отдельных участников политических партий;

- начальный этап профессиональной деятельности, сопряженный с вооруженной защитой и укреплением обороноспособности Родины, боевым столкновением с противником и введением в эксплуатацию вооружения, военной и специальной техники. Военную службу А.Д. Шерстнев рассматривает по отношению к молодым людям, не имеющим опыта ведения боев и учебно-боевой деятельности, обладающим эмоциональной неустойчивостью и психическим перенапряжением в экстремальных ситуациях жизнедеятельности в армии [8].

Краткий анализ дефиниции «военная служба» позволил констатировать, что изучаемый феномен:

- сопряжен с вооруженной защитой Отечества, характеризуется значительной сложностью, опасностью и повышенным риском для жизни и здоровья субъекта, стрессогенностью и напряженностью всех сил организма при выполнении поставленных боевых задач с применением силы и техники;

- определяется жесткой регламентацией жизнедеятельности (ограничение свободы и дискомфортность условий проживания), беспрекословной и безусловной служебной субординацией по иерархии воинских званий и точным исполнением должностных обязанностей;

- задает усиленный темпоритм личностной и коллективной ответственности за военную и гражданскую безопасность перед обществом.

Ведущими характеристиками военной службы выступают: а) специфически-выраженный боевой характер повседневной армейской деятельности (участие в боевых действиях, несение боевого дежурства, полевые выходы и т.д.); б) усиленно-повышенная нагрузка: информационная (освоение нового социально-ролевого функционала солдата -защитника Родины; использование современных инженерно-технических средств и телекоммуникационных технологий); морально-психологическая (отрыв от традиционного окружения, нахождение своего места в военном коллективе, не всегда добровольный и личностно-ценностный смысл службы в армии, стрессогенность окружения); физическая (напряженная боевая подготовка, приобретение военных навыков и специальности). Это определяет значимость педагогического обеспечения формирования готовности молодых людей к воинской службе, начиная с подросткового возраста, и обусловливает обращение к анализу типологических характеристик подростничества.

В контексте формирования готовности подростков к несению воинской службы значимо, что в подростковом возрасте (11-15 лет) как базисной фазе интенсивного развития, становления мировоззрения и характера, по мнению Б.Г. Ананьева [2], демонстрируется усиление осознанности познания (поиск новых знаний об окружающей действительности, устремленность к углублению осведомленности о политической и социокультурной ситуации в стране и мире), развитие социального интереса (принятие других, принадлежность к группе, общественная солидарность), рефлексивное оценивание как себя, так и других людей (возможностей, устремлений, способностей), выработка критического мышления.

Данный период характеризуется приобретением опыта гражданского поведения и поступков по отношению к росту проявлений активности и инициативности участия в социально значимой деятельности, обогащению областей самореализации и самоутверждения, осмыслению значимости мотивов общественного порядка (чувство долга, права и обязанности, «моральный кодекс» или «кодекс чести») и ценностей жизненных перспектив (прогнозирование образа собственного будущего), активизации общественно-политического миросозерцания, усиленного «ломания головы» над проблемами жизни [3].

Кроме того, O.A. Лаврентьева отмечает, что в подростковом возрасте для оптимального формирования готовности к воинской службе заметное влияние приобретают волевые качества (настойчивость, постановка целевых ориентиров и задач, прогнозирование логики действий, упорство в их осуществлении, умения справляться с трудностями и оценивать собственные усилия) [4]. Подростки осуществляют первые активные пробы взрослости в ситуациях проявлений эмоционально-волевых усилий (ситуации социального закаливания), в ходе которых расширяется опыт принятия решений и отбор социально значимых ценностно-смысловых приоритетов для трансляции в последующей жизнедеятельности за пределами образовательной организации [5]. Под влиянием определенных педагогически целесообразных действий у подростков формируется начальный социальный иммунитет (способность противостоять негативным внешним и внутренним (информационным, идеологическим) воздействиям окружающей среды).

Важным аспектом для подготовки молодых людей к армии выступает то, что в подростковом возрасте фиксируется рост мышечной силы, развиваются скоростно-силовые качества, вырабатывается общая стойкость организма и его работоспособность, конструируется многофункциональный профиль физиоэнергетических возможностей и каркас костно-мышечной системы, отражающий дальнейший жизненный функционал взрослеющих субъектов.

Данный период сензитивен для формирования нравственно-волевого стержня, мужественности, целеустремленности, общественной активности, ответственности, чувства долга по отношению к конституционным правам и обязанностям,

выносливости, сдержанности, решительности, отваги. И обществу «важно не упустить шанс воспитать гражданина, защитника Отечества» [6, С. 208].

Следовательно, характерными чертами подросткового возраста, как значимого периода для готовности к военной службе, выступают физическое, интеллектуальное, социальное, психическое, личностное и духовное развитие, становление нравственно-патриотических идеалов и интересов на основе освоения разнообразных сфер социальной практики и традиционных российских духовно-нравственных ценностей общества. В связи с этим будущее процветание и продуктивное функционирование российского общества зависит от воспитания подростков - молодых граждан и защитников своего Отечества.

Остановимся на наиболее значимых задачах в подготовке подростков к военной службе.

Одной из основных задач в подготовке подростков является формирование патриотизма. Эту задачу ставили уже несколько веков назад, когда Россия еще только зарождалась как государство.

Один из первых документов, обращенных к вопросу воспитания патриотизма, был издан царем Иваном IV в 1550 году. В этом документе говорится о необходимости воспитывать «русских людей в вере и благочестии, и укреплять их патриотизмом и любовью к Отечеству».

Однако такой подход к воспитанию патриотизма был связан с религиозными идеями и имел ограниченный эффект на формирование национального самосознания. В более поздние времена государство и педагоги начали активнее использовать образовательную систему для воспитания патриотизма.

В 1863 году в России было принято «Положение об учительских семинариях», в котором говорится о том, что одной из главных задач учителя является «воспитание учащихся в любви к Отечеству». Кроме того, в конце XIX и начале XX веков были созданы специальные научные общества и музеи, которые занимались изучением истории России и просветительской работой.

Однако самым значимым этапом в развитии воспитания патриотизма в России стал период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В эти годы национальное единство и готовность защищать Отечество стали главными ценностями для общества. Вся страна боролась против врага, а победа была достигнута благодаря единству и силе нации.

Современная Россия продолжает уделять внимание воспитанию патриотизма. С 2007 года в России существует образовательный проект «Патриотическое воспитание», который направлен на формирование гражданской позиции, патриотизма и любви к Родине у детей и молодежи.

Патриотизм - это понятие очень широкое и может включать в себя множество аспектов. Однако, в первую очередь, патриотизмом можно назвать чувство любви к своей Родине и готовность ее защищать.

Следующая задача подготовки подростков к службе в армии направлена на воспитание гражданственности.

Гражданственность - это активная гражданская позиция, уважение к законам и правовым нормам, участие в общественно-политической жизни страны.

Воспитание гражданской позиции у подростков и должно включать в себя несколько ключевых аспектов.

Во-первых, важно создать условия для того, чтобы подростки понимали свои права и обязанности, а также знали, как правильно поступать в различных ситуациях. Молодые люди должны знать, что мнение каждого человека имеет значение и что они могут оказывать влияние на окружающий мир.

Во-вторых, важно научить подростков действовать в коллективе и быть готовыми к конструктивному диалогу и общению. Поддерживая дружественные отношения и сотрудничество, подростки могут достигать больших целей, чем, если бы действовали самостоятельно.

В-третьих, важно обучить подростков критическому мышлению. Способность анализировать, оценивать и интерпретировать информацию, с которой они сталкиваются в жизни и СМИ, поможет им развивать логическое мышление, что необходимо для развития гражданской позиции.

В-четвертых, подростки должны осознавать свою важность и силу в обществе. Организация и участие в различных общественных мероприятиях, акциях и программах, в соответствии с их возможностями, убеждениями и силами, позволит им стать активными гражданами своей страны.

Воспитание патриотизма и гражданственности - это неотъемлемый процесс подготовки подростков к военной службе и формирования полноценной и духовно насыщенной личности. Воспитание патриотизма начинается с самого раннего детства, когда ребенку рассказывают о своей истории, о героях и подвигах своей страны. Формирование гражданской позиции начинается в школе, где дети должны осознавать свою ответственность за судьбы своей страны, понимать важность правового государства, уважать мнение других людей.

Таким образом, взаимосвязь воспитания патриотизма и гражданственности - это многосторонний процесс, который включает в себя самообразование личности, формирование гражданских позиций, уважение защиты прав и свобод человека и гражданина, а также характеризует уровень воспитания общества в целом. Только при наличии культурной традиции, глубокого уважения к истории своей страны, а также наличии устойчивых ценностей подростков и молодежи, страна сможет обеспечить истинно гражданское, демократическое и процветающее общество.

Еще одна важная задача подготовки подростков к службе в армии связана с физической подготовкой.

Учитывая тот факт, что подростки основное время проводят в школе, то соответственно особенностью деятельности педагога по подготовке подростков к военной службе является индивидуальный подход.

Первое, что нужно понимать, что каждый подросток уникален. Подростки разных возрастов, а также с разным уровнем физической подготовки, имеют свои индивидуальные потребности и особенности.

Для успешной подготовки к военной службе педагог должен, прежде всего, развивать физические навыки подростков. Это физическое развитие включает в себя кардиотренировки, наращивание мышечной массы, повышение выносливости и гибкости. Для того чтобы увеличить эффективность занятий, педагог может проводить различные игры и соревнования.

Важную роль в подготовке играют различные военные учения и сборы. Они позволяют подросткам привыкнуть к жесткому режиму, которому они будут подчиняться во время службы. Также это отличная возможность для развития навыков ориентирования на местности, строевых упражнений и тактики.

Особую роль в подготовке подростков к службе в армии имеет психологическая подготовка.

В военной службе важно знать, как сохранять спокойствие в экстренных ситуациях или как справляться со стрессом. Поэтому, психологическая подготовка имеет такую же важность, как и физическая. Специальные психологические курсы помогут подросткам справляться с ментальными нагрузками и сохранять ресурсность в любых испытаниях.

Одним из основных методов психологической подготовки может быть следующее: проведение тренингов взаимодействия команды; создание условий для выражения своих эмоций; осознание и принятие риска и возможного травмирования.

Ведущими формами целенаправленного формирования подготовки подростков к военной службе в рамках военно-ориентационной работы школы, общественных организаций выступают: учебные (военно-историческая подготовка,

экскурсии, информирование, встречи, беседы и др.), внеучебные (участие в военно-спортивных мероприятиях, решение задач нравственного выбора и осмысления гражданской позиции, создание ситуаций, направленных на формирование умений, стиля поведения, общения, соответствующих гражданским и военным нормам поведения), общественные (работа в поисковых отрядах и клубах военно-патриотической направленности, участие в праздновании знаменательных военно-исторических дат, встречи с участниками боевых действий, участие в организации музеев, комнат боевой славы) [1].

Значимым при этом является развитие военно-прикладных навыков (рукопашного боя, преодоления препятствий, ускоренного передвижения, стрельбы из пневматических и пейнтбольных ружей), что оказывает существенное влияние на формирование у подростков физической готовности к военной службе, уверенности в своих силах, и мотивации к военному делу [9].

Выводы. Таким образом, анализ изучаемой проблемы показал, что при подготовке подростков к военной службе в роли одной из базисных составляющих выступает система образования, позволяющая воспитать истинного патриота в духе преданности Отечеству, будущего защитника Родины.

Установлено, что воинская служба предъявляет особые требования к подросткам, будущим воинам, их духовно-культурному содержанию и высоким показателям уровневых характеристик готовности к служению Родине, установкам к состоянию психического, социального и физического здоровья, морально-психологическим качествам.

При этом формирование готовности подростков к военной службе это целенаправленный процесс, осуществляемый в учебное и внеурочное время, определяющий обоснованное, последовательное накопление положительно-значимых (качественных и количественных) изменений в состоянии, познании, мотивации и личностных смыслах, опыте молодых людей (субъектов педагогического обеспечения), которые в последующем позволят им в более короткие сроки адаптироваться к условиям службы в Вооруженных Силах, овладеть современным оружием и военной техникой, продуктивно выполнить свой долг перед Родиной по защите Отечества.

Литература:

1. Аверьянов, Г.М. Психолого-педагогические условия подготовки подростков к военной службе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Геннадий Михайлович Аверьянов. - Оренбург, 2001. - 22 с.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб., 2008. - 189 с.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: ACT: Астрель, 2008. - 672 с.

4. Лаврентьева, O.A. Формирование социальной ответственности подростков в жизнедеятельности школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Олеся Алексеевна Лаврентьева. - Красноярск, 2016. - 24 с.

5. Рожков, М.И. Социально-педагогическая деятельность: экзистенциальный подход / М.И. Рожков // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки: научный журнал. - Ярославль: ЯГПУ, 2012. - Т. 2. - № 5. -С. 50-53

6. Титов, Б.А. Сенситивные периоды развития природных задатков детей, подростков и юношества / Б.А. Титов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7. - С. 205-210

7. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-Ф3 (ред. от 14.04.2023) «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.04.2023) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/3df6b35547c68d2ca9bb487blle0f6be5818171a/

8. Шерстнев, А.Д. Безопасность военной службы как социальная проблема / А.Д. Шерстнев // Социс. - 1995. - № 12. - С. 22-26

9. Шиндина, И.В. Формирование готовности допризывной молодежи к службе в армии / И.В. Шиндина, Ю.В. Рыбина // Science Time.-2015. -№ 5 (17). - С. 529-531

Педагогика

УДК 372.8

кандидат педагогических наук, доцент Зубова Светлана Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Старцева Наталья Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара);

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (г. Самара)

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Аннотация. В статья описывается разработанный авторами курс внеурочной деятельности «Изучаем английский играя» для обучающихся 7-х классов основной школы на примере предмета «Иностранный язык» и реализуемый в рамках ФГОС ООО. Внеурочная деятельность рассматривается авторами как способ повышения мотивации к обучению в целом и иностранному языку в частности. Авторы предлагают использовать активные методы обучения, заявленные в ФГОС ООО для формирования коммуникативной компетенции обучающихся. Как следует из названия курса основным метод, реализуемым в авторском курсе - является игра, а именно ролевая игра, дидактический потенциал которой способствует не только освоению иноязычного материала, но и формирует потребность и психологическую способность обучающихся к речевому общению.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ролевая игра, образовательный процесс, предметные результаты, метапредметные результаты.

Annotation. The article outlines the course of extracurricular activity "Learning English while playing" developed by the authors for students of the 7th grade of the secondary school on the example of the subject "Foreign Language" and implemented within the framework of the Federal State Educational Standard. Extracurricular activity is considered by the authors as a way to increase motivation for learning in general and a foreign language in particular. The authors propose to use active teaching methods, declared in the Federal State Educational Standards of Basic General Education, to form students' communicative competence. As the title of the course suggests, the main method implemented in the authors' course is a game, namely a role-playing game, the didactic potential of which contributes not only to the mastering of foreign language material, but also forms the need and psychological ability of students for verbal communication.

Key words: extracurricular activity, role-playing game, educational process, subject results, transdisciplinary results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.